Цель этого отделения та, чтобы во 1) утешить благочестивых, – показать, что Бог имеет особенное попечение о сохранении дома Давидова и Иудейского царства, и во 2) обличить неверие Ахаза. Отделение это разделяется на две части. В первой части описывается случай к обнародованию этой проповеди (ст. 1, 2). Во второй части излагается откровение, ст. (3–25). Откровение содержит утешительное предсказание о тщетном усилии царей Израильского и Сирийского, согласившихся против Иудейского царства, и о внезапной погибели их, с знамением этого благодеяния (ст. 3–16). В обличение Ахазу предсказываются бедствия, которые со временем нанесут Иудейскому народу Ассирийские цари, на помощь которых Ахаз надеялся, (ст. 17–25). Первая часть: Случай к обнародованию этой проповеди и именно: нашествие царей Сирийского и Израильского на Иудею (ст. 1), и страх Ахаза и Иудейского народа при слухе об этом (ст. 2). Ст. 1. И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейскаго, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его; но не могли завоевать. Ст. 2. И было возвещено дому Давидову, и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу. Из снесения этого места с св. историею (4Цар.гл. 16:15; 2Пар.гл. 18) видно, что Рецин, царь Сирийский, враждуя на Иудею за победы, одержанные над Сириянами Озиею ( 4Цар.14:22 ; сн. 4Цар.16:6 ), искал случая удовлетворить своему мщению. В начале царствования Ахаза открылся ему удобный к этому случай, когда этот царь с восшествием на престол Давидов возвел с собою явное нечестие, богоотступничество, и этим навлек на себя ненависть народа и гнев Божий, и Бог предал его врагам. Сирийский царь, соединившись с царем Израильским, напал на Ахаза и в войске его произвел ужасное поражение ( 2Пар.28:5–8 ). Это было в первый год царствования Ахаза. Недовольствуясь этим, они хотели во второй год царствования Ахаза ( 4Цар.15:37 ) осадить Иерусалим и положили намерение, – свергнув Ахаза с престола, пресечь преемство царства Давидова. Ахаз, после претерпенного поражения, узнав об этом намерении, приведен был в тот страх, который Пророк изображает подобием колебания древесных листьев от дуновения ветра. Вторая часть:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Через некоторое время Венадад, царь сирийский, осадил Самарию. В Самарии случился такой голод, что одна женщина с другою съела собственного сына. Услышав об этом, царь Иорам сказал: «Покарай меня Бог, если голова Елисея останется на нем сегодня», и послал человека снять голову с Елисея, а потом тотчас и сам пришел к Елисею 438 . Пророк сказал ему: «Завтра мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться по сиклю» 439 . Тут сановник, на руку которого царь опирался, сказал: «Может ли это быть?» Елисей сказал ему: «Ты увидишь это своими глазами, но есть этого не будешь». В сумерки Господь сделал то, что сирийцам послышался стук колесниц, ржание коней и шум большого войска. Они встали и побежали, оставив свой стан. Жители Самарии, узнав об этом, бросились грабить стан сирийский, и продавалась мера лучшей муки и две меры ячменя по сиклю. Сановник, не поверивший пророку, был поставлен у ворот города наблюдать за порядком и был растоптан теснившимся народом. Когда благодеяния Божии не исправили израильтян, Бог наказал их бедствиями. Елисей предсказал женщине в Сонаме, которой воскресил сына, семилетний голод, и предсказание исполнилось. Потом Елисей отправился в Дамаск. Здесь царь сирийский, Венадад, был болен и послал к Елисею Азаила с дарами спросить, выздоровеет ли он. Елисей отвечал: «Пойди, скажи ему: выздоровеешь. Однако Господь открыл мне, что он умрет». Потом Елисей пристально стал смотреть Азаилу в глаза, так что привел его в смущение, и заплакал. Азаил спросил его: «Отчего ты плачешь?» Елисей отвечал; «Я знаю, сколько зла ты сделаешь сынам Израилевым», и предсказал, что он будет царем сирийским. Возвратившись к Венададу, Азаил сказал, что, по словам пророка, он выздоровеет; но на другой день задушил его, а сам воцарился вместо него. После воцарения Азаила в Сирии, царь израильский Иорам отправился на войну против него в Рамоф Галаадский, был ранен и возвратился в Изреель лечиться. Царь иудейский, Охозия, прибыл к нему навестить его. В это время пророк Елисей послал одного из учеников своих помазать на царство Израильское Ииуя, военачальника Иорама, находившегося в Рамофе. Пророческий ученик помазал на царство Ииуя. Войско, узнав об этом, провоз гласило Ииуя царем. Он с войском двинулся к Изреели. Иорам, не зная ничего о случившемся, выехал с Охозией навстречу Ииую, но Ииуй застрелил его и велел бросить труп его на поле Навуфея (Иорам царствовал 12 лет). Потом Ииуй убил также и Охозию. Въезжая в Изреель, он увидел Иезавель, которая нарумянила лицо свое, украсила голову свою, оделась по-царски и смотрела в окно 440 . Он велел выбросить ее из окна, и ее выбросили. Тут растоптали ее, и собаки съели тело ее. Затем, по приказанию Ииуя, были умерщвлены 70 сыновей Ахава, жившие в Самарии, и головы их были сложены в две груды у ворот Изреели; также были убиты родственники и приверженцы дома Ахава ( 4Цар. 6:8–33, 7, 8:1–15; 9, 10:1–17; 2 Парал. 22:3–9). Ииуй. Иоахаз. Иоас. Смерть Елисея. Иеровоам II. Захария

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Это стечение в Иерусалим истинных поклонников Иеговы из всех колен естественно увеличивало нравственную силу царства иудейского, но вместе с тем оно пробудило с новою силою подозрительность царей израильских, вследствие чего Вааса возобновил войну против иудейского царства и укрепил пограничную Раму, чтобы преградить своим подданным доступ в пределы Асы. К несчастию, на этот раз Аса поколебался в своем уповании на Бога и не только призвал к себе в союзники Венадада, царя сирийского, но и купил его союз дорогою ценою сокровищ храма Господня и своего дворца. Хотя, благодаря этому союзу, нашествие Ваасы было с успехом отражено, но сам Аса должен был выслушать сильный укор за свой грех от пророка Анании, который смело укорил его за измену заключенному им завету, за то, что «он понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа», чрез что преградил себе возможность покорения самого царства сирийского. Но раз свернув с правого пути, человек легко переходить от одного греха к другому. Аса не только не раскаялся в своем грехе, но «разгневался на прозорливца и заключил его в темницу, так как за этот укор был в раздражении на него». Вместе с тем он начал притеснять и некоторых других лиц из народа в то время. В этом уклонении от долга справедливости его постигла на 39 году царствования тяжкая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, «поднялась до верхних частей тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». На 41 году своего царствования он умер и с царскою торжественностью погребен был в городе Давидовом, в заранее приготовленной им себе гробнице. Несмотря на прегрешения последних лет своего царствования, он оставил по себе добрую память в народе, который и выразил ему свое почтение сожжением в честь его праха великого множества благовоний и умащением его дорогими искусственными мастями. Благословение Божие на нем сказалось в самой продолжительности его царствования, во время которого он был современником восьми быстро сменявшихся нечестивых царей царства Израильского.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

10. Иоафам , сын Озии (756 – 741). Писание говорит о царе Иоафаме, что он делал дела угодные Богу, но не ходил в Храм. Такой вариант благочестия Священное Писание тоже отмечает, говоря, что перед лицом врагов «так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего» (2 Пар. 27:6). Возможно, в Храм он не ходил под впечатлением наказания, которому подвергся его отец. При этом он «построил верхние ворота дома Господня» (4 Цар. 15:35). Власть его распространилась на аммонитян. Высоты попрежнему не были отменены. После него царем стал его сын Ахаз. 11. Ахаз , сын Иоафама(736 – 716 или 742 – 725). Известен он, в первую очередь, в связи с тем, что именно Ахазу пророк Исаия изрек пророчество о рождении Христа от Девы. Известен также Ахаз тем, что он был одним из величайших нечестивцев в истории Иудейского царства. «И он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:1–4). «Даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 6:14). Нечто подобное говорится потом и о царе Манассии. Возможно, речь идет просто о языческом обряде посвящения или очищения, который практиковался у многих народов. Но, не менее вероятно, и этому есть в Писании косвенные подтверждения, что здесь речь идет уже о настоящем служении Молоху, которое сопровождалось человеческими жертвоприношениями: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер. 7:31). Из-за того, что Ахаз вступил в союз с ассирийцами, он оказался в осаде со стороны израильских и сирийских войск , которые пытались силой принудить его вступить с ними в коалицию. В связи с этим событием к нему и пришел пророк Исаия, предлагая любое знамение, которое бы показало ему, что Господь Сам хранит этот город. Ахаз предусмотрительно от этого знамения отказался, а отказался он вовсе не потому, что он стеснялся утрудить Бога, но потому, что это знамение связало бы его совесть и заставило его прийти в чувство и отказаться от идолослужения, которое он устроил в Иерусалиме. И когда он отказывается, Исаия ему и возвещает об Еммануиле (Ис. 7:12). Ахаз продолжал стоять на своем. «И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне» (2 Пар. 28:23). Взяв все ценности из Храма и дворца, он отправил их ассирийскому царю Тиглатпалассару III с просьбой о помощи. Тот разгромил сирийцев и разграбил Израиль. Иудея же лишилась своей независимости.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

23 Цитаты из посланий ап. Павла в творениях Афраата были использованы для реконструкции древнесирийской версии посланий (также использовались «Деяния Фомы», творения прп. Ефрема, «Книга степеней» (Liber Graduum) и акты мучеников V в.), см.: Kerschensteiner ]. Der Altsyrische Paulustext. CSCO 315/Subsidia 37. Louvain, 1970. 24 К сожалению, из-за недоступности критического издания сирийской Би­блии, которое выполняет Институт Пешитты (Лейден), нам пришлось исполь­зовать Пешитту, основанную на поздних рукописях, в издании Объединенных Библейских Обществ 1999 года. < В. > < В. > < В. > 61 В рук. А объектный суффикс согласован со словом м. р. «кровь», в рук. В – с именем «Иезавель». 70 Сир. (pardays drwez) значит также и «ликующий рай». В Ис. 58, 10 (Пешитта) стоит причастие (rwê) «напоенный водой», и из-за схожести написания букв " lep и zayin здесь можно предположить lap­sus calami. < А. > < А. > < А. > < А. > 160 В Деян. 1, 23 упомянут Матфий. Ж. Паризо предположил, что в тексте тахвиты имела место описка переписчика: вместо (mattay) – (môlmay) (Parisot 1894. P. xlvii). С. Брок высказал мнение, что в раннесирийской традиции именно Толмай выступает заместителем Иуды, но, к сожалению, не привел иных примеров, подтверждающих это (Brock 1987. Р. 27). М.-Ж. Пьер заявила, что, кроме текста тахвиты Афраата, только в сирийской версии «Цер­ковной истории» Евсевия Кесарийского вместо Матфия назван Толмай (Pierre1988. Р. 301). 183 Ср.: 2Пар. 14, 11 : «помоги народу Твоему, предав войско великое в ру­ку малых; и тогда узнают все обитатели земли, что мы достойно уповаем на Те- бя...» (Пешитта); «не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? по­моги же нам, Господи, Боже наш; ибо мы на Тебя уповаем...» (Синод.). < В. > < В. > < А. > 235 Ср.: Мф. 5, 23–24 : «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой перед жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твои, и тогда приди и принеси дар твой» (Пешитта ­­Синод.)

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

2. И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.( И возвестися в дому давидове, глаголя: совещася Арам со Ефремом, и ужасеся душа его и душа людий его, якоже в дубраве древо ветром восколеблется). Враждебный союз против Иудеи, заключенный между Сирийцами (произошедшими от Арама, пятого сына Сима, Быт.10:22 ) и Израильтянами, во главе которых стояло колено Ефремово, вскоре открылся. Как скоро многочисленное войско Сирийского царя Расина с востока, из-за Иордана, переправилось в землю колена Ефремова и расположилось на значительном пространстве, то быстро дошла об этом весть до Иерусалима. Эта весть с полным доверием была принята во дворце Ахаза; событие понято было правильно; никто не сомневался, что Иудеи угрожает союзническая война; всеми чувствовалось неравенство военных сил. И вот все взволновались... Молодой Ахаз, осуждаемый совестью за грубое нечестие, не рассчитывающий на преданность сановников, неготовый к защите неукрепленной столицы, смущаясь грозно-обличительного голоса пр. Исаии, был всецело объят страхом перед наступающей войной. Страх царя усиливал волнение народа. Толпы народа собирались на улицах и площадях столицы, раскачивали головами, размахивали руками, толковали, спорили... Иерусалим шумел и волновался как дубрава от бури, когда шелестят листья, гнутся и трещат ветви, качаются в стороны вершины дерев. Боялся народ потому, что вражда царей повлекла бы разорение страны... 3–4. И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему, и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. (И рече Господь ко Исаии: изыди во сретение Ахазу ты и оставыйся Иасув сын твой, к купели горняго пути села белилнича, и речеши ему: блюди, еже молчати, и не бойся, ниже душа твоя да изнеможет от двою древу главень дымящихся сих: егда бо гнев ярости моея будет, паки исцелю).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

2Цар.18:15 ); их оказалось лишь 232, невелик был и весь гарнизон города – 7000 (ст. 15; произвольно раввин Ярхи отождествлял эти 7000 солдат с 7000 истинных поклонников Иеговы, не чтивших Ваала), ( 3Цар.19:18 )). Благоприятным для успеха израильтян обстоятельством явилось поведение и настроение Венадада: он продолжал пьянствовать (ст. 16, ср. 12) с соратниками своими и вместе с совершенной беспечностью был уверен в победе (ст. 18); LXX, слав. ошибочно передают евр. суккот, палатки, ст. 16 собственным именем Σοκχθ, слав. " Сокхоф» – имя города на восточной стороне Иордана ( Быт.33:17 ), в колене Гадовом ( Нав.13:27 ; Суд.8:5 ; 3Цар.7:46 ; Ср. Onomast. 884); но в данном месте, где говорится об осаде Самарии, конечно, не могло быть речи о Сокхофе за Иорданом. Благодаря внезапному нападению на сирийский стан отборных вооруженных израильских юношей, а за ними гарнизона израильского (ст. 19), после кратковременного боя (ст. 20: поражал каждый противника своего; LXX слав. добавляют здесь: κα δεευτρωσεν καστος τν παρ αετου, «и удвои кийждо противнаго себе»), победа осталась за израильтянами, и вышедший теперь Ахав довершил победу (ст. 21). 3Цар.20:22 .  И подошел пророк к царю Израильскому и сказал ему: пойди, укрепись, и знай и смотри, что тебе делать, ибо по прошествии года царь Сирийский опять пойдет против тебя. 3Цар.20:23 .  Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, [а не Бог долин,] поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их. 3Цар.20:24 .  Итак вот что сделай: удали царей, каждого с места его, и вместо них поставь областеначальников; 3Цар.20:25 .  и набери себе войска столько, сколько пало у тебя, и коней, сколько было коней, и колесниц, сколько было колесниц; и сразимся с ними на равнине, и тогда верно одолеем их. И послушался он голоса их и сделал так. Сейчас после победы над сирийцами к Ахаву является снова тот же пророк (стих 22 ср. 13; во втором случае «нави»(«пророк») имеет при себе артикль) и, предостерегая его от беспечности, убеждает быть готовым к новому нашествию царя сирийского «по прошествии года», евр.: литшуват га-шана, LXX: πιοτρφοντας ενιυτο, слав.: «преходящу лету» – вероятно, весною «когда цари выходят на войну» ( 1Пар.20:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . Еще более неточностей и запутанности примечается в известиях о царе Дарии Гистаспе. Например, о нем рассказывается, будто он еще в первый день восшествия на престол, дал обещание Богу построить Иерусалим 990 . Если бы это было так, то к чему нужно было Дарию, не дольше, как во второй год своего царствования, отыскивать старинный указ Киров, чтобы на основании его разрешить Иудеям строить храм Иерусалимский 991 ? А где же его собственное царское обещание, и неужели в столь короткое время он позабыл его? Еще рассказывается о Дарии, что, отпуская Зоровавеля (это был он, по известию 2-й книги Ездры, тот счастливый мудрец – телохранитель, который удостоился необыкновенной царской награды за решение вопроса «что всего сильнее») в Иерусалим, «…царь Дарий,... написал ему письма ко всем правителям и начальникам областей, и военачальникам, и сатрапам, чтоб они пропустили его и с ним – всех, идущих строить Иерусалим. Также, писал письма ко всем местным начальникам Келесирии и Финикии и находящимся на Ливане, чтобы привозили с Ливана в Иерусалим кедровые дерева, и помогали ему строить город» 992 . После этого известия, странным может представляться, почему, когда действительно начались в Иерусалиме постройки города и храма, то те же правители Сирии и Финикии спрашивают Зоровавеля: « с чьего разрешения строите вы сей дом и сей кров, и все прочее совершаете? » 993 . Странно, как Зоровавель не предъявил им Дариева указа, весьма недавнего, а предпочел ждать, пока, по письму Сирийских правителей в Екбатанах отыскан будет древний указ Киров 994 ? Еще более странно, что Дарий, как бы, не признавая никакой силы за своим недавним указом, приказал искать в книгохранилищах указ Киров, разрешавший Иудеям Иерусалимские постройки, и лишь по отыскании этого указа, издает от себя новый указ в том же смысле 995 . Не открывается ли из всего этого, что первый указ Дариев есть произвольная и неверная прибавка автора 2-й книги Ездры? В-третьих, о Дарии говорится, будто бы, он освободил Евреев от всяких общественных податей 996 , между тем, как, по достоверному известию книги Неемии, именно в его царствование возник между недостаточными классами Евреев ропот на тяжесть казенных податей и государственных налогов 997 . Должно приметить и то, что, рассказывая о Дарии, как он озаботился отысканием Кирова указа – по представлению Сирийских и Финикийских правителей, писатель 2-й книги Ездры пичего не говорит о Заречных, т. е. заевфратских областеначальниках, которые, собственно, и делали представление или донесение Дарию, по известию 1-й книги Ездры 998 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

3Цар. 15:25–30, 16–22 ; 2Пар. 16:1–10 Другим неприятелем Асы был царь Израильский. Преемник Иеровоама, Нават во всем подражал нечестию своего отца и на втором году своего царствования, во время осады филнстимского города Гавефона, был изменнически убит Ваасою, из колена Иссахарова, который, истребивши весь дом Иеровоамов, воцарился над Израилем в третьем году царствования Асы и царствовал в Ферсе до двадцать шестого года Асы. Вааса начал свои враждебные действия против Иудеи тем, что вздумал угрожать всякому движению, какое могли бы предпринять Иудеи из своей столицы. С этою целию он вошел в пределы Иудейского царства, занял Раму, город Вениаминова колена, лежавший на север от Иерусалима в расстоянии одной мили, и стал укреплять его. Тогда Аса собрал все серебро и золото, какое нашлось во храме и во дворце, и отправил в Дамаск к Бенададу, царю Сирийскому, с просьбою остановить покушения Ваасы против Иудеи. Бенадад послал войско против Ваасы, которое и начало опустошать северные пределы Израильского царства. Вааса должен был оставить Раму и возвратился в Ферсу, Аса же собрал всех Иудеев, и велел им разобрать камни и лес из Рамы, и перенести в ближайшие в Иерусалиму города, в Гиву Вениаминову и в Массиву, которые с помощию готового строительного материала и обратились в крепости. В зто время пришел к нему пророк Ананий и сказал: «так как ты надеялся на царя Сирийского, а не возложил упования на Господа Бога твоего: то воинство царя Сирийского (которое Бог предал бы тебе) спаслось от рук твоих. (Вспомни), какую страшную силу составляли Ефиопляне и Ливийцы со множеством колесниц и всадников; но так как ты уповал на Господа, Он предал их в руки твои. А теперь ты безрассудно поступил: за то с этих пор постоянно будет война против тебя». Аса разгневался на пророка и заключил его в темницу; в это же время он обнаружил жестокость свою и к другим из своих подданных. 3Цар. 16:32–16:28 Исполнителем суда Божия вод Асою был Вааса, который снова поднял оружие против Иудеи и вел войну до конца своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощим. (Будет в той день помрачение славы Иаковли, и тучная славы его потрясутся). В день непременно будущей, позорной погибели Дамаска и Самарии от разрушительной руки сильнейшего завоевателя сокрушится гордость и государственная слава Израильского царства и «тучное тело» его – сама страна, столь богатая пастбищами, виноградниками и пшеницей, «потрясется» и разрушится, обезлюдеет и запустеет. 5–6. То же будет, что по собрании хлеба жнецом, когда рука его пожнет колосья, и когда соберут колосья в долине Рефаимской. И останутся у него, как бывает при обивании маслин, две-три ягоды на самой вершине, или четыре-пять на плодоносных ветвях, говорит Господь, Бог Израилев. (И будет, якоже аще кто собирает жатву стоящую, и семя класов пожинает: и будет, якоже аще кто собирает класы в дебри тверде. И останется в ней стеблие, или аки зерна маслична две или три на версе высоце, или четыре или пять на ветвии ея останут: сия глаголет Господь Бог Израилев). Царство – что нива. На ниве, после пожатия серпом и собрания хлеба жнецом, остается немного колосьев, да и те или собираются бедными, не имеющими своей жатвы, или выклевываются птицами, или тлеют в осенние ливни. Так это происходило в долине Рефаимов (т.е. исполинов), где обыкновенно богатая жатва снималась особенно тщательно 31 . Подобно тому бывает и в царстве, после опустошительного нашествия неприятельского войска, когда одна часть населения истребляется мечом и копьем врагов, другая забирается, связывается и отводится в плен, остальная – слабейшая и худшая – погибает среди всякого рода бедствий и лишений в опустошенном отечестве. То же будет с Дамаском и Сирией, с царством Израильским и Самарией. И такая жатва меча и копья будет особенно богата на пространстве этих гордых и могущественных царств. Масличное дерево, одно из плодоноснейших, весьма распространенное в земле Израильской, обыкновенно, давало большой сбор плодов; когда своевременно и тщательно хозяин обивал маслины, тогда оставались на дереве два или три плода из них и те – разве потому только, что их нельзя было достать и сбить или потому, что они были еще зелены и негодны. Подобно тому, и при опустошении союзных царств, Израильского и Сирийского, их страны обезлюдеют: могучая рука завоевателя потрясет все твердыни этих царств, выбьет войска из всех крепостей, выведет народ из всех городов и не коснется разве только тех, кто, спасаясь бегством, скроется на вершинах недоступных скал, или, оставаясь в городе, окажется незначительным и ненужным для целей победителя (ср.гл.28:4).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010