Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ КАХ (букв.- Хромой) (XII в.), арм. книжник, экзегет. Биографические сведения не сохранились. В арм. церковной лит-ре Г. К. известен как автор «Толкования посланий св. апостола Павла». Этот труд компилятивного характера содержит отредактированные отрывки из толкований свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина, в к-рых объясняются причины, время и обстоятельства написания посланий ап. Павла. Очевидно, этим сочинением пользовался известный арм. богослов и философ XIV в. Ованнес Воротнеци в своем кратком толковании на ту же тему. Произведение Г. К. важно для изучения традиции средневек. комментариев Свящ. Писания. Лит.: Сокровищница арм. церк. лит-ры/Сост. и коммент. П. Хачатрян и А. Кесеян. Эчмиадзин, 2003. С. 476-480 (на арм. яз.). А. О. Кесеян Рубрики: Ключевые слова: ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/161833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВОРГ ЛОРЕЦИ (XI в.), арм. духовный писатель и церковный деятель. Род. в Лори (Вост. Армения). По всей вероятности, получил образование в Ахпате или Санаине. При неизвестных обстоятельствах переехал в Киликию, где в качестве ученого мужа стал помощником католикоса Григора II Вкаясера . В 1069-1072 гг. в отсутствие Григора Вкаясера Г. Л. исполнял обязанности Местоблюстителя престола. По возвращении католикос, недовольный активной дипломатической деятельностью Г. Л., отстранил его от дел. Долгие годы (до 1085) Г. Л. жил в Тарсе (иногда он упоминается как «католикос Тарсона, Аданы, Паперона и Ламброна»). До нас дошло лишь одно сочинение Г. Л.- Послание к «ассирийскому» (сиро-яковитскому) патриарху Иоанну IX бар Шушану (1064-1073), к-рое является ответом на критику последним нек-рых установлений и канонов Армянской Церкви. Г. Л. выступает поборником традиц. арм. церковных обрядов, досконально объясняя и обосновывая их (литургические дары, благословение колоколов, освящение крестов, время празднования Рождества и Пасхи и др.). Лит.: Погарян Н. , архим. Армянские писатели, V-XVII вв. Иерусалим, 1971. С. 191-193 (на арм. яз.). А. О. Кесеян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/161835.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История. Исторические науки ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США ВАТИКАНСКИЙ КОДЕКС одна из самых ранних греч. пергаменных рукописей (IV в.), содержащая книги Ветхого и Нового Заветов ВАТИКАНСКИЙ СЕКРЕТНЫЙ АРХИВ гос. архив Ватикана, крупнейшее собрание офиц. документов Римских пап и учреждений Римско-католической Церкви ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи

http://pravenc.ru/rubrics/122904_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История исторической науки БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, язык, религию, право и культуру Византийской империи ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль (1814 - 1879), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/rubrics/122906_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История науки ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун ВИЛЬГЕЛЬМ ИЗ (ок. 1215 - между 1284 и 1286), католич. архиеп. Коринфа, ученый, переводчик с греч. на лат. язык научных текстов ГЛАГОЛЕВ Сергей Сергеевич (1865 - 1937), историк религии, автор работ по основному богословию и апологетике КЕСАРИЙ Назианзин (Каппадокийский) (ок. 330 - кон. 368 - нач. 369), св. (пам. 9 марта; пам. зап. 25 февр.) ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452 - 1519), итал. живописец, рисовальщик, естествоиспытатель, инженер и фортификатор, теоретик искусства и литератор, выдающийся представитель европ. Ренессанса и один из основоположников искусства Высокого Возрождения МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении

http://pravenc.ru/rubrics/211128.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС ГЕРМОНЕЦИ [Колотик; арм. (?)(?) (?)/] (посл. треть XIV в.- 1-я пол. XV в.), арм. церковный деятель, богослов, настоятель мон-ря Ермон (Гермонского) в обл. Вайоц-Дзор, носил звание рабунапета (верховного наставника). Начальное образование получил в Гермонском мон-ре, затем продолжил обучение в мон-ре Татев, где был учеником Григора Татеваци ; по смерти учителя (1409) стал главой Гермонской школы. В 30-х гг. XV в. О. Г. вместе с Товмой Мецопеци сыграл решающую роль в борьбе за возвращение католикосата Армянской Апостольской Церкви из Сиса (Киликия) в Эчмиадзин (1441). Способствовал низложению католикоса Киракоса I Вирапеци (1441-1443) и избранию католикосом Григора X Джалалбекянца (1443-1465/66). Гермонская школа (основана в 1338) при О. Г. стала важным религиозным и культурным центром обл. Сюник. Здесь работали видные мыслители и художники, создавались и переписывались мн. рукописи, в т. ч. по поручению О. Г.- «Толкование Псалтири» Вардана Великого (1415), арм. перевод «Книги сокровищ» свт. Кирилла Александрийского (1419), «Книга проповедей» (1421), певч. книга «Манрусум» (1424) и др. Из собственных сочинений О. Г. наиболее известны толкования на Книгу прор. Исаии и комментарии к «Ареопагитикам» . Лит.: Орманян М., архиеп. История нации. Бейрут, 1959. Т. 2. С. 305-307 (на арм. яз.); Бархударян С. Местонахождение и деятельность Гермонской школы//Вестн. Матенадарана. Ер., 1960. 5. С. 293-306 (на арм. яз.); Матевосян К. Решающий 1441 год в арм. истории//Эчмиадзин. 1991. Т. 48. 7/8. С. 5-17 (на арм. яз.). А. Акобян Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2578137.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии историков БРОК Себастиан Пол (род. 24.02.1938, Лондон) англ. сиролог, специалист по сир. лит-ре, культуре и церковной истории, библеистике, иудаике ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель ВАСИЛЬЕВ Александр Александрович (1867 - 1953), византинист, арабист, исследователь истории Причерноморья, один из родоначальников научного византиноведения в США ВЕЙЛЬ Раймон (1874 - 1950), франц. археолог-египтолог, соучредитель Французского египтологического об-ва ВЕНЕЛИН Юрий Иванович (1802 - 1839), один из зачинателей российской болгаристики, историк, филолог, этнограф, фольклорист ВИОЛЛЕ-ЛЕ-ДЮК Эжен Эмманюэль (1814 - 1879), франц. архитектор и историк, один из создателей теории архитектуры Нового времени, реставратор средневек. зданий ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения ГАЛЛ АНОНИМ (кон. XI - нач. XII в.), автор древнейшей польск. хроники «Хроника и деяния князей или правителей польских»

http://pravenc.ru/rubrics/122908_2.html

231 На сегодняшний день обнаружены и исследованы не все труды Ширакаци; некоторые его сочинения дошли лишь во фрагментах. Нет также аутентичного и полного текста известных его трудов. Последующие исследователи календаря, космографии и метеорологии (Иоаннес Саркаваг, Ванакан, Козерн и др.) широко пользовались трудами Анании, что крайне негативно сказалось на их сохранности: они подвергались существенным изменениям – были сокращены значительные отрывки, нарушена последовательность частей, интерполированы новые разделы, материал был подвергнут новой классификации. Анания – плодовитый и просвещенный писатель и противник суеверий; он высоко ставит авторитет великих мыслителей и Св. Писания, но не лишен и собственных убеждений. Иногда он позволяет себе не согласиться даже с Библией. В основном он следует ранним отцам Церкви, многое взявшим у древних философов. «Сохраняя божественную веру, преисполненные плодов учения философов и твердо придерживаясь веры, мы будем всегда плодотворны в науке», – вот основной принцип, выдвинутый Ананией Ширакаци. Работы Анании по арифметике, теории календаря и космографии также интересны с историко–церковной точки зрения. Так, в «Слове математика Анании Ширакаци, сказанном на Богоявление Господа и Спасителя нашего», прибегнув к различным вычислениям, приведя множество доказательств и исторических данных, Ширакаци доказывает, что праздник Рождества следует отмечать не 25 декабря, как в греческой Церкви, а 6 января, одновременно с Крещением, как делают это армяне, сохраняя древний обычай ( Ananias of Shirak. Upon Christmas/The Expositor. 1896. P. 311–337). «Этого мы будем держаться твердо и неуклонно, не приведи, Боже, разделить нам на два (дня. – К.А.); в один и тот же день мы будем справлять Рождество и Крещение; последуем мы за св. апостолами и блаженными отцами», – такой практически–богословский, литургический и одновременно полемический вывод (явно направленный против греческих нападок на армянские богослужебные обычаи) делает Анания из своих вычислений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд фрагментов снабжен леммой (другой), (того же), а также пока не расшифрованными сиглами (?) и (Анания Ширакаци (?), Анания Нарекаци (?)). Тексты, приводимые Ванаканом, являются не дословными цитатами, а лишь их адаптацией, пересказом, более или менее следующим за оригиналом, сокращающим фразы, пропускающим слова, иногда делающим добавки, но сохраняя тем не менее общую последовательность мысли авторов. Фрагмент катены Ванакана был использован мхитаристом К. Чракяном для восполнения лакун рукописи при издании полного текста комментария прп. Исихия Иерусалимского на Книгу Иова ( Чракян. 1913; текст фрагмента напечатан мелким шрифтом внизу страницы). Это же издание приводит в приложении отрывки толкования Степаноса Сюнеци, содержащиеся в катене (Ibid. С. 304-310). Фрагменты прп. Исихия на Иов 23 из катены Ванакана изданы ( Renoux. 1986. P. 672-682). Предисловие к комментарию прп. Ефрема Сирина с толкованиями на Иов 1. 1-12, взятыми из катены Ванакана, издано ( Vardanian. 1912); франц. перевод части катены (Иов 23. 1-17; 30. 30 - 31. 10), выполненный по рукописи CPol. Galat. arm. 132, кон. XVI в., см.: Renoux. 1996. V. Катена Геворга Скевраци на кн. Деяния св. апостолов ( ; «Собранное толкование на Деяния Апостолов, извлеченное из древних [Отцов], Златоуста и Ефрема») представляет собой коллекцию леммированных фрагментов ок. 8 авторов, разделенную на 55 глав в соответствии с числом гомилий свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов, которые являются главными источниками катены. Кроме того, в ней используются толкования прп. Ефрема Сирина, свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, Нерсеса Ламбронаци, Киракоса Гандзакеци († 1271) и Давида Анахта (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.). Составитель обращается с источниками вольно, сокращает и перефразирует их. Издание мхитаристов (Комментарий на Деяния апостолов. 1839) основано на 2 рукописях: Jerus. S. Jacob. 338, XVII в., и, возможно, Jerus. S. Jacob. 351 (сами издатели не называют рукописи, к-рыми пользовались).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Лит.: Dulaurier M. E. Recherches sur la chronologie arménien, techniqie et historique. P., 1859. Vol. 1: Chronologie technique; Алишан Г. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); он же. Ширак. Венеция, 1881 (на арм. яз.); он же. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Зарбаналян Г. Армянская библиография, 1565-1883. Венеция, 1883 (на арм. яз.); он же. История древнеарм. книжности. Венеция, 1932 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах. СПб., 1905; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910 (на арм. яз.); Материалы об арм. меликствах. Эчмиадзин, 1913-1914. Вып. 1-2 (на арм. яз.); Воскян А. Ованнес Ванакан и его школа. Вена, 1922 (на арм. яз.); он же. Монастыри Арцаха. Вена, 1953 (на арм. яз.); Джанполадян Р. M. Мхитар Гош и монастырь Нор Гетика//Тр. Гос. ист. музея Армении. Ереван, 1948. Т. 1 (на арм. яз.); он же. «История Армении» Киракоса Гандзакского и надписи Нор-Гетика//Исследования по истории культуры народов Востока: Сб. в честь акад. И. А. Орбели. М.; Л., 1960. С. 61-63; Памятные записи арм. рукописей XIV в./Сост.: Л. С. Хачикян. Ереван, 1950; Памятные записи арм. рукописей XV в. Ереван, 1955. Ч. 1: 1401-1450 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1958. Ч. 2: 1451-1480 гг./Сост.: Л. С. Хачикян; 1967. Ч. 3: 1481-1500 гг. (на арм. яз.); Гарегин I (Овсепян), католикос. Колофоны рукописей. Антилиас, 1951. Т. 1: V в.- 1250 г. (на арм. яз.); Орманян М. Азгапатум. Бейрут, 1959-1961 (на арм. яз.); Boyle J. A. Kirakos of Ganjak on the Mongols//Central Asiatic Journal. Wiesbaden, 1963. Vol. 8. N 3. P. 200-214; idem. The Journey of Het‘um I, King of Little Armenia, to the Court of the Great Khan Möngke//Ibid. 1964. Vol. 9. N 3. P. 175-189; Бабаян Л. О. Очерки истории средневек. Армении. Ереван, 1966 (на арм. яз.); Аракелян В. Д. Текстологические исправления в «Истории Армении» Киракоса Гандзакеци//ИФЖ. 1969. 2(45). С. 63-74 (на арм. яз.); он же. Киракос Гандзакеци//Там же. 1972. 1(56). С. 48-62 (на арм. яз.); Bedrosian R. Concerning Dawit the Deceiver//Ararat. N. Y., 1982. Vol. 23. P. 36-42; Arzoumanian Z. Kirakos Ganjakec‘i and His History of Armenia//Medieval Armenian Culture/Ed. Т. J. Samuelian. Chico (Calif.), 1984. P. 262-271; Boisson-Chenorhokian P. Notes sur Kirakos Ganjakec‘i//REArm. 2005/2007. Vol. 30. P. 237-248; eadem. Histoire de Saint Gregoire d " après Kirakos Ganjakec‘i//Ibid. P. 249-271.

http://pravenc.ru/text/1840141.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010