Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на выи, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовавшиеся Варвар, и удари ножем от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие, в чудесе! истече много крови, яже и доныне познавается, покаявся и веровав, бысть монах скитник и спасеся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в предверии, черн аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножем, стрелами и луком. Сверху же святые сея иконы есть покров с главою осеняющею ради падения праха и ради удобрения и великолепия, иже есть упещрен весь мелких художнотворных и различновзорных кож маргаритных, от него же повешены суть пред святою чудотворною иконою кандилы великия, иные от чистого серебра, иные же сребропозлащены, числом четыренадесять. Низу же её есть едина завеса вся изрядно удобренная различными дарами благоговейных христиан многоценными, и образцами махыми и сребропозлащенными наперстниками. Не точию же сия, но и ины многия в том храме кандилы и дары много удивительны висят, в славу и честь святые оные Иконы и в память незабвенную неизреченных Её чудес. Предстательство и прилежное тщание храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет един иеромонах, от всех прочих братий избран и определен, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради оного еже имать, от всех обще, и именуется προσμοναριος, си есть приснопребывающий, понеже ино что не творит, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ни едино же от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпногорящую, и поющи тамо правило и параклис по вся дни и нощи, и прислужащи общему Седмичному, иже тамо приходит дважды в седмицу, и литургисает во славу Божия Матере» (см. стр. 138–140). Икона Богоматери украшена великолеиною новою ризою, усыпанною драгоценными камнями; пред нею горит богатый многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный вместе с ризою московскими гражданами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Христиане! И российская история представляет разительный пример, сколь необорима сила крестного знамения. В смутные времена самозванцев, когда злонамеренные бояре тщетно принуждали святейшего патриарха Гермогена, чтобы тот согласился принять на Всероссийский престол польского короля Сигизмунда, один из вельмож устремился на архиерея Божьего с кинжалом. Гермоген тотчас оградил его крестным знамением и едва сказал: «Буди на тебе сила крестная», – оружие выпало из рук убийцы, и злоумышленники, хотя скрежетали зубами, но к человеку Божьему на тот раз прикоснуться не смели. Чудотворная сила святых икон 176 Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллией, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника, молящегося на коленах пред образом Победоносца, с насмешкой сказал товарищам: «Вот безумец, доске поклоняющийся!» – и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону: но стрела, вопреки направлению, устремилась вверх и, с силой низвергшись, пронзила руку у варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушёл домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука опухла. Сарацин ожидал пагубных последствий; но, к счастью, в услужении у него жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что проступок твой заслуживает смерти. Если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно». Сколько сарацин ни был ожесточён против христиан, но, видя опасность, с радостью согласился на предложение служанки, и священник пришёл. «Какую силу имеет образ, которому ты в бытность нашу в церкви столь усердно поклонялся?» – спросил у него сарацин. «Всю силу имеет только один Бог, – отвечал священник. – Ему я и поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображённого, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу». – «Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?» – опять спросил варвар. «Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник. – Был человек, нам подобный, но, за славу имени Христова претерпев мучение и смерть, получил от Бога благодать чудодействовать. Любя угодника Божьего, мы почитаем его икону и, взирая как бы на самого, поклоняемся ей, лобызаем её. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». – «Что же мне присоветуешь сделать? – спросил поколебавшийся в неверии варвар. – Посмотри на мою руку! Я мучаюсь и, без сомнения, умру». – «Если хочешь быть жив, – отвечал пресвитер, – то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея. Пусть она горит всю ночь; а на другой день помажь им руку твою, и веруй, что исцелеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

е. Иисус Христос с Богоматерью и Предтечею. Об этом образе говорить, что одному благочестивому живописцу хотелось видеть лик Господа таким, каким Он жил в плоти. Ему было откровение свыше: " пусть он идет на Афонскую гору в Иверский монастырь, и там созерцает образ Спасителя, изображенный на стене при северных вратах, ведущих в внешний притвор " . Сей священный лик во всем подобен Самому живому Христу. В западной стене внутреннего притвора находится мраморная гробница, в которой почивают мощи трех святых ктиторов обители: Иоанна, Евфимия и Георгия. Но главное украшение монастыря, кроме части древа Животворящего Креста и св. мощей, — чудотворная Иверская икона Божией Матери. Самый размер этой иконы и лик Богоматери величественны, черты лица Ее чрезвычайно выразительны и ей придан строгий вид на столько, что Матерь щедрости и утехи является здесь как будто более Матерью правосудного и грозного Судии. При появлении посетителей в церковь Вратарницы, образ Богородицы сразу приводить поклонников в невольный трепет и благоговение. Подобной иконы, так действующей на мысль и воображение человека, нигде нет на Афоне. Есть, правда, икона Богоматери в Хилендарском монастыре, так называемая Троеручицы, ликукоторой тоже придано строгое выражение, но там разлить естественный свет по всем чертам, а здесьикона темна и нет на ней почти следов ее колорита. На правой ланите лика Богоматери и теперь заметен знак кровавой раны, которую нанес ей, по преданию, один из арабов, по имени Варвар. В то время, этот удар естественной руки сопровождался чудным течением из раны крови, а для самого иконоборцы побуждением к спасительному покаянию. Пораженный чудом, Варвар тут же принял св. крещение и был строгий подвижник-скитннк. Пред этою иконою всегда горит многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный вместе с ризою, усыпанной драгоценными камнями, Московскими гражданами. Чуть зогорелся восток... С моря потянуло прохладой и мы, отстояв полунощницу и приложившись к Иверской святыне, пошли в гору от монастыря, оставляя влево дорогу, ведущую прямо к лавре св.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Маврикий послал на соединение с Приском Коментиола с пешим войском. Узнав об этом, каган ставит лагерь против Коментиола за 30 поприщ от его войска. Коментиол, поставленный в затруднение, послал к кагану гонца. А некоторые говорят, будто бы Маврикий поручил Коментиолу предать римское войско врагам за беспорядки его. В полночь приказал он войску вооружаться, не открывши воинам, что должно произойти сражение; воины, думая, что он приказал им вооружиться для военных упражнений, не вооружились, как надлежало. При рассвете варвары наступали, и великий страх и смятение овладели римлянами. Коментиол производил только беспорядки в рядах, и был виновником неустойки их; и так римляне обратились в бегство. Варвары, нашедши войско без полководца без пощады убивали всех. Коментиол в постыдном бегстве прибыл в Дризаперу; но граждане ругали его и камнями бросали, и тем прогнали от града. Варвары подступив к Дризиперу, взяли город и сожгли храм святого Александра и гроб его среброкованный нечестиво ограбили, и над самым телом мученика ругались, и собравши великую добычу во Фракии, как знаменитый народ, презирал римлян. Когда Коментиол прибыл в Византию, то произошло в городе величайшее смятение и отчаяние. Уже в страхе хотели оставить Европу и переселиться в Халкидон в Азию. Царь, взявши телохранителей, и вооруженный простой народ, охранял большие стены, народные партии охраняли город; сенат советовал царю отправить посольство к хагану. Но Бог в отмщение за мученика Александра наслал на варваров мор, и в один день убил семерых сынов хагана горячкою и опухолью в пахах и множество простого народа; и вместо победоносного торжества, пеанов и песней варвар проливал слезы и терзался неутешною печалью. Сенат просил царя отправить к варвару посольство в Дризиперу; которое смягчило бы его ласковыми словами. Варвар нехотя принял даров, хотя проливал неутешные слезы о потере сынов, но сказал послам: суди Бог между мною и царем Маврикием; он сам нарушил мир, а я отдаю пленных получая от него за душу по одной монете, Маврикий не согласился дать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

После долговременного искания, иноки обрели её на стене, над воротами монастырскими, и отнессли на прежнее место; но в следующее утро снова нашли её над вратами. Подобное перенесение Образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня: Я не желаю быть охраняема вами; а хочу быть вашею хранительницей, не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, со благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар. И се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет.» Братия, услышавши от Гавриила о сем видении, исполнились несказанной радостью, построили во славу Пресвятой Богородицы храм над воротами обители и в нем поставили чудотворный Ее Образ. С того времени и доныне пребывает он на сем месте, избранном Самой Богоматерию; почему и называется иконой Пресвятой Богородицы Портаитския, т.е. Вратарницы, а от имени обители – иконой Иверской. В путешествии Барского сообщаются следующие сведения о сей чудотворной иконе 8 : «В сем прекрасном, привнутренних вратех монастырских созданном, храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованную позлащенную одеждою, и кроме того упещренна многоценными каменьми и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских царей и цариц, имераторов же и имератриц, князей и княгинь, монеты златыя и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же ещё святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде быст неверный, и имновашеся Варвар, и ударе ножем от злобы и ненависти; последи же егда узре, яко абие истече много крови, яже и до ныне познавается, покаяся и верова, и быст монах скитник, и спасеся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изоражет ест в предверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножем, стрелами и луком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Имать же еще св. оная икона знамение или шрам язвы на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашася Варвар, и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаявся и веровав и бысть монах скитник и спасеся и ныне именуется святый Варвар (стр. 582–590)». 4-й. В письме от Иверского братства к Алексию Михайловичу, между прочим, писано ( в переводе): « Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю братию 365 братов, и сотворили весьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со св. мощами и св. водою обливали чудотворную икону Пресв. Богородицы старую Портаицкую и в великую лохань ту св. воду собрали, и, собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту св. воду в лохань, и потом служили св. и божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту св. воду и св. мощи иконописцу отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав св. воду и св. мощи с красками, написати св. икону». Далее: «иконописец токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия по дважды в неделю, совершали всенощные и литургии. И та икона новонаписанная не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки старая». (Истор. Росс. Иерарх. Г. IV, М. 1815. стр. 1003). 5-й. Грамота Царя Иоанна Вас. Грозного. «Царя небесного, Бога богом и Господа господем, всеми владычествующего, и Господа Иисуса Христа, Единочадого Слова Божия, на спасение наше воплотившагося, Всетворителя, Мздовоздаятеля исправляющим слово св. Его заповедей, и, Господа Утешителя Духа св. истинного, вездесущаго, вся исполняющаго, во всех вся действующаго, Животрорящаго, всем благим Подателя, Единого Бога нашего в трех лицах славим, поем и превозносим и покланяемся сотворшему всяческая, утвердившему нас скипетр держати православия и пастырствовати словесным Его овцам устроивша, Ему же возсылаем славу во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

921 – уже полное последование «в нашествие варвар», состоящее из заимствованного из греческих печатных венец. евхологиев канона ко Пресвятой Богородице (ирмосы 6-го гласа; первый тропарь: «Державного в крепости и сильного в бранех Господа родши чистая...») и четырех, заимствованных оттуда же, молитв патриарха Каллиста «на злоключение людей» 922 . Митрополит Петр Могила , для своего требника, составил свой собственный чин «молебного пения за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны» 923 . Построенный по принятому в указанном требнике образцу молебных пений, чин этот состоит пз обычных предначинательных молитв, положенных после них двух псалмов 19-го и 20-го (если при молебствии присутствовал сам царь) или же одного псалма 34, великой ектении, с особыми, приноровленными к случаю, прошениями, тропаря: «Спаси, Господи» с Богородичным: «Предстательство страшное» и канона, не встречаемого в других древних богослужебных книгах. По 6 песни канона – антифоны 6-го гл. «надеющимся на Господа врагом страшни», прокимен и Евангелие от Марка, зач. 51. По Евангелии – стихира: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду». В заключении чинопоследования указаны 4 молитвы: 1) о победе на враги царю и воем его, на брань идущим: «Господи Боже наш, премудростию Своею и словом единем всяческая соделавый»; 2) о победе на враги воем христианским, на брань идущим: «Господи, Боже отец наших, Ты еси Бог един на небеси горе и на земли низу»; 3) о победе на враги царю или гетману, и воем его, на брань идущим: «Господи Боже наш, едине крепкий и сильный в бранех»; 4) о победе на безбожныя враги воем христианским: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего» 924 . Помимо описанного последования, в требнике Петра М. заключается другое, с таким же нназначением и надписывающееся так: «Последование молебного пения, певаемого в нашествии варвар и в нахождение языков». По своей структуре, это последование во всем подобно первому, поэтому, мы указываем только его главнейшие составные части. Псалом здесь положен 78-й: Боже, приидоша языцы...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Что Церковь Христова не ограничивается никаким временем, – это ясно можно видеть из слов Иисуса Христа: созижду Церковь Мою, и врата адовы (силы ада) не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Сам Господь обещал пребыть в ней до скончания века ( Мф.28:20 ). Следовательно, она будет существовать до скончания века, и никакая сила не может прекратить существования ее. « Церковь пребудет на сей земле», говорит блаж. Августин, «не на краткое время, но до конца века; Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мира» (Догм. Богосл. М. М. 243 ст. 2 т.). Как во времена после Апостолов при распространении Церкви Христовой были воздвигнуты на верующих со стороны язычников тяжелые гонения, и не смотря на это она не поколебалась в своем основании, так точно и теперь она стоит твердо, несмотря на то, что у нее есть много врагов внутренних, которые волнуют ее своими лжемудрствованиями. Будет существовать Церковь Христова, как мы с вами говорили, и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, – будут законные пастыри и будет совершаться таинство св. причащения ( 1Кор.11:26 ). Не ограничиваясь местом и временем, Церковь Христова не ограничивается также и народом. В Церкви Христовой, говорит Ап. Павел, нестъ Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свобод: но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ), то есть в число членов Церкви Христовой безразлично может вступать и грек, и иудей, принявший обряд обрезания и не принявший, варвар и Скиф, раб и свободный; короче сказать, всякий, к какому бы то народу ни принадлежал, какого бы звания и состояния не был. Тот же Апостол говорил против евреев, которые думали, что одни они только в силу своего происхождения от Авраама будут наследниками царства Христова: сущие от веры благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ), т. е. вообще все правоверующие во Христа, без различия происхождения, получат благословение и участие в Царстве Христовом вместе с верным Авраамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Так как для последних не было надежды на спасение, то они защищались и держались до девятого часа. Ими было убито восемьдесят четыре фаранских жителя, не считая многих раненых. Варвары же пали все поголовно, отнюдь не сдаваясь врагам и не сходя со своего места. Пока это происходило, я, собравшись понемногу с духом, выполз из места, в котором скрывался. Когда я ощупал тела убитых святых, то оказалось, что умерли уже все, кроме лишь троих: Домна, Андрея и Ориона. Из них Домн мучился жестоко от тяжкой раны в боку. Андрей, хотя имел и много ран, но не очень тяжелых, почему и остался жив. Орион же совсем не был ранен. Варвар ударил его мечем в правый бок, и меч, совсем не коснувшись его тела, вышел чрез одежду с левой стороны. Варвар, думая, что Орион убит, оставил его и обратился к другим; Орион же лег между убитыми и лежал как мертвый. Встав теперь, он обходил вместе со мною тела святых, плача и рыдая о постигшем их бедствии. После этого фаранские жители, оставив тела варваров у морского берега, на растерзание зверям и хищным птицам, собрали тела своих друзей и с плачем похоронили их под навесом горы, где были источники. Потом они возвратились к нам; пришел с ними и князь их Ведиан, которого, как раньше было сказано, преподобный Моисей исцелил от беснования. Войдя вместе с ним в церковь, мы рыдали, били себя в грудь и горько плакали, видя стадо Христово поверженным на землю, — подобно овцам, растерзанным зверями. Почтенные старцы, украшенные честными сединами, казались юными, подобно ангелам, ибо добродетельность их жизни сияла на их лицах, как свет утренней зари. Рабы и мученики Христовы лежали, покрытые страшными и тяжкими ранами: один имел рану от плеча до живота, другой лежал перерубленный пополам; у одного была отсечена голова, у другого выколоты глаза, третьему отрубили руки и ноги, четвертому в сердце вонзилось копье. Так скончались они все с различными ранами на своих телах. При жизни, они всегда носили в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле их (2 Кор.4:10).

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Анастасий принял их с честью, как врагов истины, возмущавших Восток и сюда для того же пришедших. Иоанн, епископ Александрийский, обещал дать царю две тысячи литр золота, если он конечно отвергнет Халкидонский собор. Император принуждал Македония сойтись с посланными Иоанна и с самим Иоанном, который ни принимал собора, ни отвергал его; но Македоний воспротивился тому и сказал, что он не будет иметь с ними никакого общения до тех пор, пока они не признают Халкидонского собора отцом и учителем. Девтерий, арианский епископ в Византии, крестя одного варвара, в противность Господнему повелению, осмелился сказать: «Крещается варвар во имя Отца, чрез Сына, в Духе святом», и в то же мгновение купель высохла; варвар в ужасе бежал и всем рассказал это чудо. Между тем Анастасий все принуждал Македония предать проклятию Халкидонский собор, как это сделал уже Илья, епископ Александрийский; но Македоний отвечал ему, что этого нельзя сделать без Вселенского собора под председательством Римского епископа. За это царь стал враждовать на него, и приказал насильно выгонять из церкви тех, кои искали в ней убежища, напротив церквам еретиков дал права принимать ищущих безопасности. Все духовенство еретиков и простой народ, бывшие в Византии, соединившись с Севером и еретическими восточными монахами, действовали против Македония. Почему богоносные палестинские иноки, движимые божественною ревностью, пришли также в Византию, чтобы противодействовать Северу и монахам, с ним бывшим. Дорофей, монах александрийский, написал большое сочинение в защиту Халкидонского собора и подал оное Магне, молодой жене православного Анастасиева брата. Она представила его Анастасию, надеясь этим сочинением произвесть в нем перемену. Но он принявши его, нашел противным своим мнениям, и потому сослал Дорофея в Оазис, а над сочинением смеялся по поводу названия оного словом «Трагедия», то есть, изображение настоящего положения дел, в каком значении и Василий Великий , говорят, употребил его против Юлиана. Македоний проклял Флавиана Антиохийского и всех, осмелившихся говорить что-либо против собора, точно также проклял и прогнал с глаз своих посланных его, когда они по какому-то делу пришли к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010