Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь назывался " Авиагородок " , в Георгиевском храме тогда располагался клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе Свт. Алексия - склады. В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерское общежитие. Что удивительно - кресты с храмов не были сняты. Икона " Неупиваемая Чаша " перенесена в серпуховский собор " Николы Белого " , после закрытия которого в 1928 году, следы явленной чудотворной иконы теряются. В 1978 году военное училище освободило территорию. Следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскивались буквально по кирпичику дачниками и прочими " хозяйственными " людьми. Наконец, в апреле 1995 года, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, во Владычном женском монастыре возрождена монашеская жизнь. Из книги: Низовский А.Ю. " Православные храмы и монастыри " . - М.: Вече, 2005 г. Перед Владычным монастырём по новой православной традиции в 2014 году установили памятник основателю обители Варлааму работы скульптора Дмитрия Кукколоса. Варлаам служил келейником Киевского митрополита Алекския. Место пребывания русских митрополитов считался Владимир-на-Клязьме с сохранением за ними Киева в качестве первого престола, но жили митрополиты при этом в Москве. В 1360 году Алексию было видение: икона Богоматери повелела ему основать монастырь в её честь в Серпухове. Митрополит послал в Серпухов келейника отыскать удобное место. Затем они вместе вернулись на Нару, заложили обитель и Алексий оставил Варлаама строить и обустраивать этот серпуховский монастырь. Из книги: Михаил Жебрак " Пешком по Подмосковью " . - Москва. ООО " Издательство Аст " , 2020 У паперти Введенского собора Владычнего монастыря в Серпухове погребен преподобный Варлаам – строитель этой древней обители, живший в XIV веке. В 1878 году во Владычнем монастыре явилась чудотворная икона «Неупиваемая чаша», ставшая самой известной его святыней. В монастыре издавна почитались также и другие чудотворные реликвии: образы мученика Иоанна Воина, Георгия Победоносца, царевича Димитрия Углицкого.

http://sobory.ru/article/?object=00622

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Молченский, в Путивле, существовал в XVI веке; 3-го класса. [V, 96.] Игумены Илия , 1595–1602. Дионисий упом. 1606, убит мятежниками (вором Петрушкой). Пафнутий перешёл с братией из Молчанской пустыни, 1613–20. Герасим , 1620 и 21. Пафнутий , 1623–27. Нифонт , 1629 и 30. Варлаам , 1633–40. Афанасий , 1642–50. Иосиф , 1652 и 53, авг. Макарий , строит., определён 21 нояб. 1653. Александр , 1656 и 57. Макарий , в февр. 1660–64. Сергий , 1667–69. Иоаким , в сент. (sic) 1670. Роман , 1671–1672. Сильвестр , в мар. 1674–79, окт. Сергий , 1680–86. Клеопа , 1686 и 87. Феодосий , 1687–91. Гавриил , 1691–1700. Афанасий , 1703–5, уволен. Сергий , 1705–13. Герасим 26 февр. 1713 перев. из Путивльского Борисоглебского; упом. 1714. Евстратий (пред.). Моисей , 1720–32; †.... Матфей определён 17 сент. 1733. Феодосий определён 30 дек. 1734–1738. Иоанн Ястрембский , 1738–49, перев. в Угрешский. Феофил в 1749 перев. из Владычня Серпуховского. Мануал Левицкий , 1763–76. Владимир Ковалевский 1777 перев. из Рыльского Николаевского; до 1780. Досифей , 1780–83. Авдий Туранский 1794 перев. из Обоянского Знаменского; 17 февр. 1796 перев. в Острожский Спасский. Архимандриты Паисий , 1800–18. Андрей перев. из Белгородского Николаевского, 1818–33. Иоасаф , 1833–40. (В Рыльский Николаевский?) Ипатий перев. из Курского Знаменского? 1840–49. Сосфен , 1850–63. Иоасаф , 1864–69. 2 Знаменский, в Куреве, (до 1649 г. Рождества Богородицы), возобновлён в навале XVII века (с 1612). По штатом 1764 г. второклассный. [IV, 196.] С 81 мая 1833 Кафедральный Курского архиерея; в 1854 возведён в 1-й класс и управляется архиереем. Игумены Тихон , строит., 1615–18. Иосиф , 1619 и 20. Аркадий , 1621 и 22. После определён на Перерву. Варлаам Чаплыгин , строит., 1624–1632. Сергий , строит., в февр. 1634, 35, 36, 41. Варлаам , строит., 1642–51. Моисей , с 1651; † 25 дек. 1667. Никодим , 1668–74. Архимандриты Феодосий , 1674–76. Никодим , 1676–82. Александр , 1682–85. Сампсон , 1685–97; 2 февр. хирот. в архиепископа Астраханского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во Владычнем монастыре в начале XIX века жила известная юродивая Евфросиния Колюпановская. Основателем Владычнего монастыря в Серпухове был знаменитый святитель XIV столетия митрополит московский Алексий Бяконт. Однажды Алексий совершал молитвенное правило и, дойдя до молитвы «О всепетая Мати», его келью озарил необыкновенно яркий свет. В комнате вместе с митрополитом был также дьякон Герасим, ставший свидетелем чуда. От иконы Богородицы послышался голос, который говорил: «Алексие! Ты должен построить монастырь во имя Мое, а вместе и себе в память». Пораженный видением, митрополит ушел в свою комнату и молился Божией Матери, чтобы она сообщила, где следует построить монастырь. Голос от иконы ответил святителю: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим». Митрополит Алексий послал в Серпухов своего келейника Варлаама, чтобы тот нашел подходящее место для будущего монастыря. Исполнив поручение, Варлаам в течение тринадцати лет устраивал монашескую общину Владычней обители. За два года до кончины инок ослеп и, чувствуя приближающийся конец, вызвал в Серпухов митрополита Алексия, говоря: «Сам ты соорудил монастырь…Сам погреби и меня своими руками». Задолго до строительства обители Варлааму также было чудесное видение, о котором он дал обет не говорить, пока не наступит смертный час. Когда Алексий прибыл к умирающему в Серпухов, ослепший старец Варлаам прозрел, взял перо с бумагой и записал виденное им много лет назад: «Когда я упал, увидел, что монастырь держат ангелы, в дверях церковных стоит Захария и входит Богородица со своими родителями; Захария принял Богородицу и посадил ее на третьей ступени». Записав это, Варлаам вскоре скончался, а митрополит Алексий совершил обряд погребения, предав земле преподобного старца у паперти построенного им Введенского храма. Над могилой преподобного Варлаама Серпуховского поставлена деревянная сень-часовня. В память об основателях обители митрополите Алексии и строителе Варлааме стены монастыря с внутренней стороны украшают мозаики с изображениями этих двух святых, выполненные в полный рост. Кроме того, на площади перед входом на территорию, прилегающей к обители, стоит бронзовый памятник Варлааму Серпуховскому с иконой «Неупиваемая Чаша» в руках.

http://sobory.ru/article/?object=00622

Настоятеля Вознесенско-Давидовой пустыни архимадрита Валентина: От пустыни Настоятельницы Покровско-Васильевского монастыря игумени Алевтины: Игумения Алевтина —48— 23. Настоятельницы Борисо-Глебского монастыря игумении Иоанны: От монастыря Настоятельницы Казанского Головинского монастыря игумении Евгении: Игумения Евгения Настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря игумении Евгении: Настоятельница монастыря Настоятельницы Коломенского Брусенского игумении Ювеналии: Игумения Ювеналия с сестрами Настоятельницы Серпуховского Владычного монастыря игумении Валентины: Игумения Валентина Настоятеля Афонской Пантелеимоновской часовни: От часовни Настоятельницы Покровского Хотькова монастыря игумении Никандры: Игумения Никандра Настоятеля Дмитровского Борисо-Глебского монастыря архимандрита Феодосия: От монастыря От настоятеля Настоятеля Серпуховского Владычного монастыря игумении Валентины: Игумения Валентина —49— 32. Настоятеля Воскресенского, именуемого Новый Иерусалим, монастыря епископа Александра: От епископа Александра От монастыря Г. Пожертвования по подписным листам от духовно-учебных заведений 1. От корпорации Императорской Московск. Дух. Академии: Р. А. Епископ Феодор Инспектор архим. Иларион Орд. проф. С. И. Соболевский Экстраорд. проф. свящ. Е. А. Воронцов Доцент H. В. Лысогорский Лектор свящ. H. А. Преображенский Экстраорд. проф. свящ. В. Н. Страхов Доцент иером. Варфоломей Экстраорд. проф. свящ. И. В. Гумилевский Орд. проф. А. А. Спасский На стипендию Н. Ф. Сергиевского Экстраорд. проф. А. П. Орлов Экстраорд. проф. С. И Смирнов Экстраорд. проф. П. П. Соколов И. д. доцента Ф. М. Россейкин Лектор А. К. Мишин Библиотекарь К. М. Попов Экстраорд. проф. свящ. П. А. Флоренский TOC o «1–5» h z Секретарь Н. Д. Всехсвятский И. д. доцента иером. Пантелеимон Экстраорд. проф. Н. Л. Туницкий И. д. доцента A. М. Туберовский Пом. библиотекаря иером. Игнатий От корпорации Александровской Дух. Семинарии: Инспектор Семинарии иером. Варлаам Свящ. Веретенников Корпорации Архангельской Дух. Семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бурею помыслов смущаемь был еси, преподобне, о недостоинстве своем, размышляя о немощи своей исполнити благословение: како буду воздвизати обитель имени Владычицы Небесной, купно же и памяти святителя. Темже укрепляемь и ободряемь дивным видением, уразумел еси, яко Сама Пречистая Дева благословляет тя устроити храм и обитель во имя Введения Ея во храм, Ейже со умилением взывал еси, отче, поя Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышав святитель Алексий, яко преподобный Варлаам обрете удобное место для обители от Бога указанное, сам прииде во град Серпухов и на том же месте в нощи глас услыша, повелеваяй зде монастырь поставити и абие повинуюяся сему, повеле церковь заложити, строителем тя, преподобне Варлааме, поставляя. Таковому содружеству твоему с великим угодником Божиим Алексием дивимся и сице тебе глаголем: Радуйся, любовь и преданность совершенную святителю Алексию явивый; радуйся, строителем обители Владычней им поставленный. Радуйся, сотаинник ему верен бывый; радуйся, содружество с ним до кончины своея сохранивый. Радуйся благословение святителя Алексия исполнивый; радуйся, град Серпухов обителию дивною украсивый. Радуйся, церковь чудную во имя Введения во храм Пресвятыя Девы в ней устроивый; радуйся, в церкви сей со ученики твоими радостно Бога воспевавый. Радуйся, земли Серпуховския благодатный крине; Радуйся, российских иноков славо. Радуйся, кротости и смирения исполненный; радуйся, отче милостивый и благодатный. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче. Кондак 5 Боготечная звезда явился еси во граде Серпухове, отче Варлааме, путь заповедей Господних показуя всем хотящим иноческое житие проводити и добре управлял еси тринадесять лет обителию Владычней. Темже убо и нас, во тьме страстей пребывающих, сиянием добродетелей твоих озари, да возопиим о тебе с благодарением Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видеша тя братия обители Владычния дивнаго строителя и попечителя о спасении Богом врученнаго тебе стада, церкви бо и келии созидал еси, иконами их украшая, и вся в монастыре яже на потребу добре устроил еси. Таковым неусыпным трудом твоим дивящеся восхваляем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Парфений Чертков произведён 17 дек. 1811, а 14 окт. 1813 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Монастырь обращён в приходскую церковь . 26 Перервинский, Первынский в актах XVII века (Николаевский на Перерве), под Москвой, существует с XVII века. Ныне 52 класса. [V, 480; VI, 1038.] Игумены Александр , 1632. Аркадий , бывший Курского Знаменского, определён 15 нояб. 1634. Упом, в 1635. Герасим , 1643 и 44; 31 окт. 1652 перев. в Мещовский Георгиевский. Мисаил , строитель, определён 25 мая 1660. Иона , 1668. Павел , 28 мая, 24 авг. (sic) 1675. Марк † 1683. Симон , с 1683; † 1705. Корнилий упом. в дек. 1705, 1706–1721, янв. Макарий , строитель, в мар. 1721. Варлаам , 1722–35, перев. в Угрешский. Виктор определён 6 июля 1735–46. Лаврентий , 1746–48; отрешён. Иларион Завалевич , 1748–1753, перев. в Угрешский. Варлаам Гловацкий определён 23 авг. 1753–57, 27 февр. перев. в Угрешский. Кирилл , 1757–59. Иларион Завалевич (паки) архим. [упом. архим. 1761–64] перев. из Ростовского Борисоглебского; † 1764. Сильвестр , строитель, 1765 и 66; † … Афанасий , 1766–75; †...? Порфирий Гжатский произведён 16 авг. 1775; † 8 сент. 1776. Ириней Клементьевский определён 12 окт. 1776, а в сент. 1782 перев. в Московский Крестовоздвиженский. Годеон Замыцкий , с сент. 1782–1783, 9 дек. перев. в Крестовоздвиженский. Досифей Ильин 1784 перев. из Брянского Петровского, а 5 авг. 1787 перев. в наместн. Троицкой Сергиевой Лавры. Иероним Ершов , 1787–1788, 24 мар. перев. в Угрешский. Агапит Скворцов , с 24 мар. 1788, а 20 дек. 1789 уволен. (После игум. Голутвинский). Иоанн , строитель, определён в начале 1790, из казначеев Высокопетровского монастыря, а в дек. 1805 уволен на покой; † 15 нояб. 1806. Лаврентий Бакшевский произведён 6 янв. 1806, а 25 янв. 1808 перев. в Угрешский. Павел 1811 перев. в Угрешский. Аарон , 1818, из казначеев Богоявленского; 1826 перев. на Угрешу. Амвросий определён 3 окт. 1826, а 19 июля 1828 перев. в Серпуховский Высоцкий. Мефодий , 1828. Пармен Соколов , 1832–1848, 1 окт. перев. в Даниилов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При школе – книжная лавка. Мы приводим здесь предание об основании Владычного монастыря, заимствуя его из напечатанной Серпуховским Владычным монастырем брошюры, под заглавием: «об Основании Влад. Серп, монастыря в 1860 г.» (1687). Это предание любопытно, как одно из наиболее характерных в своем роде: «Преосвященный митрополит Алексей имел у себя келейника по имени Варлаама, который, приняв пострижение, жил несколько времени в пустыне. Св. Алексей чрезвычайно любил его, потому что он боялся Бога и покорялся ему в жизни. Прошло уже довольно времени после того, как Св. Алексей принял святительский сан. Только однажды, в то время, когда исполнял он обычное правило, диакон Герасим читал кондаки п икосы, вдруг – едва Св. Алексей проговорил «всепетую» песнь, – необыкновенный свет озарил его келью; все ужаснулись, услышав от иконы Пресв. Богородицы голос: «Алексие! ты долженъ построить монастырь во имя мое, а вместе и себе в память.» Святитель размышлял об этом событии, не зная, что делать. По окончании же келейного правила, он ушел во внутреннюю комнату, и начал там молиться и преклонять колена перед иконою Владычицы Богородицы, прося изъяснить ему это событие. И вот в то время опять слышан был голос: «Алексие, Алексие! построй монастырь во имя мое»! Он же сказал: «Владычице! Где же будет во имя Твое монастырь? Я не знаю, где его построить!» И опять слышан был голос: «В пределах города Серпухова: там возлюбила я место во спасение многим душам человеческим». Святитель, повинуясь воле Божией и Владычицы Богородицы, приготовляет нужное для постройки монастыря, посылает упомянутого преподобного Варлаама осмотреть место для монастыря, и приказывает донести ему, когда тот отыщет такое место для того, чтобы осмотреть его собственными глазами. Варлаам же, найдя такое место, остался переночевать там. И вот во сне он слышит необыкновенный звон и гремение сосудов железных и медных. Это заставляет его подумать, что здесь именно угодно Богу иметь монастырь. Варлаам с радостью возвратился донести об этом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама. Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному. — Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли всё просто было в той истории? — Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов. Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю. Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но всё же косвенно свидетельствует в ее пользу. Кроме дела о подложных векселях купца Солодовникова было дело, связанное с купчихой Медынцевой, которая была пьющей. Игумения Митрофания держала ее рядом с ­собой, собственно, так же как сегодня в монастыре проходят реабилитацию страждущие. Родственники купчихи обвинили игумению в том, что она держала Медынцеву в монастыре, чтобы использовать ее деньги. Но я-то знаю, что, пока человек не исцелился, его отпускать нельзя. Слава Богу, нас так еще ни разу не обвиняли. Пребывание страждущих девушек у нас бесплатное.

http://e-vestnik.ru/church/igumeniya_ale...

Чудесное избавление Серпухова и его окрестностей от губительной болезни холеры в 1848 году предстательством Пресвятой Богородицы, обратило внимание на древние святыни Высоцкого и Владычнего монастырей и, особенно, на гробницу преподобного Варлаама, от которой происходили многочисленные исцеления, в том числе и неизлечимо больных людей. Указом московского митрополита Филарета городской благочинный и благочинный уездных монастырей внимательно следили за событиями во Владычней обители и докладывали обо всем Епархиальным властям. До настоящего времени в фондах Серпуховского историко-художественного музея и в собрании документов Московской Духовной Консистории в Центральном историческом архиве Москвы сохранились записи о чудотворной силе преподобного Варлаама, акты об исцелениях, справки из лечебных учреждений о состоянии больных и другие свидетельства благодатных даров угодника Божия. Незадолго до своей кончины, митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) , послал подробный отчет о событиях во Владычнем монастыре г. Серпухова Святейшему Правительствующему Синоду , в котором, перечисляя все действия московских епархиальных властей, не подвергал сомнению происшедшие чудесные исцеления по записям очевидцев, подчеркивая, что «записи ведутся безпристрастно». С разрешения московского святителя на месте погребения инока Варлаама была поставлена новая рака, «над которой устроен балдахин и вокруг самой раки ступень чугунная и медная решетка». Преподобный Варлаам Серпуховской благоговейно почитался сестрами обители и многочисленными паломниками вплоть до закрытия монастыря в 1918 - 1919 г.г. Затем на территории обители расположилась школа «Красных военлетов», до 1978 года объект был закрыт для посещения. В 1995 году по милости Божией во Владычнем монастыре была возрождена монашеская жизнь. В начале 1996 года по рассказам очевидцев на прежнем месте была восстановлена гробница преподобного Варлаама, возле нее было возжена неугасимая лампада. Вскоре у гробницы и от святого масла из лампады стали совершаться исцеления.

http://drevo-info.ru/articles/4228.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010