Павел Михайлович Строев (1796-1876) I. Епархия киевская Киевская митрополия обратилась в епархию в 1685 г. Первая из первоклассных. I. Митрополиты Киевские, Галицкие и всей Малой России 1.       Гедеон Святополк , кн. Четвертенский, хирот. в Москве 8 нояб. 1685, из еписк. Луцких; † 5 апр. 1690. 2.       Варлаам Ясинский хирот. 31 авг. 1690, из архим. Киево-Печерских; † 22 авг. 1707. Погребён в Киевской Лавре. 3.       Иоасаф Кроковский хирот. 15 авг. 1708, из архим. Киево-Печерских: † 1 июля 1718, на пути в С.-Петербург. 4.       Варлаам Ванатович , архиеп., хирот. 14 мая 1722, из архим. Тихвинских; 20 нояб. 1730 лишён сана и сослан на Белоозеро; в 1741 возвращён; † 1751 в Тихвинском мнтре, на покое. 5.       Рафаил Заборовский 13 апр. 1731 перев. из Пскова архиепископов; 16 июня 1743 пожалован в митр.; † 22 окт. 1747. Погребён в Киево-Софийском соборе. 6.       Тимофей Щербацкий хирот. 10 мар. 1748, из архим. Киево-Печерских, а 22 окт. 1757 перев. в Москву. 7.       Арсений Могилянский , бывший архиеп. Переяславльский, назначен 22 окт. 1757; указом 2 апр. 1767 запрещено именоваться «и Малыя России»; † 8 июня 1770. Погребён в Киево-Софийском соборе. II. Митрополиты Киевские и Галицкие 8.       Гавриил Кременецкий 22 сент. 1770 перев. из архиеп. С.-Петербургских; † 8 авг. 1783. 9.       Самуил Миславский 22 сент. 1783 перев. из Ростова; 10 апр. 1786 прибавлено: «архим. Киево-Печерской Лавры»; † 5 янв. 1796. 10.       Иерофей Малицкий 1 апр. 1796 перев. из Чернигова; † 2 сент. 1799. 11.       Гавриил Банулеско (Бодони) 29 сент. 1799 перев. из Екатеринославля, а 21 авг. 1803 уволен на покой в Одессу. С 21 авг. 1813 митр. Кишинёвский. 12.       Серапион Александровский 11 дек. 1803 перев. из Казани; 24 янв. 1822 уволен на покой; † 14 сент. 1824. 13.       Евгений Болховитинов 24 янв. 1822 перев. из Пскова; † 23 февр. 1837. 14.       Филарет Амфитеатров 18 апр. 1837 перев. из Ярославля. С 1841 схимонах Феодосий; † 21 дек. 1857. 15.       Исидор Никольский , из экзархов Грузии, перев. 1 мар 1858, а 1 июля 1860 перев. в Новгород и С.-Петербург. 16.       Арсений Москвин 1 июля 1860 перев. из Варшавы. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И то он, архимандрит Пахомий, уповательно, за несовершенным знанием грамот, упомянутых в сказке его, преосвященным митрополитом киевским данних, и достоверно не исправлясь, тоею своею сказкою, якобы лавра киевская и епархия Черниговская под властию и послушанием митрополитов Киевских – Варлаама Ясинского и Иоасафа Кроковского, також и типографии тамошние в ведоме означенних митрополитов состояли (чего доказать ничим не может), показал погрешительно и прибавил сверх написанного в данных упомянутым митрополитам грамотах вышеписанные речи вымышленно. Хотя ж Киево-Печерская лавра в 7194 году Киевскому митрополиту Гедеону Четвертинскому, за незнанием имеющихся в той лавре древних, на ставропигию жалованных грамот, под власть и послушание жалованной ему, митрополиту, тогда грамотой, в коей и печатание книг имеет написано, определена была, однако оная лавра в полтора года после того паки по челобитью Киево-Печерской лавры архимандрита Варлаама Ясенского с братией, и по объявлению вишенапомяненных ставропигиальных грамот, а именно в 7196 году жалованной ж в ту лавру на ставропигию грамотой с-под власти и послушания означенного митрополита со всеми ее пределы освобождена, и типография для печатания книг при оной Лавре сильно утверждена 186 . Написано ж в вишеозначенной грамоте ему, митрополиту, печатание книг иметь по той причине, что Киево-Печерская лавра и епархия Черниговская, с типографиями в них имеющимися тогда, под его власть и послушание подчинены были. От упомянутого же скорого, как выше сего изъяснено, оной лавры по прежнему ставропигией утверждения доселе, по вышереченной и подтвердительным вседражайшего вашего императорского величества Родителя, высокославной и вечно бессмертной памяти государя императора Петра Великого 1720 187 , блаженние и вечно достойные памяти государя императора Петра второго 1728 и вашего императорского величества 1742 годов в Киево-Печерскую лавру данным грамотам, оная типография под властью оной лавры имеется и, тщанием рачительним тоя ж лавры властей, во всякой исправности находится, и не токмо Киевскую, но и протчия епархии, по востребованиям, також и заграничних благочестивых людей всякими церковными книгами без скудости довольствует, что видя, бывшие по митрополиту Гедеону киевские митрополиты – Варлаам Ясинский, Иоасаф Кроковский, Рафаил Заборовский и архиепископ Варлаам Ванатович чрез все свое на той митрополии житие, яко в церковних книгах никакой скудости киевской епархии не имеется, о устроении особой типографии не просили; якоже и нине преосвященному Тимофею, митрополиту Киевскому, в типографии особой никакой нужды нет, потому что епархия киевская книгами, в Киево-Печерской типографии печатаемими, без малейшей скудости довольствуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/k-...

Посем снимают с него одежды внешняя священническия, поюще стихиру сию глас ( в ) (2): Днесь ученик Христов отчуждается чести Его и благодати: возлюби бо паче служения Ему рабо-тати беззаконником; тем же ныне, яко недостоин, от святилища отвержен бывает. Сего ради вси со умилением Христу возопием: пощади нас, Владыко, пощади, во чистоте же и правде служити Тебе нас сподоби, яко Един благ и Человеколюбец. Таж одевают его в одежды мирския, глаголющи: да облечешися во срам, и да одеждешися, яко одеждою, студом своим. Сия вся содеявши, сядет паки Святитель на месце своем во вратех царских и, держа жезл в руце десной, сице глаголет: понеже не достоин явился еси степени пресвитерскаго, ни предстояти жертвеннику Божию, ниже священнодействовати слова его истины, и приносити Ему дары же и жертвы и ино что священнодействовати можеши к тому, вин ради нанесенных на тя лукавством твоим, сего ради аз властию от Христа Бога мне данною, яко неключимаго тя раба, от святаго престола и алтаря Господня отлучаю, отметаю и до конца сим жезлом пастырским вовеки отреваю. И се доглаголя, отринет его жезлом от Царских врат. И абие востав, царския врата затворяет и изложив с себя одежду, отходит восвояси». Миряне, присутствовавшие при совершении этого чина, останавливали свое наблюдение и внимание, главным образом, на острижке длинных волос на голове извергаемых из священства и потому последних стали называть и теперь называют расстригами. В настоящее время лишение священства совершается без всякого церемониала и совершается не в храмах Божиих, а в присутствии духовных пастырей, где секретарь консистории, при собрании членов ее, читает синодальный указ лишаемому священства о снятии с него пресвитерского сана, и затем берется от него подписка впредь не именоваться священником, не носить священнической одежды и не совершать никаких церковных священнодействий. В нашей православной церкви совершается не только извержение законопреступных пресвитеров, но бывали, хотя и редкие случаи, что и архиереи наши извергались из святительского сана. Так, в царствование Алексея Михайловича лишен был святительского сана патриарх Никон ; в царствование императрицы Анны Иоанновны – архиепископ Варлаам Ванатович; при императрице Екатерине II – митрополит Арсений Мациевич, а при императоре Александре I – архиепископ могилевский Варлаам Шишацкий. Так как в наших архиерейских Чиновниках, ни рукописных, ни печатных, не было особого чина, по которому надлежало совершать извержение из святительского сана, то таковому извержению предшествовало составление собором наших архипастырей церемониала для совершения этого крайне прискорбного акта. В настоящей статье мы опишем причины и церемониал извержения последних двух из упомянутых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/chin-i...

2101 Между тем оно в высшей степени вредно по отношению не к простому народу, ибо кто же не знает, что люди вольномысленные, усвояя его самой церкви, позволяют себе делать весьма невыгодные заключения о сей последней. У Греков вовсе не проповедуется учения, которое проповедуют у нас люди, имеющие ревность Божию не по разуму (и с учением этих людей мы должны были бы отвергнуть все то множество мощей древних Греческих святых, которые в виде костей и малых косточек находятся у нас в России и которые в самой Греции хранятся большими собраниями в таких местах, как напр. монастыри Афонские). 2104 См. Анании Федорова Собрание о граде Суждале во Временнике Общ. Ист. и Древн., кн. XXII, стр. 91. 2105 Ibid. В этом, конечно, смысле и о мощах преп. Нила Столбенского говорится в новейших описаниях Столбенского монастыря, что они обретены нетленными. 2111 Если бы это было так, то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако, этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые (не быв, подразумевается, прославлены чудотворениями) остаются не причтенными к лику святых, укажем, кроме других, не совсем достоверно нам известных, на Афанасия патриарха Константинопольского († 5-го Апреля 1654-го года), нетленное тело которого почивает в Лубенском Мгарском монастыре (Ист. Uep. V, 25 нач.) и на Павла Конюскевича, митрополита Тобольского († 4-го Ноября 1770-го года), нетленное тело которого почивает в Киевопечерской Лавре (Филарета Обзор литературы, кн. II, § 52). Что нетление тел без чудотворений не признается за доказательство святости усопших, укажем на один случай, представляющий собою свидетельство об этом, из синодального периода. В Киевских городках Готве и Сорочинцах при рытье могилы для погребения покойников найдены были два не сгнившие женские тела, которые стояли в церквах, – одно лет с десять, другое лет с пятнадцать. Киевский архиепископ Варлаам Ванатович в донесении своем св. Синоду от 23-го Ноября 1724-го года писал, что оба тела сам видел, – что они действительно нетленны и целы, «якоже и обычно есть видети нетленныя мощи, но понеже ни единаго достовернаго свидетельства чудодействия их не обреталось», то он приказал в тех же церквах, где они стояли, вырыть глубокие ямы и закопать «честно» с обычною литиею, «ибо простой народ, наипаче же Малороссийский, такия являющияся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша»…, см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

До кон. XVIII в. в К. е. действовал принцип выборности священнослужителей общиной, особую роль играло мнение владельцев населенных пунктов, где находились храмы, кроме того, сильной была традиция наследования церковных мест. Киевскому митрополиту часто оставалось только рукоположение избранного кандидата. Зафиксировано много примеров, когда при занятии церковного места прихожане отдавали предпочтение малограмотному кандидату перед более образованным ставленником, рекомендованным епархиальными властями. Попытки епархиальных властей в XVIII в. повысить уровень образования духовенства обычно не достигали цели. Традиционно приходская община содержала священнослужителей. Изменения последовали после указа 1778 г., к-рым для каждого прихода было определено денежное содержание. Еще одним указом регулировалось число священно- и церковнослужителей в приходе. На протяжении XVIII в. власти возлагали на приходское духовенство новые обязанности. Ряд синодальных указов был направлен на усиление контроля над исповедью прихожан, от священников требовалась активная проповедническая деятельность и т. д. Ист.: Климов Н. Ф., свящ. Постановления по делам правосл. Церкви и духовенства в царствование имп. Екатерины II. СПб., 1902. Вып. 1; ПСЗ. Т. 6, 7, 9-11, 16-20. Лит.: Крыжановский Е. М. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. 3. С. 267-315; он же. Очерки быта южнорус. сельского духовенства в XVIII в.//Собр. соч.: В 2 т. К., 1890. Т. 1. С. 391-439; Антонович В. Б. Очерк состояния Правосл. Церкви в Юго-Зап. России по актам (1650-1798). К., 1871; Корольков К. Арсений (Могилянский), митр. Киевский, и его заботы об улучшении проповеднического дела (во 2-й пол. XVIII в.)//Киевские ЕВ. 1875. Ч. неофиц. 12. С. 405-414; 19. С. 642-651; Рождественский Ф. Самуил Миславский, митр. Киевский//ТКДА. 1876. 3. С. 510-563; 11. С. 505-536; 1877. 4. С. 3-39; 5. С. 301-359; 6. С. 529-577; Терновский Ф. А. Очерки из истории Киевской епархии в XVIII ст., на основании док-тов Синодального архива. К., 1879; Знаменский И.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ясно, что под мощами в данном случае разумелись кости. В 1667 году были открыты мощи препод. Нила Столбенского (скончался 7 декабря 1554 г.), о чём было доносимо митрополиту Новгородскому Питириму: «гроб и тело его (Нила) святое земле предадеся, а мощи его святые целы все». 25 Опять под мощами разумеются одни лишь кости. Из этого последнего свидетельства ясно также, что, разумея под мощами собственно кости, наши предки не проповедовали, будто мощи святых суть всегда и непременно целые не истлевшие тела. Препод. Иосиф Волоцкий в своём Просветителе пишет о мощах: «Сиа кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшна, и слепых просвещают, и прокаженных и расслабленных и всякия болезни уврачают». 26 Митр. Даниил в одном своём слове пишет о мощах: «воистину чудо преславно, яко кости нагы источают исцеления». 27 Зиновий Отенский в «Истины показании» пишет о мощах: «чудо преславно воистину: кости голы сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют» 28 . Итак, и само слово, и отзывы авторитетных даже и для старообрядцев лиц показывают, что под мощами не необходимо разуметь непременно целые, не истлевшие тела: мощами почитались в древности и сухие кости святых Угодников Божиих, если были другие резонные данные к признанию их за мощи. А отсюда, как необходимое следствие, вытекает то положение, что как с одной стороны нетление тела не есть ещё признак святости человека, так с другой стороны и для святости, т. е. для причтения умершего к лику святых Угодников Божиих, не требуется непременно открытия его мощей со всецелой их нетленностью. И, действительно, в церковной истории известны некоторые нетленные (всецело) тела, которые однако-ж не почитаются за нощи Угодников Божиих. Так в Дубенском монастыре почивает нетленное тело Константинопольского патриарха Афанасия, умершего (5 апр. 1654 г.) в России; 29 в Киево-Печерской лавре почивает нетленное тело митр. Тобольского Игнатия (умершего 4 ноября 1770 г.). 30 В 1724 г. от 23 ноября Киевский архиеп. Варлаам Ванатович в донесении своём Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мощи святителя Афанасия неоднократно были переносимы с места на место, по случаю построения или обновления храма Дубенского, где они почивают. Когда в 1684 году, благочестивый гетман войска Запорожского обоих берегов Днепра, Иоанн Самойлович, приступил, по просьбе Дубенского игумена Макария, к закладке нового великолепного собора Преображения Господня, то мощи святителя перенесены были под колокольню, в малую церковь великомученика Георгия, и там оставались до освящения собора в мае 1692 года. Митрополит Киевский Варлаам Ясинский, которого церковная область зависела уже не от вселенских патриархов, а прямо от патриарха Всероссийского, сам освящал церковь и с великим торжеством перенёс в неё нетленные мощи сидящего святителя, поставив их под аркой с правой стороны. Когда же нечаянно упали своды сего храма, в 1728 году, то, по благословению другого ВарлаамаВанатовича, также митрополита Киевского, опять коснулись св. мощей и перенесли в деревянную церковь архангела Михаила, что над святыми вратами, и опять во время страшного пожара, бывшего в 1736 году, ради безопасности, перенесли мощи святителя из деревянной в каменную трапезную церковь Благовещения, где они оставались до совершенного обновления соборного храма в 1743 году. Тогда митрополит Киевский Тимофей, бывший впоследствии Московским, торжественно перенёс их, августа в 26-й день, и поставил с левой стороны, позади клироса, у столба, против чудотворной иконы Дубенской Божией Матери, которая находится у правого столба. Был ещё пожар в 1773 году, в самый день храмового праздника, угрожавший совершенным истреблением обители. Испуганная братия вынесла мощи святителя уже без раки, на одном ковре, руками иерейскими, в ближайший сад с восточной стороны, и там оставались они два дня, при неумолкаемом перед ними чтении св. Евангелия, с возожжёнными вокруг свечами и курящимся фимиамом, а на третий день, когда совершенно миновала опасность, игумен Паисий соборно внёс их опять в храм, в уцелейшей их раке, которая впоследствии была заменена более драгоценной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В результате конфликта с местными гражданскими властями и случайной задержки торжественного молебна по поводу воцарения А. И. преследованию со стороны архиеп. Феофана подвергся архиеп. Киевский Варлаам (Ванатович) . На основании политического доноса был проведен розыск. По заключению следственной комиссии Святейший Синод лишил 20 нояб. 1730 г. архиеп. Варлаама сана и сослал в Кириллов Белозерский мон-рь простым монахом. В 1731 г. началось следствие о дружеских связях митр. Казанского Сильвестра (Холмского) и сосланного в Свияжский мон-рь митр. Игнатия. Среди опечатанных бумаг митр. Сильвестра обнаружили заметки о «неправославии» Феофана, критические суждения о петровских указах, касавшихся монастырских имений и др. На основании указа А. И. Тайная канцелярия распорядилась 31 дек. 1731 г. перевести митр. Игнатия в Корельский во имя свт. Николая мон-рь близ Архангельска. Митр. Сильвестр указом Синода был уволен на покой (фактически под надзор) в Александро-Невский мон-рь без права архиерейского служения. В марте следующего года его перевели в Крыпецкий мон-рь Псковской епархии, а спустя нек-рое время на основании обвинения в ложном «слове и деле» лишили сана и заточили в Выборгскую крепость. Репрессиям подвергся архиеп. Тверской Феофилакт (Лопатинский) . В 1728 г. он опубликовал труд своего покойного учителя митр. Рязанского Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантство, в склонности к к-рому подозревали архиеп. Феофана. В 1731 г. архиеп. Феофилакт безуспешно попытался переиздать эту книгу. Феофан подал в Тайную канцелярию донос о вреде подобного издания, а также анонимно стал распространять рукопись «Молотка на Камень веры», где обвинял митр. Стефана в тайном иезуитстве. Архиеп. Феофилакта исключили из Синода и удалили в Тверь. На основании «решиловского дела» в 1735 г. он был арестован, доставлен в С.-Петербург и подвергнут пыткам в Тайной канцелярии. В 1738 г. по указу А. И. и решением Синода архиеп. Феофилакт был лишен сана и монашества, заключен в Петропавловскую крепость. Осужденные архиереи подвергались преследованиям и в местах их заточения. За ними велась слежка, против них выдвигались новые обвинения.

http://pravenc.ru/text/115600.html

Посада Крюкова, Покровская, двухпрестольная, дер. Александрийск. уезда. Села Комисаровки, Николаевская, дер. Бобр. у. Основание сего села должно отнести гораздо к раньшему времени, чем построение церкви. Имя свое заимствует оно от речки Комисаровки, тут протекающей, а речка, говорят, от какого-то Польского комиссара, в ней будто бы утопшего. 1782 год Города Херсона, Екатерининская, соборная, каменная. Строитель города Херсона генерал-поручик Иван Абрамович Ганнибал относился в 1781 году по предмету построения сей церкви к архиепископу Никифору в следующих словах: «Я в скором времени намерен в крепости начать каменную соборную церковь во имя Великомученицы Екатерины, в честь славного имени великой нашей Екатерины, знаменитой сооружительницы города Херсона. Предварив о сем ваше высокопреосвященство, покорнейше прошу архипастырского на сие вашего благословения». На сем отношении собственноручно его преосвященство Августа 7 дня написать соизволил: «На заложение в городе Херсоне каменной соборной церкви, во имянование Св. Великомученицы Екатерины грамоту изготовя, представить нам к подписанию». В следствие чего, Екатерининская церковь и начата постройкой в 1782 г., а окончена и освящена в 1806 г. Над западными вратами ее вделана следующая надпись: «Спасителю рода человеческого Екатерина II посвящает». Но доколе Екатерининская церковь строилась, в крепости существовала Михаило-Архангельская, деревянная, коею начало должно отнести к 1779 г., тому самому времени, когда началось строение самой крепости. Сия-же Михайловская, по освящении каменной Екатерининской, перенесена была на Форштат города Херсона, и была употребляема до выстройки на сем Форштате Успенской, нынешней соборной церкви 2 . Слободы Спасской, Преображенская, кам. Бобр. у. Села Николаевки, Иоанновская, дер. Бобр. у. Города Ново-Миргорода, Петро-Павловская, дер. Построена была коштом генерала Текелиа, а 1820 года уничтожена. Города Берислава, Воскресенская, дер. Херс. у. Перенесена из села Переволочного, знаменитого тем, что тут после Полтавской битвы переходил Шведский Король Карл XII. Церковь дубовая, находится и поныне в том самом виде, в каком была прежде. На одной иконе иконостаса, было надписано имя вкладчика, но надпись стерлась; означенный же литерами 1776 год остается ещё виден. Есть также надпись и на дверях, при входе в церковь такая: «и Благословением Бога Отца, поспешением Сына и действием Св. Духа начася здатись Св. храм Воскресения Христова, благословением преосвященного Варлаама Ванатовича, рукоположением пречестного отца Андрея протопопа Кобилятского, старанием Иоанна Лаврентиевича Чечерина и Никиты Сидоровича Пивкеева, Июля 25 дня», но года не означено. Должно догадываться, что это было между 1722 и 1730 годами, когда священствовал архиепископ Варлаам между означенными годами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Никанор. 1. С. 143 и след.; Титов А. Преосв. Иеремия, в схиме Иоанн, епископ Нижегородский, в: Чтения. 1887. 3; Андреевский Е. К воспоминаниям о высокопреосв. Иустине, в: Русс. ст. 1908. 1. С. 163 и след. (Иустин Харьковский, посмевший воспротивиться вмешательству в свои дела со стороны генерал-губернатора М. Т. Лорис-Меликова, был по жалобе последнего перемещен Победоносцевым). Ср. § 9, прим. 464. См. воспоминания этих епископов. Савва. Хроника. 8. С. 762. Хотя Августин был из ученых монахов и интересовался наукой (Венгеров. Словарь. 1. С. 43 и след.), он с большим трудом продвигался по служебной лестнице: почти 12 лет (1869–1881) он был ректором семинарии в Вильне (вероятно, им дорожил архиепископ Макарий Булгаков, возглавлявший в 1868–1879 гг. Литовскую епархию), затем в трех епархиях исполнял обязанности викарного архиерея и лишь в 1888 г. получил Костромскую кафедру (РБС. Аарон—Александр. 1896. С. 29 и след.). Попов. Арсений Мацеевич. С. 195 и след. Добрынин; Беллюстин; Ростиславов (см. библиогр. к § 13–16), хотя оба последних не всегда объективны; также: Певницкий. Записки, в: Русс. ст. 1905. 7. С. 141; Ливанов; Лотоцкий; Турчиновский (см. библиогр. к § 17); Соловьев С. М. Записки, в: ВЕ. 1907. 3. С. 74–76. И митрополит Филарет Дроздов не мог оспаривать, что епископской властью часто злоупотребляли; см. его письмо архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову): Душеп. чт. 1883. 3. С. 425 и след., а также: Письма к покойному архиеп. Тверскому Алексию. М., 1883. С. 212. См. также: Голубинский Е. Е. О реформе в быте Русской Церкви, в: Чтения. 1913. 3. С. 117. Савва. Хроника. 8. С. 420. Ср. уже упоминавшуюся записку архиепископа Антония Храповицкого. С. 112 и след. Шпачинский. С. 36; Рыбаловский П. Варлаам Ванатович, в: ТКДА. 1908. 5. С. 96; Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 17 и след., 341; 3. С. 97–99; он же. Приходское духовенство — там же. 1872. 2. С. 425; Сулоцкий А. Встреча в старину архиереев в Тобольске, в: Чтения. 1864. 3. Смесь. С. 52–61; Розанов. 2. С. 8 и след., 332–336; Попов. Ук. соч. С. 125.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010