235 Πηδ., 585. – Pitra, I, 576. – Cave, 152. – Филарет, II, 127. – Algoz, 261. – Nirschl, II, 149. 245 У Pitra (I, 648) то же самое, что в Афинской Синтагме, и переведено: «Expositio»; у Beveregii (II, 374) тоже, и по латыни: «Narratio». В обзоре правил в номоканоне в XIV титлов стоит так же, как в Книге правил (Аф. Синт., I, 11). 249 Аф. Синт., IV, 398, 403–407. Число анафематизмов ошибочно только в Кормчей, так как их должно быть 12, а не 11. См. мои «Правила с тумаченьима». II, 285–288. 250 Πηδ., 692.– Μ. I. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες. I, 194. – Cave, 288. – Филарет, III, 150. – Nirschl, III, 275. 251 Того, что мы в нашем «Сборнике», следуя Афинской Синтагме, поставили в заглавии послания: «и папе Римскому», нет ни в одном древнем сборнике (см. Pitra, 1, 183, также замечания в конце стр. в Афинск. Синтагме, IV, 368). Издатели Πηδλιον’а наоборот доказывают, что так и есть во всех сборниках (стр. 693, прим. 5). 252 У Bevevegii (II, 181) вторая половина послания, от слов «особенно превосходны ( κλλιστα)» и до конца имеет вид комментария Вальсамона; между тем это простая ошибка, как это хорошо заметил Pitra, II, 181 и 185. 254 Γεδε ν, Πατριαρχ. πνακες. I, 232. – Πηδ., 697. – Pitra, II, 222. – Cave, 351. – Филарет, III, 177. – Nirschl, III, 501. 255 Греческое заглавие этого сочинения Постника таково: Κανονικν το γου ωννου το Νεστευτο, или еще: Νομοκανων σν Θε γιωττου σου πατρς μν ωννου το Νηστευτο περ ζαγορεσεως διαφορ ς κα περ μαρτημτων. По этому каноникону Феодор, архиепископ Кентерберийский, в VII веке составил свою liber poenitentialie для западной церкви, которая послужила основою всем позднейшим пенитенциалам на Западе. См. Wassrschleben, Bussordnungen der Abendländischen Kirche. Halle, 1851, S. 145 fg. 256 Оно находится в конце алфавитной Синтагмы Властаря; так говорят, по крайней мере, видавшие различные рукописные списки этой Синтагмы (см. предисловие к VI тому Афин. Синт., также Mortreuil, Histoire du droit byzantin. III, 461), хотя ни в издании Beveregii, ни в Афинской Синтагме, где напечатана Синтагма Властаря, этого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

EEBΣ – πιτηρς ταιρεας Βυζαντινν Σπουδν. EO – Echos d’Orient. Janin R. Églises et monastères – Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partie, Le siège de Constantinople et le patriarcat oecuménique. Ill, Les églises et led monastères. Paris, 1969. MM–Miklosich F., Mueller I. Acta et diplomata Graeca Medii Aevi sacra et profana. Wien, 1860–1890. 6 vol. Новое издание: Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. Her. von H. Hunger und J. Koder. Wien, 1981–2001. 3 vol. ODB – The Oxford Dictionary of Byzantium. Ed. A. Kazhdan. New York – Oxford, 1991. V. I–III. PG – Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. PLP–Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit/Ed. E. Trapp. Wien. 1976–1994. Bd. 1–12. ROC – Revue d’Orient Chrétien. 3 См.: Ed. V. Laurent. Les «Mémoires» du grand ecclesiarque de l’Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438–1439). (Rome, 1971). P. 4. (Далее, если предисловие В. Лорана: Laurent 1971. Если текст Сиропула: Les «Mémoires»). 7 Поскольку Евфимий стал Патриархом в 1410 г., то вряд ли он сам успел быть учителем Сиропула во время его школьного обучения. 8 Это мы знаем из подписи Сиропула в одной из переписанных им рукописей (Paris. Univers. 190, fol. 255v), с указанием даты – июль 1424 г. 9 Рукой Сильвестра Сиропула написаны, например, такие важные рукописи с сочинениями Схолария, как Paris. Coislin. gr. 101, Vatic, gr. 1445 или Paris, gr. 1291. 11 Михаил Вальсамон был великим хартофилаком с 1437 г. и, по крайней мере, до 1445 г. В 1454 г. эту должность занял Феодор Агаллиан. 12 См.: Lemerle P. Le Juge Generale des Grecs et la reforme judicaire d’Andronic III//Memorial Louis Petit (Archives de l’Orient Chrétien, 1). Bucarest, 1948. P. 292–318. 21 Все даты указаны согласно источникам, без перевода на современные календари (Прим. Издателя). 22 Πολτης Ν. Γ. Μετνοια το Σιλβστρου Συροπολου/ΕΕΒΣ. Т. 39–40(1972–1973). Σ. 386–402 (текст – Σ. 395–400). 24 Jugie M. Note sur «l’Histoire du concile de Florence» de Sylvestre Syropoulos//ЕО 38,1939. P. 70–71. Здесь же Jugie говорит о Лоране как о будущем издателе текста «Воспоминаний». Это было в 1939 г. (издание – 1971 г.!).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом общем виде этот запрет звучит следующим образом: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут» . Мотив отдельного запрета ростовщичества для клириков состоит еще и в том, чтобы придать особое значение преследованию страсти любостяжания, ни для кого не похвальной, но особенно неприемлемой для лиц, посвятивших себя Богу. 5 правило Карфагенского собора об этом говорит так: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру». Кроме того, хотя каноны и не говорят об этом прямо, но вероятна еще одна причина запрета ростовщичества клирикам. 6 Апостольское правило гласит — «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений». А ростовщичество, включающее в себя выдачу ссуды, ее учет, истребование возврата ссуды и роста, возможные тяжбы с должником, — все это в совокупности и составляет то, что называется мирским попечением. Не довольствуясь общим запретом ростовщичества, выраженным в 44 Апостольском правиле, 17 правило I Вселенского собора уточняет, что запрещается взимать сотые, половинный рост, а также «нечто иное» вымышлять ради постыдной корысти. По толкованию епископа Никодима, сотые — это выплата 1% в месяц с суммы ссуды; половинный рост, называемый также полуторным, означает, что помимо возврата основного долга нужно было вернуть еще и его половину . А слова «нечто иное» вымышлять патриарх Феодор Вальсамон толкует, к примеру, как запрет договора фиктивного товарищества, по которому клирик якобы принимает участие в договоре товарищества, но в действительности имеет место кредит с уплатой по нему половины прибыли должника, поскольку давший деньги на это «товарищество» не несет риска убытков .

http://azbyka.ru/pravo/articles/rostovsh...

Принимать решение в данном случае должен духовник больного по своему рассуждению». В данном тексте представлено строгое правило поста, которое, однако, не встречается в более древних правовых источниках. О том, что предписание причащаться раз в сорок дней не соответствует святоотеческому преданию, сказано в «Пидалионе», во 2-м примеч. к Апост. 9 (в настоящем издании: т. 1, с. 202). 23 Филокалистическое движение – иное название движения колливадов. Такое название связано с тем, что одной из главных целей отцов-колливадов было возвращение к древней святоотеческой исихастской традиции, нашедшей отражение в знаменитой греческой «Филокалии» («Добротолюбии»). Некоторые исследователи считают название филокалистическое движение предпочтительным, поскольку колливадами участников этого движения первоначально называли в насмешку их противники. – Пер. 24 Νομοκνων Μανουλ Νοταρου το Μαλαξο/κδ. π Δ. Σ. Γκνη, Ν. Πανταζπουλου//πιστημονικ πετηρδα τς Νομικς Σχολς τς Σχολς Νομικν κα Οκονομικν πιστημν Α.Π.Θ. Θεσσαλονκη, 1985. О «Номоканоне» М. Малакса см.: Δυοβουνιτης К. Νομοκνων το Μανουλ Μαλαξο. θναι, 1916; Δυοβουνιτης Κ. π’ ριθμ. 1400 κδιξ τς βιβλιοθκης το μετρου πανεπιστημου//Νομοκανονικα Μελται. θναι, 1917 Σ. 167–186. 25 Изначально сам Собор именовал себя Вселенским (см. его деяния: Mansi J. D. Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collectio: t. 1–53. T. XVII (A). Venetiis, 1772. Col. 496; Mansi XVIII (A), 513, 516). Позднее Феодор Вальсамон (λλης, Ποτλς. Τ. 2. Σ. 706), Нил Родосский (λλης, Ποτλς. T. 1. Σ. 392–394) и Досифей Иерусалимский (Δωδεκβιβλος. Βιβλ. Ζ " -Η». Θεσσαλονκη, 1983. Σ. 9) также называли его Вселенским. Подробнее об этом см.: Παλος (Μενεβσογλου), μητρ. στορικ εσαγωγ ες τος ερος καννας τς ρθοδξου κκλησας. Στοκχλμη, 1990. Σ. 510–511. 27 Νομοκνων ερομονχο Μακαρου. Χφ. Μ. Λαρας Κ14 (1301), φ. 182ν (об этом «Номоканоне» см.: Τρωνος Σπ. N. Περ τ «Σνταγμα» το ερομονχο Μακαρου. Τιμητικν φιρωμα ες τν Μητροπολτην Καισαριανς, Βρωνος κα Υμηττο Γεργιον π τ πεντηκονταετηρδι τς ερωσνης ατο.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Видишь ли, к кому причисляем мы тех, которые приходят от латинян? Если же все те (помянутые в каноне) являются еретиками, то ясно, что и – эти (т. е. латиняне). Что же и мудрейший Патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон в ответах Марку, Святейшему Патриарху Александрийскому, пишет о сем? – “Пленные латиняне и иные, приходя в Кафолическия наши церкви, просят причастия Божественных Святынь. Мы желаем знать: допустимо ли это? – (Ответ “Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточаетъ” 645 . Поскольку много лет тому назад знаменитый удел Западной Церкви, именно – Римский, был отделен от общения с прочими четырьмя Святейшими Патриархами, отступив в обычаи и догматы чуждые Кафолической Церкви и православным (по этой-то причине Папа не был удостоен общего возношения имен Патриархов в Божественных священнодействиях), то не должно латинский род освящать чрез Божественные и пречистые Дары (подаемые) из руки священнической, если сначала он (латинянин) не положит отступить от латинских догматов и обычаев, и будет оглашен и причислен к православнымъ” 646 . Слышал ли, что они уклонились не только в обычаи, но и в догматы, чуждые православным (а то, что чуждо православным, конечно, – еретическое учение), и что, по канонам, они должны быть оглашены и присоединены к Православию? Если же надлежит огласить, то, ясно, что – и миром помазать. Откуда же они внезапно представились нам православными, те, которые в течение столького времени и по суждению таковых великих Отцев и Учителей считались еретиками? Кто их так легко “сделалъ” православными? – Золото, если пожелаешь признать правду, и твоя жажда наживы; лучше же сказать – не их сделала православными, а тебя сделала подобным им и отвела в удел еретиков. 5 . “Но если бы мы измыслили”, говорят они, “некую середину (компромисс) между догматами, то благодаря сему и с ними (латинянами) соединились бы и наше дело прекрасно сделали бы, отнюдь не принуждаемые говорить нечто помимо того, что соответствует обычаю и передано (Отцами)”.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Христианство в Алании столкнулось с серьезным противодействием. Показательна – хотя и не вполне достоверна – информация о том, что в 932 г. аланы изгнали своих епископов и отошли от христианства 192 , но в последующие века христианство снова восторжествовало. В конце XII в. Феодор Вальсамон упоминает, что он лично общался с «митрополитом Аланским» 193 . В изложении Андроника II Палеолога (1282–1328) аланский престол занимает 72-е место среди митрополий Вселенского Патриархата. Позже аланы, не переселившиеся в Европу (в Испанию), были исламизированы. 5. Христианизация Руси Наиболее значительные и наиболее прочные результаты имели византийские миссии на Руси. С конца VI до начала IX в. различные славянские племена заселили территорию от Черного моря до Ладожского озера на севере и от Дуная на западе до Дона на востоке, впрочем, без какой бы то ни было политической сплоченности 194 . Их консолидация по существу началась в начале IX века с приходом с восточного побережья Швеции норманского племени русь (финны называли шведов «руотси», откуда, вероятно, происходит приспособленное к славянскому выговору наименование «русь») и основанием государства Новгородского на севере и Киевского на юге. Славяне сплотились вокруг скандинавов, приняли их как правителей своей земли, приняли их наименование, ассимилировали их в языковом отношении, с учетом того, что число пришельцев не превышало 100 тысяч человек 195 . Некоторые скандинавы поселились в Константинополе как наемники византийского войска, однако часть из них состояли в императорской гвардии, будучи известны по греческим источникам как варанги (варяги); они периодически провоцировали различные восстания 196 . Контакты, которые завязывались у этих воинственных людей с христианской Византией, а также торговые сношения россов с греческими черноморскими колониями содействовали перенесению христианской истины на Русь. Распространение христианства стало набирать силу после середины IX в. В 860 г. россы с помощью славян напали на Константинополь с моря. И хотя эта военная операция им не удалась, она стала отправной точкой для их лучшего знакомства с христианской Византией и началом их более интенсивного привлечения ее величием. В письме Фотия Восточным Патриархам (866) содержатся сведения о том, что многие жители Киева приняли христианство между 860 и 866 гг. Патриарх даже послал епископа в этот город 197 . Но потом языческий новгородский князь Олег ок. 878–887 гг. взял Киев и завладел княжеством принявших христианство скандинавских князей Аскольда и Дира 198 . От первых киевских христиан остался маленький очаг с центром в храме пророка Илии. Византийские церковные и политические власти были заинтересованы в развитии этого очага и в ускорении распространения христианства на Руси. Олег (880–912) хотя и принимал посланных от Патриарха священников и дары от императора, однако оставался приверженцем русских богов Перуна и Волоса (или Велеса).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Завершив составление конституций, Юстиниан приступил к кодификации всего римского права, содержавшегося в сочинениях юристов классического римского периода. С этой целью Юстиниан учредил 15 декабря 530 года комиссию из шестнадцати человек под председательством Трибониана. Этой комиссии поручено было составить сборник из 50 книг, который бы назывался Digesmae, или Pandectae, от латинского глагола digero –«упорядочивать, истолковывать». Через три года сборник «Digesmae» был готов; 16 декабря 533 года он был опубликован, а 30 декабря того же года он вступал в силу и должен был заменить собой все прежде бывшие в употреблении сочинения древних юристов. Во всех сомнительных случаях единственным толкователем законов мог быть только сам император, к которому судья и должен был обращаться за разъяснением. Кроме того, Юстиниан выпустил учебник права, который также имел силу закона (Codex Instituciones Justiniani). Позднее в Римской империи наиболее распространены были сборники новелл, которые включали в себя от 124 до 168 новых законов. В XVI веке все сборники Юстиниана, включая и «Новеллы», получили название «Corpus juris civilis», то есть «Сборник гражданского права». Некоторые новеллы были позже приняты как законы церковные и положили начало церковному «Номоканону» . Византийские канонисты, особенно Феодор Вальсамон и Матфей Властарь, в толкованиях на церковные каноны часто ссылаются на законы римских императоров. Так, мы часто видим ссылки на эти законы у вышеназванных канонистов: «А ты прочти 6-ю новеллу императора господина Льва философа…», или «А из 131-й Юстиниановой новеллы ты можешь узнать…», или «а 15-я глава той же новеллы говорит…». Император Юстиниан I регламентировал в своих «Новеллах» основные принципы существования монастырей и монашествующих на территории Римского государства . Это были новелла 5 (о монастырях, монахах, игуменах), 123 и 133. Дальнейшие императоры вносили лишь некоторые поправки и уточнения в эти законы. Итак, появились новые законы, регулирующие отношение государства к монастырям и монахам. Так, в новеллах 123 и 133 были прописаны основные положения, по которым государственные чиновники разбирали дела, касающиеся Церкви и церковных учреждений. «Β области церковной дисциплины и управления законодательная деятельность Юстиниана опередила законодательство церковное. Юстиниан в своем “Кодексе” и в “Новеллах” синтезировал церковные узаконения и обычаи» .

http://pravoslavie.ru/30934.html

е. великая, как Феодор Студит пишет в своем завещании: не давай никому того, что называют малой схимой, потом великую, потому что схима есть единая, как и крещение... По Григорию Паламе малой схимы отцы не знали, в позднейшее уже время разделили схиму на две, но, заставляя давать одни и те же обеты, как в великой схиме, так и в малой, опять тем возводят ее в единую. По Симеону Фессалоникийскому как крещение едино, так и схима монахов; ибо малая схима есть обручение и приготовление (προομιον) к великой и придумана некоторыми позднейшими отцами по причине слабости, или лучше нерадивости людей... Иов Грешник прибавляет и 3-ю схиму, равно как и Евхолохий последование пострижения разделяет на 3 последования: рясофора, или ставрофора по-нашему, малой схимы и великой. Таким образом, кто сделался рясофором, не может уже снять рясу и жениться. παγε! Ибо как он дерзнет на это, когда уже и волосы выстриг на своей голове, что значит – выбросил из неё всякое мирское помышление и посвятил жизнь свою Богу, когда уже носил и рясу, и камилавку по благословению, и имя свое переменил, и выслушал молитвы, в которых священник благодарил Бога за разрешение его от суетной мирской жизни и призвание в честное звание (πγγελμα) монашества, и молил о принятии его в свое спасительное иго (ζυγν)? И если наедине (μοναχ) давший обет быть монахом и не носивший еще монашеской рясы, должен выполнить свой обет, по сказанному: молитвы моя воздам Господу... то не гораздо ли более тот, кто уже носил рясу? Посему и Вальсамон говорит: носивший рясу не имеет уже права быть мирянином, но должен быть побужден к довершению своего дела, т. е. к принятию великой схимы; в противном случае, если не желает, должен быть наказан по законам (18-е Василия Великого ). Малосхимные монахи должны с одной стороны соблюдать все правила (τν κρβειαν) великосхимников, не отговариваясь тем, что они еще не великосхимники и не обязаны к этому, с другой стороны должны заботиться, о принятии великой схимы; потому что как обручение несовершенно в сравнении с браком, так несовершенна и малая схима и, следовательно, несовершенны и имеющие ее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

728 Это языческие имена князей, под которыми они и были канонизированы (как и сам св. Владимир). Их имена в крещении – Роман и Давид. 729 Ср.: Лихачев Д.С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе ΧΙ–ΧIIΙ вв.//ТОДРЛ. 1954. Т. 10. С. 89. 730 Краткий обзор источников см.: Дмитриев Л.А. Сказание о Борисе и Глебе//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. С. 398–408; см. также: Поппэ А. О времени зарождения культа Бориса и Глеба//Russia Mediaevalis. Munchen, 1973. Т. 1. P. 6–29. 731 Поучение Владимира Мономаха //Повесть временных лет. Ч. 1. С. 157; ср. впечатляющий портрет князя Владимира в: Obolensky D. Six Byzantine Portraits. P. 83–114 [Оболенский Д. Византийское содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 461–485]. 732 Единственная попытка исследовать русское средневековое общество непосредственно с позиций христианской этики предпринята Г.П. Федотовым в работе «Русская религиозность» (см.: Fedotov G. The Russian Religious Mind. Vol. 1: Kievan Christianity. P. 228–264 [ Федотов Г.П. Русская религиозность. Ч. 1: Христианство Киевской Руси. С. 184–239]; Idem. The Russian Religious Mind .Vol. 2. P. 36–112 [ Федотов Г.П. Русская религиозность: Ч. 2: Средние века. XIII–XV вв.//Федотов Г.П. Собр. соч.: В12 т. М., 2004. Т. 11. С. 43–107]). 735 Точка зрения, согласно которой «прозападным» русским антипапские настроения навязали греческие иерархи, отражает антигреческие предрассудки латинян (ср.: Соболевский AM. Отношение Древней Руси к разделению церквей//Изв. имп. АН. Сер. VI . 1914. Вып. 2. С. 95–102; De Baumgarten N. S. Vladimir et la conversion de la Russie. Roma, 1932 79); Meysztowicz V. L’union de Kiev avec Rome sous Gregoire VII: Avec notes sur les precedents et le role de la Pologne pour cette union//Studi Gregoriani. 1956. Vol. 5. P. 83–108. 736 Ответы Нифонта, 10//РИБ. Т. 6. Стб. 26. Такая практика была явно строже той, которая господствовала в Константинополе, где Феодор Вальсамон советовал принимать латинян лишь через исповедание веры (Responsa et interrogationes Marci//PG, 138, col. 968b). См. выше, гл. II, с. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Разделы портала «Азбука веры» Согласно Апостольским постановлениям (кн.2:25) чтецы приравниваются к ветхозаветным левитам: «Ибо они (епископы) – первосвященники ваши, а пресвитеры ваши – священники, левиты же – нынешние диаконы ваши, чтецы ваши, певцы, привратники, диакониссы ваши, вдовицы, девственницы и сироты ваши». Там же (кн.3:11)  читаем указания о недопустимости совершения Таинства Крещения чтецами и находим указания о поставлении во чтецы: «Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам, или певцам, или привратникам, или служителям, но – одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказанию кореян. Не позволяем также пресвитерам рукополагать диаконов, или диаконисс, или чтецов, или служителей, или певцов, или привратников, но – одним епископам. Таков чин и строй церковный». О поставлении во чтецы также говорится (кн.8:22) : «А о чтецах постановляю я, Матфей, я же и Левий, некогда мытарь. Чтеца производи, возлагая на него руку, и, молясь к Богу, говори: Бог Вечный, многий в милости и щедротах, состав мира чрез соделанное явно сотворивший и число избранных Твоих сохраняющий! Сам и ныне призри на раба Твоего, которому вручается читать святые писания Твои народу Твоему, и дай ему Духа Святого, Духа пророческого. Ездру, раба Твоего, на чтение законов Твоих народу Твоему умудривший, и ныне, призываемый нами, умудри раба Твоего, и дай ему, врученное ему дело совершая неосужденно, достойным явиться большей степени, Христом, с Которым Тебе слава и почитание, и Святому Духу во веки. Аминь». Поставление в чтецы по ходатайству светских властей запрещено согласно Апостольским правилам (Правило 29) : «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром». Как видим, здесь нет прямых указаний о чтеце, но византийский канонист Феодор Вальсамон в толковании на данное правило пишет: «Но может быть, кто спросит: поелику 30е правило упоминает об одном епископе, а равно и 29 не упоминает об иподиаконах и чтецах; то, как поступит, если кто сделается по ходатайству светского начальника пресвитером, или диаконом, или иподиаконом, или чтецом, или, давши деньги, сделается иподиаконом, или чтецом? Решение: и они должны подлежать извержению и отлучению на основании последних слов настоящего 30-го правила, где говорится, что не одни главные виновники зла извергаются и отлучаются, но и сообщники их».

http://azbyka.ru/cerkovnye-kanony-o-chte...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010