«Житие Саргиса Шнорали» анонимно, и время его написания неизвестно. Однако, судя по сведениям, содержащимся в самом житии, автор его не современник описываемых событий, ибо, говоря о брате Нерсеса Григорисе, он пишет: «А его старший брат Григорэс, прозванный Вкайасером, которого по сей день так именуют, перевел на армянский язык много речей, посвященных святым мученикам... которые по сей день читают». Подобно житиям Маштоца Егивардеци, Нерсеса Ламбронаци, Мкртича Нагаша и др., «Житие Саргиса Шнорали» написано как предварение к его сочинению, дабы ознакомить читателя с тем, «в какое время оно написано, кто понудил [написать его] и для каких нужд оно написано». В этом предварении довольно большое место занимают абстрактные риторические рассуждения со ссылками на Священное писание. Тем не менее оно представляет интерес как памятник, сохранивший сведения о жизни и деятельности подвижников армянской культуры XII века. Больше, чем о Саргисе, в нем говорится о Степаносе, взрастившем названное поколение подвижников культуры. Это свидетельствует о том, что автор жития понимал роль Степаноса в расцвете армянской литературы XII века и, желая воздать ему должное за заслуги в этой области, постарался более обстоятельно рассказать о нем. Примечательна оценка М. Орманяна, данная деятельности Степаноса. Говоря о комментаторской работе литературных деятелей XII века, он пишет: «Заслуживает внимания тот факт, что Нерсес работал над Толкованием Евангелия от Матфея, Барсех – от Марка, Игнатиос – от Луки, а Саргис – Соборных посланий. Все это вместе составляет программу обширной работы по толкованию книг Нового завета. Зачинателем и руководителем этого дела, несомненно, был Степанос, который и распределил между своими учениками этот большой труд» (М. Орманян. Азгапатум, § 917, с. 1336). Дата смерти, как и рождения, Саргиса Шнорали неизвестна. Однако к 1166 г., ко времени, когда он взялся за краткое «Толкование семи Соборных посланий», он сам себя называет стариком: «Молите Господа за меня, старика Саргиса» (см.: Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 626).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Хотя и написано, что непостижимая Божественная сущность постигается через его зримые создания, однако «в лукавую душу не войдет дар святого Духа – премудрость» 519 , говорится также, что «святой Дух удалится от лукавства» 520 , и Св. писание гласит: «Не будет обитать в теле, порабощенном греху, животворящий Дух 521 , ибо туда, где грех , входит смерть и там обитель прародителя грехов, т. е. сатаны». И грешному говорит Бог: «Вовсе не говори о моей справедливости и не произноси святого обета неблагодарными и непокорными устами своими», а также: «Взор грешного мужа, не отворотившегося от грехов, губителен». И не подобает мертвецам, погубившим себя грехами, говорить о живых душой и телом, ибо, что общего может быть между светом и тьмой и какая [общая] доля может быть у любимцев Божьих и ненавистных ему. И вот я, злосчастный, осмеливаюсь писать правдивую речь о муже Божьем, святом Георге, память которого желанна и ангелам, равно которым жил он в теле, будучи преисполнен Духа святого и приводя в трепет своим праведным образом жизни сущих во плоти. Ибо и пророк говорит: «Да не вечно пребудет Дух Мой в человеках, потому что они плоть» 522 . Но ужасный страх объял все мое существо, и до самых костей охватил меня трепет. И взял меня враг человечества на поток и разграбление, и не знаю я, что мне делать. Страшусь приступить к [описанию] дивной и божественной жизни святого, как повелено мне, [боясь], что буду осужден, ибо я действительно достоин этого. Но боюсь также пройти мимо сияющей, как солнце, жизни дивного мужа, и меня вновь охватывает трепет, что подвергнусь наказанию, подобно [человеку], упрятавшему господние деньги в плащаницу лени, или, согласно Соломону, унаследую гибель, как неповинующийся повелениям. И вот я остался ни с чем, уподобился бродячему зверю и не достоин даже называться человеком, ибо то, что было дано мне, я утратил и остался в долгу перед дарителем, а то, что от природы не было моим, я скопил и [теперь] должен отчитаться, на что я променял все это. Совершил я это не по недомыслию и невольно или по незаметному отклонению к пороку, а по воле смертоносного дьявола, который и породил в порочной мысли незамедлительное исполнение дел, ставших причиной великих и малых грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Жизнь научно-образовательных центров Армении и отдельных деятелей второй половины XIV-cepeдuhы XV в. несравненно полнее, чем предшествующий период, отражена в исторических и литературных памятниках этого времени, прежде всего в «Истории» Товмы Мецопеци, а также в целом ряде пространных житий (Григора Хлатеци, Товмы Мецопеци, Григора Татеваци). Особую ценность представляет труд историографа Товмы Мецопеци, воспитанника Татевского университета и ученика Григора Татеваци, который довольно обстоятельно повествует не только о Татевском университете, но и о монастырских школах, основанных на традициях вышеназванного университета. Ованес Воротнеци (1315–1386 гг.) вошел в историю армянской культуры как выдающийся философ и педагог, основатель и первый ректор Татевского университета. Воспитанник Гладзорского университета и ученик Есаи Ничеци, он после смерти последнего (1338 г.) вместе с преемником ректора Тиратуром Киликеци и частью учеников перебирается в Гермон, затем в Воротнаванк, а оттуда в Татев и здесь основывает новый университет. Будучи «сыном великого князя Иванэ из рода первых сюникских князей» и располагая большими материальными возможностями, Ованес Воротнеци ставит образовательное дело на более широкую ногу. Стимулом для этого становится также усиливающаяся католическая экспансия, для успешной борьбы с которой Ованес Воротнеци помимо богословия огромное значение придает изучению философии и естественных наук, то есть прививает своим воспитанникам все те необходимые знания, которые определяли уровень современной ему европейской науки и которыми владели их противники. Татевский университет благодаря вкладу Ованеса Воротнеци и его последователей достиг больших высот в области философских наук и естествознания. Ованес Воротнеци известен и как непримиримый враг католицизма. Для более действенной борьбы с католиками он перебирается в Апракунис (неподалеку от Нахичевана), поближе к очагам католицизма. Здесь же он и умер в 1386 г. В основанной им Апракунисской школе плодотворную деятельность развернул его ученик и преемник Григор Татеваци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

615 «Введение» имеется в виду «Краткий анализ Введения в Категории Аристотеля» Порфирия. Это сочинение Григора Татеваци было издано в Мадрасе в 1793 г. 616 Толкование Книги ученых бесед книга Кирилла Александрийского (V в.) «Объяснение учения о воплощении сына Божия», которая была переведена на армянский язык в древности (см. Г. Зарбаналян. Библиотека древнеармянских переводов, с. 510, 520, 522–523). 617 «Летний том» – сочинение Григора Татеваци (см.: Григор Татеваци. Книга проповедей: Летний том. Константинополь, тип. Абраама Дпира, 1741). 618 «Зимний том» – сочинение Григора Татеваци (см.: Книга проповедей: Зимний том. Константинополь. изд. Абраама Дпира, 1740). 619 «Искусство письма Георга» – имеется в виду сочинение видного литературного деятеля XIII в. Георга Скевраци, или Ламбронаци. 621 «Книга Златочрев» – сочинение Григора Татеваци (см.: Книга, называемая Златым чревом. Константинополь. Изд. Абраама Дпира, 1746). 622 Мхитар из Татева – в армянских памятных записях 1406–1437 гг. упоминается как «великий рабунапет», «искусный ритор», «местоблюститель престола» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 58, 292, 469, 653, а также примечание Л. Хачикяна к имени Мхитар, с. 741, примеч. 6). 623 Ованес из Ехегнаванка (по Товме Мецопеци – Ованес Гермонеци) – ученик Григора Татеваци. О нем как об ученике Григора Татеваци упоминает в своей памятной записи Ованес Ерзикаци (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 143). Относительно Ованеса Гермонеци см. также: К. Костанянц. Памятная запись Товмы Мецопеци. Тифлис, 1892, с. 51 и М. Орманян. Азгапатум, с. 2032). 624 Галуст из Сюникского селения Вахнду, или Галуст Ваганднеци, – согласно предположению Л. Хачикяна, вардапет и писец, ученик Григора Татеваци, который в 1403 и 1406 гг. работал в Татеве, где переписал «Книгу вопрошений» и «Шаракноц» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 684, примеч. 6). 625 Акоп Бостаци – возможно, тот же Акоп Гохтнаци, который жил в селе Буст (и мог также именоваться Акопом Бустаци или Бостаци), по заказу которого Григор Татеваци написал свою «Книгу проповедей» (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ибо истинные и правдивые слова услышал я из уст святого отца о том, что введенное мною в церковь я установил не от себя, а взято мною у святых отцов и записано. И написал он историю шестидесяти лет, начиная с 835 г. и доведя до 895 г. года своей смерти, начав с хана Тохтамыша 711 и Тимура и закончив Джааншахом 712 . Прекрасным слогом, преисполненным скорби описанием, с потрясающей душу печалью, с плачем и слезам и, идущими от сердца, в полной мере поведал он нам обо всех печалях и горестях, бедствиях и кручине страждущего народа Арамова 713 из рода Иафета 714 и постоянно был занят переписыванием рукописей, [зарабатывая письмом] для нужд обездоленных и пленных, и за один год он израсходовал на это три кипы бумаги. Святой отец наш был из Каджберунийской области Васпураканской провинции, из городка Алиовит 715 в Хорхорунийской долине; он [происходил] из знатного рода, был сыном боголюбивого и благочестивого Степаноса и родным братом христолюбивого, нищелюбивого и гостеприимного парона Горги-Мелика 716 . В отроческие годы он воспитывался и учился в святой Мецопской обители у врат святой Богоматери, при вардапете Ованесе, строителе святого храма. Он изучил все премудрости музыкального искусства и с детства, ведя добродетельный образ жизни, превзошел всех отроков церкви. Оттуда он и двенадцать его сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану, и, оставаясь двенадцать лет у них, они изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ. Ибо имеется два вида вопрошения – диалектическое и доказательное и два ответа – способ противостояния и способ равноправного оспаривания. Оттуда он с двенадцатью товарищами, своими соучениками и братьями, отправился к матери мудрости святому апостолу Фаддею 717 . [В числе них были]: Мкртич вардапет Наапетенц 718 , Карапет вардапет 719 , Мкртич вардапет Огулбекенц 720 , Мкртич вардапет Охдзеци, Маргарэ вардапет 721 , Ованес Папшенци, Саргис вардапет Салнапатеци 722 и другие. Да будет благословенна память их и молитвами их да смилуется Христос Бог над нами и всеми христианами! И великий вардапет Григор Воротнеци 723 , [который] подобен был факелу, зажженному в мире, вручил в городе Ереване посох монаху Товме и удостоил его степени вардапета, [обладающего] двенадцатью правами. И пришел он в Мецопский монастырь, где провел в трудах и дерзаниях шестьдесят лет, тридцать пять лет давая уроки всем обучавшимся Писанию, и многих прославил, и семи ученикам вручил [вардапетский жезл], а некоторые, [не успев] получить [сана], переселились к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Они не только возродили строгое монашество в Армении и ввели в монастыри порядок, но и установили новый для Армении вид монашеского жития – монашество скитское. На Саркиса, по словам историка, произвел сильное впечатление вид одиноко умершего на Алагезе пустынника. Он похоронил его и затем, отрекшись окончательно от мира, отправился в Иерусалим. Здесь он встретился с Киракосом. Саркис и Киракос сошлись между собою в мыслях и стремлениях и решились трудиться вместе. Посетив греческие монастыри Палестины, они убедились, как далеко армянское монашество от истинного монашеского идеала. У них зародилась мысль осуществить в своей жизни требования строгого монашества. Отыскивая подходящее уединенное место, они пришли в Сюнию, и здесь нашли такое место на правом берегу небольшой реки Баркушата. Тогда они устроили церковь (1612) и кельи, какие нужны аскетам–пустынникам. т. е. темные и тесные, и здесь основались. Скоро к ним стали стекаться люди, алчущие духовной пищи и спасения. Приходили не только светские, но и многие из духовных, вардапеты, епископы и священники. Между пришедшими были знаменитые потом церковные деятели Армении – вардапет Моисей Сюнийский, впоследствии католикос эчмиадзинский, и вардапет Павел (Погос) Моккский. Основанный Саркисом и Киракосом скит назывался «Великий скит»; он сделался рассадником монашества в Армении: многие из пришедших сюда и подвизавшихся здесь расходились потом по Армении и основывали новые скиты. Таковы были вардапет Нерсес Моккский, основатель скита на острове Лиме (на Ванском озере), славившегося строгостью монашеской жизни 269 , еп. Карапет, из Эчмиадзина, основатель скита на Севане, Аристакес Баркушатский, основатель скита в местности, называемой Тамзафарах, еп. Давид, из фамилии князей Караманец, основатель скита Чарекагет, славившегося особенной строгостью жизни. В деле преобразования армянского монашества и вообще нравов Саркису и Киракосу весьма много содействовал вардапет Моисей. Этот Моисей 15-ти лет получил сан священства. Его выдающиеся способности обратили на него внимание вардапета Срапиона, бывшего потом армянским католикосом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

При рукоположении во священника и епископа совершается также Миропомазание (хризма). Рукоположение совершается при служении литургии. Епископ по облачении посвящаемого в священнические одежды крестообразно помазует св. миром его чело и ладони. Священники бывают как безбрачными, так и женатыми (они должны состоять в браке не менее года и иметь сына). Безбрачный священник (иеромонах) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает в знак отречения от мира клобук (). Брачные священники могут достичь сана протоиерея. Рукоположение во епископа совершает Верховный Патриарх и Католикос всех армян или Католикос Великого Дома Киликии в сослужении 2 епископов. Епископ, духовный глава и предстоятель всех церковных общин подвластной ему области (епархии), рукополагается и помазуется католикосом, получая от него знаки власти - архиерейский жезл и перстень. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства () со степенью вардапета . За особые заслуги епископы могут получить сан архиепископа. Католикос , занимающий высшее место в иерархии ААЦ, миропомазуется неск. (от 3 до 12) епископами. Таинство Священства не повторяется. Поэтому в тех случаях, когда лишенный ранее сана священник получает прощение и вновь приступает к служению, повторно он не рукополагается, однако совершенные им во время лишения сана таинства не считаются действительными. Диаконы, в чьи обязанности входит помощь священнику во время богослужений и в его пастырской деятельности, избираются из числа чтецов (), совмещающих обязанности псаломщика, пономаря, ключаря, лампадника. Особое место в иерархии ААЦ издревле занимают ученая степень вардапета (на рус. язык обычно переводится как архимандрит); за выдающиеся труды и заслуги присваивается степень верховного вардапета ((?) , протоархимандрит). Эти звания присваиваются только безбрачному духовенству епископами, имеющими степень верховного вардапета. Вардапету вручается жезл с двуглавой змеей, символизирующий мудрость и данную ему власть учительствовать и проповедовать.

http://pravenc.ru/text/76124.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Армянская Апостольская (Григорианская) Церковь ГРИГОР ТАТЕВАЦИ (1346 - 1409), арм. философ, богослов, педагог, церковный деятель; св. Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу перед 4-м воскресеньем Великого поста) ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана ЗВАРТНОЦ церковь свт. Григория Просветителя (Сурб-Григор), один из памятников армянской и мировой средневек. архитектуры ИАКОВОВ СВЯТЫХ АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ [апостолов Иакова, брата Господня, и Иакова Зеведеева], памятник арм. архитектуры и искусства эпохи крестоносцев ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель КИРАКОС ДРАЗАРКЦИ (ок. 1056 - 1127), арм. вардапет, один из крупнейших деятелей арм. культуры т. н. серебряного века «КНИГА ПОСЛАНИЙ» арм. средневек. эпистолярный сборник религ. характера; содержит документы, формулирующие вероисповедание КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель КРАСНЫЙ МОНАСТЫРЬ [Кармирванк] на Красной горе, один из арм. мон-рей Чёрной Горы, близ Кесуна (Киликия; ныне Чакырхююк, Юж. Турция)

http://pravenc.ru/rubrics/121954_2.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010