Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕРИАН, ИМПЕРАТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст Валериана. Мрамор. 253-260 годы. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Император Валериан в персидском плену. Мериан Маттеус Старший. 1593-1650. Эрмитаж В 260 году Шапур I предпринял наступление на римские владения, перейдя Евфрат, вторгшись в Сирию и осадив Карры и Эдессу . Валериан, выступив со своим войском против персов, попытался вести с противником переговоры, но во время них был схвачен персами и пленен. Позднее в реляциях по случаю своего успеха персы сообщали о разгроме войск Валериана и о его пленении после битвы. В плену Валериан подвергался моральным унижениям со стороны победителей. Закованный в золотую цепь Валериан служил опорой при посадке Шапура I в седло. Он прожил недолго, после смерти набальзамированное и выкрашенное в красный цвет тело Валериана было выставлено напоказ в одном из зороастрийских храмов Ктесифона . Сцена пленения Валериана изображена на четырех монументальных наскальных рельефах близ Персеполя: Валериан в унизительной позе пленника, склонившегося перед могущественным царем государства Сасанидов, а также на камее того времени (Кабинет медалей Лувра): шаханшах и император скачут навстречу друг другу, Валериан поднял для удара меч, Шапур хватает его за руку. В 1930-х годах была обнаружена надпись о деяниях Шапура I, сделанная на трех языках, в которой значительное место отводится разгрому и пленению Валериана. Стабилизация положения империи при Валериане оказалась непрочной, и в 260-х годах империя распалась на множество независимых владений, оспаривавших приоритет друг у друга; политический кризис достиг своего апогея. Гонение Валериана Первоначально Валериан относился благосклонно к христианам , о чем свидетельствует свт. Дионисий Александрийский , хотя это труднообъяснимо ввиду приобретенной Валерианом в правление Деция репутации защитника традиционной римской религии. Летом 257 года произошел поворот имперской политики в сторону преследования христиан. Были изданы два указа (вероятно, отдельно для Запада и Востока), тексты которых до нас не дошли, но содержание с достаточной точностью реконструируется на основании свидетельств свт. Дионисия, патриарха Александрийского , и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского .

http://drevo-info.ru/articles/13679971.h...

– Так – та-а-к! А я между прочим, Беленко! Второй угрюмо в разговор вступает: – А я – Дмитриенко! Поднимается третий, ростом под потолок: – А я Самойленко! Вот и познако-о-мились! Попятился отец Валериан к выходу. – Отец Валериан, чего приходил-то? – Да так я, мимо шёл… Через полчаса игумен Савватий, проходя мимо трапезной, заглянул в подвал: там, в одиночестве отец Валериан перебирал картошку и грустно пел: – Розпрягайтэ, хлопци, коней, та лягайте спочивать… Жареная картошка на зиму Отец Валериан, кроме своего послушания келаря, занимался обычно и заготовкой на зиму: закатывал банки с огурцами и помидорами, выращенными заботливо в монастырской теплице. Помидоры во рту таяли, огурчики хрустящие в пост шли на ура. Братия утешалась, и самому отцу Валериану это послушание было по душе: читаешь себе молитву и с любовью баночки закатываешь – как будто немного лета с собой в зиму берёшь. Вот и сегодня собирался инок закатать несколько банок на зиму. Горела лампадка перед иконами, на кухне и в трапезной было пусто, чисто и уютно. Отец Валериан не спеша, с молитвой, чистил лук и чеснок, помытые огурцы ждали своего часа, когда зазвонил старый телефон, стоящий на холодильнике. Игумен Савватий пробасил: – Отец Валериан, ты как раз в трапезной, такое дело, нужно картошку на зиму пожарить. День-то сегодня постный. Ты прямо сейчас пожарь. И трубку положил. Отец Валериан задумался. Огурцы на зиму солил, помидоры на зиму закатывал. Картошку на зиму не жарил… И при чём тут постный день? Призадумался инок крепко. В трапезную забежал послушник Дионисий, протянул шланг, собрался воду качать в большой бак из колодца. Спросить – не спросить? У послушника спрашивать – годится ли иноку? Отец Валериан смирился и, смущаясь, спросил: – Брат Дионисий, на зиму картошку нужно пожарить. Ты никогда не жарил? Как-то по-особенному нужно, наверное, жарить? – Назиму? Да, я слышал, что приехал сегодня в гости Назим Иванович, наш старый благодетель, помнишь, помог нам с теплицей? А картошку… Отец Валериан, я не понял вопроса… Почему по-особенному?

http://pravoslavie.ru/58332.html

Нужно вам сказать, что коровы в монастыре были непростые, с характером. Старенький схимонах, отец Феодор, называл их нравными. А иногда ворчал: – Я в детстве коров пас, но таких коров, как у нас в монастыре, никогда не видел. Все коровы как коровы, а у нас они какие-то спортивные… Всё бы им убежать куда-то от пастухов. Только отвернешься, а они – уже побежали… Так и бегают, так и бегают… Спортсменки какие-то, а не коровы! Тимофей улыбался в ответ и отвечал отцу Феодору: – Зато они очень вкусное молоко дают! И творог со сметаной у нас отменные! Отец Валериан вон сырники готовил, так гости говорили, что нигде такой вкуснятины не пробовали! Просто у нас коровы – веселые! И отец Феодор успокаивался и только головой качал в ответ: – Придумает же: веселые коровы… И вот эти веселые коровы второй день подряд убегали. Мучительницы какие-то, а не коровы! И сам Тимофей – засоня! Ходит и вечно носом клюет! У такого и черепахи бы убежали! Отец Валериан здорово рассердился. Начал выговаривать с раздражением: – Опять убежали?! Они же у тебя и вчера убегали! Ты чего в поле делаешь?! Спишь, что ли?! Или землянику трескаешь с утра до вечера?! – Отец Валериан… – Что: отец Валериан, отец Валериан?! Я что, сам не знаю, как меня зовут?! Тебе послушание дали – а ты ходишь как муха сонная! Бери мальчишек, Саньку с Ромой, ищите! Я что ли искать пойду?! Отец Валериан – туда, отец Валериан – сюда! Кошмар! Тимофей заспешил в келью, где жили мальчишки, проводившие в монастыре каникулы. А отец Валериан зашел к себе, брякнул дверью, присел на табурет у стола. В келье горела лампадка, в углу – любимые иконы. Вот это денек! Словно сговорились… А началось всё с Витальки! Инок задумался. Вспомнил, как учил старец, отец Захария, видеть свои собственные грехи. Как? А просто очень: видишь брата, который гневается, – покайся: Господи, это ведь я такой гневливый! Видишь эгоистичного – Господи, это ведь я такой эгоист! Видишь жадного – Господи, помилуй, это я сам – такой жадный! Старец учил самоукорению, и такие его простые слова глубоко западали в душу, потому что шли они не от ума, а от личного опыта. Приправленные солью благодати, слова схиархимандрита Захарии были как слова власть имеющего. Пользу можно и от блаженного получить, и от любого человека, если жить внимательно, если вести жизнь духовную.

http://pravoslavie.ru/64789.html

Вот и сегодня собирался инок закатать несколько банок на зиму. Горела лампадка перед иконами, на кухне и в трапезной было пусто, чисто и уютно. Отец Валериан не спеша, с молитвой, чистил лук и чеснок, помытые огурцы ждали своего часа, когда зазвонил старый телефон, стоящий на холодильнике. Игумен Савватий пробасил: — Отец Валериан, ты как раз в трапезной, такое дело, нужно картошку на зиму пожарить. День-то сегодня постный. Ты прямо сейчас пожарь. И трубку положил. Отец Валериан задумался. Огурцы на зиму солил, помидоры на зиму закатывал. Картошку на зиму не жарил… И при чём тут постный день? Призадумался инок крепко. В трапезную забежал послушник Дионисий, протянул шланг, собрался воду качать в большой бак из колодца. Спросить или не спросить? У послушника спрашивать — годится ли иноку? Отец Валериан смирился и, смущаясь, спросил: — Брат Дионисий, на зиму картошку нужно пожарить. Ты никогда не жарил? Как-то по-особенному нужно, наверное, жарить? — Назиму? Да, я слышал, что приехал сегодня в гости Назим Иванович, наш старый благодетель, помнишь, помог нам с теплицей? А картошку… Отец Валериан, я не понял вопроса… Почему по-особенному? Отец Валериан облегчённо вздохнул: — Да так это я, брат Дионисий, просто вслух размышляю: картошку, дескать, надо Назиму Ивановичу пожарить… И отец Валериан стал бодро чистить картошку. Квасота! Пришло время покоса, и вся монастырская братия целую неделю трудится в поле. Покос далеко от монастыря, и игумен Савватий каждый день привозит обед и целую флягу душистого, ароматного, холодного монастырского кваса. Эх, хорош квасок! Выпьешь кружку — кажется, сил прибавилось. Неделя покоса заканчивается. Устала братия. На последний день полевых работ просят батюшку привезти «обычный обед». И вот приезжает игумен Савватий и привозит… окрошку на квасе и целую флягу кваса! Всё это тут же было радостно съедено, выпито и признано необыкновенно вкусным. Возвращаясь с покоса, братия ещё долго шутила: квасная (классная) погода, квасная трапеза, а отца Вассиана, самого большого почитателя монастырского напитка, звали не иначе, как отец Квассиан. Вот такая квасота! Отец Валериан, Петенька-здоровяк и умиление

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

И отец Валериан как бы невзначай по поводу Пети игумену Савватию говорил: — Батюшка, а я у одной писательницы читал, как старец новоначальным благословлял книжку про Винни Пуха. Ну, когда они исихастов из себя воображали. Может, Петру нашему такую книжку… — Это про какого такого Винни Пуха?! — Ну, батюшка, ну Винни Пух, который везде с Пятачком ходил… — Со свиньёй, что ли? Не, у нас в монастыре мы поросят не держим. Если я своим инокам про поросят книжки раздавать буду, кто навоз коровам уберёт? Кто лошадь накормит? Огород вскопает? Отец Валериан засмущался и подальше от игуменского гнева на послушание заторопился. А отец Савватий ему вслед ещё добавил: — Я вот вам устрою Винни Пуха! Я вам такого Пятачка покажу! А когда инок скрылся за поворотом, духовник тут же гневаться перестал, улыбнулся по-отечески. Улыбнулся да призадумался. И после этого разговора Петю на послушания одного как-то перестали отправлять. Всё больше с братьями постарше. А чаще всего с отцом Валерианом. И вот как-то отец Валериан с Петей поехали на монастырской лошадке Ягодке на источник за водой. Приехали на родник, который впадает в реку Усолку. Солёная речка Усолка заледенела только по краям, в середине же проточная вода синеет. Отец Валериан воду во фляги набирает, а Петя по берегу бегает, резвится, природой любуется. Отец Валериан молится потихоньку про себя, а Петя его отвлекает: — Отец Валериан, красота-то какая! в снегу, а снежок чистый, пушистый! — Угу… чистый… пушистый… — Отец Валериан, лёд на реке, эх, коньки бы! — Ага… коньки… — А вот у людей какая вера раньше была — по воде ходили! — Да… ходили… — А ято как крепко верю! Неужто по льду не пройду?! Благословите! — Угу… благословите… благословите… Что?! А Петя уже на лёд выскочил и поперёк реки шпарит. — Стой, куда?! И в этот момент Петя, уже успевший отбежать довольно далеко, провалился в водную стихию. Отец Валериан быстро сбросил тулуп, тяжёлые валенки, по-пластунски прополз к полынье и с большим трудом, пятясь ползком назад, выволок на лёд и отбуксировал к берегу перепуганного насмерть послушника.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

– А еще больше есть? Вот как у него? И в окно показывает. Отец Валериан выглянул: в это время мимо лавки шёл игумен Савватий с наперсным крестом. Только отдышался отец Валериан после этой дамы, заходит мужчина в кожаном пальто: – Дайте мне, пожалуйста, крест с усилением! – А что это такое? – растерялся отец Валериан. – Ну, понимаете, с усилением! Из объяснений не было понятно решительно ничего. Это не был ни крест с мощами, ни освященный, никакой другой. Инок задумался, а потом решительно показал на самый дорогой и внушительный крестик и твёрдо произнёс: – Вот, самый усиленный крест! Мужчина в кожаном пальто ушёл довольный, а отец Валериан расстроился. Только успокаиваться начал, а тут в дверях – опять дама с косынкой, и с порога: – Вы меня обсчитали! Сто рублей не сдали! Как не стыдно! Покраснел отец Валериан, извинился, протянул даме сто рублей. Стала она их в карман класть, а там та самая сотня, которой она недосчиталась. Извинилась дама, упорхнула. Опять расстроился отец Валериан. Да ещё мёрзнуть чего-то стал он в лавке. Вроде тепло, а когда на одном месте, то холодно. Чувствует: ноги совсем замёрзли на каменном полу. Встал, походил, включил обогреватель. Через пять минут выключил – душно в маленькой лавке. Выключил – опять холодно стало… Как тут только отец Вассиан трудится? У него ещё валенки такие старые, наверное, ноги мёрзнут… Целый день на одном месте… И не отойдёшь ведь… Только книгу про Афон достал – дверь открывается: в лавке появились новые паломники. Супружеская пара лет тридцати пяти. Жена сразу же церковные календари на 2013 год листать стала, а муж просто лениво вокруг смотрит. Вид у него такой скучающий, как будто на аркане его сюда привели. Жена тоненьким голоском просит: – Давай купим несколько календарей на будущий год, один – себе, остальные на подарок! А муж ей басом недовольным в ответ: – В этом году – конец света! Зачем эти календари вообще продают, да ещё и в церковной лавке! Отец Валериан решил вставить слово: – Дорогие братья и сестры! Конец света в этом году отменяется!

http://pravoslavie.ru/58332.html

Спустя десять лет почти всё, рассказанное блаженным, сбылось. Вот по этим всем причинам и смотрел отец Валериан с тревогой на рисунок Витальки. А на рисунке — туча грозовая, молния стрелами на весь лист раскатывается. Задумался отец келарь: братия в поле, не гроза ли надвигается? — Виталь, как думаешь, погода ясная долго простоит? Из раздражённого бормотания в ответ понять можно было только одно: Виталька сердится и к нему лучше не приставать. — Какой ты раздражительный стал, брат Виталий… И ответить толком не можешь… Настроение у инока понизилось. А тут с кухни — звон разбитой посуды. Заходит — Дионисий опять чашку разбил. Отец келарь вспылил: — Брат Дионисий, на тебя чашек не напасёшься! — Простите, отец Валериан! — Что простите, что простите! Ты с посудой просто поаккуратней! Я тебе что, фабрика посудная, что ли?! Отец Валериан, ещё не остыв, вышел из трапезной. Прямо у двери стоял высокий хмурый мужчина и строго смотрел на выходившего: — Дайте, пожалуйста, веник! — Какой веник, зачем, простите?—растерялся отец Валериан. — Ну, вот же на двери — объявление: «При входе обметайте ноги веником». Где веник-то у вас?! — Для зимы это объявление, для зимы! Для снежной зимы! — рассердился инок. — Так зимой и вешайте! — Зимой и повесил! — отец Валериан стал срывать своё же объявление, но листок не поддавался. Пришлось срывать по частям, ловить разлетевшиеся от ветра клочки… До чего народ непонятливый пошёл! Просто занудный какой-то народ! Паломник засмущался, тихонько в дверь проскользнул. Только инок отправился в келью передохнуть минутку перед тем, как в храм идти, в очередь Псалтирь читать — навстречу послушник Тимофей: — Отец Валериан, коровы опять убежали! Помогите, а то отец благочинный… Ну вы же знаете… Нужно вам сказать, что коровы в монастыре были непростые, а с характером. Старенький схимонах, отец Феодор, называл их нравными. А иногда ворчал: — Я в детстве коров пас, но таких коров, как у нас в монастыре, никогда не видел. Все коровы как коровы, а у нас они какие-то спортивные… Всё бы им убежать куда-то от пастухов. Только отвернёшься, а они —уже побежали… Так и бегают, так и бегают… Спортсменки какие-то, а не коровы!

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

И вот вместо Афона – такой удар… Совершенно неожиданно причем. Случайность. Мгновенное совпадение неподходящих места и времени – он оказался в неподходящий момент в неподходящем месте. Превратности судьбы. Что теперь будет с ним, с отцом Валерианом?! Кошмар, кошмар! Как в байке: всадник жалуется коню: – Знал бы, где упасть, – соломки бы подстелил. Конь согласно кивает: – Иг-ага! Заодно бы и поели… Дорога совсем некстати стала расплываться в глазах – то ли от пота, текущего ручьем, то ли от близости теплового удара. Пот, я вас уверяю, а не слезы. Еще не хватало заплакать такому здоровенному отцу! Покосился на схимника: не заметил ли? А тому всё нипочем – сидит бодрячком и подпевает диску с афонскими песнопениями: «Агни-и Парфе-ене Де-еспина!» Схимник вышел, поманил за собой в лес. Недоумевающий отец Валериан пошел за ним. Вдруг петь перестал и попросил остановиться. Отец Валериан притормозил на обочине. Схимник вышел, поманил за собой в лес. Недоумевающий отец Валериан закрыл машину и, тяжело дыша, пошел за спутником. Оказалось, в лесу – тропинка. Пошли по тропинке. Изумрудная зелень листвы дарила вожделенную прохладу, а отец Феодор явно знал, куда направляется. Шли недолго, и тропинка враз кончилась: источник! Длинная скамейка, поросшая мхом, старая кружка на проволоке. Вода прозрачная, хрустальная, и листочек, как кораблик, плавает. Отец Феодор хмыкнул: – Ну что, отче, давай почерпну и тебе и твоим верблюдам! Пей немного и маленькими глотками, а то горло захватит. Присядем… Отец Валериан удивился: отец Феодор никогда раньше не шутил. Видимо, отъезд из монастыря, случившийся для схимника впервые за многие годы, так подействовал на него. От сладкой ледяной воды заныли зубы. Отец Валериан умылся, полил из кружки на голову, присел рядом с отцом Феодором на старую, но крепкую скамейку. В полумраке деревьев прохладно, сквозь ажурную листву чуть синело небо – казалось, они попали в другой мир, куда жара не смела тянуть свои хищные знойные лапы. Отец Феодор не спеша достал из пакета хлеб, помидоры, сыр:

http://pravoslavie.ru/72109.html

– Это propheia не ex eventu, – поверьте слову, – за много лет. Помню еще глубоко памятный вечер. Работящие мыслящие головы отдыхали вечером же в какой–то праздничный день. Сидело трое почти сверстников, один теперь именитый человек. У него и сидели. Кто мог предугадать тогда, как и чем кончат эти три человека? Судьбы Божии неисповедимы. Испили по–братски не только чаю, но и вина для одушевления беседы и действительно в высшей степени радушно болтали. Господствовал в разговоре, конечно, Валериан и в этот только раз я и видел его истинно увлекательным; часто беседовать с ним не приходилось. В ударе он стал вспоминать свою раннюю юность, еще лет с 15, еще на родине в Тверской губернии. Передать содержание его откровенности непозволительно. Но сущность была в том, что красоту и много обещающую увлекательность его юности другой пол заметил очень рано и вышло так, что неудобная по общественному положению привязанность дала ему печальное самоотверженное завещание: «иди же по крайней мере в монахи». Послушался, пошел и погиб... Подумалось тогда же, что Немезида погонится. Я знаю не один опыт, что вступление в монашество из–за несчастной любви, или неудачного сватовства оканчивалось более или менее печальным исходом. Так вышло и с Валерианом. Затем мы разошлись по разным житейским дорогам. Затем я слышал, как один многоопытный Иерарх, Платон, тогда архиепископ Рижский, возвратившись из Петербурга, где видел Валериана, выражался о нем с похвалой, но как–будто и с печальным предчувствием: «Ах, Валериан! Молодец, красавец, загляденье, чисто русская красота, кровь с молоком. Ах, Валериан»! Случайно, в проезд чрез Петербург, я видел, как юный монах Валериан проспал утреню во вторник первой недели Великого поста, что в наше недавно–прошедшее время было немыслимо. Слышал, будто отец Валериан на каком–то публичном обеде имел совершенно неуместный спор с знаменитым для всякого и особенно для того времени графом Иаковом Ивановичем Ростовцевым. Толковали об этом в Петербурге; а это много и почти всегда вредно, когда толкуют в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Протоиерей Валериан Кречетов: Добрых людей стало больше Один мой давний знакомый, очень серьезный, хотя в те годы и нецерковный человек, рассказал мне потрясающую историю. Ехал он на эскалаторе, и впереди кто-то упал, следующий, подъехав, упал за ним. Мой знакомый торопился и, вместо того, чтобы помочь беднягам подняться, будучи человеком сильным и спортивным, просто перепрыгнул через них и побежал дальше… 14 декабря, 2012 Один мой давний знакомый, очень серьезный, хотя в те годы и нецерковный человек, рассказал мне потрясающую историю. Ехал он на эскалаторе, и впереди кто-то упал, следующий, подъехав, упал за ним. Мой знакомый торопился и, вместо того, чтобы помочь беднягам подняться, будучи человеком сильным и спортивным, просто перепрыгнул через них и побежал дальше… Акулово — вот уже больше сорока лет это неблизкое село — место, где служит отец Валериан. В простом облачении он исповедует, беседует, крестит, венчает, одних утешит, другим ответит строго. Протоиерей Валериан Кречетов родился в 1937 году. Отец — репрессированный бухгалтер, впоследствии священник Михаил Кречетов, прошел через лагеря в г. Кеми и на Соловках. Валериан Кречетов окончил Московский лесотехнический институт, работал на Урале. Поступил в московскую семинарию. Рукоположен 12 января 1969-го, в 1973 году окончил Московскую Духовную академию. 13 декабря 2012 года отцу Валериану вручена международная общественная награда Андрея Первозванного «Вера и верность». Премия присуждается за заслуги в укреплении российской государственности, межславянского согласия, союза государств, дружественных России, и в возрождении духовности. Протоиерей Валериан Кречетов. Автор фото: Izh, photosight.ru Одиночество Святыми отцами предсказано, что в последние времена верующие будут жить, как в пустыне. Но если пустынники первых веков за десятки километров чувствовали душу другого человека и шли к нему, чтобы встретиться, то сейчас происходит обратное. Окружающие и даже родственники часто не понимают верующего. Это не такое уж обязательное условие, но встречается очень часто. Сколько людей, столько путей

http://pravmir.ru/otec-valerian-krecheto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010