Как ни неприятно было восточным подписываться под этими правилами, однако уклониться было невозможно и они подписались 237 . XXXIII. Продолжение патриаршествования Константина. Преемники Константина: Иаков I, Константин II и Стефан IV Попытка п. Иннокентия IV привлечь армян к союзу с римской церковью. Пререкания армян с папским нунцием в 1248 г. Собор в Сисе 1251 года и принятие армянами догмата filioque. Еще сношение с греками. Последние годы патриаршествования Константина. Uakob I и образ его мыслей. Отношения к Риму. Константин II. Он противится союзу с папой. Стефан IV. Волнения по поводу празднования пасхи. Нашествие египтян Около 1248 г. от папы Иннокентия прибыл в Киликию нунций с письмом к ц. Гетуму и кат. Константину. Цель его миссии была прежде всего изучить обряд и церковные порядки армян; определить, насколько основательны обвинения против армянской церкви со стороны многих из латинского духовенства, а затем сделать попытку привлечь армянскую церковь в полное согласие с римской. По этому случаю между армянским духовенством и нунцием возникли горячие пререкания, во время которых армянское духовенство решительно заявило, что в отношении существенных пунктов христианской веры армяне вполне согласны с латинянами, но что касается церковных обрядов, которые издавна существуют в народе, то в этой области они не согласны ни на какие уступки и ни на какие изменения. Некто Вардан, с Черной горы, прочитавши копию письма, принесенного нунцием от папы к ц. Гетуму, написал Гетуму письмо, в котором выставил 15 пунктов обвинений против латинян. Другой монах, по имени Мхитар, из Скевра, опровергал мысль о главенстве св. Петра в церкви. Спустя два года латиняне однако имели в Армении большой успех. В 1250 г. Иннокентий написал ко всем восточным христианам послание, в котором предлагал принять учение об исхождении Св. Духа «и от Сына». Копия этого послания была доставлена и царю Гетуму. Царь приказал католикосу созвать в Сисе собор, которому и передано было предложение папы. После незначительного сопротивления отдельных членов, собор (1251) принял догмат filioque и в этом смысле послал уведомление в Восточную Армению епископам и духовенству и отдельно монаху Иоанну Ванакану, пользовавшемуся славой необыкновенно ученого богослова. В ответ на послание сисского собора восточные армяне написали, что они принимают учение об исхождении св. Духа и от Сына, так как это учение будто бы вполне согласно с свящ. писанием и мнением отцов церкви 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОВСЕС КАЛАНКАТУАЦИ (В ранних источниках - Дасхуранци; Каганкатваци) [арм. ], арм. историк 2-й пол. X в., автор труда «История Албании» (История страны Алуанк) (см. также ст. Албания Кавказская ). М. К. был родом из обл. Арцах (территория совр. Нагорного Карабаха), вероятно, был священнослужителем, имел доступ к материалам канцелярии Албанского Католикосата. Его когномен Дасхуранци (Дасхуранский) упомянул Мхитар Гош (XII - XIII вв.), к-рый цитировал последнюю главу книги М. К. со списком католикосов Алуанка в предисловии к одному из вариантов своего «Армянского судебника». Архим. Ванакан, ученик Гоша (XIII в.), указал, что М. К. был «родом из села Дасхуран» (Дасхорэн). Ученик же Ванакана Киракос Гандзакеци в своей «Истории Армении» назвал М. К. с когноменом Каланкатуаци (Каланкатуйский), заметив, что М. К. в одной из глав 2-й кн. истории прямо упоминает свое родное с. Каланкатуйк в обл. Утик. При этом Гандзакеци не заметил, что эта глава является частью отдельного сочинения VII в. (т. н. История католикоса Вироя), которую М. К. воспроизвел в своей книге дословно. На основании того же пассажа из источника VII в. нек-рые исследователи предполагали, что автором 2 первых книг «Истории Албании» можно считать М. К., а автором 3-й книги - Мовсеса Дасхуранци. Однако такое искусственное разделение никак не подтверждается источниковедческим и языковым анализом. «История Албании» М. К. создана, вероятно, при Албанском католикосе Мовсесе III (982-988). Она дошла до нас в более чем 30 рукописях (они делятся на 2 группы со своими подгруппами); из них древнейшая создана в кон. XIII в. В списке католикосов Албании Мовсес III упомянут последним и без указания продолжительности его правления ( Мовсес Каланкатуаци. 1984. III 23). Это было время усиления межфеодальных распрей и борьбы образовывающихся местных царств с центральной державой арм. Багратидов (IX-XI вв.) со столицей в г.

http://pravenc.ru/text/2563884.html

955 Имеется в виду пророк Иеремия, к которому было слово Господне: «Прежде, нежели я образовал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, я освятил тебя: Пророком для народов поставил тебя» ( Иер.1:5 ). Автор «Мученичества Ваана» от себя добавил имя Христа. В Библии речь идет о боге Саваофе. 958 703 г. В тексте после идут слова , смысл которых непонятен. В краткой редакции: «в 88-м году». 961 В тексте , что является искажением арабского то есть долг (примеч., издателей «Соперка»). В 652 г. между армянским спарапетом Теодоросом Рштуни и арабским наместником Муавией был заключен договор, согласно которому наряду с другими пунктами арабы разрешили армянам содержать за счет халифата пятнадцатитысячную конницу. Нарушенный в том же 652 г., договор был восстановлен с воцарением Муавии на арабском престоле (661–685). Здесь речь идет о выдаче жалования армянскому войску. 964 Вот как эти события описывает историк, современник Гевонд: «Получив приказание, беззаконный Махмет повелел некоему Касму, который был его делопроизводителем в странах нахичеванских, чтобы он пригласил к себе вельмож армянских вместе с всадниками под предлогом внести их в список для получения жалованья. Когда это было сделано, поставили стражу у церквей и рассуждали, как бы погубить заключенных в церквах армянских вельмож и всадников, и вскоре приступили к делу. Вывели только князей из заключения, а остальных запертых вместе с церковью предали огню, чтобы они сгорели под сводами Божественного алтаря... Князей же заключили в тюрьму, мучили их невыносимыми пытками, требовали у них на вес золота и серебра, обещая оставить их живыми за выкуп серебра, и мучители клятвою подкрепили свое обещание. Князья, в страхе от мучений, дали им большое количество сокровищ, скрытых ими от притеснителей своих в морях и на суше, думая хоть сокровищами спасти себя. Когда князья отдали все свои сокровища, беззаконники все-таки наложили на них руки, предали их смерти, казнив на виселице. Так погибли Смбат, сын Ашота из рода Багратуни, Григорий и Корюн из рода Арцруни, Варазшапух и брат его из рода Аматуни и многие другие из родов владетельных князей, из которых я не в состоянии поименно назвать каждого; все они были умерщвлены. После того как страна наша лишилась нахарарских родов, жители ее как овцы были преданы волкам. Тогда непрестанно наносили нам всякого рода бедствия, жителей держали в таком страшном трепете, что они, измученные этим тяжким игом, посылали свои вздохи и стоны к небу». (См.: «История Халифов» вардапета Гевонда, с. 22–24).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А иерей Иусик, сняв груз со спины осла, внес домой. И жена иерея, открыв [мешок], взяла муки и замесила тесто. Когда хлеб испекся, она сказала иерею: – Пойди позови мальчика, скажи, пусть идет поест. Ибо они думали, что он с деревенскими мальчишками играет или, намучившись, спит [в тени] какой-нибудь стены или на крыше дома. Тэр Иусик пошел поискал его по всей деревне и не нашел. И мать, по присущей матерям жалостливости, забеспокоилась – не случилось ли что с парнем. С наступлением вечера родители стали еще больше тревожиться, ибо до этого думали, что, где бы он ни был, вечером вернется домой. [Они] провели всю ночь в тревоге, не сомкнув глаз. Особенно горько плакала мать, по привычке матерей тревожась за сына, – может, голоден он или хочет пить, может, случилось с ним что, где он да что с ним. Так, тревожась, в волнении провели всю ночь без сна отец и мать. Утром рано они [снова] стали расспрашивать [о нем] повсюду. Отец отправился в Востан, а мать – в Ван. Поиски их были тщетны. Они вернулись к себе домой и в безутешном горе, в слезах проводили дни и ночи. Прошло десять дней. И вот им повстречался один из слуг. Увидев их в слезах и с печальными лицами, он спросил о причине и, узнав, сказал: – Я видел Степаноса в такой-то день в селении Ани 500 . Он сказал [мне]: «Отец послал меня по делу в Беркри». Услышав об этом], они обрадовались и благословили того мужа и его путь. Тэр Иусик отправился в Беркри, пошел в монастырь Аргелан 501 и нашел отрока. Заплакав от радости, он сказал: – Сынок, что ты сделал с нами? Твоя мать и я исстрадались и выплакали все глаза, искали тебя в Ване и Востане, в деревне и городе. И продолжал: – Твоя мать испекла хлеб, и я искал тебя по всей деревне и не нашел. Степанос] спросил: – Из чего испекла моя мать хлеб? Иерей отвечал: – Из муки, которую ты привез с мельницы. Степанос два-три раза переспросил: – Разве то была мука? И отец отвечал: – Сынок, ты повез пшеницу на мельницу и привез муку. Что же это было, если не мука? И тогда Степанос сознался и сказал отцу:

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В 895 г. Большого армянского летосчисления г.] преставился великий учитель, трижды блаженный отец наш, счастливый и знаменитый наставник, мудрый ритор, равный непобедимому философу нашего рода армянского мудрому Давиду 677 . В последние времена лишь он меж всех вардапетов, как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, [знанием] теоретической и практической [философии] и науки. Ибо он изучил двенадцать частей философии – физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию; постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики 678 , Определений 679 , Порфирия 680 , Категорий 681 Аристотеля, Периармениаса 682 , О мире 683 , О добродетели 684 , а также семидесяти двух книг Священного писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких 685 сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством. Ибо он был совершенным философом, который, согласно Платону, говорит: «Я называю философом не того, кто много знает, и не того, кто о многом может рассуждать, а того, кто ведет чистый и непорочный образ жизни» 686 . И наш вардапет имел все это в себе и был украшен Божественной и человеческой добродетелью. Придерживался истинной веры, в надежде был тверд, в любви совершенен, и с отроческих лет до глубокой старости его предводителями были мудрость, смелость, здравомыслие, справедливость, и был он светел, как прекрасное утро, восхитителен, как луна-избранница и как солнце ясное. К нему относятся слова, сказанные премудрым Соломоном: «Кто это восходит от пустыни, опираясь на своего возлюбленного?» 687 ; «Голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедр; уста его – сладость, и весь он – любезность!» 688 . И во всем желанным был святой наш небесным ангелам и земным людям.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

475 Каждый монах получал формально звание «вардапета». Тем самым он получал право учить и держать в руках посох как признак своего звания. Звание вардапета давали вардапеты после того, как проверяли подготовленность претендента. Мхитар Гош в пространной статье Судебника (Армянский судебник Мхитара Гоша. С. 38–41) упорядочил присвоение звания вардапета, указывая, какими знаниями должен обладать претендент для того, чтобы стать им. «Вардапеты должны быть предварительно наставляемы как в законах Ветхого и Нового заветов, так и в правилах канонических». «Удостоить кого-нибудь звания вардапета могут двое или трое вардапетов, хотя бы удостоенный этого звания был учеником лишь одного из них; (но) при этом вардапеты эти заручаются согласием епископа, а тем более согласием и патриарха, и князя. В крайнем же случае утвердить в звании вардапета могут двое или трое вардапетов. Вардапета же, назначенного или избранного одним вардапетом единолично, предоставляется право отстранить. Вардапета, назначенного согласно канонам, следует почитать...» Или же: «Если кто, получив наставления у одного вардапета, возгордится и, пренебрегши своим воспитателем, примет звание вардапета от другого, то решение суда будет такое: «вторично пройти ему учение у этого второго вардапета»» (Армянский судебник Мхитара Гоша. С. 38). «С тех же, кто готовится получить звание вардапета-проповедника, следует требовать отчета в их знаниях Писаний с указанием, где и у кого он учился; и это необходимо потому, что, будучи часто в отъездах, мы не обращаем внимания на учение; (это необходимо) для того, чтобы несовершенные не могли обманным путем получить высокое звание и тем самым не могли вследствие своей незрелости причинить вред» (Армянский судебник Мхитара Гоша. С. 39–40). Если встречались вардапеты, получившие степень не соответствующим правилам способом, то таких следовало «заставить молчать и, отобрав у них посох, оставить им палку странника» (Армянский судебник Мхитара Гоша. С. 40). 477 Там же. С. 750–755: «Сие собрание законоположений я, страждущий епископ Тарса, перевел из обветшавшей греческой рукописи в году 645 (1196) ...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из-за беспокойного времени и разбойничьих набегов иноземцев св. вардапет оставил землю Тарберуни 504 , св. обитель Аргелан, ушел на гору, именуемую Хачглух, и уединился в св. пустыни Ерернаванк 505 . Но не может укрыться город, стоящий на вершине горы, и молва о его отшельническом житии разнеслась по всем соседним областям. К нему приходили все недужные и хворые и по вере своей находили исцеление для души и тела. Слава о его чудотворениях была так велика, что, слыша о них, дивились также иноземцы и мусульмане. Некоторые из них поносили его и считали все ложью и обманом. И какой-то неверный из крепости Амюк, по ремеслу мясник, решил испытать святого [мужа] Божьего. Он отправился в Ерернийскую обитель к святому вардапету как христианин. И думал про себя: «Я не могу получить или увидеть душевного исцеления или пользы, но хотел бы каким-нибудь способом осязаемо испытать силу чудотворений христиан». И решил назвать как имя своего отца колоду, на которой разделывал мясо, говоря: «Если с этой колодой произойдет чудо, тогда я узнаю, что вера христиан и слава о чудотворениях Христовых истинны». Придя к св. вардапету, он, как христианин, поклонился ему, просил смилостивиться над ним и помолиться за него. И сделал церкви и вардапету какое-то материальное подношение. Он говорил, угодничая и лицемеря: – Прошу тебя помянуть в своих молитвах в час святой обедни имя моего отца. И вардапет спросил: – Как имя твоего отца? И он сказал то, что заранее решил: – Отца моего зовут Кочик, святой вардапет. И в ту воскресную ночь и праздник Господний в уединенной молитве Богу он вспомнил [о мяснике] и просил милосердия и славы для Кочика. Утром рано мясник отправился к себе домой. Дойдя [до дому], он устремился к лавке, где находилась колода, чтобы посмотреть, имеется ли какой-нибудь признак [чуда]. Приблизившись к лавке, он почувствовал благоухание. И, отворив дверь, увидел, что колода вся зазеленела, дала ростки и покрылась листвой – чего не видел глаз человеческий на этом свете. Ахнув, он пал ниц и благословил христиан и их веру. Семья же его и жители этой местности, узрев великое и удивительное чудо, усомнились в своей вере. И многие обратились в христианство. Мясник положил колоду на голову и в таком богатом убранстве со всей своей семьей отправился к св. вардапету. Пав ему в ноги, он молил его об отпущении грехов и прощении. Св. вардапет крестил его со всей его семьей. Для всех христиан и видевших это было большой радостью, и все возносили хвалу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Житие Степаноса сохранилось в краткой и пространной редакциях. Все армянские прологи, как рукописные, так и печатные, под третьим января помещают эту краткую редакцию. Некоторые из них содержат дополнительный рассказ о чудотворении Степаноса с колодой мясника, озаглавленный «История других чудотворений св. вардапета, мужа Божьего, сына Тэр Иусика» 478 . Житие Степаноса в несколько иной редакции сохранилось в рук. 6340 Матенадарана под названием «Житие вардапета Кочика». Единственное различие с краткой редакцией в том, что здесь имя Степаноса не упоминается, а колода мясника, с которой связано чудотворение Степаноса, стала именем вардапета – Кочик ( – в переводе «колода») 479 . До сих пор «Житие Степаноса» оставалось вне поля зрения исследователей. Лишь Г. Тер-Мкртчян обратился к нему в связи с притчей «О мяснике и священнике» 480 , выявив зависимость одного из рассказов о чудотворениях Степаноса от притчи, которая служила для него источником. О времени появления «Жития Степаноса» и об авторе мы не располагаем никакими прямыми свидетельствами. Однако нет сомнения в том, что первоначальной и более ранней является краткая редакция. Доказательством служат не только списки краткой редакции, относящиеся к более раннему периоду времени 481 , но и само ее содержание: в ней говорится о том, что Степанос после первой обедни, устрашенный «видением кровавого моря», больше не служил обеден. Однако в рассказе о другом чудотворении, с колодой мясника, который имеется в некоторых прологах в пространной редакции, он вновь служит обедню. Основываясь на этом, Г. Тер-Мкртчян заключает, что этот рассказ добавлен позже 482 . Пространный текст, на котором остановимся ниже, носит все черты позднейшей редакции. Первоначальный вариант жития Степаноса возник, надо полагать, спустя некоторое время после его смерти. Смерть Степаноса М. Авгерян 483 и М. Орманян 484 датируют 1251 г., а Г. Тер-Мкртчян относит к концу XIII в. 485 . А. Воскян приводит памятную запись рукописи 1291 г., из которой видно, что в это время Степаноса уже давно не было в живых: «[Сия рукопись] написана...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

А. тоже создавалась и развивалась в центрах письменности, в вардапетаранах,- высших учебных заведениях, в основном находившихся в мон-рях. В К. А., однако, такие центры часто могли быть расположены на территории фамильного замка того или иного князя. Продолжая арм. традиции, эти центры письменности сохраняли континуитет своих школ; вардапеты-учителя передавали знания и методы обучения ученикам, к-рые основывали свои монастыри-школы и в свою очередь передавали накопленные традиции ученикам следующих поколений. Известные вардапетараны К. А., где не только обучались каллиграфы, но и переписывались и оформлялись рукописи и создавались лит. произведения, находились в городах Акнер, Дразарк, Машкевор, Аркаякахин, Сис, Гесванц, Тарс, Скевра, Мецкар, Млич, Кракан, Перчер, Джермахбюр и др., а также в арм. мон-рях Чёрной Горы (Амануса) Кармирванк (Красный мон-рь), Карашиту, Шапирин, Арегин, Шугр, Барсехеанц, Пахакдзиак, Парлахой (Парлао) и др. В мон-рях Чёрной Горы, многие из к-рых были изначально сирийскими, подвизались не только армяне, но и греки, латиняне, сирийцы, грузины, к-рые, соперничая между собой, тем не менее сотрудничали. Фактически эти мон-ри являли собой нечто подобное международному образовательному центру, где даже давали степень доктора - вардапета. Так, напр., Мхитар Гош, получивший звание вардапета в Армении, скрыл его, когда для обогащения своих знаний посетил мон-ри Чёрной Горы и здесь фактически во 2-й раз получил то же звание. Звание Шнорали (Благодатный) встречается только в К. А. и, очевидно, является особой степенью или титулом, к-рый носили особо одаренные ученые, работавшие именно в монашеском образовательном центре Аманусских гор. Возможно, это звание было присуждено группе студентов, к-рые учились у настоятеля мон-ря Кармирванк Степаноса Манука, т. к. все известные лица, называвшиеся Шнорали (Нерсес, Саргис и Игнатиос), были его учениками. «Книга, называемая Сын Иисус» Нерсеса Шнорали (СПб., 1785) (РНБ) «Книга, называемая Сын Иисус» Нерсеса Шнорали (СПб., 1785) (РНБ)

http://pravenc.ru/text/1684612.html

В Армении почтили память архиепископа Месропа Ашчяна, первого декана факультета теологии Ереванского госуниверситета 4 декабря 2008 г. 10:49 Мероприятие, посвященное памяти архиепископа Месропа Ашчяна, первого декана факультета теологии Ереванского госуниверситета, прошло в Национальной библиотеке Армении. «Архиепископ Месроп Ашчян скончался пять лет назад в США от сердечного приступа. Но его память жива до сих пор. Он был уникальной личностью, чей вклад незаменим для Армении, в частности для Национальной библиотеки Армении», — сказал директор Национальной библиотеки Армении Давид Саркисян. На мероприятии, посвященном памяти архиепископа Месропа, был показан фильм, рассказывающий о его жизни и деятельности. «Он должен быть примером для нынешних меценатов и для представителей молодого поколения Армении. Вся его жизнь и деятельность были посвящены Армении. Мы должны вечно хранить его память, чтобы в нынешний век падения нравственных ценностей сохранить свое национальное достоинство», — сказал директор Института истории Национальной Академии наук Армении, доктор исторических наук, профессор Ашот Мелконян. Грайр Ашчян, будущий архиепископ Месроп, родился 3 января 1941 года в Бейруте (Ливан). Начальное образование получил в родном городе, в церковной школе Сурб Ншан. В 1957-1961 годах учился в духовной семинарии Антильяса. В 1961 году был рукоположен во пресвитера. В 1962-1963 годах проходил специальные индивидуальные богословские курсы в Швейцарии и США. В 1963 году возведен в сан вардапета (архимандрита). В 1964-1970 годах занимался преподавательской деятельностью в Антильясе и Алеппо и являлся главным редактором газеты «Аск». В 1970 году направился в США, где в богословском Бринстонском университете Нью-Джерси изучал богословие, историю Церкви и получил степень магистра. В 1973-1977 годах управлял епархией в Исфахане (Иран). В 1977 году был избран управляющим епархией Северной Америки и Канады Великого Дома Киликийского. В 1976 году получил высшую степень вардапета. В 1977 году рукоположен во епископа. Являясь представителем высшего духовенства Киликийского Католикосата, архиепископ Месроп Ашчян в последние годы постоянно проживал в Первопрестольном Эчмиадзине. В 1993 году основал в Ереване благотворительный Фонд «Нерсес Мец». В 1996-2000 годах в Первопрестольном Эчмиадзине возглавлял Канцелярию по организации торжественных мероприятий, приуроченных к 1700-летию провозглашения христианства государственной религией Армении. Архиепископ Месроп Ашчян являлся автором многочисленных трудов в области арменоведения. Ему было присвоено звание почетного доктора наук Национальной Академии наук Армении. 2 декабря 2003 года архиепископ Месроп Ашчян скоропостижно скончался в США от сердечного приступа. Похоронен в городе Антильяс (Ливан) — центре Киликийского Католикосата Армянской Апостольской Церкви. По материалам сайта «Новости-Армения» Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/498006.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010