Согласно «Сказанию», во иерея и настоятеля пустыни прп. Леонида рукоположил Ростовский митр. Варлаам (Рогов ; † 1603) (но, вероятно, речь идет о Филарете (Романове) , в 1619-1633 патриархе Московском и всея Руси). Вернувшись на Лузу, подвижник построил ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, в к-рую 17 февр. 1608 г. перенесли икону «Одигитрия». Впосл. в обители существовала традиция совершать в 9-ю пятницу по Пасхе службу чудотворному образу «Одигитрия» (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 29 об.- 30). Права пустыни как самостоятельного мон-ря были узаконены Ростовским митрополитом уже в 1612 г.: «...на Лузе реке усть речки Едомки зачата пустыня ново, а в ней поставлен храм древяной, теплой, во имя Пречистыя Богородицы Введения. А в пустыне черной поп Леванид, братьи у него 3 чернца. И с того храму оброком за все пошлины по 5 алтын на год; в 120 по митрополиче грамоте пожалованы; имать не велено и десятилником вьежжать и судить не велено же» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Впосл. подвижник приложил много усилий к обустройству места для буд. мон-ря: в целях осушения лесных болот выкопал 3 канала («борозды»): от р. Лузы до Чёрного оз. (900 саж.), до Святого оз. (40 саж.) и далее - до Чёрной речки (800 саж.), на к-рой поставил мельницу, существовавшую мн. годы. Однажды во время работы прп. Леонида в левую ногу укусила змея, но тот, помолившись Богу и Богородице и услышав чудесный глас «не скорби и не думай на бежание от трудов», преподобный положил на сердце не думать об этом несчастье и, не обращая внимания на рану, продолжил свой труд (Великоустюжский филиал ГАВО. Науч. б-ка. Инв. 3644. Л. 11). В память об этом чуде подвижник назвал выкопанный им канал «Недума-река» (Акты. 1894. Ч. 2. Стб. 902). Позже здесь была образована Л. п. Она была чернотяглой: «...тех монастырей деревни в вытном и сошном писме с черными тяглыми волостьми написаны, и великаго государя всякие подати платят и службы служат с уездными крестьяны вместе» (Там же. 1890. Ч. 1. Стб. 511-512). Считается, что самый первый мон-рь, начало к-рому положила построенная в 1608 г. Введенская ц., находился в дер. Старово (Старомонастырская).

http://pravenc.ru/text/2463453.html

Ф. 396. Оп. 2. 304. Л. 110 об.). Иногда дьяки главных хоров России выступали как учителя клирошан. Патриарший дьяк Богдан Златоустовский 13 янв. 1650 г. получил сукно за то, что пел сторожевским «крылошаном празник знаменной» (Там же. 305. Л. 70). Определенное влияние на певч. традиции мон-рей оказывали и сменявшиеся настоятели, особенно если они сами были распевщиками (напр., игум. (впосл. митрополит) Варлаам (Рогов) , архим. Исаия (Лукошков) ). Через книги, большинство из к-рых поступали в монастырские б-ки в качестве вкладов из различных районов, также могли проникать «новые веяния», появившиеся в весьма отдаленных землях. Согласно описи б-ки Иосифова Волоколамского мон-ря 1573 г., среди певч. книг были сборники, написанные новгородцами и ростовцами, туровцем и писцами Юрьева, Ферапонтова и др. мон-рей; вкладчиками книг выступали владыки Новгородский, Рязанский, Крутицкий, Ростовский, Казанский, игумены угрешский, селижаровский и др., старцы из Новгорода, Ржева, Свияжска (РГБ. Ф. 79. 37. Л. 107-113, 125-128). Если в большинстве монастырей, и прежде всего там, где хоры были малочисленны, а состав их часто обновлялся, не могли быть выработаны устойчивые певч. традиции, то в крупнейших мон-рях они существовали и поддержка этих традиций являлась своего рода делом чести обители и находилась под пристальным вниманием уставщиков и головщиков. Именно «на стыке» поддерживаемых в нек-рых монастырях традиций и приходившего сюда нового интонационного материала появлялись своеобразные М. р., получавшие названия по месту их возникновения. Так, «внутри» региональных школ певч. искусства выделялись особые творческие традиции местных монастырских центров. Большинство же М. р. в рукописях обозначено по названию обителей: кирилловский, опекаловский, соловецкий, сергиевский, троицкий, тихвинский, чудовский и др. Так, примеры творчества мастеров пения Кириллова Белозерского монастыря встречаются как в сборниках из б-ки самой обители, так и в книгах, бытовавших за ее пределами. В кирилловском распеве произведения зафиксированы в основном в рукописях 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Завершение формирования московской школы в древнерус. церковнопевч. искусстве происходило позже, чем новгородской. Синонимом местного «московского пения» для теоретиков XVII в. стали распевы Феодора Христианина , ученика новгородского мастера Саввы Рогова (см. в ст. Варлаам (Рогов) , митр. Ростовский). Они часто обозначались в рукописях как «Християнинов» или «Крестьянинов московский» (РГАДА. Ф. 188. 1584-1586; РГБ. Ф. 178. 766. Л. 339; и др.). Деятельность московских мастеров проходила в тесной связи с главными центрами русской средневек. музыки - с хорами государевых певчих дьяков и патриарших певчих . Круг певч. произведений московской школы был чрезвычайно широк. Но за основной их частью не закрепились ни имена авторов, ни названия мест возникновения. Сохранились редкие рукописные свидетельства в памятниках XVII в. о творчестве царей Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98, 100 об., 222 об.; РНБ. Солов. 690/769. Л. 106 об.; и др.) и Алексея Михайловича (ГИМ. Син. певч. 52. Л.183 об., 185), сыновей Феодора Христианина Федора и Ивана (РГАДА. Ф. 188. 1579. Л. 8; 1591. Л. 1). В Демественнике сер. XVII в. содержится строчный «перевод патриарховых дьяков» песнопения «Избранную во родехо» (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 280 об.- 281). Есть и более общие наименования. Сборники 1-й пол. XVII в. содержат, напр., задостойник «О Тебе радуется», антифон «Князи людестии», вариант попевки в ипакои «Иже наше зраком» с обозначением «московское» (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116). На северо-востоке страны в усольских (Усолье Вычегодское, ныне Сольвычегодск) владениях именитых людей Строгановых примерно в 70-х гг. XVI в. возник еще один крупный центр древнерус. певч. искусства - усольская школа («усольское мастеропение»). Значительное количество распевов усольских мастеров сохранилось без имен их составителей. Они широко бытуют в рукописях с обозначениями «роспев усольской», «перевод усольской», «усольское». Иногда источники содержат и распевы видных представителей этой школы: Исаии (Лукошкова Ивана; † 1621 г.; РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; БАН. Осн. 32.16.18. Л. 205 об.; РГАДА. Ф. 188. 1589. Л. 1), Фаддея Никитина Субботина († 1685; ГИМ. Увар. 741. Л. 218-220). Можно встретить одно и то же произведение в 2 вариантах - авторском «Лукошковом» и безымянном усольском, напр., песнопение «Да молчит всяка плоть» (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; РНБ. Соф. 498. Л. 505-507 об.).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский (Рогов) В 1563 году был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря. С 1564 года пребывал на покое. После 1580 года – архимандрит Рождественского монастыря Владимирской епархии. С 1584 года – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря. В январе 1587 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан архиепископа. Преосвященный Варлаам в 1589 году присутствовал на Московском Соборе, решавшем вопрос об учреждении патриаршества в России. Он же вместе с митрополитом Московским и всея Руси Иовом и Новгородским архиепископом Александром был выдвинут кандидатом на патриаршество. В день избрания Иова патриархом (в мае 1589 года) преосвященный Варлаам был возведен в сан митрополита. С этого времени Ростовская кафедра стала митрополией, и архиереи Ростовские стали именоваться Ростовскими и Ярославскими. Скончался митрополит Варлаам 25 марта 1603 года. Литература: Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 24. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 55, 333, 662. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 5, 224. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5-а. – С. 529. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Потому что тогда правда сделается столь редкой, а нечестие, жадность, страсти и распутство до того умножатся, что если и будут некоторые добрые, то они сделаются добычей злодеев и будут ограблены беззаконниками. Одни только злые и будут богаты, а добрые подвергнутся всяким поношениям и впадут в нищету. Всякое право придёт в расстройство, и законы потеряют силу. Тогда никто ничего не будет иметь, кроме того, что захватил, или что защитил силой. Всем будут владеть наглость и насилие. В людях не будет ни веры, ни мира, ни человечности, ни стыда, ни истины, не будет также ни безопасности, ни правления, ни какого бы то ни было покоя от злых. Потому что вся земля возмятётся: повсюду пронесётся гром войны; все народы вооружатся, и будут сражаться друг с другом; будут воевать между собой соседние друг другу царства; и прежде всех Египет потерпит наказание за безумные суеверия и покроется кровью, как рекой. Меч пройдёт тогда по земному шару, всё пожиная и распростирая, как траву. Причиной этого расстройства и опустошения будет то, что Римское имя, которым ныне управляется земля (устрашается дух сказать, но скажу, потому что это будет), истребится с земли, и владычество возвратится в Азию, и опять Восток будет господствовать, а Запад будет в подчинении” 83 . Времена перед антихристом закончатся событием, которое, судя по тому, что оно таинственно предвозвещено в Ветхом и в Новом Завете, будет иметь большую важность. Именно, четвёртый зверь, виденный Даниилом, имел десять рогов, а десять рогов, – было объяснено Даниилу, – значат, что из четвёртого царства, изображаемого четвёртым зверем, восстанут десять царей; а малый рог, выросший после среди десяти рогов, означает, что после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трёх царей ( Дан. 7:7–8, 23, 24 ). Новозаветный Тайнозритель видел зверя, выходящего из моря, с десятью рогами, и на рогах его было десять диадем ( Откр. 13:1 ). В другом видении ему был показан тот же зверь, как зверь багряный, имеющий десять рогов, и было объяснено, что десять рогов суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час ( Откр. 17:3, 7, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Проверку фактами таежный писатель устраивает также в отношении др. текста из Книги прор. Даниила, основополагающего в христ. апокалиптике: «...Четыре больших зверя вышли из моря... зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный... и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним... Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли... Зверь четвертый - четвертое царство... которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца...» (Дан 7. 3, 7, 8, 17, 23-26). В соответствии со средневековой и старообрядческой традициями под 4-м зверем И. Н. понимал Римскую империю, после падения к-рой возникли «10 рогов» зверя - 10 европ. царств (в действительности И. Н. насчитал 16 царств и отнес число 10 к «притче для закрытия тайн»). Оригинальностью отличается представление И. Н. о 3 рогах, или 3 царствах, погибших от 11-го рога,- это 3 гос-ва, считавшие себя наследниками Римской империи: империя Карла Великого, Свящ. Римская империя герм. народа и рус. монархия со времени Иоанна IV Васильевича , который венчался на царство как преемник императоров Нового Рима (Царьграда). Т. о. енисейский книжник включил в свое эсхатологическое построение популярную среди старообрядцев теорию о Москве - Третьем Риме . В глазах И. Н. общим для 10 европ. монархий было не только рим. наследие, но и общественно-экономическая формация. Книжник, по-видимому вслед за советскими учебниками истории, подчеркнул, что все «10 рогов» - феодальные монархии. Представление об антихристе у И. Н. оказалось тесно связанным с марксистско-ленинской теорией формаций. Если 10 царей из Книги прор. Даниила - феодальные монархи, а феодализм был разрушен буржуазией, то, рассуждает крестьянский писатель, буржуазия и есть «малый рог» и антихрист. Позднейшие империи погибли (или изменили свою природу), подчеркивает И. Н., в «буржуазных революцыях»: франц. монархия, выросшая из империи Карла Великого,- в 1789 г., немецкая - в ходе наполеоновских войн.

http://pravenc.ru/text/674862.html

(4) После того, как совершился трехсотлетний период владычества Эллинов, пророк свидетельствует нам уже иное. Он говорят: после сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когтя его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов дано было ему. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое. Видел я, наконец, поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол [Его] — пламень огненный, колеса его — огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги. Видел [я] тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню. И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени ( Дан.7:7—12 ). (5) Итак, всем известно, что после царства Эллинского не восставало еще никакого иного царства, помимо господствующего в настоящее время. Это-то [последнее] и есть то самое, которое имеет железные зубы. В самом деле, оно своею силою сокрушает и уничтожает все, подобно железу. И остатки попирает ногами. Этим указывается на то, что после настоящего Римского царства не возникнет еще никакого другого царства, но из него, впрочем, произрастут десять рогов, и посредством их явится один малый [рог], и тогда три из числа первых будут исторгнуты. И вот подобно тому, как пророк предсказал относительно барса, говоря, что четыре главы было у зверя, и все это сбылось, и царство Александра разделилось на четыре власти, — подобно этому нужно ожидать и теперь, что вот произрастет из упомянутого царства десять рогов, и тогда, собственно, исполнится время этого зверя, и тогда среди них внезапно появится малый рог, каковой есть Антихрист, — [тогда] правда на земле уничтожится и весь мир придет к концу. Впрочем, мы не должны предупреждать волю Божию, но должны долго терпеть и молиться, дабы не впасть в таковые времена; равным образом мы не должны сомневаться в том, что все это будет. Ведь если бы не сбылось уже то, что было предсказано пророками раньше, то, конечно, нельзя было бы ожидать исполнения и этого. Но если то в свое время сбылось именно так, как было предсказано, то во всяком случае и это должно исполниться. Конечно, некоторые спросят: когда это будет? ( Мф.24:3 ). Но говорить так свойственно только неверующим людям. Наоборот, предугадывать будущее [и веровать], что так оно и будет, — вот свойство блаженного мужа, который и знает, и в то же время молчит, дабы своей болтливостью не навлечь на себя опасности.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

   Ибо в прочих зверях были страшными отдельные признаки, а в этом — все. И имел он десять рогов.   Порфирий двух последних зверей, [относящихся к царствам] Македонян и Римлян, относит к одному Македонскому царству и разделяет их, утверждая, что под барсом разумеется сам Александр, а под зверем, непохожим на прочих зверей, четыре преемника Александра, и затем перечисляет до Антиоха, называвшегося Эпифаном, десять царей, бывших наиболее жестокими; но самих царей не берет из одного царства, например из Македонии, Сирии, Азии или Египта, а из различных царств составляет один ряд царей, так что слова: «уста, говорящие высокомерно», признаются сказанными не относительно Антихриста, а относительно Антиоха. Дан.7:8. Я смотрел на... рога, и вот вышел из средины их еще небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге... глаза, как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно.   Порфирий неосновательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Эпифан и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] — Птолемей по прозванию Филометор, седьмой — Птолемей Эвергет, и Артаксий, царь Армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, чем родился Антиох , а Арггаксий остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то же, что передали все церковные писателя, — что при кончине мира, когда будет разрушено царство Римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир Римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшой, который победит трех из десяти царей, то есть царя Египетского, Африканского и Эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении же их и семь других царей подчинятся победителю. «И вот, — говорит, — в этом роге глаза как глаза человеческие». Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь Сатана будет жить телесно. «И уста, говорящие высокомерно». Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия (2 Фес 2:3-4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

« Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню. И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок» ( Дан. 7:11–12 ). Последний, четвертый, зверь умерщвляется лично Христом за высокомерные слова, которые он говорил. А ведь этот зверь действительно могучий, коварный, пожирающий своими зубами всю землю. Четыре его рога – это железная Римская империя (символ Рима – железо). Деятельность зверя продолжается и сейчас – глобальная цивилизация, порожденная Римом, растет. Мы видим, что европейская цивилизация распространила свое влияние на весь мир – это и есть тот самый зверь, выросший из Рима и снова отрекающийся от Бога, снова становящийся злодейским. На его голове – десять рогов: это символ десяти последних царств. Итак, зверь выходит из моря, то есть перед пришествием антихриста начнется хаос, рухнут государства, и из этой глобальной революции поднимется великий враг, а вместе с ним из хаоса восстанут десять государств. Библия намекает на некоторые из этих царств, которые будут иметь особое значение перед концом мира. Не считая Израиля и Рима, власть которых очевидна уже сегодня, политическую силу обретут такие государства как Ливия, Египет, Эфиопия, Персия и некая великая северная страна, управляемая Гогом. Сердце мятежа антихриста – в странах, расположенных в районе Вавилонии и Персии. Это Иран и Ирак. Библия также говорит, что среди десяти рогов – десяти всемирных правителей – будет и некий Гог. Поднимется еще одиннадцатый правитель, не из числа десяти, придет он к власти тихо и незаметно. Это и будет великий враг – антихрист. Когда он явится, то сразу уничтожит три царства, три народа и после подчинит себе всех остальных правителей. Итак, давайте обратимся к описанию антихриста. Сказано, что он будет иметь десять рогов и семь голов, «на рогах его десять диадем, и на головах его имена богохульные» ( Откр. 13:1 ). Его описание очень похоже на описание сатаны – дракона: те же семь голов и десять рогов, и диадемы, короны. С чем это связано? Все очень просто: антихрист есть подобие сатаны, в нем будет обитать сатана, антихрист невольно будет иметь в себе демона, будет им одержим. Как говорит святитель Андрей Кесарийский , не думайте, что сатана воплотился, воплощаться ангелы не могут и не умеют, эта власть дана только Творцу, Который смог стать человеком, оставаясь Богом; сатана же будет жить в антихристе, как в храме, как в избранном своем сосуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Во–вторых, следует понимать, что антихрист будет воевать с тремя царями: Египетским, Ливийским и Эфиопским и одолеет их. Об этом написано у пророка Даниила, говорящего в главе 3: «Зверь четвертый горд и страшен и крепок очень и прочее. И десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога и между ними вышел еще небольшой рог: три же рога передние исторгнуты были от лица его, и в роге том малом были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Видел я, наконец, что поставлены были престолы и прочее. Это видение Даниила–пророка». Толкование. Зверь четвертый гордый и страшный есть четвертая монархия или единовластие Рима. Его десять рогов есть его десять царств, на них разделится при своем падении владение Римское. Малый рог, вышедший между большими, есть антихрист, появившийся из маленького, бедного и бесславного рода. Три рога передние, исторгувшиеся от лица его, есть три царя, побежденных антихристом. Это толкование не человеческое, а ангельское, как это увидишь в той же седьмой главе, где ангел толкует видение пророку Даниилу: «Зверь четвертый есть четвертое царство на земле, которое переживет все царства и так далее. Десять рогов у него – десять восставших царей, после которых восстанет тот, который пересилит своей злобой всех, кто был до него, и трех царей смирит и против Всевышнего произнесет слова и так далее». Об этих трех царях снова упоминается в главе 11 пророка Даниила ближе к концу: «И простер руку свою на разные страны, и земле Египетской не будет спасения. И завладеет он сокровищами золота и серебра во всем сластолюбивом Египте, и в Ливии, и в мире, и в твердынях его». Пространно об этом говорит Ипполит–мученик в беседе о кончине мира. В–третьих, следует знать, что когда антихрист одолеет трех вышеназванных царей – Египетского, Ливийского и Эфиопского, – тоща и другие цари поклонятся ему. И с того времени антихрист станет монархом, то есть единовластвующим обладателем всей вселенной. Известно, что об этом говорит и писание Божественного апокалипсиса в главе 17: «Десять рогов, которые видел, есть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем и отдадут ее зверю. Они вступят в войну с агнцем, и агнец победит их».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010