Истину своего благовестия Лука запечатлел мученической смертью за Иисуса Христа, по мнению иных в Ефесе, где и погребён. По иному же сказанию, св. Лука окончил свои Апостольские труды в городе Фивах, или Патрах, городе Ахаии, около 84 лет от рождения, быв повешен, по недостатку креста, на оливковом дереве. Тело его при императоре Константине в 360 году перенесено из Ахаии в Константинополь в церковь Петра и Павла вместе с мощами Апостолов Андрея и Тимофея. Филосторгий пишет о перенесении мощей св. Евангелиста Луки: «когда приплыли люди, вёзшие гроб, в котором лежал Лука, и когда этот гроб несли с моря во храм, Анатолий евнух с усердием подошёл и, сколько было в нём сил (он был болен), помогал несущим. В это время вдруг прекратилась его болезнь». В IV веке о праздновании Апостолу и Евангелисту Луке свидетельствует св. Григорий Назианзен в слове своём против Юлиана. В V веке Анатолий Константинопольский, Лев Магистр – написали некоторые песнопения в честь Евангелиста Луки, возносимые ныне прав. Церковью в день его памяти. Церковь в своих песнопениях между прочим прославляет св. Луку, как Евангелиста и писателя Деяний Апостольских и как врача. Преп. Иулиана пустынника, Персянина О преп. Иулиане св. Златоуст говорит в беседе своей к Антиохийцам: – «знаете, и слышали, и ещё некоторые видели мужа, о котором я буду говорить, Иулиана – удивительного. Человек этот – простой поселянин и в незнатном месте рождённый, не имеющий никакого внешнего образования, но исполненный философии не тщетной. Когда он входил в города, что случалось редко, то бывало такое стечение, какого не бывает во время прихода ритора, софиста или другого кого-либо. Что ещё скажу? Не воспевается ли имя его ныне славнее какого-либо из царей!» 259 В своей «Истории Боголюбцев» блаженный Феодорит рассказывает о преп. Иулиане, что местом подвигов своих он избрал пещеру в глубине пустыни в Парфянской стране, простирающейся к западу до берегов Евфрата. Здесь проводил он жизнь, однажды в неделю только принимая пищу – хлеб с солью и водой, и то без пресыщения, но в мере, принятой один раз навсегда. Утешением же и духовным питанием для него служили псалмопения св. прор. и царя Давида и непрерывное размышление и молитвенная беседа с Богом. Неистощимо услаждаясь подобной пищей, в ней он не знал пресыщения и вместе с ней переливалась в его душу любовь к Богу того, кто воспевал: – «к Тебе прилепилась душа моя; жаждет душа моя Бога крепкого, живого: когда прииду и явлюсь перед лицо Божие! Да веселится сердце ищущих Господа! Вкусите и увидите, как благ Господь! – Блажен человек, который уповает на Него! Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего; предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит... Откровение Господа верно, умудряет простых; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни – истина, все праведны. Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Какие признаки истинной любви? Она, прежде всего, простирается до самопожертвования. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ) ... Добрые христиане такую любовь и стараются воспитывать в сердце своем. Поразительна была в этом отношении любовь первых христиан. Епископ Киприан Карфагенский 131 свидетельствует, что когда в Александрии появилась страшная болезнь – чума и жители от страха бежали от мертвецов, одни только христиане ухаживали за больными и хоронили умерших, и этим самопожертвованием приводили в удивление язычников, которые невольно начинали прославлять Бога христианского. Всегда ли будет самопожертвованием, если кто из-за ближнего и ради ближнего лишает себя жизни? Да, если кому-либо угрожает смерть, и ты жертвуешь своею жизнию, например, спасаешь утопающего, бросаешься в огонь, чтобы спасти горящего,– это все проявления высокой любви христианской, простирающейся до самопожертвования. Но вот, если влюбленный лишает себя жизни от неудачи, невозможности брака и т. п. и другого вовлекает туда, якобы ради вечной любви, то это будет не самопожертвованием, а самоубийством и гнусным убийством другого. Вот если бы ты все меры употребил спасти от подобного замысла человека, хотя бы тебе было необычайно трудно,– то была бы настоящая любовь, простирающаяся до самопожертвования. Второй признак истинной любви тот, что она вечна, никогда не прекращается. Господь, раз возлюбив мир, не перестает его любить. Человек пал; кажется, оставалось его только истребить; но Господь Своего Единородного Сына посылает на спасение наше. И добрые христиане такую непрестающую любовь и возгревают в сердцах своих. Недавно нам пришлось быть свидетелями этой любви. Был в Москве добрый пастырь о. Валентин 132 . При жизни он многих привлек к себе, ибо помогал нуждающимся, утешал скорбящих, приводил к покаянию грешников. Теперь он умер. Кажется, можно было бы и забыть о нем. А нет: любящие его духовные чада продолжают ходить на его могилку и жить доброю памятью о нем. В этом любовь непрестающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Когда апостолы пред Тайной Вечерей спорили, кто из них больший, и, видимо, никто не желал исполнить обязанностей низшего члена общества и умыть другим ноги, то Господь сказал: «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются. А вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий как служащий. Ибо кто больше – возлежащий или служащий? А Я посреди вас как служащий» ( Лк. 22:25–27 ). Служение Христово выразилось в то время омовением ног Своим ученикам. Не однажды говорил Господь подобные слова: за немного дней до Тайной Вечери, когда Иоанн и Иаков просили у Него первенства в Его будущем царстве, Он ответил теми же словами и заключил их еще более точным определением христианской общественности: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10:43–45 ). Из этих и многих других подобных слов Христовых и апостольских ясно то, что полного равенства между людьми на земле никогда не будет, но что превосходство одних людей над другими может выражаться в двух совершенно противоположных картинах или явлениях: в виде порабощения слабого сильными и наслаждения жизнью со стороны последних в ущерб первым, – или, напротив, в таком строе, чтобы сильнейшие посвящали избыток своих сил, талантов и других преимуществ на служение слабейшим, на попечение об их духовных и телесных нуждах. История христианской церкви показала, что слова Господни не утопия, а истинная правда; о том же свидетельствует самая природа людей и даже животных, предъявляя нам основную ячейку общественности, т. е. семью, где сильнейшие, т. е. родители, посвящают свои силы, свой ум и свою власть на попечение о своих детях или детенышах и требуют от них послушания не для своей пользы, а для пользы тех самих. Возьмите другие благороднейшие отрасли жизни – деятельность хорошего учителя, священника, доктора, писателя, ученого, художника, певца, изобретателя: не то же ли самое мы видим?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Кстати, замечу, нам пришлось совершать здесь Св. Евхаристию на просфорах из весьма темной муки. Невольно вспомнили тогда нашу матушку-Россию, ее хлебные богатства и подумали: «Какой бы ни случился неурожай, а для такого святого дела у русского человека всегда найдется чистая пшеница». Но, представляя так, забывали Бога, подающего нам пищу по молитве Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» и Могущего в наказание во всякое время лишить ее нас. Еще в Ветхом Завете Иегова через пророков предупреждал евреев помнить и бояться этого Божия посещения: «Если не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей, то хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас: десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать ваш хлеб весом; вы будете есть и не будете сыты» ( Лев. 26; 14:26 ). От Него же зависит внезапно насытить и дать снедь всякой плоти. «И сказал Елисей: послушайте слово Господне: так говорит Господь – завтра в это время (а перед этим был голод) мера муки лучшей будет по сиклю (80 коп.) и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» ( 4Цар. 7:1 ). Так, не столько от плодородия земли бывает недостаток в хлебе, как от произволения Господа, посылающего сие бедствие как грозное наказание людям за грехи. Отслуживши Литургию, мы обозрели вершину горы. Рядом с греческим монастырем находится католический, занимающий довольно большую площадь. В одном месте производятся раскопки древних сооружений. Благодатно на Фаворе, чувствуется близость к Небу и какая-то отрешенность от всего мipa. Понятно, почему и св. апостол Петр говорил: «Хорошо нам здесь быть» ( Мф. 17:4 ). Но ему сугубо было отрадно, потому что с ним не только был Спаситель, но он созерцал и Славу Его, слышал голос Отца Небесного, видел великих bceмiphыx пророков! Впрочем, с воскресшим Христом, Даровавшим нам вечную жизнь и спасение, везде легко и спокойно, а без Него тяжело, ужасно, губительно. Прииди же, Господи, ко всем нам, верующим в Тебя и не на Фаворе сущим и соедини нас с Тобою навеки. С горы на тех же осликах мы направились в Кану Галилейскую, где нас ожидал извозчик, выехавший за нами из Назарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Мир переживает период острой и напряженной борьбы за главные и основные идеалы человечества, за свою веру в Бога, за свою уверенность в вечности и непреходящем значении человеческой души, как основной ценности человека. Усилия приходских и монашеских общин, духовных школ, православных культурных и социальных центров должны быть направлены на укрепление сферы духовно-нравственного воспитания. Только формирование нравственной христианской личности может положить предел стремлению к силовым решениям проблем нашего времени, насилию, экстремизму, унижению человеческого достоинства, попранию прав человека и свободы его выбора ради достижения свободы от греха. В своем служении уподобься великому в апостолах Павлу, который сказал: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, да больше приобрести… для немощных, был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 19,22). Будь архипастырем добрым, служащим для всех правилом веры, учителем воздержания и благочестия. Помни, что без жертвенной, созидающей любви всякое дело теряет смысл. Пусть в сердце твоем всегда звучат слова святого апостола Павла: «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13, 1-2). «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8) и ты, как Его служитель, должен быть исполнен ко всем той любовью, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13, 4-6). Нести крест архипастырского служения невозможно без всесильной помощи Божией. Потому весь сонм епископов, весь народ Божий зде присутствующий молился, и будет молиться о тебе, да поможет Господь совершить путь твой в мире. Начни и ты свое служение с соборной молитвы и продолжай его в молитвенном предстоянии за себя, за паству, за Церковь. Только в молитвах Церкви твоя сила и крепость. Только Церковь да будет для тебя столп и утверждение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203373...

Можно ли допустить выборное начало духовенства? Спаситель сказал св. Апостолам: «Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас. и положих вас, да вы идете и плод принесете» ( Ин. 15:16 ) и «Якоже Мене послал еси в мир, и Аз послах их в мир» ( Ин. 17:18 ). При решении вопроса о выборном начале необходимо остановиться на приведенных словах Спасителя, необходимо уяснить себе идею посланничества. В этом посланничестве – единение всех пастырей с Пастыреначальником Христом, в этом – камень, основа нерушимости, твердости Церкви, Ее вероучения и нравственности. При посланничестве вся жизнь Церкви будет течь из одного источника, а источник этот – Чистый, Божественный Христос. При выборном же начале этого единения не будет и даже нужно опасаться за целость Церкви. Представьте себе, если пастырь будет только в руках пасомых, ведь он будет только с ними считаться, им угождать, забывая свое посланничество от Единаго Пастыреначальника Христа, духом Котораго он должен быть преисполнен и Его Дух вселять в пасомых, хотя бы этому они противились: «Отче Праведный! И мир Тебя не познал, а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Не к выборному началу пастырей пасомых нужно стремиться, а к тому, чтобы помогать местному архипастырю разбираться в кандидатах священства. Архипастырь должен все использовать при назначении священника – и его образование с аттестатом начальства, и свидетельство внешнее о том или другом кандидате, и указание самими прихожанами кандидата, и свое собственное наблюдение над ним, и куда склонится воля архипастыря – считать сие за указание Божие. Насилие архипастырь не должен чувствовать, если же оно есть – не добр тогда выбор кандидата, не говоря уже о том, что он противоречит каноническим нашим правилам, по которым, если епископ при поставлении бывает вынуждаем от народа, то такой кандидат извергается из сана. Неудивительно, поэтому, если духовенство и монашество бывает в поношении от мира. Так должно быть. Господь говорил: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин. 15:19 ). Пока будет существовать порядок посланничества пастырей к пасомым – пастыри будут подвергаться и всякой критике, и осмеянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Насколько арабы горячи и темпераментны, можно судить из следующего. Мы стояли около Мерсины на рейде, а они грузили муку, подвозимую на баржах. Дело не всегда обходилось благополучно – иногда мешки подавались неудачно и падали в море, и нужно было тогда видеть досаду восточных людей, топавших ногами, танцевавших и неистово кричавших. По возвращении из путешествия наши соотечественники сравнительно с ними казались точно мореными мухами. В Смирне попался нам ловкий проводник-поляк. Он быстро и удачно провел нас повсюду и показал все достопримечательности. Прежде всего побывали с ним на вершине Пагуса, где находился полуразрушенный языческий цирк. Отсюда на далекое расстояние видно море и самый город, расположенный у подошвы горы. Осматривая развалины и особенно интересуясь какими-то затворами в стенах и ямами на площадках, служивших, по всей вероятности, логовищами для ристалищных зверей, мы умственно представляли себе первохристианскую эру. Здесь пострадали целые полки мучеников во главе с великим Поликарпом Смирнским . Вот страничка из его дивной жизни. За ним, уже 85-летним старцем, приезжают воины, чтобы схватить и доставить на суд народа. Святитель в это время совершает на крыше дома очередную молитву. Узнав о цели прибытия, он не сразу отдается и умоляет разрешить ему несколько помолиться. О чем же в столь исключительный момент служитель Божий просит Отца Небесного?! Несомненно, о Церкви, о пастве, о врагах, а может быть, и о том, чтобы Спаситель подкрепил его в предстоящих страданиях. Человеку свойственно страшиться телесных пыток и болезней. Если бы не Господь, никто не выдержал бы их, с Ним же легко идти на мучения, ибо тогда всем существом познаешь истину, что нечего бояться «убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ). Тогда сердце от переполняющих чувств любви к сладчайшему Искупителю горит желанием скорее разрешиться от скорбей, мятежной и многотрудной плоти и быть со Христом ( Филип. 1:23 ). Рано или поздно всем предлежит смерть, так не лучше ли умереть за святую идею, высшее благо, добро, как и говорит св. ап. Петр: Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца или вор, или злодей, или посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Петр. 4:14–16 ). О, если бы Господь помогал каждому из нас воодушевляться такими чувствами – не страшно было бы тогда жить и терпеть...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Невольно, под впечатлением, мы раскрыли «Откровение» и стали с трепетом читать, поражаясь исполнению пророчества в наше время. Да, взвешивая все ныне происходящее, думаешь – вот-вот придет Агнец Божий на суд мipa. И как бы хотелось тогда находиться в рядах тех рабов Господних, которые будут выделены от среды живущих на земле (7:3). Как бы хотелось избежать соблазнов и искушений и не принять печати антихристовой (13:16–17). Как бы хотелось засвидетельствовать свою веру и любовь к Богу исповеданием, чтобы восполнить число пострадавших за Христа и тем ускорить конец вселенной, а вместе и бедствий (6:10–11). Как бы хотелось проводить внимательную жизнь, всегда бороться со грехом и каяться, ибо таких не оставляет Спаситель, а подкрепляет и спасает. «Будь ревностен и покайся. Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (3:9–12). Как бы хотелось не ходить по стезям мipa сего, развращенного и пагубного, а всецело предаться душевному спасению, чтобы потом стать у престола Агнца и петь там Ему вечную песнь хвалы и благодарения (7:9–10). Как бы хотелось существовать уже не для себя и своего удовольствия, а для Одного Господа, с постоянным ожиданием Его славного пришествия, имеющего, быть может, скоро явиться, ибо вот Его глас: «Ей, гряду скоро! Аминь! Ей, гряди, Господи Иисусе!» Если когда [и необходимо], то в настоящее тяжелое, исключительное время, в особенности, нужно читать великую книгу «Откровение», правда таинственную, но духом понимаемую. Польза от нее велика. Она воодушевляет на терпение, подвиги и страдания, она воспламеняет ревность – служить только Богу, остерегаеться всего сатанинского, она заставляет всегда готовиться к встрече Небесного Жениха Христа. Молитвами св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова да поможет Господь всем нам быть истинными христианами! После Смирны пароход наш имел остановку в Пири, откуда до Афин трамваем 14 верст. В столице Греции удалось побывать на горе Акрополь. Сюда ведет довольно длинная, удобная и широкая проезжая дорога, по сторонам которой кое-где на столбах прибиты дощечки с надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но не о том, к сожалению, сыны Израиля терзаются сердцем у стены. Они, несомненно, плачут об обиде, о потере храма и отечества, о возвращении прежней славы и могущества, о покорении народов земли, об отмщении и наказании последних за гонения, якобы претерпеваемые ими везде и ото всех и т. д. Но такой молитвой евреи еще больше прогневляют и отдаляют от себя Бога, ибо просят не о должном, слезы их – порождение безпримерной гордости ( Лк. 13:34 ). О, если бы они умоляли о прощении ими богоубийства, тогда бы уже не стояли у стены плача, а в храме Воскресения у Живоносного Гроба Господня! Теперь же являются отверженными. На них в точности исполняется то, о чем говорил Иегова еще через Моисея: «Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли и придут на тебя все благословения... Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, то придут на тебя все проклятия. И рассеет тебя Господь по всем народам от края земли до края земли... но и между народами не успокоишься и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души» ( Втор. 28:1–2; 15:64–65 ). Но сказанное Господом по отношению к иудеям и осуществившееся в их жизни можно отнести и ко всякому «языку и племени», ибо Бог – Один у всех. Особенно в данном случае приходится бояться за русских, взявших на себя задачу хранить Православие, ныне же развратившихся и отступивших от Христа... Как бы и над нами не повторилась судьба евреев, ибо вот грозное слово Спасителя: «Если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:5 ). Побывши и помолившись в храме Воскресения, в Гефсимании, на Елеоне, прошедши Крестный путь и осмотревши гору Мориа, мы решились, далее, обойти Иерусалим вокруг стен, начиная от Яффских ворот, являющихся въездными в город от станции железной дороги и выделяющихся по башне Давидовой, от которой идет к центру улица того же названия. Между Дамасскими и Иродовыми воротами показывают ров, куда был брошен пророк Иеремия за правдивое слово к своим соотечественникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Но особенно безсилие демонов по отношению к Макарию и власть над ними последнего обнаруживались в том, что преп. Макарий уже стал изгонять бесов из людей. Вот однажды привели к нему глухонемого, одержимого бесом. Четыре человека едва держали его; он рвался и кричал. Несмотря на это, Преподобный велел отпустить бесноватого. Последний, почувствовав свободу, начал еще сильнее неистовствовать, так что даже приведшие его выразили опасение, как бы он кого-нибудь не убил. Но преп. Макарий успокаивал всех, творя в сердце молитву об исцелении больного. «Как твое имя?» – спросил, наконец, авва бесноватого. – «Мое имя – сатана», – отвечал тот. «Именем Господа и от Лица Его повелеваю тебе выйти из этого человека и не входи в него до смерти». Вслед за этими словами Великого аввы бесноватый пал на землю и заснул. Старец полил водою лицо и уши больного, немного воды влил в его уста и ушел в свою пещеру на молитву. Возвратился Преподобный оттуда с маслом от светильника, горевшего в алтаре. Он помазал им больного, дал св. масла ему выпить и велел затем исцеленному идти домой. Услышал о силе преп. Макария изгонять бесов Агафоник, епарх антиохийский, у которого была бесноватая дочь. Зная, как трудно пробраться с девицей к пустыннику, преданный слуга епарха, по наущению последнего, употребил следующую хитрость. Он переодел девицу, взял ее на руки и пришел к Макарию, выдавая больную за своего сына. Но Великий старец прозрел духом, кто были пришельцы. Он сообщил мнимому отцу, что это не его сын, а девица в мужском платье, – дочь Агафоника, и что ими оставлена на пути свита. Вы солгали, говорит преп. Макарий, но в этом вашем поступке есть и хорошая сторона. Благодаря переодеванию, никто не узнал девицы и не соблазнился. Пришелец был поражен такою прозорливостию Старца. Он пал к ногам Преподобного и трепетал от страха. Но любвеобильный Старец успокоил преданного слугу. Он велел принести масла и после того, как оно было освящено, помазал им больную и тем ее исцелил. Отпуская пришельца домой, наш отец просил его не оставаться со свитой долго близ келлии, в виду того, что (в этой свите) было много женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010