П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; цит. по: Успенский. 1971. С. 223). Термин «с верхом» указывает на то, что пение не было одноголосным, т. к. к основному голосу присоединялся верхний. Первоначальным М. мог быть склад «нота-против-ноты» гетерофонного типа, характерный для ранней стадии развития полифонии различных национальных культур, к-рый с течением времени эволюционировал к мелизматике (см.: Шавохина. 1988. С. 9). Возможны аналогии с западноевроп. полифонией: «нижний голос выступал в роли cantus firmus, а верхний - его «комментария»» (Там же. С. 7). Раннее русское М. сохраняет традиции анонимности, присущие древнерус. певч. культуре. В сер. XVI в. ярким представителем новгородской певч. школы был Василий Рогов (впосл. Ростовский митр. Варлаам ) - «вельми муж благоговеин, мудр зело, пети был горазд, знаменному и трестрочному и демественному пению был роспевщик и творец» (цит. по: Протопопов. 1995. С. 145), однако многоголосные муз. произведения митр. Варлаама (Рогова) не сохранились. В Чиновнике, фиксирующем певческую традицию в Новгороде в 1626-1634 гг., появляются термины, указывающие на 2 вида М.: демественное пение и строчное пение (троестрочие), причем в последнем выделялись 2 певч. редакции - строчная новгородская и строчная московская. Не все службы исполнялись многоголосно, а только особо важные, преимущественно литургии праздничных дней. Возможно, сферу употребления М. ограничивала его сложность. С сер. XVI в. главным певч. центром России стала Москва, где в хоры государевых певчих дьяков и патриарших певчих принимались наиболее талантливые певцы российских городов. Репертуар М. в XVII в. постепенно расширялся, причем отчетливо выявлялись разные сферы применения троестрочия и демественного пения. Первым были изложены все певческие книги, бытующие в это время, 2-м - только одна книга Демественник , представляющая собой Обиход, притом не всегда полный. Первые попытки фиксации М. были сделаны в певч. книгах кон. XV - сер. XVI в. с записями новых видов монодии - путевого распева и демественного пения.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

Из Новгорода иеромонах Иов, что был при школах Греческих учителе, а в данное время проживал в Хутыне Монастыре 909 , Из Соловецкого Монастыря поступил иеромонах Варсонофий. В этом же году прибыли из Спасского Монастыря, что в Москве за Иконным рядом, 3 лица, оставившие заметный, хотя и весьма различный след в истории: учитель, иеромонах Маркелл (Родишевский), иеромонах Рафаил (Заборовский) и префект Иннокентий (Кульчицкий). Кроме всех перечисленных, в 1719-м году поступил в Александро-Невский Монастырь бывший духовник сиятельнейшего фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, иеромонах Илларион (Раголевский) 910 . Иеромонах Патриаршего Дома Антоний, в мире Андрей Яковлев, «из Московских попов», от роду имел 57 лет, монашество принял в 1709-м году в Донском Монастыре 911 . Иеромонах Алексей, казначей Казанского Архиерейского Дома, прибыл в Петербург «за домовыми делами» и здесь ему указом Царского Величества велено было «быть в корабельном флоте иеромонахом» 912 . Иеромонах Илларион Крутицкий, в мире Иосиф, из церковников Мещовского уезда, постригся на 30-м году в Егорьевском Мещовском Монастыре в 1700-м году 913 . Иеродиакон Корнилий, в мире Каллиник, был диаконом города Воротынска, 20-и лет, в 1683-м году, принял монашество в «Настасовом Монастыре». Иеродиакон Виктор, в мире Василий, был диаконом в Суздале, монашество принял в Спасском Монастыре в Ярославле в 1711-м году, имея от роду 33 года 914 . Иеромонах Варлаам Украинец, в мире Василий Высоцкий, был из церковников города Севска, монастырскую жизнь начал 20-и лет, в 1708-м году, поступив в Столбовской Николаевской Монастырь 915 . Бывший Путимский игумен Сергий, в мире Стефан Рогов, из купечества города Путивля, родился в 1665-м голу, монашество принял в Путивле в Молчинском Монастыре в 1693-м году 916 . Иеромонах Лев, в мире Леонтий, «из купечества, Осташковец», родился в 1666-м году, монашество принял в 1701-м году в Ниловой Пустыни 917 . Иеромонах Иосиф, в мире Иван Андреев , из поповичей, Суздалец, имел от роду 59 лет, в монашество был пострижен тому назад 12 лет в приписном к Троицкому Сергиеву Николаевском Песношском, Монастыре, до пострижения был сельским священником 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

б) Новгородец, Стефан Голыш, «ходил по градам и учил Усольскую страну»; он обучил у Строгановых своему мастерству Ивана, по прозвищу Лукошку, в монашестве Исаию. Степан Голыш «много знаменнаго пения роспел». Ученик его Лукошко «вельми знаменнаго пения распространил и наполнил». в) Учителем Носа, Голыша и Христианина был Савва Рогов, мастер пения, но не столько знаменитый, как был брат его Василий, в монашестве Варлаам. Василий, с 1587 г. архиепископ, а с 1589 г. митрополит ростовский, был горазд знаменному, трестрочному и демественному пению, был роспевщик и творец». Эти братья были «родом Кореляне», т.е., чухны. г) Новгородский монах и потом игумен Хутынский Маркелл Безбородый, известный по сочинению жития и канона новгор. епископу Никите (1557 г.), роспел Псалтырь; а некто тверской диакон роспел стихиры евангельские. д) По словам инока Ефросина, известны были ещё учители пения Шайдур и Баскак. 2. Чтó же такое делали эти мастера? Чтó значат слова: роспел, распространил, наполнил? Мы знаем, что, напр., стихиры Триоди пелись по нотам со времени Феодора Студита . Напротив, ни по каким памятникам не видно, чтобы в христианской Церкви пели, а не читали, Псалтырь. Итак, понятно, что новые мастера положили на свои крюки церковные песни, иначе составили свои напевы для песней и свои значки для крюков на место древних; мало того, они по духу благочестия Александровской слободы положили на свои крюки очень многое такое, чтó до того времени только читали, а не пели. Отличие позднего крюкового пения известно: слова растягивались по крюкам до крайности, гласные удвоились и утроились, ударения переставлялись, так что русский здравый смысл тогда же называл эти напевы Хомовым или Хамовым пением, тогда как простое, естественное, древнегреческое пение называлось пением на речь (См. «Предисловие, откуду начася осмогласное пение», нап. в Чтен. Общ. Ист. М. 1846. 3). «Точию бо нашим пением глас украшаем и знаменные крюки бережем, а священныя речи до конца развращенны... и словенскаго нашего языка чужи, несвойственны и сопротивны.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Безымянные распевы мастеров др. областей страны также переписывались из сборника в сборник. Рукописи 1-й пол. XVII в. содержат песнопения с обозначениями М. р., напр.: «Трисвятое» владимирского распева (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33), «Да исполнятся уста моя» ярославского распева (РНБ. Кир.-Бел. 642/889. Л. 87), «Светися, светися...» псковского распева (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 564 об.), «Духовные мои братие» путевого казанского распева (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) и др. В рукописи сер. XVII в. в одном из песнопений развод лица дан ярославским и псковским вариантами (РГБ. Ф. 379. 59. Л. 233 об.). Очень редко рукописи сохраняли имена местных распевщиков. Так, сборник нач. XVII в. содержит славник «Августу единовластельствующу», обозначенный как «роспев Лвов» (РНБ. Осн. 32.16.18. Л. 205), созданный известным в то время мастером Львом Зубом, упомянутым в «Сказании о зарембах» . В сборнике 2-й четв. XVII в. найдено песнопение «Придите ублажимо Иосифа» путевого распева известного нижегородца Семена Баскакова (БАН. Тек. пост. 280. Л. 289-291). В Стихираре минейном сер. XVII в. среди песнопений на принесение Ризы Господней в Москву (1625) есть 3 стихиры («Риза честная», «Держава непобедима», «Храмо твои») распева Постника Агеева, диакона Толчковской ц. в Ярославле (РГБ. Ф. 379. 65. Л. 130 об.-131). Обиход того же времени содержит распев «Аллилуия» Петра Агеева (РГБ. Ф. 199. 167. Л. 31) (см. также в ст. Авторские распевы ). Т. о., нек-рые из мастеров получили известность, имена же большинства местных распевщиков не сохранились. Лит.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст./Вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005; он же. Ростовский митр. Варлаам (Василий) Рогов как выдающийся деятель рус. муз. культуры XVI в.//Наука Юж.-Уральского гос. ун-та: Мат-лы 67-й науч. конф. секции соц.-гуманит. наук. Челябинск, 2015. C. 569-577; idem (Parfentiev N. P.) The Professional Musical Art in the Russian Medieval City (16th - 17th Cent.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2015. Т. 15. 4. С. 67-82; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.

http://pravenc.ru/text/2563052.html

2478 В своем изложении мы будем по возможности кратки, избегая всех мало существенных подробностей. 2492 Таковы: Иван Акимов Шайдуров, Савва Рогов и брат его Василий, впоследствии Варлаам, митр. Ростовский-распевщик и тво рец, – ученики Саввы; Феодор, христианин, Иван Нос, Стефан Голыш и Иван Лукошко, во иноках Исаия, инок Маркелл Безбородый и др. 2493 В XYII в. существовало руководство к чтению знамен этой системы. Это „книга, глаголемая кокизы, сиречь ключ столповому и казанскому знамени“. 2494 Произвольным распевщиком считался Троицкого монастыря головщик Логгин († 1635 г.), который полагал один и тот же текст на 5, на 6, на 10 и даже на 17 переводов. Св. Металлов – Очерк истории правосл. церк. пения в России изд. 3. 60–61 стр. 2499 Полное его заглавие: Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном“. 2503 Оброзцы текстов: 1) старого истинноречия, 2) раздельноречия и 3) нового истинноречия: 1) „Четвероконечный мир денесе освящается четвероконечену возвышаему Твоему кресту“; 2) „Четвероконечный мир днесе освящается четвероконечному возвышаему Твоему кресту“; 3) „Четвероконечный мир днесь освящается четвероконечному возвышаему Твоему кресту“. А. Преображенский Словарь русского Церковного пения 69 стр. 2504 Распространенный вид знаменного распева мы видим в книге „праздники нового пения“, особенно же в песнопениях гласов VII, IV и VIII; обыкновенный большой – в октоихе, а малый –в самогласных стихирах и подобных октоиха. 2505 Разумовский – Теория и практика церк. пения м. 1886 г. 36–37 стр. ср. Вознесенский – Большой знам. распев. Киев 1887 г. 84 стр. 2511 2 нотолинейные ирмолога 1652 г. принадлежащие Воскресенскому монастырь, б) рукописи Моск. Синод. библиотеки, и 3) рукописи Соловецкого монастыря. 2513 Вознесенский – Осмогласные распевы трех последних веков Православно русской церкви III, 110 стр. 2521 „Церковные Ведомости“, издав. при Св. Синоде 3, 1906 г. статья В. Болотова „Епархии древней церкви“ стр. 100. 2523 М. Макарий... „История русской церкви т. IX, стр. 1о. СПБ. 1879. А новейший специальный исследователь этой темной униатской эпохи – проф. П. Жукови – о роли правительства в деле церковной унии говорит еще определеннее: „западно-русская церковная уния, по самому происхождению своему, была в значительной мере актом внутренней польской политики, давно задуманным или, если угодно, навеянным историческим ходом жизни, и только не давшим благоприятного момента для своего осуществления“. „Сеймовая борьба православного западно-русского дворянства с церковной унией“. СПБ. 1901. XIX стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об отдельных авторах распевов см.: Александр Мезенец , Александр Печерский , Алексей Михайлович , Баскаков Семен , Варлаам (Рогов Василий) , Григорий Нос , Иван Нос , Иван Шайдур, Иоанн IV Васильевич Грозный , Исаия (Лукошков Иван) , Кондратий Ларионов, Логгин Корова , Лука Иванов , Маркелл (Безбородый) , Стефан Голыш , Фаддей (Субботин) , Феодор Христианин , Феодор Константинов . Лит.: Федор Крестьянин. Стихиры/Публ., расшифр. и исслед. М. В. Бражникова. М., 1974. (ПРМИ; Вып. 3); Безуглова И. Ф. Опекаловский роспев//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 196-204; Гусейнова З. М. К вопросу об атрибуции памятников древнерусского певческого искусства (на примере ркп. Соловецкого собр. 690/751)//Источниковедение литературы Древней Руси. Л., 1980. С. 191-203; Фролов С. В. «Большой» роспев Федора Крестьянина на текст праздничной стихиры//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 295-307; Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирилла Гомулина//ПКНО, 1983. Л., 1985. С. 258-262; она же. Отражение исторических событий в стихире о Темир-Аксаке и в других песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного//ПКНО, 1985. М., 1987. С. 148-164; она же. Стихиры митрополиту Петру «творения» Ивана Грозного//Древнерусская певческая культура и книжность. Л., 1990; она же. Песнопения русским святым: По мат-лам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Русский распевщик и музыкальный теоретик XVII в. Фаддей Никитин Субботин и его новооткрытые произведения//Там же. С. 138-148; они же. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; Парфентьева Н. В. Славник «О колико блага» усольского распевщика И. Т. Лукошкова//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 320-333; она же. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997; Протопопов В. В. Четырехголосная хоровая композиция царя Алексея Михайловича//ПКНО, 1991. М., 1997. С. 107-110.

http://pravenc.ru/text/82453.html

С 1584 г., по распоряжению царя Иоанна, В. вновь управляет Кирилловым Белозерским мон-рем. Приступая к обязанностям игумена, он передает в качестве вклада образ соловецких чудотворцев, серебряную чашу, книги (всего на 114,1 р.). При нем в обители ведется большое строительство, расширяются промыслы и земельные владения. Участвуя в Соборе 1584 г., он снова подписал решение о сохранении монастырской земли. В 1587 г. В. был поставлен во архиепископа Ростовского. В этом сане он выдвигался вместе с Иовом, митр. Московским, и Александром, митр. Новгородским, на Патриарший престол и участвовал в избрании первого Патриарха всея Руси в Москве в 1589 г. В том же году был возведен Патриархом в сан митрополита Ростовского, Ярославского и Белозерского. Вероятно, в Ростове В. создал похвальный канон ростовскому св. Иоанну Власатому (Милостивому) († 3 сент. 1580). В 1592 г. присутствовал при избрании и хиротонии Новгородского митр. Варлаама . Присутствовал В. и на московском Земском соборе 1598 г., избравшем на царство Бориса Годунова, и расписался на обороте Утвердительной грамоты. Будучи митрополитом, он не раз посылал вклады в Кириллов Белозерский мон-рь. В описи этого мон-ря за 1601 г. упоминаются пожалованные им «образ Пречистые Богородицы с ростовскими чюдотворцы», книги, одежды. В. известен как распевщик. В знаменитом «Предисловии, откуду и от какого времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение» (30-е гг. XVII в.) отмечается, что московский распевщик Феодор Христианин «сказывал своим ученикам, что в Велицем Нове граде были старыя мастеры Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлам... Вельми был муж благоговейн и мудр зело, пети был горазд, знаменному, и трестрочному, и демественному пению был роспевщик и творец» (РГАДА. Ф. 181. Д. 600. Л. 12-13 об.). Произведения В., очевидно, первыми исполняли хоры возглавлявшихся им мон-рей, а позже - ростовский архиерейский хор. Вполне возможно, что среди песнопений безымянных кирилловского и соловецкого распевов есть и творения В.

http://pravenc.ru/text/154205.html

Наибольшее внимание К. н. уделили Сахаров и Финдейзен. Сахаров помимо постановки проблемы К. н. составил описание «Ключа казанского знамени», в к-ром выделил 2 раздела. В 1-м разд.- «Имена казанскому знамени, иже не обретается в столповом знамении», по словам исследователя, показано 12 основных знаков с их вариантами: сокольице, голубчик, скамейца, слогия, ключик, переводка, осока, врахия, стрела, крюк, мечик, взглас; при них помещено более 100 вариантов. 2-й разд. озаглавлен «Изложение существенно столпового значения с казанским, которое знамя с коим поется. Так, статья светлая столповая равняется параклиту казанскому, статья мрачная столповая равняется простому крюку казанскому, переводка столповая равняется светлому крюку казанскому» ( Сахаров. 1849. Т. 63. С. 10). Приведенные характеристики позволяют заключить, что ученый описал список казанской азбуки, несохранившийся или пока не обнаруженный. Финдейзен, основываясь на документах, опубликованных В. М. Ундольским ( Ундольский. 1846), уделяет особое внимание создателям многоголосного пения. Первым из них он считает новгородца Василия Рогова (впосл. митр. Ростовский Варлаам ), жившего во 2-й пол. XVI в., к-рый славился как «знаменному и троестрочному, и демественному пению роспевщик и творец» ( Финдейзен. 1928. С. 153). По мнению Финдейзена, «едва ли не сам Василий Рогов или ученики его брата Саввы (Феодор Христианин и Иван Нос), жившие с Грозным в Александровской слободе, явились изобретателями так называемого казанского знамени и двухголосного церковного пения» (Там же. С. 249). Ученый указывает, что для освоения новой нотации была составлена «Книга, глаголемая кокизы, сиречь ключ к казанскому знамени», содержавшая 240 методических напевов и 67 фит (Там же). Тот же источник, без шифра, упоминается в работе Смоленского ( Смоленский. 1911. С. 99). Приведенные Финдейзеном цифры не соответствуют ни одному из известных кокизников К. н., следов., этот источник утерян. В качестве примера казанского знамени Финдейзен приводит начальный фрагмент кокизника рукописи БАН. Ф. 32.16.18 ( Финдейзен. 1928. Рис. 92). Ученый обращает внимание на имеющиеся в нем гласовые обозначения и констатирует, что казанское знамя еще не изучено.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

42 . Давид, посвящен в 1574 г.; за ересь, кажется, расположение к Западной Церкви, отлучен в 1583 году. 43 . Евфимий, известен по Актам 1583–1585 года. В 1585 г. Леонид, Епископ Рязанский, жаловался письменно Царю Феодору Иоанновичу на Евфимия за то, что он ему, за царским столом, в Рождество Христово «с собою ести с блюда не дал и конечно позоровал». – Он же бранил «Осифовлян» (иосифовских постриженников), называя их «Жидовлянами» 197 . 44 . Иов, Архимандрит Симоновский, с 1575 года Новоспасский 198 , в 1581 г. Епископ Коломенский, в 1586 г. Архиепископ Ростовский, с 11-го Декабря, 1587 года, Митрополит, а с 26-го Генваря, 1589 г., первый Патриарх Московский и всея Руси. 45 . Варлаам, в мире Василий Рогов, родом из Карелии, инок Новогородский и мастер церковного пения 199 посвящен от Митрополита Иова в Архиепископы в 1587 году, а в 1589 г., по учреждении Патриархии Всероссийской, и вместе с нею четырех Митрополий в Новгороде, Казани, Ростове и на Крутицах, от того же Иова Патриарха возведен в сан Митрополита. Время кончины его неизвестно. 46 . Uoha II , Митрополит, поставлен от того же Патриарха Иова, около 1604 года. Узнав Отрепьева в Чудове, предсказывал о нем Патриарху и Царю Борису, что «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским» 200 . Время кончины его неизвестно. Между рукописями Новгородского Софийского Собора находится его окружное послание к Ростовскому духовенству 201 . 47 . Кирилл IV, Митрополит, упоминается в 1605 году, при кончине Царя Бориса 202 . Лишен престола Лжедимитрием в 1606 г. и удалился на покой в обитель Сергиеву. Во время плена преемника своего, Митрополита Филарета, призван снова Ростовцами; в 1613 году подписался под грамотою о избрании на Царство Михаила Романова и встречал его на пути из Костромы. Скончался в 1619 году. 48 . Филарет, в мире Феодор Никитич Романов, Боярин, родной племянник Иоанна Грозного по первой супруге его, добродетельной Царице Анастасии, заточенный в 1601 году, по повелению Царя Бориса, в Антониев Сийский монастырь, и невольно постриженный там под именем Филарета. В 1605 г. по воле Лжедимитрия посвящен в сан Митрополита Ростовского; в 1610 г. участвовал в посольстве для предложения Русского престола Польскому Королевичу Владиславу, и содержался в плену в Польше, до воцарения сына его Царя Михаила Феодоровича; в 1619 году возвращен в отечество и, 24-го Июня того же года, возведен на Патриаршеский Всероссийский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

С 1-й пол. XVI в. К. Б. м. являлся традиц. местом великокняжеских, а затем царских богомолий. 17 дек. 1528 г. в обитель прибыл вел. кн. Василий III Иоаннович вместе с вел. кнг. Еленой Глинской. Царь Иоанн IV Васильевич , неоднократно (в 1545, 1553, 1569) посещавший монастырь, в 1567 г. приказал устроить для себя особую келью и намеревался со временем принять постриг в обители. Он активно вмешивался во внутренний строй монастырской жизни, в назначение настоятелей. В послании (1573) игум. Косме с братией царь писал о том, каким должен быть распорядок жизни в общежитийном мон-ре. По «царскому изволению» в 1582 г. был поставлен игум. Игнатий, в 1584 г.- игум. Варлаам (Рогов) , при к-ром в обители велось большое строительство, расширялись промыслы и земельные владения. Приезжала в К. Б. м. из близлежащих Гориц и опальная старица Евдокия (Евфросинья Старицкая), она делала богатые вклады лицевым шитьем ( Маясова. 1989. С. 212-218). В 1722 г. мон-рь посетил имп. Петр I . Богослужение В нач. XV в. в богослужебной практике К. Б. м. использовалась Афонская редакция Иерусалимского устава, позднее - возможно, редакция устава прп. Афанасия Высоцкого Старшего. Об особенностях богослужения свидетельствуют Святцы прп. Кирилла (КБМЗ. 405). При сравнении с совр. месяцесловом этой редакции устава наблюдается почти полное соответствие ( Шаблова Т. И. О значении труда Н. К. Никольского «Богослужение» для истории Иерусалимского устава рус. редакции// Никольский. 2006. Т. 2. С. 297-298). К богослужению насельников обычно созывал колокольный звон, к-рый отличался по исполнению: во все колокола, без большого колокола, звон в 3 колокола, звон в 2 колокола, трезвон. Также для звона использовались «доска», иногда «клепало». Для пробуждения братии били в «будило» ( Никольский. 2006. Т. 2. С. 236-263). К кон. XVII в. в храмах К. Б. м. имелось 17 престолов. 9 июня с особой торжественностью отмечалось празднование памяти прп. Кирилла. Во время литургии разрезали 3 или 4 калача для раздачи народу, а «отрадным» раздавали просфоры. 14 авг., в предпразднство храмового праздника Успения Пресв. Богородицы, в К. Б. м. пели молебен за всех православных христиан. После литургии братии выдавали по просфоре и келарь звал в «сытню». На праздник Успения по 2-й кафизме среди церкви поставлялся образ Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010