Татиан Ассириец    Этот ученик св. Иустина Философа не дал ничего интересного в области антропологии. Он во многом повторяет своего учителя буквально, часто перефразирует и почти не самостоятелен. Всегда при чтении его «Речи против эллинов» больше чувствуется его озлобленность варвара против утонченного аристократизма культурной нации, чем творческий пафос и стремление самому вникнуть в глубины откровений и вопрошать. Он диаметрально противоположен своему учителю по умонастроению и это проявляется во всем стиле думать и защищать христианство.    Для уяснения его взгляда на человека интересно обратиться к его космологическим воззрениям. Он, решительно восставая против учения о совечности Богу материи, понимает мир, как состоящий из материи и духа, причем этот дух воспринимается им, как нечто вещественное, в чем нельзя не усмотреть стоического влияния. Дух этот он видит всюду: «Дух есть в звездах, в ангелах, в растениях, в водах, в людях, в животных, и хотя он один и тот же, но он имеет в себе различия. В космологии его чувствуется некоторый привкус дуализма: он различает два вида вещества, Худшее и лучшее. Это объясняет его уклон в энкратизм. В нем чувствуется как бы предвозвестник будущего сирийского направления монашества.    В учении о человеке Татиан высказывает следующие идеи. Человек есть «образ бессмертия Божия» и создан, чтобы быть бессмертным. До создания человека были созданы ангелы. Каждый из этих видов творения создан свободным, не будучи по естеству добр, что свойственно только одному Богу. Характерен его моралистический взгляд даже и на само Божество. У людей есть свобода выбора, свобода воли. В грехопадении человек, воспротивившись Божиему закону, последовал за сатаною. Будучи создан, как образ Божий, образ Его бессмертия, человек, по отделении от него духа, стал смертным.    Бог бессмертен, а человек, получив «частицу Бога», получил также вместе с этим и бессмертие. «Душа сама по себе не бессмертна, мужи эллины. Она смертна, но она может и не умереть. Если она не знает истины, то и умирает вместе с телом, и оживает только вместе с воскресением тела. В человеке есть и Дух Божий, Который соединен с душею».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Горячую линию» для родителей детей, которых вербует ИГИЛ, откроют в Общественной палате 6 июля, 2015. Новостная служба В Московской службе психологической помощи населению, за последний месяц из двух семей поступили обращения, связанные с темой ИГИЛ. 6 июля. ПРАВМИР. «Горячую линию» для родителей, которые подозревают, что их детей вербует ИГИЛ, планируют открыть в Общественной палате. Для родителей также разработают специальную памятку по поведению в подобных ситуациях Обеспокоенные проблемой вербовщиков ИГИЛ граждане стали звонить на телефон службы доверия Федеральной службы безопасности (ФСБ) и в Московскую  службу психологической помощи населению, — сообщает газета «Известия» . Как рассказал сотрудник телефона доверия ФСБ РФ, если поступают обращения от родителей, которые обеспокоены тем, что их дети могут попасть под влияние вербовщиков ИГИЛ, «информация докладывается по дальнейшим инстанциям, которые занимается вопросами борьбы с терроризмом». В Московской службе психологической помощи населению, за последний месяц от двух семей поступили обращения, связанные с темой ИГИЛ. Член Общественной палаты, председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина сообщила, что организация откроет «горячую линию» по проблеме ИГИЛ. Студентка МГУ Варя Караулова пропала 27 мая . По основной версии следствия, Варю завербовали исламисты организации ИГИЛ и переправили в Турцию. 5 июня Варя нашлась — была задержана при попытке пересечь турецко-сирийскую границу. Сейчас Варвара вернулась в Москву. Она сожалеет о своем поступке и планирует продолжить учебу. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 28 марта, 2016 28 марта, 2016 5 июня, 2015 11 июня, 2015 12 июня, 2015 4 мая, 2018 23 декабря, 2016

http://pravmir.ru/goryachuyu-liniyu-dlya...

Варвара Караулова: Я уже достаточно наказана и мечтаю искупить свою вину 21 декабря, 2016. Новостная служба Обвиняемая выступила в суде с последним словом 21 декабря. ПРАВМИР. Бывшая студентка МГУ Александра Иванова (Варвара Караулова), которую обвиняют в попытке присоединиться к террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ), в своем последнем слове перед приговором попросила суд о снисхождении и заявила, что хочет искупить вину. «Я все осознала, когда оказалась на границе в миграционном центре. Все это было большой ошибкой. Я хочу оставить это в прошлом, не хочу остаться в глазах близких шахидкой и террористкой. Мне кажется, я уже достаточно наказана и мечтаю искупить свою вину», — сказала она на заседании Московского окружного военного суда, передает «Интерфакс». Девушка также попросила прощения у родителей за свой побег из дома. «Я всегда была правильной, у всех в 13-14 подростковый бунт, а у меня сейчас. Обычно люди поздно понимают, насколько сильно любят своих родителей», — сказала она. Она также принесла извинения спецслужбам и всем, кто ей помогал. Она добавила, что искала решение в человеке, который ее унижал и врал ей: «Я с ним общалась, потому что его любила, а не потому, что он член какой-то экстремистской организации. Это любовь была больная и неадекватная». Варвара Караулова также выразила уверенность в том, что экстремисты извратили ислам. По ее мнению, большинство мусульман ненавидят «игиловских трусов и убийц ещё больше, чем все остальные». Дело против Варвары Карауловой возбуждено по статье «Приготовление к участию в деятельности террористической организации». В мае 2015 года девушка, тогда еще студентка философского факультета МГУ, уехала из Москвы, никого при этом не предупредив. Позже ее задержали на турецко-сирийской границе. Правоохранительные органы в Москве отпустили ее после допроса. Летом, как объяснили адвокаты, «из-за пристального внимания СМИ и желания начать новую жизнь» девушка сменила имя на Александру Иванову. В октябре 2015 года ее арестовали. По версии следствия, она не перестала общаться со своими вербовщиками после возвращения домой. Прокурор запросил для нее пять лет лишения свободы.

http://pravmir.ru/varvara-karaulova-ya-u...

Сумбурно, на эмоциях, чего просила, сама не знала, только в ту же ночь увидела образ Божьей Матери «Призри на смирение» – необыкновенной красоты, в сиянии алмазов, причем сам лик был как живой, и веяло от него нечто такое, что в жизни ни до, ни после Варвара не видела. Подумалось еще: если такой образ, то какой же красоты должна быть Та, с Которой его писали. Под сильнейшим впечатлением Варвара бродила добрый месяц и пришла за разъяснением к отцу Филарету, пересказала сон в подробностях и стала ждать вердикта, как ей жить дальше. Батюшка только улыбнулся и сказал расплывчато: – Призывает тебя Матерь Божия. А куда и как, уточнять не стал. Жизнь сама покажет. Варвара сунулась в сарай, к козам. Там было все без происшествий. Потом вернулась в хибарку. Застала Елену и Элисо за беседой. – Очень боюсь, что они разведутся, – говорила Элисо. – Тогда совсем Махо сорвется. Без семьи не сможет. Венчанный брак развалить по собственной вине – его ж потом вообще снесет. Мало ли на нашем роду висит. Они грешат, аборты делают, а я уже не могу столько молиться. На себя сил нет. – А ты обращайся к его покровителю, преподобному Малху Сирийскому. – посоветовала Елена. – Вот я вам сейчас его житие прочитаю. И сняла с полки объемистый том Димитрия Ростовского. Пролистала и быстро нашла нужное место. «Преподобный Малх был единственным сыном земледельца, жившего неподалеку от Антиохии Сирийской. По достижении совершеннолетия родители стали принуждать его жениться, но Малх тайно удалился из родительского дома и принял монашеский постриг в одном из монастырей, где проходил послушание в течение многих лет. Узнав о смерти своего отца, он решил посетить овдовевшую мать. Игумен обители не благословил намерение инока, однако Малх ослушался и, присоединившись к группе путников, направился в родные места. В пути на них напали сарацины, всех взяли в плен и обратили в рабов. Хозяин Малха принудил его жениться на одной из рабынь. Святой Малх, по взаимному согласию с женой, сохранил обет целомудрия. Со своей духовной супругой он бежал из плена. Хозяин преследовал их, но беглецы укрылись в пещере, оказавшейся логовом львицы. Львица не тронула беглецов, но растерзала преследователей. Святой Малх, исполняя просьбу жены, отправил ее в женский монастырь, а сам возвратился в свою обитель. Игумена он уже не застал в живых. Никогда больше преподобный Малх не покидал стен обители. Он часто рассказывал в назидание монахам о своих злоключениях, происшедших от непослушания. До конца своей жизни преподобный Малх смиренно подвизался в монастыре, где мирно скончался (IV)».

http://pravoslavie.ru/130477.html

" Прославившие Творца " декабря 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию на Леушинском подворье " Мы вспоминаем сегодня великомученицу Варвару и преподобного Иоанна Дамаскина , - сказал владыка в проповеди. - Варвара воспитывалась в языческой семье, отец ее был ярым язычником, поэтому христианского воспитания получить не могла. Она сама пришла к богопознанию через созерцание природы. Эта книга Божия открыта для всех, грамотных и неграмотных. В природе везде можно увидеть след Божий. Человек идет по снегу и оставляет следы. Охотник в лесу по следам может понять, какие здесь прошли звери или птицы. Так неужели Господь, когда творил мир, не оставил Свой след на земле? Конечно, оставил: и в природе, и в человеке можно увидеть Творца, Вседержителя, Духа Святого. К этому пришла великомученица Варвара, а когда подружилась с девушками-христианками, узнала много о Христе. Она была завидной невестой, многие желали взять ее в жены, но она полюбила Небесного Жениха и всем отказывала. Отец принуждал ее отречься от Христа и убил за то, что она этого не сделала " . " Преподобный Иоанн Дамаскин тоже воспитывался в непростой обстановке, - продолжил архипастырь. - Он родился в христианской семье в 675 году, к тому времени мусульмане захватили Ближний Восток. Семья жила в Дамаске, в Сирии, отец Иоанна был казначеем у халифа, был обеспеченным и тратил много денег на выкуп пленников: мусульмане часто захватывали в плен христиан и требовали выкуп. Он выкупил и преподавателя для сына, который привил Иоанну интерес к знаниям, обучил всем наукам, которые в то время были. А главное - Иоанн хорошо знал Священное Писание. Для того времени его знания были энциклопедическими. Когда в Византии начались гонения на почитателей икон, он стал отправлять туда послания в их защиту. Это вызвало гнев императора Льва Исавра, который решил оклеветать Иоанна. Было составлено подложное письмо, в котором Иоанн будто бы предлагал императору помощь в завоевании сирийской столицы. Письмо и якобы ответ на него императора отправили халифу. Тот не стал разбираться и приказал отрубить Иоанну правую руку. Матерь Божия эту руку ему восстановила. Иоанн после этого ушел в монастырь Саввы Освященного. Кто там бывал, видел пещерку, в которой подвижник жил и творил великие духовные песнопения. Среди них - каноны на Рождество Христово, Богоявление, Вознесение Господне, заупокойные песнопения. Он прожил 104 года " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Громов Антон Николаевич – крестьянин деревни Арсаки. Гурий (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495–1563) – святитель, архиепископ Казанский с 1555. Гусева Татьяна – монахиня Алексеевского монастыря. Давид – пророк, царь иудейский, псалмопевец. Даниил (Разумов Дмитрий Александрович) – монах. Даниил – иеромонах Савино-Строжевского монастыря, дядя прп. Германа. Даниловы – родственники зосимовского старца Евфросина: Анастасия – сестра; Евдокия – сестра; Иосиф – брат; Олимпиада – сестра; Софья – мать. Дарвин Чарльз (1809–1882) – английский естествоиспытатель. Димитрий Федорович Касицын – протоиерей, профессор Московской Духовной академии. Дионисий (Петушков Денис Осипович; 1863 –1931) – иеросхимонах, преподобномученик. Дмитриенко В.П. – учительница. Димитрий Ростовский (1651–1709) – святитель, митрополит Ростовский и Ярославский, составитель «Житий святых». авва Дорофей (VI в.) – сирийский монах, преподобный, настоятель монастыря близ Газы; автор «Душеполезных поучений». Дунаев Михаил Иванович – двоюродный брат зосимовского послушника Евдокима. Дунаева Надежда Евдокимовна – сестра послушника Евдокима. Дурново Николай Николаевич (1876–1937) – филолог-славянист, писатель, профессор. Евдокия – монахиня. Евлогий (Смирнов; род. 1937) – архиепископ Владимирский и Суздальский. Евпраксия – духовная дочь архимандрита Никиты. Екатерина – прозорливица Печерская. Елизавета Петровна (1709–1761/62) – Императрица Российская (с 1741). Елисавета Феодоровна (1864–1918) – преподобномученица, Великая Княгиня, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия. Емельянова Евдокия Петровна – монахиня. Енафа (Ерофеева Анна Ивановна) – монахиня. Епифаний Премудрый (2-я пол. XIV в. – после 1443(?) – блаженный, ученик преподобного Сергия Радонежского, агиограф. Ерофеева Александра Петровна (родилась в 1896) – монахиня. Ефимов Иван Ефимович – издатель духовной литературы. Ефрем – священник ризничный Саввино-Сторожевского монастыря. Захарова Мария Николаевна – монахиня. Золотова Анна Ивановна. Золотова Валентина Ивановна († 2001) – монахиня Варвара.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И параллель эта лишена каких-либо национальных ограничений, а носит универсальный характер. Она обращается в другую параллель – греха и благодати, неверия и веры, независимо от иудея и эллина, варвара и скифа, раба и свободного. Кроме того, новозаветное учение об νομα воплощением чего явится антихрист, также лишено национальных применений. νομα находится везде, где господствует грех ( 1Ин.3:4 ), следовательно и у иудеев ( Рим.2:23–27 ; Деян.23:3 ; Мф.23:28 ) и особенно у язычников ( Рим.2:12 ; 1Кор.9:21 ; 2Кор.6:14 ), а также и у христиан ( 1Кор.6:7–20 ; 2Кор.12:20–13:2 и др.). Вопрос о происхождении антихриста, таким образом, не имеет существенного значения, поскольку для личности антихриста важно не его происхождение, а его деятельность. 6) Нам остается сказать несколько слов о том, под какими влияниями создалось учение ап. Павла об антихри- —58— сте. Здесь мы должны прежде всего отметить, что антихрист изображается у ап. Павла не столько как противник Христа (мы видели, что противоположение это можно проследить только внешне), а как противник Бога. Очевидно, учение это создалось на основе пророчеств ветхозаветных и пророчеств самого Иисуса Христа. Прообразами антихриста в Ветхом Завете были: царь Тирский, царь Вавилонский Навуходоносор и царь сирийский Антиох Епифан. Кроме Ветхого Завета и главным образом книги прор. Даниила на развитие Павловой эсхатологии влияли эсхатологические беседы Иисуса Христа. Слова апостола в 1Фес.5:2 : «ибо сами вы достоверно (κριβς) знаете, что день Господень так придет, как тать ночью», напоминают слова Спасителя у Мф.24:42, 43 , где внезапность и неизвестность второго пришествия Господа сравнивается также с неизвестностью и неожиданностью прихода вора ночью. Это обстоятельство дает нам полное основание думать, что ап. Павлу была известна эсхатологическая беседа Господа. Но в этой же беседе идет речь и о признаках второго пришествия. Можно думать, что и учение апостола о событиях, имеющих предшествовать явлению Господа, основывается также на учении Иисуса Христа, тем более, что сам ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К тому же история представляет нам тысячи примеров разных чудес, от святых икон истекающих. Приведу вам хоть один из разительных примеров таких чудотворений. Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллией, несколько варваров вошли из любопытства в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, увидав здесь молящегося священника перед образом Победоносца, сказал с насмешкой: «Вот безумец, доске поклоняющийся!» – и вынув из колчана стрелу, пустил в икону. Но стрела, вопреки направлению, устремилась вверх и, с силой низвергшись, пронзила руку варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушёл домой; болезнь усиливалась, и вскоре вся рука распухла. Сарацин ожидал пагубных последствий. К счастью, у него в услужении жила в это время христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что поступок твой заслуживает смерти. Если хочешь быть здоров, то позови священника и спроси у него, что нужно делать». Как ни был ожесточен сарацин против христиан, но, видя опасность, согласился на предложение христианки, и священник пришёл. «Какую силу имел образ, которому ты в бытность нашу в церкви столь усердно поклонялся?» – спросил у него сарацин. «Всю силу имеет один только Бог, – отвечал священник. – Ему я и поклонился, а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет обо мне ходатаем пред Богом». – «Итак, Георгий не бог ваш, так кто же он?» – опять спросил варвар. «Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник, – был человек нам подобострастный, но за славу имени Христова претерпев мучения и смерть, получил от Него благодать чудодействовать. Любя угодника Божия, мы почитаем его икону и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлем, лобызаем оную. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». – «Что же мне посоветуешь делать? – спросил поколебавшийся в своём неверии варвар, – посмотри на мою руку, я мучаюсь и, без сомнения, умру».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллиею, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника на коленях молящегося пред образом святого Георгия, с насмешкой сказал товарищам: “Вот безумец, поклоняющийся доске!” и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону; но стрела, вопреки данному ей направлению, устремилась вверх и, стремительно оттуда низвергшись, пронзила руку варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушел домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука распухла. К счастью, у него в услугах жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: “я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что проступок твой заслуживает смерти; если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно”. Как ни был сарацин ожесточен против христиан, но, видя опасность, с радостию согласился на предложение служанки – и пригласил священника. “Какую силу имеет образ, которому ты, в бытность нашу в церкви, столь усердно поклонялся?” – спросил у него сарацин. – “Всю силу имеет один только Бог, – отвечал священник, – Ему я поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу”. – “Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?” – опять спросил варвар. – “Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник, – был человек, нам подобострастный, но, за славу Имени Иисуса Христа претерпев мучение и смерть, получил от Него благодать чудодействовать; любя угодника Божия, мы почитаем его икону, и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлем и лобызаем святое его изображение. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву”. – “Что ж мне посоветуешь сделать? – спросил поколебавшийся в неверии варвар; – посмотри на мою руку: я мучусь и, без сомнения, умру”. – “Если хочешь быть жив, – отвечал священник, – то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея, пусть она горит во всю ночь; а назавтра помажь елеем руку твою, и веруй, что исцелеешь”. Немедленно святая икона была принесена. Сарацин поступил так, как говорил священник и увидел, что опухоль спала и рана закрылась. В удивлении и восхищении он хотел выслушать повесть о святом великомученике, и между тем, как священник читал его житие и страдания, сарацин, обнимая икону, сквозь слезы говорил: “О, святый Георгий, ты был юн, но премудр, – а я стар, но безумен; ты млад, но Богу любезен, – а я долголетен, но гнусен пред Богом: моли о мне Господа Бога, да учинит меня рабом Своим!” – Потом припал к ногам священнослужителя и умолял даровать ему Святое Крещение. В тот же вечер варвар сделался христианином, а на другой день, безбоязненно проповедуя имя Христово, от рук прежних своих единоверцев скончался смертию мучеников». (Составлено по «Училище благочестия», т. I. стр. 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   5. В житии св. великомученика Георгия передается следующий рассказ о чудесном наказании за оскорбление св. иконы: «Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллиею, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника, на коленях молящегося пред образом св. Георгия, с насмешкой сказал товарищам: «Вот безумец, поклоняющийся доске!» и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону, но стрела, вопреки данному ей направлению, устремилась вверх и, стремительно оттуда низвергшись, пронзила руку варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушел домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука распухла. К счастью, у него в услугах жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что поступок твой заслуживает смерти; если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно». Как ни был сарацин ожесточен против христиан, но, видя опасность, с радостью согласился на предложение служанки — и пригласил священника. «Какую силу имеет образ, которому ты, в бытность нашу в церкви, столь усердно поклонялся?» — спросил у него сарацин. — «Всю силу имеет один только Бог, — отвечал священник, — Ему я поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу». — «Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?» — опять спросил варвар. — «Он возлюбленный слуга Божий, — сказал священник, — был человек, нам подобострастный, но, за славу имени Иисуса Христа претерпев мучение и смерть, получил от Него благодать чудодействовать; любя угодника Божия, мы почитаем его икону и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлем и лобызаем св. его изображение. Дерзость твоя столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». — «Что ж мне посоветуешь делать? — спросил поколебавшийся в неверии варвар. — Посмотри на мою руку; я мучусь и, без сомнения, умру».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3070...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010