В марте 1830 года о. Варлаам снова был вытре­бован архиепископом Михаилом в г. Иркутск, для посвящения в священный сан. 22 марта монах Варлаам посвящен преосвященным Михаилом в чин иподиакона и в стихарь. 24-го марта в Иркутском кафедральном соборе рукоположен во иеродиакона, а 25 марта, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, в Благовещенской церкви города Иркутска – в иеромонаха. В ру­ководство новопоставленному иеромонаху-миссионеру преосвященный Михаил дал вышеприведенную нами ин­струкцию или правила, коими должно руководиться при обращении иноверных в веру христианскую или при утверждении в оной новообращенных. Отцу Варлааму поручено было обращать окрестных бурят и монголов в православную веру и крестить, а равно заботиться об обращении на путь истины соседних раскольников, но пока без формального определения миссионером известного участка, а на общих основаниях, как обязывалось к тому все приходское духовенство. В ските еще не было тогда церкви; почему, отец Варлаам должен был позаботиться об устройстве в обители храма Божия, для отправления божественной службы. По возвращении за Байкал, отец Варлаам постарался исполнить предначертания архипастыря. Из часовни была устроена приличная церковь ; иконостас для оной был отцем Варлаамом вывезен из Петропавловской церкви Петровского завода, и приспособлен к скитской Иоанно-Предтеченской церкви. Сверх того отец Варлаам успел устро­ить в своем ските двухэтажный настоятельский корпус, особо от тех малых келлий, какие были ранее устроены для каждого из его сподвижников в пустыни. Освящение храма в Чикойском ските совершено было в 1831 году, при преосвященном Иринее, во имя святого Пророка и Предтечи, Крестителя Иоанна, 24 февраля, в память обретения главы Иоанна Крестителя. Благословляя освящение церкви, архиепископ Ириней упо­мянул, что цель этого скита «есть обращение, аще Господу угодно, монголов»; к этому архипастырь присовокупил: «стараться обрести такого подвижника, который бы мог совершать божественную литургию на монгольском языке».

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: " Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему " . Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более. Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде. Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: " если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла " . Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: " Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие " . На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай. Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он особенно чтил Преподобного, часто приходил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам.

http://pravicon.com/info-1913

Рассмотрели трактат Варлаама «Против мессалиан» по следующей схеме: сначала читали несколько отрывков из произведения Варлаама, затем монахи приводили опровергающие их цитаты из Святых Отцов. К концу дня Варлаам понял, что Собор складывается не в его пользу. Он попытался найти защиту у великого доместика Иоанна Кантакузена, но тот только посоветовал ему признать свою неправоту. Не без смущения Варлаам вышел в центр зала и заявил, что ошибался, упрекая монахов в незнании предмета спора. «Ныне же я вполне убедился, что они лучше меня мыслили о предмете нашего пререкания, и в остальном я нисколько не имел разногласия с ними и уверен и исповедую, что свет, осиявший на Фаворе учеников, есть вечный». Как полагают, такая откровенная капитуляция была в немалой степени обусловлена тем, что Акиндин не поддержал Калабрийца, и тот посчитал себя преданным своим бывшим учеником 638 . Затем император подводил итог дискуссии. Поразительно: при личном сочувствии царя и великого доместика Варлаам не смог одержать победу и едва не был анафематствован! Кстати сказать, это обстоятельство весьма положительно характеризует личность самого Андроника III Палеолога. Раскаяние Калабрийца было радостно встречено всеми, включая св. Григория Паламу , и отцы Собора благодарили Бога за мир в Церкви. А затем император Андроник III Палеолог произнес речь, своим содержанием, глубиной мысли и стилем изумившую всех присутствующих лиц 639 . Андроник III Палеолог подвел конец дискуссии. Но никакого соборного определения принято не было – вместо него утвердили протокол, в котором под угрозой условного отлучения от Церкви запрещалось обсуждать те вопросы, которые поднял Варлаам. Правда, позднее этот протокол был значительно изменен и получил вид соборного Томоса, где Варлаам выставлен уже в роли обвиняемого 640 . Святой Григорий Палама был, очевидно, недоволен половинчатостью соборного решения, поскольку его встречный иск против Варлаама, по существу, не рассматривали, а, следовательно, исихазм не утвержден Церковью как истинное учение. Можно было с полной уверенностью полагать, что спор на этом не прекратится. Но в тот момент все выглядело идиллически. Патриарх Иоанн Калека обнародовал окружное послание, осуждающее «то, что монах Варлаам говорил против священнобезмолвствующих», и под страхом отлучения от Церкви предписывающее: 1) всем жителям Константинополя сдать в патриархию писания Варлаама, находящиеся в их распоряжении, 2) жителям других городов сдать их поместным духовным властям для принародного уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре Варлаам скончался и 19 ноября 1192 года был погребен в соборе Преображения Господня. Перед своей кончиной преподобный завещал монастырю села, земли и другие угодья, пожертвованные новгородским князем Ярославом. После кончины преподобного Варлаама Хутынский монастырь богател и разрастался. Среди братии в обители были не только простолюдины, но и новгородские вельможи. Постригаясь в монахи, бояре значительно пополняли монастырскую казну. Однако основным богатством Спасо-Хутынского монастыря оставалось имя Варлаама-чудотворца. Среди чудес, свершенных им при жизни, наиболее известным является предсказание обильного снегопада в первую пятницу Петрова поста. Когда Варлаам стал стар и немощен, он почти не покидал монастыря. Однажды летом новгородцы пригласили старца в гости. На это приглашение святой ответил, что он приедет позже, в первую пятницу Петрова поста, но только в санях и по зимнему пути. К обещанию Варлаама новгородцы отнеслись с недоумением, однако старец сдержал свое слово. Летней ночью на первую пятницу Петрова поста в Великом Новгороде выдался мороз, выпал глубокий снег и Варлаам, как обещал, приехал в гости к новгородцам именно в санях. В память о том событии в Великом Новгороде до 1917 года в первую пятницу Петрова поста ежегодно устраивали крестный ход от Софийского собора к стенам Хутыни. Не меньшую известность получило и другое событие, связанное с преподобным Варлаамом Хутынским. В конце 12 века в Великом Новгороде преступников казнили на мосту через Волхов у Кремля. Однажды на пути к кремлевскому Софийскому собору старец остановил очередную казнь и взял преступника под свое покровительство. Впоследствии этот преступник вел праведную жизнь и раскаялся во всех грехах. В следующий раз Варлаам был остановлен на волховском мосту родителями приговоренного к смерти новгородца. Варлаам не внял их просьбам и прошел мимо, не обратив внимания на их мольбы, и казнь состоялась. Когда старцу задали вопрос, почему он не остановил казнивших в этот раз, Варлаам Хутынский ответил, что на этот раз казнили невинного. Человек невинный, по мнению святого, не нуждался в исправлении на земле и уже мог предстать перед Богом.

http://pravoslavie.ru/11889.html

Осенью 1928 года на межрайонной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке Киевская монастырская артель «Хлебороб» получила диплом 1-й степени «за культурне ведения промислового городничества, парникового господарства та технику переробки городини». В 1928 году власти требуют закрыть артель. В сентябре 1929 года отбирают из аренды так называемый хутор Васильчикова, но артель на других землях все равно продолжала существовать. От осведомителей в НКВД поступает информация, что монастырь «вагонами грузит с/х продукцию в Ленинград, Харьков и другие города, продает в Киеве на Бессарабском рынке». После этого НКВД принимает решение об аресте руководителей артели. Одного из них, иеромонаха Арефу (Синькова) объявили в «розыск... по СССР.» Остальных успели арестовать. Из 5 арестованных – 4 монаха и председатель артели Когтев Григорий, 1878 г. р. (гражданское лицо). Со всех арестованных взяли подписку о невыезде. Затем они содержались в Киевском ДОПРе. Иеромонах Варлаам (Семисал) был арестован 14 января 1930 г. В следственном деле указано, что о. Варлаам был членом Духовного Собора монастыря. Арестован за «нарушение правил регулирования торговли и проводил антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков масс». С этой формулировкой протокол 209/539 особого совещания при коллегии ГПУ УССР от 6 ноября 1930 года Когтев Г. А. и монахи Евтихий (Оробей), Илия (Терещенко), Даниил (Васянович), Варлаам (Семисал) осуждены по ст. 54–10 и 135 УК УССР на три года концлагерей каждый. 501 Сколько лет провел в лагерях отец Варлаам, нам точно неизвестно. В 1940-е, 1950-е годы не принято было об этом писать в анкетах. Указывали либо так: «занимался сельхозработами на родине», как это записано в одной из анкет отца Варлаама, либо что-нибудь подобное. С 1941 года отец Варлаам остается на оккупированной немцами Украине и ведет здесь активную церковную жизнь. В 1942 году он был награжден саном игумена. В 1943 году игумен Варлаам был некоторое время секретарем Управления Донецкой епархии. 502

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варлаам Калабрийский в 1335 г. составил две речи против латинян, которые были произнесены им в императорском дворце. Когда свт. Григорию, который в то время жил на Афоне, пересказали содержание этих речей, он написал два аподиктических трактата «Против латинян», в которых критиковал и Варлаама, не называя его по имени. В это время Варлаам написал ряд антилатинских трактатов; свт. Григорий попросил прислать ему копию и получил трактат Варлаама, посвященный проблеме силлогизмов, в котором утверждается, что нельзя в догматической полемике использовать аподиктические («доказательные», основанные на необходимости) силлогизмы, поскольку в контексте суждений о Боге не может быть использован принцип доказательности. Ознакомившись с трактатом, свт. Григорий написал недоуменное письмо Акиндину, который выступил примирителем между ним и Варлаамом, а затем, получив от него ответ, написал еще одно письмо Акиндину и два письма Варлааму. Позиция свт. Григория заключается в том, что православное учение об исхождении Святого Духа только от Отца вполне доказуемо – из Писания, творений Отцов и опыта святых. Варлаам и свт. Григорий расходились также в понимании статуса «внешних наук» и языческой философии. В начале 1337 г. Варлаам, познакомившись в Фессалониках с монахами-исихастами и ознакомившись с исихастскими сочинениями о молитве, составил несколько трактатов, в которых обвинял исихастов в мессалианстве, а в 1338 г. он подал на них жалобу в Синод, а также Константинопольскому патриарху Иоанну Калеке. Патриарх отверг жалобу Варлаама, однако тот продолжал нападать на исихастов. Свт. Григорий встал на защиту исихастов и сначала вместе с Акиндином пытался примирить Варлаама с монахами, а затем написал первый, а потом второй трактат из трех в составе «Триад в защиту священнобезмолвствующих». После того как Варлаам издал новую редакцию антиисихастских трактатов «Против мессалиан», свт. Григорий добился одобрения и подписания авторитетнейшими афонскими монахами т. н. «Святогорского томоса», в котором были осуждены идеи Варлаама, хотя его имя в томосе не упоминалось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Но ему не хочется не только видеть, даже и слышать про земную славу и богатство, и потому он решился съехать с Москвы в дальний монастырь: слышал он, что есть монастырь в Чернигове, и туда-то он хочет звать с собою Варлаама. Тот отвечал Отрепьеву, что если он жил в Чудове у патриарха, то в Чернигове ему не привыкнуть: черниговский монастырь, по слухам, место неважное. На это Григорий отвечал: «Хочу в Киев, в Печерский монастырь, там старцы многие души свои спасли; а потом, поживя в Киеве, пойдем во святой город Иерусалим ко гробу господню». Варлаам возразил, что Печерский монастырь за рубежом, в Литве, а за рубеж теперь идти трудно. «Вовсе не трудно, – отвечал Григорий, – государь наш взял мир с королем на двадцать два года, и теперь везде просто, застав нет». Тогда Варлаам согласился идти вместе с Отрепьевым: оба монаха поклялись друг другу, что не обманут, и отложили путь до завтра, уговорившись сойтись в Иконном ряду. На другой день в условленном месте Варлаам нашел Отрепьева и с ним третьего спутника: то был чернец Мисаил, а в миру звали его Михайла Повадин, Варлаам знавал его у князя Иван Ивановича Шуйского. Богомольцы счастливо добрались до Новгорода Северского, прожили здесь недолго в Преображенском монастыре и, сыскав провожатого, какого-то отставного монаха, перебрались за границу. В Киеве они были приняты в Печерском монастыре, прожили здесь три недели и отправились в Острог, к тамошнему владельцу князю Константину. Проведши лето в Остроге, Варлаам и Мисаил посланы были князем Константином в Троицкий Дерманский монастырь, но Григорий не пошел туда с ними: он отправился в город Гощу, и скоро товарищи его узнали, что он скинул с себя монашеское платье и в гощинской (арианской) школе учится по-латыни и по-польски. Варлаам ездил из Дерманского монастыря в Острог бить челом князю Константину, чтобы тот велел взять Григория из Гощи и сделать по-старому чернецом, но дворовые люди князя отвечали ему: «Здесь земля вольная: кто в какой вере хочет, в той и живет»; а сам князь сказал: «Вот у меня и сын родной родился в православной вере, а теперь держит латинскую, мне и его не унять».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Когда в 1789 году наступило описанное уже «неистовство» в Польше, Варлаам, не согласившийся принести верноподанническую присягу речи посполитой, бежал из пределов Польши в Могилёв и здесь оповестил преосвященного Георгия о «произшествиях в Польше» и об аресте преосвященного Виктора 1198 . Преосвященный Георгий оставил Варлаама до времени в своей епархии, дав ему в управление, за неимением ничего лучшего, захудалый Буйницкий монастырь и в то же время, прося у св. синода дальнейшего указания, как распорядиться участью Варлаама 1199 . При слушании в св. синоде рапорта преосвященного Георгия, Петербургский митрополит Гавриил выразил желание принять Варлаама в свою епархию 1200 . Однако, Варлаам, вероятно, ожидавший, что в Польше вскоре опять наступит спокойствие и ему можно будет вернуться на своё прежнее место, отказался от поездки в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил, объясняясь, что ему необходимо будет вернуться в Виленский монастырь – для сдачи монастырского имущества и получения своего собственного, оставленного там 1201 . Но прошёл целый год, а о возвращении в Вильну нельзя было и думать. Тогда Варлаам, «обремененный всякими нуждами» отправился в Петербург 1202 и выпросил там себе место в епархии митрополита Гавриила, будучи определён настоятелем Новгородского Вяжицкого, а потом Кирилловского монастыря» 1203 и присутствующим в Новгородской консистории 1204 . Когда преосвященный Виктор был освобождён из заключения, Варлаам, кажется, имел в виду тоже вернуться на прежнее своё место в Вильну. В конце лета 1793 года, узнав о какой-то милости, оказанной преосвященным Виктором его брату, Варлаам пишет преосвещенному необычайно красноречивое письмо с поздравлениями, с уверениями в своей преданности и усердии, с благодарностью за брата и с просьбой распорядиться о сбережении некоторых вещей, оставленных Варлаамом в Вильне и Минске в 1789 году. Своё письмо Варлаам заключает так: «Не оставьте, высокопреосвященнейший отец и архипастырь, воззреть отеческим оком и на меня самого лично» 1205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Возможно, Григорий никогда бы не стал христианским писателем, если бы ему не довелось войти в полемику с Варлаамом Калабрийцем. Варлаам был итальянским греком, воспитанником Запада. По приезде в Константинополь Варлаам сделал молниеносную карьеру, став профессором богословия и советником императора. В это время вновь возобновились попытки объединить восточное и западное христианство, а Варлаам как нельзя лучше подходил для диалога с латинянами. Он был хорошо знаком с культурными особенностями двух частей когда-то единой Римской империи. В связи с предстоящим диалогом Варлаам опубликовал несколько трактатов. Они-то и возмутили афонских монахов. Григорий Палама составил в противовес им «Святогорский томос», под которым подписались все афонские игумены на нескольких языках. Сущность полемики между Варлаамом и Паламой сводилась к теме богопознания. Варлаам утверждал, что человеку недоступно реальное общение с Богом: «Мы не можем участвовать в Божественной жизни. Христос принес в наш мир лишь прощение грехов, своего рода амнистию, и только!» Григорий же, ссылаясь на афонских исихастов, напротив, утверждал, что «во Христе нам открылась возможность Божественной жизни. Бог не есть идея. Он – личный Бог . Общаясь с Ним посредством молитвы, человек способен достигнуть обожения. И когда мы почитаем святых, мы на самом деле чтим Божественное присутствие в том или ином праведнике… Поэтому и в своем ближнем мы можем увидеть Христа». В конце концов, спор был представлен на рассмотрение Собора, который состоялся в Константинополе в 1341 году и осудил Варлаама. Он немедленно покаялся и принес свои сожаления, которые вряд ли были искренними. В тот же вечер Варлаам отплыл в Италию, где вскоре был рукоположен в епископы. Собор 1341 года подтвердил учение Григория Паламы о возможности непосредственного познания Бога. Полное же торжество паламитского богословия последовало только в 1351 году на Константинопольском Соборе, после окончания гражданской войны. Сам же Григорий был поставлен митрополитом Фессалоникийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Начало исихастских споров относят к 1334 году, когда 2 католических монаха прибыли в Константинополь для дискуссии о догматах между православными и католиками. Подобные дискуссии велись тогда в рамках переговорного процесса с Римо-католической церковью для достижения церковной унии по поручению имп. Андроника III. Одним из участников переговоров со стороны Византии и ярым заступником православных был философ из Калабрии – монах Варлаам. Надышавшись на Западе атмосферой номинализма, он приехал в Константинополь и намеревался активно заниматься философией и богословием, но был привлечен к межцерковной дискуссии. В основе рассуждений Варлаама лежало, с одной стороны, «естественное богословие», с другой, скепсис под влиянием номинализма в познавательные способности человека сферы божественного. Такая позиция, по мнению прот. И. Мейендорфа , неизбежно приводит к «интеллектуальной отчужденности от исторической реальности», «утопизму», созерцанию «мира идей» 141 . При обсуждении филиокве пылкое намерение Варлаама защитить православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца привело его к использованию диалектических силлогизмов 142 . Варлаам, опираясь на апофатизм в сочинениях псевдо Дионисия Ареопагита , пришел к выводу об абсолютно недостижимом достоверном знании о Боге. Это в свою очередь повлекло разногласия в православной среде, которые позднее стали называться исихастскими спорами 143 . Варлаам (в миру – Бернардо Массари), несмотря на свое греческое происхождение, будучи уроженцем Калабрии (Южная Италия) 144 , не знал греческого языка и для его изучения незадолго до исихастских споров, в 1328 году, прибыл в Фессалонику. Примерно уже через 2 года, в 1330 году, Варлаам отправился в столицу Византии и вскоре расположил к себе императора Андроника III Палеолога (1328–1341 145 ) и будущего императора Иоанна VI Кантакузина (1341–1354 146 ). В Константинополе Варлаам прослыл искусным оратором, ученым философом, стал преподавателем и впоследствии игуменом монастыря Спасителя Акаталепта. Зимой 1331/1332 года Варлаам в публичном диспуте с Никифором Григорой терпит поражение, удаляется на время на Афон и знакомится с мистическими практиками исихастов. Знакомство с афонским монашеством, вероятно, дало толчок к гносеологическим размышлениям Варлаама, которые после догматической полемики 1334–1335 годов с папскими посланцами вылились в споры об исихазме 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010