Так, священные правила говорят: если манихеи или иные еретики, бывшие христианами, начнут потом поступать и рассуждать по-еретически, то те, кто узнают об этом и не сообщат князьям, подлежат смертной казни. Если какой-либо воевода, или воин, или начальник собрания, которые должны заботиться о том, не поступает ли кто и не рассуждает ли по-еретически, — если они, узнав о том, не сообщат о еретике, то заслуживают смертной казни, хотя бы сами и были православными. И божественный Златоуст говорит: не думайте, что делаете благое дело вашим братьям, если видите творящего неподобное и не сообщаете об этом; сами себя предаете окончательному осуждению. И еще говорит Златоуст: разве не по-персидски рассуждает перс? И варвар — не по-варварски ли поступает? Если кто-нибудь из персов или варваров, скрывающийся среди нас и притворяющийся одним из нас, будет узнан и схвачен, разве не будет он тотчас, без слов, подвергнут допросу и пыткам, и не только он один, но и знавшие слова его и дела и не сообщившие о том? Так же и воры и разбойники, убийцы и разорители могил, схваченные и обличенные, — разве не претерпят они вечную муку и злую смерть? И не только те, кто крадет или убивает, но и те, кто знает об этом и не доносит, или господа, не желающие запрещать подчиненным, — все они примут такую же казнь. Тем более достоин казни тот, кто слышит или видит говорящего слова или творящего дела еретические и не сообщает об этих хулах и оскорблениях. Если услышишь, что кто-либо затевает убийство царя земного, и не донесешь о том, то будешь казнен вместе с заговорщиками; еретики же и отступники постоянно убивают, хулой и поношением, Царя Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а ты знаешь, кто хулит и поносит, — и не проявляешь никакого старания и ревности, чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь предан вечному огню вместе с теми, кто поступает так. Тот же, кто хочет избежать такой участи, ни в коем случае не должен утаивать или покрывать еретиков, но должен обличать их и свидетельствовать о них, — не только если сам услышит или увидит кого-либо, говорящего слова и творящего дела еретические, но и в том случае, если обнаружатся другие истинные свидетели против делающих и говорящих по-еретически.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Что же дальше? Воин-убийца немедленно получает прощение, и не только прощение, но и богатые дары, к тому же он пользуется полной свободой. Многие друзья императора, докучая Алексею, требовали удалить убийцу из царственного города. Но он не послушался их и сказал: «Если господь не охранит города, напрасно бодрствует страж 910. Посему давайте молиться богу и просить у него защиты». Стали распространять слухи, что варвар покушался на самодержца с согласия Диогена. Но император не обращал внимания на эту молву и даже возмущался ею. Он продолжал терпеть Диогена и изображал полное неведение до тех пор, пока острие меча, можно сказать, не коснулось его горла. Но хватит об этом. Великий доместик напомнил этот эпизод Никифору, но не смог его ни в чем убедить. Затем он пришел к императору и сообщил, что Диоген ни в чем не сознается и запирается, несмотря на все увещевания. 8. И вот император вызвал к себе Музака и приказал ему, взяв оружие и помощников, отвести Никифора из палатки великого доместика в свою, где им надлежало со всеми мерами предосторожности стеречь его, но не заключать в оковы и не причинять никакого зла. Музак сразу же приступил к исполнению приказа. Схватив Никифора, он привел его в свою палатку. Всю ночь Музак увещевал и уговаривал Диогена. Видя, что тот дерзко отвечает ему, исполненный гнева Музак начал действовать вопреки приказу. Он решил применить пытку. Едва он начал пытать Диогена, как тот, не выдержав даже первого прикосновения, пообещал во всем сознаться. Музак немедленно освободил Никифора от оков и позвал писца со стилом (это был Григорий Каматир, недавно назначенный на пост секретаря императора) 911. Диоген рассказал обо всем, не умолчав и о подготовлявшемся покушении. Наутро Музак захватил с собой письменные признания Диогена и найденные им письма, присланные Диогену различными лицами (из этих писем явствовало, что императрица Мария знала о бунте Диогена, старалась не допустить убийства Алексея и не только усиленно отговаривала Диогена от осуществления его плана, но убеждала его вообще отказаться от мысли об убийстве), и принес их императору. Прочтя письма, Алексей обнаружил в них имена большинства подозреваемых им людей и пришел в отчаяние, ибо заговорщики оказались весьма высокопоставленными лицами. Ведь Диогена не интересовали простые люди: они и так с давних пор были всей душой преданы ему и приняли его сторону, поэтому он старался заручиться поддержкой первых людей из военного и гражданского сословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разговор братьев услышала Феопистия. Она удивлялась, и радовалась, и боялась поверить, что эти славные молодые воины — Агапий и Феопист. Феопистия решила просить у военачальника позволения идти с войском в Рим, чтобы там искать своего мужа и удостовериться, что юноши — ее сыновья. Придя к Плакиде, она поклонилась и сказала: - Прошу тебя, позволь мне идти с вами в Рим. Сама я римлянка; пятнадцать лет тому назад меня взяли в плен варвары и привезли сюда. Теперь я свободна и скитаюсь в чужой стране, терпя нужду. У Евстафия было доброе сердце, и он тотчас согласился взять ее в Рим. А Феопистия узнала его и остановилась в удивлении, словно в забытьи. Но муж не понимал, кто перед ним стоит. Она не стала открываться ему и ушла. «Я такая нищая и убогая, а он знаменитый воин»,- думала она и молилась Богу, чтобы Он помог и муж и сыновья узнали ее. Прошло время, и Феопистия снова подошла к Плакиде. - Что еще просишь, мать? — спросил он. Она низко поклонилась и сказала: - Не ты ли Плакида, во святом крещении нареченный Евстафием? Не ты ли видел Христа на кресте посреди оленьих рогов? Не ты ли Бога ради ушел из Рима с женой и сыновьями Агапием и Феопистом? И не у тебя ли варвар отнял на корабле жену? Божия благодать защитила меня и сохранила от поругания — ведь тот варвар внезапно заболел и умер, не причинив мне зла. Евстафий словно пробудился от сна. Он узнал жену, и, обнявшись, они плакали от великой радости. - Где же наши дети? — спросила она. - Их съели звери,- вздохнув от сердца, сказал Плакида. - Не скорби, господин мой. Как нам привел Бог нечаянно встретиться, так и дети наши найдутся.- И Феопистия рассказала ему об услышанном разговоре. Тогда Евстафий велел позвать Агапия и Феописта и обо всем их расспросил. Услышав рассказ сыновей, отец с матерью возликовали, а с ними все войско — не так радовались о победе над варварами, как об этой радости. Так Бог утешил верных рабов Своих. В то время умер император Траян. Вместо него стал править Адриан, почитавший идолов и ненавидевший христиан. Он думал, что это языческие боги помогли римлянам одолеть варваров, и, когда войско пришло в Рим, велел всем готовиться к совершению жертвоприношения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

4.04 . Преподобный Зосима Палестинский (ок. 560), возгордившийся аскет – Ж8, 72–73; П, 265; П-2, 68; ПМВ, 571; РМ, 309; ПЦК; Э (в Житии Марии Египетской). 14.04 Мученики Литовские Антоний, Иоанн , отступник и Евстафий (1347) – Ж8, 211–214; РС, 237–239; ПЦК; Э (мученики Виленские). Нет Жд2, РМ, П, П-1, ПМВ. Мученик Ардалион Мимский (305–311), гонитель-лицедей – Ж8, 219; П, 262; П-2, 88–88 об.; ПЦК; Э. Нет РМ, ПМВ. 16.04 Мученик Михаил Вурлиот (XVIII в.), отступник – только ПЦК и Э. 20.04 Праведный Закхей , бывший мытарь (I) – П-2, 92 об.–93; ПМВ, 573; Э (без Жития). Нет Ж8, РМ, П, ПЦК. 22.04 Преподобный Виталий (609–620), – Ж8, 352–357; ИЖС, 87–89; П-2, 97–98; ПЦК; Э. Нет РМ, ПМВ, П. 23.04 Мученики Анатолий и Протолеон (303), гонители-воины – Ж8 (без Жития); ИЖС, 93; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 28.04 Мученики Саторний , Иакисхол , Фавстиан , Ианнуарий , Марсалий , Евфрасий , Маммий , разбойники, Мурин , разбойник и блудник, Зинон, Евсевий, Неон и Виталий (ок. 63) – ПЦК, Э; Ж8, 547 (внутри памяти апостолов Иасона и Сосипатра и Керкиры девы). В РМ, ПМВ, П и П-2 есть только обратившие их апостолы Иасон и Сосипатр. Май 6.05 Святой Варвар , разбойник (IX в.) – Ж9, 221–225; Э. Нет П, П-2, ПМВ, РМ, ПЦК. 10.05 Блаженная Таисия (V в.), блудница – Ж9, 304–307; Ф, 34–36; ИЖС, 110–111; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 13.05 Мученица Гликерия и с нею Лаодикий , страж темничный (ок. 77), гонитель-воин – Ж9, 440–441; П и П-2 (страж не назван по имени); РМ; ПМВ и Э только Гликерия. 24.05 Мученик Серапион и с ним прочие (в том числе Каллиник-волхв , гонитель) (218) – Ж9, 701; ПМВ (только Серапион); Э. Нет РМ, П, П-2, ПЦК. Преподобный Никита , Столпник Переяславский (1186), разбойник или мытарь – Ж9, 704–709; П, 270; РС, 495–496; ПЦК; Э. Нет П-2, РМ, ПМВ. 25.05 Мученик Панхарий (Пагхарий ), бывший прежде – П-2, 167 об.; ПМВ, 577. Нет Ж9, РМ, П, ПЦК, Э. Июнь 3.06 Мученик Лукиллиан , (270–275) – Ж10, 58; РМ, 258; П, 268; П-2, 185 («Лукиян»); ПМВ, 577; ПЦК; Э. 7.06 Священномученик Маркелл с прочими (в их числе начальник над тюрьмами Апрониан и воины Папий и Мавр , гонители) – Ж10, 125–129, Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ, ПЦК. Священномученик Маркеллин (кон. III в.), отступник – Ж10, 138–141; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ, ПЦК.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

- Надо думать. - Тогда, если мы предложим ему оспорить голову Трунии в поединке, он нерешится на отказ? Бардия задумался. - Хм, - сказал он. - О таком я слышал разве что в старых песнях. Но затеямне нравится. Пусть мы слабы, но лишняя война и царевичу ни к чему, пока он неуладил домашние дела. Клянусь богами, у него просто не будет другого выбора! Онне рискнет опозориться перед своими людьми, тем более что они о его чести и такневысокого мнения. Уже то, что он пытается загнать родного брата, как лисицу начужой земле, - презренно. Это не прибавит ему славы. А если он к тому же уклонится от честного поединка - его песенка спета. Твой замысел, Царица, может сработать. - Мудрое решение, - сказал Лис. - Если даже наш воин будет убит в поединкеи Трунию придется выдать, никто не сможет упрекнуть нас в том, что мы не пытались спасти ему жизнь. Мы сохраним доброе имя без страха ввязаться в войну. - А если падет Эрган, - прибавил Бардия, - мы поможем взойти Трунии напрестол и обретем союзника. Все говорят, что у Трунии голова в порядке. - Чтобы наш план сработал, друзья, - заключила я, - вызов Эргану долженпослать тот, кому отказать в поединке было бы особенным позором. - Это слишком уж хитро, доченька, - покачал головой Лис. - Мы рискуемпотерять Трунию и погубить того, кто вызовет Эргана на бой… - Что у тебя на уме, Царица? - спросил Бардия, теребя по привычке ус. - Онне станет биться с рабом, если ты об этом. - С рабом? - сказала я. - Нет, с женщиной. Лис в изумлении посмотрел на меня. Я никогда не говорила ему о наших с Бардией занятиях: отчасти потому, что я вообще избегала упоминать имя Бардии в его присутствии. Учитель мог сказать, что Бардия - дурак и варвар, а мне было бы обидно это слышать (Бардия тоже называл за глаза Лиса " гречонком " и " словоблудом " , но это почему-то меня так не задевало). - С женщиной? - сказал наконец Лис. - Кто из нас сошел с ума, ты или я? Широкая улыбка озарила лицо Бардии. Но он быстро загасил ее и помотал головой. - Я слишком хорошо играю в шахматы, чтобы жертвовать королевой по пустякам, - сказал он.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

И от 100 000 осташася толко руских людей 6000 разгнаных: овех убо мечем поразиша, инии же сами в водах истопоша, бегающе от страха варварского. И Волга утопшими людми загрязе, и езеро Кабан, и обе реки – Булак и Казанка – наполнишася побитыми телесы християнскими. И тече вода по три дни с кровию, и сверх людей лзя было казанцом ходити и ездити, аки по мосту. И велик бысть от тех мест плач на Руси, паче того, еже бысть плач о прежних побитых в Казани живущия Руси. Понеже бо ту падоша воинские главы избранные, княжие и боярские, и храбрых воевод и воин главы и тела, яко же и на Дону от Мамая. И тогда много зело казанский и велми царь Махмет-Аминь обогатися всяцем узорочьем и безчислеными драгими златом и сребром, и конъми, и доспехи, и оружием, и полоном. Или кто может дати число тому, ли сметити или счесть, еже царь тогда взял с казанцы своими! И ту учини гору златую. Но не долсий живот ему протяжеся, и умалишася дние его, и въскоре Господь скрати век его. И испивает чашю Божия отмщения. О проказе цареве Махмет-Аминеве, и о покаянии его, и о послании з дары к великому князю, и о смерти того царя. Глава 15 И за сие преступление порази его Богь язвою неизцелною от главы и до ногу его. Люте боляше три лета, на одре лежа, весь кипя гноем и червьми. Врачеве же и волхвы не возмогоша от язвы тоя исцелити. Но нихто к нему в ложницу не вхождаше посетити его: но ни та царица, прелстившая его, ни болшия его рядцы, смрада ради злого, изходящего от него. И вси смерти ему чаяху, не токмо тии, вхожаху к нему же и неволею, царица кормити пристави к нему. Но и тии скоро избегаху от поту лица его, и ноздри свои заемшии. И воспомяну царь согрешение свое, глагола в себе, яко: «Бысть мне неисцелен недуг сей за неправду мою и измену, и за клятвопреступление, и за напрасное и неповинное многое кровопролитие христианъское, и за великую любовь и честь, бывшую ми на Москве от названого отца своего и от великого князя Иоанна Васильевича. Въскорми бо мя и воспита мя от руки своея, не яко господин раба, но яко чадолюбивый отец любя чадо свое, или, реку, волчие щеня по злонравию моему. Взяв бо Казань у брата моего великим подвигом и трудом и мне предаде на брежение, злому семяни варварскому, яко верному чаду своему, аз же, злый раб его, варвар, солгах ему во всем, страшные ему клятвы преступих, от лестных словес, оболстивших мя, жены моея послушах и во благоденства место злая воздах ему! И убивает мя руский Бог его ради. О горе мне, окаянному! Погибаю, и все злато и сребро, и царьские венцы, и златотворные одежды, и многоценные постели царские, и красные мои жены, и предстоящые ми отроки младые, и добрые кони, и величание, и честь, и дани многие, и все мое безчисленое богатство, и вся моя драгая царская узорочья оставляются инем по мне! Аз же, поганый, токмо в суе тружахъся без ума, и несть ми ныне ползы ни от жены-змии, прелстившия мя, ни от множества силы моея, ни от братства моего – вся бо изчезоша, яко прах от ветра».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Царь же очюти пришедших воевод московских, и нападе на нь страх и трепет, востав и побеже нощию от града Тулы, и весь наряд свой у града пометавше с великим страхом и срамом, гоними Божиим гневом, и токмо единеми душами своими и телеса своя носяще, оставльше катарги своя и шатры, и велбуды, и колесницы в станех, на них же бе все стяжание их, сребрено и златое, и ризное, и сосуды. И бежаще, исполниша весь путь, метающе различная своя оружия и ризы. Воеводы же въслед царя женуще и победиша много силы его, и весь руский плен назадь отплениша. Самого же царя прогнаша в поле великое, за Дон, мало его жива не взяша руками. И мног крымский плен приведоша во град Коломну на уверение самодержцу и на показание всему народу. Он же прослави Бога о сем, посрамльшего лютого врага его, крымского царя, и возвеселися по седмь дней с веселием великим со всеми князи и воеводами и воздая победителем почести великие, комуждо по достоянию их. Тех же плененых крымцев повелением его живых всех в реку вметаша. О пошествии царя и великого князя с Коломны и о урядстве полков его. Глава 56 Царь же и великий князь не возмятеся о нечестивого царя приходе на Русь, ни устрашися от него, ни убояся. И воспять не возвратися от пошествия своего, яко воин страшен, но прогнав врага своего Божиею помощию, и верою Христовою укрепляемь, и надеждею, и подвизанием великим грядяше небоязнено на злые казанцы, не на силу свою надеяся великую, но на Бога своего, поминая рекшего: «Не спасется царь многою силою своею, и исполин не спасется множеством крепости своея». И прииде с Коломны в славный град Владимир, и препочи в нем неделю едину, по церквам Богу моляся и милостыню нищим дая. Из Володимеря же в Муром град прииде и стояше в нем десять дней, собираяся по малу с воинством, ожидая царя Шихалея. По днех десятих прииде в Муром град царь Шихалей ис предела своего, ис Касимова, с ним же силы его варвар 30000; и два царевячя Астроханские Орды и с ним же приидоша ту: Кайбула именем, другий же – Дербыш-Алей, 580 обославшеся царем Шигалеем, дающися волею своею в послужение царю великому князю, а с ними татар их дватцать тысящь. Он же радостно прият их и царскими дарованми одарив их и местом их учини быти под царем Шихалеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мч. Варвар. Роспись ц. Архангелов в Леснове. Македония. 1349 г. Фрагмент [греч. Βρβαρος] († 1-я пол. IX в.), мч., «бывший разбойник» (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая). Сохранившиеся версии его жития содержат противоречивые сведения о месте и обстоятельствах его подвижничества. Согласно греч. житию, В. был разбойником в «странах Луканских» (вероятно, обл. Лакония на Пелопоннесе), он погубил более 300 чел., и никто не мог ни изловить, ни одолеть его, т. к. он обладал необыкновенной физической силой. Однажды, глядя на собранное в пещере богатство, он исполнился раскаяния. Оставив своих товарищей, В. пришел в ближайшее селение, где была церковь, и исповедался священнику в своих грехах. Он дал обет Богу не подниматься от земли, пока не будут прощены его грехи, и поэтому передвигался на четвереньках. Пресвитер привел его к себе в дом и показал рабов, скот и собак. В. по своим грехам посчитал себя подобным псу и жил вместе с собаками пресвитера 3 года. Затем в течение 12 лет пасся вместе со скотом, питаясь одной травою. Он был застрелен проезжавшими купцами, принявшими его в густой траве за зверя. Пресвитер предал В. погребению на месте его гибели. Впосл. от его гроба стали происходить многочисленные исцеления, а тело было обретено нетленным и мироточащим. Тогда его честные мощи были перенесены в селение и положены в церкви. Мч. Варвар. Роспись Хиландарского мон-ря на Афоне. 1662 г. Мч. Варвар. Роспись Хиландарского мон-ря на Афоне. 1662 г. Более подробные сведения о В. содержатся в Слове Константина Акрополита († ок. 1321), изданном А. И. Пападопуло-Керамевсом . Автор называет В. преподобным и мучеником, говорит, что он был «Варвар родом, варвар нравом, варвар лютостью». В. происходил из Африки и был морским разбойником. Когда при визант. имп. Михаиле II Травле (820-829) агаряне захватили о-ва Сицилию и Крит (823), они стали совершать пиратские набеги на прибрежные области Греции, в т.

http://pravenc.ru/text/154085.html

Преподобный Давид чрез некоторое время, видя в св. Додо крепость духа и силу ума, сказал ему: «Отец Додо! Так как Господу, хотящему всем человекам спасения, угодно созидание пустыни, в которой будут жить многочисленные отшельники, и так как эти братья наши, оставившие мир и родных своих, желают устроить себе обитель, то не будем ленивы, заботясь о пользе их душ. Поэтому взойди с некоторыми братьями на ту высокую каменную гору, которая возвышается напротив нас, и устрой там обитель нашим братьям для прославления имени Господа нашего Иисуса Христа и для восхваления Пресвятой Богородицы Девы Марии». Св. Додо по приказанию преп. Давида устроил в назначенной горе в высеченных пещерах обитель, где и поселилось множество пустынников. Давид, выходя каждый день из пещеры, которая была высечена в каменной скале, во двор, в уединении непрестанно воссылал Богу молитвы, оставив все земные и мирские заботы и омывая лицо свое теплыми слезами. Однажды святой взошел на ту гору, в которой жили его братья, и по обыкновению начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. В это время прилетела и села у ног его куропатка 95 , испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Бубакар 96 . Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба – сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал св. Давиду: «Кто ты такой, человече, и откуда ты и как здесь поселился?» Преподобный ответил: «Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного мира в небесный». Варвар снова спросил: «А кто здесь питает тебя и утешает?» Святой ответил: «Тот, на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих». И добавил: «Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному, чтоб избавиться от рук убийцы». Гордый варвар, сидящий на коне, нагло сказал блаженному Давиду: «Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице». Но смиренный инок кротко отвечал: «Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог – Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь» Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечом, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, придя в сознание своей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам святого и, обливая их слезами, просил прощения, с плачем взывая: «О раб Бога Живого, Благого! Будь ко мне милостив, исцели мою душу и тело и прости преступление, которое я сделал по неразумию моему».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он подзадоривал римлян, вызывая из их среды кого-нибудь на поединок. Воевода Вакх увещал Варвара, чтобы вышел именно он. Варвар помолился в сердце живому Господу, вышел на единоборство и победил того колосса. При [виде] этого войско франков в смятении обратилось в бегство. Тогда воевода устроил роскошный пир и повелел принести жертвы идолам. Но в ходе жертвоприношения воевода узнал, что Варвар держится в стороне. Когда он спросил Варвара о причине неучастия в празднестве, тот исповедал себя христианином. Воевода донес о сем царю, а царь приказал подвергнуть Варвара тяжелейшим пыткам. Однако Варвар перенес всё с редким мужеством и хладнокровием. Во время его истязаний были явлены многие чудеса, и немало воинов, видя это, приняли Христову веру. Среди них был и воевода Вакх [вкупе] с Каллимахом и Дионисием. Все трое они были усечены мечом за имя Христово, а [вслед] за ними и Варвар. Произошло это в 362 году. Души же их переселились в Царство Христа, бессмертного Царя. 3. Св. Варвар разбойник . Совершив многие преступления, он напоследок покаялся и приговорил сам себя, во-первых, к тому, чтобы три года ходить на четвереньках и питаться с собаками, и во-вторых, чтобы 12 лет жить в лесу без одежд, без крова и без какой-либо [другой] пищи, кроме травы и листьев. Получил извещение от Ангела, что грехи ему прощены. Торговцы, проезжая по лесу и увидев Варвара издалека, подумали, что это зверь, а не человек. Натянули они луки и пронзили Варвара стрелами. Умирая, он попросил их сообщить о сем близживущему священнику. Священник пришел и с честью его похоронил. И из его тела истекло целебное миро, врачевавшее в людях различные болезни и недуги. Рассуждение Авва Исаия сказал о себе: «Вижу я себя подобным коню, блуждающему без наездника. Любой, кто его найдет, садится на него и ездит на нем сколько душе угодно. Когда один наездник оставляет коня, на него садится другой, поступая с ним точно так же, затем третий и т.д.». Сей великий подвижник, о котором говорили, что достиг он совершенства, сказал это о себе либо по смирению, либо приводя на память пору своего несовершенства. Главное [то,] что слово это истинно в отношении любого христианина, который ходит духовно распоясанным и необузданным. Как только слезает с него одна страсть, тотчас на него взбирается другая. Не успеет одна утомить его и покинуть в отчаянии, как другая садится на него, [прельщая] обманчивой надеждой на призрачное счастье. У такого человека нет наездника, который управил бы его прямым путем без поворота влево или вправо. Единственный же дружественный всадник, которого подобает тепло встретить и поприветствовать, – это святой и могучий дух христианский. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как сначала воскрес Он по плоти, а затем и вознесся с плотию; 2) как по смерти души праведных людей первыми возносятся на небо, тогда как [их] тела чают всеобщего воскресения, всеобщего преображения и всеобщего вознесения. Проповедь о силе, подаваемой Богом словам пророческим

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010