Второе царство изображено под символом ненасытного медведя: свирепость, прожорливость его наглядно указывают на следующее за вавилонским мидо-персидское мировое царство, действительно ненасытное в своих завоеваниях, как говорит о нем история. Три клыка во рту медведя указывают на Вавилон, Мидию и Персию, соединенные и объединенные под властью Кира и преемников его, поставившие общею для себя целью стремиться к удовлетворению ненасытных влечений своих воинственных персидских царей. Символом третьего царства служит барс с четырьмя птичьими крыльями на спине и четырьмя головами. Кровожадность этого зверя, его необыкновенная быстрота и стремительность при захвате добычи ясно указывают на блестящее и славное своими воинственными доблестями царство греко-македонское, сильное, стремительное, распространившееся в лучшую пору своей истории «до пределов земли» ( 1Мак. 1:1–4 ). Четыре крыла на спине у барса указывают на четыре страны света, по которым простерлась власть этого царства при блестящем представителе его Александре В., «господствовавшем над областями и народами и властителями» и заставившем «землю умолкнут пред ним» ( 1Мак. 1:3–7 ), а четыре головы у того же зверя – на четыре главы-правителя громадной монархии Александра В., разделивших её между собою после его смерти. Наконец четвертый зверь, страшный и ужасный, необыкновенно сильный, с медными когтями и громадными железными зубами, которыми он пожирал и разрывал, а остатки попирал ногами, означает, по словам небожителя, что «четвертое царство будет на земле..., которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать её» ( Дан. 7:23 ). Это последнее мировое царство, всесокрушающее, с железными зубами, страшное и ужасное для предшествующих ему царств, есть царство римское, пожиравшее в свое время всю землю, попиравшее и сокрушавшее все на пути к обладанию тогдашним миром. Десять рогов страшного зверя, явившийся среди них малый рог, уста которого стали богохульствовать, а сам рог стал преследовать святых и угнетать их, – все это, по словам небесного собеседника пророка, указываете на будущие события: «десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они будут преданы в руку его до времени, времен и полувремени» ( Дан. 7:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Глава 27 1–8. Устройство жертвенника всесожжения. 9–19. Двор скинии. 20–21. Приношение елея для светильника. Исх.27:1 .  И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей. Так как жертвенник из земли ( Исх. 20:24–25 ) не всегда был удобен для жертвоприношений, то законодательство требует устройства более устойчивого жертвенника. Как видно из описания, это был сделанный из досок дерева ситтим сруб, пустой внутри ( Исх.27:8 ), не имевший ни дна, ни верхней крышки, в пять локтей длины и ширины и в три локтя вышины. В виду сравнительной высоты жертвенника к нему приходилось «восходить» ( Лев.9:22 ). И так как удобные для восхождения ступени были запрещены ( Исх. 20:26 ), то можно думать, что с одной его стороны была сделана покатая насыпь. Исх.27:2 .  И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью. По четырем углам жертвенника из его стен выступали завитки, имевшие форму рогов вола, как главного жертвенного животного, и потому называвшиеся рогами жертвенника. Они не были только прибиты к углам жертвенника в качестве украшения, но составляли с ним одно целое, – были сделаны из того же дерева и обложены не особенными медными листами, но той же обкладкой, которой были покрыты и стенки. Поскольку с рогами жертвенника был связан обряд жертвоприношения, состоявший в кроплении их кровью жертвенного животного, постольку, можно думать, они имели великое священное значение и составляли важную принадлежность жертвенника. Искавшие спасения жизни ухватывались за его рога ( 3Цар. 1:50, 2:28 ); название рогов заменяет название жертвенника ( Пс. 117:27 ), и сокрушение их равносильно уничтожению жертвенника ( Иудиф. 9:8 , Ам. 3:14 ). Стенки жертвенника были обложены медью как для противодействия постоянно пылавшему на нем огню, так и для сообщения им прочности и вида. Исх.27:3 .  Сделай к нему горшки для высыпания в них пепла, и лопатки, и чаши, и вилки, и угольницы; все принадлежности сделай из меди.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава VII-я. Видение четырех зверей, символов четырех царств, и открытие вечного царства и власти Сына Человеческого В первый год Валтасара, царя Вавилонского, ночью во сне пророк созерцал следующее видение. Он увидел великое море, волнуемое четырьмя небесными ветрами; из этого моря один за другим стали выходить четыре больших зверя, непохожие друг на друга (1–3 ст.). Первый зверь по виду был подобен львице, но у него были орлиные крылья. Пророк смотрел на этого зверя до тех пор, пока не были исторгнуты у него крылья, после чего он поднялся с земли, встал на ноги человеческие и дано ему было сердце человеческое (4 ст.). Второй зверь, вышедший из моря, походил на медведицу, у которой было три клыка во рту между зубами, и ему сказано было так: встань, ешь много мяса (4 ст.). Затем вышел третий зверь, подобно барсу с четырьмя птичьими крыльями на спине и четырьмя головами, ему дана была власть (6 ст.). После всех вышел четвертый зверь; это быль самый страшный, ужасный и весьма сильный из зверей; он имел большие железные зубы, которыми все пожирал и сокрушал, и у него было десять рогов. Из десяти этих рогов на глазах пророка выделился и вырос один рог, причем три прежних рога исторглись пред ним; в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (7–8 ст.). В то время, как пророк смотрел на рог, говоривший высокомерное, открылось необычайное зрелище. Вдруг поставлены были престолы и явился Ветхий днями (Старец), воссев на одном из огненных престолов. Одежда на Нем была, как снег, и волосы на голове Его напоминали собою белизну чистой волны (шерсти белой овцы). Пред ним текла огненная река, бесчисленное множество ангелов служили Ему и великие сонмы небожителей окружали Его; когда Господь и призванные к участию в страшном суде заняли свои места, раскрылись книги (9 – 10 ст.). Тогда пророк увидел, как четвертый зверь был убит за свои хульные слова и тело его было предано сожжению. Приговор Божественного суда коснулся и первых трех зверей: они лишились своей власти, хотя самая жизнь их сохранена до времени (11–12 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Дан. 7, 8, однако у Афраата иная граница между предложениями. 271 Дан. 7, 24. Пешитта=Синод.: А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей. 272 Дан. 7, 8. Пешитта=Синод.: вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним. 273 Ср. Дан. 7, 24. 274 Ср. Дан. 7, 25; 1 Макк. 1, 36–51. 275 Ср. Дан. 9, 27. 276 Ср. 2 Макк. 6, 4. 277 Ср. 2 Макк. 6, 5. 278 Пс. 78, 1–3. 279 Ср. 2 Макк. 6, 18–31. 280 Ср. 2 Макк. 7, 1–42. 281 Ср. 2 Макк. 5, 27. 282 Дан. 7, 21. 283 Ср. Дан. 7, 25. 284 Ср. 1 Макк. 1, 48. 285 Дан. 7, 25. Пешитта: он возмечтает отменить времена и сроки и законы, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. Синод.: даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 286 Дан. 7, 26 (Пешитта, с отличной от Синод. границей между стихами). Синод.: Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть… 287 Ср. 2 Макк. 9, 18. 288 Ср. Ис. 41, 14 (Пешитта). Синод.: червь Иаков… 289 Ср. 2 Макк. 9, 5–10. 290 (B) праведника. 291 Игра слов «мои друзья–смиловался» rahmay-rahem. 292 Ср. 2 Макк. 9, 18–28. 293 Дан. 7, 27. Пешитта=Синод.: же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего. 294 Иер. 6, 30. 295 (А) ты уже не призришь. 296 Плач 4, 17 (Пешитта). Плач 4, 16 (Синод.). 297 Ис. 52, 11. Пешитта=Синод.: Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого. 298 Ср. Дан. 7, 27. 299 Т. е. сыны Израиля. 300 Ос. 8, 10. Пешитта: они отдохнут немного от бремени царей и князей. Синод.: и они начнут страдать от бремени царя князей. 301 Ср. Дан. 9, 25–26. 302 Т. е. сынов Израиля. 303 Ср. Ин. 1, 11. 304 Ср. Мф. 21, 34; Мк. 12, 2; Лк. 20, 10. 305 Ср. Втор. 32, 32. 306 Ср. Ис. 5, 2. 307 Ср. Втор. 32, 32. 308 Ср. Ис. 5, 1. 309 Т. е. сынами Израиля. 310 (А) иудеев. 311 Ср. Дан. 7, 22; Мф. 19, 28. 312 Игра слов «запустение–дикие ягоды»: HUrba  — harUbe 313

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

До него правил Тит его брат и Веспасиан их отец, Отон, Вителлий и Гальба 184 . Они и есть пять которые пали, один есть – при котором написан Апокалипсис, то есть Домициан. Другой еще не пришел  подразумевает Нерву, который, когда придет не долго ему быть, потому что он не правил и двух лет. И зверь, которого ты видел, – из числа семи, потому что перед этими императорами правил Нерон. И есть восьмой – только когда он [снова] придет, займет восьмое место, и так как в его время и настанет конец, [апостол] добавил: и пойдет в погибель, потому что десять царей примут власть [со зверем] 185 : когда он [зверь] придет с востока, они будут посланы из Рима со своими армиями. Они то и есть десять рогов и десять диадем. И Даниил показывает: и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были 186 . Трое из этих царей будут убиты антихристом, а семь других воздадут ему славу и честь, и престол, и власть 187 . Он говорит о них: сии возненавидят блудницу, – конечно говорит о городе, –  и плоть ее сожгут в огне 188 . 3 . И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела 189 . [Апостол] здесь говорит о Нероне. Потому что известно, что когда его преследовала конница посланная сенатом, он перерезал себе горло. Его-то Бог восставил и сделал достойным царем для достойных его – иудеев и преследователей Христа, и таким христом которого они заслуживали. И так как он будет носить другое имя, он так же будет вести, и другую жизнь, чтобы они приняли его как христа. Ибо Даниил говорит так: желания жен он не познает, – потому что он отвратительнейший, – и богов отцов своих не признает 190 . В самом деле, он не сможет совратить народ на обрезание, если не выдаст себя защитником Закона. В конце концов, ни к чему иному он не будет призывать святых, как только к принятию обрезания, если только сможет кого-то совратить. Именно так он завоюет их веру, чтобы они назвали его христом. А то, что он поднимется из преисподней, мы уже выше сказали словами Исаии: Воды растили его, – говорит пророк, – бездна поднимала его 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

е. земной Иерусалим, об отмщении врагу. Это и сделает он во время своего царства: переселит царство в этот (город) и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос. Посему Даниил еще говорить: “и святое место будет опустошено: и грех дан в жертву, и правда повержена на землю, а он сделал и хорошо успел” ( Дан.8:12,23 и сл.). И ангел Гавриил, изъясняя его видение, говорит об этом: “и в последнее время царства их восстанет царь, весьма бесстыжий лицом и разумеющий (темные) вопросы; сила его велика и удивительна, и он разрушит, устроит и сделает, и истребит сильных и народ святый; и ярмо его будет как цепь золотая вокруг шеи; коварство в его руке, и он возвеличится в сердце своем, и коварством своим погубит многих, и станет на пагубу многим и разобьет рукою как яйцо”. Затем означает и время его тиранства, в которое признаны будут святые приносящие Богу чистую жертву: “и в полседмицы, — говорит, — уничтожится жертва и возлияние, и будет в храме мерзость запустения, и до окончания времени будет полное запустение” ( Дан.9:27 ), полседмицы же означает три года и шесть месяцев. 1. Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: “и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей” ( Откр.17:12-14 ). Итак, очевидно, что имеющий придти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего. Ибо, что царство должно разделиться и так погибнуть, об этом Господь говорит: “всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит” ( Мф.12:25 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protiv-eres...

Если же кто скажет и о том, что рогов было четыре, то и это нисколько не препятствует любознательному понимать дело правильно: ибо алтарь – четвероугольный и повсюду равносторонний, и вид рогов отовсюду равный. Какой смысл этого? – Тот, что во всяком месте познается Христос, и притом распятый: и это есть светлая похвала для верующих в Него. Так и божественный Павел говорит: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6, 14 ). Присоединяется же к художественному произведению относящееся до украшения, витой венец: ибо и Еммануил есть истинно «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44, 3 ). Прибавлено же и служащее на пользу ему: носила и остальное: ибо надлежало Божественному алтарю быть прилично носимым во времена отправления в путь. Делали же это и Божественные ученики, благообразно и по чину обнося Христа чрез проповедь, как «служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4, 1 ). «И поставь его», – сказано, – пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе» ( Исх. 30, 6 ). П. Но что за необходимость была, думаю я, в том, что и самое место его было определено? К. Как глубок и весьма неясен смысл этого! Однако же я скажу, насколько возможно, надеясь на Бога, умудряющего даже и слепых. Кивот был сделан, сказано, из дерев негниющих и чистого золота ( Исх. 25, 10–11 ), и в нем был закон, то есть Божественное слово, или «свидения» ( Исх.25, 16 ): ибо это было образом от Бога родившегося Слова, вселившегося в нас и бывшего «в подобии плоти», по Писаниям ( Ин. 1, 14 и Рим. 8, 3 ). Затем Он повелел завесить кивот некоторою завесою, распростертою на четырех столбах ( Исх. 26, 31–34 ). Имя же завесе очистилище. И это означает Христа: «ибо Он есть умилостивление за грехи наши» ( 1Ин. 2, 2 ) и «очищение верою»: так назвал его Павел ( Рим. 3, 25 ). Изображены же были и как бы вокруг очистилища Херувимы, и близостью, и служебным предстоянием весьма хорошо означая рабское подчинение высочайших сил Богу «и Слово было Бог» – ( Ин. 1, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Если у Иустина только говорится об Апокалипсисе и дается парафраз апокалиптических мыслей, то у Иринея приводятся цитаты из Апокалипсиса. Напр., в XXVI гл. 5-ой книги «Против ересей» говорится: «Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство, показал ученик Господа Иоанн, в Откровении изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: и десять рогов, которые те видел, суть десять царей, которые еще не получили царство, но примут власть со зверем на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победить их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей ». Такие же определенные цитаты из Апокалипсиса рассыпаны по всей 5-ой книге Иринея. 3187 Н. Морозову, в виду —306— многочисленности этих цитат, приходится все сочинение Иринея «Против ересей» из II в. перенести в V. Это он делает простой ссылкой, что и Гарнак относит сочинение «Против ересей» – к началу пятого века. Но, во-первых, – если бы это было и так, то – это мнение – не является достоянием науки, а является личным мнением Гарнака, а разве мало частных мнений у различных исследователей? А, во-вторых, и это – главное: Н. Морозов, ссылаясь на Гарнака, вовсе не говорит на какое именно сочинение Гарнака он ссылается, очевидно, сам он этого сочинения не читал, а так от кого-нибудь это услышал. Но можно ли доверять в таких случаях слуху, чужим словам? Чтобы проверить Н. Морозова я взял толстенные тома Harnack’a «Die Chronologie d. altchristliche Litteratur, bis Eusebius перечитал все, что написано в них об Иринее и увидел, что Гарнак ни одним словом не обмолвливается о том, что «5 книг против ересей» написаны не во II, а в V столетии, а, между тем, где же и писать об этом Гарнаку, как не в «Хронологии древнехристианской литературы ». Не имея под руками всех сочинений Гарнака, я не мог пересмотреть их всех, но для того, чтобы еще более убедиться в неправильности ссылки Н. Морозова, я взял первый том новейшей и одной из лучших историй древне-христ. литерат. – «Geschichte d. altkirchlichen Litteratur» Bardenhewer’a и, пересмотрев главу об Иринее, еще раз убедился, что никаких заявлений об отнесении «5-ти книг против ересей» к 5-му веку в критической литературе и нет. Что же получается? Неужели Н. Морозов считает возможным ссылаться на несуществующие авторитеты, – выдумывать факты, которых нет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Затем третий зверь – барс: этим [зверем] были Эллины. В самом деле, после Персов возобладал Александр Македонский, низвергнувший Дария. Он-то и есть та самая медь, которая показана в истукане. А сказав: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя, он (Даниил) весьма явно показал, каким образом разделилось на четыре части царство Александра; ведь, сказав о четырёх главах, он разумел четырёх царей, восставших из него . Александр же при смерти действительно разделил своё царство на четыре части . (25) Затем, говорит, зверь четвертый, страшный и ужасный; зубы его железные и когти его медные. Кто же этот [зверь], как не Римляне, именно те, которые и есть железо – это до сих пор стоящее царство. В самом деле, и голени его, как сказано, железные. После этого, возлюбленный, остаются уже только ступни ног великана, одна часть которых состоит из железа, а другая из глины, так что та и другая перемешаны друг с другом. Через пальцы ног [истукана] Даниил прикровенно показал десять царей, которые восстанут из него. Именно о них он и говорит: [я] рассматривал зверя, и вот, десять рогов у него, и вот, вышел другой, как отрасль (παραφυδιοι ), и три из прежних рогов искоренил. Под этим же [рогом] в свою очередь показан не кто иной, как Антихрист, который и восстановит царство Иудейское. Когда же [Даниил] говорит, что перед ним будут исторгнуты три рога, то ясно указывает на трёх царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского, которые будут убиты им в военном состязании. Он-то, одолев всех, сам будет страшным, жестоким тираном и воздвигнет скорбь и гонение на святых, над которыми он вознесется. В самом деле, Даниил говорит: смотрел на рог: и вот, этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них (Дан 7:21), наконец зверь был сокрушен, и тело его предано на сожжение огню (Дан 7:11). (26) При этих обстоятельствах и придёт наконец Камень, поразивший истукана и разбивший его, и низложивший всех царей, и давший царство Всевышнего святым. Он-то и есть Тот, Кто сделался горою великой и наполнил всю землю.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И дальше Ангел говорит: «Здесь ум, имеющий мудрость» ( Откр. 17:9 ), то есть это может понять только ум, обладающий мудростью. В библейском смысле мудрость – это Богопознание, без которого человек в этом мире не поймет ничего. «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть» ( Откр. 17:9–10 ). Семь голов – это семь гор, на которых сидит жена, то есть Рим, стоящий на семи холмах. Семь царей, из которых пять пали, – это Ассирийская, Вавилонская, Персидская, Македонская и Сирийская империи. Шестая империя, шестой царь – это Рим, а седьмая, которая придет, – это германо-славянская империя. Восьмая, как мы прочитаем далее, просуществует короткое время, потому что антихрист будет править, по сравнению с другими царями, крайне мало – три с половиной года. «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» ( Откр. 17:11–14 ). Что значит восьмой из числа семи? Это значит, что вернется одно из древних царств, придет последний зверь и будет воссоздана Римская империя. «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час» ( Откр. 17:12 ). Об этом же говорит и Книга пророка Даниила – о десяти рогах, которые возвысятся в конце. Навуходоносор во сне видел истукана с десятью пальцами на ногах, символизирующих десять последних государств. Предпринимаются разные попытки вычислить, что это за последние государства, но, пока не наступит конец, мы все-таки не можем точно назвать их. Когда придет конец, мы увидим десять царей, принимающих власть «на один час». Они появятся, как предначинание власти антихриста и будут иметь «одни мысли и передадут силу и власть свою зверю» ( Откр. 17:13 ). Появятся десять царств, которые потом передадут свою власть зверю, то есть антихристу, последнему врагу, потому что у них с ним одна идеология – вести брань с Агнцем. Цари будут воевать против Бога, против Христа, но окажутся побежденными. Иоанн говорит о том, что тьма сгустилась и он видит сердцевину зла, идущего покорять мир. 132

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010