Хормизд IV, шаханшах Хосров I Аношерван, шаханшах Хосров II Парвез, шаханшах Христина, мученица Целестин – см. Келестин Шаих ар-Рухани, аш- (=Иоанн Сава из Дилаиты) Шамта Шапур I, шаханшах Шапур II, шаханшах Шарбел, Эдесский мученик Шарбел и Барсамья, св. Шахдост Шемон – см. Симеон Ширин, царица, супруга Хосрова II Парвеза Шувхалемаран, en. города Карха Эдесские мученики Элевферий, Анфия и Корребор, св. Элия – см. Илия Элладий Кесарийский Энанишо 45 из Хадьява (Адибенский) (VII в.) Эпиктет Эрехфий Юлиан Галикарнасский Юлиан Отступник, им.; см. также Легенда о Юлиане Юлиана и Варвара, св. мученицы Юлиан Сава Юлиан, патриарх Антиохийский Юлий Африкан Юлий, папа Римский Юлий Римский, Псевдо Юнилий Африкан Юстин I, византийский император Юстин II, византийский император Юстин Философ – см. Иустин Юстиниан I, император Януарий Кандидат из Амиды (VII в.) Указатель сочинений Assumptio (Transitus) Beatae Mariae Virginis Chronicon Edessenum – см. Хроника Эдесская Chronicorum Canonum liber Евсевия – см. Хроника Евсевия Constitutions Apostolorum De fato – см. Книга законов стран Didascalia Apostolorum Doktrína Addai Doctrina Apostolorum Eranistes ( Феодорита Кирского ) Evangeliarium Hierosolymitanum – см. Переводы Св. Писания (сиро-палестинские) Historia Lausiaca – см. «Лавсаик» Horreum Mysteriorum– см. Аусар-разэ. Parva Genesis – см. Книга Юбилеев Philalethes (Севира Антиохийского) Protevangelium Jacobi – см. Протоевангелие Иакова Recognitions (псевдо) Климента Testamentm Domini nostri Jesu Christi Transitus Beatae Virginie– см. Assumptio Аграфы Акты – см. Деяния Анафоры (литургии) Апокалипсис Варуха Апокалипсис Ездры Апокалипсис Павла Апокрифы Апология Аристида Апология Мелитона Апостольские постановления – см. Constitutiones Apostolorum Апофтегмы отцов –см. Apophtegmata Patrm Арбельская хроника Аусар-разэ (Horreum Mysteriorum) Бытие, комментарий Варда Введение яковитское (анонимное) в Псалтирь Вопросы Симона Кефы Гимн апостолам Петру и Павлу (сиро-палестинский) Голубиная книга

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

211 Тихон (Белавин ; 1865–1925; память 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября), Патриарх Московский и всея России (с 1917), святитель. Окончил Псковскую ДС и СПбДА (кандидат богословия). В 1891 принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1892 возведен в сан архимандрита. Преподавал в нескольких Духовных школах. В 1897 архиерейская хиротония. В 1898 епископ Алеутский и Североамериканский. Его миссионерская деятельность закрепила за святителем Тихоном славу подлинного апостола православия в Америке. В 1917 Поместным собором РПЦ избран Патриархом Московским и всея России. В годы гражданской войны призывал к прекращению кровопролития, выступал против декретов об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 по обвинению в антисоветской деятельности арестован. В 1923 был выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Его патриаршество пришлось на самые тяжелые и трагические для страны годы – время кровопролитий, церковных смут и расколов, но святитель все-таки сумел с помощью Божией сохранить единство Церкви, ее духовную целостность и преемственность. Причислен к лику святых в 1989. 212 Феодосий (Лазор; р. в 1933), архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады, Предстоятель Американской Автокефальной Церкви (1977–2000). С 2000 на покое. 213 Члены яковитской церкви – сирийские монофизиты, получившие свое название от Иакова Барадея (VI век). 214 Андроник (Трубачев ; р. в 1952), игумен. Преподаватель Священного Писания Нового Завета. Окончил МИАИ, МДС и Академию. В 1981 принял монашеский постриг, рукоположен в сан иеродиакона, в 1982 – в сан иеромонаха. С 1984 лектор Московских Духовных школ. С 1984 преподаватель нравственного богословия в Семинарии. В 1986 возведен в сан игумена. Кандидат богословия, доцент. Секретарь Богослужебной комиссии. 219 Царство же и власть и величество царей, иже под всем небесем, дастся святым Вышняго; и царство Его царство вечное, и вся власти Тому работати будут и слушати (Дан., 7 , 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Аудио: О, святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих (имена) , сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и безчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие. Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосердаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою Святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругом любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание. Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих ангелов, во еже избавится нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и неосужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Краткое житие День памяти 15/28 ноября Приняли мученическую кончину за Христа в сирийском городе Едессе и по смерти своей спасли от погибели благочестивую Евфимию, которая вышла замуж за воина-варвара и много пострадала от его несправедливых притеснений. Почитаются как небесные помощники в различных семейных нуждах, особенно же когда муж несправедливо гонит и ненавидит жену. Минея. 15е ноября. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-muc...

Геласия муч. Мед. (27 МГр.). Пр. Кассиана . 1136. 1295. Мед. (29 февр.) Муч. Фавсты . оба (6 февр.). Пр. Македония . ДоМак. Мак. Мил. (24 янв.). Св. о. Маруфы и мучч. в Мартирополе. ЧГр. XI в. 183. (16 февр.). Николая поместного. 1621. (26 февр.). Панкратия тавроменийского. ЧГр. у Лямбеция VIII. 199 (9 июля). Пр. Космы на Яхроме. Белоз. 516 (18 февр.). 29 I. Пр. Кассиана римлянина, † в 335 году 23 июля. Коал. 2. Муз. 13. У. 1398. Сев. 2. Хил. и друг. М. 181. Соф. М. 1441 г. Канон Иосифа по греч. печ. минеям, что и у нас. Служба. Пр. Иоанна Варсанофия , епископа дамасского и затем отшельника нитрийского, † в 5 в. во 2 половине. 239. 1469. (247. 249 февр. 29 и 4 дек. 1295 февр. 28). Св. мученика Феоктириста в 8 веке. 239. 248. М. 11 и 12 в. В греческих пишется: Феостирикт. В М. Порф. служба Феостирикту игумену в Пеликитах. Он же в греч. Мин. 17 марта. III. Девпетерувской иконы Божией Матери; явилась 1392. IV. Муч. Варвара . Акад. Преп. Льва мниха каппадокийского. 51. См. Луг Духов. § 111 и Пролог. Пр. Паисия пустынника. 51. (Сн. 28 февр. известен один 19 июня). V. Максима исповедника. Терн. (21 янв.). Протерия патриарха. Кал. (28 февр.). Папия, Диодора, Клавдиана . Иер. 43 . Нан. Вен. (3 февр.). Преп. Иоанна безмолвника. Белоз. 493 (3 дек.). Василия исповедника. МКр. 2. Моск. (28 февр.). Кариона мниха и Захарии сына его. 1469 (5 дек.). Св. Григория омиритского. Мил. (19 дек.). Пр. Павла фивейского. Мак. (15 янв.). Муч. Геласия . Петр. (МГр. 27). Св. благоверн. князя Александра невского. Мил.(23 нояб.). Март I. Св. преподобномуч. Евдокии , † 152 г. Все почти за Вас. М. Р. МКр. М. 1345 и 1369 г. По М. 451 канон Феофана: τν εξαπροδοξασ. У нас другой неизвестного. Служба. У Штадлера и Мюллера год кончины ее 114-й. Свв. мучч. Нестора и Тривимия при Декии. Вас. 240. 319 (Шифл. 2. МГр. 2 мар. Ап. 346. 21 апр. В М. 181 служба им 27 февр. Канон Иосифа). Пр. девы Домнины сирийской, † ок. 450–460 г. Петр. Сирл. (Вас. 28 февр. Мак. 27 февр.). Мучч. Маркелла и Антония от огня. Екл. Охр. 240.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Елисей отпустил его с миром. Слуга Елисея, Гиезий, пожалел, что господин его ничего не взял от Немана, догнал его и сказал: «К господину моему пришли двое учеников пророческих. Он просит тебя дать им талант серебра и две перемены одежд». Нееман дал ему два таланта и две перемены одежд. Спрятав эти подарки, Гиезий явился к Елисею. Елисей спросил его: «Откуда, Гиезий?» Гиезий отвечал: «Я никуда не ходил». Пророк обличил его во лжи и сказал: «Пусть же проказа Неемана пристанет к тебе и к потомству твоему навек». И вышел от него Гиезий белый от проказы, как снег ( 4Цар. 5 ). Однажды сыны пророчеств у Иордана рубили деревья для построения себе жилья. Один из них уронил топор в воду. Елисей бросил в воду кусок дерева, и топор всплыл ( 4Цар. 6:1–7 ). Нападение на израильтян сирийского царя. Елисей сообщает планы его Иораму, царю израильскому, приводит воинов сирийских в Самарию. Новое нападение сирийцев. Голод в Самарии. Бегство сирийцев. Голод. Воцарение Азаила в Сирии. Погибель Иорама и всего дома Ахава Царь сирийский пошел войною на израильтян. И вот, когда решит он на военном совете сделать засаду в том или другом месте, Елисей всякий раз посылал сказать Иораму: «Берегись проходить таким-то местом: там залегли сирийцы». Таким образом, Иорам сберег себя не раз и не два. Встревожился царь сирийский и спросил рабов своих: «Кто из наших в сношении с царем израильским?» Один из слуг сказал: «Никто, царь. У израильтян есть пророк Елисей; он пересказывает царю израильскому те слова, которые ты говоришь в спальной комнате своей». Царь сирийский послал войско в Дафаим, где был Елисей, схватить его. Служитель Елисея, увидев сирийское войско, испугался, но по молитве Елисея увидел, что вся гора занята конями и колесницами огненными кругом Елисея. Сирийцы пришли к Елисею. Он помолился Господу, и Бог поразил их ослеплением. Елисей сказал им: «Вы не туда пришли; идите за мной, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищите». И привел их в Самарию. Здесь они увидели, что они в неприятельской столице. Иорам хотел убить их, но Елисей велел угостить их и отпустить. На этот раз царь сирийский удалился из земли Израильской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Итак, после помазания Ииуя, и провозглашения его монархом Израиля в войсках, он направляется в Изреель, где находился раненый Иорам, царь Израильский, и навещавший его племянник Охозия – царь Иудеи. При приближении конного отряда Ииуя к крепостным стенам Изрееля, Иорам несколько раз отправлял навстречу своих солдат-всадников, чтобы узнать с какими намерениями направляется к крепости вооруженная кавалерия. Но всякий раз парламентарии переходили на сторону приближающегося военного соединения. В конце концов, Иорам и Охозия принимают решение выехать каждый на своей колеснице навстречу. Когда, приблизившись к коннице Ииуя, Иорам увидел своего военачальника, он задал вопрос: С миром ли Ииуй? ( 4Цар. 9:22 ). Ответ был приговором: Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цар. 9:22 ). Иорам лишь успел предупредить царственного племянника возгласом: Измена, Охозия! ( 4Цар. 9:23 ), и упал, сраженный насмерть стрелой, пущенной Ииуем. Царь Охозия, внук Иезавели, также не избежал этой участи. После преследования-погони, он был убит у города Мегиддо, в Изреельской долине ( 4Цар. 9:27 ). Необходимо отметить, что Священное Писание неоднократно подчеркивает, что во главе войска, против которого выступили коалиционные армии двух царств – Иудеи и Израиля, был Азаил. И пошел он с Иорамом, сыном Ахавовым, на войну с Азаилом, царем Сирийским. ( 4Цар. 8:28 ). И возвратился Иорам царь, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 8:29 ). Иорам же находился со всеми Израильтянами в Рамофе Галаадском на страже против Азаила, царя Сирийского ( 4Цар. 9:14 ). Впрочем, сам царь Иорам возвратился, чтобы лечиться в Изрееле от ран, которые причинили ему Сирияне, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским ( 4Цар. 9:15 ). А в следующей цитате можно усмотреть оценку, которую дал дамасскому монарху библейский летописец: И сел Ииуй на коня, и поехал в Изреель, где лежал Иорам, царь Израильский, для лечения ран, которые причинили ему Сирияне в Рамофе, когда он воевал с Азаилом, царем Сирийским, сильным и могущественным, и куда Охозия, царь Иудейский, пришел посетить Иорама ( 4Цар. 9:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kamenny...

40. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды? Священное Писание представляет нам такие разительные примеры и доказательства действительного знания отшедшими святыми наших прошений и нужд, что никакое недоумение о сем не должно иметь в нас места. Так, оно, во-первых, свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, нередко, находясь еще в теле, имели дар прозирать в глубину сердца человеческого, как напр. св. Петр обличил ложь Анании и Сапфиры ( Деян. 5 ), и знать события, совершившиеся в отдаленности, как пр. Елисей узнал о поступке слуги своего Гиезия, и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (см. 4Цар. 5:20–27, 6:8–12 ); свидетельствует, что святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы Ангелов, как Иаков (в видении лестницы) и Елисей (когда от царя сирийского был послан отряд, чтобы взять его за открываемые им царю израильскому тайны сирийского двора), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пророки Исаия и Иезекииль, третьи восхищались до третьего небесе и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел: «Знаю человека во Христе, – говорить о себе сей апостол, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Если таким образом святые, еще будучи на земле, удостаиваются столь высокого дара знания и созерцания, то почему не допустить, что души праведников все удостаиваются такого же и еще большего просвещения от Бога на небе, и предстоя непосредственно пред престолом Божиим, созерцают происходящее на земле в свете лица Божия? " Теперь, – говорит апостол, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  37. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды?    Священное Писание представляет нам такие разительные примеры и доказательства действительного знания отшедшими святыми наших прошений и нужд, что никакое недоумение о сем не должно иметь в нас места.    Так, оно, во-первых, свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, нередко, находясь еще в теле, имели дар прозирать в глубину сердца человеческого, как напр. св. Петр обличил ложь Анании и Сапфиры (Деян. V гл.), и знать события, совершившиеся в отдаленности, как пр. Елисей узнал о поступке слуги своего Гиезия, и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (см. 4 Цар. V:20 – 27; VI, 8 – 12); свидетельствует, что святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы ангелов, как Иаков (в видении лестницы) и Елисей (когда от царя сирийского был послан отряд, чтобы взять его за открываемые им царю израильскому тайны сирийского двора), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пророки Исаия и Иезекииль, третьи восхищались до третьего небесе и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел: знаю человека во Христе, говорить о себе сей апостол, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли не знаю, вне ли тела, не знаю, Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю, в теле, или вне тела, Бог знает), что он был восхищен в рай, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказат (2 Кор. XII:2 – 4).    Если таким образом святые, еще будучи на земле, удостаиваются столь высокого дара знания и созерцания, то почему не допустить, что души праведников все удостаиваются такого же и еще большего просвещения от Бога на небе, и предстоя непосредственно пред престолом Божиим, созерцают происходящее на земле в свете лица Божия? Теперь, – говорит апостол, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

В совместничество с ним входит другой царь, Селевк 1-й Никатор, царь Сирийский (312–280 г. до Р. X.) Иос. Флав. Иуд. др. кн. 12 гл. 3, § 1). Соревнуя царям Египетским, которые усмотрели в иудеях особенную верность в подданстве, он также дал иудеям право гражданства в самой столице своей, Антиохии, и в других городах (Иос. Флав. Др. 12. 3, 1. К этому, конечно, государю относится пророчество Даниила 11:5, ср. Keil и Del на Дан.р. 370). Ввиду такого положения дел иудеи должны были попеременно платить дань обеим спорящим сторонам. При дальнейших внутренних неустройствах в царстве Сирийском обладал иудеями, сначала спокойно, третий царь, Птолемей Филадельф (285–247 г. до Р. X.). Государь этот был одним из величайших государей Египетских. Он особенно известен просвещенною любовью к наукам. Его старанием основана знаменитая Александрийская библиотека. Услышав, что закон иудейский получил свое начало от Бога и содержит в себе высочайшую премудрость и самые святые заповеди, он пожелал иметь его в греческом переводе. Этим переводом он хотел пополнить свою богатую библиотеку в Александрии, а может быть, надеялся оказать услугу и иудеям, из которых многие от долговременного пребывания своего в Александрии стали забывать свой природный язык (этот перевод св. книг, сделанный за 271 г. до Р. X. на острове Фаросе, в продолжение 70-ти дней, 72 старцами, из каждого колена по 6, присланными, по желанию царя и совету библиотекаря Димитрия Фалерийского, первосвященником иерусалимским Елеазаром, внуком первосвященника Адуя, известен под именем греческого перевода LXX или, точнее, LXXII толковников). В Священном Писании Птолемей Филадельф не называется по имени, но к нему относятся указания пророка Даниила ( Дан.11:6–7 ), ибо дочь его, Вереника, выдана была замуж за Антиоха Теоса, царя Сирийского, и впоследствии убита была своей соперницей, женою Теоса, Лаодикой, и с сыном своим, и с мужем. С этим-то Птолемеем Филадельфом опять совместничает Сирийский царь Антиох Теос – четвертый царь в числе преобладающих над Иудеей, Антиох 11-й, по прозванию Теос, сын Антиоха 1-го Сотера. Он не называется в Священных Книгах по имени, но к нему относится пророчество Даниила: «Через несколько лет они (цари северный и южный, т. е. Сирийский и Египетский) сблизятся, и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними; но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее, и рожденный ею, и помогавшие ей в те времена. Но восстанет отрасль от корня ее, придет к войску и войдет в укрепления царя северного и будет действовать в них, и усилится. Даже и богов их, истуканы их, с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше северного царя. Хотя этот и сделает нашествие на южного царя, но возвратится в свою землю» ( Дан.11:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Глава 4 1–3. Предложение самарянами участия в построении храма и отказ иудеев. 4–10. Враждебные действия самарян против иудеев. 11–16. Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю. 18–22. Ответное послание царя. 23–24 Приостановка работ в храме. 1Ездр.4:1 .  И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; 1Ездр.4:2 .  и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. «И усльшали враги Иуды и Вениамина». Из ст. 2 видно, что врагами Иуды и Вениамина писатель называет самарян. О происхождении самарян см. примеч. к 4Цар 17 . Узнав о начавшейся постройке, самаряне пожелали принять в ней участие и с просьбой об этом обратились к Зоровавелю и к главам поколений. Мотивом своей просьбы самаряне выставили то, что они прибегают к Богу иудейскому и приносят ему «жертвы от дней Асардана, царя сирийского». По мнению некоторых исследователей, таковы и действительно были мотивы просьбы самарян: самаряне желали служить Иегове. Однако последующий образ действий самарян показывает, что выставлявшиеся ими религиозные мотивы не были искренними и главными. В своих жалобах персидскому царю самаряне вовсе не упоминают о религиозных чувствах и ясно высказывают взгляд на иерусалимское предприятие, как на акт политический. Вероятно, и сами они изъявляли желание принять участие в постройке храма, главным образом, по мотивам политическим, имели в виду воспользоваться тем покровительством, которое оказывали иудеям персидские цари и извлечь из него для себя выгоды. «От дней Асардана, царя сирийского». Асарданом в данном месте, вероятно, называется ассирийский царь Ассаргадон (681–668), который, по свидетельству клинописи (Schrader. Keil. Bibl. II, 215), после победы над сидонским царем отправил колонии на финикийское побережье. Часть колонистов могла поселиться и в самарийской области, почему самаряне называли себя иногда сидонянами (Иуд.Древн. 12:5, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010