То, Господа ради, прошу вас, скажите, как мне сие противоречие понимать». Ответствую. Пророк Даниил, говоря во главе седьмой о четвертом звере, т. е. о римском царстве, и десяти рогах его, т. е. о разделении сего царства на части, о малом роге, т. е. об антихристе, пишет сице: и вот вышел между ними (девятью рогами зверя) еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним, и вот в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. Об этом видении ангел объяснил Даниилу, что десять рогов означают десять царей и что после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей. Это место пророчества Даниилова Блаженный Феодорит толкует так: «Заметить должно, что пророк не сказал восстанут един по единому, друг за другом последуя, но в едино и то же время восстанут. А что сие в самом деле так есть, о том следующие за сим слова свидетельствуют: и по них восстанет другой, иже превзойдет злобами всех прежних, и три цари смирит. Если бы не в одно и то же время царствовали, но каждый по единому предшествовал другому, прежде его бывшему, то как бы сей (о котором говорится здесь) трех, не в одно время бывших пред ним, смирить мог? Отсюда явствует, что десять оных царей, о которых (пророк) предсказывает, при скончании (мира) в одно время восстанут; последний же антихрист восстанет и царство приимет, и с ними брань сотворит, а трех из них испровергнет». Св. Кирилл Иерусалимский о сих десяти царях и об антихристе пишет: «Тогда восстанут в Риме десять царей, в разных местах будут, к римскому единонадесятому царству во едино послушание будут... ибо седмь царей в послушание свое антихрист к римскому престолу слугами своими в то время добровольно и без брани взыскати имать. А трех паки войною и силою с иными седмию цари достанет... Тии же трие цари за единым римским царем и именем пребывати начнут, понеже повелением и промыслом римскаго престола побеждени будут (Кн. Кирил. л.49, знамение девятое). Итак из самого видения Даниилова ясно, что оный последний рог (антихрист) не все десять рогов искоренил, но точию три, а прочие семь остались существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Толкуя образ дракона из этой же главы, он нашёлся сказать: “Семиглавые драконы частенько появляются в древней мифологии, например в Вавилонской . Упоминается он и в различных апокрифических сочинениях … Семь диадим, то есть корон, как и десять рогов, подчеркивают полноту власти сатанинского зверя (ср. Дан 7:7 : «Видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него»). Число 10 означает большое, но ограниченное число. Это число всегда отмечает полноту власти, присущей только безбожным силам (ср. Откр 13:1; 17:3.7.12.16; 2:10 ). В своем описании дракона Иоанн имеет в виду ту земную власть, которая предоставляет себя в распоряжение дракона-сатаны, как его орудие на земле. В главе 13 эта власть Римской империи будет символизирована и подробно обрисована в фигуре зверя из моря, порождения дракона. У него, как и у дракона, тоже семь голов и десять рогов”. Говоря о звере из моря и звере из земли, под которыми отеческое богословие понимает антихриста (царство антихриста) и его лжепророка (оруженосца), архимандрит Ианнуарий интерпретирует их как римское царство и его пропагандистскую машину . Вот его слова: “Глава 13 вводит фигуры двух зверей, символизирующих Римское государство и его пропагандистскую машину . Они представлены как марионетки Дракона-сатаны. Глава 14 описывает гибель дьявольской всемирной власти Вавилона (=Рима)“. В другом месте: “Мы определили лжепророка как зверя из земли… Лжепророк символизирует государственный аппарат , созданный для того, чтобы внушить людям отречься от Иисуса Христа ради поклонения обожествленному государству и императору. Вообще же лжепророк – это тот (любой), кто пытается ввести идолопоклонство с его культами и побудить людей к полному подчинению безбожному миру и боговраждебному государству”. Связь антихриста с Римской империей усматривается, в частности, из описания видения пророка Даниила, созерцавшего малый рог, возросший на страшном звере среди десяти прочих рогов ( Дан.7:7–8 ). Но эта связь сводится к тому, что антихрист произрастёт на почве Римского царства , которое, к тому же, ко времени восхождения антихриста на трон мирового диктатора распадётся на десять удельных царств . Сам антихрист возглавит собой не Римскую, а всемирную монархию . При этом одними из первых его примут неуверовавшие во Христа иудеи, примут как близкого, долгожданного, родного (сам он, согласно единодушному мнению многих отцов, произойдёт из колена Дана). Настоящая мысль почему-то не нашла себе подробного выражения в толковании архимандрита Ианнуария.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Хотя всякое исчисление лет ничтожно по сравнению с бесконечным будущим царством святых. И зверь, который был [и] которого нет, есть [восьмой и] из числа семи и пойдёт в погибель. Зверь есть Антихрист; он восьмой, потому что после семи царств восстанет для обольщения и опустошения земли. Из числа семи же он потому, что появился от одного из этих царств, придёт он не от какого-либо из упомянутых народов, но как царь Римский явится на пагубу и погибель ему покорившихся, а после сего сам пойдёт в геенну мучительную. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. И Даниил видел десять предваряющих Антихриста рогов, из которых три проклятый искоренил вовсе, а остальных подчинил себе. Один час указывает или на краткость времени, или на одну часть года, то есть трехмесячный оборот солнца, после которого [они] покорятся Антихристу как своему начальнику. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с ним, суть званные и избранные и верные. Они имеют одни мысли. И действительно, ибо никто не может служить двум господам ( Мф. 6:24 ). Посему и воспротивятся [истинному] Христу те, которые объединены в злом единомудрии и подчиняются Антихристу. Но закланный ради нас Агнец Божий, поскольку с воплощением Его не истреблены все царства и господства, победит их, чтобы приобщить к Своему царству и избранных. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, [и обнажат], и плоть её съедят, и сожгут её в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их [зверю], доколе не исполнятся слова Божий. Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями. И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Так как это объяснил ангел, то подробно исследовать это совершенно излишне. Для меня, однако, кажется удивительным, как враг и мститель – диавол – поможет управляемым десяти рогам ополчиться и вооружиться на любящего благо и добродетель Христа Бога нашего, а также опустошить отступивший от божественных заповедей и подчинившийся его обольщению многолюдный город и, подобно зверю, насытиться его кровью. Удивительно и то, каким образом он, считающий опустошение поводом к радости, а уничтожение человеческой плоти своей пищей и наслаждающийся всегда распрями и ссорами, даст своё согласие отступническим десяти рогам. Предположение же, что виденная жена означает великий город, имеющий власть над земными царями, делает вероятным предсказание о страданиях преобладающего тогда царства. 55 . [Об ином ангеле, возвещающем падение Вавилона, и о небесном голосе, повелевающем

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Эти цари не сравнимы с теми царями, означенными через семь голов зверя (см. 13,1). Это не будут подобные тем сатанинские мировые державы. Это будут десять царей десяти государств, непосредственно предваряющие установление царства антихриста и его подготавливающие. То, что эти цари означены в виде десяти рогов, означает их власть и воинственность. Видеть под этими десятью царями римских префектов, варварские народы, которые противились распространению христианства, или любые другие события прошлой истории человечества, неправомерно, т. к. об этих царях сказано, что они примут власть со зверем , и далее: они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю , т. е. они будут непосредственно перед приходом антихриста и ему подчинятся, с ним объединятся и ему будут служить. Об этих десяти царях и было откровение пророку Даниилу. Так десять пальцев ног истукана, явленного во сне Навуходоносору, прообразовали этих царей. Рассмотрение истукана с головы до пальцев ног показывало всю историю от Навуходоносора до кончины века ( Дан. 2 ). Также указывают на этих десять царей и десять рогов четвертого зверя в видении Даниила ( Дан. 7 ). Появление одиннадцатого рога прообразует пришествие антихриста. «О десяти рогах, которые были на голове у него (четвертого зверя), и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три... об этом он (ангел) сказал: ...десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничтожит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» ( Дан. 7:20; 23:25 ). Так Даниил подробнее описывает, что когда придет антихрист, то не просто так его примут эти десять царей, но троих из них он должен будет уничтожить. Святой Ипполит Римский даже называет этих трех царей: «и три цари убиет гневом, египетского, ливийского и эфиопского». Легко себе действительно представить, что для установления своей власти в Иерусалиме антихристу будут мешать эти близкие к Израилю страны. Если же мы в Апокалипсисе видим, что все десять царей «примут власть со зверем», то это можно разуметь так, что после того, как антихрист уничтожит трех царей, то их преемники уже будут подчиняться ему и будут иметь одни мысли с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их ещё небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге глаза как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно. Порфирий неосновательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Эпифан и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] – Птолемей по прозванию Филометор, седьмой – Птолемей Эвергет, и Артаксий, царь Армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, чем родился Антиох 930 , а Артаксий остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то же что передали все церковные писатели, – что при кончине мира, когда будет разрушено царство Римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир Римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшого, который победит трёх из десяти царей, то есть царя Египетского, Африканского и Эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении же их и семь других царей подчинятся победителю, И вот, говорит, в этом роге глаза как глаза человеческие. Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь Сатана будет жить телесно. И уста, говорящие высокомерно. Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия ( 2Фес. 2:3–4 ). Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Его – как чистая волна, престол Его – пламя огня, колеса Его – огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Него. Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырёх престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облечённых в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Я смотрел на рога, и вот вышел из средины их ещё небольшой рог, и три из первых рогов были исторгнуты им. И вот в этом роге глаза как глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно. Порфирий неосновательно полагает, что небольшой рог, вышедший после десяти рогов, есть Антиох Эпифан и что три рога, исторгнутые из десяти рогов, это шестой [царь] – Птолемей по прозванию Филометор, седьмой – Птолемей Эвергет, и Артаксий, царь Армянский, из которых первые умерли гораздо ранее, чем родился Антиох , а Артаксий остался на прежнем царстве, хотя, как мы знаем, против него и воевал Антиох. Поэтому мы должны сказать то же что передали все церковные писатели, – что при кончине мира, когда будет разрушено царство Римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир Римский, и восстанет одиннадцатый царь, небольшого, который победит трёх из десяти царей, то есть царя Египетского, Африканского и Эфиопского, как мы далее скажем об этом яснее. По умерщвлении же их и семь других царей подчинятся победителю, И вот, говорит, в этом роге глаза как глаза человеческие. Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь Сатана будет жить телесно. И уста, говорящие высокомерно. Ибо это человек греха, сын погибели, так что он дерзнет сидеть в храме Божием, выдавая себя за Сына Божия (2 Фес 2:3-4). Я смотрел, доколе не были поставлены престолы и воссел Ветхий днями. Одеяние Его бело как снег, и волосы главы Его - как чистая волна, престол Его - пламя огня, колеса Его - огонь пылающий; река огненная и быстрая исходила от Него. Подобное этому читаем и в Откровении Иоанна: и тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий. И Сидящий был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола, и на двадцати четырёх престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, облечённых в белые одежды и имевших венцы золотые на головах своих.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(12) И спросил [я] подробнее о звере четвертом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. И о десяти рогах его, и о голове его, и о ином [роге], вышедшем и исторгнувшем первые три, у которого глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, как этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые ( Дан.7:19—22 ). Как мы говорили выше, эти слова означают, что настоящее четвертое царство и есть то, после которого уже не будет на земле иного более значительного царства. Но из него произрастут десять рогов, и само оно разделится на десять корон, и среди них возникнет еще один малый рог, каковой и есть Антихрист. И он вырвет три [рога], возникшие ранее его, то есть умертвят трех царей — Египта, Ливия и Эфиопии, из желания захватить все царство. Овладев остальными семью рогами и возгордившись от живущего в нем враждебного и злого духа, он начнет затем войну со святыми и будет по- всюду преследовать их, желая [добиться того], чтобы все прославляли и поклонялись ему как Богу. По этому поводу Иезекииль говорит о нем: вознеслось сердце твое, и ты говоришь: «я бог» (28:2), и далее: скажешь ли тогда пред убивающим тебя: «я бог»? Ты же человек, а не Бог (28:9). Точно так же и Исаия говорит: ты же говорил в уме своем: «взойду на небо, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе святой, буду подобен Всевышнему» (14:13—14). (13) Если же кто хочет точнее исследовать о нем (Антихристе), то пусть обратится к другой нашей книге, где это изложено подробнее. Во второй же раз говорить о нем мы не будем и теперь же перейдем к дальнейшему и скажем о звере, который существует в настоящее время. Даниил так говорит: и сказал мне ангел: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, которое превзойдет все царства, и будет пожирать всю землю, попирать ее и сокрушать ее. И десять рогов его — десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего притеснит, и помыслит отменить [праздничные] времена и закон, и [они] преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова (7:23—28).

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

(12) И спросил [я] подробнее о звере четвёртом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими. И о десяти рогах его, и о голове его, и о ином [роге], вышедшем и исторгнувшем первые три, у которого глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, как этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые (Дан 7:19-22). Как мы говорили выше, эти слова означают, что настоящее четвёртое царство и есть то, после которого уже не будет на земле иного более значительного царства. Но из него произрастут десять рогов, и само оно разделится на десять корон, и среди них возникнет ещё один малый рог, каковой и есть Антихрист. И он вырвет три [рога], возникшие ранее его, то есть умертвит трёх царей – Египта, Ливии и Эфиопии, из желания захватить все царство. Овладев остальными семью рогами и возгордившись от живущего в нём враждебного и злого духа, он начнёт затем войну со святыми и будет повсюду преследовать их, желая [добиться того], чтобы все прославляли и поклонялись ему как Богу. По этому поводу Иезекииль говорит о нём: вознеслось сердце твое, и ты говоришь: «я бог» (28:2), и далее: скажешь ли тогда пред убивающим тебя: «я бог»? Ты же человек, а не Бог (28:9). Точно так же и Исайя говорит: ты же говорил в уме своем: «взойду на небо, выше звёзд небесных поставлю престол мой, сяду на горе святой, буду подобен Всевышнему» (14:13-14). (13) Если же кто хочет точнее исследовать о нём (Антихристе), то пусть обратится к другой нашей книге, где это изложено подробнее. Во второй же раз говорить о нём мы не будем и теперь же перейдем к дальнейшему и скажем о звере, который существует в настоящее время. Даниил так говорит: и сказал мне ангел: зверь четвёртый – четвёртое царство будет на земле, которое превзойдет все царства, и будет пожирать всю землю, попирать её и сокрушать её. И десять рогов его - десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего притеснит , и помыслит отменить [праздничные] времена и закон, и [они] преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени, И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. Здесь конец слова (7:23-28).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

(13) Присоединив к этому также видения [самого] Даниила, мы сделаем общее толкование их обоих и покажем, как согласны и истинны были видения пророка, которые ещё раньше видел Навуходоносор. Пророк же говорит так: я, Даниил, видел: и вот, четыре ветра небесных налегли на море великое, и четыре больших зверя вышли из моря, различные между собою. Первый – как львица, крылья же его как у орла; я смотрел, доколе не вырваны были крылья его, и поднят был от земли, и стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему. И вот, зверь второй, подобный медведице, стоял с одной стороны, и три ребра было в устах его, между зубами его; [ему было сказано: «встань, ешь мяса много»] 699 . Видел позади него: и вот, зверь третий, как барс; над ним четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое (7:2 8). (14) Так как это, таинственно сказанное пророком, другому может показаться труднопостижимым, то мы ничего из этого не скроем от тех, которые имеют здравый ум. Говоря о первом звере – львице, выходящей из моря, – Даниил обозначает существовавшее тогда в мире царство Вавилонское – золотую голову истукана. Слова: крылья же его как у орла [означают], что возвысился царь Навуходоносор и возгордился пред Богом. Затем, говорит, вырваны были крылья его, – [это значит], что отнята была у него слава. В самом деле, он был изгнан из царства своего. Слова же: стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему [означают], что он, после того как познал сие человеком, раскаялся и воздал хвалу Богу. Итак, я показал подобие первого зверя. (15) И вот после львицы пророк видит второго зверя, подобного медведице, каким были Персы. Действительно, после Вавилонян возобладали Персы. Словами же: три ребра в устах его видел, он указал на три народа – Персов, Мидян и Вавилонян, что именно после золота и показывает серебро в истукане. Вот, мы объяснили и второго зверя. Затем третий зверь – барс, каковым были Эллины. Действительно, после Персов начал властвовать Александр Македонский, после того, как он убил Дария: на истукане это показано медью. Словами: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя самым ясным образом он показал, как разделилось на четыре части царство Александра. В самом деле, оно имело четыре головы, – эти четыре царства, которые от него восстали. А когда Александр умирал, то он действительно разделил своё царство на четыре части. Итак, и о третьем [звере] мы сказали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

18 . А о третьем звере [Даниил] сказал: Он похож на барса, на спине у него четыре птичьих крыла, и четы г ре головы г были у зверя сего 127 . Этот третий зверь – Александр Македонский, ибо он был силен как барс; четы г ре кры г ла и четыре головы были у зверя 128 – [сказано] потому, что он передал царство четырем своим друзьям, которые правили после него. И когда он пришел, то убил Дария и воцарился вместо него. (220) 19. А о четвертом звере [Даниил] сказал: Он страшны г й и мощны г й и весьма сильный; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами 129 , – это царство сыновей Исава. По воцарении Александра Македонского, явилось царство греков, так как и сам Александр из греков. Хотя видение третьего зверя исполнилось на нем, однако третий и четвертый [зверь] – един. И процарствовал Александр двенадцать лет, и было после Александра семнадцать греческих царей, чьи годы [правления] составляют двести шестьдесят девять лет от Селевка Никанора до Птолемея; а [затем] были кесари: от Августа до кесаря Филиппа – двадцать семь царей, чьи годы [правления] составляют двести девяносто три года, и восемнадцать лет [правления] Севера 130 . 20. Вот сказал Даниил: Я увидел десять рогов на голове зверя 131 . Ведь десять рогов суть десять царей 132 , которые правили до Антиоха. И еще сказал: Вышел между ними еще небольшой рог, и три пали перед ним 133 . Ведь когда стал Антиох править царством, то подчинил (221) трех царей 134 . Он превознесся над святыми Всевышнего и над Иерусалимом 135 , и осквернил Святилище. Была прекращена жертва и приношения на седмину и половину седмины 136 – [то есть на] десять с половиной лет. Он ввел блудниц в дом Господень 137 и отменил предписания Закона 138 . Убил праведников и оставил [их] птицам небесным и зверям земным. Так исполнилось в его дни слово, сказанное Давидом: Боже! Язычники пришли в наследие Твое; осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины; трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих зверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их 139

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010