Мучч. Антиохийские:             Артемий. 20 окт. Евсигний. 5 aur. Иувентии и Максим воины. 5 сент. Поплия диаконесса. 9 окт. Федорит пресв. 8 марта. Феодор. 23 ноября. Евгений и Макарий, исповедники Антиохийские. 19 февр. Марк, еп. и муч. Арефуз. 29 марта. Множество жен и дев, мучч. в Аскалоне. 29 марта. Емилиан, муч. Доростольский. 18 июля. Патермуфий и Коприй препп., и Александр воин, мучч. Египетские. 9 июля. Пуплий, монах Егип. 5 апр. Гемелл Пафлагонянин, муч. Едесский. 10 дек. Василий Анкирский, муч. Кесарийский. 1 янв. Евпсихий, муч. Кесарийский в Капп. 9 апр. Пострадавшие в Прусе. Патрикий еп. и др. 19 мая. Тимофей еп. 10 июня. Дорофей, еп. Тирский, муч. 5 июня. Севир и Мемнон, и с ними 37 мучч. Филиппопольских. 20 авг. Мануил, Савел и Исмаил, мучч. Халкидонские. 17 июня. Варвар воин, Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. Фракийские. 6 мая. Дометий Персянин, диакон, муч. с двумя учениками. 7 авг. Елпидий, Маркелл и Евстохий, мучч. 15 ноября. Иоанн воин св. 30 июля. Иулиан врач и Еввул, мучч. 6 марта. Порфирий муч., из лицедеев. 15 сент. 364.             Вата монах, муч. Низивийский. 1 мая. 306.             Диверий, папа Р., исповедник. 27 авг. 368.             Феодор Освященный, преп. Фиваидский. 16 мая. Кесарий св., брат Григория Богослова . 9 марта. Дорофей, преп. Келлийский 16 сент. 370.             Аврамий, преп. Вифинский. 29 окт. 372.                   Мучч. Готфские: Никита. 15 сент. Савва. 15 апр. Иларион Великий, преп. Газский. 21 окт. Феозва, супруга Григория Нисского . 10 янв. 373.            Афанасий Великий, архиеп. Александр. 2 мая. 375.            Мария блаж., племянница преп. Аврамия. 29 окт. Ок. 375.       Нафанаил, преп. Нитрийский. Субб. с. 376.            Вадим архимандрит, муч. Персидский. 9 апр. 378.            Ефрем Сирин преп. 28 янв. 378.            Урван, Медимн, Феодор и иные, до 70, мучч. Цареградские. 5 и 29 сент. Исповедники Христовы, до 80, от ариан страдавшие в Едесе. 25 авг. 379.            Василий Великий, архиеп. Кссарии Капп. 1 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Назаутрия же отшествия Царицыны чюдные иконы, в день суботный, благочестивый царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии отпусти против нечестивых варвар изрядного своего правителя Бориса Федоровича и с нимъ послал многих бояр своего царского синклита и многа воинства; самъ же паче на молитву подвигся и всхъ сущих своих укрепляя и на молитву подвизая. И скоро быти пременению от злых возвещает, яко не боятися ополчения беззаконного оного царя. Якоже убо и древле великий боговидец Моисй избранное израилтеское воинство изооруживъ и отпусти на нечестиваго Аммалика, 85 самъ же, на гору возшед, молитвы и моления возношаше всхъ Содетелю и Владыце о спасении всх людех моляшеся; такоже сей великий самодержецъ непрестанныя к Богу молитвы и моления возсылая, да в мир и в тишин сохранитъ богохранимую державу царствия его непоколебимую, и о избавлении града от нашествия неврных пророчествуя, глаголя: «Аще ли убо сей окоянный царь и со тщанием прииде на мое достояние, но помощию Божиею и заступлением Пречистые Богородицы и великихъ чюдотворцов со срамом паки и с велицемъ студом во своя возвратится»; еже и збысться по словеси его. Великий же и изрядный воевода Борис Федоровичь и со всею сущею с ним ратию изыде от царствующего града яко поприщь пять и ста на реце, на Котл, тако зомово, ожидая оного окоянного царя пришествие. И своим бодроопасным разсужениемъ самъ окрестъ воинства непрестанно обходитъ и полки изрядно устрояетъ и к бранному ополчению всхъ поощряетъ и не отпадати надежда повелваетъ и на подвиг всхъ укрпляет. И егда беззаконный царь достиже близ царствующего града Москвы, тогда убо и он изрядный благочестиваго царя достохвалный воевода Борис Федоровичь от полка своего посылаетъ избранных воин противъ нечестиваго оного царя. Бе же убо тогда лто 7099-го мсяца июля въ 4 день, в день неделный; полцы рустии брань поставиша с нечестивыми немалу и весь день той на розличных мстех окрестъ царствующего града Москвы бьяхуся непрестанно. Сам же изрядный правитель, непобедимый воин Борис Федоровичь с протчими воинскими силами и со многим огнебранным оружиемъ в той день стояща в прежереченнем граде обозе, идеже икона Пречистые Богородицы, молящеся непрестанно и помощи на сопротивных просяще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

адо сказать, что, спустя пятнадцать лет после того как икона Иверской Богоматери поселилась на Афоне, сюда же, в Иверский монастырь, после пострига пришел замаливать свои грехи бывший воин Варвар. сякие времена случались на Афоне - и благополучные, спокойные под молитвой и труждением, и смутные, и совсем уж гибельные. В 1821 году вспыхнуло греческое восстание против турок. Оно было жестоко подавлено завоевателями. " Кровь христианская лилась рекой от изуверства турок " - фраза эта взята целиком из жизнеописания одного из афонских монахов. Тысячи, десятки тысяч греков бросились в поисках спасения на Святую Гору. В декабре того же 1821 года на Афон вступила турецкая армия. Накануне Кинот, он же Протат, принял решение, позволяющее монахам оставить Афон. Ушли не все - дороже жизни для многих были судьбы родных обителей. Спасать, оберегать их пришлось от двойного разбоя - от турок, захвативших монастыри и заставлявших монахов служить им и платить дань, рыщущих постоянно повсюду в поисках золота, и от доведенных до отчаяния голодом, холодом и бездомностью греков.  жизнеописаниях того времени остались свидетельства, как занявшие Иверский монастырь турки требовали у оставшейся братии драгоценности с иконы Богоматери. " Берите сами, - отвечали монахи. - Берите, если не боитесь. Вон сколько на нашей Матушке-Игуменье богатства - и золота, и серебра, и драгоценных камней! Если вам угодно - снимайте! " Но турки, топчась в дверях церкви, не смели: " Мы не можем к ней подступиться, вон как она на нас сердито смотрит! "  те годы порой отчаяние и тревога монахов доходили до того, что и последние из них готовы были оставить Святую Гору. Удерживала она, Иверская. Было " извещение " от афонской Игуменьи: " Пока моя икона будет находиться в Иверском монастыре, ничего не бойтесь... А когда изыду из Иверского монастыря, тогда каждый да берет свою торбу и грядет куда знает " . Каждую неделю спускались с гор проверять: здесь ли Она, Владычица их и Помощница? И,застав ее на месте, возвращались ободренные и готовые претерпевать все, что грядет впереди. И так продолжалось до той поры, пока турки не оставили Афон.

http://isihazm.ru/1/?id=541

Зинон, еп. Веронийский, о нем в Прологе: «В сей день Martyr. Romanum полагает св. Зинона, епископа и мученика, в царство Галлиново пострадавшего, того Зинона святого поминает св. Григорий беседовник папа Римский, его же зовут Двоесловом, в книзе своей П-й, гл. 18-й, а в наших святцах, ни в Прологе и нигде не нашел о том Зиноне... взменки, добре шукалем всюди. Если теди (?) изволишь, положи его зде» (Пролог, ч. III, л. 211-й); 13-го – св. м. Фомаида (по Римскому Мартирологу и Макарьевским Четиим- Минеям, где ее память 14 числа, см. заметку после жития, Четии-Минеи, ч. III, л. 317-й); 14-го – свв.мм. литовские Антоний, Иоанн и Евстафий (по месяцеслову следованной Псалтири 1625 г. и Макарьевским Минеям, где память их под тем же числом); 17-го – преп. Савватий Соловецкий, Святитель присоединяет память его к памяти преп. Зосимы и дает житие того и другого, следуя Макарьевским Четиим-Минеям, которые «имать написанное в сей день, априллия в 17-й, житие первее Савватия преп., таже преп. Зосимы» (Четии-Минеи, ч. III, 17 апреля); 18-го – св. Иоанн новый (по Acta SS. – Пролог, ч. III, 18 апреля); 19-го – св. Трифон, патр. Цареградский (по Acta SS. – Пролог, ibid., 19 апреля); 20-го – преп. Анастасий, патр. Антиохийский, «о сем несть воспомяновения ни в Прологе, ни в месяцеслове» (по истории Евагрия, см. Четии-Минеи под 20 апреля) и св. Григорий патр. Антиохийский (из Луга духовного, см. там же, в Римском Мартирологе; память св. Григория 20, а Анастасия 21 апреля); 24-го – преп. Фома юродивый (из Acta SS., где его память 24 мая; Святитель здесь положил его, вероятно, в виду скудости житий на этот день); 27-го – преп. Стефан Печерский (из Патерика – Пролог, ч. III, л. 260-й); 30-го – св. Донат еп. Еврии в Ипире (по Макарьевским Четиим-Минеям, где память его в тот же день); в Мае: 6-го – св. Варвар воин (по Acta SS., где он 14 мая, Святителем положен здесь, вероятно, ради «разнствия» от другого Варвара, бывшего разбойника); 10-го – преп. Исидора юродивая (по Vitae ss. рр.: сегодня внесена, вероятно, ради пополнения скудости дневного чтения); – блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов.42:16–17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин.8:56). — Я знаю, — говорил он, пораженный смрадною язвой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов.19:25–27) Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им «бояться» не телесных страданий и лишения благ земных, а «меча Господня», гнева Вседержителя, «Который есть отмститель неправды». — Знайте, что есть суд (Иов.19:29) [ 3 ], — вещает он в наставление нам, — суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость — страх Господень и — истинный разум — удаление от зла (Иов.28:28).   Тропарь, глас 1: Богатство видев добродетелей иовлих, украсти кознствоваше праведных враг, и разтерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу. Мене же и обнажив плени: предварив убо мя прежде конца, избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.   Кондак, глас 8: Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен, освящен же явлься всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший: темже вси богомудре, память твою воспеваем. Страдание святого мученика Варвара воина и других с ним Когда богоненавистный царь Юлиан Отступник [ 1 ] начал войну с франками [ 2 ], то послал против них военачальника Вакха, в полку которого служил храбрый воин, по имени Варвар, по вере христианин, но тайный. Полки обеих стран приготовились к битве; среди франков находился один сильный, подобный Голиафу (1 Цар.17), борец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Марк Афинянин, преп. 5 апр. Фракия. (Сн. Адрианополь, Андриания, Византия, Деволт, Дризипера, Ираклия, Потама, Силимврия, Траянополь, Филиппополь.) Мелитинна, муч. при Антонине. 16 сент. Каллисфения св., дочь муч. Давикта, 4 в. 4 окт. Варвар воин, и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий, мучч. ок. 362. 6 мая. Даниил преп., столпник в Анапле, ум. 489. 11 дек. 2. Топографический Указатель событий и Угодников, собственно, Российской Церкви Боровичи , в Новгородской губернии. Иаков чудотворец, ум. ок.1540. 23 окт. Боровск , в Калужской губ. Пафнутий преп., ум. 1479. 1 мая. Белоезерск , Новгородской губ. Ферапонт преп., ум. 1426. 27 мая. Кирилл преп., ум. 1427. 9 июня. Валаам , остров на Ладожском озере. Сергий и Герман препп. 28 июня и 11 сент. Веркола , селение в Архангельской губ. Артемий праведный, ум. 1532. 23 июня и 20 окт. Вишера, река в Новгородской губ. Савва преп., основатель Вишерской обители, ум. 1461. 1 окт. Владимир на Волыни. Стефан еписк., ум. 1094. 27 апр. Владимир на Клязьме. Симон еписк., ум. 1226. 10 мая. Аврамий, муч. Болгарский, в 1230 перенесеный во Владимир. 1 апр. Георгий, вел. князь, 1 марта 1238 года убиенный татарами. 4 февр. Александр Невский, вел. кн., 1263 г. 14 ноября скончавшийся. 23 ноября. Вологда . Сергий преп., ум. 1412. 7 окт. Григорий преп., ум. 1412. 30 сент. Иоанн князь, ум. 1522. 19 мая. Волок, Волоколамск , Московской губ. Иосиф преп. ум. 1515. 9 сент. Воронеж . Митрофан еписк., ум. 1703. 23 ноября. Галич , Костромской губ. Аврамий преп., ум. 1375. 20 июля. Гатчина , в С.-Петербургской губ. Празднование св. Иоанну, Крестителю Господню на память принесения из Мальты креста из части древа животворящего Креста Господня, чудотворного образа Божией Матери, писанного св. ап. Лукой, и десной руки мощей св. Иоанна Крестителя в 1799 году. 12 окт. Глушицкий монастырь , в Вологод. губ. Дионисий преп., ум. 1437. 1 июня. Желтоводская обитель , в Нижегородской губ. Макарий преп., ум. 1504. 25 июля. Звенигород, Московской губ. Савва преп., ум. 1407. 5 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

русских преподобных – например, Сергия Радонежского, русских князей – св. Александра Невского, Всеволода – Гавриила Псковского; русских юродивых – например, св. Николая (Салос) Псковского, блаж. Василия Московского, св. Прокопия Устюжинского, Михаила Клопского. Автор «Патриотические позиции русских святых» будет подтверждать литургическими текстами, являющимися наиболее древними (после летописей и житий) историческим материалом. Службы святым раскрывают духовный мир угодников Божиих и приближают его к пониманию верующих. Свидетельством патриотической заботы Церкви о нуждах отечества являются древние чины, изложенные в старинных Требниках. Например, в Требнике XVI в. митрополита Петра Могилы помещены: Чин освящения воинского знамени, «еже есть хоругви и воем благословения на брань» (Пч. Лист 245); Чин благословения воинских оружий (Пч. Лист 254); Чин благословения водного судна ратного на сопротивления отпущаемого (Пч. лист 238); Последование молебного пения... за люди поваемого во время брани, против супостатов находящихся на ны. (Шч. Лист 136); Последование молебного пения, певаемого в нашествии варвар и в нахождении языков (Шч. Лист 153). Святители В обширном списке святителей, причисленных Русской Церковью к лику святых (около 60 имен), выделяются своей патриотической деятельностью святые митрополиты Петр, Алексей, Иона, Филипп и священномученик патриарх Ермоген. Путь в Царство Небесное для русского епископа древней Руси неразрывно был связан с его церковно-общественной деятельностью, в частности с ходатайством за русский народ перед Ордой, в примирении князей в годы междоусобных воин. Святого Митрополита Петра проф. В. О. Ключевский назвал «пророком и одним из основателей политического значения Москвы» (Древнерусские жития святых стр. 74). Перенесение святителем Петром митрополичьей кафедры из Киева во Владимир (1309 г.), а затем в Москву (1325 г.) действительно содействовало возвращению Москвы и объединению вокруг нее всей Руси. Пророческими были слова митрополита Петра, сказанные им Ивану Калите, князю малолюдной в XIV в. Москвы в связи с построением Успенского кафедрального в Кремле собора: «Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и твой город будет славен между русскими городами...»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Сей же всегорделивый совт их радостно приемлет: б бо и сам той литовской король, неистовый зврь и неутолимый аспид, люторския своея вры воин, и рад б всегда кровопролитию и начинания бранем. Лютый, свирпый змииный яд от своея несытыя утробы отрыгнув, войску же своему вооружатися повел и готовитися и с ними на Рускую землю устремися, 827 к старому Литовския земли их граду к Полодцку, 828 в седьмоенадесяти лто, отнележе взял его от Литвы государь нашъ. Рускому же государю нашему шествие пути на нмцы творяще, достигшу же ему, государю, славнаго града Пскова, 829 встницы же прибжа ис Полодцка, яко литовский король Степан со многим воинством идет на Полоцкий град. Слышавше же сия, царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии напрасное его и тотебное звриное устремление, воиводы же своя и многи воя во окрестныя грады Полотцку граду посла, воинские люди и стрельцы в Полотцко на осаду в прибавку посла; б бо ис тое украины людие з государем в воинском великом его собрании. Богу же попустившу крпкого сего врага на християны грх ради наших. Всть же къ государю нашему во Псковъ прииде, яко литовский король Полотцко взял и со окрестными его грады. 830 Многие же и бесчисленныя государевы воиводы и вои в Полотцки и во окрестных градех храбро мужествовавше и крови своя за Христову вру излиявше, ноипаче во град Сокол 831 изрядне, паче ниже в ыных градех. Слышавше же сие, царь государь кручиною объят быв, но токмо глаголаше: «Воля Господня да будет, якоже Господу годе, такоже и бысть». Сам же царь государь возвратися к царьствующему граду Москв. По сем же, 87-го году под седмою тысещею, во второе лто по Полотцком взятии, разсвирпися и розгордся лютый той варвар, литовской король Степан, паки устремление пути показует на Рускую землю, попущением же Божиим грх ради наших. И начало болзнем Руские земли тамошныя украины приемлет, 832 яко забывше Бога и возвратившеся на грехи, яко рече Писания. 833 Под Великия же Луки паки помышляет приити. Слышав же сие царь государь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии свирпое его нашествие, великою кручиною объят быв. В Великии же Луки воевод своих посылает и во окрестныя его грады 834 многое войско во осаду приготовляет, к нему же послы своя посылает, дабы з государем нашим мирен был. 835

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, все ссылки Зденека Кланицы на " Хронографию " Михаила Пселла следует признать неубедительными. Они свидетельствуют лишь о том, что в Византии люди, несшие воинское служение, могли принимать монашеский постриг. Однако это было сопряжено с полным отказом от употребления оружия. Следует иметь в виду, что принятие пострига не тождественно рукоположению в священный сан. С канонической точки зрения рукоположение не может быть совершено над человеком, проливавшим кровь в бою. И действительно, из всех ссылок на Пселла, которые приводит Кланица, лишь в одном месте говорится о поставлении в священную степень прежнего воина (Константина Лихуда). Однако вполне очевидно, что после принятия сана патриарх Константин не принимал участия в боевых действиях. Так что даже если в силу каких-либо обстоятельств (пусть даже и в обход канонов) бывший воин рукополагался в священники, его возвращение к военному ремеслу становилось невозможным. И потому класть ему в гроб оружие было бы, по меньшей мере, странно. Вполне очевидно, что не только канонические правила Православной Церкви, но и общественное мнение в Византии считали священника с оружием в руках недопустимым отступлением от нормы. В этом отношении восточно-христианские представления о клириках существенно отличались от западных. И когда в конце XI века у стен Константинополя появились первые отряды крестоносцев, среди которых были в том числе и вооруженные священники, это сильно удивило греков. Об этом сохранилось свидетельство в " Алексиаде " Анны Комнины: " Представление о священнослужителях у нас совсем иное, чем у латинян. Мы руководствуемся канонами, законами и евангельской догмой: не прикасайся, не кричи, не дотрагивайся, ибо ты священнослужитель (ср. Кол 2, 21). Но варвар-латинянин совершает службу, держа щит в левой руке и потрясая копьем в правой, он причащает Телу и Крови Господней, взирая на убийство, и сам становится мужем крови, как в псалме Давида (Пс 25, 9). Таковы эти варвары, одинаково преданные и Богу и войне " (Алексиада. Кн. Х, гл.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Однако до таинства обращения св. Варвара было ещё очень далеко. Под Драгоместом мусульманская армия потерпела поражение, и многие погибли. Св. Варвар избежал смерти, спрятавшись в винограднике. По-видимому, когда он решился выйти из укрытия, отступающая армия ушла уже очень далеко. Он остался один на вражеской территории и занялся тем, что его современники называли разбоем, а мы бы сейчас назвали партизанской войной. Перемещаясь с места на место, он грабит и убивает одиноких путников-христиан, не вступая в контакт ни с кем из местных жителей и терроризируя всю округу. Так продолжается какое-то время. То, что его фанатичный пыл нисколько не угас, показывает событие, которое в конечном итоге и послужило его обращению. Пребывая в этолийских пределах, Варвар заходит в один из храмов, намереваясь убить священника. Идёт литургия. Служит священник именем Иоанн, родом из Никополя. Варвар ждёт окончания службы. Казалось бы, какое сходство со случаем св. Ахмеда! Но внешнее сходство только ещё больше оттеняет внутреннее различие этих двух мусульман, стоящих за христианской литургией. Их психические состояния в этот момент диаметрально противоположны, цели - различны. Ахмед - высокопоставленный чиновник государства, где христианство является " покровительствуемой религией " , заходит в храм - да не какой-нибудь, а самый главный, на службу самого патриарха, - с целью удовлетворить свое любопытство, Варвар же - одинокий воин Аллаха в глубоком тылу противника с безысходной ненавистью загнанного в угол зверя заходит в сельский храм, намереваясь убить священника. Но и в том, и в другом случае происходит чудо, обоим на мгновенье приоткрывается духовная сущность Литургии. И то, что оба находят в себе силы признать чудо как чудо, характеризует их как людей, прежде всего честных пред Богом... Однако вернёмся к житию. Идёт Литургия. Варвар ждёт окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит Ангелов, во всём блеске их величия сослужащих иерею Божию, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе разбойник падает на колени, и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его таинства Крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010