Скачать epub pdf Страдание святого мученика Варвара воина и других с ним Память 6 мая Когда богоненавистный царь Юлиан Отступник 2997 начал войну с франками 2998 , то послал против них военачальника Вакха, в полку которого служил храбрый воин, по имени Варвар, по вере христианин, но тайный. Полки обеих стран приготовились к битве; среди франков находился один сильный, подобный Голиафу ( 1Цар.17 ), борец. Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйти на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита 2999 . Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии 3000 , пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вакх Новый, прмч. - житие Святые мученики Варвар воин и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий Святые мученики Варвар воин и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий жили в IV веке и служили в войске императора Юлиана Отступника. Святой Варвар был тайным христианином; в войне с франками он одержал победу в единоборстве с неприятельским воином-великаном, за что приобрел большую честь в войске и одобрение императора и получил титул комита (царского телохранителя). После победы над франками военачальник Вакх пожелал принести жертву языческим богам и предложил Варвару честь первого жертвоприношения как победителю. Тогда святой Варвар открыто исповедал себя христианином и отказался принести жертву. За это по приказу Юлиана Отступника он был подвергнут многим истязаниям. Святого повесили и резали тело его до тех пор, пока не выпали внутренности. Святой Варвар воззвал ко Господу о помощи; тогда явился Ангел Божий и исцелил его раны, так что от них не осталось и следа. Увидев это чудо, военачальник Вакх и два воина – Каллимах и Дионисий уверовали во Христа и отреклись от языческих богов. За это они были немедленно обезглавлены. Святого же Варвара продолжали мучить. Его привязали к колесу, под которым разожгли сильный огонь, а тело страдальца поливали маслом. Но и тут сила Божия сохранила святого мученика невредимым, огонь же направился на мучителей, многих опалил, а двоих погубил. После этого святого мученика Варвара истязали еще в течение семи дней. Но дивной помощью свыше он оставался невредимым. Тогда многие язычники, видя в этом чуде явное проявление силы Божией, обратились к вере в Истинного Бога. Наконец святой Варвар окончил свой славный подвиг и в 362 году был усечен мечом. Тело мученика было предано погребению в городе Мефоне Пелопонпесском благочестивым епископом Филикием. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Вакх Новый, прмч. " .

http://pravicon.com/info-1887

Целомудрие св. мученицы Евфрасии 8 Непорочность есть такое сокровище девицы, которое она должна предпочитать всему на свете. Лучше ей потерять все – даже самую жизнь, чем лишиться этого драг ценнейшего цвета в венце женского пола. Так поступила святая Евфрасия! Уже Максимиану, великому гонителю христианства, наскучило подписывать смертные приговоры поборникам евангельской веры, ибо, истощив на них все ужасы мучений, не мог он поколебать христианской твердости. Тиран умыслил другой род казни. Девицу Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы принесла жертву богам её отечества; но так как все усилия были тщетны, то она была отдана развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увез ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному жениху сказала: «Как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: я – волшебница; знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну: у меня есть на примете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий; но также волшебная наука открыла мне, что эта трава имеет действие только тогда, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию, идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: – Вот тебе лучшее от меня приданое! – Чем же уверишь меня в истине твоих слов? – спрашивает ее воин. – Опытом над моею головою, если тебе угодно, – отвечает Евфрасия. И вдруг, обнажив шею, прикладывает к ней мнимо-таинственную траву и говорит: – Взмахни как можно сильнее мечом твоим и ударь меня: увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред. Варвар поверил, и голова Евфрасии отлетела от шеи. Мученица пала бездыханна. Идолопоклонник, поруганный невинностью, заскрежетал зубами; а целомудренная девица отошла к Жениху небесному. (Из «Училища благочестия»). Читать далее Источник: Женские подвиги и добродетели в живых рассказах/Сост. свящ. Георгий Орлов. - Изд. 3-е, ил. - Москва : тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1913. - 278, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ [греч. Βρβαρος, Βκχος, Καλλμαχος, Διονσιος] († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая). Пострадали во Фракии при имп. Юлиане Отступнике . В. В. служил в рим. войске под командованием военачальника В. и был тайным христианином. Когда во время похода против герм. племени франков войска сошлись для битвы, один из франков стал вызывать кого-либо из рим. армии на единоборство. Он отличался огромным ростом и силой, поэтому никто из римлян не осмеливался бороться с ним. Только В. В., призвав имя Господне, выступил против него и одолел. Он снискал большое уважение среди сослуживцев, император удостоил его саном комита. Когда войска Юлиана пребывали во Фракии и праздновалась победа над врагами, В. В. отказался принести жертвы идолам. Военачальник В., а затем и император не смогли убедить его. Тогда В. В. привязали к дереву и мечом рассекли ему живот, но явившийся ангел исцелил и освободил В. В. Увидев это чудо, В. и воины К. и Д. уверовали во Христа и были за это казнены, а В. В. привязали к железному колесу и вращали над костром, поливая кипящим маслом. Однако огонь не причинил вреда мученику, а только опалил мучителей. На ночь В. В. поместили в темницу, где ему явился Господь и укрепил его. Ограждаясь честным крестом, он оставался невредимым и после того, как его бичевали воловьими жилами, ввергали в раскаленную печь и в яму со змеями и ядовитыми насекомыми. Многие уверовали во Христа, глядя на эти чудеса. Наконец, император велел отсечь ему голову мечом. Благочестивый еп. Филикий (или Финикс) предал его тело погребению в г. Мефоне. Традиционно местом погребения В. В. считался Мефон Пелопоннесский, однако, по мнению И. Делеэ и др. исследователей, это г. Мефон в Фессалии; сведения о мощах В. следует отнести к мч. Варвару , бывш. разбойнику. Сохранились житие В. В. на греч. языке и его лат. перевод, сделанный Петром Наталибусом († 1370), из к-рых известно, что В. В. претерпел мученическую кончину 8 мая, а погребен 14 мая. Хотя его память упоминается в ряде визант. календарей ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 217), почитание было вытеснено культом одноименного мч. Варвара. Рус. перевод жития выполнен по лат. источникам свт. Димитрием Ростовским . В календаре РПЦ память В. В. приурочена к 6 мая, дню памяти мч. Варвара, бывш. разбойника. Ист.: BHG, N 219; ActaSS. Mai. T. 3. P. 285-286; ЖСв. Май. С. 218-221; Delehaye H. Les actes de S. Barbarus//AnBoll. 1910. T. 29. P. 276-301. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 166-169; Janin R. Barbarus (2)//DHGE. T. 6. Col. 591. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154103.html

Список статей по запросу «Дионисий 020 15 10 1385 Киев архиеп» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Дионисий 020 15 10 1385 Киев архиеп» найдены статьи: ВАРВАР ВОИН, ВАКХ, КАЛЛИМАХ, ДИОНИСИЙ († ок. 362), мученики (пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ († 268), свт. (пам. зап. 26 дек.), 26-й еп. Римский (с 259) ДИОНИСИЙ († до 362), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Медиолан (совр. Милан, Италия) ДИОНИСИЙ († 1184), свт. (пам. в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), еп. Полоцкий ДИОНИСИЙ (1316 - 1388), прп. (пам. греч. 25 июня и 25 февр.), афонский подвижник ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ДИОНИСИЙ Щепа († после 1463), прп., иером. (пам. 3 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ДИОНИСИЙ прп., Новгородский - см. ст. Никон и Дионисий, преподобные, Новгородские ДИОНИСИЙ († 1645), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Переславский, затворник Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Дионисий (xu2020 ...

д) Св. деву Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы она принесла жертву богам ее отечества. Но так как все усилия были тщетны, то она была отдана грубейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному своему жениху сказала: «Как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: – я волшебница: знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну; у меня есть на примете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий, – но та же волшебная наука открыла мне, что эта трава только тогда имеет свою силу, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию и идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: «Вот тебе лучшее от меня приданое!» – «Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» спрашивает ее воин. – «Опыт над моею головою, если тебе угодно», отвечает Евфрасия – и вдруг, обнажив шею, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: «Взмахни, как можно сильнее, меч твой и ударь меня: ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и – голова Евфрасии отлетела от шеи: мученица пала бездыханной. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами, а целомудренная девица отошла к небесному Жениху («Чет.-Мин.»). е) Св. Иоанн Лествичник приводит пример высочайшей степени чистоты: «Некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудростию Создавшего столь прекрасное творение, и, воззрев на нее, возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхъестественно сделалась венцом славы» (Леств. степ. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Во многих благодеяниях имеем нужду; молися за отечество пред общим всех Царем; ибо отечество мученика — страна, где он пострадал, а сограждане и сродники —те, кои его погребли, у которых его тело, кои чтут его. Предусматриваем скорби; ожидаем опасностей; не далеко ужасные Скифы, замышлявшие войну против нас; как воин поборай по нас, как мученик яви (молитвенное) дерзновение (к Богу) за служащих Ему вместе с тобою. Хотя ты и прешел от сей жизни, но знаешь страдания и нужды человечества; испроси нам мир, чтобы не прекратились сии празднества, чтобы не стал ликовать над храмами и жертвенниками неистовый и необузданный варвар, чтобы не попрал святая сквернитель. Ибо мы и то, что до сих пор сохранились невредимы,—твоим считаем благодеянием; просим у тебя и на будущее время безопасности. А если б оказалась нужда в большем молитвенном предстательстве, собери лик своих братьев мучеников и молись со всеми ими; молитвы многих праведников да разрешат грехи народов и племен. Напомни о нас Петру, возбуди Павла, равно как и Иоанна Богослова и возлюбленного ученика, да позаботятся о церквах, которые они устроили, за которые носили узы, за которые подверглись опасностям и смерти, чтоб идолослужение опять не подъяло главы над нами, чтоб ереси, как терния не произросли в винограднике, чтобы вновь ожившие плевелы не заглушили пшеницы, чтобы не было среди нас каменистой почвы (Мф. 13:20), лишенной тука, истинной росы и препятствующей укорениться силе слова для принесения благих плодов; но силою твоей и сущих с тобою молитвы, о, дивный и пресветлый среди мучеников, да соделается гражданство христианское до конца времен местом жатвы на тучной и плодоносной пажити веры во Христа, всегда плодоносящим жизнь вечную, жизнь во Христе Иисусе Господе нашем, с Коим Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3113...

Через столетия Заповедь Христа очистила от племенных атавизмов Закон Израиля, распространила его без какого-либо исключения на все человечество. Все люди равны перед Богом, а потому в устах Спасителя термин «раб» никоим образом не звучит оскорбительно: «Кто хочет между вами быть первым, пусть будет вам рабом» (Мф. 20:27), «раб верный и разумный» (Мф. 24:45); раб тоже призван к любви и также должен быть любим. И Апостол Павел обращается к рабам с той же интонацией братского увещевания, что и к свободным лицам, не видя между ними никакой разницы: «Раб, призванный в Господе, есть вольноотпущенник Господа, подобно и призванный свободным есть раб Христов» (1 Кор.7:22). Как высоко звучат эти слова на фоне, например, таких общепринятых в те века утверждений, что «раб не только раб господина, но и всецелом принадлежит ему», «варвар и раб по своей природе понятия тождественные» ( Аристотель. Политика. Книга I. 1252b10, 1254а10. С.377, 382), «рабы никогда не станут друзьями господ, так же как люди никчемные никогда не станут друзьями людей порядочных», или что «душа раба лишена всякого здравого разума» ( Платон. Законы. Книга VI. 757 а; 777 а//Платон. Сочинения. В 3 т. Т. 3, часть 2. М., 1972. С.231, 253). Нет, учил Спаситель, каждый ценен именно потому, что он – человек, а не воин, царь, вельможа или жрец. Более того, Бог избрал «безродное мира и уничиженное» (1 Кор. 1:28) для спасительной деятельности. Сами Апостолы «сделались сором для мира, отбросами для всех» (1 Кор. 4:13), но они же создали Христову Церковь. Процесс правообразования и трансформации правосознания длился веками, пока, по одному удачному выражению, общество не поняло, что «человек защищается не потому, что он гражданин, а потому, что он – человек» ( Покровский И.А. Лекции по истории римского права. М., 2021. С. 160). И потому так понятны слова: «Человек обладает известными субъективными правами, которые составляют его естественные индивидуальные права. Он рождается свободным, т.е. с правом свободно развивать свою физическую, умственную и нравственную деятельность. Он имеет право заставить всех уважать эту физическую, умственную и нравственную свободу; таким образом, для всех возникает обязанность уважать свободное развитие физической, умственной и нравственной деятельности каждого, и эта обязанность есть первооснова права» ( Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. М., 1908. С. 5, 6).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/25/pr...

Но жрецы-друиды галлов и сами галлы воспринимали древнюю традицию проще и практичнее, и их веселье не было похоже на веселье славянской Масленицы, на которой тоже сжигают чучело – но без людей внутри. В водах Севастийского озера, под небом Севастии Армянской, города, названного в честь императора Рима, стояли его верные и лучшие воины, а не поверженные и несчастные пленники галлов. Воины были родом не галлы, а каппадокийцы, они стояли под небом родины и в ледяной воде самого прекрасного озера своей родины – скованного льдом. Над их головами сияли весенние звезды, созвездие Рыб. Император Константин, август и севаст, уже объявил христианство «разрешённой религией», он видел крест и надпись «Сим победиши», он был в душе на стороне Христа, а не Митры или Юпитера. Но у него был соправитель, тоже август, тоже севаст, Флавий Галерий Валерий Лициниан Лициний, или просто император Лициний. Он тоже был варвар, он был из Дакии, он стал главным воином – императором. На первое место он ставил военную дисциплину, а все религии – потом. После того, как между бывшими соправителями готова была начаться война, Лициний велел заставить  принести ему доказательства военной дисциплины и верности присяге – принести жертвы богам и себе. Он считал, что император – это бог. Каппадокийские легионеры были непобедимы в бою. Их боялись парфяне и готы. Эти воины не были новичками или новобранцами – даже самые молодые уже успели показать чудеса храбрости и военной дисциплины, ведь и то, и другое важно, когда сражаешься плечом к плечу. Они были простыми и сильными людьми, их не удивляло, что воин может быть христианином. Их удивило, что Лициний боится их и требует каких-то жертв. И они отказались. И сами стали жертвами – за имя Христа. Он, Христос Бог, творит всё новое – в водах, в порывах ветра, во тьме ночи творится новое человечество, со-телесное Ему, со-страдающее Страстям Его, со-приносящееся Ему – а Он приносит Себя в жертву добровольно за жизнь мира. И это новое творение, эта Церковь Его, является и видна тем, кто, как сторож, случайно оказался рядом – и вовсе не видна даже тому, кто по ошибке долго был внутри, как трусливый воин, нашедший гибель в огне бани, который он принял за спасение и тепло.

http://pravmir.ru/sorok-sevastijcev/

Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010