Глава 7 1–9. Встреча Исаии с иудейским царем Ахазом и пророчество его о судьбе Сирийского и Израильского царства. 10–25. Знамение, данное пророком дому Давидову и предсказание бедственной судьбы Иудейского государства Ис.7:1–9 . В царствование Ахаза, царя иудейского, Иерусалиму стали угрожать заключившие между собою союз цари сирийский и израильский. В Иерусалиме началась деятельная подготовка к предстоящей осаде, так как нападение соединенных войск представлялось царю и иерусалимским гражданам очень опасным. В это время выступает перед царем со словом ободрения пророк Исаия и указывает на бессилие сообщников причинить серьезный вред Иудее и на ожидающую их скоро погибель. Ис.7:1 . И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израиль­ский, по­шли про­тив Иерусалима, чтобы завое­вать его, но не могли завое­вать. Ис.7:2 . И было воз­вещено дому Давидову и ска­за­но: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблют­ся от ветра дерева в лесу. Еще в последние годы Иоафама, Факей, царь израильский, и Рецин, царь сирийский, начали совместные враждебные действия против царства Иудейского ( 4Цар.15:37 ). В начале царствования Ахаза (около 735 г.) опасность для Иудейского царства со стороны этих царей стала еще больше, потому что сирийцы и израильтяне уже направлялись прямо на Иерусалим. Целью их при этом, по всей вероятности, было то, чтобы обязать иудейского царя присоединиться к той коалиции, какую маленькие государства Сирии, поддерживаемые Египтом, образовали против царя ассирийского, в то время уже угрожавшего подчинить себе всю Сирию. Союзники, вероятно, и хотели свергнуть не сочувствовавшего их замыслам Ахаза с иудейского престола и поставить на его место какого-то сына Тавеилова. В особенности испугался весь дом Давида, когда получено было известие, что сирийцы (уже прошедшие восточную Палестину и заключившие договор с идумеянами и другими южными народами, завладевшие притом Еланитской гаванью Чермного моря 4Цар.16:6 ) поднялись по берегу Средиземного моря к северу, в область царства Израильского, и здесь стали лагерем, угрожая Иерусалиму.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8. О кратком мире, который был в сирийских областях в течение 3 лет, о походе персидского царя в ромейскую землю, в Армению и Каппадокию После всего того, что случилось, мир в сирийских областях длился 3 года, причем за эти годы выплатили 3 кентенария. В Армении же война шла с двух сторон. Относительно причины, почему персидские армяне предали себя ромеям, краткое сообщение мною было дано в прочих церковных историях. Теперь мы обратим нашу речь к последующему. Персидский царь был упоен гордостью оттого, что он взял Дару, и гордость эта ввела его в заблуждение. Полагаясь на то, что в сирийских областях у него не было войны, он собрал войско и доверчиво отправился в Армению, обратившись к Феодосиополю, что на границе его [Персидской] Армении, к Кесарии Каппадокийской и к прочим городам. В то время как это происходило, Феодор силентиарий был послан к нему в посольстве и увидал, что он выезжает на войну. [Царь] взял его с собою, а когда он стал просить его отпустить, он посмеялся и сказал ему: «Поезжай со мною в Армению. Отправишься со мною в Феодосиополь, будешь купаться, отдохнешь там, и тогда я отпущу тебя». Так он взял и увез его в Армению, будучи твердо уверен, что без труда войдет и возьмет город. Когда ромейские войска узнали об этом, несмотря на то что они трепетали перед именем царя, они хорошо приготовились против него. Когда он увидал эти мощные войска, он очень обеспокоился, так как говорили, что их было более 120 тысяч. Они его удерживали и готовились к бою с ним, а он испугался, повернул от них [в сторону] и отправился против другого города. Но и туда они направились против него, нагнали и прогнали его оттуда. Испытав его войска, они считали себя гораздо сильнее его и презирали его. После того как он увидал, что ничего не выходит соответственно его желанию, он отправился на северную гору, в направлении к Каппадокии, чтобы прийти и покорить Кесарию. Когда ромейские войска увидали это, они выступили против него и опередили его и в Каппадокии. Они выстроились против него и удерживали его на Каппадокийских горах, препятствовали, не давая ему пройти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 8. Скорое уничтожение заговора союзных царей, Израильского и Сирийского, против Иудеи 1. И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Магер-шелал-хаш-баз. (И рече Господь ко мне: приими себе свиток нов велик и напиши в нем писалом человчим, еже скоро плнение сотворити корыстей, приспе бо). Пророчество о рождении Еммануила от Девы, произнесенное пред Ахазом, как знамение того, что царский род Давида не прекратится до пришествия Сына Божия, не успокаивало царя, потому что он исполнения пророчества не видел и пророку не верил. Но страшился нападения врагов не один царь Ахаз, а и народ (гл.7:2) Нужно было успокоить и утешить народ. С целью такого утешения Господь дает ему через Исаию новое знаменательное откровение о скором падении царства союзников Расина и Факея. Господь повелевает пророку Исаии взять свиток, потому что откровение должно быть записано; свиток должен быть велик, для того, чтобы на нем можно было свободно и отчетливо писать; на свитке должно писать обыкновенным орудием человеческого письма, как обыкновенно пишут люди, и не загадочными символическими священными знаками, иероглифами (как писали египетские жрецы), а понятно для всех, и не тайно, а при свидетелях, как обыкновенно в народе писались разные условия 19 . Так нужно было написать слова: Магер-шелал-Хаш-баз, что значит: «спешит-грабеж-ускоряет-добыча.» Эти слова, написанные пророком при свидетелях, общепонятно и на большом свитке, как слова важные и священные, были кратки, но много содержательны: они заключали в себе приговор суда Божия или судьбу относительно трех царств: Сирийского, Израильского и Иудейского, ставшего в столь загадочное отношение к тем двум (см.гл.7). 2. И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина. (И свидетели мне сотвори верны человеки, Урию иереа и Захарию сына Варахиина). Обыкновенно, истинность обещания, условия, приговора всегда в народе утверждалась при двух или трех свидетелях. Соответственно этому обыкновению в народе, и пророк берет двух свидетелей достоверных, одного священника и уже по священству честного человека, другого Захарию, вероятно, богобоязненного старейшину, как известных всем своей беспристрастной рассудительностью. Они избраны засвидетельствовать, что пророк Исаия именно от лица Господа произнес и написал на свитке те знаменательные слова, которым в будущем надлежало исполниться в действительности. При таком засвидетельствовании, неисполнение написанных слов обличало бы пророка, как лжеца, и угрожало бы ему гневом царя и презрением народа; а исполнение оных доказывало бы, что эти слова действительно внушены Тем, Кто знает будущее и предопределяет судьбы людей, царей и царств. Если же исполнится это пророчество, то тем основательнее должно будет веровать в исполнение и еще более знаменательного пророчества о продолжении царственного рода Давида до рождения Сына Божия (гл.7:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

И они пришли и поклонились Ему, повешенному на древе, и многие из них восстали. И они сияли Его с древа, и муж некий, исполненный истины, Иосиф-советник, завернул Его в кусок полотна и положил Его в гробницу. (См. Мф. 27 и пар. места Диатес., гл. 51–52.) И в день третий восстал из дома мертвых, и мы увидели Его, и Он говорил с нами. И мы ели с Ним хлеб. И осязали мы, и уверовали мы, и утверждаем мы, что был Он Слово, Которое стало плотью и жило среди пас. (Ср. Ин. I, 14 , Диатес., гл. 3.) И Он вознесся на небо и воссел одесную Отца Своего. И Он дал нам власть даровать жизнь и блага всякому, кто уверует во имя Его. И Он сказал нам: “Идите, учите и крестите их. все народы, во имя Отца, и Сына, и Духа Святого. Всякий, кто уверует и крестится, будет спасен”. – “История Иоханнана апостола, сыпи Зеведеева”. Цит. по: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 318 – 319. 218 Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви, II. С. 241. 219 Профессор архимандрит Киприан. Патрология. С. 21. 220 Проф. В. В. Болотов. Лекции но истории древней Церкви, II. С. 241. 221 “…То, что увидел Пилат… дал знать кесарю и синклиту почетному вашему… И знаете вы, что не мог Пилат написать Величеству о том, что не имело место и чего он не видел глазами своими, но то, что имело место и свершилось в деяниях, то он описал и сделал известным. Свидетели же те, которые были там, и те, «сто охраняли гробницу, были как мертвые, и когда они были допрошены Пилатом, те стражники свидетельствовали пред ним, какой выкуп дали главы священников иудейских, дабы они сказали, что мы, ученики Его, выкрали тело Христа.” См.: Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. С. 375–370. “Учение Симона Кифы в Риме городе” (апокрифическое повествование из сирийской рукописи VI века). 222 Апология, I, 35, 48. 223 Апология, 24, 24. 224 Константин фон Тишендорф – собиратель и исследователь древнейших рукописей. Наиболее известен находкой Синайского кодекса в 1872 г.

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

К несчастию, на этот раз Аса поколебался в своем уповании на Бога и не только призвал к себе в союзники Венадада, царя сирийского, но и купил его союз дорогою ценою сокровищ храма Господня и своего дворца. Хотя, благодаря этому союзу, нашествие Ваасы было с успехом отражено, но сам Аса должен был выслушать строгий укор за свой грех от пророка Анании, который смело укорил его за измену заключенному им завету, – за то, что «он понадеялся на царя сирийского и не уповал на Господа», чем преградил себе возможность покорения самого царства Сирийского. Но раз свернув с правого пути, человек легко переходит от одного греха к другому. Аса не только не раскаялся в своем грехе, но «разгневался на прозорливца и заключил его в темницу, так как за этот укор был в раздражении на него». Вместе с тем, он начал притеснять и некоторых других лиц из народа в то время. В этом уклонении от долга справедливости его постигла на 39 году царствования тяжкая болезнь ног, которая, развиваясь постепенно, «поднялась до верхних частей тела, но он и в болезни своей взыскал не Господа, а врачей». На 41-м году своего царствования он умер и с царскою торжественностью погребен был в городе Давидовом, в заранее приготовленной им себе гробнице. Несмотря на прегрешения последних лет своего царствования, он оставил по себе добрую память в народе, который и выразил ему свое почтение сожжением в честь его праха великого множества благовоний и умащением его дорогими искусственными мастями. Благословение Божие на нем сказалось в самой продолжительности его царствования, во время которого он был современником восьми быстро сменявшихся нечестивых царей царства Израильского. Преемником его был сын его Иосафат, который вступил на престол 35 лет от роду и царствовал 25 лет 220 . Вместе с престолом он наследовал от отца своего лучшие начала первой половины его царствования и обладал всеми качествами, которые делали его подобным Давиду, бывшему для него высшим образом. При нем царство Иудейское достигло высокой степени процветания и могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

К сожалению, политический процесс до настоящего времени не привел к облегчению участи невинных людей, и им необходима военная защита. Поэтому, когда Российская Федерация приняла ответственное решение об использовании вооруженных сил для защиты сирийского народа от произвола террористов, Русская Церковь, как и другие традиционные религиозные объединения нашей страны, поддержала это решение. Но здесь важно отметить, что участие российских войск в установлении мира на сирийской земле не может быть названо интервенцией, так как оно не нарушает суверенитет сирийского государства, по просьбе которого и оказана военная помощь, и не предусматривает насильственную смену законно избранного народом правительства. Что касается нерешительной и даже двойственной позиции христианского Запада в отношении сирийского и иных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке, то она в немалой степени объясняется тем, что современное западное общество все более удаляется от своих христианских корней и сегодня вполне заслуженно именуется постхристианским, то есть «преодолевшим» христианский этап своей истории. Процесс секуляризации привел к тому, что большинство европейцев уже не соотносят свою жизнь с Евангелием и руководствуются светскими стандартами «общества потребления». Христиане, стремящиеся следовать заповедям нашего Спасителя, стали, увы, меньшинством в некогда христианнейших государствах. — Не могли  бы Вы прокомментировать статьи в некоторых московских изданиях (например, в «Независимой газете»), в которых  говорят: «Звать в бой должны  генералы, а не служители Бога». В таких статьях критикуют не только руководство Русской Православной Церкви, но и мусульманских деятелей России, которые одобрили действия руководства страны. — Верующие в России привыкли к необоснованной и тенденциозной критике в свой адрес со страниц изданий, которые без всякого на то основания называют себя либеральными, а на самом деле не отстаивают свободу, но насильственно насаждают в общественном мнении единомыслие по всем вопросам, будь то политика, экономика, история, нравственность. Нас утешают и укрепляют слова Спасителя: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Лк. 12:32; Ин. 15:18-20).

http://patriarchia.ru/db/text/4349485.ht...

Но этого мало было ревностному идолослужителю Ахазу; он служил и Молоху, ибо говорится, что Ахаз «совершал курения на долине сынов Еннона, и проводил сыновей своих чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» ( 2Пар. 28, 3 ). В долине сынов Еннона, близ Иерусалима, на нарочито устроенной здесь насыпи (Тофет) стояла огромная медная статуя идола Молоха с головою быка, с распростертыми руками, на которые клали живых детей, и они, скатившись в пасть идола, сожигались в его внутренности. Другою принадлежностью служения сему идолу было проведение, или очищение, детей чрез огонь, так как огонь издревле считался очистительным средством. Может быть, царь Ахаз только проводил чрез огонь своих детей, служа Молоху, а другие приносили человеческие жертвы: «закалали детей своих в долинах, в расселинах скал», как обличал иудеев св. пророк Исаия, современник Михея, и после обличал другой великий пророк, св. Иеремия. «Построили, – говорит последний об иудеях, – курганы Тофета, что в долине сынов Еннона, для сожигания сынов своих и дочерей своих на огне» ( Иер. 7, 31 ; Сн. Иез. 16, 21 ; Пс. 105, 37 ). «Даже в тесное для себя время (когда поражали сирийцы и идумеяне), – говорит свящ. писатель, – Ахаз продолжал беззаконно поступать пред Господом; он, царь Ахаз, приносил жертвы богам дамасским (сирийским), думая, что они поражали его, и говорил: боги царей сирийских помогают им (царям сирийским). принесу я жертвы им, и они помогут мне, но они были на падение ему (Ахазу) и всему Израилю» ( 2Пар. 28: 22, 23 ). Дамасские, или сирийские, боги, о которых здесь говорится, были неизбежные Ваал и Астарта, Аммас (Хамос), Адон (Адонис) и Фаммуз – общие Сирии, Финикии и Палестине, но были и соб­ственно местные сирийские, например Дорцето. «Не без основания, – говорит вышеприведенный писатель, – в книгах Ветхого Завета сирийские богослужебные обряды названы мерзостями; ни один из них не обходился без сцен, способных возмутить самого закоренелого циника».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Один из сановников, самый приближенный к царю, на руку которого царь опирался, сказал на это Елиссею: — Если бы даже Господь отверз небеса, и тогда не будет того, что ты говоришь. Святой Елиссей отвечал ему: — Вот ты сам увидишь это своими очами, но не вкусишь от хлеба того. Успокоившись немного, царь ушел в свою палатку. И вот ночью, когда святой Елиссей молился ко Господу Богу об освобождении города, Бог наслал великое смятение на войско сирийское: сириянам послышался большой шум от оружия и ржания коней, как бы от большого собравшегося войска, и они порешили между собой, что это цари хеттейский и египетский, нанятые царем израильским, пришли к нему на помощь со своими войсками. — Бежим отсюда, бежим! — кричали они в великом страхе. И ночью вместе с царем своим побежали обратно, оставив на месте свои палатки, коней, ослов и все, что было у них в стане, спасая лишь только свою жизнь. В эту же ночь около городских ворот сидели четверо прокаженных, которые, рассуждая друг с другом, говорили: «Зачем мы здесь сидим, ожидая смерти? Если в город пойдем, то умрем от голода, а, оставаясь здесь, также умрем; не пойти ли нам в сирийский стан и если не пощадят нас, то лучше умереть от меча, чем терпеть невыносимые муки от голода». И, согласившись, встали и пошли в сирийский стан, покрытый еще ночным мраком. Войдя в стан, они не нашли ни одного человека и, пройдя до середины стана и никого не видя, много дивились этому. Они вошли в одну из палаток, и ели, и пили, взяли из нее серебро, и золото, и одежды и, отойдя, скрыли. Возвратившись, они вошли в другую палатку и взяли из нее все, что хотели и сколько могли унести, и опять скрыли. После сего они начали совещаться, говоря: «Нехорошо мы делаем; настоящий день — день радостной вести, а мы молчим: и если останемся здесь до рассвета, то будем повинны в большом грехе; посему поспешим к городу и известим царский двор». Они поспешили к городу и, подойдя к воротам городским, сказали стражам: «Мы ходили в стан сирийский и не видели там ни одного человека, и не слыхали даже голоса человеческого; только кони на привязи и ослы остались там, также и шатры стоят на своих местах, наполненные богатством».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Так Бог прямо посоветовал Б256 Илии не слишком гневаться на народ, терпящий справедливый недостаток, и не быть бесчеловечным и немилостивым (в сравнении с) человеколюбием и помощью чадоненавидящей птицы: ведь она питает тебя по Моему повелению, ты же, поддавшись гневу, презрел праведность человеколюбия. -И Глава 77 А после Ахава царствовал Охозия, сын его (850–849), и сделал злое перед Богом, – и, упав с высоты дома своего и заболев, умер, процарствовав два года ( 4Цар. 1:2:17 )./116б Глава 78 А после Охозии царствовал Иорам, брат его (849–842), и сделал злое перед Богом, и убит был , и умер, процарствовав 12 лет. Он покорил Месу, царя моавского, и брал с него дани ежегодно ягнят 100 тысяч и поросят 100 тысяч ( 4Цар. 3:4 ). При нем вознесся великий Илия ( 4Цар. 2:11 ). И пришел царь сирийский, и сел вокруг Самарии, и был голод великий, так что продавалась голова ослиная за 30 сребреников. И проходил Иорам по города, и какая-то женщина возопила к нему: – Спаси, господи(н) царь. И сказал в ответ: – Если не спасет тебя Господь, Б257 с чего я спасу тебя ? От гумна ли, от виноградного ли точила? И сказала женщина: – Нет, царь, но вот эта женщина сказала мне: дай мне сына твоего, и съедим его сегодня, а моего сына – завтра. И, сварив, вчера съели его, a сегодня она сына своего спрятала. Услышав такое, царь разодрал одежды свои, и увидел народ/116в вретище на теле его изнутри. И, отвечая, сказал: – Так пусть сделает мне Бог и так пусть прибавит, если останется голова Елисеева сегодня на нем. И послал своего доверенного ( 4Цар. 6:24–32 ), и сказал ему пророк: – Так говорит Господь: завтра в этот час мера семидала (будет) на четыре медника и меры ячменя на четыре у ворот города Самарии. И сказал тристат: – Если хляби небесные Господь, и не будет так. Елисей же сказал: – Вот увидишь глазами своими и не поешь от того ( 4Цар. 7:1–2 ). И четыре мужа И181 прокаженных, у ворот городских сидевшие, не стерпев голода, решили пойти к противникам. И, встав ночью, вошли в стан сирийский. И вот не осталось там ни (одного) мужа, потому что Господь сделал (так, что) в стане сирийском услышали звук колесниц, и конский топот,/116г и (шум) большого войска. И бежали в ночи, бросив все. И когда прокаженные рассказали об этом в городе, послал царь узнать, правду ли они сказали. И шли по следу царя сирийского до самого Иордана. И вот, весь Б258 путь полон одеждой и утварью, которые бросили сирийцы в ужасе своем. И когда возвратились посланные, вышел весь народ города того и разграбил стан сирийский. И была мера семидала по четыре медника и меры ячменя по четыре медника, по слову Господню. А тристата, которого царь поставил у ворот, затоптал его народ, и умер, не поев от пшеницы, по слову пророка ( 4Цар. 7:3–20 )./117а

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трудно понять, как Иосафат, – настоявший на том, чтобы Ахав послал за истинным пророком Господним, – не послушался указаний Михея и не отказался следовать в поход за Ахавом. Надобно предположить, что он не посмел отказаться от необдуманно им данного на пиршестве при всем дворе обещания (3 Ц. XXII, 4; 2Nap. XVIII, 3 ), и если пошел, то с уверенности, что они потерпят поражение. Мы прибавим, что когда Иосафат после смерти Ахава возвратился в Иерусалим, то Иуй прозорливец, сын Анания, по повелению Божию упрекал его в том, что он помогал нечестивцу Ахаву, и объявил ему гнев Господень, хотя он прибавил: «впрочем и доброе найдено в тебе» ( 2Nap. XIX, 2–3 ). Известно, что Иосафат «истребил кумиры в земле Иудейской и расположил сердце свое к тому, чтобы взыскать Бога» 854 . И пошли цари Израиля и Иуды во главе войск своих на Рамоф Галаадский. Когда они остановились станом в стране 3аиорданской против войска, которое вывел Венадад Сирийский, чтобы защищать Рамоф, – то по-видимому Ахав получил тайное известие лазутчиков, что «Сирийский царь повелел начальникам колесниц, которых (начальников) у него было тридцать два, сказав: не сражайтесь ни с малым, ни с великим, а только с одним царем Израильским» (3 Ц. XXII, 31). Получение этого известия тайным путем и объясняет ст. 30. «И сказал царь Израильский Иосафату: я переоденусь и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды. И переоделся царь Израильский и вступил в сражение». Мы с другими комментаторами признаем, что стих 31-й означает, что Венадад Сирийский отдал приказание своим колесницам, – которые в то время заменяли кавалерию, – чтобы они во что бы то ни стало старались взять в плен царя Израильского 855 . Очевидно, что Венадад не забыл то унижение, – которое он испытал под Афеком, выпрашивая себе жизнь и свободу у Ахава, – и желал взять Ахава живого в плен, чтобы отплатить ему подобным же унижением. Вследствие данного Венададом своим колесницам приказания начальники их, усматривая сзади войск человека, одетого в царские одежды, производят колесницами сильную атаку, прорывающую линию Израиля. Убедившись однако, что бегущий от них на колеснице царь – не Ахав, они не рискуют продолжать атаку и спешат выйти из опасного положения, «поворотив», как говорит текст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010