А если, согласно блаженному Ири-нею, созданы семь дней, семь небес и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств - это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а последнее царство - за мучительство антихристово, которое будет продолжаться неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по сравнению с будущим бесконечным Царством святых. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Зверь - антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого-либо из упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в геенну. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Десять рогов, предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а остальных покорил себе, видел и Даниил. Один час означает или краткость времени, или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся антихристу, как своему господину. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. Сии едину валю имут. И верно, потому что никто не может служить двум господам (Мф. 6, 24). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу и сопротивляются истинному Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

А если, согласно блаженному Ири–нею, созданы семь дней, семь небес и семь чинов ангельских, имеющих власть над другими, то, принявши это мнение, нужно согласиться и с нашим толкованием, что семь царств — это бывшие от создания мира доныне; пять из них уже погибли, шестое, в которое было это откровение, было в древнем Риме, а седьмое, еще не наступившее, будет в Риме новом. Было бы хорошим объяснением считать владычество всемирного Вавилона за непрерывное царствование одного города вплоть до пришествия антихриста, а последнее царство — за мучительство антихристово, которое будет продолжаться неделю по сравнению с предшествовавшими царствами, владычествовавшими до пятисот и тысячи лет. Кроме того, всякое временное число лет вообще ничтожно по сравнению с будущим бесконечным Царством святых. И зверь, который был, и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. Зверь — антихрист; он называется восьмым, потому что восстанет для обольщения людей и опустошения земли после семи царств; он от семи, потому что выйдет от одного из этих царств. И он придет как царь римский, а не от кого–либо из упомянутых народов, на погибель и муку тех, кто не покорится ему, а потом сам пойдет в геенну. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Десять рогов, предшествующих антихристу, из которых один искоренил трех, а остальных покорил себе, видел и Даниил. Один час означает или краткость времени, или одну часть года, то есть три месяца, после которой цари покорятся антихристу, как своему господину. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. Сии едину валю имут. И верно, потому что никто не может служить двум господам (Мф. 6, 24). Поэтому единомышленники во злом и подчинившиеся антихристу и сопротивляются истинному Христу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

апостол ясно показывает его богоотступничество и что он будет превозноситься выше всего, называемого Богом или святынею, то есть выше всякого идола, ибо называемые у людей боги не суть боги, и что он тиранически будет стараться представить себя Богом. (2) Сверх того [апостол] открыл то, на что я не раз указывал, – именно Иерусалимский храм был построен по распоряжению истинного Бога . Ибо сам апостол от лица своего определенно назвал его храмом Божиим. А я показал в третьей книге, что ни один апостол от своего лица никого не называл Богом, кроме истинного Бога, Отца Господа нашего, по повелению Коего построен Иерусалимский храм по приведённым мною причинам; в нем-то будет сидеть противник, стараясь представить себя Христом, как Господь и говорит: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет (Мф 24:15-18, 21). (3) Даниил же относительно последнего царства, то есть десяти последних царей, между которыми разделится царство его и на которых придёт сын погибели, говорит, что у зверя вырастут десять рогов и в середине их вырастет другой малый рог и что три рога из первых будут истреблены пред его лицом. Он говорит: и вот глаза у этого рога как глаза человеческие, и уста, говорящие великое, и его вид больше прочих. Я видел, и этот рог поднял войну против святых и преуспевал против них, пока не пришел Ветхий днями и дал суд святым всевышнего Бога, и наступило время, и царство получили святые (7:8, 21-22). Потом в изъяснении видений сказано ему: зверь четвёртый – четвёртое царство будет на земле, которое поглотит прочие иарства, и пожрёт всю землю, будет попирать и сокрушать её. И десять рогов его - десять царей восстанут, и после них восстанет другой, который превзойдет злодейством всех, до него бывших, и смирит трёх царей, и против всевышнего Бога будет произносить слова и истреблять святых всевышнего Бога,- и задумает изменить времена и закон; всё предано будет в его руки до времени и времён и полувремени (7:23-25) , то есть на три года и шесть месяцев, в продолжение которых он будет царствовать на земле. О нём и апостол Павел во Втором послании к Фессалоникийцам, показывая также и причину его пришествия, так говорит: и тогда откроется беззакониик, которого Господь Иисус убьёт духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всей силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким коварным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2:8-12).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

«блаженными вас назовем за то, что стали вы домом духовным; потому что в вас обитает Господь» с. 366]. Пс.117:27 Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Здесь еще пророчество о Христе, и псалмопевец изрекает его по причине особой торжественности, которую желает придать случаю своего пришествия ко вратам храма (врата правды), для изъявления благодарности Богу. При отверзении дверей храма, он пророческим духом предусматривает пришествие в мир Христа Спасителя, явившегося во плоти и воссиявшего в виде утренней звезды. Так именно смысл сего стиха и выражается при чтении его по переводу с еврейского: «Бог Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». По свойству выражения пророческих речений в прошедшем времени, вместо будущего, здесь сказано: явися, вместо: «явится», или «воссияет». По изъяснению св. Иоанна Златоустог о, «явлением называет воплощение и удивляется, что будучи Богом Господом и будучи таков по существу Своему, удостоит нас Своего явления. Потому-то мы, говорит, и будем благословлять Тебя за то, что получили такой дар. На сие-то и Христос указывает, когда говорит: «многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ) с 364]. По причине такого, имеющего некогда совершиться, события, пророк приглашает верных составить праздник, со множеством жертвоприношений, так, чтобы празднующие наполнили храм до тесноты, приводили бы во множестве агнцев привязанных (во учащающих, т.е. учащенных, умноженных в числе) до самых «рогов жертвенника». Под рогами олтаревыми разумеются особого рода металлические крючки, устроявшиеся по углам жертвенника, в виде рогов, для привязывания за них животных, предназначавшихся для жертвоприношения. Пс.117:28–29 Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя: исповемся Тебе, яко услышал мя еси и был еси мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Высказав вдохновенные ему свыше пророчества о Христе Спасителе, псалмопевец снова исповедует и прославляет Бога: «Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя. Буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением». Для усиления хвалы и благодарения Богу он повторяет свои прежние хвалебные молитвы к Богу (ст. 21) и заканчивает псалмопение теми же хвалами, какими и начал его (ст. 1 и 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Важно отметить, что святой Иоанн написал: именно будут вести брань с Агнцем , не с христианами, а с Агнцем. Так и гонителю Савлу Христос не сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Моих учеников?» – но сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ). Поднимающиеся на христиан, на церковь , на святыни не с людьми борются, а с Самим Богом, с Духом Его, живущим в Его чадах и Церкви. О, если бы разумели, с кем ведут брань! Какое страшное поражение ждет их! Святой Иоанн продолжает запись толкования ангелом видения о великой блуднице. От объяснения значения зверя ангел переходит к объяснению образа блудницы. Откр.17:15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Это означает господство и развращающее влияние на многие народы и страны Вавилона-великой блудницы – города нечестия и разврата. О том, что многие народы объединятся под знаменем этого великого города и во главе с его князем пойдут войной на Израиль, свидетельствует пророк Иезекииль ( Иез. 38:9,15; 39:4 ). О великом растлительном влиянии этого города на царей земных разных стран пишется и в 17,2; 18,9. Одновременно Вавилон будет важным центром всемирной торговли (18,11). Так воссела на многих водах великая блудница. 17 .16–17 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Это повествование об ещё одном событии, связанном с десятью царями, показанными в виде десяти рогов. Уже было отмечено, что эти десять царей подчинились антихристу, приняли с ним власть и имеют с ним одни мысли. Но не прочна дружба Ирода с Пилатом! ( Лк. 23:12 ). Десять царей возненавидят блудницу , великий город кончины века, ставший средоточием всех мерзостей и нечестия. Как это понять? Дело в том, что следует различать город, где воссядет антихрист, от Вавилона. В толковании на 11,1–2 были приведены свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что антихрист воссядет в Иерусалиме, где будет и его храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!» ( Дан.2:31— 45 ). Согласно общепринятому толкованию, первое царство – Нововавилонское, второе – Персидское, третье – Македонское, четвертое – Римское, разделившееся сначала на две империи (Восточную и Западную), а затем на несколько царств разной силы, связанных единством культурного наследия. А взамен их Бог воздвигнет Царство Христа, которое вовеки не разрушится. В другом описании видения пророка Даниила читаем: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» ( Дан.7:7–8 ). Четвертый зверь – Римское царство, на развалинах которого появится антихрист. Итак, мы видим, что Римское царство является Удерживающим не по каким–то высоким соображениям, а лишь по причине грубой силы, которой она сдерживает разгул зла (или, по словам свят. Феофана, говорит властное veto , не давая сатане проводить свою пропаганду). Тут нет места для мистики миропомазания на царство, необходимого для симфонии царства и священства, но не являющегося обязательным для удерживания. Нужно сказать, что такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринято на Востоке (в отличие от Запада, где оно стало таковым, начиная с Тертуллиана ). Из толкователей так понимали этот стих святой Иоанн Златоуст (с оговорками склоняясь к данному толкованию, зная при этом и о существовании других) и блаж. Феофилакт Болгарский . Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаж. Феодоритом, Севиром (у Экумения) и свят. Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет (хотя и не от всех) от людей за их грехи, особенно за оскудение любви.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

Вернемся к Апокалипсису. «С нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» ( Откр. 17, 2 ). Блудодеяния земных царей заключались в принятии ими вавилонской идеологии, которая в самом конце мира станет главенствующей в великом городе. Цари земные сознательно проводили отравляющую идеологию отступничества от Бога, они с этой идеологией заигрывали, «пили вино разврата ее». Вавилон – это не только общество, город, но и одновременно глобальная антицерковь зла. В Вавилоне, по сути, правит сатана. Заметьте, что практически во всех государствах и почти всегда на первых или на вторых ролях во власти были жрецы, маги и чародеи – служители диавола. Они действительно управляли народами – или косвенно, давая свои советы, или непосредственно. Причем все жрецы считали себя членами единого культа – куда бы ни приходили язычники, они везде находили одинаковых богов. 127 «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» ( Откр. 17: 3 ). Эта жена живет в пустыне. Есть пустыня, где спасаются монахи, «пустая» от страстей, а есть пустыня противоположная, где живет смерть. Об этой-то пустыне и говорит Бог в Книге Второзакония: «Провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро» ( Втор. 8:15–16 ). Это действительно страшная пустыня, где жить невозможно, там живут только демоны. У евреев существовал древний обряд: в день очищения к первосвященнику приводили двух козлов; одного из них закалали в жертву Богу и его кровью кропили Ковчег Завета, а на второго возлагали руки, «исповедуя над ним все грехи сынов Израилевых и все преступления их», тем самым символически перелагая их на него, и выгоняли в пустыню – для азазеля ( Лев. 16:8 ). Дословно он назывался «козел азазеля», то есть козел убийц. Так что пустыня считалась областью смерти, областью власти темного духа – духа убийцы. Именно поэтому Христос после Своего Крещения идет в пустыню для встречи с ее хозяином. Согласно Апокалипсису, у этого хозяина в пустыне находится жена, сидящая «на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» ( Откр. 17:3 ). Она сидит на антихристе, то есть служит его приходу. Великий, багряный, гневный, жестокий зверь – это образ государств, попирающих принципы Божии и требующих служения себе. Семь голов – это семь империй, полнота земного царства; десять рогов – это десять последних царей, которые поднимутся в самом конце мира, при антихристе. Кроме того, десять рогов символизируют враждебность десяти заповедям Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Взглянув, Тайновидец увидел «Агнца, как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей». Этот агнец, носивший в Себе следы того, что Он был принесён в жертву, есть, конечно, «Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ), то есть Господь наш Иисус Христос. Единственно Он оказался достоин раскрыть книгу судеб Божиих, ибо Он, как принёсший Себя в жертву за грехи людей. Сам явился исполнителем определений Божиих о спасении человеческого рода. Дальнейшее вскрытие Им семи печатей книги и обозначает самое исполнение Божественных определений Единородным Сыном Божиим как Спасителем человечества. Семь рогов – это символы Его крепости, ( Пс. 74:11 ), а семь очей означают, как тут же объяснено, «семь духов Божиих, посланных во всю землю», то есть семь даров Святого Духа, почивающих во Христе как Помазаннике Божием, о чём говорили ещё св. пророк Исаия (11:2) и св. пророк Захария (гл. 4). Семь очей символизируют вместе с тем и всеведение Божие. Агнец стоял «посреди престола», то есть там, где и надлежало быть Сыну Божию, – одесную Бога Отца (ст. 4–6). Агнец взял книгу из руки сидящего на престоле, и тотчас же четыре животных – Серафимы – и 24 старца, пав ниц, воздали Ему Божеское поклонение. Гусли, которые они имели в руках, означают гармоничное и благозвучное Божественное славословие, звучное пение их душ; золотые чаши, как тут же объясняется, наполненные фимиамом, – молитвы святых. И воспели они Сыну Божию, Искупителю человечества подлинно «новую песнь», не слыханную от создания мира, о которой предрекал ещё псалмопевец царь Давид ( Пс. 97:1 ). В этой песне прославляется новое Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек, купивший это Царство высокою ценою Своей Крови. Искупление человечества, хотя и относилось собственно только к человечеству, но оно было так удивительно, так величественно, трогательно и священно, что возбудило живейшее участие во всём небесном сонме, так что все вкупе, и Ангелы и люди, прославили за это дело Бога «и поклонились Живущему во веки веков» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Видел позади него: и вот, зверь третий, как барс; над ним четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя. После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов у него. [Я] рассматривал эти рога, и вот, другой рог малый вышел между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое (14) Так как это, таинственно сказанное пророком, другому может показаться труднопостижимым, то мы ничего из этого не скроем от тех, которые имеют здравый ум. Говоря о первом звере – львице, выходящей из моря, – Даниил обозначает существовавшее тогда в мире царство Вавилонское – золотую голову истукана. Слова: крылья же его как у орла [означают], что возвысился царь Навуходоносор и возгордился пред Богом. Затем, говорит, вырваны были крылья его, – [это значит], что отнята была у него слава. В самом деле, он был изгнан из царства своего. Слова же: стал на ноги человеческие, и сердце человеческое дано было ему [означают], что он, после того как познал сие человеком, раскаялся и воздал хвалу Богу. Итак, я показал подобие первого зверя. (15) И вот после львицы пророк видит второго зверя, подобного медведице, каким были Персы. Действительно, после Вавилонян возобладали Персы. Словами же: три ребра в устах его видел, он указал на три народа – Персов, Мидян и Вавилонян, что именно после золота и показывает серебро в истукане. Вот, мы объяснили и второго зверя. Затем третий зверь – барс, каковым были Эллины. Действительно, после Персов начал властвовать Александр Македонский, после того, как он убил Дария: на истукане это показано медью. Словами: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя самым ясным образом он показал, как разделилось на четыре части царство Александра. В самом деле, оно имело четыре головы, – эти четыре царства, которые от него восстали.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Встань и молоти, дщерь Сиона, Ибо я сделаю рог твой железным И копыта твои сделаю медными, – И сокрушишь многие народы, И посвятишь Господу стяжания их И богатства их Владыке всей земли. Мих.4:13 , см.: Иер.48:25 Очевидно, что переносные значения слова qeren – «сила, мощь, владычество» в применении к народу являются признаками власти, свойственной царю; 5) царя Не удивительно, что позднее в Священном Писании слово «рог» стало символизировать царя и даже целую мировую державу ( Дан. 7:7–24; 8, 3 , см.: Откр. 5:6 ). После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него – большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него ( Дан. 7:7 ). А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей ( Дан. 7:24 ); 6) Мессии Как известно, мессианские пророчества в Священном Писании имеют прикровенный характер, в них используются многочисленные заменители слова «Мессия» – «камень» ( Пс.117:22 ), «отрасль» ( Ис.11:1 ), «звезда» ( Чис.24:17 ). К этому ряду слов, указывающих на Мессию, принадлежит и слово «рог». Например: Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему ( Пс.131:17 ). Блаженный Феодорит видит в этих словах Псалмопевца указание на рождение Христа, он говорит: «По понятию, какое представляется с первого раза, указывается сим на Зоровавеля. Но поскольку Зоровавель власти народоправления не передал ни потомкам, ни детям, то никто не вправе назвать его рогом, как управляющего народом малое время, потому что рог означает нечто крепкое и постоянное. Поскольку пророчество не приличествует Зоровавелю, то слово сие предвозвещает по плоти Христово рождение» 25 . 7) именования Божии Наиболее известное метафорическое библейское выражение со словом «рог» – «рог спасения» ( 2Цар.22:3 ; Пс.17:3 ; Лк.1:68, 69 ). Как понимают его толкователи? Блаженный Феодорит полагает, что в контексте 17-го псалма оно означает одно из имен Божиих.

http://azbyka.ru/znachenie-slova-rog-v-b...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010