- Дижман и Геста ( " Евангелие от Никодима " ) - наиболее распространенная версия на западе. - Дизмас и Гевьста ( " Слово о страданиях и крестной смерти Христа " по рукописям XVI-XVII веков) - Благоразумный разбойник Рах (в надписях на православных иконах) - Тит и Думах (арабское " Евангелие детства Спасителя " ) - Фесда-иерихонец и Дима-галилеянин (Ерминия Дионисия Фурноаграфиота) - Араг и Геста (рукопись XVI века, библиотека новгородской Софии) - Дижмон и Эста (лицевые подлинники, посвящённые страстям Господним) - Благоразумный разбойник Варвар (в иконописных подлинниках XVI века). Так как его часто путали с одноименным мучеником-разбойником времён Юлиана Отсупника, происходившим из Фракии, часто он изображался во фракийских одеждах. - Варах Благоразумный разбойник Рах или Дисмас " Рах " - имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи. Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар-Варах-Рах. Икона с его изображением размещалась на северных алтарных дверях иконостаса. Дижман и Геста, в западной версии Дисмас и Гестас (Dismas и Gestas) - самая распространённая форма имён разбойников в католичестве. Имя " Дисмас " производят от греческого слова " закат " или " смерть " . Варианты написания - Dysmas, Dimas и даже Dumas (Дюма). В честь него назван город в Калифорнии - Сан-Димас. Святой Дисмас является покровителем заключённых, ему посвящены многие тюремные капеллы. Краткая информация о храме. Храм Святителя Николая Чудотворца - храм новый. Торжественное освящение храма состоялось 30 сентября 2006 года митрополитом Владимиром, Санкт-Петербургским и Ладожским. Место храма строителями, а это жители самого поселка Озерки, выбрано не случайно. Историческое предание гласит, что Петр 1 находясь в походе на город Выборг, проходил этими местами. Последующими самодержцами по маршруту шествия Петра 1 были воздвигнуты как храмы, так и часовни. Одним из таких мест, в котором и была воздвигнута церковь, и был будущий поселок Озерки. Именно в этом месте когда-то был воздвигнут деревянный храм в честь Святителя Николая Чудотворца. Время его не сохранило. Эти места часто меняли своих властителей, а вместе с ними и менялась конфессиональная принадлежность местности. В Советский период место было закрытым, да и вообще думать нельзя было о строительстве храма - восстановление исторической справедливости. Но вот в новое время такая возможность появилась. Храм воздвигнут и несмотря на все сложности он живет и жительствует совершая свое служение в регионе. Весьма примечательно, что именно в это место судил Святитель Николай быть своим Святыням. Мы верим, что особое благословение Святителя почивает на этом Храме и каждый прикоснувшийся к нему, безусловно, ощутит его.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=192...

Варвар поднял голову. – Ты думаешь, отче, что можно слезой смыть всю грязь с души? – Да, чадо! Блудница слезами омылась белее снега. – Грязь, может быть, и смоешь, но кровь – нет. Знаешь ли ты, отче, кто перед тобой? Я – Варвар, страшный разбойник. Я проклят людьми и Богом. Разве мне есть прощение? – У людей нет, а у Бога найдешь. Нет меры Божию милосердию. Христос Спаситель взял на Себя все грехи мира. Покайся! Молись! В обитель Отца Небесного первым с Господом Иисусом вошел разбойник... Пойдем ко мне в келлию, – позвал Варвара игумен. В келлии игумен стал читать ему, как Христос Спаситель принимал мытарей и блудниц, как отец принял блудного сына, как радость великая бывает на Небе о кающемся грешнике. – Долго, брат мой, ты мертв был для Бога и ожил. Дошел, наконец, и до тебя голос Божий. Но смотри, как бы снова не скатиться вниз. Проси силы у Бога. – Отче, – ответил Варвар, – я все верну, все раздам, всю жизнь посвящу Богу. И Варвар исполнил свое слово. Раздал все награбленные сокровища, а сам остался в монастыре. Он выполнял самые тяжелые работы и охотно служил всем. Его подвиги, молитвы, труд и любовь к людям удивили всех, но Варвар день и ночь вздыхал: – Господи, будь милостив мне, грешному! Велики мои беззакония, но милость Твоя безмерна. Так проходили год за годом. Состарился Варвар: ослабели его когда-то сильные руки, побелела голова, не мог уже он более выходить из келлии дальше порога. Целые дни проводил он теперь то в молитве, то в беседах с приходившими к нему во множестве за словом назидания. – Друзья мои, – медленно говорил он тихим голосом, – будьте внимательны к себе в жизни, смотрите каждый свой шаг. Злая жизнь, как зыбкое болото. Чуть только хоть одной ногой опустишься в нее – запачкаешься, а если станешь обеими ногами, провалишься совсем, с головой утонешь. Смолоду налаживайте свою жизнь на верный путь. В молодости сердце чище, совесть зорче, не давайте ей уснуть. Совесть – это Божий сторож, рулевой, что направляет нашу жизнь по пути добра. Если сторож заснет и рулевой выпустит руль из рук, нас может далеко унести в сторону, потеряешь берег из виду, не будешь знать потом, если и захочешь, куда повернуть. Живите так, и вы скорей устроите себе Царство Божие. Из Апокалипсиса

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Мф.9:1 ), где Он, еще перед первою Пасхою, оставил Пречистую Свою Матерь и куда переселились также и братья Его, дети Иосифовы, которые не могли не чувствовать тяготевшей над Ним общей ненависти назаретян, отразившейся, конечно, и на их жизни. Но их дом не был Его домом, которого, в собственном смысле этого слова, у Него совсем не было. Для временного пристанища Он избрал дом одного из старейших апостолов («Жизнь Иисуса Христа». Ф. В. Фаррара, перев. Матвеева. М. 1887 г. Ч. I, стр. 123). 2. Гласы, призывающие нас ко спасению Было время, когда Сам Христос, ходя по земле иудейской, призывал людей к спасению. Но не забудем, что Господь вчера и днесь той же и во веки; не забудем, что Он и теперь, как и прежде, непрестанно взывает к нам: покайтеся. Господь зовет нас к Себе чрез нас самих. Не весте ли, говорит апостол, яко храм Божий есте вы и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). Итак, мы – храм Божий, и Дух Божий живет в нас: нужно ли после этого доказывать, что Господь нас зовет к себе чрез нас самих? Мы Им живем, движемся и существуем ( Деян.17:28 ), приемля от Него все божественные силы, яже к животу и благочестию ( 1Пет.1:3 ): что же после этого значат все наши светлые мысли, добрые чувствования, как не благие вещания в нас Духа Божия?.. А эта неземная радость, которою играет сердце наше после каждого доброго дела, эти упреки совести, так сильно терзающие нас за наши грехи, эти вздохи, вырывающиеся по временам из нашей груди, или слезы умиления, появляющиеся иногда на наших глазах, что это такое, как не крепкий глас Того, Кто говорит о Себе: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною. ( Откр.3:20 )? – Св. Варвар был прежде страшный разбойник: триста душ пали под убийственным ножом его, в том числе и два священника!.. Кто бы мог подумать, что такой человек, закаленный в убийствах, мог когда-нибудь одуматься? Но силен грех, а благодать Божия в нас еще сильнее. Не слышал Варвар в себе гласа Божия среди убийств и шумных бесед с товарищами: но когда он остался один в вертепе, когда вошел глубже в самого себя, тогда внутри его, в упреках совести, так громко и сильно раздался обличительный глас Божий, что Варвар вдруг совсем переменился.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Страшные образы напомнили разбойнику каждое совершенное им преступление, от первого до последнего; и вся мерзость, позор и грех совершенных им дел обнажились пред ним, и его совесть содрогнулась при виде этих беззаконий. Под гнетом овладевшего им бесконечного сожаления о прошлой жизни, он понурил голову; в нем пробудилась мысль о Боге, и он заплакал... Варвар шел в церковь . То был уже не самонадеянный, мощный человек: он шел робким шагом, не подымая глаз с земли, и вид его был смиренен. Когда служба отошла, и церковь опустела, он подошел к пресвитеру и просил принять его исповедь. – Отец святой, – говорил он, стоя на коленях и обливаясь слезами: – я окаянный грешник, и хочу покаяться о множестве моих преступлений. Не отрини меня! Пресвитер поднял его, привел к алтарю и сказал: «исповедай, чадо, Самому Богу грехи твои, а я буду смиренный свидетель исповедания и покаяния твоего!» – Я разбойник Варвар... Ты, может быть, слышал обо мне, отец. Я весь во грехах, в телесной нечистоте, обагрен кровью... Я убил триста душ, и в числе их двух священников, не отпустивших мне мои грехи. А ты, отец, если знаешь, что примет Господь мое покаяние, повели мне, покаявшись, исполнить заповеди Христовы, а не примет – возьми этот меч и кликни народ – пусть меня заколют этим мечом. – Чадо, – отвечал священник: – нет греха, побеждающего милосердие Божие. Не отчаивайся. Иди в мой дом и твори то, чему я буду учить тебя! Выйдя из церкви, священник обернулся и увидел, что Варвар идет за ним на четвереньках, опираясь на колени и локти. Он удивился и спросил разбойника: – Что это с тобою, чадо? – Я повергся теперь на землю с грехами моими; я был хуже зверя лютого и принимаю теперь образ зверя; я не подымусь от земли, не увижу больше неба и солнца, пока Господь не отпустит мне моих преступлений. Священник отвечал ему: «волею ты принимаешь на себя этот образ, сохрани обет твой, и все простится тебе». Когда они пришли в дом пресвитера, тот сказал разбойнику: «вот, чадо, мои дети и слуги а вот скот мой и псы, которым ты хочешь уподобиться. Поэтому тебе с ними нужно принимать пищу».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ведь я злостный – умышленный… ведь меня в Сибирь сошлют. Господи!.. Коли так не дадите денег, дайте Христа ради! (Плачет.) Подхалюзин. Что вы, что вы, тятенька? Полноте! Бог милостив! Что это вы? Поправим как-нибудь. Все в наших руках! Большов. Денег надо, Лазарь, денег. Больше нечем поправить. Либо денег, либо в Сибирь. Подхалюзин. И денег дадимс, только бы отвязались! Я, так и быть, еще пять копеечек прибавлю. Большов. Эки года! Есть ли в вас христианство? Двадцать пять копеек надо, Лазарь! Подхалюзин. Нет, это, тятенька, многос, ей-богу много! Большов. Змеи вы подколодные! (Опускается головой на стол.) Аграфена Кондратьевна. Варвар ты, варвар! Разбойник ты эдакой! Нет тебе моего благословения! Иссохнешь ведь и с деньгами-то, иссохнешь, не доживя веку. Разбойник ты, эдакой разбойник! Подхалюзин. Полноте, маменька, Бога-то гневить! Что это вы клянете нас, не разобравши дела-то! Вы видите, тятенька захмелел маненько, а вы уж и нб-поди. Олимпиада Самсоновна. Уж вы, маменька, молчали бы лучше! А то вы рады проклясть в треисподнюю. Знаю я: вас на это станет. За то вам, должно быть, и других детей-то Бог не дал. Аграфена Кондратьевна. Сама ты молчи, беспутная! И одну-то тебя Бог в наказание послал. Олимпиада Самсоновна. У вас все беспутные – вы одни хороши. На себя-то посмотрели бы: только что понедельничаете, а то дня не пройдет, чтоб не облаять кого-нибудь. Аграфена Кондратьевна. Ишь ты! Ишь ты! Ах, ах, ах!.. Да я прокляну тебя на всех соборах! Олимпиада Самсоновна. Проклинайте, пожалуй! Аграфена Кондратьевна. Да! Вот как! Умрешь, не сгниешь! Да!.. Олимпиада Самсоновна. Очень нужно! Большов (встает) . Ну, прощайте, дети. Подхалюзин. Что вы, тятенька, посидите! Надобно же как-нибудь дело-то кончить! Большов. Да что кончать-то? Уж я вижу, что дело-то кончено. Сама себя раба бьет, коли не чисто жнет! Ты уж не плати за меня ничего: пусть что хотят, то и делают. Прощайте, пора мне! Подхалюзин. Прощайте, тятенька! Бог милостив – как-нибудь обойдется! Большов. Прощай, жена!

http://azbyka.ru/fiction/svoi-ljudi-soch...

Благодать Благодать Божия сильнее греха Не слышал разбойник Варвар в себе гласа Божия среди убийств и шумных бесед с товарищами; но, когда он остался один в вертепе, когда вошел глубже в самого себя, тогда внутри его, в упреках совести, так громко и сильно раздался обличительный глас Божий, что Варвар вдруг совсем переменился. Подобны Варвару были и Давид преподобный, и Моисей Мурин, – и тот же глас Божий из ангелов тьмы превратил их в ангелов света («Четьи-Минеи», 6 мая, 6 сентября и 28 августа). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И как в этом случае мы обращаем внимание не на одни мучения, но, еще прежде того, на расположение души и на причину, из-за которой бывают мучения, а поэтому и мучеников любим не за то, что они мучатся, но за то, что мучатся за Христа, и разбойников презираем не за то, что они наказываются, но за то, что наказываются за злодеяния; так же суди и о том, что делается у иудеев. И если увидишь, что они постятся для Бога, похвали это; если же увидишь, что делают это вопреки воле Божией, отвратись и возненавидь их более, чем пьянствующих и неумеренных в пище и питии. Но в этом посте должно смотреть не на причину только, но и на место и на время. Впрочем прежде, чем бороться с иудеями, лучше побеседуем с теми из наших членов, которые, повидимому, стоят вместе с нами, но на деле следуют иудейским обычаям, и всячески защищают их, и которых поэтому я считаю более достойными осуждения, чем самих иудеев. В этом согласятся с нами не только мудрые и умные люди, но и все, кто только имеет сколько-нибудь разума и смысла. Чтобы доказать это, не нужно умствований, изследований и длинных оборотов речи; нет, довольно только спросить их и - уловить на самом ответе их. Что же? Спрошу я у каждаго из страдающих этим недугом: ты христианин? Для чего же следуешь обычаям иудеев? Или ты иудей? Так зачем безпокоишь церковь? Перс не соблюдает ли того, что в обычае персов? Варвар не следует ли обычаям варваров? Живущий в римском государстве не подчиняется ли нашему уставу? И если кто из живущих между нами будет обличен в том, что поступает как варвар, такой, скажи мне, не тотчас ли подвергается наказанию без суда и изследования, хотя бы и представлял тысячу оправданий? Равно, если кто из варваров окажется соблюдающим римские законы, не потерпит ли и он того же самого? Как же ты думаешь спастись, уклоняясь к иудейским беззаконным обычаям? Разве ничтожно различие между нами и иудеями? Разве спор у нас о пустых вещах, так что можно считать за одно и то же (и христианство и иудейство)? Что ты соединяешь несоединимое? Они распяли Христа, Которому ты поклоняешься: видишь какое различие! Как же бежишь к ним, убийцам, ты, говорящий о себе, что поклоняешься Распятому? Я ли выдумаю этот способ обвинения и этот род обличения? Не этот ли способ употребляет против них и Писание? Послушай, что говорит именно против них Иеремия: отыдите в Кидар, и видите; послите в островы Хеттим, и познайте, аще сотворена быша таковая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   д) Св. деву Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы она принесла жертву богам ее отечества. Но так как все усилия были тщетны, то она была отдана грубейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой, Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному своему жениху сказала: „как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: – я волшебница: знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну; у меня есть на при мете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий, – но та же волшебная наука открыла мне, что эта трава только тогда имеет свою силу, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию и идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: „вот тебе луч— шее от меня приданое!» – „Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» спрашивает ее воин. – „Опыт над моею головою, если тебе угодно“, отвечает Евфрасия – и вдруг, обнажив шею, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: „взмахни, как можно сильнее, меч твой и ударь меня: ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и – голова Евфрасии отлетела от шеи: мученица пала бездыханной. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами, а целомудренная девица отошла к небесному Жениху (Ч.-М.).    е) Св. Иоанн Лествичник приводит пример высочайшей степени чистоты: „некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудростию Создавшего столь прекрасное творение, и, воззрев на нее, возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхъестественно сделалась венцом славы» (Леств. степ. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Нет варвара, если где-либо нет точки цивилизации, по отношению к которой варвар оказывается внешним и против которой он борется. Итак, отношение варвара к цивилизации— которую варвар презирает и одновременно желает — можно определить как чуждость и постоянную войну. Нет варвара без цивилизации, которую он стремится разрушить и присвоить. Варвар это всегда человек, который топчется у государственных границ, тот, кто уперся в городские стены. В отличие от дикаря варвар не принадлежит природе. Он появляется только на основе цивилизации, с которой столкнулся. Он входит в историю не как основатель общества, а как человек, который проникает в цивилизацию, устраивает в ней пожары и разрушает ее. Таким образом, я думаю, первое отличие между варваром и дикарем заключается в отношении к цивилизации, стало быть, к предшествующей истории. Нет варвара без предшествующей истории, истории цивилизации, которую он поджигает. И в то же время варвар не носитель обмена наподобие дикаря. Варвар, по существу, совсем не носитель обмена: он носитель господства. В отличие от дикаря варвар захватывает, присваивает; он не осуществляет первоначального захвата земли, он грабит. То есть его отношение к собственности всегда вторично: он овладевает всегда только собственностью, уже кому-то принадлежавшей; он также заставляет других служить себе, он заставляет других обрабатывать земли, охранять своих лошадей, делать оружие и т. д. Его свобода покоится именно на свободе, потерянной другими. Поддерживая отношения с властью, варвар в отличие от дикаря никогда не отдает своей свободы. У дикаря свободы как бы в изобилии, и он уступает ее с целью гарантировать свою жизнь, безопасность, собственность, свои блага. Варвар никогда не уступает свободы. И когда он определяет себе власть, определяет короля, избирает вождя, то делает это вовсе не для того, чтобы уменьшить свою собственную часть прав, а напротив, чтобы умножить свою силу, стать сильнее в своих вымогательствах, грабежах и насилиях, чтобы быть захватчиком, более уверенным в своих силах.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

Христианин: Можешь ли ты летать? Сарацин: Нет. Христианин: Если бы ты увидел в вышине летящего орла и смог бы подняться в высь подобно орлу, то кому из вас более удивились бы зрители: тебе или орлу? Сарацин: Мне. Христианин: Следовательно, Христос более удивителен, чем твой бог. XXIV. Другое вопрошание о единобрачии Варвар: Почему вам, епископ, единобрачие кажется более законным, нежели многоженство? Ведь вам, гнушающимся многоженством, следовало бы отвергать и единобрачие. Ибо общее зло есть также и частное зло, а частное добро есть также и общее добро. Ведь из каждого в отдельности с необходимостью выводится общее. Христианин: Это не то частное, которое отличается от целого, как какой-то человек отличается от человека вообще, но это частное является противоположным целому, как мера – излишеству, честно нажитое [добро] – корыстолюбию. Варвар: Убеди меня, но не [словами] из ваших Исайи или Матфея, с которыми я вовсе не знаком, а посредством необходимых и общепризнанных понятий. Христианин: Я в изобилии могу насытить тебя [примерами], откуда ты ни захочешь. Ради чего жена выходит замуж? Варвар: Не знаю. Христианин: Ради двух вещей: наслаждения и деторождения. Варвар: Очевидно. Христианин: От первозданного Адама и вплоть до нынешнего времени знаешь ли ты человека, который бы получил от Бога удовольствия больше, чем он? Варвар: Никого. Христианин: Был ли он лишён хотя бы одного из видов наслаждения? Варвар: Конечно нет. Христианин: А сколько было сотворено ему жён? Варвар: Одна. Христианин: Следовательно, получается, что наслаждение, [получаемое] от одной жены, совершеннее [наслаждения, получаемого] от многих. Варвар: Ход рассуждений вынуждает меня согласиться. Но, как кажется, из-за многих жён плодотворнее деторождение. Христианин: Какое время кажется тебе более испытывающим недостаток в многочадии, чем то [т. е. Адама]? Варвар: Никакое. Христианин: Следовательно, нам открывается, что и в отношении многочадия [единобрачие является] более обильным, чем при [обладании] многими [жёнами]; и очевидно [представляется] безбожной и плотолюбивой мысль тех, кто во время, когда существует множество людей, установили многожёнство, тогда как Творец даже в пору, когда было немного людей, заповедал единобрачие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010