В полночь свет осиял темницу, и ангел Господень явился, разрешил мучеников от уз, вернул им здоровье, подал им манну есть и сказал: «подвизайтесь добрым подвигом за Христа, а я не отступлю от вас, во всех страданиях буду с вами, ибо я послан от Христа Бога хранить вас». 22. Св. муч. Кикилия, Валериан и другие Сокровенное подвижничество в мире Обрученная земному жениху, св. Кикилия каждый день украшала себя пышными одеждами, а под ними носила острую власяницу, в сердце же – Христа; и сама непрестанно в теплоте духа молилась, чтобы Бог Сам, какими знает судьбами, сохранил ее свободную от брачного союза. Наставник свыше посланный Когда явился Валериан к епископу Урвану, по указанию св. мученицы Кикилии, то здесь, по молитве епископа, внезапно явился чудный старец в белых ризах с книгою, которую он открыл пред св. мучеником Валерианом, и сказал: «читай, сыне!“ Св. муч. Валериан упал было на землю, но старец его поднял и сказал: «читай, сыне, написанное в этой книге, чтобы ты очистился и увидел ангела, которого обручница обещалась тебе показать.» Валериан прочел золотом написанные буквы: «един Свят, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Аминь». Венцы целомудрия Св. муч. Валерию и Кикилия увидели ангела во свете великом и красоты несказанной, держащего в руках два венца, сплетенные из красных и белых цветов, чрезвычайно благоуханные, которые возложил на их главы и сказал: «сохраните венцы эти в сердце чистом и теле нескверном, ибо я их вам принес из Божиего рая; они никогда не увянут и не потеряют своего благоухания, и никто их увидеть не может, только любящий чистоту». Жизнь временная и вечная Тивуртий сказал Епарху: «все, что кратковременный настоящий мip имеет, показывает и обещает дать, – есть кажущееся, но оно ничто и скоро погибает. Будущая же жизнь, которая мipckuм людям кажется несуществующею, ибо они не видят ее, действительно есть, и во веки неизменно пребудет, – где добрым и верным большое воздаяние, а злым и неверным огонь и бесконечные муки. Ангелы Божии возносят души на небо

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

– А зачем тебе это нужно? – спросил тот. – Преодолеть гордыню и приобрести смирение, – ответила она. – Хорошо, в течение года ты должна ходить в этот храм, слушаться этого отца Валериана, преодолеть гордыню, приобрести смирение, а потом возвращайся ко мне, – последовало распоряжение. Когда, собираясь за послушание «Учителю» навсегда уйти из Церкви, она все это рассказала, отец Валериан посоветовал ей выразить недоверие своему «хозяину»: – Скажи, что не можешь слушаться его, сомневаешься в его компетентности и должна сама, с Божьей помощью, разобраться в своих оценках. – Я не могу так сказать «Учителю», – затрепетала она. Батюшка Валериан продолжил: – Человек не должен доверять своим ощущениям, тому, что ему мерещится. И если это настоящий духовный учитель, он, понимая это, поймет тебя, одобрит твое решение, а если откажется, упрекнет, надо так и спросить: а кто вы такой? Ибо так может поступить псевдоучитель, дух тьмы. Она всё так и сделала, как ей посоветовал батюшка. Ее потусторонний собеседник ухмыльнулся и сказав: – Ты от меня отказалась, но об этом пожалеешь. И исчез... И у нее началась цепь не то что неприятностей, а прямо-таки катастроф. Сначала она ослепла и не смогла уже ездить в храм. Тогда отец Валериан приехал к ней сам, с тем чтобы причастить ее на дому. Но ему изо всех сил, явно не собачьих, поначалу попыталась помешать домашняя собачка. Она с каким-то остервенелым неистовством стала бросаться на священника с Дарами. Кое-как ее удалось запереть в туалете, где она вдруг стала громко издавать какие-то странные звуки. Дети объяснили: – Это собака мяукает... Отец Валериан, несмотря ни на что, сделал то, что было положено совершить, – освятил помещение и причастил болящую. Его спросили, когда он сможет приехать в следующий раз. Он ответил Галине, что она сама приедет в храм для Причастия. И действительно, вскоре к ней вернулось зрение, и она смогла приехать в храм. Но тут же таким же странным, непонятным науке образом она потеряла слух. И повторилась та же история с Причащением на дому, последующим возвращением слуха и Причастием в храме.

http://pravoslavie.ru/157543.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евгений Трапезундский (+ 303 ), мученик . Память 21 января Евгений, Кандид , Валериан и Акила (греч. Εγνιος, Κνδιδος, Οαλεριανς κα Ακλας) пострадали в Трапезунде (ныне Трабзон , Турция ) за веру во Христа в царствование Диоклетиана и Максимиана (284 - 305). Император Диоклетиан направил ученых мужей Агриколая и Лисия в Понт для борьбы с христианами, назначив первого правителем города Севастии Армянской (ныне Сивас), второго - дуксом города Сатала (ныне Садак ). Добравшись до места назначения, Лисий собрал жителей и зачитал им императорский указ о запрещении христианства и о наказании за его проповедь. Группа воинов заявила о своей приверженности Христу, за что была брошена в темницу, а затем выслана в Питиунт (ныне Пицунда , Грузия ) в Лазике. Лисию доложили, что в Трапезунде Евгений, Валериан и Кандид проповедуют христианство и борются с идолопоклонством. Они разорили святилище божества Митры на горе Митрион под Трапезундом и скрываются от преследования в лесах. Снарядив воинов, Лисий послал их под видом охоты на поиски трех христианских проповедников. Первым в лесу был пойман Кандид. Затем возле городских стен воинам встретился юноша Акила, который пахал землю. Испугавшись угроз, он указал язычникам направление, где мог скрываться Валериан. Тот попытался убежать, но был пойман и связан. Тогда Акила исповедал Христа и тоже был связан и отведен в темницу. Поняв, что Валериан, Кандид и Акила не отступят от своей веры, Лисий приказал бить их палками, подвесить, строгать тело железными инструментами и жечь огнем. Бог пришел на помощь стойко переносившим мучения святым: пламя погасло, мучители были повержены на землю, а мученики исцелены. Лисий приказал отвести их в темницу. Все это время Евгений скрывался в пещере Аканты (Тернии), ему явился Христос и повелел направиться к Лисию и исповедать истинного Бога. Старуха, собиравшая в окрестностях пещеры хворост, обнаружила убежище Евгения и немедленно сообщила, где он скрывается. Евгений был схвачен солдатами во время молитвы и приведен к Лисию. Тот пытался переубедить Евгения и уговорить его принести жертву идолам. Но, придя в капище, Евгений взмолился Богу, прося Его низвергнуть идолов. И тут же несколько статуй упали и рассыпались в прах, а обитавшие в них демоны возопили о пощаде и затем исчезли. После этого Лисий приказал подвергнуть его таким же мучениям, как и Валериана, Кандида и Акилу. Евгений стойко переносил пытки. По распоряжению Лисия за стенами Трапезунда затопили огромную печь, куда мученики вошли с молитвой. Они оставались там два дня без всякого вреда, пока огонь окончательно не погас.

http://drevo-info.ru/articles/8880.html

– Я хотел бы быть священником, – признался жених. – Готовься. Я к этому готовился всю жизнь, – ответил тот, кто начал служить только в 60 лет. Когда Валериан Михайлович спросил у него про свою невесту Наташу, готова ли она стать супругой иерея, тот ответил: – На ней женишься – будет сделан твой первый шаг к священству. «Она уже Богом была наречена женой священника, – говорит отец Валериан. – А моя теща Елена Владимировна Апушкина дала мне потом столько знаний по Уставу, что я семинарию окончил за год. Это в основном, пожалуй, в значительной части, её трудами…». «Хочешь познакомиться с архиереем?», или Встреча, которая определит практически всё Но для начала Валериан Михайлович, поскольку ему надо было еще возвращаться на Урал, испросил у Наталии Константиновны разрешения писать ей письма. У них сохранился целый чемодан этой переписки. «Она очень хорошо, – вспоминает батюшка, – писала: по музеям ходила, по галереям, одно время в Историческом музее работала, потом в МГУ – старшим лаборантом на кафедре английского языка, утрясала там огромные полотна расписаний, со всеми могла договориться, всё увязать. А я-то там, в леспромхозе, – о чем рассказывать? Наработаешься, сидишь, выжимаешь из себя что-то. Как соловьи распеваются о чувствах – я не умел. Чувство – это чувство, оно внутреннее, о нем вообще не хотелось говорить». Епископ Стефан (Никитин) Теща Елена Владимировна, сама из маросейских-мечевских, когда они с будущим зятем стали уже общаться, спросила как-то у него: – Хочешь познакомиться с архиереем? – Конечно, с удовольствием. И она привела его тоже к выходцу из маросейской общины – епископу Стефану (Никитину)… Сопровождая потом его гроб из Калуги, где преставился владыка, на погост Покровского храма, тогда еще Валериан Михайлович и окажется впервые в Отрадном... Навещая после могилу владыки Стефана, станет общаться с отцом Сергием Орловым (в постриге иеромонахом Серафимом), ставшим его духовником, а затем и пригласившим молодого человека помогать ему за богослужением. Так владыка Стефан, можно сказать, уже после своей кончины передаст разделившего с ним последние дни будущего отца Валериана в чада своему другу-сотаиннику и благословит ему место его более чем полувекового дальнейшего служения.

http://pravoslavie.ru/149557.html

После такого открытия болезни их они были выгнаны из Сирии и, удалившись в Памфилию, наполнили ее своею заразою. Определение святого и Вселенского собора 228 против нечестивых мессалиан, которые называются также евхитами и энтузиастами 229 . Пришедшие к нам благочестивейшие и благоговейнейшие епископы, Валериан и Амфилохий 230 , предложили рассмотреть в общем собрании о мессалианах, то есть евхитах, или энтузиастах, которые встречаются в Памфилии, или каким-нибудь другим именем называющихся сквернейших еретиках. Но когда мы рассматривали, благоговейнейший и благочестивейший епископ Валериан 231 принес соборную запись о них, составленную в великом Константинополе при блаженной памяти Сисинии 232 : здесь она была прочитана и всеми одобрена, потому что хорошо составлена и содержит справедливое суждение 233 . И угодно было всем нам, и благочестивейшим епископам Валериану и Амфилохию, и всем благочестивейшим епископам провинций Памфилии и Ликаонии, чтобы все содержащееся в соборной записи имело силу и никаким образом не было нарушено; чтоб утверждено было и все то, что сделано в Александрии 234 , так чтобы все находящиеся по всей провинции еретики мессалиане, или энтузиасты, или подозреваемые в этой ереси члены ли клира или миряне согласились [с православными], и если которые письменно уже анафематствовали [свою ересь], подобно тому, как прописано в вышеупомянутой соборной записи, если будут члены клира, да пребывают в клире, если миряне, да будут допущены к общению. Если же откажутся анафематствовать, то пресвитеры, или диаконы, или в другой какой-либо церковной степени да извергнутся и из клира, и со степени, и от общения, а миряне да будут прокляты. И сожительствующим вместе не дозволять иметь монастыри, чтобы плевелы не умножались и не разрастались. Чтобы так поступаемо было с ними, настаивают все мужи – благочести вейшие епископы Валериан и Амфилохий и прочие достопочтеннейшие епископы всей провинции. Посему угодно было анафематствовать и скверную книгу этой ереси, называемую «Аскетикон», которую принес благоговейнейший и благочестивейший Валериан, как составленную еретиками. Подобно, если у многих [других] найдется что-нибудь согласное с их нечестием, и то да будет проклято.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

173 Значит это вовсе не был какой-нибудь случайный фаворит Валериана. Да и сам Евсевий говорит о Макриане, что ему удалось поставить своих сыновей на высоких ступенях государственных; по смерти Валериана Макриан заявляет претензию на самый императорский престол, 174 и действительно был провозглашен императором, но вскоре был убит. 175 Все это показывает, что Макриан был лицом весьма влиятельным в государстве; этим и объясняется его близость и значение при дворе Валериана. Гонение Валериана имеет две фазы развития: сначала оно имело в виду ссылку представителей христианского общества – епископов и прочего духовенства, а равно и запрещение христианских собраний, т.е. богослужения, но потом оно распростерлось на всех без исключения христиан, перешло во всеобщее гонение. Гонение происходит, как мы сказали, вследствие указов императорских, но текст этих указов не дошел до нас. Впрочем, содержание их с достаточною точностью можно восстановить на основании свидетельств писателей христианских того времени. 176 Первая фаза гонения. Со всеми условиями и требованиями открывшегося гонения при Валериане прекрасно знакомят нас акты допроса Дионисия Александрийского проконсулом Эмилианом. На суд к проконсулу Эмилиану в Александрии потребован был Дионисий и с ним один священник и несколько диаконов. Акты указывают, что главною целью проконсула было отклонить от исповедания христианства самого Дионисия, в надежде, что «если он переменится в убеждениях, за ним последуют и все другие». Это свидетельство актов весьма характерно; оно показывает, что удар наносился сначала одному духовенству в тех расчетах, что стоит только поколебать веру вождей общества, само же общество затем уже преклонить к требованиям язычников не составит труда. Замечательны также требования, с которыми обращается проконсул к Дионисию; требования эти не были так строги и категоричны, как при Марке Аврелии и Декии. Убеждая Дионисия поклоняться богам языческим, Эмилиан говорит: «кто препятствует вам вместе с богами нашими поклоняться и этому Богу (христианскому), если он Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Отец Валериан, как и вся братия, очень почитал старого схимника, опытным путём знал силу его благословения, умиряющего душу. Но сегодня инока одолели недобрые помыслы: — Конечно! Идёт себе — улыбается! Ему-то снег убирать не придётся! И игумен Савватий снег убирать не станет! И с клироса братия опять пойдёт на распевку. А отец Валериан, конечно, самый здоровый, самый незанятый — давай, отдувайся за всех! Греби снег лопатой, а он через час снова нападает! Снова убирай, а он снова! Скукотища! И отец Валериан прошёл мимо, отвернувшись в сторону, не взял обычного благословения, не поклонился старцу. От этого внезапного раздражения на душе стало ещё тяжелее, и инок подошёл к трапезной уже совсем в плохом настроении, поникший. Он не заметил, как отец Захария с любовью проводил его взглядом и незаметно перекрестил его спину. В трапезной братия встала на молитву, а игумен Савватий, внимательно оглядел всех и легонько кивнул головой отцу Валериану. Инок печально вздохнул: и тут попал, теперь, пока все будут обедать, ему придётся читать. Потом заново подогревать суп или есть холодный в одиночестве. Братия застучала ложками, а инок подошёл к аналою и начал читать. Голос у него был громкий, звучный, читал он разборчиво. Только чтение сегодня никак не клеилось. На ровном месте ошибки получались, да ошибки какие-то несуразные. Так, в одном отрывке говорилось о священнике, которого вызвали к владыке. И вот у отца Валериана прочиталось: — Он без проволочек направился в епископию. Отец Савватий покашлял, и смущённый отец Валериан поправился: — Он без проволочек направился в епископию. Стал читать дальше и через несколько строк прочёл: — …И тогда сказал старец своё наставление ученикам «Ленитесь, братия, ленитесь!» Стук ложек прекратился. Братия удивлённо подняла головы от тарелок. Игумен Савватий опустил ложку на стол и пронзительным взглядом, в котором можно было прочитать любовь и укор одновременно, пристально посмотрел на инока. И только отец Захария не удивился, а улыбнулся в бороду.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Протоиерей Валериан Кречетов: «Воцерковление есть приобщение к преемству Церкви». Часть 1 Источник: Православие и современность Протоиерей Валериан Кречетов Бывают удивительные встречи, которые могут перевернуть наше сознание, наполнить наше существование светом и смыслом. Так, общение с человеком глубокой молитвенной жизни открывает для нас двери в пространство иной, духовной реальности, где живо ощущается присутствие Бога и сердце отзывается на Его призыв. Но таких людей сегодня немного. Как писал старец Иосиф Исихаст: «Уйдут сокровища в сокровищницы Бога и наступит голод, когда не слышится слово Божие. Светильники угасают. И мы идем во тьме осязаемой. Слово о том, как спастись, редко слышится…». Тем ценнее становятся для нас свидетельства опытных духовников, в основе которых лежат не только знания, почерпнутые из книг и поучений святых отцов Церкви, но то, что было пережито и прочувствовано самим человеком. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления протоиерея Валериана Кречетова, которому посчастливилось общаться с удивительными подвижниками Православия. Отец Валериан говорит о духовных проблемах и бедах современных христиан, о традиции и важности сохранения преемства в Церкви, о духовничестве и своих духовных наставниках, вспоминает о той православной России, которую уже потеряли, но дыхание которой еще ощущается, и одно прикосновение к ней бывает целительным для наших мятущихся душ. «Ключ к будущему заключается в прошлом» Прежде всего, нужно задуматься над тем, что сейчас происходит в жизни и что предшествовало этому. Потому что ключ к будущему, как говорят, заключается в прошлом, а любое настоящее — это уже прошлое. И когда мы рассматриваем настоящий момент, мы должны помнить, что ему предшествовало.  Мы говорим об изменении государственного строя в России — ему предшествовала длинная история. Началось все с декабристов. Как нас в свое время учили — и хорошо учили — декабристы разбудили Герцена, Герцен еще кого-то там разбудил, потом все проснулись и затеяли всю эту возню… Эту возню затевали сто лет, так что не на пустом месте возникло то, что возникло.

http://pravoslavie.ru/36768.html

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине фитотерапевт В.Н. Вишнев 30.12.2020 17.04.2023 ( 6  голосов:  4.8 из  5) Вопрос о психологической помощи членам семьи алкозависимых всегда стоит очень остро. Терапевтический подход включает в себя, кроме таблетированного и специального лечения, лечение травами или иначе фитотерапию. Православные петербуржцы в 2004 году имели прекрасную возможность побывать на семинаре преподавателя Школы трезвения, врача-фитотерапевта, профессора Владимира Николаевича Вишнева. Владимир Николаевич дал обширные советы и рекомендации по применению лекарственных трав созависимыми (именно так называет медицина членов семьи пьющего человека). Успех фитотерапии обусловлен доступностью, отсутствием побочных действий и возможностью применения трав в подобранной дозировке у людей любого возраста и положения. Доктор В.Н. Вишнев отметил: “Для уменьшения отрицательных последствий нарушений центральной нервной системы, особенно у детей, следует употреблять настои лекарственных растений, обладающих успокаивающим и антистрессовым действием. С этой целью мы рекомендуем и с успехом используем в своей практике следующие лекарственные растения и фиточаи: валериану, пустырник, хмель, синюху, пион, дягиль и некоторые другие. Применяем мы также успокаивающий фиточай. Хороший успокаивающий и антистрессовый эффект дает валериана лекарственная. Растет валериана на лугах, берегах ручьев и рек, вокруг озер, во влажных лесах и зарослях кустарников. Высотой валериана до полутора метров. Цветет мелкими светло-розовыми цветками, собранными в щиток. Для медицинских целей, ранней весной или осенью копают корни и корневища. Промывают их в воде. Сушат в тени под навесом или в сушилках, хранят в плотных бумажных пакетах. Валериана, как известно, относится к классическим природным, успокаивающим средствам. Она оказывает успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладает мягким снотворным действием, не давая ощущения утренней сонливости и разбитости, уменьшает возбудимость и нормализует функциональную деятельность центральной нервной системы, снимает стресс, тревогу, беспокойство.

http://azbyka.ru/zdorovie/fitoterapija-k...

Этот тяжелейший выбор каждый делал по-своему. Часть христиан попыталась все же избежать совершения предписаний эдикта Деция (например, епископы Карфагена и Александрии Киприан и Дионисий). Некоторые скрылись на момент проведения церемонии, определенной эдиктом. Другие добывали разными путями либеллы с подписями членов комиссий (в Церкви их называли «либеллятиками»). Многие предпочли исполнить требования императорского эдикта, в первую очередь богатые христиане и те, кто занимал должности магистратов и императорских чиновников, – об этом прямо заявлял в одном из своих посланий тот же священномученик Дионисий Александрийский (Eseb. Hist. Eccl., VI, 41). Таких в Церкви называли «падшими». Но было и много тех христиан, которые категорически отказались от жертвоприношения идолам, став мучениками и исповедниками. Отказ части христиан от принесения жертв римским богам (с восхвалением императора) привел к репрессиям против них. С точки зрения властей это выглядело как проявление нелояльности, и дальнейшие уже антихристианские эдикты Валериана 257 и 258 гг. имели своей целью принудить христиан продемонстрировать эту лояльность. По-видимому, эдикт Деция не оговаривал штрафных санкций против «отказников» (репрессивные меры зависели в каждом случае от местных властей), но в антихристианских эдиктах Валериана такие санкции появились. В интерпретации несохранившихся текстов эдиктов мы вынуждены оперировать сведениями исключительно из раннехристианских источников. В наибольшей степени смысл первого эдикта Валериана можно восстановить по посланию епископа Дионисия Александрийского с описанием его допроса египетским проконсулом Эмилианом (текст приводится Евсевием Кесарийским в 11-й главе 7-й книги его «Церковной истории»), а второго – по частичному пересказу священномучеником Киприаном (Epist. 80, 1). Из текстов вытекает, что первый эдикт Валериана предписывал ссылку епископов и запрет на богослужебные собрания их паствы и посещения христианами своих кладбищ 84 . Второй эдикт в изложении святого Киприана гласил, что епископы, пресвитеры и диаконы должны быть наказаны (animaduertantur), «сенаторы же, выдающиеся мужи и римские всадники» (senators uero et egregii vin et équités Romanï) лишены достоинства (dignitate), имущества, a если и после этого будут упорствовать в том, чтобы оставаться христианами, то будут повинны смертной казни (разумеется, мечом). Матрон следовало подвергать ссылке с конфискацией имущества. Придворные (caesariani) даже в случае их отказа от исповедания христианства подлежали лишению имущества и ссылке в кандалах в императорские имения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010