Платонов. Лекции. С. 556. 501 Попов Н. Придворные проповедники в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в: Тихонравов. Летописи русской литературы. 2. С. 9. 502 Там же. С. 5; проповедь Димитрия Сеченова – там же. С. 12–14; Титлинов. Правительство. Гл. 1. 503 Памятники русской истории, изд. Кашпировым. 3. СПб., 1873. С. 261. Об Остермане: Bitter K. Beitrage zur Geschichte des Lebens und Wirkens Heinrich Johann Friedrich (Andrej Ivanovie) Ostermanns, в: JGO. 1957. 5 (библиогр.); Шубинский С. Граф А. И. Остерман. СПб., 1862; ср. характеристику Остермана в: ПСЗ. 11. 8506. 504 ПСЗ. 8. 5518. 505 Верховской. Учреждение. 1. С. XXXI; Пекарский. 1. С. 502; докладная записка Аврамова, в: Посошков. Сочинения. 2. СПб., 1863; Шишкин И. Михаил Аврамов, один из противников петровской реформы, в: Невский сборник. 1. СПб., 1867. С. 379–429; Чистович. Феофан Прокопович . С. 260–269, 273, 297. 506 ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович . С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович . С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович-Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов-Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

2, 259 (посещение м-ря Грозным в 1547 г.); 1860 г., III, Отд. 1, 141 (в 1744 г. имел 4.352 крестьян); 1868 г., I, смесь, 72 (архим. Макарий 1688 г.); 1871 г., IV, Отд. 1, 51 (Собор 1677 г. о мощах св. кн. Анны Кашин.; архим. Варсонофий); 1874 г., I, смесь, 178 (архим. Варлаам Ванатович, с 1722 г. архиеп. Киев.), IV, Отд. 1, 127 (Варсонофий, с 1680 г. архим. Воскр. Нов. Иерус. м-ря); 1882 г., I, Отд. 2, 270 (награда в 1621 г. серебр. мастерам за оклад к образу Преч. Богород.), смесь, 20, 41, 47, 78 (воспомин. крестьянина Артынова), III, смесь, 96 (продолжение того же); “Полн. собр. лет.”, III, 161 (преставился игум. Кирилл 1566 г.), 169 (приехал новый игум. Герман Стареченин 1572 г.), 185 (в 1526 г. приезд на богом. В. кн.), 188 (игум. Кирилл, с 1617 г. архиеп. Вологод.), 232 (явление иконы Богор. 1383 г.), 247 (в 1515 г. поставл. церковь ), 267 (сказ. об осаде и о сидении в пречист. обители Тихвин. и разные сказания о чудотвор. иконе); VI, 265 (в 1527 г. здесь был на богом. В. кн. Вас. Ив.), 280 (в 1515 г. освящ. церк. Успения и придел св. Николая), 283 (в 1527 г. здесь был на богом. В. кн. Вас. Ив.); VIII, 48 (явление иконы Богор. 1383 г.), 272 (в 1527 г. В. кн. приезжал на богом.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, I, 767 (архим. Варлаам в 1721 г. поставлен кандидатом на Киев. архиер. кафедру; мещан. сын из Ярославля, учился 8 лет); II, ч. 1, 44 (дело 1722 г. об исправл. дороги из Москвы в Олонец. край; быв. архим. Варлаам); IV, 409 (дело 1724 г. об оглашении в м-ре капралом Фед. Тулубьевым быв. ему Чудесного сонного видения; архим. Павел); VI, 1726 г., 160 (архим. Павел переведен в Спасо-Евфим. Суздальск. м-рь), 277 (в 1712 г. из вотчин м-ря отписано к архиер. дому 565 двор. крестьян); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, I, 1843 (писцов. и межев. книга 1684 г. м-ря и его вотчин Обонеж. пятины Нагорной полов., в Пречистен. Тихвин. погосте); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.”, I, 65, 8 (соборн. память 1681 г. архим. м-ря Варсонофия о повещении всем посадским людям к приготовлению к причастию), 89, 14 (сказание о явлении иконы Бож.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Тихвин Успенский, в городе Тихвине, учреждён царём Иоанном Васильевичем 1560 г. (Новг., II, 159). Архимандрия с 1651 г. Ныне второклассный. В 1853 возведён в первый класс. [VI, 367.] Игумены Кирилл произведён 11 февр. 1560; † 22 окт. 1571. Герман , с 1 нояб. 1571. Сильвестр … Ксенофонт в 1581 перев. в Новгородский Кирилов. Иосиф , в 1582–1611. Онуфрий 22 , 1612–15, 15 февр. хирот. в архиеп. Астраханского. Макарий [упом. в июле 1614] 1615–1617, 9 февр. хирот. в архиеп. Вологодского. Трифон , 1617–21. Александр , 1621–23. Вассиан , 1624–32. Сергий , 1632–34. Герасим Кремлев определён 12 июля 1634, а 31 мая 1640 хирот. в архиеп. Сибирского. Сергий (вторично) в 1640–48. Синеок , в 1648 и 49. Архимандриты Пимен , игум., с окт. 1649; произведён в архим. 14 июля 1651. В 1653 уволен на покой; † 1666 … Иосиф , в 1653–56. Никон определён 22 февр. 1657, а 10 окт. 1659 отставлен; † 1660 … Иаков , 1660 (sic) и 1661. Иосиф 20 окт. 1661 перев. из Деревяницкого, а 22 дек. 1664 – в Новоспасский. Корнилий , в 1665–68, перев. в Зеленецкий. Иона Баранов произведён из келарей Колязинских, в 1668, а 23 авг. 1674 хирот. в еписк. Вятского. Макарий 17 янв. 1675 перев. из Клопового, а в мар. 1676 – в Соловецкий мнтрь. Ефрем , с апр. 1676–78. Варсонофий , с февр. 1678–80, в февр. перев. в Новый Иерусалим. Макарий (вторично), из Соловков, 1680 (упом. в мар.), а. 29 дек. 1689 перев. в Хутынь. Евфимий 29 дек. 1689 перев. из Хутыня, а 4 сент. 1694 утонул в Ладожском озере. Макарий (третично), 29 дек. 1694, из Хутыня; до 1696. Боголеп 1697 перев. из Иверского, а 1708 уволен в Спасо-Нередицкий, на покой; † 1710. Павел , в 1708–17; †… Рувим перев. из Великолуцкого Троицкого в 1717 и 18. Варлаам Ванатович , из обер-иеромонахов флотских, определён 2 февр. 1719, а 14 мая 1722 хирот. в архиеп. Киевского. Павел , в 1722–26, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий 8 мар. 1727 определён из казначеев Новгородского архиерейского дома; в 1743 уволен на покой; † 28 сент. 1744. Адриан , игум., из наместн. монастырских, 1743 и 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точно очертить границы К. е. становится возможным с 20-х гг. XVIII в. К. е. делилась на округа (протопопии) во главе с протопопами, в составе протопопий могли выделяться наместничества во главе с наместниками. Четкого закрепления приходов за наместничествами не было, количество наместничеств также менялось. Первый известный список протопопий К. е. датируется 1722 г.- это ведомость, поданная архиеп. Варлаамом (Ванатовичем) в Синод. К. е. включала 20 протопопий: Старокиевскую (Верхнекиевскую), Киево-Подольскую (Нижнекиевскую), Козелецкую, Острицкую, Нежинскую, Борзнянскую, Конотопскую, Воронежскую, Глуховскую, Ивановскую, Ичнянскую, Прилуцкую, Пирятинскую, Лохвицкую, Лубенскую, Роменскую, Гадячскую, Опишнянскую, Миргородскую, Полтавскую. В указах архиеп. Варлаама, изданных в янв., февр., июне и нояб. 1723 г., упоминается также Кролевецкая протопопия, а под 26 апр. 1724 г.- Трипольская протопопия, при этом отсутствуют Острицкая и Ивановская протопопии. В нач. 30-х гг. XVIII в. в ведомостях о присяге имп. Анне Иоанновне в К. е. снова зафиксированы 20 протопопий (с учетом указанных изменений). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. насчитывалась 21 протопопия, в т. ч. 2 новые - Батуринская и Сорочинская, была ликвидирована Конотопская протопопия. До 70-х гг. XVIII в. менялись границы протопопий внутри К. е., переносились центры из одного города в другой, создавались новые протопопии путем повышения в статусе наместничеств. В 1757 г. Крыловская и Новомиргородская протопопии отошли Переяславско-Бориспольской епархии. В кон. 50-х гг. XVIII в. в К. е. действовали 22 протопопии: Старокиевская, Киево-Подольская, Трипольская, Козелецкая, Кролевецкая, Воронежская, Глуховская, Прилуцкая, Ичнянская, Лубенская, Пирятинская, Лохвицкая, Роменская, Миргородская, Сорочинская, Гадячская, Опишнянская, Полтавская, Кобелякская, Нежинская, Борзнянская, Конотопская. В 1768 г. в К. е. входило 23 протопопии (прибавилась Решетиловская) и Старокодакское наместничество. Периодически в епархии появлялись протопопии, существование к-рых было кратковременным. Так, в 1778 г. из Нежинской протопопии ненадолго выделилась Ивангородская протопопия.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Особенно таких епископов довольно много встречалось в Подолии, на Волыни и в Галиции, где население было тогда почти сплошь православное, за исключением помещиков и шляхты. Униаты и униатские епископы с пренебрежением обращались с этими «бискупами хлопской веры», но в крестьянских (хлопских) хатах для таких пастырей всегда был готов искренний, радушный прием. Для получения епископского сана Епифаний отправился в Яссы, к тамошнему митрополиту Георгию. В бессарабском городе Сороках написал он подложную грамоту от имени львовского православного епископа к этому Георгию и привесил к ней выкраденную в Киеве львовскую епископальную печать. Написал такие же подложные грамоты будто бы от Варлаама Ванатовича к ясскому митрополиту и молдавскому господарю и привесил к ним подложные, им вырезанные еще в Киеве, печати. Представившись обоим в Яссах, он показывал тому и другому тоже подложный, составленный будто бы жителями Чигирина приговор о желании иметь Епифания у себя епископом. В подложной грамоте, писанной от имени Варлаама, Епифаний выражал то недовольство киевлян, которое затаенно действительно существовало в них со времени отчисления Киева и Малороссии из ведения константинопольского патриарха. Учреждение святейшего синода и издание «Духовного регламента», в котором находится немало антиканонического, еще более усилило недовольство местного духовенства. Прежде киевские митрополиты были «экзархами патриаршего фрону» и малым чем рознились от автокефальных первостоятелей церквей. Теперь они были поставлены наряду с прочими архиереями и даже из митрополитов низведены на степень архиепископскую. Упразднив сан патриарха, Петр I уничтожал постепенно и митрополичьи кафедры, так что к апрелю 1724 года, по смерти Тихона казанского, во всей России не было ни одного митрополита. Оставался в живых Сильвестр смоленский, и его перевели в Тверь епископом. Оскорбительно это было и вообще для русского духовенства, а для Киева, где ряд митрополитов восходил до дней самого св. Владимира, это было больше чем оскорбление.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В числе собственноручных писаний Анны Ивановны остались записки относительно мытья белья. Заметна старинная боязнь порчи через белье, входившая в круг старинных московских суеверий. Императрица стала недовольна, узнавши, что у кастелянши прачки в тех же посудах, где «моют наши и принцессы сорочки и прочее белье – и других посторонних лиц белье моют». Государыня порицает за это кастеляншу и на будущее время дает такое правило: «...Для мытья нашего и принцессина белья иметь особливую палату и держать ее всегда под замком, и отмыкать только тогда, когда мытье будет; и для того мытья иметь особливых прачек, человек семь или сколько будет потребно, и смотреть, чтоб те прачки ни на придворных, ни на посторонних, ни на кого отнюдь ничего не мыли, также в упомянутых судах ни вместе, ни после нашего белья ничьих не мыли, и во время мытья в ту палату никого не пущали, кому тут дела не будет, чего накрепко смотреть и исправлять по сему, только в тех судах после нашего белья мыть рубашки матери безножки». Масса таких писем рисует нам госпожу, всем сердцем и душою погруженную в узкий мирок своего домашнего угла. Никак нельзя подумать, что этим всем так прилежно, так сердечно занимается властительница огромнейшей империи. Много пошлости найдется в письмах Анны Ивановны, но иногда просвечивает в них и природное остроумие. Вот, для примера, письмо к казанскому архиерею: «Письмо ваше из Казани мы получили, в котором пишешь, что ты приехал туда в самый Благовещеньев день, и даешь знать, что то есть марта 25 числа. За то мы благодарствуем, что научили нас здесь в Петербурге знать, в котором числе оный день бывает, а мы до сих пор еще не знали, однако, уповали, что как в Казани,так и здесь в одно время прилучается. Впрочем, пребываем к вам в нашей милости». Это письмо перепугало казанского архиерея. И было отчего. Страшно было навлечь на себя не только немилость, но даже одно невнимание высочайшей особы. Судьба киевского митрополита Ванатовича, упустившего отслужить молебен в царский день и за то протомившегося в заточении все царствование Анны Ивановны, судьба духовных сановников Георгия Дашкова, Юрлова и других, пострадавших по злобе Феофана Прокоповича , пользовавшегося при дворе милостью, достаточно показывают, что сан архиерейский не слишком служил защитою от царской опалы в царствование Анны Ивановны. Но теперь, по отношению к казанскому архиерею, государыня показала доброту и снисходительность; узнавши, что письмо ее произвело на архиерея тревожное впечатление, она писала Салтыкову: «Из приложенного при сем письма казанского архиерея можете усмотреть, что он очень печалится. Того ради отпишите к нему от меня, что я тогда к нему нарочно писала без всякого гнева и чтобы он больше не сумлевался. Обнадежьте его нашею милостью и, написав письмо, пришлите к нам, которое мы, подписав, велим послать к нему по почте». ИМПЕРАТРИЦА АННА ИВАНОВНА И ЕЕ ЦАРСТВОВАНИЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Первыми учителями и начальниками в Харьковском Коллегиуме были исключительно киевляне. Еще при учреждении Харьковского Коллегиума в 1726 году преосвященный Епифани Тихорский отправил в Св. Синод донесение, в котором, между прочим, писал, что «по состоявшимся высокославные и вечно достойные памяти Императорского Величества ноября 19-го 721 и декабря 7-го чисел 723 годов указом, школы для учения церковнических детей при доме его архиерейском устроены, и учатся многое число, из которых де обретаются уже и двулетные ритори; токмо во учителях имеется крайняя нужда, понеже де желающих приити из Киева и Киевской епархии из монастырей духовного чина к такому послушанию годных принимать, тако ж и светских пришедших оттуда студентов и желающих монашеского чина, для учения оных детей, постригать он архиерей весьма опасен, и чтоб о отпуске к нему, ради означенного детей учения, но требование его из духовных, колико человек пристойно, к преосвященному Варлааму, архиепископу Киевскому и Галицкому, послать указ, также и о пострижении в монашество приходящих в епархию его студентов, годных во учительство, дать ему позволение, дабы за скудостью профессоров не учинилось во учении остановки и впредь не причлось бы к какому его архиерейскому неисправлению». Вследствие этого донесения, Св. Синод 22 февраля, 1727 года, определил: «из Киева и Киевской епархии из монастырей духовного чина людей к вышеозначенному церковнических детей учению годных, ежели кто добровольно пожелает, к преосвященному Епифанию, епископу Белоградскому и Обоянскому, по требованию Его Преосвященства, отпускать, также и светских пришедших студентов, по их желанию, ему преосвященному епископу монашества сподоблять». На этом основании преосвященный Епифаний вызвал из Киева, для своих училищ, способных преподавателей и некоторых из них посвятил в монашество. Но этим он вызвал неудовольствие Киевского архиепископа Варлаама Ванатовнча, который, по поводу полученного им указа Св. Синода, доносил этому последнему: «преосвященный Епифаний, епископ Белоградский и Обоянский, не токмо без его архиерейского благословения, но и без ведома игуменов его, из Киевской епархии ушедших в монашеский чин произвел и у себя держит; чтоб о возвращении их в Киевскую епархии, по прежнему, решение учинить». Св. Синод на это донесение ответил указами, от 24 июля 1727 года, преосвященным Епифанию и Варлааму. «Преосвященному Епифанию, епископу Белоградскому, – писалось в указе, – пришедшим к нему без отпуску из других епархий духовного чина людям требовать надлежащего отпуску от их настоящих архиереев; а буде таковаго позволения не будет, то возвратить всех по прежнему и впредь таких правилами противностей не чинить, но поступать во всем, как св. правила и указы повелеваютъ» 271 ). На этот раз дело окончилось, по видимому, миролюбиво.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Зная непритязательность и самозаключенность Варлаама Ванатовича, видя, что в прошении делается особое ударение на желание подсудственнаго духовенства, – мы можем с достоверностию полагать, что инициатива этого прошения принадлежит не Варлааму. Отсутствие подписей в бывшей под руками у нас копии прошения лишает нас возможности указать более горячих участников в неудавшемся на тот раз деле возстановления в Киеве митрополии. Было ли подано это прошение на высочайшее имя, или нет, мы не знаем: несомненно то, что оно остаюсь без последствий. По всей вероятности по поводу этого прошения возбуждена нижеследующая переписка между каяцеляриею верховнаго тайнаго совета и канцеляриею св. синода, хранящаяся в архиве синодальном. Эта переписка начинается требованием верховнаго тайного совета имеющим тон начальнической резолюции. 188. В верховный тайный совет из синода подать ведомость немедленно: при киевском престоле митрополия преж сего имелась ли, и буде имелась, по которой год и для чего ей быть не велено и по какому указу и в котором году. Секретарь Иван Богданов. Сентября 8 дня 1729 году. На этом требовании стоит следующая пометка, очевидно сделанная в синодальной канцелярии: Записав в книгу сообщить в повытье и о вышеписанном справясь выписать неукоснительно, а по выписке учиня ведомость взнесть в верховный тайный совет. Далее следует более обстоятельное распоряжение, обозначившее собою дальнейший канцелярский ход дела: Канцелярии свят. правит. синода протоколисту, регистратору и канцеляристам под сим справясь подлинно подписать, о киевской митрополии, чтоб впредь не быть, точной Е. И. В. указ имеется-ль и буде имеется, котораго года, месяца и числа, понеже о том требуется ныне из верховнаго тайнаго совета ведомости. Подканцеляристъ Иван Артемъев. Сент. 9 дня 1729. Затем следуют собственноручные расписки лиц слживших в синодальной канцелярии: О вышеписанной киевской митрополии, чтоб ей впредь не быть, точнаго указу в протоколистском повытье не имеется. Подписал протоколист Ермолай Пасторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Епифаний. Но в то время, когда ветковские поповцы тщетно хлопотали о поставлении архиерея пред ясским митрополитом, русские поповцы нашли архиерея в самой Москве. В 1731 г. в Москве, при синодальной конторе содержался какой-то таинственный колодник, пересылавшийся в Соловецкий монастырь, на смирение. Услышав об этом, московские старообрядцы стали посещать его и старались узнать, кто он такой. Колодник не стал скрывать своего имени и объявил, что он епископ Епифаний, посвященный за границею ясским митрополитом Георгием. Объяснение заключенного было справедливо. Епифаний был киевский монах, пользовавшийся расположением архиепископа Варлаама Ванатовича. Сведения о его служебном положении не вполне точны и ясны; по одним он состоял келейником архиепископа, а затем игуменом Козельского монастыря 61 ; другие называют его экономом киевского архиерейского дома 62 . Очень может быть, что в разное время он исполнял обе означенные должности. Несомненно то, что он имел в Киеве много родственников, которых очень любил и которым старался помогать из своих средств. При этом он не отличался ни трезвою жизнью, ни строгим целомудрием. Кроме того Епифаний был справедливо заподозрен в похищении 240 р. казенных денег из Козельского монастыря. После совершения такого преступления ему трудно было оставаться в Киеве, где угрожали ему суд и расправа. Не будучи пока еще уволен от должности и предан формальному суду, Епифаний выправил себе заграничный паспорт, для осмотра будто бы зарубежных вотчин, принадлежащих киевскому архиерейскому дому. Кроме того, он вырезал поддельную печать киевского архиепископа, а в делах киевской кафедры отыскал и сорвал одну печать Львовского митрополита. Запасшись этими печатями, он отправился за границу и решился сделаться бродячим архиереем, – какие тогда встречались в Подолии и Галиции. Эти безъепархиальные православные епископы отправляли богослужение для живших среди униатов православных, находившихся под польским владычеством. Для достижения задуманной цели Епифаний составил подложную грамоту – от лица Варлаама Ванатовича, в коей киевский архиепископ, жалуясь на новый порядок церковного управления, чрез учреждение св. Синода, на потерю прежнего значения киевских иерархов и на уничтожение звания митрополита, – коему по 4 прав. 1-го всел. собора довлеет утверждение епископа, – просил ясского митрополита совершить над Епифанием епископскую хиротонию. К сочиненной грамоте привешана была и вырезанная печать. При этом Епифаний составил другую подложную грамоту от лица жителей г. Чигирина, желавших будто бы иметь его своим епископом. Ясский митрополит вдался в обман и 22 июля 1724 г. рукоположил Епифания в епископа, с наименованием его – Чигиринским. Но епископом чигиринским Епифаний и не думал быть на самом деле, а немедленно отправился в Украину, где поставил, по просьбе раскольников, 14 попов и несколько диаконов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010