Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Варлаам (Вонатович), архиеп. Киевский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680, г. Ярослав Галичский - 17.01.1751, г. Тихвин), архиеп. Киевский и Галицкий. Род. в семье мещанина. В 1692-1700 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии до класса философии, в 1701-1704 гг.- в Московской Славяно-греко-латинской академии. Монашеский постриг принял в московском в честь Богоявления Господня мон-ре (по др. сведениям, в тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре). В 1716 г. вызван в Александро-Невскую лавру в С.-Петербурге, где состоял духовником при архим. Феодосии (Яновском) , являлся флотским обер-иеромонахом. 2 февр. 1719 г. определен архимандритом тихвинского Успенского мон-ря. 11 мая 1722 г. назначен и 14 мая хиротонисан во архиепископа Киевского и Галицкого в Успенском соборе Московского Кремля, хиротонию возглавил Псковский архиеп. Феофан (Прокопович) . 22 сент. того же года прибыл в Киев. В. пытался возвратить епархии статус митрополии и себе - сан митрополита. Возбудил вопрос о подчинении ему в качестве коадъютора Переяславского епископа, получившего перед этим самостоятельность. С приходом на кафедру ходатайствовал о выдаче ему архиерейской ставленой грамоты, а также грамот на вотчины и угодья архиерейского дома. Заботился об укреплении за кафедрой и мон-рями их прежних владений и о приобретении новых, что привело к спору из-за власти над находившимися в Польше правосл. мон-рями с Белорусским еп. Сильвестром (кн. Святополк-Четвертинский ). В 1723 г. испрашивал позволение Синода строить новые церкви вместо сгоревших, просил также запретить светским властям выдачу венечных памятей. Предметом особых забот архиепископа был киевский Софийский мон-рь: построена трапеза с ц. прав. Лазаря и началось сооружение каменного корпуса для братии, были отреставрированы фрески в соборе Св. Софии . В 1725 г. в ответ на запрос Синода о возможности использования древних изображений Софийского собора для обличения раскольников доносил о состоянии мозаик собора и о снятии с них копий. На р. Шулявке по распоряжению В. построили загородный архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/154179.html

ТОМ I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715) Иеромонах Даниил – первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» 33 и поставить им строителя, которого они сами выберут. Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» 34 . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» 35 . Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря 36 . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом – выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни. Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила 37 . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730) Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре 38 . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах» 39 , поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) I. Епархия киевская Киевская митрополия обратилась в епархию в 1685 г. Первая из первоклассных. I. Митрополиты Киевские, Галицкие и всей Малой России 1.       Гедеон Святополк , кн. Четвертенский, хирот. в Москве 8 нояб. 1685, из еписк. Луцких; † 5 апр. 1690. 2.       Варлаам Ясинский хирот. 31 авг. 1690, из архим. Киево-Печерских; † 22 авг. 1707. Погребён в Киевской Лавре. 3.       Иоасаф Кроковский хирот. 15 авг. 1708, из архим. Киево-Печерских: † 1 июля 1718, на пути в С.-Петербург. 4.       Варлаам Ванатович , архиеп., хирот. 14 мая 1722, из архим. Тихвинских; 20 нояб. 1730 лишён сана и сослан на Белоозеро; в 1741 возвращён; † 1751 в Тихвинском мнтре, на покое. 5.       Рафаил Заборовский 13 апр. 1731 перев. из Пскова архиепископов; 16 июня 1743 пожалован в митр.; † 22 окт. 1747. Погребён в Киево-Софийском соборе. 6.       Тимофей Щербацкий хирот. 10 мар. 1748, из архим. Киево-Печерских, а 22 окт. 1757 перев. в Москву. 7.       Арсений Могилянский , бывший архиеп. Переяславльский, назначен 22 окт. 1757; указом 2 апр. 1767 запрещено именоваться «и Малыя России»; † 8 июня 1770. Погребён в Киево-Софийском соборе. II. Митрополиты Киевские и Галицкие 8.       Гавриил Кременецкий 22 сент. 1770 перев. из архиеп. С.-Петербургских; † 8 авг. 1783. 9.       Самуил Миславский 22 сент. 1783 перев. из Ростова; 10 апр. 1786 прибавлено: «архим. Киево-Печерской Лавры»; † 5 янв. 1796. 10.       Иерофей Малицкий 1 апр. 1796 перев. из Чернигова; † 2 сент. 1799. 11.       Гавриил Банулеско (Бодони) 29 сент. 1799 перев. из Екатеринославля, а 21 авг. 1803 уволен на покой в Одессу. С 21 авг. 1813 митр. Кишинёвский. 12.       Серапион Александровский 11 дек. 1803 перев. из Казани; 24 янв. 1822 уволен на покой; † 14 сент. 1824. 13.       Евгений Болховитинов 24 янв. 1822 перев. из Пскова; † 23 февр. 1837. 14.       Филарет Амфитеатров 18 апр. 1837 перев. из Ярославля. С 1841 схимонах Феодосий; † 21 дек. 1857. 15.       Исидор Никольский , из экзархов Грузии, перев. 1 мар 1858, а 1 июля 1860 перев. в Новгород и С.-Петербург. 16.       Арсений Москвин 1 июля 1860 перев. из Варшавы. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мещовска, церковнический сын), 3) Антоний, архимандрит Златоустовского монастыря (купеческий сын из Лук), 4) Вениамин, архимандрит Хутынский (родом из г. Юрьевца Польского, от прародителей попович, и сам на отцовском месте был попом)» 7 . Жребий быть Киевским первосвятителем пал на Варлаама Ванатовича. Конечно этому много способствовало то обстоятельство, что Варлаам был духовником могучего тогда вице-президента св. синода, архиепископа Новгородского Феодосия. Как бы то ни было, но 14 мая 1722 г. Варлаам Ванатовичь быль посвящен в сан архиепископа Киевского. Скромный и непритязательный по натуре, Варлаам конечно был предоволен званием архиепископа и не думал стоять по сану выше своего могущественного патрона. Но история Киевской кафедры давала ея пастырю полное право желать сана митрополитского. Пятьдесят семь предшественников Варлаама на Киевской кафедре – от св. Михаила до Иоасафа Кроковского – носили сан митрополита. Мало того: Киевская кафедра имела даже от московского правительства официальное заверение неприкосновенности своих прав. Когда Киевская митрополия в лице Гедеона Святополка-Четвертипского переходила из под ведения патриарха Константинопольскаго в ведение патр. Московского, то государи Иоанн и Петр Алексеевич и царевна Софья Алексеевна грамотою, посланную в Малую Россию в сентябре 1685 г., торжественно обещали, что Киевская митрополия будет «в такомже соблюдении, в каком она была до сего времени под благословением святейшего вселенского Константинопольского патриарха, как в митрополичей чести, так и во исправлении духовного чина и церковного начала и в сохраненении прав и вольностей обычных, обретающихся по исконному обычаю» 8 ). Эти обещания – во время Варлаама Ванатовича – были еще событием недавних дней. И если бы сам Варлаам, как человек не честолюбивый, забыл о правах своей кафедры, то конечно папомнил бы ему о них высший Киевский клир, всегда ревнивый соблюдению прав малороссийской вольности. Без сомнения, не в царствование грозного первого императора было благовременно вспоминать об этих правах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Посада Крюкова, Покровская, двухпрестольная, дер. Александрийск. уезда. Села Комисаровки, Николаевская, дер. Бобр. у. Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят, от какого-то Польского комиссара, в ней будто бы утопшего. 1782 год Города Херсона, Екатерининская, соборная, каменная. Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганнибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: «Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени великой нашей Екатерины, знаменитой сооружительницы города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырского на сие вашего благословения». На сем отношении собственноручно его преосвященство Августа 7 дня написать соизволил: «На заложение в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование Св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию». В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкой в 1782 г., а окончена и освящена в 1806 г. Над западными вратами ее вделана следующая надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михаило-Архангельская, деревянная, коею начало должно отнести к 1779 г., тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на Форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем Форштате Успенской, нынешней соборной церкви 2 . Слободы Спасской, Преображенская, кам. Бобр. у. Села Николаевки, Иоанновская, дер. Бобр. у. Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, дер. Построена была коштом генерала Текелиа, а 1820 года уничтожена. Города Берислава, Воскресенская, дер. Херс. у. Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвы переходил Шведский Король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась; означенный же литерами 1776 год остается ещё виден. Есть также надпись и на дверях, при входе в церковь такая: «и Благословением Бога Отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословением преосвященного Варлаама Ванатовича, рукоположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятского, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Пивкеева, Июля 25 дня», но года не означено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал архиепископ Варлаам между означенными годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

В Белгородском Троицком монастыре в склепе под соборной монастырской церковью открыто почивает нетленное тело епископа Белгородского Иосафа (Горленко) (прославлен в 1911 г. – Прим. ред.), скончавшегося 10 декабря 1754 г. В Киево-Печерской Лавре в склепе под великой соборной церковью открыто почивает нетленное тело митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), скончавшегося на покое в Киево-Печерской Лавре 4 ноября 1770 г. В Троицком монастыре почивает нетленное тело княжны Слуцкой Софии Юрьевны, скончавшейся 19 марта 1617 г. По свидетельству Воскресенской летописи, в 1479 г. по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор в Москве было обретено нетленным тело Митрополита Филиппа (первого), скончавшегося 6 лет тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребаемо в ожидании, не последует ли от него чудотворений, но так как чудотворений не последовало, то тело, несмотря на нетление, передано было земле. Московский собор 1667 г. также говорит о существовании нетленных тел, непризнанных за святые мощи: «нетленных тел, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во святых почитати: зане обретаются многая телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлучена и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще уморша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрушимы бывают, а кого во святых хощеши почитати, о таковых обретающихся телесных достоит всячески испытати пред великим и совершенным Собором архиерейским». В 1700 г., в местечке Лютенке, Годячского уезда, Полтавской губернии при копании рвов для фундамента церкви найдено было нетленным тело неизвестного человека, который в сонном видении одному жителю местечка, назвал себя Автономом. По приказанию бывшего в то время митрополита киевского Варлаама (Ясинского) мощи были погребены в земле. В киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне Полтавской губерни) при рытье могилы для погребения в 1709 г. были найдены два нетленных женских тела, которыя и поставлены были в церквах. Архиепископ Варлаам (Ванатович) 23 ноябра 1724 г. доносил Святейшему Синоду, что оба тела он сам видел, что они были действительно нетленны и целы, но так как не было ни одного свидетельства о силе чудодействия их, то он приказал в тех же церквах, где стояли, вырыть глубокие ямы и закопать частно с обычной литией, ибо, прибавлялось в доношении, «простой народ, наипаче малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша». Из этой прибавки донесения явствует, что нетленных тел усопших в Киевской епархии встречалось немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

В результате конфликта с местными гражданскими властями и случайной задержки торжественного молебна по поводу воцарения А. И. преследованию со стороны архиеп. Феофана подвергся архиеп. Киевский Варлаам (Ванатович) . На основании политического доноса был проведен розыск. По заключению следственной комиссии Святейший Синод лишил 20 нояб. 1730 г. архиеп. Варлаама сана и сослал в Кириллов Белозерский мон-рь простым монахом. В 1731 г. началось следствие о дружеских связях митр. Казанского Сильвестра (Холмского) и сосланного в Свияжский мон-рь митр. Игнатия. Среди опечатанных бумаг митр. Сильвестра обнаружили заметки о «неправославии» Феофана, критические суждения о петровских указах, касавшихся монастырских имений и др. На основании указа А. И. Тайная канцелярия распорядилась 31 дек. 1731 г. перевести митр. Игнатия в Корельский во имя свт. Николая мон-рь близ Архангельска. Митр. Сильвестр указом Синода был уволен на покой (фактически под надзор) в Александро-Невский мон-рь без права архиерейского служения. В марте следующего года его перевели в Крыпецкий мон-рь Псковской епархии, а спустя нек-рое время на основании обвинения в ложном «слове и деле» лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. Репрессиям подвергся архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский) . В 1728 г. он опубликовал труд своего покойного учителя митр. Рязанского Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантство, в склонности к к-рому подозревали архиеп. Феофана. В 1731 г. архиеп. Феофилакт безуспешно попытался переиздать эту книгу. Феофан подал в Тайную канцелярию донос о вреде подобного издания, а также анонимно стал распространять рукопись «Молотка на Камень веры», где обвинял митр. Стефана в тайном иезуитстве. Архиеп. Феофилакта исключили из Синода и удалили в Тверь. На основании «решиловского дела» в 1735 г. он был арестован, доставлен в С.-Петербург и подвергнут пыткам в Тайной канцелярии. В 1738 г. по указу А. И. и решением Синода архиеп. Феофилакт был лишен сана и монашества, заключен в Петропавловскую крепость. Осужденные архиереи подвергались преследованиям и в местах их заточения. За ними велась слежка, против них выдвигались новые обвинения.

http://pravenc.ru/text/115600.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010