За это, по повелению царя Юлиана, новые исповедники имени Христова: Вакх, Каллимах и Дионисий — были усечены во главу и, таким образом, сопричислялись к лику святых мучеников на небе. А святого Варвара нечестивый царь повелел привязать к железному колесу, под коим возжечь сильный огонь, и то колесо вертеть с привязанным к нему мучеником, возливая на страдальческое тело последнего кипящее масло. Но мученик, возносивший теплые молитвы к Богу, остался совсем неповрежденным огнем: напротив, огонь устремился на мучителей-воинов, опалил их, а двоих из них обратил в пепел. После этого страдалец Христов был ввергнут в темницу, где явился ему Сам Господь, и укрепил его. Наутро святой Варвар снова был выведен для мучений; его, нагого, растянули в четыре стороны, после чего били его безжалостно по спине и чреву воловьими жилами. Потом мученика ввергнули в печь, которую предварительно разжигали в течение трех дней. Пребывая в ней в продолжение семи дней, святой обретен был снова живым, здравым, нимало не поврежденным от огня, словом, вышел из пещи, как бы из бани, славословя Бога. После того святой Варвар снова был ввергнут в темницу, куда к нему вкинули множество скорпионов, змей и всякого рода пресмыкающихся, в том расчете, что он от них погибнет. Но и при сем заключении святой Варвар, отогнав от себя крестным знамением ядовитых гадов, остался ни чем неповрежденным. Тогда ожесточенный мучитель, не хотевший познать силы Христовой, повелел разжечь до возможной степени медного вола и ввергнуть в него мученика; но и там святой остался невредимым. Он не ощущал никакой боли от огня, а медный вол, точно чувствуя опаление от огня, как живой начал двигаться, произносить какие-то звуки и ходить. Увидев это чудо, многие из язычников уверовали во Христа. Наконец, после всего этого, мучитель повелел святому мученику Варвару отсечь главу. И так доблественно совершил он свой подвиг страдальческий за Христа Господа. Честное тело его благочестивый епископ Филикий, взяв с честью, предал погребению в городе Мефоне Пелопонесском, прославляя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом во веки славимого, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Трудно решить: есть ли Варвар, усеченный во Фракии при Иулиане, один из упомянутых также усеченных мечем, 6 и 14 мая находящихся в стишном прологе, или новое лице? Вероятнее, что, если не явились три из одного; то он один из упомянутых двух; ибо странно стечение в одном месяце трех различных мучеников Варваров. Св. Димитрий ростовский внес сказание о Ваваре и дружине его из западных Дееписателей и поставил его 6, а не 11 мая, как у Петра де Наталибус, ради Варвара разбойника. Св. Варвар разбойник . Св. Варвар жил сначала разбойником в странах луканских; раскаявшись провел 15 лет строгой аскетической жизни в лесах и застрелен проезжими купцами, принявшими его за зверя. Что это за страны Луканские? Есть ли это Лукания в Италии, Ликаония в малой Азии, Лакония в Пелопонезе или Ликеон гора (Диафторти) в Аркадии на границах Мессении? Надобно искать ее в Греции. В греческом стишном синаксаре 15 мая память сего святого показана так: препод. отца нашего Варвара мироточца. Никодим замечает, что кажется об нем говорит Вриенний во 2 томе своих поучений. Вриенний писатель 16 века действительно говорит о св. Варваре в Елладе , источающем миро рекою. Точнее говорится о Варваре разбойнице в новом греческом Лимонаре в житии Варнавы и Софрония (18 авг.); здесь говорится, что на север от Лариссы на три дня пути в монастыре горы Келлий находятся мощи Варвара мироточца, покаявшегося начальника разбойников. Это на севере Фессалии или уже в Македонии недалеко от Мефона македонского. Игак в Греции два Варвара мироточца: один усеченный при Иулиане во Фракии, но коего мощи положены в Мефоне пелопонезском, другой на севере Греции. Нет ли здесь смешения? Как явился на юге Греции в Мефоне мессенском усеченный во Фракии; а на севере Греции явился скончавшийся, если не на юге Греции, то в других странах, напр. Ликаонии? В древнейших памятниках восточных 7 и 8 мая показана память пр. Тарасия чудотворца в Ликаонии. Не есть ли это собственное или иноческое имя Варвара т. е. разбойника, бывшего в Ликаонии? В Белозерских святцах, до 1631 года писанных, есть кондак Варвару разбойнику : от Бога данные ти благодати страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся испивый сладостне чашу Христовых страстей .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память святого Варвара, бывшего прежде разбойником Сей блаженный Варвар был прежде лютым разбойником в странах Луканских [ 1 ]. Много пролил он крови человеческой, и никто не мог его изловить, ни тем более бороться с ним, так как он обладал необыкновенною телесною силою. Но преблагий и человеколюбивый Бог, не хотящий смерти грешника и всем спасения ищущий, подобно тому, так некогда апостола Павла (Деян.22), так и сего разбойника действием Своего Промысла уловил в сети спасения. Однажды, когда разбойник этот сидел в пещере и смотрел на множество награбленного золота, вдруг сердца его коснулась благодать Божия, приводящая грешника на путь покаяния. И вот разбойник умилился душой и, вспомнив о страшном суде Божием, начал скорбеть, говоря в душе своей: «Увы мне грешному, что сотворил я! Много пролил я крови человеческой, многих жен осквернил, чужие имущества похищал и много иного сотворил зла! Между тем, сегодня ли, завтра ли, но я должен умереть; а что я приобрел, — кому останется?!» И потом воззвал снова: «Я знаю, что древнего разбойника Христос по Своему милосердию (Лк.23:40–43) восприял к Себе: и меня Он приимет, если только покаюсь. Се ныне каюсь я, сокрушаюсь о своих злодеяниях и ищу Его милосердия». Сказав это в глубине души своей, Варвар воспрянул и, не сказав ничего своим товарищам, взял лишь меч под свою одежду и, оставляя все, ночью пошел в ближайшее селение, в котором была церковь. Пришедши в церковь во время утрени, он, по ее окончании, пал священнику в ноги со слезами, восклицая: — Отче святой! Не отринь меня, окаянного грешника, пришедшего к твоей святости: ибо покаяться хочу я в содеянных мною злодеяниях. Священник, подняв его с пола, подвел к святому алтарю и сказал: — Исповедуй, сын мой, пред Богом содеянные тобою согрешения; я же буду смиренным свидетелем твоего исповедания и покаяния. Кающийся стал говорить: — Я, отче, — тот самый разбойник Варвар, о котором, как думаю, и ты слышал. Преисполнен я множеством грехов, нечистоты телесной, грабительством и убийствами: ибо я убил до трехсот человек, в том числе погубил мечом и двух пресвитеров, не хотевших допустить меня к таинству покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ибо он, войдя вместе с множеством епископов, трепещущих и не желающих говорить о том, что могло бы опечалить варвара, но уповающих, тем не менее, на справедливость и мудрость сего мужа, имея под рукой законы, начал пространно говорить в присутствии императора, чтобы вместе с блаженным Давидом обратить к нему свою речь: И говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился ( Пс. 118:46 ) 894 Поскольку варвар, как ему казалось, хвастался перед ним италийским наречием, говоря на котором, как чужеземец, был не в состоянии разделить слова на слоги, святой, перейдя на тот же язык, засыпал его италийскими словами, называя тираном и врагом государства, напомнив ему о родине, о бегстве, о страхе, о том, как он молил о защите, о спасении сверх надежды, о клятвах, которые он уничтожил, убедив тогда императора тем, что показал ему закон, согласно которому сохранялось благоволение для него, для его детей и потомков, он также напомнил, что тот варвар получил эту власть, несмотря на то, что его нраву подобали изгнание и смерть 895 . Конечно же, ныне я постарался рассказать не о том варваре, но, воспользовавшись этим как предлогом, сделал известной дерзновенную речь отца. Они же, измыслив великую ложь, сказали, что святой хочет принести ему в жертву одновременно дела и Церкви, и государства 896 , и, сказав, убедили [в этом]. И ничего удивительного, когда блаженный Давид, еще имея в руках голову и меч Голиафа, был признан Саулом не благодетелем, а предателем, и даже был изгнан 897 . Такую весьма смехотворную хулу возвели на отца те приближенные к власть имущим, которая не содержала, как я раньше говорил, ни одного правдивого слова, но совершенно обратное: ибо, если бы кто-то сочинил речь, посвященную очистившему Римское государство от такой скверны и затем, придя, захотел бы ее произнести, никто прежде блаженного сего подобающим образом не одобрил бы этой речи, потому что дело его было столь чисто, что многие слышали, что варвар говорил и тогда, когда еще находился дома, и тогда, когда обратился в бегство: «Я потому не уничтожил епископа Иоанна, чтобы это не засчиталось ему в мученичество. Ибо, если бы он страстно не стремился к этому, он не дерзнул бы на такую смелость».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Если выбирать между Кораном и гамбургером, я выбираю гамбургер. Ну, оккупирует нас Америка, это, конечно, будет грустно, но мы опять сочиним анекдоты, самиздат восстановим. Как-нибудь высвободимся, не впервой. Американцам нужны наши недра, а исламской экспансии — души. Единственная правильная позиция христианина по отношению к исламу — это проповедь. Они-то действуют именно таким методом. Скольких уже русских затащили в ислам! Выстоять может только христианин. Благополучному пофигисту не выжить. Все в жизни повторяется. Были римляне, которые ни во что не верили. Комфорт у них был не хуже нашего, а может даже и лучше. Постмодернизм у них был свой. Свои литературные изыски. А потом пришел варвар и зарезал эту высокоэксистенциальную свободную личность в ее собственной ванне-джакузи. Когда образованный человек начинает впадать в комфортное состояние пофигизма, приходит варвар. Сегодняшний варвар — в зеленом. Вам надо, чтоб в Вашей квартире телевизор разбили, окна заставили бы краской замазать? — Крестовый поход лучше? — А что вообще плохого в крестовом походе? Неокатолический Папа не был в праве за крестоносцев «извиняться», они не имеют к нему отношения. Традиционный католицизм от них не отречется никогда. Детский журнальчик у лефевристов называется «Крестоносец». Моя любимая фигура, применительно к эпохе Крестовых походов, Бодуэн IV Иерусалимский. Чудо вообще! Неизлечимо больной 15-летний мальчик: которого несли на носилках впереди войска, когда он уже на коня сесть не мог, но пока его хотя бы несли, все битвы христиане выигрывали. А в Европе все были тогда заняты шкурными интересами. Я не знаю, почему Католическая церковь не канонизировала короля Бодуэна. — А за что бандита канонизировать? — Он не бандит, а хранитель Гроба Господня. И легитимный король Иерусалима. — «Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им приличнее было бы лежать во прахе, — культуру, сравнительно с которой даже наш девятнадцатый век является очень бедным, очень «запоздавшим». — Конечно, они хотели добычи: Восток был богат… Крестовые походы были только пиратством высшего порядка, не более того!» Цитата из того же Ницше.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

Коль чувствительная встреча! Обрадованная Евфимия поверглась в объятия матери. Изумленная София остановилась, внезапно увидев дочь свою, в рабские рубища одетую. Обнявшись, обе они рыдали и не могли промолвить ни одного слова. Потом Евфимия рассказала все злодеяния варвара, все злосчастия с нею случившиеся, и оказанную помощь св. мучеников Гурия, Самона и Авива. Сердце нежной матери растаяло от милости, и все слушающие, удивляясь, прославили всемогущую Божию силу и помощь. Пришедши к гробнице св. мучеников, София и Евфимия пребыли тут в молитвах до самого вечера. Вся Греция узнала о славном чуде, и все восхвалили имя Господне. Но Бог не оставил без наказания и клятвопреступного Готфа. Чрез несколько времени, Греческому воинству опять случилось идти чрез Едессу, и варвар, привыкши к грабежам, неразлучным с войною, находился тут же. Не сомневаясь, что Евфимия погибла лютою смертью он без всякого стыда посетил свою тещу. София, увидав его, скрыла Евфимию, приняла с притворною ласковостью и начала спрашивать, здорова ли дочь моя? «Молитвами твоими живет благополучно, отвечал варвар, родила сына и чрез меня целует тебя. Если б я, будучи дома, знал, что достанется быть в Едессе, то непременно бы взял ее с собою: но поход назначен был в другую сторону, и уже на дороге получили приказание идти к Едессе. София будто поверила словам его: пригласила родственников и приятелей, и – вывела пред него Евфимию. «Злодей! сказала она, знаешь ли эту отроковицу? знаешь ли, кто она? знаешь ли, где заключил и какой смерти предал ее»? Затрепетал преступный Готф и сделался безгласен, как мертвый, а раздраженные Едесяне схватили его, заключили в темную комнату, и о всем возвестили блаженному Епископу Евлогию. Не нужно было новыми доказательствами удостоверяться в его злодеяниях: чудо святых страстотерпцев было в свежей памяти у всех, да и варвар признался немедленно. Преосвященный Евлогий о всем донес воеводе, начальствовавшему над греческим войском. Немедленно наряжен был суд; и Готф, как нарушитель обязанностей супружеских, губитель невинности, клятвопреступник и убийца, приговорен к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Став христианином, святой уединяется в горах и проводит в уединении несколько лет, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. Среди святых, обратившихся из ислама, нет наверное, никого, кто в своей дохристианской жизни согрешил бы против христиан столько, сколько св. Варвар. Но нет среди них и никого, кто бы сравнился с ним по величию подъятого подвига покаяния. В качестве епитимьи святой принимает цепи на шею, руки и ноги. " В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и мороз среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному " . Как и апостол Павел спустя много лет переживавший своё одобрение убийства св. первомученика Стефана, святой Варвар, думается, не менее сожалел о пролитой им крови. Во время столь великих подвигов, у святого всё больше и больше разгоралось желание исповедовать Христа не только своей жизнью, но и смертью. Но как достичь этого в тех условиях? Ведь Варвар - единственный из всех упоминаемых здесь святых, обратившихся из ислама, кому не пришлось свидетельствовать о своей вере на мусульманском суде. Он жил среди христиан. Тем не менее, обстоятельства кончины св. Варвара странным образом указывают на то, что его желание пролить свою кровь за Христа было услышано... Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, застрелили его из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку. Впоследствии мощи св. Варвара были перенесены в храм и через некоторое время стали обильно источать благовонное миро, от которого совершались многочисленные исцеления. Маленькая дочь составителя жития святого, Константина Акрополита, была исцелена от тяжкой болезни чрез помазание миром от св. Варвара, в благодарность за что Константин и составил своё " Слово на св. Варвара " . Ныне мощи святого почивают в обители горы Келлии, что на севере Греции.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

На всечестном лике Вратарницы заметна спекшаяся рана от удара пирата. Этот варвар, ударив икону мечом, увидел, что из раны истекла кровь. Это чудо умилило его. Он уверовал, крестился и остался в монастыре, став впоследствии монахом. Он посчитал себя недостойным всякого имени, кроме имени Варвар. Однако его жизнь в покаянии и подвиге оказалась угодной Богу, и мы чтим его как святого. В небольшом храме иконы Божией Матери «Вратарница» есть фреска, где он изображен в облике пирата с подписью: «Святой Варвар». Скит Кавсокаливия получил свое название от святого Максима Кавсокаливита, но основан был преподобным Акакием из Аграф, жившим в XVII–XVIII веках в пещере, которая сохранилась и доныне. Видя, что братиям и отцам-подвижникам тяжело приходится без воды в этих сухих и бесплодных скалах, святой Акакий помолился и, трижды, в честь Святой Троицы, ударив, как Моисей, своим жезлом чуть выше кириакона, извел обильный источник приятнейшей воды, сделавшей суровое скалистое место скита настоящим садом. Когда преподобный Акакий подвизался в своей пещере в полнейшем и подчас невыносимом одиночестве – как повествует его биограф иеромонах Иона Кавсокаливит – каждое утро на дерево, растущее у входа в пещеру, прилетала птица и пела удивительную мелодию. Когда преподобный слушал это пение, его душа исполнялась неизреченной радости и избавлялась от уныния и печали, которые часто одолевают исихастов. Наверное, эта приятная птичка была Ангелом Господним, посланным для утешения в эту суровую пустыню. Преподобный имел такой дар утешения людей, что страдавшие от помыслов от одного вида его радостного лица избавлялись от них и умиротворялись. Преподобный Григорий, подвизавшийся в районе Великой Лавры около середины XIII века, был старцем великого отца и учителя нашей православной веры святителя Григория Паламы . В непрестанной молитве этот блаженный старец стяжал такую добродетель, такую нестяжательность и беспопечительность, что удостоился принимать пищу от Ангела Божия. Много лет прошло уже с тех пор, когда на праздник святителя Николая в монастыре Григориат случилось это удивительное чудо. Знаменитый монах Хаджи-Георгий был тогда послушником Гавриилом. Из-за плохой погоды отцы не смогли поймать рыбу для угощения гостей и пребывали в печали. Но послушник Гавриил не унывал, всю надежду возлагая на святителя Николая. Он углубился в молитву и совершал прилежное моление. И вот в самый канун праздника на берег у монастырского причала сильные волны чудесным образом выбросили несколько больших и хороших рыбин. Братия, едва заметив это, побежали, собрали их и приготовили трапезу, прославляя и воспевая питающего их Господа и покровителя монастыря святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Достигнув луга, он пробыл на нем двенадцать лет, оставаясь нагим и не имея на себе даже никакого рубища. И сделалась кожа его подобной коре древесной: опаляемая солнечным зноем и растрескиваясь от мороза, она почернела, как уголь. И стал блаженный Варвар добровольным мучеником. Когда прошло двенадцать лет таковых страданий его в пустыне, он получил по Божественному откровению извещение о прощении своих грехов и о том, что ему предстоит подвиг покаяния своего завершить мученически, кровью своею. И вот однажды, ходя по лугу, Варвар приблизился к дороге, на которой остановились какие-то купцы. Они, думая, что это подошел какой-то зверь (ибо не разглядели, что было в густой траве), пустили в него из своих напряженных луков несколько стрел и поразили его тремя стрелами; подошедши же, увидели, что застрелили человека, и пришли в ужас. Варвар же повелел им ни бояться, ни скорбеть, и рассказал все о себе, и заповедал им возвестить о его кончине пресвитеру того селения. Сказав это, он предал душу свою в руки Божии. Вышеназванный пресвитер, узнав от купцов о происшедшем, пошел на то место, где увидал тело блаженного Варвара просветившееся, подобно свету. Совершив обычное над мертвым пение, он предал погребению его на том самом месте, на котором он был убит. Впоследствии от гроба блаженного Варвара стали истекать исцеления болящим различными недугами. По прошествии некоторого времени собрался сюда народ с пресвитером; открыли гроб и увидели, что тело святого не только было нетленным, но и источало целебное миро. Тогда все пришли в удивление и прославили Бога; честные же мощи святого Варвара перенесли с великими почестями в свое селение и положили в церкви, изумляясь дивному человеколюбию и милосердию Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава во веки. Аминь. Память 7 мая Страдание святого мученика Акакия Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана [ 1 ] и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйди на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божиею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита [ 3 ]. Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии [ 4 ], пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю. Но в то время, как святой молился, явился ангел и, собрав его внутренности, вложил их снова на свое место в чрево мученика и исцелил его, так что не оставалось даже и следа язвы на его теле, а потом отвязал его от мучилищного дерева. Увидев такое чудо, воевода Вакх, вместе с двумя воинами — Каллимахом и Дионисием, уверовали во Христа и исповедали Его, а скверных богов языческих похулили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010