Еще в 1711 г., давая м. Стефану Яворскому разрешение выбрать архиерея в Ростов на место святопочившаго Димитрия Ростовскаго , государь писал: только быть епископу, а не митрополиту. 3 В последние годы царствования Петра было два случая низведения митрополитов с их степеней. Так митрополит Сарский и Подонский Игнатий Смола 1721 г. сент. 8 назначен епископом Иркутским; митрополит Тверской и Кашинский Сильвестр Холмский в 1723 г. был переведен в Рязанскую епархию в звании епископа 4 . Конечно для архиереев, понижаемых таким образом, это было не особенно приятно. Митр. Игнатий Смола не принял нового назначения и 1721 г. окт. 1 отошол на обещание в Нилову пустынь. Митр. Сильвестръ Холмский, хотя и переместился в Рязань в звании епископа, но горько сетовал на свое унижение и на тех, кого считал виновником оного. На тетради, писанной на подобие истории о белом клобуке Сильвестр написал: «только-де произникший новый Францишко Федось (т.е. Феодосий Яновский) с правого пути совратился и от оного богоотступника вышереченное преданное и утвержденное св. отцы церковное благолепие т.е. клобук белый ругательно низринуша (Феодосий с Овсянннковым, обер-секретарем св. Синода) и оное древнее чрез ангелы Богом данное исполнение чина нагло исказиша, и прочии пакости они развращении безстрашно твориша и церковь св. напрасно ослезиша. И в том он, отпадший яко гнилый уд, непрощенно согрешил, и св. церкви восточней никто же тако согрубил» 5 . «Каково приятно будет, – писал ещё Сильвестр, – как сожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов во диаконы, а из офицера в солдаты? А кольми паче всякому терпеть напрасныя обиды весьма горько» 6 . Если прежние митрополиты были низводимы с их степеней, то тем паче достоинство митрополичье вновь никому не было даваемо. В начале 1722 г. признано нужным заместить киевскую кафедру, оставшуюся праздною со смерти митр. Иосафа Кроковского, скончавшегося 1 июля 1718 г. Было представлепо четыре кандидата: 1) Варлаам Ванатович, архимандрит Тихвинского монастыря (родом из Ярославля Польского, мещанский сын, учился в Киевских школах 8 лет, до философии), 2) Леонид, архимандрит Петровского монастыря, советник синодальный (родом из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

§ 11. Период Русский после 1686 и далее после 650 и далее В 1686 г., после того как Киев навсегда уступлен России, Гедеон, Кн. Четвертинский, принял посвящение в митрополита Киевского от патриарха Московского Иоакима, и прибыл на епархию, весьма деятельно занялся устроением и украшением Собора. У Государей испросил он разные сосуды церковные, облачения и большой колокол, а для Софийского монастыря оклад хлебного и денежного жалования. Им же обновлены монастырские здания деревянные. В духовном завещании большую часть собственных денег и драгоценностей митрополит отказал на украшение Собора 38 Избрание нового митрополита в К.-Соф. Соборе и посвящение Варлаама Ясинского в Моск. Успенск. Соборе. Он много старался об устроении Киевских церквей и монастырей, особенно после того, как сильный пожар 1697 г., в митрополии, привёл её в крайнее разорение. В Софийском монастыре он вновь выстроил деревянные кельи Июля 4, Пётр I в первый раз был в Киеве и встречаем был М. Варлаамом Ясинским 1708 и далее 672 и далее Митр. Иоасаф Кроковский, стараясь наиболее об устроении киевских монастырей, особенно Михайловского, старался и об украшении Софийского Собора. При нём написаны на стенах сего Собора пять Вселенских Соборов Государь Пётр I благодарил Бога за Полтавскую победу в К.-Соф. Соборе 1722–1730 686–694 Архиеп. Варлаам Ванатович. Он выстроил каменную в два этажа трапезу для братии К.-Соф. монастыря и в ней церковь Св. Лазаря, основал и архиерейский дом против Собора. При нём дописаны в соборе последние два Собора вселенские (6-й и 7-й) Митроп. Рафаил Заборовский кончил архиерейский дом, и в нём устроил церковь Воскресения Христова 1746 г., обнёс двор Софийский каменной стеной, выстроил каменную колокольню в три яруса (по украшениям названную триумфальной) и слил большой колокол, доныне называемый Рафаилом 39 . При нём в Соборе устроены иконостас, серебряные царские врата и серебряное паникадило над амвоном Императрица Елисавета Петровна изволила быть в Киеве. Она пожаловала М. Рафаилу, сверх двух бриллиантовых панагий, 1.500 червонцев, которые он тогда же отдал на обновление Собора

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

692 Обретение мощей первомученика Стефана совершилось в Палестине в 415 году, и они были перенесены в Иерусалим, а около 428 г. его десная рука или более полные мощи перенесены в Константинополь. Ныне наиболее значительные части его мощей находятся в Венеции и Риме. См. у Сергия архиеп. Месяцеслов. Заметки под 2 авг. Чет. Мин. 2 авг. 693 Случаи нетления тех людей не святых, действительно, есть. В склепе собора в Ревеле хранится нетленным тело герцога де-Кроа – протестанта, современника Петра В., подозреваемого в измене России. В Прибалтийском крае, в склепах немецких баронов, будто бы есть и другие примеры долгого сохранения тел умерших (и самой одежды) от тления. В Палермо и Сен-Готарде, в сухих и прохладных склепах сохранилось много тел, превратившихся в засохшие мумии, вследствие сухости воздуха и отсутствия влаги в почве склепов. Уверяют, что у буддийских дервишей имеются сохранившиеся в целости тела. В тундрах Сибири и в глубоких торфяных болотах Ирландии находили сравнительно сохранившиеся трупы людей и животных. На берегах р. Лены найдены были два трупа мамонта (один в 1806 г., другой – в 1900 г.), – допотопного гиганта, сохранившиеся вследствие холода на столько, что мясо их могли есть звери. 694 О нем см. прот. Фомина П. Святитель Иоасаф Горленко, еп. белгородский и обоянский, в ж. Вера и Раз. 1898 г. XX кн. и след. 695 Что нетление мощей без чудотворений не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, проф. Голубинский (в «Истор. канонизации» и пр. стр. 301) указывает еще на следующие два примера. В 1479 году обретено было нетленным тело митрополита Филиппа 1-го (святитель Филипп, обличитель Грозного, именуется скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребено, очевидно, как полагает проф. Голубинский, в ожидании, не последует ли от него чудес, но чудотворений не последовало, и оно, по прошествии 12 дней, предано было погребению. В Киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне местечках в Полтавской губ.), при рытии могил для покойников, найдены были два не сгнивших женских тела, которые стояли в церквах одно лет с десять, другое с пятнадцать. Киевский митрополит Варлаам Ванатович, в донесении Святейшему Синоду от 23 ноября 1724 года, писал, что оба тела он сам видел, но «понеже ни единого достоверного свидетельства чудодействия их не обреталось, то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопал честно, с обычною литиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Этот вызов объясняется появившеюся новою потребностью в иеромонахах, вызванною со зданием военного Русского флота. В апреле 1717-го года Государь приказал «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». В 1718-м году их оказалось только 4, и архимандрит Феодосий спешно собирал безместных священников в Петербурге и вызывал по 10-и священников из епархий Новгородской, Тверской и Псковской 964 . Потом решено было комплектовать флотское духовенство из Александро-Невских иеромонахов. Прибывшие в Александро-Невский Монастырь иеромонахи в большинстве, во всяком случае, не оставались в Монастыре и расходились по всей России. В 1718-м и 1719-м годах, к прежним двум 965 , двое были посвящены во архиереи. В 1718-м году, 2-го июня, посвящен в епископа во Псков «ректор-иеромонах» Феофан (Прокопович) 966 . В 1719-м году, 25-го января, посвящен в епископа на Устюг иеромонах Боголеп (Адамов) 967 . В 1718-м году вышел в архимандриты Торжковского Борисоглебского Монастыря Чудовский иеромонах Никон и был посвящен в Новгороде 968 . В 1719-м году посвящены в архимандриты: иеромонах Богоявленского Монастыря Варлаам (Ванатович) в Тихвинский Монастырь, келарь Новоспасского Монастыря, иеромонах Киприан в Ярославский Спасский Монастырь, наместник Пивского Монастыря, иеромонах Петр (Кромянский) в Псковский Снетогорский Монастырь, бывшей игуменом в Давидовой Пустыни иеромонах Кирилл – в Александро – Свирский Монастырь; в том же году вызванный в Невский Монастырь архимандрит Астраханский Лев получил архимандрию же в Переславль-Горицком Монастыре 969 . В 1720-м году назначен архимандритом Торжковского Борисоглебского Монастыря иеромонах Макарий, постриженник Невского Монастыря, и посвящены иеромонах Тверской Иерофей во архимандрита Донского Монастыря, префект Гавриил на Кострому в Ипатской Монастырь, иеромонах Соловецкий Варсонофий – в Соловецкий Монастырь и иеромонах Патриаршего Дома Иринарх Новгородский Антониев Монастырь 970 . Архимандрит Никон только год пробыл в Торжковском Борисоглебском Монастыре 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

схиархимандрит Иоанн (Маслов) Содержание Том I ИЕРОМОНАХ ДАНИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1715)     Иеромонах Даниил — первый настоятель Глинской пустыни, о котором сохранились сведения в документах обители. В 1715 г. митрополит Киевский и Галицкий Иоасаф Кроковский в своем донесении в Святейший Синод писал, что 14 июля 1715 г. иноки Глинской пустыни поднесли ему челобитную, в которой просили принять обитель «под власть Киевского митрополита» и поставить им строителя, которого они сами выберут.    Митрополит Иоасаф «рукоположил во пресвитера единомысленно избранного братией» иеродиакона обители Даниила Хрисанфиевича и поставил «его строителем Глинской пустыни Храма Рождества Пресвятой Богородицы» . Для «подтверждения власти строительской» митрополит Иоасаф дал о. Даниилу «благословительное писание» .    Донесение митрополита Иоасафа содержит важные сведения о Глинской пустыни, однако ранее оно не было известно исследователям истории монастыря . Этот документ свидетельствует о том, что в XVIII в. в монастыре уже сложилась духовная традиция, которая в XIX в. была закреплена Синодальным указом — выбирать настоятеля самим инокам Глинской пустыни.    Достоверность сведений о строителе Данииле подтверждает игумен Путивльского Молченского монастыря Моисей, который в своем прошении в Святейший Синод в 1729 г. писал, что митрополит Киевский Иоасаф определил строителем Глинской пустыни иеромонаха Даниила . Другие сведения о строителе Данииле не сохранились Архивные документы    Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со своими угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 1, 3. ИЕРОМОНАХ ПАХОМИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1730)     Иеромонах Пахомий, возможно, был преемником строителя Даниила. Краткие сведения о нем содержатся лишь в ответе иноков Глинской пустыни на указ Киевского архиерея Варлаама (Ванатовича), присланный в обитель в феврале 1730 г. Архиепископ Варлаам (Ванатович) приказывал строителю Глинской пустыни иеромонаху Пахомию взять крепости (грамоты) на все угодья обители и с двумя Глинскими старцами приехать немедленно в Киев для объяснения: на основании каких крепостей Глинская пустынь относится к Киевской кафедре . Однако в то время строитель Глинской пустыни иеромонах Пахомий находился в Москве «для прошения у государыни царицы Евдокии Феодоровны о необходимых монастырских нуждах», поэтому вместо него на указ архиерея отвечала Глинская братия во главе с иеромонахом Серафимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Первую ведомость, однако же еще не полную, о числе монастырей и протопопий Киевской епархии представил Св. Синоду в 1722 г. от 8 июня Преосвященный Варлаам Ванатович, архиепископ Киевский. По ней значится в городе Киеве монастырей мужских (кроме Лавры, Кафедрального и Межигорского) 6, девичьих 7, заднепровских мужских 11, пустынек 6, девичьих 7, епаршеских протопопий 20. Литовские, белорусские и польские монастыри и протопопии не были включены в сию ведомость. По ведомостям 1743 г. в Киевской митрополии значится мужских монастырей 20, скитков или пустынек, к ним приписных 13, девичьих монастырей 12, церквей приходских 1110, протопопий 21. По ведомости 1756 г., по отделении уже указом Св. Синода июля 4 к Переяславской епархии двух протопопий, Крыловской и Новомиргородской, число монастырей мужских и женских и скитов показано тоже и в них архимандритов 6, игуменов 12, строителей 7, наместников 21, экономов 17, казначеев 13, иеромонахов 212, иеродиаконов 123, монахов служебных и прочих рядовых 300, больничных 17, всех 728; игумений 9, наместниц 10, казначей 8, монахинь 518, больничных 3, всех 548. Церквей в Верхнем Киеве ружных 3, приходских 4, да Подоле 1 Собор и приходских 14, а в епархии церквей соборных 39, ружных 7, всех с приходскими во всей епархии 1141; протопопов 23, попов 1708, диаконов 169, дьячков 1254, пономарей 1162. Уездных протопопий и при них правлений: 1 Верхнего Киева, 2 Нижнего Киева, 3 Трипольское, .4 Козелецкое, 5 Нежинское, 6 Борзненское, 7 Конотопское, 8 Кролевецкое, 9 Воронежское, 10 Глуховское, 11 Прилуцкое, 12, Иченское, 13 Лубенское, 14 Пирашинское, 15 Лохвицкое, 16 Роменское, 17 Миргородское, 18 Сорочинское, 19 Галицкое, 20 Опошненское, 21 Полтавское и 22 Кобеляцкое 202 . По сим названиям можно видеть и пространство тогдашней Киевской епархии. Но здесь также не означено число заграничных монастырей, протопопий и церквей. Обстоятельные же ведомости монастырей и заграничных протопопий только Киевских найдены не старее 1766 и 1768 года. В 1773 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Белгородском Троицком монастыре в склепе под соборной монастырской церковью открыто почивает нетленное тело епископа Белгородского Иосафа (Горленко) (прославлен в 1911 г. - Прим. ред.), скончавшегося 10 декабря 1754 г. В Киево-Печерской Лавре в склепе под великой соборной церковью открыто почивает нетленное тело митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), скончавшегося на покое в Киево-Печерской Лавре 4 ноября 1770 г. В Троицком монастыре почивает нетленное тело княжны Слуцкой Софии Юрьевны, скончавшейся 19 марта 1617 г. По свидетельству Воскресенской летописи, в 1479 г. по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор в Москве было обретено нетленным тело Митрополита Филиппа (первого), скончавшегося 6 лет тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребаемо в ожидании, не последует ли от него чудотворений, но так как чудотворений не последовало, то тело, несмотря на нетление, передано было земле. Московский собор 1667 г. также говорит о существовании нетленных тел, непризнанных за святые мощи: " нетленных тел, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во святых почитати: зане обретаются многая телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлучена и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще уморша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрушимы бывают, а кого во святых хощеши почитати, о таковых обретающихся телесных достоит всячески испытати пред великим и совершенным Собором архиерейским " . В 1700 г., в местечке Лютенке, Годячского уезда, Полтавской губернии при копании рвов для фундамента церкви найдено было нетленным тело неизвестного человека, который в сонном видении одному жителю местечка, назвал себя Автономом. По приказанию бывшего в то время митрополита киевского Варлаама (Ясинского) мощи были погребены в земле. В киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне Полтавской губерни) при рытье могилы для погребения в 1709 г. были найдены два нетленных женских тела, которыя и поставлены были в церквах. Архиепископ Варлаам (Ванатович) 23 ноябра 1724 г. доносил Святейшему Синоду, что оба тела он сам видел, что они были действительно нетленны и целы, но так как не было ни одного свидетельства о силе чудодействия их, то он приказал в тех же церквах, где стояли, вырыть глубокие ямы и закопать частно с обычной литией, ибо, прибавлялось в доношении, " простой народ, наипаче малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша " . Из этой прибавки донесения явствует, что нетленных тел усопших в Киевской епархии встречалось немало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

40 Так, например, одним из самых распространенных упреков, обращенных преосв. Феофану, был упрек в том, что он отвергает иконопочитание, но вот текст самого Прокоповича, посвященный указанной теме: «Якоже бо в мирских государствах в память славных дел обычай есть поставляти столпы, пирамиды, и иныя знамения нарицаемыя трофеи, тако и в Христовом Царстве, в новом Сионе, в Церкви святой от язык благодатию его собранной, великих дел Бога нашего знамения и трофеи суть иконы честныя…» ( Феофан (Прокопович) , архиеп. Сочинения: В 4 ч. М., 1765. Ч. 3. С. 75–76 ). Срв. у прп. Иоанна Дамаскина : «Теперь же, с тех пор как Божество, как некоторое животворящее и спасительное лекарство соединилось с нашим естеством, наше естество прославлено и превращено в нетленное. Поэтому и смерть святых празднуется, и изображения начертываются… Ибо изображение есть триумф и опубликование и надпись на столбе в воспоминание о победе тех, которые поступили неустрашимо и отличились, и о посрамлении побежденных и низложенных демонов» (Прп. Иоанн Дамаскин . Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения Сергиев Посад, 1993. С. 52). 42 «Феофан – великий ум, государственный муж, первенствующий член Синода, превратился в агента Преображенской канцелярии, являясь смотря по времени и обстоятельствам, то доносчиком, то подсудимым, но всегда необходимым ее членом» (Чистович И. А. Прокопович и его время. СПб., 1868. С. 202). 43 Из письма Феофана к другу: «Может быть, ты слышал, что меня вызывают для епископства; эта почесть меня также привлекает и прельщает, как если бы меня приговорили бросить на съедение диким зверям. Дело в том, что лучшими силами своей души я ненавижу митры, саккосы, жезлы, свешники, кадильницы и тому подобныя утехи… Я люблю дело епископства и желал бы быть епископом, если бы вместо епископа мне не пришлось бы быть комедиантом» (Письма Феофана Прокоповича //Труды Киевской духовной академии. 1865. 1. С. 142). См. у Е. Кржижановского характеристику Прокоповича времен царствования Анны Иоанновны: «Собранием драгоценных камней он мог соперничать с богатейшими вельможами. В церковном служении он являлся каким-то князем церковным: митра его внизу опушена была горностаем, вверху украшена была маленькими коронами и звездами» (Кржижановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//Труды Киевской духовной академии. 1861. 3. С. 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

ПСПиР. 7. 2324, 2325; Титлинов. Ук. соч. С. 41, 51; ОДДС. 10. 200; ПСПиР. 7. 2355. Ср. ПСЗ. 8. 5518; Русс. арх. 1909. 3. С. 430. 507 Чистович. Феофан Прокопович. С. 348, 295. Ср. аналогичную оценку Пекарского: 1. С. 484, и отрицательную характеристику Феофана у Флоровского: с. 89. 508 Дело Льва Юрлова, в: Чтения. 1861. 4. Смесь; ПСПиР. 7. 2340, 2352; о Горгии Дашкове: там же. 2276, 2296, 2382, 2385, 2388, 2411, 2513, 2516; Чистович, в: Прав. об. 1863. 1; он же. Феофан Прокопович. С. 183, 229, 239; об Игнатии Смоле: ПСПиР. 7. 2385, 2388, 2411. Прим. 2558. 509 ПСПиР. 7. 1475; Титлинов. Правительство. С. 126, 136; ОДДС. 10. 273; ПСПиР. 7. 2561, 2575, 2640; Рыбаловский А. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 9. С. 313, 319–340. 510 Чистович. Феофан Прокопович. С. 316–326; Дело о Феофане, в: Чтения. 1862. 1; Верховской. Учреждение. 2; о Платоне Малиновском: Соловьев Н. Сарайская и Крутицкая епархия, в: Чтения. 1894. 3. С. 111, 114 и след. 511 Чистович. Новые материалы, в: Прав. об. 1862. 2. С. 184; 4. С. 542–546; он же. Феофан Прокопович. С. 463–468, 485, 654, 670, 499, 675; Морошкин. Феофилакт Лопатинский; Титлинов. Правительство. Гл. 2 512 В 1733 г. был смещен Черниговский архиепископ Иродион Жураковский; Белгородский епископ Досифей Богданович–Любинский был судим и в 1735 г. сослан в монастырь; Черниговский архиепископ Иларион Рогалевский был арестован в 1737 г. и в 1738 уволен на покой за то, что позволил себе критические замечания в записке, направленной вСвятейший Синод. Об этом см.: ПБЭ. 5. Стб. 1047; Филарет. Обзор. 2 (1884). С. 299; он же. Описание Черниг. епархии. Чернигов, 1861. С. 68–78; ПСПиР. 7. 2564, 2471; ОДДС. 7. 630; ТКДА. 1860. 2. С. 259–263; РБС (Дабелов–Дядьковский). 1905. С. 604; ср.: Титлинов. Правительство. Гл. 2. 513 ПСЗ. 10. 7364, 7790; 11. 8199; Попов. Арсений Мацеевич. С. 51. Пресловутая Тайная канцелярия была учреждена уже 6 апреля 1731 г.: ПСЗ. 8. 5738, 5744; 9. 6937, 6832; ср. 8. 5509, 5510; ПСПиР. 8. 2539, 2703. Титлинов. Правительство. Гл. 3 и 4. 514

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Мощи святителя Афанасия неоднократно были переносимы с ме­ста на место по случаю построения или обновления храма Лубенского, где они почивают. Когда в 1684 году благочестивый гетман войска Запорожского обоих берегов Днепра, Иоанн Самойлович, приступил, по просьбе Лубенского игумена Макария, к закладке нового велико­лепного собора Преображения Господня, то мощи святителя перенесе­ны были под колокольню, в малую церковь великомученика Георгия, и там оставались до освящения собора в мае 1692 года. Митрополит Киевский Варлаам Ясинский, которого церковная область зависела уже не от вселенских патриархов, а прямо от патриарха Всероссийского, сам освящал церковь и с великим торжеством перенес в нее нетленные мощи сидящего святителя, поставив их под аркою с правой стороны. Когда же нечаянно упали своды сего храма в 1728 году, то, по благо­словению другого ВарлаамаВанатовича – также митрополита Киев­ского, опять коснулись святых мощей и перенесли в деревянную цер­ковь Архангела Михаила, что над святыми вратами, и опять во времястрашного пожара, бывшего в 1736 году, ради безопасности перенесли мощи святителя из деревянной в каменную трапезную церковь Благо­вещения, где они оставались до совершенного обновления соборного храма в 1743 году. Тогда митрополит Киевский Тимофей, бывший впоследствии Московским, торжественно перенес их, августа в 26-й день, и поставил с левой стороны, позади клироса, у столба, против чудотворной иконы Лубенской Божией Матери, которая находится у правого столба. Был еще пожар в 1773 году, в самый день храмо­вого праздника, угрожавший совершенным истреблением обители. Испуганная братия вынесла мощи святителя уже без раки, на одном ковре, руками иерейскими, в ближайший сад с восточной стороны, и там оставались они два дня, при неумолкаемом пред ними чтении Святого Евангелия, с возожженными вокруг свечами и курящимся фимиамом, а на третий день, когда совершенно миновала опасность, игумен Паисий соборно внес их опять в храм, в уцелевшей их раке, которая впоследствии была заменена более драгоценною.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010