7 мая. 124 С. 12 : А. С. Пушкин: (Жизнеописание). II: Арзамас. Литературные общества. «Руслан и Людмила». (П. А.) Катенин. «Увы! Зачем она блистает?». «Художник-варвар кистью сонной». «Вестник Европы» о «Руслане и Людмиле». Ссылка. Кавказ и Крым. Лирика. «Погасло дневное светило». Посещение Бахчисарая. «Редеет облаков летучая гряда». «Наполеон». «К Овидию». «Песнь о вещем Олеге». Скитальчество с цыганами. «К морю». Отзыв Пушкина о «Кавказском пленнике». «Братья-разбойники»/+ (Ф. А. Гиляров); С. 2 : Москва, 6 мая: (Размышления о значении патриаршеств вообще и, в частности, патриархов восточных, по поводу новой, полемизирующей с Г.-П., статьи в греч. газ. «Неологос», переведенной в газ. «Восток»)/(Г.-П.); С. 3 : Из Одессы. 2 мая: Похороны подполковника (М. Э.) Куммерау. Погода и растительность. Несчастный случай в Летнем театре. Новые слухи о преобразовании Следственной комиссии. Вызов офицеров в Восточную Сибирь. Предстоящие уголовные процессы. (ВИ). 8 мая. 125 С. 1 : Фабричные болезни/В. К. (В. Д. Колосовский?). ((Ф)); С. 2 : Москва, 7 мая: (О необходимости скорейшей отмены налога на соль, в поддержку мнений редакции «НВр»); Художник Малышев (Ив. Матв. (180030.IV.1880), иконописец, потомств. поч. гражданин Сергиева Посада): (Некролог); По поводу назначения К. П. Победоносцева . По пересмотру таможенного тарифа. Ответ «Берегу». Об издании писем и записок русских ученых и государственных людей. (ПП); С. 3 : Из Харькова. 6 мая: Снабжение болгар книгами. Статья профессора (И. В.) Платонова; Из Саратова. 4 мая: Чрезвычайное собрание Биржевого общества. (ВИ). 9 мая. 126 С. 12 : Провинциальные картинки: Времена рыцарства и мир искусства на губернской почве и в подлежащей переделке: дуэль, театр, литература и музыка. Мое возвращение на постоянное местожительство и беседа с первейшим оригиналом/В. Св (В. М. Сысоев). ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 мая: (Почему преосв. Николай (Касаткин) носит титул еп. Ревельского в Японии; о проблеме автокефальности Японской церкви; с публ. письма читателя из Астрахани)/(Г.-П.); Из записной тетради: Апостазия г. (У. Ю.) Гладстона/О. К(иреева); С. 23 : Дело (О. Э.) Веймара; С. 4 : Из Пешта. 30 апр. (12 мая): Перемена в международных отношениях. Примирение с (У. Ю.) Гладстоном. Борьба народностей за свои права. Успех славян. (ИИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Не верят, что праведная жизнь может кончиться плохо, а порочная – хорошо. Он решил сделать еще одну отчаянную попытку и сказал: – Ты же верил когда-то. Постарайся понять – это твоя последняя возможность. В последнюю минуту. Как у разбойника [в Евангелии от Луки (23, 39-43) повествуется о разбойниках, казненных вместе с Христом; один из них перед смертью раскаялся и получил прощение: " И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со мною в раю»]. Ты убивал людей… может, даже младенцев, – добавил он, вспомнив маленький темный комок у подножия креста. – Но не это главное. Это касается только земной жизни – каких-нибудь несколько лет, и ей конец. Оставь все здесь, в хижине, и уходи навеки… – Мелькнула смутная мысль, что ему самому эта жизнь недоступна, и он опечалился, затосковал… Мир, слава, любовь – это не для него. – Отец, – настойчиво прошептал голос. – Оставьте меня. Подумайте о себе. Возьмите мой нож. – Усталая рука снова отправилась в путь – на этот раз к бедру. Колени согнулись в попытке повернуть тело на бок, но оно обмякло, силы покинули его, дух отлетел, все кончилось. Священник стал наспех читать условное отпущение – а вдруг в последнюю секунду, на рубеже между жизнью и смертью, душа раскаялась? Хотя скорее всего и отлетела она, все еще отыскивая нож, чтобы нанести удар чужой рукой. Он молился: – Боже милостивый, ведь он думал обо мне, ведь это ради меня… – Но в словах молитвы не было веры. В лучшем случае один преступник пытался помочь другому. И, как ни посмотреть на это, ни тот, ни другой ничего хорошего не заслужили.   3 Чей-то голос проговорил: – Ну что, кончил? Священник встал и в испуге сделал утвердительный жест. Он узнал полицейского офицера, который дал ему денег в тюрьме, – его темная щеголеватая фигура появилась в дверном проеме, поблескивая крагами на грозовом свету. Он держал одну руку на кобуре и, взглянув на мертвого бандита, сердито нахмурил брови. – Не ждал меня? – сказал он. – Нет, как же, – сказал священник. – Ждал. Я должен поблагодарить вас… – Поблагодарить? За что? – За то, что вы дали мне побыть с ним наедине. – Я не варвар, – сказал офицер. – А теперь будь любезен выйти отсюда. И не пытайся убежать. Это бесполезно, сам видишь, – добавил он, когда священник вышел за порог и увидел с десяток вооруженных полицейских, окруживших хижину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Так, братие, много змей угрызают нас в земной нашей жизни. Где же искать нам исцеления от них? Господь говорит нам в нынешнем Евангелии: «как Моисей вознес змию в пустыне для спасения евреев, так должно вознесену быть на Крест Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И Сын человеческий – Иисус Христос, принявший на Себя плоть нашу, точно, был вознесен на Крест, как медный змей на столб, и Своими крестными страданиями и смертью победил змея – диавола и даровал роду человеческому исцеление от грехов и вечной смерти. И так, вот где для всего мира неистощимый источник исцеления от душепагубных змей – в Едином Господе, всех Спасителе, на Кресте распятом! Кто взирает на Спасителя мира, т. е. истинно верует в Него, и, согрешая, приносит пред Ним истинное покаяние во грехах и обращается на дела Божии, от того бежат душепагубные змеи: завистный и злобный делается милостивым и человеколюбивым, клеветник и обманщик – правдивым и добрым, гневливый и невоздержанный в словах – кротким и благоговейным. Я поясню вам это следующим примером из жития святых. Св. Варвар был разбойник. Как у разбойника, его сердце, конечно, было наполнено всякими неправдами. Своим разбойничеством, как орудием невидимого змия – диавола, он жалил и умерщвлял свою душу, жалил и умерщвлял других. Но когда взглянул на Спасителя мира, т. е. обратился к Нему с покаянием и верою, то погибло в нем всякое зло: он уже не только никому не вредил, и души своей не губил, но пошел за священником, его исповедавшим, не ногами, но на коленах и пробыл у пресвитера три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленах, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил со псами; потом двенадцать лет со скотом пасся в лесу, вкушая одну траву, а как он телом был наг, то кожа на нем от зноя и холода сделалась как кора финикова; он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя, и он был убит. Пресвитер, похристианскому обряду, предал его погребению; затем, при гробе его многие стали получать исцеление от болезней; чрез несколько же лет при вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро (Чет.-Мин. 6 мая). Вот как верующие в Спасителя мира, укрепляемые Господнею благодатью, побеждают в себе душепагубных змей и достигают небесного града!... И что же сказать? что может быть для нас опаснее и лютее самых демонов, этих невидимых змей? Они готовы погубить весь мир своею злобою. Но и этих змей, истинно верующие в Спасителя мира, имеющие Его в сердце своем и творящие волю Его, силою Господнею связывают и даже повелевают ими, как рабами (Чет.-Мин. 5 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Теперь, други мои, судите сами, куда мы идем? Соблюдаем ли мы Господни заповеди? Приобретаем ли себе небесное царство? Сознаемся, что мы плохие исполнители заповедей Господних. В самом деле, отчего это размножаются у нас, как бурьян на ноле, разные буяны и грубияны, пьяницы и развратники, обманщики и даже поджигатели, воры и грабители? Откуда это у нас ругатели и сквернословы, ябедники и клеветники, завистники и ненавистники, досадители отцам и матерям? Все это от того, главным образом, что живут и поступают не по заповедям Господним, а по своей воле; а воля их худая и развращенная. От того-то они не почитают и заповедей Господних. От того-то им и в голову идет худое, худое и делают они. А с худою волею человек погибший: худое к худу и приводить его. Поэтому, жалки мы, братие, что не умеем пользоваться свободною волею а употребляем ее на худые дела. Но, добрые мои слушатели! К худому скоро можно приучиться. Когда же мы будем приучаться к доброму? Ведь доброе к добру и приводить. Что же препятствует нам исправить свою худую волю и исполнять заповеди Господни? Что не позволяет нам быть добрыми христианами и идти за Христом, в Его вечное царство? Труды ли непомерные и непосильные? Но нужно только захотеть исполнять заповеди Божии, возненавидеть худые дела, всей душой обратиться к Богу, а Господь не замедлит послать нам свою помощь. Он сказал нам: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною ( Откр.3:20 ). А с Господом и Его помощью каких добрых дел невозможно сделать? С помощью Господнею и великие грешники делаются великими праведниками. Св. Варвар был разбойник. И каких худых дел не делал он по своей худой воле? За свои худые дела он, конечно, достоин был вечных мучений. Но вот он однажды, сидя в пещере среди награбленных сокровищ, вздумал о суде Божием, о смерти, об аде, и решился покаяться. Раскаяваясь в своей худой жизни, он оставил все худые дела, стал жить по Божьему, богоугодною жизнью, и достиг высокой святости и небесного царствия (Чет.-Мин.6 Мая).

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

И так, вот где для всего мира неистощимый источник исцеления от душепагубных змей — в Едином Господе, всех Спасителе, на Кресте распятом! Кто взирает на Спасителя мира, т. е. истинно верует в Него, и, согрешая, приносит пред Ним истинное покаяние во грехах и обращается на дела Божии, от того бегут душепагубные змеи: завистный и злобный делается милостивым и человеколюбивым, клеветник и обманщик — правдивым и добрым, гневливый и невоздержанный в словах — кротким и благоговейным. Я поясню вам это следующим примером из жития святых. Св. Варвар был разбойник. Как у разбойника, его сердце, конечно, было наполнено всякими неправдами. Своим разбойничеством, как орудием невидимого змия — дьявола, он жалил и умерщвлял свою душу, жалил и умерщвлял других. Но когда взглянул на Спасителя мира, т. е. обратился к Нему с покаянием и верою, то погибло в нем всякое зло: он уже не только никому не вредил, и души своей не губил, но пошел за священником, его исповедавшим, не ногами, но на коленах и пробыл у пресвитера три года, ползая, как скот четвероногий, на локтях и коленах, не вставая с земли; считая же себя недостойным быть с человеками, он ел и пил со псами; потом двенадцать лет со скотом пасся в лесу, вкушая одну траву, а как он телом был наг, то кожа на нем от зноя и холода сделалась как кора финиковая; он почернел, как уголь, и стал произвольным мучеником. Потом были пущены в него охотниками три стрелы, как в зверя, и он был убит. Пресвитер, по христианскому обряду, предал его погребению; затем, при гробе его многие стали получать исцеление от болезней; чрез несколько же лет при вскрытии гроба, нашли тело его нетленным, источающим целебное миро (Чет.-Мин. 6 Мая). Вот как верующие в Спасителя мира, укрепляемые Господнею благодатью, побеждают в себе душепагубных змей и достигают небесного града!… И что же сказать? что может быть для нас опаснее и лютее самых демонов, этих невидимых змей? Они готовы погубить весь мир своею злобою. Но и этих змей, истинно верующие в Спасителя мира, имеющие Его в сердце своем и творящие волю Его, силою Господнею связывают и далее повелевают ими, как рабами (Чет.-Мин.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Префектом в Риме был персиянин. Он обращал в смех и поругание самое благоденствие римлян. Натаскав на середину цирка множество дощечек, он хотел изобразить на них современные события, но он представлял их в смешном виде и такими изображениями тайно осмеивал самые события. Эти изображения нигде не представляли мужества царя и силы воинов или войны явной и законной. Какая-то рука выдавалась из облаков, и на ней была надпись: «Рука Божия, изгоняющая варваров». Стыдно писать об этом, но необходимо. В другом месте было написано: «Варвары бегут от Бога». Другие надписи были еще нелепее; о них писал я выше... (Далее в следующих строках недостает несколько слов). Отрывок 79. Suidas, λλανοδκαι. Тогда великий элланодик 239 Гайна давал в награду победителю гибель римлян. Там же, Πολυνδριον. Гайна вышел из города (Константинополя?), оставив его как кладбище или как пышную гробницу, ибо жители еще не были похоронены. Отрывок 80. Suidas, Φρβιθος. Фравиф был полководцем востока. При всей своей доблести, совершенно здравый душой, он был болен телом. Тело его уже разлагалось и, так сказать, расклеивалось, а он склеивал и связывал его части в одно стройное целое, дабы оно могло служить добру. Он легко истребил разбойников, так что почти и самое имя разбоя исчезло из памяти людей. Он был эллин по религии 240 . Отрывок 82. Ехс. De sententiis. Mai. P. 288–290; Nieb. 92; Mul. 82. Фравиф, полководец римский, победив Гайну при Херсонисе 242 , не преследовал его. Он пола-гал, что не должно преследовать неприятеля свыше меры. Он хотел выигрывать сражения наверняка, как лакеденянин. Думая только о том, чтобы действовать безопасно, он показал другим, что значит искусно предводительствовать войском. Многие люди, тупые и бессмысленные, мучимые завистью, желая показать свои познания в стратегии, нахмурив брови, много пустословили и осмеивали его дела. По трусости своей пораженные необычайностью дела, они внезапно стали говорить о них единогласно и уверяли, что Фравиф умеет побеждать, но не умеет пользоваться победой. Фравиф оставил Херсонис. Неприятели его распускали, что он, как варвар и язычник, щадил варвара и язычника и дал ему способ спасти себя. Фравиф, несмотря на эти слухи, торжественно прибыл в Константинополь. Пораженные необычайностью его счастия принимали его скорее за Бога, нежели за человека. До того они не знали, что значит побеждать и иметь руки! Он представился царю смело... царь сказал ему, чтобы он просил себе награды, какой пожелает. Фравиф просил, чтобы ему было позволено поклоняться Богу по отеческому обычаю 243 . Царь по отличному великодушию возвел его в консульское звание, которое Фравифом и было принято.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весть об избрании Яна Казимира очень не понравилась в Замостье: паны видели в новом короле орудие Оссолинского и антиреспубликанской партии 71 ; однако, скрывая неудовольствие, угостили и одарили казацкого трубача и отослали назад с таким ответом: «Мы, находящееся в Замостье, все благодарим пана Хмельницкого за то, что его трубач принес нам известие, которого мы чрез почту не могли получить, по причине военных беспорядков. Но слышали и мы, что Ян Казимир, избранный королем, двинулся уже к Замостью для успокоения несогласий наших; прибыв сюда, он узнает, кто из нас нападает на отечество, а кто его защищает». Между тем комендант послал Хмельницкому в подарок четыре бочонка отличного вина 72 . 19 ноября явился в казацкий табор другой посланник самого новоизбранного короля, шляхтич русской веры, Яков Смировский. Казаки встретили его с распущенными знаменами, били в котлы, играли на трубах, стреляли из пушек». Услыша такое неожиданное смятение в неприятельском обозе, осажденные испугались было, особенно, когда до них долетали слова: «Ой тепера npiйшob сирота до Замостья отворити ворота!» У казаков было предание о какой-то пушке огромной величины, которую некогда москвитяне везли в Киев и бросили на дороге: эта пушка в народе слыла под именем сироты, а потому осажденные подозревали, не получили ли казаки свежей помощи и не предпринимают ли приступа 73 . Но королевский посланник привез Хмельницкому приказание от имени короля отступить в Украину и там дожидаться его комиссаров. «Я избран польским королем (писал король) по единодушному согласию обоих народов, так как ты сам, Хмельницкий, требовал этого пламенно, в нескольких письмах своих и частных, и посланных к сенату. Признай же во мне верховного наместника великого Бога, не опустошай по-неприятельски областей польских и перестань разорять моих подданных. Отступи от Замостья; и желаю, чтоб это было первым доказательством твоего послушания. Вспомни, что воин не есть разбойник и грабитель; ты не варвар, а христианин. Избавь народ от убийств, а себя от бесславия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Дорогой С., знай, что радость бывает на небе об одном кающемся грешнике. Не можешь удержаться, так плачь пред Господом, умоляй простить и дать силу воздержаться. Только искренне желай не оскорблять Бога и ближних. Не оправдывай себя никакими обстоятельствами, не обвиняй никого, кроме себя. В самооправдании гибель. Это голос бесов. Смирись пред Богом и людьми. Не тщеславься, не осуждай никого, чтобы тебя не осудил Бог . Вынь бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вынуть сучек и из глаза другого человека. Пожалей себя, не губи окончательно. Да вразумит и поможет тебе Господь, да не попустит твоей гибели. Жалеющий тебя Н. 4/V-61 г. Письмо 202 Дорогой С.! У тебя, очевидно, не вполне благополучно с основной болезнью. Господь давал и еще даст тебе время на покаяние. Нет иного средства получить прощение сделанных грехов, кроме искреннего глубокого покаяния. Эту искренность покаяния мы должны показать оставлением грехов, молитвой и деланием добра ближним и всем, кто попросит нас. Все самые отъявленные грешники (разбойники, напр.: Моисей Мурин, Давид, Варвар и др.) искренним покаянием, доказанным оставлением прежних грехов и добрыми делами, не только получили прощение во всем, но достигли и святости. Твои грехи я знаю, а к ним надо прибавить еще грех: ты обращаешься к Господу, когда грозит болезнь. А как только перестаешь бояться болезни, то и Бога перестаешь бояться. Ты просишь разрешения приехать на Светлой Неделе. Прости, но я так слабо себя чувствую, что мне теперь ни до кого, трудно терпеть и самого себя. Ежедневно температура, в среднем 37,3; уже несколько месяцев боли в груди, в сердце. Спасибо ... (передай ей благодарность), она посоветовала и даже прислала лекарство. Оно снимает боли сердечные, а другие средства не действуют. Заснуть могу только с помощью порошков. Заметно похудел, силы покидают меня. Твой приезд я не считаю необходимым для твоей душевной пользы. Ты сам знаешь, что надо делать. Может и ... указать и помочь. Г. через два месяца собирается быть в Москве, ты можешь тогда приехать, если я еще буду жив и достаточно силен. Тогда видно будет. Обижаться тебе за отказ нельзя еще и потому, что я своим родным запретил пока приезжать ко мне, хотя, правда, не очень слушают. Им жалко меня, и едут проведать иногда, особенно брат – врач.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/...

Приближается день св. князя Владимира... Все ли современные православные русские люди знают и помнят день великого Просветителя Руси св. равноапостольного князя Владимира – 1528 июля, который в нынешнем году приходится в воскресение? Все ли они понимают и ценят ни с чем несравнимое величие того дела, которое совершил для нас св. равноапостольный князь Владимир? Дорожат ли они превыше всего на свете тем безценным сокровищем, которое даровал нам св. равноапостольный князь Владимир – святой православной верой? «Каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы по силе нашей, хотя малыми похвалами совершившаго великия и чудныя дела нашего учителя и наставника великаго кагана земли нашей Владимира» – так во вдохновенном слове своем взывал к русским людям еще девять веков тому назад Киевский Митрополит Иларион. А Слово Божие ясно учит нас:  «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их»   ( Евр. 13, 7 ). Святый же князь Владимир был не только наставником нашим, но и подлинным  отцом,  родив нас заново «банею пакибытия» во святом крещении. Как же нам не помнить и не чтить великого дня его блаженной памяти?! Но чтить его мы должны не только на словах, а и в наших делах, самыми делами нашими, образом жизни и всем поведением нашим показывая, что мы являемся достойными его духовными чадами, – «взирая на кончину жизни его,  подражать вере его»,  как учит нас Слово Божие. Можем ли все мы, современные русские люди, похвалиться, что мы действительно чтим нашего великого Просветителя, что мы стараемся во всем следовать примеру его жизни, подражаем вере его? Пусть на это ответит совесть каждого из нас! Св. князь Владимир после принятия им св. крещения стал как бы совершенно другим человеком. Мрачный, жестокий, подозрительный, грубый, сластолюбивый варвар, – он после крещения стал кротким, ласковым, приветливым, любвеобильным и милостивым князем, истинным отцом своих подданных. «Владимир – Красное Солнышко» – таким трогательным прозвищем характеризуют его письменные памятники второго периода его жизни. Благотворительность его достигла громадных размеров: всякий нищий мог приходить в княжий двор и получать все необходимое для жизни, а кто не в силах был приходить сам, тем развозились всевозможные съестные припасы по городу. На праздники св. Владимир раздавал нуждающимся огромные суммы денег. Его христианское милосердие и снисхождение к людям доходили до того, что он даже боялся казнить разбойников.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

– Не я, не я! – залепетал он глупо и беспомощно. Это Константина, все – Константина… Без нее ничего бы я не сделал. Она требовала казни Феофила, Домитиана, Клематия, Монтия и других. Видит Бог, не я… Она мне ничего не говорила. Я даже не знал… Евсевий смотрел на него с тихой усмешкой: – Хорошо, – проговорил он, – я так и донесу императору, что его собственная сестра Константина, супруга бывшего цезаря, виновата во всем. Допрос кончен. Уведите его, – приказал он легионерам. Скоро получен был смертный приговор от императора Констанция, который счел за личную обиду обвинение покойной сестры своей во всех убийствах, совершенных в Антиохии. Когда цезарю прочли приговор, он лишился чувств и упал на руки солдат. Несчастный до последней минуты надеялся на помилование. И теперь еще думал, что ему дадут, по крайней мере, несколько дней, несколько часов на приготовление к смерти. Но ходили слухи, что солдаты фиванского легиона волнуются и замышляют освобождение Галла. Его повели тотчас на казнь. Было раннее утро. Ночью выпал снег и покрыл черную липкую грязь. Холодное, мертвое солнце озаряло снег; ослепительный отблеск падал на ярко-белые штукатуреные стены большой залы в казармах, куда привезли Галла. Солдатам не доверяли: они почти все любили и жалели его. Палачом выбрали мясника, которому случалось на площади Пола казнить истрийских воров и разбойников. Варвар не умел обращаться с римским мечом и принес широкий топор, вроде двуострой секиры, которым привык на бойне резать свиней и баранов. Лицо у мясника было тупое, красивое и заспанное; родом он был славянин. От него скрыли, что осужденный – цезарь, и палач думал, что ему придется казнить вора. Галл перед смертью сделался кротким и спокойным. Он позволял с собою делать все, что угодно, с бессмысленной улыбкой; ему казалось, что он маленький ребенок: в детстве он тоже плакал и сопротивлялся, когда его насильно сажали в теплую ванну и мыли, а потом, покорившись, находил, что это приятно. Но, увидев, как мясник, с тихим звоном водит широким лезвием топора, взад и вперед, по мокрому точильному камню, задрожал всеми членами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010