3. Готовить детей к причастию иначе, чем взрослых. Зачем им читать молитвы, в которых речь идет о блуде, о прелюбодеянии и так далее? Лично я очень многим рекомендую читать перед причастием, например, 6-ю главу Евангелия от Иоанна, где Христос говорит о хлебе Небесном: «Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:48–51). Или – прочитать о Тайной вечери. Мне кажется, это поможет подготовиться ребенку к причастию. 4. Внимательно относиться к детской исповеди. И у священников, и у родителей есть соблазн воспринимать детские грехи несерьезно. И вроде как исповедь тоже такая понарошечная. На самом деле – это важно, большие грехи начинаются с малых. Потому надо пытаться в детях вызвать покаяние, переживание. Если это маленький крокодильчик, то потом будет большой крокодил, который откусит тебе голову. Когда ребенок подходит и говорит: «Я маму, папу не слушаюсь, котят своих обижал, слова нехорошие говорил» – это очень серьезная исповедь. И чтобы покаяние не было формальным, оно не должно быть частым. Фото: Валентина Чакир/kalach-eparx.ru 5. Создать детям среду. У нас приходские подростки, молодежь сдружились потому, что родители с детства водят их в один храм, на занятия в воскресную школу ходят, они вместе ездят на какие-то мероприятия, катаются на велосипедах. При этом главное не воспринимать новых тинейджеров как чужаков. Тут надо взрослым, педагогам, священникам смотреть, чтобы эти приходские компании не были закрыты для тех ребятишек, которые только приходят в Церковь. Приходской опыт Среда, в которой благодаря сверстникам и интересным занятиям детям комфортно – важна. Почему мы такую атмосферу должны создавать только для бабушек и дедушек? Должны быть какие-то классы, комнаты, в которых дети занимаются и отдыхают. У кого-то есть возможность построить полноценную воскресную школу, где можно заниматься, чем хочешь – занятий на разные вкусы и способности предостаточно. У нас этих помещений, например, не так много – всего три класса. Но занятия проходят – отдельно для младших и подростков.

http://pravmir.ru/doroga-v-hram-kogda-de...

Богооткровенная религия существенно исторична, она говорит о величии человека в изначальном Божественном замысле о нем, о его предназначении к обожению, она говорит о любви Бога к человеку и о богодарованной свободе человека, предполагающей высшую ответственность человека перед Богом. В отличие от язычества (и неоязычества), для которого человек – только часть природного космоса и объект воздействия сверхчеловеческих сил, для христианства человек есть средоточие видимого и невидимого мира, не только любимое творение Божие, но и соработник Божий. Отсюда – основополагающий историзм христианского миропонимания. Мир движется в истории – от творения и грехопадения до Боговоплощения и от восстановления человечества во Христе до эсхатологического завершения. Христианский историзм есть теологический персонализм: он описывает драматические взаимоотношения любящего Творца человеков с Его творениями, которые отвечают на любовь Его или ответною любовью, трудясь в исполнении воли Его, или же противлением. Вся история от Адама до Рождества Христова есть промыслительная подготовка человечества к Боговоплощению, где, как и всегда в истории, действуют и Бог, и человек. Боговоплощение, центральное событие человеческой истории, совершается тогда, когда Ветхозаветная Церковь возращает и воспитывает в своих недрах Пресвятую Богородицу, Которая, исправляя преслушание Евы, в послушании приняла волю Божию. Ангел, благовествуя Благодатной о рождении Сына, выражает весть в форме мессианского пророчества, внятного ветхозаветному сознанию: «Даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). И Сама Приснодева воспевает спасение мира в подобных же мессианистических выражениях: «Милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем» ( Лк.1:50–53 ). Здесь имеется в виду созидаемое домостроительством Божиим Царство не от мира сего ( Ин.18:36 ), Царство, ему же не будет конца, исповедуемое в Символе веры , эсхатологическое Царство, которое нельзя полностью отождествить ни с какой земной реальностью, даже с Церковью , воинствующей на земле. Но это Царство входит в жизнь нашего, здешнего, нынешнего мира, ибо прославленному Сыну Человеческому «дана всякая власть на небе и на земле» ( Мф.28:18 ). Царство Христово становится историческим фактором. И для полноты эсхатологического свершения имеет большое значение, насколько широко, насколько глубоко, насколько сильно и действенно войдет Царство Христово в жизнь мира сего, во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ), но призванного ко спасению ( Ин.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

«Покайтесь», – сказал Он, то есть переменитесь, измените совсем свои мысли, свои чувствования, свои желания, а главное, свои действия. Мы можем сознаться, что мысли наши вращаются только вокруг нас самих, желания наши ограничиваются только нами самими, мы неправильно мыслим, неправильно желаем, неправильно чувствуем, и вот Господь обращается ко всем верующим и говорит: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Царствие Божие очень близко к нам и в то же время бесконечно далеко от нас. О Царствии Божием мы познаем только из глубочайших смыслов Священного Писания . Даже и неверующие, которые и Бога не почитают, и те не могут не признать, что приближается бо Царствие Божие, потому что и наши общественные учреждения стремятся к нему, работают для него, они стремятся утвердить правду и милость, чтобы не было несчастных, не было обиженных, не было озлобленных. Когда к Господу обратились с вопросом, где искать Царствие Божие, Он сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть». Из нас же, конечно, никто не осмелится сказать, что Царствие Божие внутри его. Но Господь Иисус Христос открыл людям, в ком из них может быть Царствие Божие. На горе собралось множество народа, и Господь поведал ему, что Царствие Божие принадлежит чистым, жаждущим правды, кротким, всем гонимым, всем оклеветанным. Итак, Царствие Божие – удел всех труждающихся, всех праведников, всех смиренных, всех страдальцев, всех тех, душа у которых так чиста, что в ней как в зеркале отражается малейший предмет, всех тех, которые живут не как хочется, а как Бог велит. И вот когда перед Господом собралось множество народа, – вот так, как и вы теперь собрались перед этой святой кафедрой, – то Он стал призывать их к покаянию, приближися бо Царствие Божие. И для тех близко оно, кто постоянно трудится, кто не стремится к почестям, не стремится к отличиям, кто живет не для себя, а живет для других. Итак, братья мои, стремитесь, главное, к тому, чтобы Царствие Божие было внутри вас, в глубине вашей души. И кто хочет, чтобы в нем был мир, благодать, радость, а также чтобы и между ближними его господствовал мир, дружба, любовь, тот должен покаяться, то есть совсем измениться; а главное, он должен искать утешения в Господе своем Спасителе, Который всегда готов помочь кающемуся; он должен помнить, что и Сам Господь сказал: «Где грех, там и благодать», а также: «Где два или три собрани во Имя Мое, там и Я посреди их».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

А пожалеть себя порой так хочется!.. В одном московском монастыре в конце 80-х годов минувшего века на послушании в трапезной состоялся такой разговор между пожилой уже женщиной и юной девушкой: — Катя, ты знаешь, я как приду в храм,— так плачу, так плачу все время… — Почему же вы плачете, Мария Ивановна? — Себя жалко!.. Прямо, честно и искренне. «Не о своих грехах плачу, а о чужих». Но пока мы не начнем плакать о своих поступках, все, что мы делаем в храме, останется одной только формой без содержания. Валентина Максимовна, прихожанка нашего храма, очень больная женщина, давно привыкшая к мысли о смерти, поспешила в храм, как только в очередной раз выписалась из больницы. До этого она не исповедовалась уже полгода или даже больше. «Я пришла к вам за утешением, за теплым словом, которого давно не слышала…» («Я не к Богу пришла, не на исповедь, — я пришла к вам, чтобы вы меня пожалели… ») Это было во время исповеди. Но сама исповедь не состоялась. Ни одного слова о своих грехах она не сказала. Но потом-то, когда жизнь закончится и придет время давать ответ за свои нераскаянные грехи, что мы будем делать? Где будем искать утешения? Не ищите удовольствия от самого процесса исповеди Не для того Господь нам дал возможность покаяться, чтобы мы искали услаждения в этом. Апостол Павел пишет Тимофею: Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 1 — 2). Во время и не во время — то есть не только тогда, когда это слово будут слушать с радостью, но и когда его вообще не захотят слушать. И нигде не видно, чтобы апостол побуждал Тимофея ублажать свою паству. «Опечаливай до времени недугующего,— пишет преподобный Иоанн Лествичник в своем «Слове к пастырю», — чтобы не закоснел в своем недуге или не умер от проклятого молчания. Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания, доколе не ударились о И в другом месте еще строже: «Да мещет пастырь, как камнем, грозным словом на тех овец, которые по лености или по чревоугодию отстают от стада; ибо и это признак доброго

http://pravmir.ru/chtoby-s-nami-byl-bog-...

3 . Многие, за каждое свое дело, за каждый подвиг ждут награды или похвалы от людей. Иногда человек протянет руку помощи бедному, даст в пользу доброго учреждения сотую часть от своего имения, хотя бы оно нажито было мздой неправедной, а иногда просто передаст бедным, нуждающимся только порученное ему... и требует за это похвалы, – да еще какой! Публичной, написанной, чтобы все знали об его деснице милостивой, чтобы прославляли его добродушие и стар и млад, чтобы память о нем сохранилась в книгах на все времена. Если бы можно было, чтобы хвалили его не только словесные, но и бессловесные... О, как такие христиане далеки от учения Иисуса Христа и от учения св. апостола Павла! Апостол Павел всю свою награду и похвалу полагал в том, чтобы оставаться без награды и похвалы. «За что же мне награда? – говорил он коринфским друзьям о Христе, – Это необходимая обязанность моя... я исполняю только вверенное мне служение» ( 1Кор. 9:16–18 ). 4 . Многие и многие желают, чтобы умер или, по крайней мере, был наказан презрением и позором тот, кто не видит в их деятельности христианского достоинства. Если послушать их мнение о самих себе, то всегда они являются во свете, которого не понимают люди тьмы. Однако их язык – язык осужденного Иисусом Христом человека, говорившего Богу: «Я не таков, как те, я пощусь два раза в неделю и никому не должен, я взаймы даю, я нищим даю» и т.д. (см. Лк. 18:11, 12 ). Так они говорят по своему тщеславному разумению, ну и пусть говорят. Назидательно же для нас не их слово, а слово ап. Павла. Фарисействующие желают погибели человеку, унижающему их подвиги, а св. апостол говорит: «Пусть я умру, если кто уничтожит мою похвалу перед Богом; лучше мне умереть, нежели потерять благоволение перед Богом; лучше мне умереть, нежели потерять мою чуткую совесть» (см. 1Кор. 9:15 ). 5 . Многие между нами проживают весь свой век, не ища ни в себе, ни в других истинно духовных, человеческих качеств, украшающих христианина как сына Церкви, как последователя Иисуса Христа. Они не ищут духовного совершенствования потому, что они обросли, подобно камням, позабытым на сыром поле, мхом и сорными травами житейского расчета и тщеславия. Господь наш Иисус Христос, увидев окружавших Его фарисеев, старцев, книжников и не верующих ни во что, кроме себя, саддукеев, однажды сказал: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Совесть напоминает ему, что в нем самом не расцвело ни одного цветка любви христианской. Все, что в нем было – расчет и борьба животного за обладание удобной берлогой. Он учился, потому что его хвалили; он служил, потому что это было ему выгодно; он начальствовал с внешне внушительной строгостью, потому что был тщеславен. Похвала ему от земли. Земля вырастила, земля и взяла к себе, что произвела. Небу такой деятель ничего не уделил, разве только одно, что коптил его своим существованием. Ангелу-Хранителю своему он не уделил сердечной близости, потому что нуждался только в земных покровителях. Может ли быть дорога этому человеку похвала неба, которая так заботила душу св. апостола Павла? Впрочем, он и ее бы охотно взял, но она ему не дастся. Вместо похвалы он может услышать слово, записанное в книгу новозаветного Откровения Тайновидцем: «Так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то Я извергну тебя из уст Моих» ( Откр. 3:16 ). 2 . Многие, многие неусыпно стараются исполнить свои обязанности, чтобы заслужить известность, которую они соединяют с понятием чести. Некоторые даже вменяют для себя в честь быть одетыми к лицу, нарядится так, чтобы казаться моложе своих лет, говорить языком современного остроумия, проявить себя на каждом шагу нужными, отзывчивыми, – словом, взять именную известность на чем только можно. Но когда они, осыпанные похвалами людской слепоты, встретятся с приведенным выше словом ап. Павла, то их совесть затрепещет. Сам ап. Павел много проповедовал. Друзья несли ему из благодарных уст искреннюю похвалу. Но их похвал он не вменял себе; своею проповедью, вызывавшею восторг у слушателей, он не похвалы себе искал, а исполнял священную обязанность благовествовать истину. Он одинаково исполнял бы эту обязанность, если бы его не хвалили, а бранили. Он знал свойство человеческой похвалы и осуждения и говорил тем же друзьям своим во Христе: «если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую» ( 1Кор. 9:16 ). И вот он благовествует истину Христову в языческом собрании и среди единоверцев, на воде и на суше, при слугах убийцы Нерона и в присутствии христолюбивых мужей и жен, в тюрьме и на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Том Райт обращает внимание на то, что, таким образом, свидетельство о женщинах у пустого гроба являются более ранним, чем свидетельство апостола Павла, то есть заведомо существовало до 55–57 гг. н.э., когда, по мнению ученых, было написано Первое послание к Коринфянам. Другая сторона того, что Бог удостоил быть первыми свидетелями Воскресения именно женщин, состоит в том, что Бог посрамляет человеческую гордыню, избирая тех, на кого окружающие склонны смотреть с пренебрежением, как на людей второго сорта. Это напоминает слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1:26–29). Бог превозносит тех, кого люди склонны уничижать. Третье, что стоит отметить — это то, что женщины идут к Иисусу не в тот момент, когда Он в окружении восторженной толпы творит чудеса, не тогда, когда люди ожидают Его воцарения, а когда Он, как кажется, полностью и окончательно проиграл, когда Господь унижен, уничтожен, убит и погребен. Они хранят верность Господу в момент, когда Его поражение кажется несомненным. Именно поэтому они и узнают о Его Воскресении первыми. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина Батяева 30 апреля 2017, 06:04 СТАТЬЯ ИНТЕРЕСНАЯ ПОЧАЩЕ ПУБЛИКУЙТЕ ИХ НА СТРАНИЦАХ ---СПАСИ _БОГ ! .. Татьяна 6 мая 2014, 19:11 На волю Божию Всё надеялись, Любя Иисуса, Забыв себя, Идя ко гробу, С слезой немеренной, Они все верили, Свой крест неся. С любви ко Господу Огромной,пламенной, Поверив Ангелу, Ум вознеся, На свято место Три дня спустя Пришли ко камню, И там моля: " Иисус Христос, Спаситель душам, Помог усилить Любовь к Кресту Христос Воскресе! Тише, послушайте. Вот - благолепие И путь к Нему! " Елена 6 мая 2014, 13:55

http://pravoslavie.ru/70390.html

2 . С истинной верой нераздельно соединено Божие милосердие. Апостол Павел говорит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» ( Тит. 3:5–7 ). Упование на благодать Божию отгоняет от человека отчаяние и сомнение. Нет такого греха, который превышал или побеждал бы милосердие Божие. Но для того, чтобы возжечь в душе такое упование, для этого требуется не быть беспечным и нерадивым о своем спасении. Так, если мы испрашиваем у Господа радостей, но с тем вместе прогневляем Его своими беспутными поступками, то, очевидно, наша молитва не донесется до неба. Истинное же упование христианское спасает нас от всех грехов и вместе с этим утверждает на пути правды и святости. Истинное упование низводит в душу ту тихую покорность воле Божией, которая делает человеческую душу кроткой. 3 . От ищущих благодатной и нетленной радости Божие Правосудие требует, чтобы они сами способны были утешать других или, по крайней мере, сами бы ни на кого не огорчались. «Если станешь испрашивать себе милости Божией, – говорит Учитель Церкви св. Златоуст, – то она дается только сердцу примиренному, душе, чуждой всякой горечи, злобы, зависти и гордости». Когда вы станете испрашивать себе у Господа радостей, то прежде всего забудьте все обиды и водворите в душе своей благость и кротость. Это – дары Господу. С этими дарами всякий грешник получает доступ к неизреченной радости. Если очистим души свои от злопамятства, то уже этого довольно, чтобы Господь услышал нас. И тогда, будьте уверены, что наша молитва, исполненная духом бодрым и ревностным, не минует своего назначения. Она, как кадило благовонное, вознесет ко Господу наши чувствования, наши скорби и нужды; оттуда же, с вышних небес, эта молитва низведет к нам те богатства, о которых, по выражению ап. Павла, «не слышало ухо, не видел того глаз, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Зная, как тяжело человеку бороться с самомечтательностью, в настоящем чтении апостол благодушно указывает ступени духовного восхождения, на которых этот порок исчезает. Богомыслие – вот важное средство для приобретения скромности. К сожалению, многие мыслят только о земном, о том, как бы угодить страстям, и вся их жизнь напоминает собой счетную книгу, исписанную цифрами – расходами на удовлетворение чисто внешних потребностей и интересов: питания, одежды и прочего. Многие тратят лучшие годы жизни на приобретение разного рода знаний. Приобретая все это, они думают, что они люди дела, уплатившие великую дань жизненного назначения. А между тем все их усилия, требовавшие столько дум и забот, все их познания, не обозначенные печатью неба, в самый день их смерти погибают, подобно паутине, мгновенно разрываемой ветром. Яснее, нежели на художественной картине, богомыслие открывает перед нами нашу судьбу. Не умом, но сердцем познаем мы действия Промысла Божия. Вера в Иисуса Христа низводит в нашу душу Духа Божия, делая нас способными к созерцанию самих себя. И с этой блаженной минуты является перед нами образ правды: самомечтательность исчезает, и на ее место является стремление к добродетели. Добродетель влечет нас за собой; увлекаясь ею, мы земле оставляем все ее богатства, все красоты и радости. Мы, однако, не имеем к ним враждебного отношения, видя в них дары Всемогущего Творца, но перестаем гордиться их силою, также не величаемся более возможностью все купить, все иметь, всем распоряжаться. Такое душевное настроение называется равнодушием ко всему земному. Оно есть полнота благочестивых чувствований, жажда Бога, под впечатлением которой боговдохновенный Давид восклицал: «Без Тебя, Господи, ничего не хочу на земле» ( Пс. 72:25 )! Когда св. апостолу Павлу говорили о его нравственных достоинствах и совершенствах, то он отвечал: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек!» ( Рим. 7:18, 19, 24 ). Если это говорил ап. Павел, то каждый из нас тем более должен признать в себе порок страстности, недостоинства, греховности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Апостол Павел видел таких христиан и желал, чтобы все были такими, – да, все – и мужчины, и женщины, и всякого звания и возраста, и всякой страны христиане. Поэтому он говорил им: «Неужели вы не знаете, что вы храм Божий?» Рабы Господни, живя в мире, подвизаясь с утра до вечера, своими душами возвещают славу Божию вместе с солнцем и утренней и вечерней зарей. Жизнь души выражается как в храме Божием, чистыми и святыми помыслами, непорочными желаниями, благородными и благотворными чувствами. В их душах, как в светлом образе Божества, отражаются сердечная доброта, простота, мягкосердечие, ясность невинности, нежность стыдливой непорочности и прочие дивные совершенства человеческой природы. Если бы все мы, здесь присутствующие, были таковы, то могли бы на предложенный апостолом вопрос: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – единым сердцем и устами сказать: Знаем, апостол Божий, и стараемся оправдать дар Божий прославлением Бога и в телах наших и в душах наших, «которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Но – увы! – есть между нами такие, в которых не живет Дух Божий. Они живут, по выражению св. апостола, «духом обольстителем» ( 1Тим. 4:1 ). В этом находится существенное различие между рабом Божиим и пленником мира. Дух обольститель есть дух страсти, дух неразумного увлечения. Люди, им порабощенные, все преобразуют в мирское, плотское; все свои действия и чувства направляют к целям земным, случайным, однодневным. Внушения совести в их существе обессилены; свет чистой мысли помрачен. Даже самые благовидные намерения обращаются у них в гнусность и жестокость. Иисус Христос, Спаситель наш, указал на таких людей в обществе фарисеев. Он обличал фальшивое благочестие, которым они прикрывали свои страсти: честолюбие, корыстолюбие, зависть и другие изуверства. Благочестие у них только наружное, а внутри – это мертвецы, издающие смрадный, тлетворный запах. Неусыпный червь, которым устрашает Евангелие осужденных грешников, в них уже начал свою страшную работу ненасытного питания. К этим людям можно обратить вопрос: «Что вы делаете? Как живете? Неужели не замечаете, что в вас нет Духа Божия, что вы с виду походите не на храм Божества, но на роскошно отделанные гробы, которые внутри полны гниения?»

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010