В 1892 году обитель торжественно отмечала 500-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого. Большой Крестный ход с чудотворными и чтимыми иконами прошел из Вологды до Прилуцкого монастыря. Звон восемнадцати монастырских колоколов, чтение Святого Евангелия, песнопении Спасителю, Пресвятой Богородице и преподобному Димитрию сопровождали хождение богомольцев вокруг обители. Монастырь в то время претерпевал материальную нужду, древние храмы и строения ветшали, братии в нем было 12 монахов. Усилиями архимандрита Анатолия (Смирнова; 1888-1908 гг.) были сделаны большие ремонтные работы, стена и башни каменной ограды получили необычную цветную окраску, частично восстановленную в настоящее время. Преемником «добрейшего отца Анатолия» стал архимандрит Антоний (Быстров), будущий архиепископ Архангельский, священномученик, временно управлявший обителью в 1908 году. Монастырская библиотека и архив хранили древние грамоты и пергаменные рукописи. В 1584 году книгохранитель, монах Арсений Высокий составил «Указец» - один из первых библиографических трудов в Древней Руси. Эта рукопись представляла собою указатель тех житий святых и поучений, которые читались ежедневно в храме и за трапезой. В начале XX в. библиотека насчитывала свыше 800 различных изданий. Среди них были рукописные жития святых и богослужебные книги XV-XVII столетий. В 1830 году была построена Екатерининская церковь - семейная усыпальница дворян Волоцких. Благодаря своей древности после реформы 1764 года Спасо-Прилуцкий монастырь, единственный в епархии, был причислен ко второму классу и стал получать от государства денежное содержание на 17 человек братии. В XIX в. монастырем управляли представители ученого монашества - ректоры Вологодской духовной семинарии и викарии, помощники Вологодских архиереев. Во епископа, викария Тотемского были рукоположены архимандриты Павел (Попов; 1867-1874) и Варлаам (Чернявский; 1875-1876). В 1909 и 1917 годах в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходили всероссийские съезды монашествующих. Наряду с опытными настоятелями, духовниками и старцами их участниками стали последние Прилуцкие архимандриты Неофит (Следников), впоследствии епископ Измаильский, и Нифонт (Курсин), представлявшие вологодские монастыри. При монастыре имелась земская школа, приют, во время Первой мировой войны монастырь содержал раненых в военном госпитале Вологды.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Весной 1886 г. во время знакомства с церквями Минского и Борисовского уезда Гайну посетил епископ Минский и Туровский Варлаам (Чернявский). Общая картина приходской жизни гайненцев, обращая внимание на отзвук «Минских епархиальных ведомостей», снова произвела самые хорошие впечатления на высокого гостя. 12 июня Гайненские прихожане снова встречали в своём храме архипастыря - епископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусого). После смерти о. Романа (12 июня 1905 г.) настоятелем Гайненской церкви стал один из его сыновей, о. Владимир Москалевич. Приемником отца Владимира в Гайненской церкви стал в 1929 г. иерей Фёдор Даримедонтович Загаровский. Отцу Фёдору суждено было стать последним настоятелем. Возрождение духовной жизни в Гайне началось в начале 1990-х гг. В это время благодаря энергичности и духовному настрою благочинного Логойской округи протоиерея Владимира Зимницкого и православных Гайненцев был зарегистрирован приход в честь Архистратига Божьего Михаила (в продолжение многовековой Гайненской традиции). Вскоре усилиями и хлопотами Ивана Прокопьевича Ковалёва началось возведение скромного храма. Собственными руками этого христианина новая церковка строилась на протяжении пяти лет.   В мае 2002 г. Гайненский приход после семидесятилетнего перерыва получил своего настоятеля. Им стал ново-рукоположенный священник Александр Попов. 12 ноября 2002 г. Гайненский храм был торжественно освящён викарием Минской епархии епископом Иоанном (Хомой). Церковь представляет собой прямоугольный в плане объем под 2-скатной крышей, завершенным по центру лукоподобной главкой на 8-гранном барабане. Плоскостные фасады прорезаны одинарными прямоугольными оконными проемами. Настоятели прихода: священники Дмитрий (упоминается в 1545 г.), Михаил Сидорович (упоминается в 1613 г.), Фома Малентович (с 1762 г.), Иосиф Шидловский (с 1767 г., на 1806 г.), Василий Оберман (с 1821 по 1822 гг.), Стефан Лапушинский (на 1825 г.), Мартин Ржецкий (на 1831 г.), Гавриил Усаковский (в 1832-1840 гг.), Леонтий Хлебцевич (в 1843-1844 гг.), Адам Самкович (с 1845 г., на 1855 г.), Фауст Пигулевский (с 1859 г.), Роман Маскалевич (с 1863-1905 гг.), Владимир Маскалевич (с 1905 г., на 1932 г.), Феодор Загорский (с 1929 г., по 1932 г.), Александр Попов (с 2002 г. по наст. время); дьякон Иоасаф Сулковский (с 1910 г.)

http://sobory.ru/article/?object=40532

В длинном ряде статей мы имели, нам думается, вполне достаточно фактов, чтобы убедить своих читателей в том, что актор знакомился с рукописями московскими бегло, поверхностно, отмечая по ним лишь листы рукописей для цитат в своем сочинении, а поэтому весьма нередко цитовал такие листы рукописей, которые (т. е. листы) уже очень давно утрачены навсегда для науки и которые таким образом не мог видеть наш автор. Входя в объяснение происхождения особенностей нашей древнерусской богослужебной практики, не вчитываясь серьезно в главнейшее пособие, бывшее у него под руками, в Ενχ око γιον Гоара, г. Одинцов, как мы видели, делает неосновательные предположения, догадки и не столько объясняет и доказывает, сколько путает дело. Ничего этого не было бы, если бы автор ограничил свое исследование двумя или тремя первыми веками, или, еще лучше, если бы автор внимательно проанализировал те богатые рукописные сокровища по данному вопросу, доселе еще не описанные никем, какими обладает библиотека Петербургской духовной академии. Для объяснения происхождения особенностей в этих памятниках автор мог ограничиться и теми памятниками богослужебной письменности, какие имеются в библиотеках Петербурга. Мы разумеем богатое собрание югославянских рукописей Гильфердинга, хранящееся в Императорской публичной библиотеке и не менее богатое собрание там же югославянских первопечатных богослужебных книг. Такое исследование было бы принято с глубочайшею благодарностию всеми, кто интересуется нашею книжною стариною вообще. Но и теперь при всех указанных недостатках, после внимательного и долгого рассмотрения книги г. Одинцова мы не можем от себя не сказать ему спасибо и за то немногое, что дает нам эта книга. А. Дмитриевский 1 Катаев «О священном венчании и помазании царей на царство» 1847. Спб. «О литургии преждеосвященных даров». Москва. 1830 г. О том же. Малиновский. Спб. 1850 г. Игумен Варлаам (Чернявский). «Об изменениях в чине литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Двоеслова , указанных в Поморских ответах и Мече духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Иван Васильевич Толмачев – протоиерой церкви Зимнего дворца и член Учебного Комитета при Св. Синоде: некоторое время был преподавателем здешней семинарии, с 1858 г. священствовал в Стокгольме, затем перешел в Петербург; скончался 25 марта 1897 года («Церк. Ведомости» 1897 г., 23). Игумен Варлаам (в мире – Василий Чернявский), начал службу в Екатеринославской семинарии, потом был ректором Кишиневской семинарии, с 1875 г. епископ Тотемский (Вологод.еп.), в 1876 г. Выборгский и с 1880 г. минский; скончался 21 мая 1889 года (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Дмитрий Васильевич Васильев – протоиерей в Париже, а до Парижа был учителем в Александроневском Дух. училище и в 1858–1860 г. священником церкви при Инженерном замке; последние 4 года был на покое; скончался 2 декабря 1902 года («Церк.Ведомости» 1903 г., 1). Лаврентий Васильевич Гурнов – протоиерей у Покрова в СПб. с 1875 г., а раньше был преподавателем Псковской и здешней семинарий; последние 7 лет был в заштате; скончался 16 августа 1896 года («Церк. Вестник» 1896 г., 34). Иван Платонович Преображенский – протоиерей Князь-Владимирского собора в СПб.; раньше был священником в Константиновском дворце, в Адмиралтейском соборе, в военно-юридич. училище и др.; скончался. Иеромонах Мемнон (Александр Вишневский в мире) – сначала служил в Смоленской, Калужской и Подольской семинариях; с 1883 г. епископ Елизаветградский, с 1891 г. Новомиргородский; 4 ноября 1903 г. был уволен на покой, a 6 ноября, т.е. чрез два дня после увольнения, скончался от угара в бане (Списки архиереев – изд. Архива Св. Син. 1896 г.). Василий Александрович Смирницкий – протоиерей настоятель у Михаила Архангела в Коломне, до этого был диаконом законоучителем в Николаевском сиротском институте; скончался 14 июля 1888 года («Церк. Вестник» 1888 г.. 30). Василий Иванович Аристов – действит. статский советник, секретарь Славянского благотворительного Общества и почетный член его с 1872 г., раньше служил в главном штабе и в Государственном Контроле; известен горячей бескорыстной и многополезной деятельностью по Славянскому Обществу; скончался 9 июля 1903 года («Церк. Вестник» 1903 г., 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

19.11.1876 09.07.1883 06.08.1883 08.03.1886 Владимир Петров 08.03.1886 12.01.1891 Исаакий Положенский 26.05.1891 25.11.1912 24.12.1912 30.07.1914 Мефодий Герасимов 30.07.1914 03.1920 11.1921 04.1921 09.1921 11.1921 18.06(01.07)1924 24.08(06.09)1923 18.06(01.07)1924 18.06(01.07)1924 Сщмч. Герман Кокель 27.10(09.11)1930 27.09(10.10)1933 Фостирий Максимовский 27.09(10.10)1933 25.05(08.05)1935 25.04(08.05)1935 14(27)05.1935 14(27)05.1935 18(31)05.1936 18(31)05.1936 08.1937 24.04(07.05)1991 02(15)05.1991 03(16)05.1991 19.10(01.11)1993 Софроний Будько 24.09(07.10)1995 27.11(10.12)1995 27.11(10.12)1995 20.09(03.10)1997 в/у Сергий II Соколов II 20.09(03.10)1997 23.09(06.10)1998 23.09(06.10)1998 15(28)12.1998 15(28)12.1998 Ростислав Девятов Томская, григ. Основана в 1926 г. Упразднена в 1936 г. (?) Викарная кафедра: Барнаульская. 1926(?) Иероним Борецкий Владимир Путята Иувеналий Зиберт Томская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1938 г. Викарные кафедры: Барнаульская, Щегловская, Кузнецкая. 09.1922 10.1922 25.09(08.10)1922 11.1922 10(23)12.1922 03(16)08.1937 20.09(03.10)1923 15(28)11.1923 Торопецкая (см. Великолукская) Тотемская Основана 21.08.1868. Именование – по г. Тотьма (Вологодская губерния). Вологодское викариатство. Упразднена 30.01.1888. Возобновлена в 1921 г. Упразднена в 1929 г. 13.10.1868 04.11.1874 16.02.1875 09.09.1876 Варлаам Чернявский 31.05(13.06)1921 06(19)12.1927 16(29)11.1929 Аполлос Ржаницын Тотемская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Тотьма (Вологодская губерния). Вологодское викариатство. Упразднена в 1925 г. 1923 Кирилл Ильинский Троице-Савская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Троицко-Савск (Бурят-Монгольская АССР). Бурят-Монгольское (Читинское, Верхнеудинское) викариатство. Упразднена в 1932 г. Именовалась: Троице-Савская; Троицко-Савская и Селенгинская. (17(30)04.1923 18.09(01.10)1924 Георгий Георгиевский (1926) 04(17)10.1930 Константин Соболев 17(30)03.1932 04.1932 Константин II Знаменский 12(25)07.1932 11.1932 Троицкая (Моск.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пастырское богословие в СПбДА преподавал архимандрит Кирилл (Наумов). За свой учебный курс, изложенный в виде учебника, в 1855 году архимандрит Кирилл получил редкую в те годы степень доктора богословия. Это свидетельствует не только о качестве курса, но и об особом внимании к пастырскому богословию как к новой дисциплине, для которой надо было определить поле изучения, круг источников, методологию. Курс архимандрита Кирилла заявлял пастырское богословие как «систематическое изложение обязанностей пастыря Церкви», что вполне укладывалось в традицию второй половины XVIII века: знаменитой «Книги о должностях пресвитеров приходских» и ее учебных интерпретаций. Повышенное внимание к церковно-практической деятельности, характерное для первой половины 1850-х годов, побуждало видеть за изложением пастырских обязанностей реального человека, во спасение которого и направлялись эти обязанности. Поэтому пафос миссионерского и пастырского служения среди студентов тех лет был достаточно высок. Соучениками святого праведного Иоанна Кронштадтского были будущие епископы Минский и Туровский Варлаам (Чернявский), Аккерманский Аркадий (Филонов), Елисаветградский Мемнон (Вишневский); ученые-исследователи церковный историк М.О. Коялович, историк и апологет А.И. Предтеченский; деятели духовного образования протоиереи Иоанн Толмачев, Димитрий Соколов. У однокурсников, подвизавшихся на столь разных поприщах, была и общая черта: все они трудились на ниве церковного просвещения и благотворительности. Нельзя не видеть в этом и влияние их alma mater, Санкт-Петербургской академии. Но ближе всех и по служению, и по судьбе к святому праведному Иоанну был священник Александр Гумилевский. Он получил известность как человек, отдающий себя служению людям. Первые годы его священнической деятельности были близки к тому, как начинал отец Иоанн Кронштадтский. Отец Александр посещал бедных на дому, ходил для них в аптеку, отдавал им самое необходимое, буквально снимая с себя. В 1860 году открыл на своем приходе одну из первых воскресных школ в Петербурге, в которой он преподавал сам и привлекал к безвозмездному преподаванию студентов старших курсов СПбДА. Был духовником Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, недавно вернувшихся с фронта, с Крымской войны. Издавал журнал «Дух христианина», в котором высказывал идеи превращения церковного прихода в христианскую общину, живущую единой молитвенной жизнью, помогающую неимущим и бедным. Но главной идеей и деянием отца Александра Гумилевского было создание первого церковно­-приходского благотворительного Христорождественского братства.

http://patriarchia.ru/db/text/6102431.ht...

Незаметно пролетели ученические годы Стефана в Минске. Наступил 1886/87 учебный год – последний год учебы в семинарии. 26 сентября 1886 года в стенах Минской духовной семинарии проходило торжественное открытие новоучрежденного Кирилло-Мефодиевского братства. Это событие было значимым не только для самой семинарии, но и для духовенства Минской епархии. Братство должно было взять на себя заботу «об увеличении учебных и нравственно-воспитательных средств обучающихся в Семинарии воспитанников и доставлении беднейшим из них средств к удовлетворению их крайних нужд или жизненных потребностей» 42 . При общей бедности белорусского православного духовенства появление такого попечительного органа о воспитанниках семинарии было крайне желанным. Устав братства утвердили еще в мае 1885 года, но акт открытия был отложен к началу настоящего учебного года и приурочен к 26 сентября – дню памяти Св. Апостола и Евангелиста Иоанна-Богослова – храмовому празднику семинарской церкви. Праздничное богослужение в сослужении всего высшего минского духовенства совершил Преосвященный Варлаам (Чернявский), епископ Минский и Туровский. Торжественное открытие братства происходило в актовом зале семинарии и началось молебном перед большой иконой Свв. Кирилла и Мефодия. На акте присутствовали: начальник губернии князь Н.Н. Трубецкой, вице-губернатор И.П. Альбединский, многие высшие гражданские чины, начальствующие и преподаватели учебных заведений и другие лица. По окончании молебна Преосвященный произнес речь, после которой был прочитан устав братства. Все присутствующие согласились быть его членами. Тогда же были избраны Совет братства, казначей, делопроизводитель и члены Ревизионной комиссии. Уже таковое начало дела вселяло надежду на успех всего предприятия. Событие это было описано в статье «Кирилло-Мефодиевское Братство при Иоанно-Богословской церкви Минской Духовной Семинарии» и опубликовано в «Минских Епархиальных Ведомостях» 43 . Автором материала был воспитанник шестого класса семинарии Стефан Рункевич . Это была его первая публикация, ставшая прологом ко всей дальнейшей научно-публицистической деятельности будущего историка и церковного деятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Викарии митрополии киевской I. Епископы Переяславльские и Бориспольские 1.       Захарий Корнилович хирот. 1 окт. 1700, из игум. Киево-Михайловского монастыря; † 28 авг. 1715. 2.       Кирилл Шумлянский , бывший еписк. Луцкий, с 1715; † 30 нояб. 172 (?). 3.       Иоаким Струков хирот. 4 июня 1727, из архим. Донского монастыря, а 8 июня 1730 перев. в Воронеж. 4.       Варлаам Леницкий в 1730 перев. из Астрахани, а 1732 – в Псков. 5.       Арсений Берло 28 янв. 1733 перев. из Могилева; 30 сент. 1735 назначен на Белгородскую епарх., но оставил; † 6 июня 1744. 12 6.       Никодим Сребницкий 2 февр. 1745 перев. из еписк. С.-Петербургских; † 12 июня 1751. 7.       Иоанн Козлович хирот. 7 мар. 1753, из архим. Донского монастыря; † 17 мар. 1757. 8.       Гервасий Линцевский хирот. 27 июля 1757, из бывшего архим. Пекинского монастыря из архим. Черн. Елецк.; 29 окт. 1768 отрешён; † 22 дек. 1769, в Киеве. 9.       Иов Базилевич хирот. 31 окт. 1770, из архим. Курского Знаменского монастыря; † 2 мая 1776. 10.       Иларион Кондратковский хирот. 17 июля 1776, из архим. Колязинских, а 27 июля 1785 перев. в Новгород-Северск. 11.       Виктор Садковский назначен 27 мар. 1785, хирот. 27 июля 1785 13 ; 12 апр. 1793 перев. в Минск. 12.       Димитрий Устимович хирот. 14 авг. 1793, из архим. Переяславского Вознесенского монастыря, а 1 мая 1795 перев. в Смоленск. 13.       Амфилохий Леонтович хирот. 24 июня 1795, из архим. Киево-Николаевского монастыря; † 1 июля 1799. II. Епископы Чигиринские 14.       Феофан Шиянов-Чернявский хирот. 12 февр. 1800, из архим. Новгород-Северских, а 25 янв. 1807 перев. в Полтаву. 15.       Ириней Фальковский хирот. 24 февр. 1807, из архим. Киево-Николаевского монастыря; 7 февр. 1812 перев. в Смоленск, а 6 июля 1813 обратно, с именованием « коадъютор Киевской митрополии»; † 29 апр. 1823. 16.       Афанасий Протопопов хирот. 29 июля 1823, из архим. Колязинских, а 13 окт. 1826 перев. в Нижний Новгород. 17.       Мелетий Леонтович хирот. 21 нояб. 1826, из архим. Киево-Братского монастыря, а 21 апр. 1828 перев. в Пермь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 марта 1880 г. Синод утвердил кандидатуру Н. на Ревельскую кафедру, назначив викарием Рижской епархии «с откомандированием в Японию». 27 марта последовало наречение, а 30 марта - епископская хиротония, к-рую совершили в Троицком соборе Александро-Невской лавры митр. Исидор (Никольский), митр. Киевский и Галицкий Филофей (Успенский) , митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , еп. Вятский и Слободской Аполлос (Беляев) , еп. Рязанский и Зарайский Палладий (Раев) , еп. Рижский и Митавский Филарет (Филаретов) , еп. Ладожский Ермоген (Добронравин) и еп. Выборгский Варлаам (Чернявский) . Летом 1880 г. Н. побывал в Н. Новгороде, Казани, Сызрани, Рязани, во Ржеве, в Киеве, Одессе, рассказывал о состоянии дел миссии, посещал благотворителей и искал новых, а также интересовался потенциальными сотрудниками. На возведение собора были сделаны значительные пожертвования (131 824 р.), в т. ч. утварью и книгами. В частности, гр. А. Д. Шереметев по рекомендации Победоносцева пожертвовал 20 тыс. р. (полный список жертвователей опубл. в «Московских церковных ведомостях» за 1882, значительные суммы были пожертвованы анонимно). В Одессе Н. встретил Д. К. Львовского и диак. Димитрия Крыжановского, к-рые согласились стать учителями пения в миссии. 13 сент. 1880 г. Н. и его спутники отплыли из Одессы и 8 нояб. прибыли в Иокогаму. 1880-1904 гг. Становление Японской Православной Церкви Учитывая непростые русско-япон. отношения, православные христиане в Японии тяжело переживали финансовую зависимость от иностранного государства. Во время пребывания Н. в России группа япон. церковнослужителей образовала «Общество стремящихся к справедливости», члены к-рого выступали за обретение автономии или даже за отделение от РПЦ. По их мнению, финансовая зависимость от России граничила с изменой Родине и вела к подчинению российскому императору. В эту орг-цию вошли даже ближайшие сподвижники Н., ее возглавлял свящ. Павел Савабэ. Н. понимал опасность преждевременного отделения и принял строгие меры к искоренению сепаратизма: некоторые церковнослужители - члены об-ва были переведены в дальние приходы, другие были уволены.

http://pravenc.ru/text/2565636.html

В 1861 году чтимая икона была украшена позолотой и драгоценными камнями. Икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Минский владыка Варлаам (Чернявский) , согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественным крестным ходом в Минск в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября столь же торжественно возвращалась назад в Минск. В 1924 году советскими властями запрещено богослужение в церкви и она была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы , захватившие Петропавловский кафедральный собор , узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Петропавловском соборе до его уничтожения в 1936 году. В 1928 году храм был передан обновленцам. В 1936 году, и Покровская церковь в Крупцах подверглась насильственному разрушению - её по брёвнам разобрал местный колхоз на стройматериалы. Но водный источник продолжал притягивать паломников. Одна из старожилов Минска вспоминает. Когда люди стали " …ходить на Криницу (1944-1946 годы), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали. Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи " . Возрождение храма Начало новой истории прихода положил историк Минского епархиального управления священник Феодор Кривонос . В архивах города Санкт-Петербурга он встретил сведения о Крупецкой иконе Божией Матери и Покровской церкви.

http://drevo-info.ru/articles/23793.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010