Мелетий Сорочинский перев. из игум. Смоленских, Троицкого монастыря, 26 мар. 1699–1711. Сильвестр , 1711–23. Трифиллий Поморцев , 1723–25. Досифей Богданович-Любинский , с 1726, а 28 нояб. 1731 хирот. в еписк. Белогородского. Антоний , 1731–34 (упом. в окт.); отставлен. Симон , 1735, а 21 нояб. 1739 хирот. в еписк. Суздальского. Иларион Григорович перев. из Белогородского Николаевского 1740, а в начале 1743 перев. в Чудов. (Упом. 16 мар. 1743). Карион Голубовский в начале 1743 перев. из Нового Иерусалима; по 1752. Сосипатр , 1752–55. [Упом. в нояб. 1755]. † (1756?). Гедеон Криновский 1755 определён из придворных проповедников, а 21 апр. 1758 перев. в Троицкую Сергиеву Лавру. Иоанникий Павлуцкий , перев. из Тобольской епарх., с мая 1758, а 6 дек. 1761 хирот. в еписк. Воронежского. Никон Зертыс-Каменский 26 нояб. 1761 перев. из Переяславльского Даниилова. а 2 авг. 1765 – в Новый Иерусалим. Феофил Игнатович в сент. 1765 перев. из Казанского Спасо-Преображенского, а 17 окт. 1770 хирот. в еписк. Черниговского. Варфоломей 18 окт. 1770 перев. из Московского Знаменского; † в 1773. Варлаам Синьковский 1773 перев. из Иосифова и того-же года †. Евстафий Пальмовский , бывший архим. Троицкого Шуйского, 1773–75, перев. в Черниговский Троицкий Ильинский. Павел Зернов в 1775 перев. из Спасо-Ярославского, а в сент. 1776 – в Донской. Феофилакт 17 сент. 1776 перев. из Высокопетровского; † 6 июня 1788. Мельхиседек Заболотский в 1788 перев. из Высокопетровского, а в дек. того же года – в Заиконоспасский. Нектарий Чернявский 1789 перев. из Иосифова, а 1792 – в Новый Иерусалим, но, не вступив в оный, † 2 апр. Мельхиседек Заболотский , бывший архим. Заиконоспасский (паки) с мар. 1792; † 13 авг. 1794. Арсений Изографов в 1794 перев. из Лужецкого, а 16 окт. 1799 перев. в Пафнутиев Боровский; † 9 окт. 1800, в Чудове. окт. 1799 велено управлять викариям]. С 1800 г. управляют сим мнтрём викарии Московские. [Саввина (наместн.), архим. Галактион – 1874]. 9 Андрониев, Спасо-Андроников, в Москве, в Рогожской, на Яузе; основан св. митрополитом Алексием около 1360 г. Ныне второклассный. [III, 94; VI, 191.] Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незаметно пролетели ученические годы Стефана в Минске. Наступил 1886/87 учебный год – последний год учебы в семинарии. 26 сентября 1886 года в стенах Минской духовной семинарии проходило торжественное открытие новоучрежденного Кирилло-Мефодиевского братства. Это событие было значимым не только для самой семинарии, но и для духовенства Минской епархии. Братство должно было взять на себя заботу «об увеличении учебных и нравственно-воспитательных средств обучающихся в Семинарии воспитанников и доставлении беднейшим из них средств к удовлетворению их крайних нужд или жизненных потребностей» 42 . При общей бедности белорусского православного духовенства появление такого попечительного органа о воспитанниках семинарии было крайне желанным. Устав братства утвердили еще в мае 1885 года, но акт открытия был отложен к началу настоящего учебного года и приурочен к 26 сентября – дню памяти Св. Апостола и Евангелиста Иоанна-Богослова – храмовому празднику семинарской церкви. Праздничное богослужение в сослужении всего высшего минского духовенства совершил Преосвященный Варлаам (Чернявский), епископ Минский и Туровский. Торжественное открытие братства происходило в актовом зале семинарии и началось молебном перед большой иконой Свв. Кирилла и Мефодия. На акте присутствовали: начальник губернии князь Н.Н. Трубецкой, вице-губернатор И.П. Альбединский, многие высшие гражданские чины, начальствующие и преподаватели учебных заведений и другие лица. По окончании молебна Преосвященный произнес речь, после которой был прочитан устав братства. Все присутствующие согласились быть его членами. Тогда же были избраны Совет братства, казначей, делопроизводитель и члены Ревизионной комиссии. Уже таковое начало дела вселяло надежду на успех всего предприятия. Событие это было описано в статье «Кирилло-Мефодиевское Братство при Иоанно-Богословской церкви Минской Духовной Семинарии» и опубликовано в «Минских Епархиальных Ведомостях» 43 . Автором материала был воспитанник шестого класса семинарии Стефан Рункевич . Это была его первая публикация, ставшая прологом ко всей дальнейшей научно-публицистической деятельности будущего историка и церковного деятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Павел Пономарев 13 окт. 1785 перев. из Симонова, а 14 янв. 1786 – в Новоспасский. Аполлос Байбаков 1786 перев. из Заиконоспасского, а 5 июня 1788 хирот. в еписк. Орловского. Платон Любарский 21 июня 1788 перев. из Свияжского Богородицкого, а 31 мар. 1792 – в Донской. Нектарий Чернявский в 1792 перев. из Саввина Сторожевского, но, не быв, † 2 апр. Варлаам Головин 13 апр. 1792 перев. из Псково-Печерского, а 17 янв. 1799 перев. в Новоспасский. Иороним Поняцкий 17 янв. 1799 перев. из Нижегородского Печерского; † 4 июня 1802. Гедеон Ильин 19 июля 1802 перев. из Нижегородского Печерского, а 20 авг. 1805 хирот. в еписк. Вятского. Мельхиседек Минервин 25 сент. 1805 перев. из Лужецкого; † 29 июня 1813. Иона Павинский 31 дек. 1813 произведён из придворных протоиереев, а 22 июля 1817 хирот. в еписк. Орловского. Филарет Амфитеатров 28 июля 1817 перев. из Иосифова, а 1 июня 1819 хирот. в еписк. Калужского. Афанасий Телятьев 30 окт. 1819 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 10 мар. 1821 хирот. в викария Московского. Аполлос Алексеевский 7 мар. 1821 перев. из Московского Богоявленского, а 19 февр. 1837 – в Новоспасский. Арсений Нагибин 19 февр. 1837 перев. из Московского Богоявленского; в 1838 перев. в Новоголутвин, но в мнтре не был; † 27 апр. 1843. Агапит , бывший еписк. Томский, управлял с 18 дек. 1843, а 26 мар. 1851 перев. в Новоспасский. Мельхиседек Сокольников 26 мар.1851 перев. из Симонова; † 6 янв. 1852. Климент в 1852 перев. из Казанского Спасо-Преображенского; в 1856 уволен на покой. Амфилохий Казанский 1856 перев. из Ростовского Борисоглебского; в мае 1860 отставлен; с 1870 архим. Даниилова. Дионисий 25 мая 1860 перев. из Задонского, а в янв. 1862 – в Елецкий Троицкий. Антоний Радонежский , бывший еписк. Оренбургский, в мае 1862; 11 мая 1866 уволен на новой в Трегуляев мнтрь. Пётр Екатериневский , бывший еписк. Якутский, с 1867; 4 апр. 1869 перев. в Уфу. Леонид Кавелин , 1869, из Константинополя. 4 Симонов, на краю Москвы, основан св. Феодором, племянником св. Сергия Радонежского, около 1370 г. Ставропигиальный. [II, 357; VI, 98.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пастырское богословие в СПбДА преподавал архимандрит Кирилл (Наумов). За свой учебный курс, изложенный в виде учебника, в 1855 году архимандрит Кирилл получил редкую в те годы степень доктора богословия. Это свидетельствует не только о качестве курса, но и об особом внимании к пастырскому богословию как к новой дисциплине, для которой надо было определить поле изучения, круг источников, методологию. Курс архимандрита Кирилла заявлял пастырское богословие как «систематическое изложение обязанностей пастыря Церкви», что вполне укладывалось в традицию второй половины XVIII века: знаменитой «Книги о должностях пресвитеров приходских» и ее учебных интерпретаций. Повышенное внимание к церковно-практической деятельности, характерное для первой половины 1850-х годов, побуждало видеть за изложением пастырских обязанностей реального человека, во спасение которого и направлялись эти обязанности. Поэтому пафос миссионерского и пастырского служения среди студентов тех лет был достаточно высок. Соучениками святого праведного Иоанна Кронштадтского были будущие епископы Минский и Туровский Варлаам (Чернявский), Аккерманский Аркадий (Филонов), Елисаветградский Мемнон (Вишневский); ученые-исследователи церковный историк М.О. Коялович, историк и апологет А.И. Предтеченский; деятели духовного образования протоиереи Иоанн Толмачев, Димитрий Соколов. У однокурсников, подвизавшихся на столь разных поприщах, была и общая черта: все они трудились на ниве церковного просвещения и благотворительности. Нельзя не видеть в этом и влияние их alma mater, Санкт-Петербургской академии. Но ближе всех и по служению, и по судьбе к святому праведному Иоанну был священник Александр Гумилевский. Он получил известность как человек, отдающий себя служению людям. Первые годы его священнической деятельности были близки к тому, как начинал отец Иоанн Кронштадтский. Отец Александр посещал бедных на дому, ходил для них в аптеку, отдавал им самое необходимое, буквально снимая с себя. В 1860 году открыл на своем приходе одну из первых воскресных школ в Петербурге, в которой он преподавал сам и привлекал к безвозмездному преподаванию студентов старших курсов СПбДА. Был духовником Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, недавно вернувшихся с фронта, с Крымской войны. Издавал журнал «Дух христианина», в котором высказывал идеи превращения церковного прихода в христианскую общину, живущую единой молитвенной жизнью, помогающую неимущим и бедным. Но главной идеей и деянием отца Александра Гумилевского было создание первого церковно­-приходского благотворительного Христорождественского братства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6102433...

Пред смертию он дважды напутствован святыми тайнами и св. елеопомазанием. 10 Другие соучастники и приверженцы Израиля были подвержены церковной епитимии. И дай Бог , чтобы не оставалось никаких следов пагубного его заблуждения и безумного к нему пристрастия некоторых лиц. 15 сентября 1834 года иромонах Вярлаам испрашивал разрешения у архиепископа Мелетия освятить запечатанный храм для священнослужения. Резолюция ар­хипастыря была такова: «как церковь в Чикойском ските построена и освящена без разрешения св. Синода, и как в настоящее время в консистории производится рассмотрение об основании сего скита и о прочем, то рапорт и прошение иеромонаха Варлаама присоединил к тому делу, для совокупного рассмотрения и представления святейшему Синоду». Братию Чикойского скита составляли старики из крестьян, военных отставных, а большею частию из поселенцев, живших по билетам. Собиралось их к о. Варлааму иногда более 20 человек. Но немногие дожили здесь до кончины. Некто из урлукских крестьян Иосиф Бурзиков, полюбивший пустынное уединение, был близок к старцу Вар­лааму и жил в пустыни безъисходно до глубокой старости, а пред смертию пострижен о. Варлаамом в монашество с именем Иоиля. В ските окончил жизнь рясофорный монах из отставных военных Гавриил Чернявский, а из поселенцев был рясофорным послушником некто из малороссиян Даниил Буренко, который провел в обители и трудах для ней более тридцати лет. Еще потрудился в монастырских послушниках и погребен в обители из крестьян некто Иван Кругляшов. Остальную братию составляли: крестьянин Каллиник Кононов, отставной унтер-офицер Евфимий Дураков, крестьяне: Вассиан Сатковский, Иосиф Тарасов, Иван Борисов, обученный о. Варлаамом грамоте поселенческий сын Пантелей Федоров, поселенцы: Иван Иванов, Силантий Зотов, Егор Максимов, Иван Захаров, Егор Федоров, Моисей Руденко, Петр Михайлов, Иван Антонов, Стефан Федоров, Николай Гочкарев, и про­питанные: Иван Соколов , Никифор Иванов, Евдоким Радивидов и Ефим Кабаков. Многим из поселенцев едва ли была известна и при­ходилась но нраву отрешенная, созерцательная жизнь, свойственная безмолвным пустынникам; но однакоже нет сомнения, что некоторые одушевлены были желанием идти по скорбному пути спасения и приносить в безмолвии пустыни плоды покаяния в молитве, трудах и терпении. Найдутся порицатели, которые скажут, что скит Варлаама был скопищем поселенцев. Но это с одной стороны уже крайность, вызванная характеристическою особенностию Сибири, как страны ссылки и поселения. – С другой стороны, крайность эта должна примириться мыслию, что обитель есть место нравственного исправления людей падших. Пример покаявшегося при кресте разбойника, и вошедшего в рай с пострадавшим за нас Спасите­лем, подтверждает эту мысль, составляющую небезотрадный мотив в стремлении к восстановлению нашей падшей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Фонд новой б-ки составляет ок. 10,5 тыс. томов. Святыни Иконы, предметы шитья и утварь из Н. м. почти полностью утрачены. Наиболее почитаемая святыня - Новонямецкая икона Божией Матери, список чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери , к-рый иером. Андроник (Попович-Баденский) заказал иером. Дамиану (Павлову) и мон. Митрофану (Хамузу). Икона 2-сторонняя: с одной стороны изображена Богоматерь «Одигитрия», с другой - вмч. Георгий на троне. В С.-Петербурге при содействии иером. Феофана (Кристи) худож. С. Ф. Верховцеву был заказан серебряный с позолотой оклад (НАРМ. Ф. 2119. Оп. 1. Д. 4. Л. 32 об.; Памятники рус. культуры. 2009. С. 17). 10 окт. 1864 г. икону в окладе привезли в Н. м., на следующий день ее освятил архим. Варлаам (Чернявский), благочинный монастырей Кишинёвской епархии. После крестного хода икону внесли в Никольскую ц. Архим. Андроник описал 48 чудес, происшедших от иконы в 1867-1892 гг. В 1865 г. в Н. м. было установлено празднование Новонямецкой иконе Божией Матери (11 окт.), были составлены акафист, молитва, тропарь и кондак (церковнослав. текст изд. в 2014 в Н. м.). В 1940 г., после установления советской власти, имущество монастыря было описано, икону оценили в 140 тыс. р. Монахи в числе др. святынь вывезли ее в Румынию, в монастырь Кэлдэрушани близ Бухареста. Облачения и утварь выставлены в музее мон-ря, икона находится в кафоликоне Кэлдэрушани, к ней стекаются мн. паломники со всей Румынии. В Н. м. остался список чудотворной Новонямецкой иконы (без изображения вмч. Георгия на обороте), написанный маслом на холсте (дата неизв.). В 1962 г., во время закрытия мон-ря, эту икону взял с собой мон. Вадим (Тритяченко). После возрождения мон-ря в 1990 г. икону долго искали, и один из иеромонахов, причащая бывш. насельника в соседнем селе, случайно обнаружил ее в виде свернутого холста. Образ сильно потемнел, однако через 2-3 года после возвращения в церковь начал обновляться. Другие иконы В бессарабских монастырях во 2-й пол. XIX в. не было иконописных мастерских, поэтому все живописные работы заказывали профессиональным художникам.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

АСТРАХАНСКАЯ 07.09.1727 08.06.1730 ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 08.06.1730 13.04.1731 ПСКОВСКАЯ 13.04.1731 12.01.1739 Варлаам Новгородский СОЛИКАМСКАЯ 05(18)06.1919 Св. Варлаам Петров ТОБОЛЬСКАЯ 05.10.1768 27.12.1802 Варлаам Пикалов НОВОСИЛЬСКАЯ 26.04(09.05)1921 11(24)08.1924 в/у ВОЛЬСКАЯ (1923) ЕФРЕМОВСКАЯ 11(24)08.1924 26.02(11.03)1925 КАШИРСКАЯ 26.02(11.03)1925 22.10(04.11)1926 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ РЫБИНСКАЯ 12(25)07.1934 12(25)11.1935 ПСКОВСКАЯ 12(25)11.1935 30.11(13.12)1935 РЫБИНСКАЯ, паки 30.11(13.12)1935 16(29)08.1936 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 30.09(13.10)1942 17(30)08.1944 Варлаам Покровский ДРИССНЕНСКАЯ, обн. 04.1930 в/у ПОЛОЦКАЯ, обн. 02(15)06.1930 07.1930 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 16(29)02.1932 07(20)07.1934 МОЗЫРЬСКАЯ, обн. 07(20)07.1934 06.1935 МОЗЫРЬСКАЯ, обн., паки 23.07(05.08)1935 09.1935 Варлаам Рогов ЯРОСЛАВСКАЯ 05.06.1587 25.03.1603 Варлаам Ряшенцев ГОМЕЛЬСКАЯ 13.01.1913 16(29)04.1919 МСТИСЛАВСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ МСТИСЛАВСКАЯ, обн. ПСКОВСКАЯ 21.08(03.09)1923 12.1924 в/у ГОМЕЛЬСКАЯ в/у МОГИЛЕВСКАЯ, паки 01.1924 12.1924 ПЕРМСКАЯ 30.06(13.07)1927 11(24)11.1927 в/у ЛЮБИМСКАЯ 12.1927 29.03(11.04)1928 в/у ЛЮБИМСКАЯ, паки 17(30)05.1928 25.08(07.09)1929 Варлаам Скамницкий ВЯТСКАЯ 27.02.1743 28.02.1748 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 28.02.1748 20.02.1761 Варлаам Сторорушин ЯРОСЛАВСКАЯ 10.07.1620 09.07.1652 Варлаам Успенский ЧИГИРИНСКАЯ 31.01.1845 30.06.1845 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.06.1845 04.12.1854 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.12.1854 07.10.1862 ТОБОЛЬСКАЯ 07.10.1862 12.04.1872 Варлаам Чернявский ТОТЕМСКАЯ 16.02.1875 09.09.1876 ВЫБОРГСКАЯ 09.09.1876 26.07.1880 МИНСКАЯ 26.07.1880 21.05.1889 Варлаам Шишацкий ЖИТОМИРСКАЯ 03.06.1795 29.12.1805 МОГИЛЕВСКАЯ 20.12.1805 05.12.1812 Варлаам кн. Эристави ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 08.07.1811 14.05.1817 Варлаам Ясинский КИЕВСКАЯ 31.08.1690 22.08.1707 Варнава Беляев ВАСИЛЬСУРСКАЯ 16(29)02.1920 25.07(07.08)1920 ПЕЧЕРСКАЯ 25.07(07.08)1920 06(19)06.1922 ПЕЧЕРСКАЯ, обн. 06(19)06.1922 09.1922 Варнава Волатковский АРХАНГЕЛЬСКАЯ 24.08.1712 08.10.1730 Варнава Кедров в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 05(18)11.1976

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боткин Помощник Инспектора Н.Г. Высоцкий Ректор семинарии, протоиерей А. Орлов Св. М. Попов H. Бурмакин И. Макаров От корпорации Владимирской духовной семинарии: М. Плаксин С. Троицкий И. Левкоев М. Гербановский И. Соболев От корпорации Вологодской духовной семинарии: Ив. Петрович Романов В. Воскресенский Ив. Бачалдин Сер. Смирнов А. Селиванов И. Тюрнин От корпорации Воронежской духовной семинарии: Ректор семинарии, протоиерей Η.Ф. Околович А.К. Мишин В.Ф. Глаголев И.М. Ублинский А.Г. Розанов Н. Щукин От корпорации Донской духовной семинарии: Иадор Нарциссов Алексей Покровский Д. Грацианский А. Никольский От корпорации Новгородской духовной семинарии: Ректор семинарии, арх. Сергий М. Кедринский Α. Воскресенский Ив. Голованов И. Громцев От корпорации Олонецкой духовной семинарии: М.И. Смирнов А.А. Бурцев От корпорации Оренбургской духовной семинарии: Г.И. Филиппович С.С. Никольский В.Я. Струминский —49— 10. От корпорации Самарской духовной семинарии: К. Казанский От корпорации Саратовской духовной семинарии: Инспектор семинарии В. Сергеев Прот. И.И. Кречетович От корпорации Ставропольской духовной семинарии: М.Д. Сперанский И.Ф. Чернявский В.Г. Розанов От корпорации Тамбовской духовной семинарии: Я.Х. Хабиб-Хананий А. Орлов И. Розанов От корпорации Таврической духовной семинарии: А. Высотский От корпорации Тобольской духовной семинарии: Ректор семинарии, арх. Николай От корпорации Уфимской духовной семинарии: Ив. Ив. Адамов От правления Харьковской духовной семинарии за 1908 и 1909 годы: Н. Смирнов А. Добросердов И. Смирнов —50— 18. От корпорации Холмской духовной семинарии: Архимандрит Дионисий Мих. Кобрин Свящ. П. Петров Иер. Варлаам От корпорации Барнаульского духовного училища От корпорации Владимирского духовного училища: А.И. Постников Н. Соловьев Ив. Альбицкий От корпорации Воронежского духовного училища: В.И. Самецкий А.Г. Борис С.Е. Попов Прот. В.Д. смотритель дух. учил. От корпорации Вологодского духовного училища: Свящ. П. Рукин Ст. Седов Вл. Смирнов, помощник смотрит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Откуда взяты эти слова и по какой причине они были прибавлены к «Достойно и праведно»? И. Месолорас полагает, что источником этой интерполяции является похожая фраза, которая поётся перед Символом веры 664 . А проф. Н.Д. Успенский утверждает, что источник – в чине Крещения, где кульминации таинства, как и на литургии, предшествует исповедание веры, заканчивающееся словами «Покланяюся Отцу, Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» 665 . Относительно причины прибавления «есть покланятися...» тот же Н.Д. Успенский и проф. Р. Тафт пишут, что эта интерполяция была сделана для того, чтобы заполнить для мирян паузу, создавшуюся от «тайного» чтения молитвы благодарения 666 . В пользу этого объяснения говорит тот факт, что, как видно из вышеприведённого исторического обзора, в текст В , имеющей гораздо более пространную анафору, интерполяция входит рано и устойчиво удерживается. На необходимость заполнения паузы косвенно указывал в середине XIX b. игумен Варлаам (Чернявский). Стремясь защитить удлинённую форму ответа «Достойно и праведно» от обвинений старообрядцев 667 , он цитирует некоего епископа Феофилакта (не Феофилакта Болгарского ) 668 . По мысли последнего, продолжение «Достойно и праведно» «согласно» с читаемой в тот же момент священнической молитвой и для народа функционирует как благодарение, без которого краткий ответ «Достойно и праведно» неполон 669 . Однако такое объяснение нельзя не признать натянутым. Поклонение Св. Троице, к которому призывает данное продолжение, не может быть отождествлено с благодарением. Тем более «есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» не заменяет молитвы благодарения, читаемой в этот момент священником. Более соответствующей смыслу св. анафоры в этом месте представляется современная греческая практика. Согласно ей, к «Достойно и праведно» не прибавляется фраза «есть покланятися...», которая не является благодарением. Поётся просто «Достойно и праведно», а затем, поскольку евхаристическая молитва читается «тайно», молящимся даётся возможность в тишине самим благодарить Бога. А то, что «Достойно и праведно» относится к благодарению, видно из самой логики диалога: «Благодарим Господа» – «Достойно и праведно». Нужно лишь, чтобы возглас: «Благодарим Господа» был слышен молящимся 670 . б) Воспоминание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010