4. Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, – богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским. (Зане прежде неже разумети отрочати назвати отца или матерь, приимет силу Дамаскову, и корысти самарийския пред царем Ассирийским). Как ранний период детского возраста царственного Сына Девы, Еммануила, был указан царскому дому, как знамение скорого низвержения двух союзных царей Сирийского и Израильского (гл.7:15–16); так первый период детского возраста сына пророчицы «Магер-шелала-Хаш-база,» когда этот малютка едва выучится называть отца и мать по имени, – указывается народу, как знамение скоро наступающего опустошения земли Сирийской и Израильской силой царя Ассирийского. А вместе с тем скоро будут спасены царский Дом и земля царства иудейского, которая могла пострадать из-за неприязненных отношений к ней двух союзных царей. – Во исполнение знаменательных слов пророка, действительно, царь Ассирийский уничтожил могущество Дамаска – столицы Сирийской и Самарии – столицы Израильской (4Пар.15:29; 16:9; 17:3; 18:9). Пророк высказал знаменательные и утешительные пророчества «дому Давида» и избранному «остатку» народа иудейского; теперь, от имени Иеговы, он возвещает наказание царству Израильскому за преступный союз его с Сирийцами и царству иудейскому за преступный страх его перед ничтожными врагами, тогда как нужно было иметь страх только пред Богом (ср.ст.13). 5–7а. И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его. (И приложи Господь глаголати ко мне еще, глаголя: понеже не восхотеша людие сии воды Силоамли текущия тисе, но восхотеша имети Рассона и сына Ромелиева (т.е. Факея) царя над вами, сего ради се, возводит Господь на вы воду реки сильну и многу, царя Ассирийска и славу его). Всякий опытный пастырь, желая мирно и безбедно пасти вверенное ему стадо, не ведет его к воде глубокой, быстрой и бурной: здесь легко могут затонуть козы и овцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

4Цар.16:5 .  Тогда пошел Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. 4Цар.16:6 .  В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня. 4Цар.16:7 .  И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня. 4Цар.16:8 .  И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. 4Цар.16:9 .  И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил. Начавшиеся еще при Иоафаме враждебные отношения царей: сирийского Рецина (LXX: Ραασσν, слав.: «Раассон», что ближе, чем еврейская форма, к чтению в надписях: «Разунну») израильского Факея к Иудее ( 4Цар.15:37 ), теперь, при Ахазе, выразились походом союзников против Иудеи и осадой Иерусалима (ст. 5, ( 2Пар.28:5 ) и др.; ( Ис.7:1 ) и др. ), с целью завоевать Иудею, низвергнуть царствующий род Давидов и сделать царем иудейским какого-то сына Таввилова ( Ис.7:6 ) может быть, одного из сирийских военачальников. О завоеваниях и опустошениях союзников в пределах Иудейского царства, о переходе Ахаза иудейского в вассальную зависимость от ассирийского царя Тиглат-Пилезера 6 и об опустошениях, сделанных последним в пределах Израильского и Сирийского царств, см. замечание к ( 4Цар.15:29 ). В Ассирийских надписях Ахаз встречается под именем Iahuhazi. Здесь в ст. 6 упоминается о потере для Иудеи, вследствие сиро-израильской войны, Идумеи, занятой и укрепленной за собой иудеями при Амассии и Озии ( 4Цар.14:7,22 ). Иудеей был потерян, отнятый Рецином сирийским, важный и единственный торговый порт Елаф (ср. 3Цар.9:26 ; 4Цар.14:22 ). Изгнав отсюда иудеев, Рецин предоставил Елаф исконным его обладателям – идумеянам (в принятом еврейском тексте ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

555 Рамы и леса ее, что строил Беаша, а построил ими (Аса) Бэда и Мицпа. И в это время пришел Ханани прозорливец к Асе царю Иудиному и сказал ему: когда ты оперся на царя Сирийского, а не оперся на Ягвэ Бога твоего, — поэтому спаслась сила царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Кушиты и Любийцы сильнее и многочисленнее, с колесницами и всадниками многими весьма, но когда ты оперся на Ягвэ, предал он их в руку твою. Ибо Ягвэ, — очи Его обозревают всю землю, чтобы укрепляться с теми, чье сердце цело для Него (шалэм элав). Безрассудно поступил ты в этом; ибо отныне еще будут у тебя войны. — И разгневался Аса на прозорливца и отдал его в дом тюремный, ибо сердился на него за это; погубил Аса (некоторых) и из народа в то время. - - - И заболел Аса, в лето тридцать девятое царствования своего, ногами, и возрастала болезнь его; но и в болезни своей взыскал он не Ягвэ, а врачей. И почил Аса с Отцами своими и умер в лето сорок первое царствования своего» (2 Парал, XVI, 1-10, 12, 13). Сын его Иошафат в виду новой опасности от Моавийцев и Аммонийцев снова обращается к Богу Израилеву, опираясь на пророческую проповедь. «И Яхазиэль сын Зекарьягу, сына Беная, сына Йилэва, сына Маттаниева, левит из сынов Асадовых, — был на нем Дух Ягвэ среди собора. И сказал: Внимайте весь Иуда и живущие в Иерусалиме и царь Иошафат! Так говорит Ягвэ к вам: Вы не бойтесь и не ужасайтесь от лица громады великой сей, ибо не у вас рать, а у Бога. Завтра спуститесь на них: вот они восходят по возвышенности Гациц и найдете их на краю долины лицем к пустыне Иеруэль. Не вам сражаться в этот раз; нодойрте, стойте и смотрите на спасение Ягвэ с вами, Иуда и Иерусалим, не бойтесь и не ужасайтесь, завтра выйдете против них, и Ягвэ с вами. — И преклонился Иошафат лицом до земли, и весь Иуда и обитатели Иерусалима пали пред лицом Ягвэ, чтобы поклониться Ягвэ. И встали левиты из сынов Кагатовых и из сынов Кархиевых, чтобы хвалить Ягвэ Бога Израилева гласом великим и высоким. И поднялись они утром и вышли к пустыне Текоа: и при выступлении их стал Иошафат и сказал: Послушайте меня, Иуда и обитатели Иерусалима! Уверьтесь в Ягвэ Боге вашем и утвердитесь; уверьтесь в пророках Его и уцелеете. — И наказал он народу и поставил певцов Ягвэ,

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

XLV. Беззаконие и смерть Ахаава Венадад Царь Сирийский, и с ним тридцать два князя обступили Самарию, с бесчисленными конниками и колесницами; но над ними явилась сила Божия, сокрушающая надменных. – Царь послал сказать Ахааву: «золото твое и серебро, жены и дети все мое,» и смиренно отвечал Ахаав: «я сам и все мое, по слову твоему, тебе принадлежим;» но не удовольствовался такой покорностью Царь Сирийский, он послал требовать, чтобы Ахаав допустил обыскать дома его и вельмож и взять все, что понравится. Царь Израилев созвал своих старейшин, и они единодушно решились защищаться; разгневанный Венадад грозил: «что воины его разнесут горстями рук своих прах разоренной Самарии, и что даже не достанет праха сего, чтобы наполнить их руки.» Тогда предстал Пророк Ахааву и сказал от имени Господа: «видишь ли многочисленный народ сей? – вот Я предаю его ныне в руки твои, да уразумеешь, что Я Господь.» – «Кем побежду?» спросил изумленный Царь, «служителями князей градских,» отвечал Пророк. Ахаав счел отроков княжеских; их было только двести тридцать два, счел и всю силу свою, и оказалось только семь тысяч; с ними выступил он из города и возвестили о том Царю Сирийскому, во время его обеда. Упоенный вином, запретил сражаться и велел привести к себе связанными малочисленных неприятелей; но каждый из воинов Израиля поразил множество Сириян и бежали иноплеменники, едва успел ускакать одинокий Царь их; вся его добыча досталась в руки Ахааву, которому явился тот же Пророк, с вестью, чтобы готовился и на следующий год опять отразить врагов. Миновал год; вельможи Царя Сирийского стали опять возбуждать его к войне. «Бог Израилев, бог гор, а не равнин, говорили они; посему и укрепился народ его в горах; но сразимся с ним в равнине и победим.» – Ополчилась вся Сирия с Царем своим, и поля покрылись войском; Израиль вышел, напротив врагов, как два малые стада коз; но тот же Пророк предстал Ахааву и сказал именем Божьим: «за то, что они похвалились, будто Бог Израилев бог гор, а не равнин, Я дам тебе силу великую, да уразумеют, что Я Господь.» Шесть дней стояли полки друг против друга, и на седьмой Израиль поразил сто двадцать тысяч Сириян; бежал Венадад, и, по совету вельмож своих, послал людей в рубищах, с петлями на шеях, молить Царя Израилева о пощаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Это показывает, что в царствование Озии и Иеровоама в Сирии уже не было Азаила в живых и что на престол вступил сын его, Венадад, от которого впоследствии все цари Арама, то есть Сирии и Дамаска, носили имя Венадада. Поэтому вполне справедливо сказал: «пошлю огонь» не на Азаила, но «на дом Азаила», то есть на царский дом его, во главе которого в то время стоял сын его Венадад. «И сокрушу», говорит, «затворы Дамаска, и истреблю жителей с поля идола», то есть [сокрушу] всю силу (или «множество») сириян, которые при помощи известного рода телег и затворов отражали нападения врагов. Поле же «идола», что по-еврейски называется «aven», LXX и Феодотион передали чрез Ων, Симмах и пятое издание перевели чрез «беззаконие», Акила чрез νακφελος, то есть «бесполезное», чтобы указать на тщетность помощи идолов, потому что при нашествии ассириян жители Дамаска будут взяты в плен. Ибо мы читаем, что Феглаффелассар, царь ассирийский, умертвив Рацина, царя Дамасского, о котором и Исаин говорит, всех жителей Сирии, называвшейся Арамом, переселил в Кирену (4: Цар, гл. 16). чем и объясняется теперь сказанное. Ам.1:5. Держащего скипетр» (нужно подразумевать: «сокрушу» или «истреблю») «из дома наслаждения, и будет переселен народ Сирийский в Кирену, говорит Господь. LXX: И истреблю колено из мужей Харрановых, и будет отведен в плен народ, названный сирийским, говорит Господь,    то есть народ сирийский будет отведен в отдаленнейшие пределы Египта. Что же касается слов, стоящих в начале (ст. 3): «за три преступления Дамаска и за четыре не отвращу» (или «не отвращу ли») «его» и по LXX: «не отвращусь» (или «не отвращусь ли») «от него», и именно от народа Дамасского или арамейского, то есть сирийского, то они, применительно к буквальному способу толкования, могут иметь следующий смысл: если бы он один раз или два раза преследовал Мой народ, то Я пощадил бы его; но так как он в третий и в четвертый раз проявил свою жестокость, так что давил взятый в плен народ железными телегами, то не должен ли Я теперь поразить его в наказание за это бедствиями? Не должен ли Я отвратить от него Мой благостный взор? Применительно же к иносказательному смыслу мы можем сказать следующее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А кто услышал о них? О том, что творилось в области Сидона, узнавала Финикия, а с нею вместе и весь мир, но и чудо Сомана едва ли осталось известным только окрестностям Сомана. По слову человека Божия соманитянка, сына которой воскресил Елисей, жила семь лет в земле филистимской (8, 1–2). Конечно, чувство благодарности, внутренняя нравственная потребность побуждала ее говорить о благодетельствовавшем ей пророке, о его делах и его учении, и имя пророка и его Бога становилось известным на западе. Другое повествование Библии показывает, что оно привлекало к себе и восток. Военачальник сирийский Нееман заболел проказой, и вот, читаем мы, маленькая израильская девочка, взятая в плен сирийцами и служившая своей госпоже, сказала ей: «о если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его» ( 4Цар. 5, 3 ). Эти слова израильской девочки были доброю миссионерскою проповедью. Нееман съездил к Елисею, был исцелен, исповедал: «вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля» (5, 15), и после того как пророк отказался принять от него дары, обратился с просьбою к пророку: «пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа: только вот в чем да простит Господь раба твоего: когда пойдет господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрется на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за мое поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем» (5, 17–18). Таким образом, сирийский вельможа становится израильским прозелитом. Он хочет служить истинному Богу в своей стране. Он просит у пророка некоторых компромиссов, но цари Иудейские и Израильские в эту пору и без просьб служили Вааламу и Астарте, и пророк на скромную просьбу Неемана о снисхождении к его человеческой слабости ответил: «иди с миром». В истории обыкновенно бывало, что рабы раньше господ обращались к религиозной истине, и поэтому обращение Неемана заставляет предполагать, что оно было не первым ( 4Цар. 5, 13 ), что прозелитизм – не в смысле только принятия основных истин веры, но в смысле усвоения культа, существовал вне Израиля уже в 9 веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ам.1:3 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Дамаска и за четыре не по­щажу его, по­тому что они молотили Галаад железными молотилами. Возвещение суда Божия над языческими народами пророк начинает с Сирии и Дамаска, главного города Сирии. Пророк возвещает истребление сириянам за их жестокость к жителям Галаада. – «За три преступления Дамаска и за четыре»: особенное выражение, которым указывается на множество преступлений Дамаска (ср. Притч. 30:15, 18, 21, 29 ). – «Потому что они молотили Галаад железными молотилами». Галаад – заиорданская область десятиколенного царства, наиболее страдавшая от сирийских нашествий во время походов Азаила против Ииуя ( 4Цар 10.32–33 ). Железное молотило, евр. charuzah, – колесо или вал, окованный железом, употреблявшийся для молотьбы хлеба. Слова пророка могут быть понимаемы и в буквальном смысле, как указание на применение известной жестокости на войне (ср. 2Цар 12.31 ), и в общем смысле как образ сильного опустошения Галаада сирийцами. LXX евр. charuzah перевели словом πριων пила, и кроме того слово Галаад пояснили дополнением: ν γαστρ χοσας, отсюда, в слав.: «понеже растроша пилами железными имущыя во утробе сущих в Галааде». Ам.1:4 .  И по­шлю огонь на дом Азаила, и по­жрет он чертоги Венадада. Азаил и Венадад – имена сирийских царей ( 4Цар 13.24 ), особенно заботившихся о красоте и славе Дамаска и известных своими отношениями к Израильскому царству ( 4Цар. 12–14 ). Называя имена царей, пророк собственно говорит о судьбе царства их. Пророк возвещает истребление огнем, без сомнения, в связи с опустошением страны врагами. Вместо имени Венадада в слав. чит. «сына Адерова»; так же у LXX и в Сир. В ассир. памятниках Венадад называется Bin-hidri. Ам.1:5 .  И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр – из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Го­с­по­дь. «И сокрушу затворы Дамаска», bericha – затворы ворот городских, слав. «вереи». Стоящие далее в ст. 5 географические названия понимают различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ам.1:4–5 . И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он дома Венадада. И сокрушу затвор Дамаска, и истреблю жителей с поля идола. LXX: И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он основания сына Адерова. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей с поля Ων. Это показывает, что в царствование Озии и Иеровоама в Сирии уже не было Азаила в живых и что на престол вступил сын его, Венадад, от которого впоследствии все цари Арама, то есть Сирии и Дамаска, носили имя Венадада. Поэтому вполне справедливо сказал: пошлю огонь не на Азаила, но на дом Азаила, то есть на царский дом его, во главе которого в то время стоял сын его Венадад. И сокрушу, говорит, затворы Дамаска, и истреблю жителей с поля идола, то есть [сокрушу] всю силу (или множество) сириян, которые при помощи известного рода телег и затворов отражали нападения врагов. Поле же идола, что по-еврейски называется aven, LXX и Феодотион передали чрез Ων, Симмах и пятое издание перевели чрез беззаконие, Акила чрез ανωφελος, то есть бесполезное, чтобы указать на тщетность помощи идолов, потому что при нашествии ассириян жители Дамаска будут взяты в плен. Ибо мы читаем, что Феглаффелассар, царь ассирийский, умертвив Рецина, царя Дамасского, о котором и Исаия говорит, всех жителей Сирии, называвшейся Арамом, переселил в Кирену ( 4Цар16:9 ). чем и объясняется теперь сказанное. Ам.1:5 . Держащего скипетр (нужно подразумевать: сокрушу или истреблю) из дома наслаждения, и будет переселен народ Сирийский в Кирену, говорит Господь. LXX: И истреблю колено из мужей Харрановых, и будет отведен в плен народ, названный сирийским, говорит Господь, то есть народ сирийский будет отведен в отдаленнейшие пределы Египта. Что же касается слов, стоящих в начале ( Ам1:3 ): за три преступления Дамаска и за четыре не отвращу (или не отвращу ли) его и по LXX: не отвращусь (или не отвращусь ли) от него, и именно от народа Дамасского или арамейского, то есть сирийского, то они, применительно к буквальному способу толкования, могут иметь следующий смысл: если бы он один раз или два раза преследовал Мой народ, то Я пощадил бы его; но так как он в третий и в четвертый раз проявил свою жестокость, так что давил взятый в плен народ железными телегами, то не должен ли Я теперь поразить его в наказание за это бедствиями? Не должен ли Я отвратить от него Мой благостный взор? Применительно же к иносказательному смыслу мы можем сказать следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ахаз Ахаз (владетель) ( II Nap. XXVIII, 1 ) – был сын Иоафама и наследовал престол царя иудейского на 20-м году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Это нечестие навлекло на него и его царство строгий суд Божий. Ахаз наконец предался крайнему нечестию, и царство Иудейское было разрушено и сделалось пустыней вследствие его великих беззаконий. В начале его царствования (вероятно, во 2-й год) цари сирийский и израильский, которые уже в конце царствования жизни Иоафама замыслили разрушить Иудею, действительно вторглись в Иудейское царство с многочисленными войсками, готовясь обложить Иерусалим. При сем их намерении Господь повелел пророку Исаие взять своего сына, Шеарясува, и идти к Ахазу, которого можно было встретить в одном известном месте города Иерусалима, и возвестить ему волю Господню. Эта милость была оказана нечестивому царю как представителю дома Давидова ради народа его, с которым Господь заключил завет ( Uc. VII, 1 ). Исаия, встретивши Ахаза в определенном месте, сказал ему, что планы имеющих напасть на Иерусалим войск разрушатся, что их намерения касательно Иерусалима уничтожатся и что в должное время царства, из которых они вышли, будут разрушены. В подтверждение же этого пророчества царю было предложено просить какого угодно знамения. Царь, вероятно, вследствие чувства индифферентизма, а быть может, и из лучших побуждений, отказался просить знамения ( Uc. VII, 14 ), но сам Господь благоволил дать ему следующее знамение чрез пророка: сам Господь даст вам знамение, сказал пророк: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Uc. VII, 14–16 , Mф. I, 23 ). Через 3 или 4 года после произнесения этого пророчества цари израильский и сирийский были умерщвлены ( 4Цap. XV, 30, XVI, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В то же время ряд сирийских христианских епископов негативно восприняли искаженно поданные СМИ слова протоиерея Всеволода Чаплина о «священной борьбе» против терроризма. Оригинал звучит так: «Чем бы терроризм ни оправдывали – оправдать его нельзя. Поэтому борьба с терроризмом – нравственная борьба, если хотите – священная борьба» . Как видно из контекста, речь идет о том, что борьба со злом в лице терроризма – это нравственный долг человека. Но журналистам достаточно было вольно перевести слово «борьба» (struggle) как «война» (war) и подать вырванную из контекста фразу, чтобы разжечь очаг информационного конфликта . Любопытно, что и зарубежные, и российские издания поспешили сразу растиражировать реакцию сирийских христиан в духе «христиане Сирии разгневаны заявлениями РПЦ» . Но почему-то ничего не сказано о том, сколько слов поддержки высказало России сирийское духовенство разных конфессий. Вновь и вновь это побуждает нас с большой осторожностью относиться к подаваемой в СМИ информации, которая сегодня настолько сильно влияет на мировое сообщество, что может стать поводом к войне. Следует сказать и о том, что ряд радикальных исламских деятелей в Саудовской Аравии призвали к началу политического, военного и экономического джихада против России, христиан и шиитов (Ирана). В свою очередь «Союз улемов Леванта» выступил против призыва саудовцев и отметил действенную роль России в борьбе с международным терроризмом. Таким образом, мы видим, что все здравые силы в Сирии связывают с российской операцией надежды на искоренение экстремизма, а значит, и на мирную и спокойную жизнь. И христиане Сирии особенно в этом нуждаются. В заключение хотелось бы напомнить, что 22 декабря 2015 года в наших храмах читался следующий отрывок из Евангелия: «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 12–19).

http://pravoslavie.ru/89572.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010