Он подзадоривал римлян, вызывая из их среды кого-нибудь на поединок. Воевода Вакх увещал Варвара, чтобы вышел именно он. Варвар помолился в сердце живому Господу, вышел на единоборство и победил того колосса. При [виде] этого войско франков в смятении обратилось в бегство. Тогда воевода устроил роскошный пир и повелел принести жертвы идолам. Но в ходе жертвоприношения воевода узнал, что Варвар держится в стороне. Когда он спросил Варвара о причине неучастия в празднестве, тот исповедал себя христианином. Воевода донес о сем царю, а царь приказал подвергнуть Варвара тяжелейшим пыткам. Однако Варвар перенес всё с редким мужеством и хладнокровием. Во время его истязаний были явлены многие чудеса, и немало воинов, видя это, приняли Христову веру. Среди них был и воевода Вакх [вкупе] с Каллимахом и Дионисием. Все трое они были усечены мечом за имя Христово, а [вслед] за ними и Варвар. Произошло это в 362 году. Души же их переселились в Царство Христа, бессмертного Царя. 3. Св. Варвар разбойник . Совершив многие преступления, он напоследок покаялся и приговорил сам себя, во-первых, к тому, чтобы три года ходить на четвереньках и питаться с собаками, и во-вторых, чтобы 12 лет жить в лесу без одежд, без крова и без какой-либо [другой] пищи, кроме травы и листьев. Получил извещение от Ангела, что грехи ему прощены. Торговцы, проезжая по лесу и увидев Варвара издалека, подумали, что это зверь, а не человек. Натянули они луки и пронзили Варвара стрелами. Умирая, он попросил их сообщить о сем близживущему священнику. Священник пришел и с честью его похоронил. И из его тела истекло целебное миро, врачевавшее в людях различные болезни и недуги. Рассуждение Авва Исаия сказал о себе: «Вижу я себя подобным коню, блуждающему без наездника. Любой, кто его найдет, садится на него и ездит на нем сколько душе угодно. Когда один наездник оставляет коня, на него садится другой, поступая с ним точно так же, затем третий и т.д.». Сей великий подвижник, о котором говорили, что достиг он совершенства, сказал это о себе либо по смирению, либо приводя на память пору своего несовершенства. Главное [то,] что слово это истинно в отношении любого христианина, который ходит духовно распоясанным и необузданным. Как только слезает с него одна страсть, тотчас на него взбирается другая. Не успеет одна утомить его и покинуть в отчаянии, как другая садится на него, [прельщая] обманчивой надеждой на призрачное счастье. У такого человека нет наездника, который управил бы его прямым путем без поворота влево или вправо. Единственный же дружественный всадник, которого подобает тепло встретить и поприветствовать, – это святой и могучий дух христианский. Созерцание Да созерцаю Вознесение Господа Иисуса, а именно: 1) как сначала воскрес Он по плоти, а затем и вознесся с плотию; 2) как по смерти души праведных людей первыми возносятся на небо, тогда как [их] тела чают всеобщего воскресения, всеобщего преображения и всеобщего вознесения. Проповедь о силе, подаваемой Богом словам пророческим

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На месте его прежнего отшельничества возник монастырь, Варвар возвратился в него неузнанным и поступил в обитель как новоначальный инок. Когда через некоторое время он был узнан, то удалился в Пелагонийскую страну (окрестности г. Битола , совр. Македония), где подвизался 22 года, нося вериги. Убит самострелом, поставленным охотниками. Его мироточивые мощи положены Охридским архиеп. Фомой во вновь созданном монастыре. Сведения о мощах св. Варвара отрывочны и противоречивы. В житии преподобных Варнавы и Софрония (XIII в., BHG, N 2055) говорится, что его мощи находятся в днях пути к северу от Лариссы, в монастыре на горе Келлии. Из письма Константинопольского Патриарха Каллиста I к прп. Феодосию Тырновскому и болг. духовенству (ок. 1361) следует, что от находившихся в Тырнове мощей вмч. Димитрия и Варвара приготовлялось миро для нужд Болгарской Церкви . Византийский писатель Иосиф Вриенний (+ 1430/31) во втором томе «Поучений» говорит о «св. Варваре в Элладе», источающем миро рекою. К сожалению, Константин Акрополит не упоминает, где в его время находились мощи святого. В славянских и русских житиях чаще всего говорится, что мощи его находятся в монастыре Келлий в Фессалии , близ города Лариссы , а сам святой поэтому зачастую именуется Фессалийским . В «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса отражена поздняя легенда, согласно которой Варвар происходил из обл. Пентаполя (Киренаика), жил в первой половине XVI века, 24 года находился в плену у берберов, а затем подвизался в пещере ок. Воницы. В 1562 г. его мощи были перевезены в Рим. Он скончался 23 июня, а 15 мая празднуется чудо исцеления расслабленного, происшедшее в деревне Потамос на острове Керкира во время перенесения его мощей. На Западе считают, что мощи св. Варвара находятся в церкви св. Лаврентия в Венеции . Существует мнение, что Варвар из Пентаполя - это другой святой , однако скорее всего речь идет о модификации культа Варвара-разбойника. Святой Варвар чтится греческими Церквами как преподобный и именуется мироточцем.

http://drevo-info.ru/articles/10642.html

В собрании житий, составленном святителем Димитрием Ростовским, приводится краткая версия жития святого Варвара, начинающаяся сразу с момента его обращения и опускающая предысторию. А предыстория эта интересна и актуальна, особенно в наше время, поскольку из нее видно, что до своего обращения ко Христу святой Варвар был тем, кого сейчас называют «исламскими террористами». Подробнее всего о жизни святого Варвара мы узнаем из сочинения Константина Акрополита († 1323) – писателя XIV века, который был крупнейшим автором и составителем житий святых, благодаря чему заслужил именование «Новый Метафраст» – в память прославленного агиографа Х века святого Симеона Метафраста . Константину Акрополиту принадлежит торжественное «Слово на святого Варвара», мусульманского солдата, принявшего христианство. Ни мусульманское, ни христианское имя святого не сохранилось, и он вошел в святцы как «святой варвар» . С этим связана некоторая неясность. Дело в том, что под именем «Варвар» церковная агиография знает по крайней мере четыре личности. Первый из них – мученик IV века . Второй – некий разбойник христианского происхождения из Египта, который через покаяние стал святым . Его почитание как мироточивого святого в Болгарии засвидетельствовано в письме, посланном Патриарху Тырновскому Каллистом I, Патриархом Константинопольским (1350–1363). Третий – святой Варвар Пентапольский, время жизни которого относится в синаксаре к XVI веку; он жил в Греции, входящей в Оттоманскую империю. Четвертый – тот, о ком пишет Константин Акрополит. Не исключено, что, по крайней мере в некоторых случаях, имеется в виду одно и то же лицо, в особенности это касается второго и четвертого из упомянутых святых. Сложность усугубляется тем, что церковная память всех четырех святых празднуется в мае . Ввиду подобных противоречивых указаний католический исследователь Делеэй пришел к выводу, что святой Варвар – это лишь вымышленный персонаж, легенда о котором использовалась в разные периоды для удовлетворения потребностей своего времени, в соответствии с которыми она претерпевала некоторые видоизменения . Однако православный исследователь Сахас в результате более тщательного изучения «Слова на святого Варвара» признал гипотезу Делеэя необоснованной. В качестве доказательств историчности святого Варвара он привел целый ряд специфических деталей, содержащихся в произведении Константина Акрополита, а именно:

http://pravoslavie.ru/4228.html

Имя злого разбойника «Гестас» тот же автор, вместе с Клермоном Ганно, производит от « ις τς», которое могло стоять (?) перед « δσμας». По недоразумению слова эти, стоявшие сперва в неразрывной связи ( ις τς δσμας), были разделены и признаны за два имени разбойников. Как, почему и когда это произошло, автор не говорит, и загадка не разъясняется. На русских иконах Воскресения Христова и на алтарных дверях благоразумный разбойник носит неизвестно откуда взятое имя «Рах»; в иконописных подлинниках – «Варвар»; в этих последних описывается под 6 Мая иконографический образ его: «св. муч. Варвар, иже бе разбойник, власы главные по плечам, рус, брада Козмина, порты едины на нем; а инде (пишут): сед, брада Богословля, риза мученическая, в правой руке крест велик, в левой свиток, а в нем писано: помяни нас Господи во царствии Своем» (подл. О. Л. Д. П. из собр. кн. П.П. Вяземского 162). В этом описании смешаны иконографические черты двух разных лиц. Крест, свиток и порты – единственная одежда благоразумного разбойника по многим памятникам русским, – признаки благоразумного разбойника, а мученическая риза – другого разбойника, причисленного также к лику святых. На это смешение прямо и указывает ссылка: «инде пишут…» – т. е. в других подлинниках; а в подлиннике И.Е. Забелина XVI в. действительно о разбойнике Варваре под 6 Мая сказано: «сед, брада аки Иоанна Богослова, риза празелень, испод лазорь» 2331 ; но здесь речь идет не о благоразумном разбойнике, а о другом лице, занесенном также и в софийский подлинник 1523): это мученик Варвар-разбойник, живший в каких-то луканских странах, мощи которого, по сказанию греческого Лимонаря, находятся в монастыре горы Келлий в Фессалии или Македонии, недалеко от Мефона Македонского 2332 . Личность этого последнего в памятниках древней письменности не отличается определенностью; он, по-видимому, смешивается с другим – Варваром Мучеником фракийским, пострадавшим при Юлиане; тем не менее верно то, что Варвар в мученических одеждах не есть благоразумный разбойник, распятый с Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Да приидет Царствие Твое Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не оценит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В красоте твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Ф. Тютчев Святая Русь Пробуждение совести Жил когда-то разбойник Варвар. Однажды, сидя в своей пещере и рассматривая награбленные драгоценности, разбойник задумался. В первый раз все эти сокровища, купленные ценой пролитой крови, показались ему не тем, чем прежде. «Для чего все это?» – спросил он себя. И снова погрузился в глубокую думу. Тут память представила ему тысячи самых бесчеловечных способов, которыми приобретал он богатство: насилие, грабеж, убийство!.. Воображение кровавыми красками нарисовало перед ним ужасную картину его злодеяний, а совесть раскрыла живой образ Страшного Суда и вечных мучений... Прошедшее стало ненавистно, будущее – ужасно! Разбойник был близок к отчаянию. Трепещущей рукой схватил он нож, чтобы прекратить свою жизнь... Но в это мгновение внутренний луч Божественной благодати вдруг озарил душу разбойника. Варвар бросил нож и среди ночи выбежал вон из пещеры. Он бежал, не зная куда и зачем... Но вот минула ночь и выплыло яркое солнце. Где-то послышался благовест колокола, и разбойник пришел в себя. Он был подле обители, здесь звонили к утрене. «Монастырь!.. Молитва...» – шепнул разбойник и вошел в храм. Там он пал ниц и стал шептать слова покаяния. Кончилась утреня, монахи стали выходить из церкви, а Варвар продолжал лежать и каяться. Некоторые из братии попробовали окликнуть незнакомца, но разбойник не поднимал головы. Сказали игумену. – Ну что ж, – ответил старец, – знать, горе великое пригнуло его наземь. Ступайте все домой, а я с ним останусь. Ни слова не промолвил Варвару игумен. Он только опустился подле него на колени и стал молиться. Разбойник зарыдал. – Плачь, чадо, плачь! – сказал игумен. – Чем горше слеза, тем слаще станет на сердце. Засохшую грязь смывают горячей водой, так и с души грязь скорее всего смоешь горячей слезой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако вернемся к житию. Идет литургия. Варвар ждет окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит Ангелов, во всем блеске своего величия сослужащих иерею Божию, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе разбойник падает на колени и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его Таинства Крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу. Став христианином, святой уединяется в горах и проводит там несколько лет, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. Среди святых, обратившихся из ислама, нет, наверное, никого, кто в своей дохристианской жизни столько согрешил бы против христиан, сколько святой Варвар. Но нет среди них и никого, кто сравнился бы с ним по величию подъятого подвига покаяния. В качестве епитимии святой заковывает в цепи свою шею, руки и ноги. «В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и мороз среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному». Как и апостол Павел спустя уже много лет переживал свое одобрение убийства святого первомученика Стефана, так и святой Варвар, по-видимому, не менее переживал христианскую кровь, которая была на нем. Во время столь великих подвигов у святого все больше и больше разгоралось желание исповедать Христа не только своей жизнью, но и смертью . Но как достичь этого в тех условиях? Ведь Варвар – почти единственный из всех упоминаемых здесь святых, обратившихся из ислама, кому не пришлось свидетельствовать о своей вере на мусульманском суде. Он жил среди христиан. Тем не менее обстоятельства кончины святого Варвара странным образом указывают на то, что его желание пролить свою кровь за Христа было услышано. Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, выстрелили в него из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Несомненно, свт. Иоанн Златоуст имел о варварах особое попечение. Но какой духовно-назидательный смысл он вкладывал в слово «варвар/варварский»? Согласно учению свт. Иоанна Златоуста , жадные люди, а ещё больше разбойникиварвары 117 . «Грех – это и есть варвар» 118 . Делается общее упоминание о варваре как о плохом человеке 119 . Но «варвар» – это нарицательное слово, не обозначающее в данном, как и в других случаях конкретную национальность или народ. «Клятва осуществляется не ради варвара, а ради Бога» 120 . И самое главное, по благодати Христовой меняется отношение к варварам 121 . «…Ибо во Христе Иисусе ни мужа, ни жены, ни скифа, ни варвара, ни иудея, ни эллина!..» 122 Данные слова являются определяющими. Развивая вселенское богословие св. апостола Павла, свт. Иоанн Златоуст провозгласил основополагающий принцип предельного равенства всех народов перед лицом Христовым. И это далеко не единичный случай в наследии святителя. Он пишет в другом сочинении: «Так в молчании они воздают славу Богу, и все слышат этот глас. Поскольку его можно изучить не от слышания, а от видения и созерцания, видение же для всех единое, хоть и язык различный: и варвар, и скифы, и фракийцы, и мавры, и индусы слышат этот глас, то есть видя чудо, поражаясь красотой, яркостью, величием и всем другим, к небу славу воссылают Творцу, помышляя о благе…» 123 . Аналогичные мысли содержатся в толковании на послания апостола Павла, приписываемом прп. Иоанну Дамаскину 124 , и у прп. Феодора Студита 125 . Очевидно, что утверждение об отсутствии варвара и эллина во Христе является эквивалентным утверждению о том, что все народы могут получить полноценный удел спасения и нельзя говорить о привилегиях отдельных народов как более близких к идеалу спасения. Данное утверждение приходит в прямое противоречие с интерпретациями формулировки «в варварских…», как якобы указывающей на возможность зависимости всех народов мира (помимо ромеев-эллинов) от власти Константинопольского Патриарха. 8. Термин «экстерриториальный» и его производные

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

И Ангелы внесли душу покаявшегося грешника во врата рая. Покаяние грешника — это праздник на небе. Ангелы, все небо радуются о едином кающемся грешнике, все небесные силы торжествуют, когда совершается на земле покаяние. Наши грехи по сравнению с милостью Божией — все равно что горсть песка, брошенная в океан: песок тут же утонет. Так и мы, если покаемся, тут же будем прощены. Были люди, которые совершали страшные, смертные Например, разбойник Варвар: он убил триста человек, среди них двух священников, но наступил момент, когда он осознал свою ужасную жизнь, пришел на исповедь к священнику, во всем покаялся и попросил, чтобы ему дали епитимию. Священник подумал и сказал: “С сегодняшнего дня будешь у меня работать, а жить будешь со скотиной, там будешь есть и спать». После службы священник пошел домой, а следом покаявшийся Варвар. Когда священник оглянулся, то увидел, что Варвар не идет, а бежит за ним на четвереньках. “Что это с тобой?” — удивился священник. “Вы же сказали, чтобы я жил со скотиной, вот я и уподобился ей.” И он два года жил в хлеву, а потом ушел в пустынное место и там тоже ходил на четвереньках, питался травой и прожил так еще 12 лет. Однажды проезжали охотники, увидели издали — какое-то животное ходит, выстрелили из лука, а когда подбежали, оказалось, что это убитый человек, весь обросший, то был Варвар. Его похоронили, а потом открылось, что тело его нетленно; на его могиле получали исцеления, он причислен к лику святых. Что мы видим из этого примера? Нужно не только покаяться, но и принести плоды, достойные покаяния, то есть многими тяжкими трудами загладить прежние грехи и больше к ним не возвращаться. Истинное покаяние — это перемена жизни. Человек с погибельного пути переходит на спасительный: раньше работал диаволу, исполнял его злую волю, а теперь — с Господом, учится исполнять Его святую волю. Епископ Феофан Затворник говорит, что одного покаяния для спасения недостаточно, нужна решимость переменить себя, оставить прежние грехи, и, когда от сердца положишь такой обет, Господь помогает.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

Перемещаясь с места на место, Варвар грабит и убивает одиноких путников-христиан, терроризируя всю округу. Пребывая в этолийских пределах, Варвар заходит в один из храмов – церковь святого Георгия, намереваясь убить священника. Идет литургия. Служит священник, по имени Иоанн, родом из Никополя. Варвар ждет окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит ангелов, во всем блеске величия сослужащих иерею, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе мусульманин падает на колени и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его таинства крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу и наставляет в христианской вере. Став христианином, святой уединяется в горах и проводит в уединении три года как строгий отшельник, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. В качестве епитимьи за свои грехи Варвар принимает цепи на шею, руки и ноги. «В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и холод среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному». Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, застрелили его из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку. Позже его духовный отец опознал святого Варвара, его мощи были перенесены в храм и через некоторое время стали обильно источать благовонное миро, от которого совершались многочисленные исцеления. Маленькая дочь самого Константина Акрополита была исцелена от тяжкой болезни чрез помазание миром от святого Варвара, в благодарность за что Константин и составил свое сочинение. Рейтинг: 7.2 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  О жизни и сочинениях Константина Акрополита cм: Nicol D. Constantine Akropolites, A Prosopographical Note//DOP 1965. 19. Р. 249–256; Talbot A.-M. Akropolites, Constantine//ODB. P. 49.

http://pravoslavie.ru/4228.html

Святой Хлеб, Агнец Божий, разделяется на много маленьких частиц. Однако он не разделяется на много маленьких хлебов, не делится Тело Господне, чтобы мы думали, что один ест одну часть Тела, другой – другую, третий – третью. Нет! Мы делим его на маленькие кусочки, чтобы причастились все христиане от одной частицы. Все принимают, сколь мала бы она ни была, одну частицу, Один и тот же святой Хлеб, Агнца Божия, Тело Господне. Все, а не только часть его. Поэтому мы и говорим «раздробляется» и «разделяется» – режется на маленькие части. 183. Одна христианка находилась в неведении относительного того, чего причащается каждый, мала или велика Жемчужина, целен Христос или нет. Однажды в воскресенье, когда она собиралась причаститься, то увидела своими духовными очами, как Божественная Жемчужина на святой лжице вдруг стала целым Христом между священником и причащающимся. И сам Христос соединился с человеком 699 . Итак «раздробляется и разделяется Агнец Господень», и после мы говорим: «раздробляемый и неразделяемый». Агнец Божий раздробляется на маленькие кусочки, но не разделяется. В частице, которой причащается каждый верующий, как бы мала она ни была, передается весь святой Хлеб, все тело Господне, Единый и неразделяемый Агнец Божий, который был принесен в жертву на святом Кресте за спасение всего мира. 184. Святой Варвар был разбойником, прежде чем узнал Христа. После одного неудачного нападения на акарнян, он чудом спасся и жил как дикий зверь в горах, нагоняя страх на всю округу. Однажды Варвар издалека увидел, как священник деревни Трифос, отец Иоанн Никополит, входит в храм Святого Георгия, чтобы совершить Божественную литургию. Задумав ограбить и убить благочестивого священника, он поспешил к храму, но Божественная литургия уже началась. Войдя в храм с недобрыми помыслами, Варвар стал свидетелем великого чуда. Он увидел, как священник, омытый Божественным Светом, находится перед святым престолом, но ноги его не касаются пола! Двое сияющих юношей поддерживают священника с двух сторон, паря над землей!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010