Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Никон сказал: «Отнесите меня в светлую храмину, уготованную мне молитвами отца моего! Изыди, душа моя, — тихо промолвил он наконец, — идеже ти уготовано пребывалище; пойди радующися: Христос зовет тя!» Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон отошел к Богу 17 ноября 1426 года и после отпевания был погребен близ раки преподобного Сергия. Над могилой преподобного Никона построен около 1560 года каменный храм во имя его. Мощи преподобного Никона почивают здесь под гробницей. Рака великого Сергия отделяется одной каменной стеной от раки ученика его. Близки были друг к другу в земной жизни преподобные Сергий и Никон; близкими остаются и в загробной жизни. Неоднократно они оба вместе являлись и совокупно чудодействовали. Ноябрь 19 Варлаам, Игумен Печерский, преподобный Преподобный Варлаам, игумен Печерский, жил в XI веке в Киеве, был сыном знатного боярина. В доме своих родителей Варлаам получил доброе христианское воспитание и от юности отличался душевной чистотой. С юных лет Варлаам, посещая преподобного Антония († 1073, память 10/23 июля), так увлекся безмятежной благочестивой жизнью Киево–Печерских подвижников, что решился навсегда оставить мир со всеми его прелестями и жить в пещере. Тайный свой помысл он открыл преподобному Антонию, но тот, одобряя благое намерение юноши, заметил, как бы слава мира сего не обратила его из пещеры от монашества вспять. Через день после своей беседы с преподобным Антонием Варлаам оставил родительский дом и даже обрученную невесту свою и, одевшись в пышные одежды, с великолепной свитой, на богато убранном коне подъехал к пещере преподобного Антония. Кроткие иноки вышли навстречу вельможе и с поклоном и почетом приняли его. Варлаам, сошедши с коня в поклонившись до земли преподобному, снял с себя боярские одежды и, положивши их к ногам преподобного, а также подведши к нему своего коня и свиту, сказал: «Вот прелести мирской жизни, как хочешь, так и поступи с ними, а я вменяю их в ничто, хочу с вами жить в пещере, да Христа приобрящу и никогда не возвращусь в дом свой».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Действительно, здесь идет речь о «простом муже», к которому пришел Варлаам; однако, как кажется, простота его заключается в том именно, что он не обучен «двойственностям», которые позволили бы ему скрывать от Варлаама учение исихастов. Эта простота не такого рода, которая подразумевается, например, Паламой или Кантакузиным, поскольку сложно сказать, что монах, не обученный двойственностям, проще других и нуждается в защите, о чем говорит Палама, или глуп и лишен разума, о чем ведет речь Кантакузин. Под этим мужем, о котором упоминает Иосиф, мог иметься в виду прп. Игнатий Исихаст. Далее, стоит задаться вопросом о мотивации авторов версии о начале споров как результате встречи Варлаама с монахами-простецами. Согласно А. Риго, эта версия, которую впервые озвучивает свт. Григорий Палама, отражает топос религиозной полемики («topos della polemica religiosa») . Таким образом, позиция А. Риго подразумевает (хотя он этого прямо не говорит), что свт. Григорий лгал, когда представлял развитие событий таким образом, что Варлаам общался с самыми простыми монахами. Однако имеются данные, позволяющие предполагать, что ход событий все же был таков, что не стоит допускать наличие лжи у свт. Григория. Обратим внимание на то, как тема «простецов» возникает в изложении споров Дисипатом: Тогда он [Варлаам. – Д.Б.] отошел к опровержению монахов и написал слова против такового Божественного света, желая доказать, что он материальный и тленный, заявляя, что этот свет не был вечным, но только тогда возник, дабы ученики [Христа], простые люди (διται ντες), видели и удивлялись, и снова пропал, исчез и обратился в не-сущее . Дисипат, который является источником более достоверных сведений о соответствующих событиях, чем Палама, указывает, что Варлаам, критикуя позицию исихастов, утверждал, что Фаворский свет, будучи чувственным и тварным, был явлен Господом простецам-апостолам для того, чтобы те удивлялись, и, очевидно, посредством этого более утвердились в вере . Исходя из этого свидетельства Дисипата можно предположить, что поскольку Варлаам допускал само существование Фаворского света и, насколько можно судить, допускал, что свет может явиться и ныне , он мог говорить, что и нынешним исихастам, подобно тем простецам-апостолам, Господь являл Фаворский свет, чтобы удивить их и, таким образом, более утвердить их в вере (вспомним упреки Варлаама в адрес прп. Игнатия о том, что тот не очищен и не свободен от страстей). Эти слова Варлаама могли дойти до Паламы таким образом, будто Варлаам заявлял о своих встречах с простецами-исихастами, в то время как на самом деле Варлаам мог говорить о том, что исихасты, с которыми он встречался, подобны простецам-апостолам в том отношении, что Господь также являл им Фаворский свет для их усовершения и очищения от страстей.

http://bogoslov.ru/article/2363267

По свидетельству Льва Алляция он был поставлен игуменом монастыря Спасителя в Константинополе, а Грегора говорил, что он получил от императора назначение объяснять учение св. Дионисия и быть наставником богословия. В это время Варлаам является вполне православным, и хотя пришёл с Запада, тем не менее, пишет сочинения в опровержение учения Латинян о Filioque, о главенстве папы, и опровергает всё это очень сильно и серьёзно. Когда при Андронике Младшем Византийская империя была стеснена с Востока турками, отнявшими у неё Малоазийские провинции (Вифинию, Мизию и др.), император, в виду большой опасности, грозившей империи от турок, и желая возвратить потерянное, отправляет Варлаама к папе переговорить об унии под условием, если короли – Французский Филипп IV и Сицилийский Роберт окажут помощь Византии. Здесь Варлаам также весьма энергично отстаивает интересы Восточной Церкви и империи. Но после этого он становится уже противником Греческой Церкви. Сначала он упрекает восточное духовенство в невежестве, потом порицает образ жизни афонских и Солунских монахов и, наконец, впадает в ересь, увлекая за собою много последователей. Происхождение и сущность этой ереси, как это изображается в сочинениях Акиндина и Алляция, последователей Варлаама, таковы: однажды в Солуни зашёл Варлаам в монастырь исихастов (покоющихся) и ему, незнакомому с греческим подвижничеством, показалась странной их замкнутая, созерцательная жизнь и суровое самоистязание. Ещё более удивился Варлаам, когда услышал от одного брата исихаста, будто монахи в минуты наиболее глубокого религиозного настроения удостаиваются видеть божественный свет 108 . Варлаам начал обличать восточных монахов в ереси, называя их мессалианами и омфалонпсихами (душа которых в желудке). Монахи выставили против него св. Григория, который в это время прибыл в Солунь для поправления своего здоровья. Последний отправил к Варлааму депутацию из нескольких монахов с объяснением, что брат исихаст, с которым он разговаривал, невежествен и глуп и сам не знал, что говорил, и чтобы, поэтому Варлаам, основываясь на словах простеца-старца, не злословил монахов и не отвращал людей от совершеннейшего образа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

По приезде в Константинополь Варлаам, будучи человеком необычайным, привлек всеобщее внимание и сделал молниеносную карьеру. Он подружился с Иоанном Кантакузином , «Великим доместиком» (премьер-министром) и приближенным императора Андроника III. С его помощью Варлаам стал профессором в Константинополе с узкой специализацией толкователя псевдо- Дионисия Ареопагита . В 1333 году в Константинополь прибыли два римских легата-доминиканца. Один из них, венецианец по происхождению, был епископом Босфора Киммерийского (как тогда называлась Керчь), в то время колонизированного итальянцами, куда епископ и направлялся по назначению. Будучи проездом в Константинополе, легаты провели совещание с греками о возможности соединения Церквей. Речь, как всегда, шла о Filioque. Греческим представителем был назначен Варлаам. Он был энергичен, хорошо знаком как с западным, так и с восточным менталитетом и культурными особенностями – словом, как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Еще одно немаловажное удобство состояло в том, что он не занимал никакого официального положения в Церкви, так что в случае недоразумений или затруднений от него всегда можно было отречься. По случаю предстоящей дискуссии Варлаам опубликовал 21 короткий трактат, в которых яростно нападал на Фому Аквинского. Фома в своих писаниях пользовался Аристотелевым методом силлогизмов и, придерживаясь философского реализма, доказывал возможность познания Бога. Варлаам же в своих трактатах призывал западных коллег читать Дионисия, который доказывает, что человеку не дано знать Бога. В таком же духе он отвергал силлогизмы своих оппонентов, заявляя, что нам ничего неизвестно об исхож-дении Святого Духа вследствие невозможности богопознания, и поэтому следует просто подчиняться авторитету Церкви и Предания. Вдобавок Варлаам позволил себе иронизировать над схоластическим методом доминиканцев, и те, оскорбленные, уехали в Керчь. Трактаты Варлаама продолжали циркулировать и в конце концов попали на Афон, где их прочитал Григорий Палама . Около 1335 года Григорий написал Варлааму чрезвычайно вежливое письмо. В этом письме он напоминал Варлааму о Боговоплощении и, ссылаясь на афонских исихастов, говорил о непосредственном христианском опыте богообщения. По мнению Григория, отрицание возможности богопознания, проповедовавшееся Варлаамом, было наихудшей ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1, 3—4)? Эти вопросы были разрешены на Константинопольских Соборах середины XIV века. Причиной созыва Соборов явились споры о Фаворском свете, которые поднял в Византии ученый калабрийский монах Варлаам. В. ДОКТРИНА ВАРЛААМА Вопреки святоотеческому Преданию, Варлаам считал недопустимым различать в Боге Сущность и энергию, потому что в таком случае простое естество Божие делилось бы на две части: высшую — Сущность и низшую — энергию, и тем самым было бы введено двубожие: Бог высший и низший. Варлаам признавал в Боге лишь простую и несообщимую Божественную Сущность, а энергию считал сотворенной силой Божией. Он, например, утверждал, что свет, который исходил от Господа Иисуса Христа на Фаворе, был тварным светом, своего рода атмосферным явлением. По этой причине Варлаам в своих трактатах высмеивал афонских монахов-безмолвников (исихастов), делателей Иисусовой молитвы, которые учили, что человек на высших ступенях молитвенного делания может видеть несотворенный Божественный свет, подобно Апостолам во время Преображения. Так как Варлаам отождествлял Бога с Его недосягаемой Сущностью, относя энергию (или благодать) к тварным явлениям, то из его учения следовало, что подлинное богообщение и соединение человека с Богом невозможны. Бога можно познавать только посредством тварного. Ересь Варлаама была противоположной ереси Евномия. Если последний считал, что Бог постижим по Сущности, то Варлаам впал в другую крайность: он полагал, что Бог вовсе не постижим в непосредственном духовном опыте. Все явления Бога людям, о которых говорится в Писании, он считал лишь некими символами, которые создает Бог для общения с человеком. Г. УЧЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ О РАЗЛИЧИИ СУЩНОСТИ И ЭНЕРГИИ БОГА В ответ Варлааму святитель Григорий Палама изложил следующее учение о Сущности и энергии Бога. Бога нельзя отождествлять только с Его Сущностью, ибо Моисею на Синае Бог не сказал: «Я есть Сущность», — но: «Я есть Сущий» (Исх. 3, 14). Сущность заключена в Сущем, а не наоборот. Итак, в Боге, кроме Сущности, различаются еще Три Лица и природная энергия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

По известию Никифора Григоры 562 , на соборе прежде всего решено было не допускать публичного обсуждения богословских вопросов; этим распоряжением имелось в виду, с одной стороны, охранить возвышенные богословские тайны от толпы непосвященных слушателей, с другой же, предостеречь Варлаама и Паламу от лишних слов, которые они могли позволить себе в увлечении. Итак, предмет совещаний ограничен вопросом о молитве, обвинение же в массалианской ереси отложено на несколько дней. «И если бы не случилась неожиданная смерть царя, – продолжает Григора, – то, конечно, Варлаам достиг бы своего в споре с Паламой, то есть вырвал бы с корнем еще только нарождавшуюся ересь». После этого Григора совсем неожиданно переменяет тон и, выкинув подробности, прямо заявляет, что Варлаам обличен был на основании других его сочинений в злоумышленности и дерзости и искательстве народной славы. Правда, историк не скрывает, что он не присутствовал сам на заседаниях и вообще относится весьма недружелюбно к самому собору, называя его театральным представлением 563 . В изложении Кантакузина 564 также имеются черты, несходные с содержанием приведенных выше известий. Самая интересная особенность состоит в том, что Варлаам выставлен здесь в роли обвинителя, как и должно было происходить на самом деле; но уже во время соборных заседаний он заметил, что дело кончится не в его пользу, посему, подошедши к великому доместику, сидевшему рядом с царем, он просил у него помощи и совета. Великий доместик посоветовал ему публично сознаться в заблуждении и объявить учение монахов правильным. Когда Варлаам после некоторого колебания сделал это, собор простил его. Последовавшее затем удаление Варлаама в Италию объясняется здесь не осуждением на соборе, но смертью царя. Ввиду такого состояния известий о первом соборе, почерпаемых в главных источниках, было бы весьма трудно с точностью восстановить ход соборных совещаний. Возникают даже сильные сомнения по отношению к результату соборных деяний: осужден был Варлаам или прощен? Эти колебания не были бы уместны, если бы не существовало не подлежащих сомнению доказательств, что деяниями собора остался недоволен Григорий Палама .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тут подошел к нему начальник почтовой конторы и, передавая ему телеграмму, спросил: «Знаете ли, о. Варлаам, что ваш настоятель скончался, вот телеграмма». В первую минуту эту весть о. Варлаам принял спокойно, но когда он вернулся в имение и по старце стали служить панихиду, он рыдал навзрыд, и все следующие дни был в безысходной скорби и от утраты такого старца, и от того, что не будет при его погребении. Часть ночи с субботы на воскресенье о Варлаам с прочней братией провел в молитве в течение 3 часов, а потом лег спать. И тут же с необыкновенной ясностью представился ему о. Иона. Он видел себя в том же усадебном доме, и к нему вышел живым о. Иона и сказал ему: «Я не умер, а я жив, хотя отошел от вас телом, но духом я с вами». Старец вышел в палисадник и благословил о. Варлаама. Целуя его руку, о. Варлаам ощутил необыкновенную жизненность и мягкость в этой руке. Тут собралась вся братия, жившая в усадьбе, и стала плакать, говоря: «Батюшка, Вы умерли?» А он в ответ произнес те же слова. О. Варлаама он поставил по правую сторону от себя и начал говорить братии: «Живите все в мире, в согласии, в целомудрии, в любви, с усердием проходите послушание, не оставляйте назначенного правила, и все будете в Царствии Небесном». Потом старец пригласил о. Варлаама с двумя монахами на мельницу монастырскую на лодке. Проезжая пруд, о. Варлаам по неосторожности, правя лодкой, веслом брызнул старцу на его больную ногу, и старец просил грести осторожнее. Тут сон прекратился. О. Варлаам проснулся с такою радостию, какой не переживал за всю свою жизнь и какой не испытывал и тогда, когда старец был живым и ему приходилось со старцем долго беседовать. Иеромонах Аверкий Когда расширяли наш большой храм (1897 г.), шла работа, по другую же сторону шла служба. Я в это время нес послушание пономаря. Был полиелей перед днем иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (на среду). Прошло несколько дней, и под первое воскресенье за всенощной о. Иона меня спрашивает в своей алтарной келье: «Не заметил ли ты, когда на прошлую среду был полиелей на «Все скорбящих», стояла ли особого вида Монахиня»? – «Не знаю, батюшка, много монахинь было.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Корнилий определён 23 дек. 1659. 21 Солдовский, Жукова Успенская пустынь, на реке Солде, в Галицком уезде, основана в 1515 г., упразднена в 1764 г. [VI, 2.] Игумены Евфимий , 1514–34. Герасим , 1540–51. Иродион , 1584–86. Адриан , 30 авг. 1587. Корнилий , 1597–1603. Евфимий , 1607–14. Антоний , 1623. Герасим , 1634–41. Антоний , в мар. 1652. Корнилий , строит., 1659 и 60. Иоасаф , в янв. 1677, 1689 и 90, 1702 сент. Варлаам , строит., 20 нояб. 1691. Варлаам , 1721–24. Герасим , строит., 1735–38. 22 Игрицкий Богородичный («что на Песошне» в исх. XVII века и 1738), от Костромы в 15 верстах, основан около 1624 г. После мнтрь 3-го класса. [IV, 287; V, 525.] С 1847 г. 2-го класса. Игумены Гурий (строит.) 1624–45 (он же в 1634), в июле (sic) 1653. Варлаам определён 24 июня (sic) 1634 (упом. при патриархе Никоне , sic). Авраамий , в авг. (sic) 1659, в окт. 1660, в окт. 1665. Варлаам , 1670. Патермуфий , 1672 и 73. Логгин , 1677–83. Сергий , 1683–86 (бывший 1694, 98). Иоаким , 1687. Афанасий , 1690–1701. Сергий , бывший архим. Дмитровского Борисоглебского монастыря, упом. 1704–8. Иосиф , в апр. 1721. Иоасаф (строит.) 14 июля 1724 перев. в Авраамиев. Иосиф 1738 уволен, за дряхлостью. Варлаам определён 9 апр. 1738. Досифей , 1746–60. Киприан , архим., из Новозаозерского, с 20 мая, 14 окт. 1760, потом уволен в Чухломский Авраамиев. Иона , 1762–64, перев. в Галицкий Новозаозерский. Рафаил , в авг. (sic) 1766. Антоний в мар. 1781 перев. из Чухломского Авраамиева. Парфений , строит., 1802 перев. в Луховский Тихонов. Евгений , строит., 1809 перев. в Луховский Тихонов. Порфирий , 1838–50. Агафангел перев. из Богоявленского, 1850–54. Порфирий , 1855–58. Порфирий Соколовский 21 поло. 1858 хирот. в викария Московского. Викторин , 1859–61. Вениамин , 1862. Вениамин Благонравов 5 февр. 1862 назначен 279 еписк. Селенгинским, викарием Иркутским. Иосиф , 1863–66. С 1866 управляет викарий Костромской епархии. Песочного Анастасий перев. из Железноборовского, 1754–57. Варлаам жил на покое 22 года в Саровской пустыне; † 4 мая 1765. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Около сороковых годов XIV века в Константинополь из Калабрии прибыл образованный монах Варлаам . Побывав в Фессалониках, он посетил Афон. Здесь один простодушный пустынник, проводивший жизнь созерцательную, сообщил ему, что афонские пустынники удостаиваются созерцания божественного света телесными очами, приготовляясь к этому искусственными приемами. А именно, садясь в углу своих келий, они крепко прижимают к груди подбородок, устремляют глаза на определенную точку тела (пуп), удерживают по возможности дыхание и впадают в грусть. Затем, если они находятся в таком положении долгое время, грустное настроение сменяется неизреченной радостью, ибо при этом они созерцают особый блистающий свет, который проникает в их сердце, и который они называют несотворенным, божественным. Монахи, достигшие такого созерцания, называли себя исихастами 15 . Варлаам, выпытавший у доверчивого пустынника эти сведения, стал обвинять афонских монахов в ереси мессалианской, называя их исихастами. Он даже донес о них императору Андронику III Палеологу (1328–1341 гг.) и Константинопольскому Патриарху Иоанну Калека. В 1341 году в Константинополе был созван Собор по этому делу. Сторону афонских монахов принял известный тогда святогорец Григорий Палама , державшийся вместе с афонскими монахами созерцательно-мистического направления в богообщении. Возражая Варлааму, он говорил, что тот свои сведения об искусственном приготовлении к созерцанию божественного света заимствовал от простых монахов, а не от образованных; в то же время и Палама утверждал, что видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть божественный, несотворенный, нематериальный, но реально видимый, а не галлюцинация, как утверждал Варлаам. Такой, например, свет был на Фаворе во время Преображения Господня, который видели апостолы. Варлаам обвинял после этого и самого Паламу в двубожии. На состоявшемся в 1341 году Константинопольском Соборе присутствовали Палама и Варлаам. Здесь об афонских старцах-исихастах не велись рассуждения. Полемика касалась чисто теоретического вопроса, а именно видимый телесными очами свет, в котором является Божество, есть ли свет божественный и несотворенный или сотворенный. Палама доказывал, что Существо Божие невидимо, те же атрибуты, при которых Оно проявляется, как например, свет, видимый телесными очами, есть принадлежность Божества, и Его несотворенная вечная энергия, благодатно сообщаемая человеку. Варлаам продолжал утверждать, что свет, в котором является Божество, не есть принадлежность Божества, что он есть творение, так как, кроме Бога, нет ничего несотворенного, и что мнение Паламы ведет к двубожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010