Тогдашний префект Киевской академии Георгий Конисский (бывший после Могилевским архиепископом) говорил ему из текста Uoah. V, 35 бе светильник горя и светя, надгробное слово, в коем трогательно описал его добродетели. При нем, как и при его предместнике Преосвященном Варлааме Ванатовиче, продолжались такие же утеснения от католиков и униатов православным в Литве и Белоруссии, какие были и прежде. Белорусские епископы, тогда принадлежавшие уже непосредственному ведению Св. Синода, беспрестанно посылали жалобы в Св. Синод и в кабинет на литовское духовенство, остававшееся еще под ведением Киевских архиереев, просило их защиты. В 1732 г. по жалобе настоятеля Виленского Святодухова монастыря Амвросия Юшкевича (бывшего наконец Новогородским архиепископом), в 1733 г. по жалобе Слуцкого архимандрита Иосифа Оранского, а в 1743 г. Минского братства, представлял Преосвященный Рафаил Св. Синоду о защите их. Кроме того сами настоятели прямо от себя писали часто жалобы в Св. Синод и от оного, по докладу императрицы, предписываемо было Российскому резиденту в Варшаве ходатайствовать за них, но не было успеха. Гонения, насилия и мучения продолжались по-прежнему, и нельзя читать описания оных без содрогания 195 . 60 . ТИМОФЕЙ Щербацкий, родился в местечке Триполье при Днепре в 1698 г. и при крещении наименован Тихоном. Отец его был греко-российского исповедания мещанин Иван Щербак, мать Анна. В детских летах взят он в певческий хор ко двору государя Петра I, а по увольнении оттуда обучался в Киевской академии до окончания круга академических наук; в монашество пострижен в Софийском кафедральном монастыре и определен был кафедральным писарем, или секретарем; в 1737 г. Преосвященным Рафаилом посвящен в игумена Лубенского Мгарского монастыря, из коего в том же году переведен игуменом же в Выдубицкий, а в половине 1739 г. произведен в архимандрита Золотоверхомихайловского монастыря; из оного же избран и определен в 1740 г. архимандритом Киево-Печерской Лавры. В 1747 г. представлен он был от Святейшего Синода в числе кандидатов на праздную Московскую архиепископию; но по кончине в том же году Преосвященного митрополита Киевского Рафаила, высочайше пожалован 9 ноября и 6 марта и в придворной Санкт-Петербургской Сретенской церкви посвящен в митрополита на Киевскую епархию 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Киев. Церковь Рождества Христова. Тёплая или Малая София Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1722 и 1730. Адрес: Украина, Киев, улица Владимирская, д. 24 Координаты: 50.452497, 30.515131 Проезд:автобусы 16ТР, 18ТР и троллейбусы 16, 18 до остановки " Софиевская площадь " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь мученика Феодора Стратилата (территория Софиевского монастыря). Памятник архитектуры XVII—XIX вв., часть барочного ансамбля Софийского подворья (Владимирская, 24). Деревянная трапезная с церковью святого великомученика Феодора Стратилата впервые упоминается в 1682 г. По описанию 1695 г. она была теплой. На плане Ушакова того же года изображено двухэтажное здание, нижний этаж которой каменный, а верхний — деревянный. Высокая гонтовая крыша трапезной имеет характерную для московской архитектуры " бочкообразную " форму. Это сооружение погибло во время пожара 1697 г., однако глубокие погреба с подземными галереями и стены нижнего яруса были использованы при строительстве существующей трапезной. По стилистическим признакам сохранившейся части можно сделать предположение, что первоначальную постройку возводил " каменных дел подмастерье " Савва Яковлев, который в то же время надстраивал вторые этажи галерей Софийского собора. Между 1722—30 гг., при митрополите Варлааме Ванатовиче, на основе старых стен сооружено двухэтажная каменная постройка. В ее нижнем этаже находилась трапезная палата с церковью Воскресения св.Лазаря и кухней, а в верхнем — склад продуктов и утвари. Этажи соединялись винтовыми лестницами в пристроенной башне. Над церковью сооружен купол, а перед входом с северного фасада — тамбур. Около1769 г. Иван Григорович-Барский осуществил реконструкцию трапезной, во время которой появился фронтон на западном фасаде (значительно переделанный в XIX в.). В трапезной церкви, в частности, происходило освящение мира для соборного богослужения. После закрытия монастыря потребность в трапезной отпала, и митрополит Евгений Болховитинов оборудовал вместо нее зимний собор во имя Рождества Христова. Работами руководил Андрей Меленский.

http://sobory.ru/article/?object=22431

Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа (Горленко), путешествие в свете сем грешника Иоасафа, игумена Мгарского Показать содержание Содержание     Родился, по сказке родителей своих, в год 1705, месяца септемврия, дня 8, наречен в святом крещении Иоакимом.     В год 1716 возлюбил монашество; намерение быть монахом возымел 1721 года и то в себе хранил даже до года 1723; и в том же годе объявился родителям моим, с тем прося благословения ко исполнению намереваемаго; в год 1725, а от рождения моего 20-м, месяца октомврия дня 27, принял рясофор от всечестнаго отца иеросхимонаха Феодора в Киево-Межигорском монастыре в пещере, в храме святых богоносных отец Онуфрия и Петра Афонского, и наречен в иночестве Иларион.     В годе 1727 мантию принял от преподобнейшаго отца Илариона Левицкого, ректора и игумена Киево-Братскаго, в том монастыре Братском, ноемврия дня 21, и преименован, наречен Иоасаф.     В годе 1728 рукоположен в диакона преосвященным Варлаамом Ванатовичем, архиепископом Киевским, генваря 6 дня в Великой церкви святых Богоявлений Братской.    В годе 1729, в месяце августе последних числ, определён в училища киевские во учителя и в том потрудился послушании, пробыв через три года.     В годе 1732, в неделю седмую по Пасхе святых отец, в той час случившуюся маия 21 дня, в преподавании школы синтаксиса, деликовал диалог приветствовательный вшествием на престол Киевской епархии преосвященному Рафаилу Заборовскому, архиепископу Киевскому.     В годе 1734, септемврия 13-го дня, определен во эксаминатора архиепископии Киевския от преосвященнейшаго Рафаила Заборовского, архиепископа Киевского; и в том же годе от его преосвященства рукоположен во священники в монастыре киевском Михайловском, в Великой церкви, ноемврия 8-го. Переведен же с Братства в кафедру святыя Софии для житья того ж года, ноемврия 23-го.    В годе 1735, генваря 10, определен членом в Духовную консисторию.    В годе 1737, июня 24, посвящен в игумена, аще и по крайнему моему нежеланию, Божию же смотрению преданный и воле архипастырской не отрицающий, в монастырь Свято-Преображенский Мгарский, под Лубнами находящийся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После реорганизации Синода Лев Юрлов был вызван для объяснений и сознался в том, что надеялся на поддержку со стороны Георгия и Игнатия, после чего были привлечены к ответу и оба последние. Лев поначалу был переведен в Астрахань (8 июля 1730 г.), но, так как дело еще не было закончено, ему не позволили отправиться в новую епархию. Вскоре, 2 октября, он был смещен, а 3 декабря лишен сана и сослан с именем Лаврентий в Крестный монастырь Архангельской губернии. 25 декабря потерял епископский сан и Игнатий Смола, сосланный сперва в Спасо-Каменный, а потом — в Свияжский монастырь, где его дружески принял Казанский митрополит Сильвестр Холмский; оттуда Игнатия перевели в Корельский монастырь (30 декабря 1731 г.). Георгий Дашков по извержении из епископского сана отправился простым монахом в Спасо-Каменный монастырь (28 декабря 1730 Митрополит Сильвестр Холмский, встретивший осужденного Игнатия Смолу как архиерея, был подвергнут допросу. Мстительный Феофан не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например — о его неуважительных высказываниях о Екатерине I. Сильвестр лишился епископского сана и как простой монах в 1732 г. был заключен в Выборгскую крепость. Вологодский епископ Афанасий получил от Синода строгий выговор за то, что позволил Георгию Дашкову некоторые послабления. Киевскому архиепископу Варлааму Ванатовичу (1722–1730) Феофан не мог простить издания книги Стефана Яворского «Камень веры», равно как и того факта, что в окружении архиепископа слишком часто вспоминали о лютеранстве Феофана. Придравшись к запозданию с благодарственным молебном на восшествие на престол Анны Иоанновны, Святейший Синод лишил Варлаама епископского сана и сослал его в Белозерский Следующей жертвой Феофана стал Маркелл Родышевский, который был удален в монастырь, но и оттуда продолжал рассылать свои «тетради» с обвинениями Феофана в ереси. В этом Маркеллу помогали упомянутый выше Аврамов и некий монах Иона. В народе ходили слухи, что «еретик» Феофан преследует Маркелла за его православную веру.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Галицкой епархии собором 1539 г. уставлено было, чтобы ставленник священник платил 6 грошей тому чередному крылотанину (священнику, который приготовляет его к посвящению); а епископу положено делиться с крылотанами половиной доходов от освящения новой церкви и от сорокоустов 210 . В последовавшие времена ставленые пошлины епископам собирались не только с белого духовенства всех чинов, но и с производимых настоятелей и с перехожих на другие места и с благословенных на устроение и освящение церквей грамот; в великороссийской же Церкви и со вдовых попов и диаконов за ежегодные выдававшиеся им епитрахильные и поорарные или стихарные грамоты, чего в малороссийской иерархии не было. В Великой России даже был обычай каждому новому епархиальному архиерею подписывать прежде выданные ставленные грамоты с получением пошлин; потому что и цари надписывали грамоты, жалованные предместниками их. Но императрица Екатерина II указом 1765 г. апреля 18 дозволила только брать по древнему обыкновению или по патриаршим установлениям на стол клиру с поставляемых в попы и диаконы по 2, а с дьячков и пономарей по рублю; с прочих грамот все пошлины отменила. Доходы с венечных памятей не существовали в восточной Церкви, но в средних веках по Европе сперва введены государственное и помещичье право, называвшееся Marcheta и Cunnagium, у нас именовавшееся выводная куница, а в уложении царя, Алексея Михайловича выводные деньги. Но поскольку рассмотрение беспрепятственных по церковным правилам браков принадлежало духовенству, то и оно востребовало с них свои даней, и уездные протопопы выдавали на браки открытые грамоты под именем венечных памятей, со взысканием пошлин для митрополита и епископов 211 . Сии пошлины в Великой России по указу государя Петра Великого 1714 г. июля 3 велено было по древнему европейскому праву обратить в государственный доход на военные лазареты; а в Малороссии, на кою сей указ не простирался, военное начальство и помещики по тому же праву с тех пор хотели себе присвоить оные, так как и выдачу венечных памятей: но по представлению Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича указом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 38 Указ Святейшего и Правительствующего Синода о посвящении во архиепископа Киевского Варлаама Ванатовича 38 Указ Святейшего и Правительствующего Синода о посвящении во архиепископа Киевского Варлаама Ванатовича Открыть файл в формате PDF Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/867756/

63 Так он подписался 26 июля и 23 сентября 1748 г. под актами о пострижении в монашество бывших студентов Академии Киевской (киевских уроженцев) – Матфея в монашестве Михаила Ядрыла и Стефана в монашестве Софрония Тернавиота, о котором у нас ниже будет подробнейшая речь. См там же форм. кн. 3, л.л. 238 и 239. 70 См. описание докум. и дел, хранящ. в арх. св. син. т. XIV (1739 г.), СПБ. 1910 г., стр. 782. В 1724 г. один из студентов Киевской Академии – Герман Логвиновский (мещанский сын из литовск. гор. Врыстя, род. в 1701 г.) принял монашество, но в заграничном мошенском монастыре, откуда впоследствии он перешел в киевскую лавру и здесь в 1728 г. архиепископом Варлаамом Ванатовичем был рукоположен в иеродиакона (см. там же кн. 4, л. 48). В 1740 г. он был «взят по делу в Москву» (см. там же кн. 3, л. 94). 72 См. описание докумен. и дел, хранящ. в арх. св. син. т. XIV (1734 г.). СПБ. 1910 г., стр. 232–240. См. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской Академии. Отделение II, т. 1, ч. 2; К. 1904 г. стр. 2–3. 73 Из справок, напечатанных у проф. Н. И. Петрова (см. там же т. I, ч. 2, стр. 4) видно, что Симеон Кулябка сначала искал монашества в киево–межигорском монастыре и св. синод 23 сент. 1727 г. даже разрешил постричь его именно в Межигорском монастыре. Тем не менее, целый ряд пересмотренных нами документов лаврского архива с полной несомненностью удостоверяет нас в том, что С. К. был постриженником Киевской лавры, каковым и сам он считал себя. См. арх. К. П. Л. форм. кн. 3, л. 94. 74 Краткий свод биографических сведений и литературы о С. К. см. у проф. Н. И. Петрова . Акты и документы... Отд. II, т. I, ч. 2, стр. 291 ср. у В. Л. Модзалевского. Малороссийский родословник. Стороженки. Фамильный архив, т. VII, стр. 8. 89 См. там же форм. кн. 4, л. 38 об. ср. кн. 3, л. 76 ср. у проф. Н. И Петрова. Акты и документы. Отд. II, т. ч. 2, стр. 405–406, где он именуется «Манасией», но в лаврских документах везде стоит: «иеромонах Митрофан». 92 См. у проф. Н. И. Петрова , Акты и документы... Отд. II, т. 1, ч. 2, стр. 299, 320. Проф. Петров, впрочем, колеблется признать А. К. воспитанником Киевской Академии, ссылаясь на опис. докум. и дел арх. Св. Син., т. XII (1732 г.) 221, стр. 397–399. Но там нет никаких указаний на «не–киевское» образование А. К. А между тем, где в другом месте мог получить А. К. такое образование, какое усвояют ему документы?..

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. Преподобный отец наш Варлаам родился в Новгороде от благочестивых и благоверных родителей. Он был воспитан в страхе Божием и был обучен грамоте. Святой отрок часто и охотно читал божественные книги и особенно Боговдохновенные псалмы царя и пророка Давида. С раннего возраста он избегал детских игр, отказывался от всяких мирских удовольствий и был избранным сосудом Святого Духа. Часто он размышлял так: «Воистину, жизнь наша кратка и непостоянна. В ней всё изменяется, всё вертится колесом. Она подобна сонному видению». Святой отрёкся от мира и от всего, что в мире, и удалился в пустынное место. За ним последовали Прокопий Малышевич, постригшийся потом под именем Порфирия, его брат Феодор, и другие жители Новгорода, желавшие подвизаться в тишине и безмолвии. Святый Варлаам принял иноческое пострижение от некоторого священноинока. Он устроил себе небольшую клеть, где непрестанно день и ночь возносил молитвы Господу. Святой ревностно подвизался в посте и трудах, сам рубил дрова, пилил лес, пахал землю, исполняя слова Священного Писания: «Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Каждую ночь он бодрствовал и молитвой отгонял бесов. Нечистые духи то сами пытались смутить святого мужа, то побуждали кого-либо из людей досаждать блаженному. Святый терпеливо переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией. Слава о его подвигах стала распространяться повсюду. Многие начали стекаться к нему: князья, бояре, богатые и бедные. Преподобный Варлаам неустанно поучал всех приходивших к нему: — Чада, блюдитесь от всякой неправды, не завидуйте, не клевещите. Воздерживайтесь от гнева, не отдавайте денег в рост. Берегитесь судить неправо. Не клянитесь лживо, давши клятву, исполняйте ее. Не предавайтесь телесным страстям.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varlaam-xu...

Иоасаф попросил старца показать ему обычные иноческие одежды, и тогда Варлаам снял верхнюю одежду, и страшное зрелище представилось Иоасафу: тело старца все иссохло и почернело от действия солнца, кожа держалась только на костях, от чресл до колен он опоясан был раздранным и колючим власяным рубищем и такую же мантию имел на плечах. Иоасаф удивился такому тяжкому подвигу и, пришедши в изумление от великого терпения старца, вздохнул и заплакал, и умолял старца взять его с собою на такое же пустынное житие. Варлаам сказал: — Не желай этого сейчас, чтобы из-за тебя не обрушился на братию гнев твоего отца, но прими крещение и останься здесь, а я отправлюсь один; когда же Господь захочет, придешь ко мне и ты, ибо я верю, что и в этом веке и в будущем мы будем с тобою жить вместе. Иоасаф, со слезами, сказал: — Если такова воля Господа Бога, то соверши надо мною св. крещение, и возьми у меня побольше золота, чтобы отнести твоим братиям, находящимся в пустыне, на пищу и одежду. — Богатые дают убогим, — отвечал Варлаам, — а не убогие богатым: как же ты хочешь дать нам, богатым, сам будучи убогим? Ведь самый последний из нашей братии богаче тебя несравненно. Надеюсь, что и ты, по милости Божией, вскоре обогатишься этим истинным богатством; но когда ты разбогатеешь именно таким образом, то сделаешься скупым и несообщительным. Иоасаф не понял сказанного ему, и Варлаам объяснил ему тогда свои слова в том смысле, что оставляющие всё земное ради Христа приобретают блага небесные, а между тем малейший небесный дар дороже всех богатств мира сего. При этом он присовокупил Иоасафу: — Золото часто бывает причиною греха, и потому мы не держим его у себя, а ты хочешь, чтобы я отнес братиям моим змия, которого они уже попрали ногами. Затем он посоветовал Иоасафу готовиться к св. крещению, заповедал ему продолжительный пост и молитву, а сам удалился от него и в уединенном месте молился за него Богу. На другой день он снова пришел к нему и долго поучал его истинной вере. И так в течение продолжительного времени старец приходил ежедневно к царевичу и излагал пред ним учение пророков и Апостолов и святоотеческие предания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010