Следует отметить, что помимо указанного свидетельства сочинение Олеария является важным источником разносторонних сведений о политическом, экономическом, общественном, межконфессиональном положении в России и Закавказье в XVII в., о различных городах и проживавших в них народах, о тяжелом положении христиан под игом мусульман, сведений об Армянской Церкви и народе . Также большой интерес представляет упоминание Олеария об армянах-католиках на юге России (в Астрахани) и Закавказье, старшим из которых был (в качестве персидского посла) «архиепископ из Армении Августин Базеци» , Нахичеванский архиепископ, о деятельности которого почти ничего не известно, однако его имя иногда встречается в армянской литературе. Например, в 1607–1609 гг., будучи еще армянским священником Римо-католической конфессии, Августин Базеци с некоей грамотой от папы Римского к царевичу Грузии Баграту направлялся через Астрахань в Москву к царю-самозванцу Лжедмитрию II, откуда далее — в Польшу и Западную Европу . Сам Августин Базеци (или Баджеци), родом из армянского города Ернджак, был очевидцем указанного ранее насильственного переселения шахом Аббасом I армян в Персию в начале XVII века, вскоре он с католическим послом из Закавказья направился в Европу, посетив Московское государство и кратко описав свои наблюдения («Путешествие Августина Баджеци») . О межконфессиональных отношениях с римо-католиками упоминает и приведенный нами армянский вардапет Аракел Даврижеци. Острая полемика между армянами и католиками имела место в основном во Львове и других городах западной Руси, находящихся во власти польско-литовского государства, где часть армян под предводительством «епископа Никола» по принуждению иезуитов и других орденов присоединились к католической конфессии, захватив все городские армянские церкви, а другая часть армян во главе с прибывшим из Эчмиадзина вардапетом Хачатуром отказалась «подчиниться власти папы и принять его исповедание И пока вардапет был в городе, непрестанно приходили к нему монахи и другие люди из франков, спорили с вардапетом о двух и едином естестве [Христа], об армянах, якобы погрязших в евтихиевой ереси и заблудших вследствие невежества и глупости» .

http://bogoslov.ru/article/6194919

Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Рукоположение Патриарха и Католикоса всех армян Гарегина II. Лицо рукоположенного покрыто тканью, символизирующей его непорочность Характер особых церковных степеней в ААЦ носят ученые степени вардапета (на рус. часто переводится как «архимандрит», хотя вардапет скорее то же, что кандидат богословия) и верховного вардапета. Правом присвоения этих степеней обладает только епископ, имеющий степень верховного вардапета; степени присвояются путем особого рукоположения. Вардапет может замещать пустующую епископскую кафедру и пользоваться всеми адм. правами епископа (но не может рукополагать клириков; рукоположения в этом случае совершают по просьбе вардапета епископы соседних епархий). Вардапетом, епископом и католикосом могут стать только безбрачные священники. Чинопоследования рукоположений содержатся в особых книгах (Маштоц дзернадрутеан). Др. священнодействия Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) Изгнание легиона бесов. Лист из " Евангелия врачевания " . Мастер Саргис Пицак. 1353 г. (Матен. 6795. Л. 40 об.) С большой торжественностью совершается раз в неск. лет чин освящения мира, к-рое в ср. века в Армении изготовлялось на основе кунжутного, а не оливкового масла (за недостатком последнего), с добавлением нектара из 40 видов цветов; ныне миро варят на основе оливкового масла. Чин освящения храма в арм. традиции имеет тесные параллели с визант. ( Findikyan. The Armenian. P. 75-121), в его составе ( Conybeare. P. 1-25) - следующие основные части: 1) служба накануне дня освящения; 2) обряды входа в храм; 3) установка верхней доски престола; 4) омовение престола; 5) помазание св. миром престола и храма (внутри и снаружи); 6) облачение св. престола; 7) заключительные обряды; 8) совершение литургии в новоосвященном храме. К освящению храма или его частей также относятся чины закладки церкви, освящения врат храма, купели, переосвящения оскверненной церкви или церкви с разрушенным престолом, благословения церковных фресок ( Conybeare. P. 1-3, 26-35); вероятно, перенесения св. мощей (Ibid. P. 242-243). Существуют чины освящения потира и дискоса, облачений, литургических книг, била, напрестольного креста (освящение 2 последних предметов сопровождается помазанием св. миром - Ibid. P. 35-53). Чин пострижения в монашество и сопутствующие чины встречаются в рукописях (Ibid. P. 136-164), но в совр. Маштоце и на практике чины пострижений отсутствуют; сохраняется только институт безбрачного духовенства (часть к-рого проживает в мон-рях). Отпевание священников в ААЦ отличается от отпевания мирян, в частности, тем, что тело усопшего священника помазывается св. миром (Ibid. P. 119-135, 243-293). В Маштоце содержится также целый ряд др. чинов (напр., Причащения больных и умирающих, освящения воды, различных благословений). Жертвоприношения

http://pravenc.ru/text/76130.html

Единственное произведение о Сааке Партеве, дошедшее до нас, относится к более позднему времени. Текст его издан в 1853 г. венецианскими мхитаристами. В научное обращение оно вошло как анонимное сочинение под заглавием «История св. Саака и вардапета Маштоца», однако большая часть этого сочинения посвящена Сааку и его деятельности. Приблизительным временем создания «Истории» Р. Ачарян считает IX в. 70 До нас дошли две редакции «Истории Саака». Одна – краткая, издана в «Соперке», другая – пространная, опубликована П. Антабяном 71 , как произведение Вардана Аревелци. В статье, посвященной этому произведению, Антабян пытается доказать, что текст, изданный в «Соперке», является более поздней редакцией. В русском переводе мы представили краткую редакцию, которая отличается от пространной меньшим нагромождением хвалебных эпитетов и восторженного славословия средневекового ритора. Для создания соответствующего настроения у читателя автор использует все доступные ему художественные средства. Речь его богата контрастами, противопоставлениями, метафорами, изобилует эпитетами, насчитывающими по четыре-пять синонимов. Так, например, он не удовлетворяется одним выражением «достопочтенные воспитатели», сразу после этого у него идет «добрые учителя», «нежные наставники», «ласковые кормильцы», «добродетельные ученые мужи», «признанные пастыри» и т. д. Или «блаженные дружки», «знаменитые провожатые», «отважные виновники [свадьбы]». Стиль этот с его цветистым, многоповторным языком был характерен для армянской художественной литературы начиная с IX – X вв. Однако житие, будучи связано с древними первоисточниками, вобрало в себя и некоторые характерные черты армянской литературы V в. и вследствие этого явилось своеобразным звеном между классическим периодом и средневековой армянской литературой эпохи развитого феодализма. Немалый интерес данное житие представляет и как дополнительный исторический источник для освещения событий и лиц, связанных с созданием армянской письменности. История св. патриарха Саака и вардапета 72 Маштоца

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Известна активная деятельность О. И. по упорядочению богослужения. С этой целью в б-ке Ахпатского мон-ря он разыскал образцовую Псалтирь V в., к-рая был размножена переписчиками и распространена по всей Армении. Когда в 1084 г. закончились пасхальные таблицы, рассчитанные на 532-летний цикл, О. И. разработал новый фиксированный календарь (т. н. малая, или младшая, арм. эра), официально введенный в Армянской Церкви вместо неудобного в использовании подвижного календаря. Исторический труд О. И., обширные выписки из к-рого приводил в своей «Хронологии» его ученик Самвел Анеци, утрачен. Соч. (на арм. яз.): Труды Ованнеса Имастасера/Подгот.: А. Абрамян. Ер., 1956; О священстве, священниках и их главах//Малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 3. С. 7-79; Ода св. Григорию Просветителю//Там же. Т. 5. С. 5-40; Вопрошание о соблазне. Вопрошание о грехах. Наставления отрокам. О девстве и др.//Гандзасар. 1996. 6. С. 308-335. Ист.: Источники по истории высших школ средневек. Армении (XII-XV вв.)/Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян; предисл., ред.: С. С. Аревшатян. Ер., 1983. С. 8-20; Армянские жития и мученичества V-XVIII вв./Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ер., 1994. С. 72-82. Лит.: Алишан Г. Воспоминания о родной Армении. Венеция, 1870. Т. 2. С. 279-307 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Ахпатская школа и вардапет Ованнес Саркаваг (967-1300)//Арарат. 1901. Июль-авг. С. 338-344 (на арм. яз.); Воскян Г. Жизнь Ованнеса Саркавага//HAms. 1925. Bd. 39. N 1/2. S. 27-40 (на арм. яз.); он же. Произведения Ованнеса Саркавага//Ibid. N 3/4. С. 118-125; N 5/6. С. 233-248 (на арм. яз.); Петросян Г. Математика в Армении в древние и средние века. Ер., 1959. С. 132-156 (на арм. яз.); Туманян Б. История арм. астрономии: С древнейших времен до нач. XIX в. Ер., 1964. С. 87-101 (на арм. яз.); Абегян М. Ованнес Саркаваг Вардапет// Он же. Соч. Ер., 1970. Т. 4. С. 63-82 (на арм. яз.); Кёсеян А. Сочинения Ованнеса Саркавага «Об образах» и «О мощах»//ИФЖ. 1979. 4. С. 127-134 (на арм. яз.); Мирумян К. Мировоззрение Ованнеса Саркавага. Ер., 1984 (на арм. яз.); Мнацаканян А. Поэма Ованнеса Саркавага «Слово мудрости» и ее оценка на основе использованных поэтом источников//Вестн. Матенадарана. Ер., 1984. 14. С. 9-44 (на арм. яз.); Арамян М. Сборник Ованнеса Саркавага «О Никейском Символе веры»//Гандзасар. 1996. 6. С. 44-78 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578143.html

290 Чудотворец – речь идет о Николае Чудотворце, христианском святом, одинаково почитаемом и восточной, и западной церквами. 292 См.: Ер. Тер-Минасян. Монастыри Ахпат и Санаин (967–1300). Вагаршапат, 1901, с. 271–277, 338–344 (на арм. яз.). 294 См.: Самвел Анеци. Хроника. Вагаршапат, 1893, с. 97 и послед., с. 119 и послед., с. 128 (на дрсвнеарм. яз.). 306 Ниже в примечаниях приводится пример такого использования труда Давида «Определения философии». 307 См.: М. Абегян. История древнеармянской литературы, с. 357; А. Абрамян. Труды Ованеса Имастасера, с. 21. 308 А. Абрамян, как было совершенно верно замечено К. Мелик-Оганджаняном (См.: Киракос Гандзакеци. История Армении, с. 6), ошибочно отождествляет дядю Саркавага с вардапетом Урчаци (см.: Труды Ованеса Имастасера, с. 20, 21, 25). 309 А. Мовсисян. Возникновение армянской школы и ее дальнейшая судьба. Научные труды Ерев. госуд. университета, т. XIII. Ереван, 1940, с. 410–411 (на арм. яз.). 314 Саркаваг (арм.) – дьякон; Г. Алишан полагает, что Ованес очень молодым стал дьяконом и, вероятно, долгое время оставался в этом сане, вследствие чего название «саркаваг» сохранилось за ним как собственное имя (см.: Г. Алишан. Памятники страны армянской, с. 250). 315 Самуил – последний и самый известный из судей израильских. Благодаря ему было свергнуто филистимлянское иго. Им был помазан на царство первый еврейский царь Саул. См. 1Цар. 316 Парисос – область северо-восточнее озера Севан. Автор биографии Саркавага подтверждает сообщение Вардана Великого (см.: Всеобщая история с. 148 и Самвел Анеци. Хроника, с. 128) о том, что Ованес был родом из Парисоса. Сведения Киракоса Гандзакеци (История Армении, с. 116), считающего Ованеса Саркавага уроженцем Гандзака, не противоречат сообщениям Вардана, Самвела и агиографа, так как в XII веке Парисос входил в состав Арцаха (т. е. Гандзака). (См.: А. Воскян. Жизнь Ованеса Саркавага. – Андэс амсореа, 1925, с. 28; А. Абрамян. Труды Ованеса Имастасера, с. 20). 317 Эти строки свидетельствуют о знакомстве агиографа с сочинениями Давида Анахта и почти буквально соответствуют первому предложению его труда «Определения философии»: «Кто однажды воспылал любовью к философскому слову и лишь кончиком пальца вкусил его сладость, тот, распростившись со всеми суетными думами, устремится к этому слову с благоразумным вдохновением». (Давид Непобедимый. Определения философии. Сводный критический текст. Перев. с древнеармян., предисл. и коммен. С.С. Аревшатяна, с. 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

641 Мецопский и Харабастский (или Сухарский) монастыри находились в Каджберунике (к северу от Ванского озера), входившем в Васпураканскую область. Ныне в пределах Турции. 644 См.: Г. Овсепян. Жизнь Товмы Мецопеци по новым биографическим материалам. Вагаршапат, 1914, с. 29 (на арм. яз.). 652 Текст мученичества издан Я. Манандяном и Р. Ачаряном без заглавия, с указанием в сносках, в каких рукописях как они озаглавлены. Мы восстановили название мученичества согласно рукописям (см.: Новые армянские мученики, примеч., с. 273). 653 Тиратур – один из видных деятелей Гладзорского университета в 1309–1349 гг., после смерти Есаи Ничеци у него завершил свое образование Ованес Воротнеци. 655 Саргис – «великий вардапет» Астапатской (Кармир-ванк) монастырской школы (близ Нахичевана), ученик Есаи Ничеци. Впоследствии обосновался в Сухарском (Харабастском) монастыре, который при нем (1389–1402) стал прославленным очагом культуры и науки. Его учениками были Товма Мецопеци и Григор Хлатеци. 656 Вардан Вардапет – преемник Саргиса в Сухарском монастыре и учитель Товмы Мецопеци. Умер в 1406 г. 657 В Матенадаране хранится ряд рукописей, переписанных Григором Хлатеци 5328, 8366, 8775 и др.). Это жития панегирики, кондакари, сочинения Григора Татеваци, различные толкования и т. д. 660 Акоп Крымеци (ум. в 1426 г.) – известный средневековый ученый, календаровед. Автор многих речей, посланий. Ученик Георга Ерзнкаци в Капосской монастырской школе. В 1416 г. был приглашен Товмой Мецопеци в Мецопскую высшую школу, где прочел курс лекций по теории календаря. 666 Г. Овсепян приблизительным временем рождения Товмы Мецопеци считает промежуток от 1376 до 1379 гг. (См.: Жизнь Товмы Мецопеци, с. 2). Дата 1378 как год рождения Товмы Мецопеци установлена Л. Хачикяном (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., т. I, с. 567). 678 «Грамматика» – имеется в виду «Искусство грамматики» Дионисия Фракийского, греческого ученого II в. до н. э. 680 Порфирий (232/233–304) – греческий философ-идеалист, один из видных представителей неоплатонизма, ученик Плотина. Известен как популяризатор и комментатор произведений Платона и преимущественно логических сочинений Аристотеля. Особой популярностью в средние века пользовалось его сочинение «Введение в Категории Аристотеля», которое имеет в виду Киракос.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

«Мученичество Григора Балуеци» относится к периоду монгольского владычества в Армении. Написано оно современником и очевидцем событий, племянником Григора Давидом в 1290 г. В смутное время прибыл Григор, ученик знаменитого Вардана Аревелци, в Харберд в качестве проповедника. Город имел разноязычное население. Здесь в то время жили армяне, монголы, различные тюркские племена. Городом владел один из военачальников «народа стрелков», или татар, Харбанда-ага (1304–1316). Это было тяжелое время. На Харберд совершали набеги правители Дамаска и Алеппо для захвата пленных и грабежа. Во время таких набегов больше всего страдало христианское население, на которое падали все материальные расходы по возмещению ущерба. Так, во время одного из набегов попал в плен брат Харбанда-аги, и для выплаты огромного выкупа правители города решили обложить население податью – от мала до велика. Однако во время совещания обрушился дворец, и бывшие там правители города погибли. Народ счел это божьей карой. Мусульманское население города решило выместить зло на армянах. Они ложно обвинили Григора в осквернении мечети и поставили его перед судилищем. Вместе с ним взяли сорок пять знатных армян города. Десять судей судили вардапета. «Имена их мне тяжело называть, – пишет автор, – и я счел их недостойными этого». Они предали Григора мученической смерти вместе с двумя монахами, хотели расправиться также с сорока пятью знатными армянами, однако «один из военачальников народа стрелков, по имени Татхара, вскочив на коня, [примчался] и со своим войском отбил у них узников и отпустил их с миром, пригрозив судьям: «Таких горожан истребляете! Что я отвечу хану, пославшему меня управлять этим городом?». Написанное современником и очевидцем событий, мученичество приподнимает завесу над жизнью одного из армянских городов, находившихся в руках татаро-монгольских правителей. Эти условия были характерны для многих городов Армении того периода. Житие и мученичество чудесного мужа Божьего, блаженного вардапета Григора Балуеци

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

  Библиография работ автора: Вспоминаем статью иерея (ныне протоиерея) Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью. Как правильно стать крестными? Зачем на самом деле люди идут в храм? И как вернуть отпавших? Актуальной проблеме катехизации «невоцерковленных христиан» посвящается статья священника Тигрия Хачатряна. Предлагаем вниманию читателей статью иерея Тигрия Хачатряна, которая посвящена диалогу между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями, а также авторский перевод заключительной части монографии вардапета Езника Петросяна «Христология Армянской Церкви», где позиция Армянской Апостольской Церкви в вопросах христологии выражена с предельной чёткостью. Иерей Тигрий Хачатрян – преподаватель Курской духовной семинарии, главный редактор нового богословского журнала « Микрокосмос », с текстами которого читатели портала уже имели возможность познакомиться. Доклад проректора по научной работе Курской духовной семинарии иерея Тигрия Хачатряна посвящен ряду важнейших на сегодняшний день для церковной науки и образования вопросам: что такое богословская наука с точки зрения ее основания и структуры, какова ее концепция, какие приоритетные задачи стоят перед богословской наукой, и что необходимо сделать для решения этих задач. Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/person/383937

Можно предполагать, что сочинений, подобных роману «История Тарона» Ована Мамиконяна, в средневековой армянской литературе было немало, однако до наших дней эта средневековая «беллетристика» не дошла. 236 См.: Historia haeresis Monothelitarum, sanctaeque in earn sextae synodi actorum, vindicate: Diversorum item antique, ac medii aevi, turn historiae sacrae, turn Dogmatica, Graeca Opuscula (Graecolat. Patrum Bibliothecae novum Auctarium. Tomus duplex: alter exegeticus; alter historicus et dogmaticus. T. 2. Parisii, 1648 (издание Франсуа Комбефиса по парижской рукописи); Bibliotheca veterum Patrum. Т. 14. Venetiis, 1781 (перепечатка А. Галланди; тот же текст перепечатан дважды в PG: в 127 и 132 томах); La Narratio de rebus Armeniae/Ed. critique et comm. G. Garitte. Louvain, 1951. Первый рус. пер.: Арутюнова-Фиданян В.А. «Повествование о делах армянских» (7 в.): Источник и время. М., 2004. 237 История халифов вардапета Гевонда, писателя 8 в./Пер. К. Патканова. СПб., 1862 (далее цит. по данному изд.). 238 Histoire des guerres et des conquetes des Arabes en Armenie, par Imminent Ghevond Vartabed armenien, ecrivain du huitieme siecle/Trad, par G. V. Chahnazarian, et enrichi de notes nombreuses. Paris, 1856; Filler E. Quaestions de Leontii Armenii historia. Iena; Leipzig, 1903; Maker K. Armenische Miszel–len/Wiener Zeitschrift f. d. Kunde d. Morgenlandes. 42. S. 259–294. 239 Рукописная традиция именует труд Гевонда «Историей Гевонда, великого вардапета армянского, о появлении Магомета и о его преемниках, о том, как и каким образом покорили (арабы. – К.А.) вселенную, в особенности же народ армянский». Несмотря на заявленные в названии хронологические рамки, Гевонд начинает изложение со смерти Магомета (632 г.) и в первых трех главах повествует о том, как арабы во времена первых трех халифов завоевали Палестину, Сирию и Персию и трижды вторгались в Армению, грабя, захватывая пленников, разоряя страну и ее тогдашнюю столицу Двин. Византийские императоры, продолжавшие считать себя хозяевами Армении, не могли противодействовать арабам. Только армянское войско под предводительством Теодороса Рштунй пыталось сопротивляться завоевателям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григора, а сама пошла мыкаться по своим делам, мысленно обращаясь с мольбой к Богу и св. Григору. И вдруг по прошествии часа она увидела шедшую ей навстречу с кудахтаньем ожившую курицу с цыплятами. Изумившись, все восславили Бога и оживителя цыплят св. Григора, которым да будет благословен Бог. Житие Ованеса Саркавага Выдающийся армянский ученый и поэт Ованес Сарканаг жил во второй половине XI и первой четверти XII века (ум. 1129 г.). Восстановление политической независимости, наступившей с воцарением Багратидов (886 г.) и Арцрунидов (909 г.,), и длительный период мира (со второй четверти X века), последовавший вслед за укреплением власти Багратидов, способствовал экономическому и культурному развитию страны. В благоприятных политических и экономических условиях развертывается бурное городское строительство, развиваются ремесла и торговля, что стимулирует развитие архитектуры, живописи, пробуждение интереса к точным наукам и пр. Определенные сдвиги происходят в общественной жизни, которые, в свою очередь, вызывают изменения в идеологической сфере. Замечается пробуждение интереса к реальной жизни, к человеку. В преддверии этой эпохи стоит гениальный армянский поэт Григор Нарекаци (951–1003 гг.), в творчестве которого центральное место занимает человек с его внутренним миром, с раздирающими его душу противоречиями. В своей «Книге скорбных песнопений» Нарекаци первый среди армянских средневековых поэтов стремится раскрыть душу человека, обуреваемого страстями, страдающего в тщетных поисках спасения. С падением Багратидского царства (1045 г.) и последующим завоеванием Армении сельджуками (1071 г.) политическое положение страны коренным образом изменилось. Тем не менее, поступательный ход развития культуры и науки продолжался, так как экономическая жизнь армянского народа не претерпела существенных изменений. Сравнивая предыдущий этап с этим периодом культурной жизни армянского народа, М. Абегян пишет, что если «во времена царей Багратуни в Ани... наблюдалось большое стремление к возрождению науки среди армян и выразителем этих устремлений был Григор Магистрос, однако на деле осуществил и воплотил их в жизнь Саркаваг Вардапет» 291 . Нашествие сельджуков и завоевание ими Армении были причиной того, что многие монастыри центральной Армении, эти очаги культуры и просвещения, пришли в упадок. Научные и образовательные центры переместились в более безопасные горные районы Армении. Так, на северо-востоке Армении, где еще сохранилась власть армянских царей и князей, средоточием развития науки и просвещения становятся два крупных монастыря – Санаин и Ахпат 292 . Основанные в конце X века армянскими Багратидами, они вскоре становятся крупными очагами культуры, в которых трудятся известные ученые. Одним из самых прославленных вардапетов Ахпатского монастыря и был Ованес Саркаваг, с именем которого связано «преобразование всей системы обучения своего времени» 293 , возрождение наук среди армян, новое течение в армянской литературе и идеологии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010