Легко представить, как обрадовало всех христиан появление таких благосклонных к ним указов после жестокого гонения Валериана. Но находившийся в ссылке епископ Александрийской церкви и его паства более года не могли еще воспользоваться благодетельными для христиан распоряжениями Галлиена. После взятия Валериана в плен восточные провинции некоторое время находились под властью Макриана, провозгласившего себя императором в Египте. 864 Хотя все внимание Макриана поглощено было борьбой с императорскими войсками и другими претендентами на императорский престол, появлявшимися в различных захваченных им провинциях, однако трудно думать, чтобы распоряжения Галлиена исполнялись в провинциях, признавших власть Макриана. Еще менее вероятно, чтобы Макриан, злейший враг христиан, восстановивший против них самого Валериана, прекратил или ослабил гонение на Востоке, пока верховная власть находилась в его руках. Правда, сам Макриан недолго оставался в Египте и вместе с одним из своих сыновей, по имени также Макрианом, отправился в Иллирию для борьбы с другим претендентом на императорский престол Авреолом, но на Востоке оставался другой сын Макриана, по имени Квиет, и Макриан имел полную возможность подтвердить через него строгие распоряжения Валериана относительно христиан. Впрочем, сыновья Макриана не нуждались и в побуждениях со стороны отца, чтобы поддержать или даже усилить гонение на христиан. Сами они не менее отца своего проникнуты были ненавистью к христианам, и св. Дионисий, говоря о том, что Макриан перенес на своих детей собственное нечестие и ненависть к Богу, 865 может быть, имеет в виду жестокое отношение к христианам упомянутого Квиета, оставленного Макрианом на Востоке. 866 Но скоро и сам Макриан, предавший, по словам св. Дионисия, одного из своих императоров и возмутившийся против другого, погиб со всем своим родом. Поход его против Авреола кончился неудачей: потерпев поражение, Макриан вместе с сыном своим Макрианом был убит войсками Авреола. Второй сын Макриана Квиет ненадолго пережил своего отца. Как только распространилось на Востоке известие о гибели Макриана, многие из городов, признававших его власть, возмутились против Квиета. Последний заперся вместе со своими сторонниками в Эмессе, но когда один из полководцев, поддерживавших Галлиена на Востоке, осадил этот город, Квиет был убит своими сторонниками, и восточные провинции перешли под власть Галлиена. Вместе с другими городами Александрия также оказалась под властью римского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

Фото: Ольга Кононенко «За слащаво-елейные открыточки — в бан!» Игумен Валериан (Головченко) — о праздновании Масленицы Хочешь поздравить человека — позвони, встреться, пообщайся 28 февраля, 2022 Хочешь поздравить человека — позвони, встреться, пообщайся Фото: Ольга Кононенко Как православному человеку пережить масленичную неделю без раздражения, осуждения и других духовных рисков? Отвечает игумен Валериан (Головченко), настоятель храма Новомучеников и исповедников русских на Лукьяновском кладбище Киева. — Отец Валериан, наступает Масленица. Одни считают ее абсолютно языческой традицией, другие — частью традиции христианской. И, если вдуматься, правы те и другие. Но как правильно относиться к этой традиции, чтобы извлечь духовную пользу? — Каждый человек благочестив в меру своего духовного возраста и того, насколько глубоко он воспринимает евангельского Христа и Евангелие. Без этого Масленицу можно превратить просто в набор каких-то традиций, в какой-то праздник, не имеющий никакого отношения к вере и духовности. Люди входят в пост постепенно. И сырная неделя или Масленица — это когда мы закончили есть мясо и еще неделю едим всякие там блины и молочные продукты. А потом, попросив друг у друга прощения, входим в Великий пост. Но не так, что целую неделю мы занимались не пойми чем, а в последнее воскресенье перед постом решили сожрать все молочное, сыры и блины, а остатки уже не знаем кому отдать. Христианство, православие — это не о том, чтобы что-то есть или чего-то не есть. Это о Христе. Для кого-то Масленица — языческий праздник, как был, так и остался, потому что это язычество — в самом человеке. А у кого-то это вызывает благочестивое желание сделать некую пирушку, перед тем как лечь в духовную больницу, откуда неизвестно еще — выйдет или не выйдет. Пирушку перед интенсивной терапией и реанимацией своей души — перед постом. Главное — не доводить до безумия. Это должно быть по-доброму, по-человечески, искренне. Если на Масленицу ты позовешь за свой стол абсолютно незнакомых тебе людей, это будет христианский поступок или языческий? Конечно, христианский. Вот о чем это! А не о том, чтобы водки нажраться, кулачные бои проводить и чучело какое-то сжигать.

http://pravmir.ru/za-slashhavo-elejnye-o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАЛЕРИАН [лат. Caesar Publius Licinius Valerianus Augustus] (190, Рим - после 260, Ктесифон, Персия), рим. имп. (сент. 253 - лето 260). Из знатной рим. семьи, в правление Деция занял восстановленную должность цензора, т. е. «блюстителя нравственности» (249-251). При имп. Требониане Галле (251-253) командовал легионами рейнсской армии. Весной 253 г., после гибели императора и его сына в борьбе с мятежным полководцем дунайской армии Эмилианом, В. возглавил поход рейнской армии против мятежника и разгромил его . В конце лета 253 г. В. вступил в Рим, став легитимным преемником Требониана Галла и Деция. Во время своего правления В. стремился преодолеть кризис, в котором оказалась империя в результате гражданских войн и ослабления обороны внешних границ. Ему удалось лишь частично добиться успеха. Балканские провинции опустошались вторгшимися готами и сарматами. В 253 г., когда основные силы рим. армии были связаны гражданской войной, персид. войска шаханшаха Шапура I совершили поход в Сирию, овладели Антиохией, разграбили ее и беспрепятственно ушли за Евфрат. После этой катастрофы В. вынужден был обратить внимание прежде всего на Восток. Оставив в Риме сына Галлиена, провозглашенного августом и соправителем, он расположил свою ставку в Самосате (Сирия). С 254 г. рим. войска вели безуспешную войну на вост. границе с персами. Уже в 256 г. они потеряли крупнейшую пограничную крепость Дура-Европос , хотя основные владения римлян в Сирии были защищены. На Западе постепенно рейнская и дунайская границы были вновь укреплены, положение стабилизировалось. Имп. Валериан, побежденный царем Шапуром I. Наскальный рельеф в Накш-и-Реджебе близ Персеполя. Кон. III в. Имп. Валериан, побежденный царем Шапуром I. Наскальный рельеф в Накш-и-Реджебе близ Персеполя. Кон. III в. В 260 г. Шапур I предпринял наступление на рим. владения, перейдя Евфрат, вторгшись в Сирию и осадив Карры и Эдессу. В., выступив со своим войском против персов, попытался вести с противником переговоры, но во время них был схвачен персами и пленен. Позднее в реляциях по случаю своего успеха персы сообщали о разгроме войск В. и о его пленении после битвы. В плену В. подвергался моральным унижениям со стороны победителей. Закованный в золотую цепь В. служил опорой при посадке Шапура I в седло. Он прожил недолго, после смерти набальзамированное и выкрашенное в красный цвет тело В. было выставлено напоказ в одном из зороастрийских храмов Ктесифона.

http://pravenc.ru/text/153971.html

– Человек простой, говорю стихами, – и тут же добавил: – Если не мы, то кто же? На этом разговор естественно кончился – там было много людей, желавших пообщаться с молодым священником. Думаю, отец Валериан давно забыл этот маленький эпизод, ну а для меня он остался как незабываемый штрих собственного пути. Вообще эта как бы полушутливая, но яркая формулировка, заимствованная у определенного круга людей долга и мужества, осталась для меня как некое напоминание о собственной ответственности при решении вопросов, требовавших твердости, и иногда я невольно вспоминал этот наш мимолетный, но по сути очень серьезный разговор у Щелкачевых. В дальнейшем мы общались не часто. Временами я посещал храм в Акулове и даже приводил туда, к отцу Валериану, своих знакомых, нуждавшихся в пастырском попечении. Тогда я еще не был священником, но мне было интересно наблюдать, как отец Валериан беседует с кающимися. Он был (как и сейчас) всегда очень внимателен, нетороплив и участлив с ними. Покровскии храм в Акулове И так случилось, что после моего рукоположения я неоднократно служил в Покровском храме Акулова у отца Валериана, который охотно меня принял с самым теплым расположением. С благодарностью вспоминаю это время. У отца Валериана я многому научился. В подмосковном храме было спокойно, я был всем очень доволен. Благодарю отца Валериана за доброе отношение, добрые советы, принесшие мне большую пользу. Служил с ним и позднее, но такая возможность бывает редко по условиям нашей жизни. У отца Валериана всегда были очень хорошие, яркие проповеди. Многие из них изданы – читать их легко и назидательно. Отец Валериан не только как пастырь, но и просто как человек общения – замечателен. Дай Бог ему здоровья еще на многая и благая лета! Как мы служили Всенощную на небесах О. Валериан Кречетов, о. Максим Миняило и р.Б. Рафаил (справа) в монастыре Царственных страстотерпцев на Ганиной яме Протоиерей Максим Миняйло , старший священник Храма-памятника на крови, Екатеринбург: – Приезд отца Валериана к нам в Екатеринбург – это всегда время особого сосредоточения. Мы заранее готовимся: батюшка нас обязательно духовно наставит.

http://pravoslavie.ru/118575.html

Случается, что в храм обращаются родственники солдат, которые не смогли документально установить, где погиб их близкий, но знают, что воевал он именно здесь. И тогда отец Валериан ищет имя героя в своих поминальных списках и, как правило, находит. В противном случае к поиску подключается Александр Осипов. Бывает, что священнику задают и «сакральный» вопрос: «Как же можно молиться за солдат, среди которых было немало комсомольцев и коммунистов?». «Я успел застать многих из ветеранов. Они вспоминали, как бабушки приводили их детьми в храм, как они там исповедовались и причащались, — отвечает отец Валериан. — И признавались, что для них даже вопроса не было — идти в бой или нет, “погибну я или не погибну”. Они это делали с осознанием, что необходимо спасти тех, кого еще можно спасти в умирающем от голода Ленинграде. И шли под шквальным огнем на врага, может быть, не осознанно, а интуитивно ощущая в своем сердце Христову жертвенность, благодаря которой и была одержана Победа». В 2012 году по просьбе ветеранов Фонд увековечения памяти погибших при защите Отечества «Помним, Гордимся, Чтим» (Санкт-Петербург) начал поисковую работу на правом берегу Невы в районе Невской Дубровки. В поисковых мероприятиях участвовали отряды со всей страны. Некоторые приехали со своими детьми, школьниками старших классов. Отец Валериан воспользовался этой возможностью, чтобы побеседовать с ребятами на духовные темы. И одна девушка вдруг спросила его: «Батюшка, а вы сами-то пробовали в раскопках участвовать?». — «Нет, но хотелось бы», — ответил отец Валериан. И понял, что теперь просто обязан принять в них участие. Прежде он никогда не видел раскопа (раскрытая могила с останками), и то, что оказалось в могиле, в которой находились останки 370 бойцов, стало для него шоком. «Это, простите, было настоящее месиво из костей, частей плоти (раскопки шли в болотистой почве), уцелевших кусков обмундирования, — вспоминает священник. — И я сразу сам себе ответил на два вопроса: надо ли вскрывать такие могилы и перезахоранивать бойцов, и зачем это надо?

http://e-vestnik.ru/reports/nevskiy_pyat...

— Что происходит на свете?—А просто зима,—сам себя спросил и сам же ответил отец Валериан. Пел он довольно фальшиво и на клирос его никогда не ставили. — Что же за всем этим будет? — А будет январь. — Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю, этот, с картинками вьюги, старинный букварь. Дорога впереди и позади быстро становилась белой и неразличимой—вне времени и пространства, а в душе росла неясная тревога. Она появилась ещё утром, но была совсем крошечной, легко пряталась — стоило блеснуть яркому солнечному лучу по прекрасным белоснежным сугробам, стоило вдохнуть свежайший, чуть сладкий морозный воздух и радостно повторить: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит! Да, сначала всё было спокойно и обычно: рано утром отец Валериан зашёл к игумену Савватию и взял благословение на заранее запланированную поездку в областной центр — ему, как келарю монастыря, нужно было купить продукты к Рождеству да кое-какие подарки для братии. Окна монастырских келий ещё только загорались жёлтыми огоньками, в храме и трапезной растапливали печи, готовясь к утренней службе и трапезе. Отец Валериан зашёл в тёплую и светлую трапезную, где дежурные сноровисто чистили картошку, быстро закрыл за собой дверь, так что клубы морозного воздуха лишь воровато лизнули порог, поставил чайник, достал из холодильника пару пирожков с капустой, оставшихся от вчерашней трапезы: дорога дальняя, нужно выпить горячего чаю. Чайник закипел быстро и бодро — сейчас я тебя, отче, попотчую, согрею душу, пирожки зашипели на сковородке золотистыми боками, запахли вкусно, перебивая запах берёзовых дров. Отец Валериан помолился, присел в пустом зале: тихо, уютно, тепло. И вот тут-то дверь трапезной распахнулась широко, и клубы морозного дыма завихрились по-хозяйски, занося в тепло целые снежные пригоршни. — Виталька, закрывай двери — холодно! Виталька зашёл наконец, дверь прикрыл, подошёл к отцу Валериану и тревожно забормотал что-то. Был Виталька сильно глуховат и говорил тоже плохо, но в обители к его бормотанью всегда прислушивались: слишком часто сбывались его слова, иногда по первому впечатлению и совсем нелепые.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

составление и перевод А.А. Бурова Святые Вит, Модест и Кресценция, мученики († прибл. 303, память) Святой Вит, иногда называемый Ги, был ребенком из дворянской семьи. Он имел счастье быть просвещенным в вере благодаря своей кормилице Кресценции (Crescentia) и своему наставнику Модесту (Modestus). Его отец не знал о его крещении. Мальчик получил дар чудотворения. Когда ему еще не было двенадцати лет, Валериан прибыл в Сицилию, чтобы представлять Диоклетиана (Diocletian), и быть скорее преследователем христиан, нежели губернатором острова. Вит был представлен ему как один из них, и Валериан, послал за его отцом, попросив его использовать отеческую власть, чтобы вернуть сына в строй и заставить его исповедовать «религию империи». Хилас (Hylas) обещал так и сделать. Увидев, что Вита не растрогали ни его слезы, ни объятия, ни предупреждения о том, что он потеряет, если не согласится с пожеланиями императора, ни всевозможные убеждения о тех печалях, которые причинит ему его сын, продолжая обожать человека, умершего на позорном кресте, Хилас представил Витуса перед Валерианом. Губернатор также не мог изменить мнение этого ребенка. Когда Валериан спросил его, почему он сопротивляется желанию его отца и не подчиняется законам императора, Витус ответил: «Я не повинуюсь императору и моему отцу только для того, чтобы повиноваться Богу, моему верховному Владыке и Отцу всего сущего». Он сказал, что не боится наказания или смерти и что скорее с удовольствием вынесет все это, нежели поклонится демонам, заклятым врагам людей. Валериан приказал его покарать, но оружие палачей стало мягким, и даже рука Валериана, которую он поднял, чтобы дать команду, обмякла. Они обвинили Вита в чародействе, но святой Витус исцелил их, показав им, что Иисус Христос кроток и что Его истинные ученики не имеют ничего кроме любви ко всем своим врагам. Хилас, разъяренный отказом сына своего сына уступить всем усилиям, направленным на то, чтобы изменить его, решил казнить сына. Но Модест, наставляемый ангелом, бежал с ним и с Кресценцией в Италию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вскоре у меня случилась житейская драма, мой привычный мир рушился на куски, а слова псалма «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей…» стали моим дыханием. И в это время отец Валериан свои зорким взглядом буквально «вылавливал» меня из толпы прихожан, а после службы или сам пробирался ко мне, или издалека пронзительным голосом требовал «остаться на месте», чтоб подождать его после беседы с другими. – Ну что, Марина, рассказывайте! – требовал он, вперяя в меня свой пронзительный взгляд. И я рассказывала, а он точными и вовремя сказанными фразами отсекал все лишнее и, поняв суть, пытался объяснить эту суть и мне самой. Не всегда это было просто, но отец Валериан был очень упорен и пока не решал, что я все уяснила, общение не прекращал. – Ну все, Марина, помощи Божией! – так он давал понять, что разговор окончен, и ему опять надо куда-то бежать. – Бог в помощь! Вы же христианка! Молитесь, все управит Господь! – И Вы молитесь обо мне, отец Валериан! – просила я. – Да молюсь я, молюсь… – вздыхал он. И тут же вскакивал, ободряюще улыбнувшись мне, благословлял широким крестом и убегал по своим нескончаемым делам. По Милости Божией и, конечно, по молитвам отца Валериана отношения в моей семье, которые и явились причиной моей скорби, наладились буквально чудом, более того, Господь послал нам великую милость – мою долгожданную беременность. Я долго не была в храме по причине недомогания, и вот наконец собралась туда. Хорошо, что я взяла с собой зонт и оделась тепло, – была осень, и погода вдруг резко поменялась: полил проливной дождь и задул порывистый ветер. Но возвращаться домой было поздно, автобус подъехал к остановке, я вышла и перешла дорогу. Я шла по направлению к храму, осторожно перешагивая через лужи. Лил сильный дождь, от косых струй не очень надежно защищал зонт, вырываемый из рук порывами ветра. Я наклонила его перед собой как щит и чуть прибавила шагу, по-прежнему осторожничая, – берегла свою пятимесячную беременность. Внезапно я услышала звуки хлюпающей воды и выглянула из-под зонта. По дороге, ведущей от храма к воротам, где обычно парковались машины, буквально бегом бежал отец Валериан. Он был вовсе без каких-либо атрибутов защиты от непогоды, в одной только рясе, и похоже уже успел вымокнуть насквозь...

http://pravoslavie.ru/97951.html

Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна.  Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна. На подступах к Церкви человека одолевают сомнения: а тот ли это путь, почему верующие и священники не являют собою идеал человека, и т.д. Преодолев первый эшелон препятствий и войдя в Церковную жизнь,  перед неофитом возникают новые проблемы: почему я не меняюсь в лучшую сторону, почему приходят периоды ослабления в вере,  нормально ли то, что прежнее окружение вдруг стало чужим? Иногда эти сомнения кажутся неразрешимыми, и тогда душа человеческая сходит с прямой дороги к своему Творцу и идет дальше по жизни тернистым и окольным путем. Но как сказал один из старейших духовников Московской епархии отец Валериан Кречетов, «набор сомнений, которые вводят людей в искушение, не так велик». Мы попросили отца Валериана разрешить некоторые из таких сомнений. Отец Валериан решил стать священником еще в детстве, в школе он отказался вступить в пионеры и в комсомольцы, несмотря на все последовавшие за этим неприятности. Вернувшийся с войны и ставший священником отец, который в свое время прошел и Соловецкие лагеря, говорил ему: «Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме». Потому закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, — ведь в тюрьме на лесоразработки посылали в те времена. Но к счастью эта участь миновала о.Валериана. Он женился, стал отцом семерых детей (а сейчас уже дедушка 27 внуков) и с 1970 года служит в Покровском храме с. Акулово в Подмосковье. Он воспитал много священников, монахов и монахинь. Известный всей православной России старец о. Николай Гурьянов в последние годы принимал Причастие из рук о. Валериана и батюшка каждую неделю ездил к старцу из Москвы на остров Залита.  

http://pravmir.ru/protoierej-valerian-kr...

Долго стоял. Потом развернулся и ушел. Вот тебе, сынок, и мгновение! Если бы не успел я войти в военкомат – по-другому бы судьба сложилась… Только прошлое не имеет сослагательного наклонения… А ты говоришь… Не переживай, надолго ты в этом городском монастыре не задержишься. Месяца два-три от силы – и к нам вернешься. И Афон от тебя никуда не уйдет. – Как три месяца? Почему три? Как вы это знаете? Предполагаете так, да? Отец Феодор только улыбнулся. Тяжело поднялся со скамейки: – Пора, отец Валериан. Внезапная догадка пронзила инока: – Отец Феодор, дочь вашего фронтового товарища – это ведь на самом деле – ваша Кнопочка?! Старый схимник отвернулся и медленно пошел по тропинке. В городском монастыре потрудился отец Валериан два с половиной месяца и вернулся к родной братии. Он стал особенно нежно относиться к старому ворчливому схимонаху, отцу Феодору, а отчего – никто не знает. А сейчас отец Валериан находится в отпуске – на Афоне. Рейтинг: 10 Голосов: 167 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Р.Б.Лариса 11 октября 2018, 04:58 Спаси Господь. Спасибо за такие рассказы,как родниковой воды напиться!Всё правильно в них.,,Чистые сердцем да узрят,,.Храни Господь Вас и Ваших сродников. Наталия 1 сентября 2014, 21:14 Огромное спасибо за Ваши рассказы, Ольга!Храни Вас Господи! Валентина 21 июля 2014, 22:48 Спасибо, Оля! Прочитала с умилением. Обратила внимание на слова Промысл Божий – он непостижим… Поймешь, когда испытания и скорби закончатся, – тогда всё поймешь и Господу спасибо скажешь. За каждую скорбь в ножки поклонишься… А пока вооружись терпением и совесть храни. Не случайно обратила. У меня мама вот уж 2,5 ода неподвижно лежит, а я ухаживаю за ней. В начале было тяжело моралъно. Теперъ принимаю как данное свыше. Но истину промысла не постигла... пока Людмила 11 июля 2014, 20:46 Спасибо, Ольга! Так от уныния помогло! На все Его воля! Рита 11 июля 2014, 16:50 Ольга, очень люблю ваши рассказы....настолько все поучительно....только в последнее время рассказы такие грустные стали, раньше просто от них светло и тепло было, а теперь и грусть какая-то щемящая остается.. Спасибо большое, пишите еще!

http://pravoslavie.ru/72109.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010