Скачать epub pdf БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь сказал Своим ученикам: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13–14 ). Когда ученики ужаснулись трудности пути спасения и спросили Господа: «Кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» ( Мк.10:26–27 ). Я боюсь, что чтение «Лествицы» св. Иоанна вызовет этот страх, это смущение, «Кто же может подняться на эту Лествицу?» – подумают духовные мои дети. «Человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу». Вступать на путь духовной жизни – можно, только уповая на эти слова, а не на свои силы. От нас Господь требует усилий в меру наших человеческих сил, в меру нашего человеческого разумения – остальное даёт нам Божественная благодать, Божия помощь. Вот почему, приступая к чтению «Лествицы» св. Иоанна, да не дерзаем ставить себе задачей подняться на недосягаемую высоту. Задача подвизающегося – работать для Господа всю жизнь. А каковы будут плоды – это от благодати Божией. Первая ступень Лествицы требует от нас должного отношения к «миру». Надо противопоставить себя ему. Провести некую черту. Отречься от него. Первое слово св. Иоанна – «Об отречении от мира», а следующее, ступень вторая, – «О беспристрастии». Боящихся сделать этот внутренний шаг св. Иоанн ободряет следующими словами: «В самом начале отречения, без сомнения, с трудом, понуждением и горестью исполняем добродетели; но преуспевши, перестаём ощущать в них скорбь или ощущаем, но мало; а когда плотское мудрование наше будет побеждено и пленено усердием, тогда совершаем их уже со всякою радостию и ревностию, с вожделением и Божественным пламенем». «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», – говорит ап. Павел ( Деян.14:22 ). Свои скорби ожидают и вступающего на путь духовной жизни. Слишком сильна над нами власть жизни мирской, чтобы мы могли без боли, без тоски, без скорби отсечь внутренние цепи, связующие нас с миром. Но великий опыт подвижников вселяет в нас радостную бодрость. Он говорит нам о дальнейшем. О том, что ждёт нас, когда мы не остановимся на полпути, когда, «преуспевши» и победив «плотское мудрование», подымемся несколько над жизнью мирской. Тогда этот подвиг отречения вселит в нас радость. Божественное пламя охватит нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Причина задержки монахов. Различные заблуждения в вопросе о благодати и Суде 1 . Пусть знает Любовь Ваша, что рабы Божий Кресконий, Феликс и другой Феликс, пришедшие к нам из вашей общины, провели вместе с нами Пасху. Для того удержали мы их немного дольше, чтобы вернулись они к вам, получив побольше наставлений против новых еретиков – пелагиан, в заблуждение которых впадает [всякий] думающий, будто благодать Божия, которая единственная через Господа нашего Иисуса Христа освобождает человека, дается по каким-либо человеческим заслугам. Однако равным образом пребывает в заблуждении и тот, кто, напротив, полагает, когда речь заходит о Господнем Суде, что человек (тот, который уже может в силу своего возраста пользоваться свободным решением воли) не судится по своим делам. Ибо лишь те младенцы, которым не помогла благодать Спасителя посредством омовения возрождение 1 , не имея собственных добрых или злых дел, осуждаются за один только первородный грех . А все прочие, уже пользующиеся свободным решением, добавляют свои собственные грехи к греху первородному, если только не избавляются от власти тьмы благодатью Божией и не переносятся в Царство Христово 2 . [Итак, грешники] получают осуждение не только за первородную [вину], но и за [злые] заслуги собственной воли. А добрые приобретают награду в соответствии с заслугами их доброй воли, но саму эту добрую волю они приобрели по Божией благодати, и таким образом исполняется написанное: Ярость и гнев, скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых иудея, потом и эллина. Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых иудею, потом и эллину 3 . Августин посылает монахам книгу «О благодати и свободном решении» и другие сочинения против пелагиан 2 . Но об этом сложнейшем вопросе – то есть о воле и благодати, мне не нужно дольше рассуждать в этом письме; ведь я дал им еще одно письмо, [написанное, когда я думал], что они вернуться [к вам] быстрее. Я также написал для вас книгу; и если, с помощью Божией, вы внимательно прочтете ее и с живостью уразумеете, то, думается мне, в дальнейшем уже не будет у вас никаких разногласий по этому вопросу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ Не говорите лжи друг другу... Все и во всем Христос ( Кол. 3:9–11 ) Ложь признается пороком во всех религиях, во всех обществах, на всех ступенях образования и воспитания, во всех возрастах и состояниях жизни. Лжецов никто не любит. Их признания в любви считают лестью, молитву – лицемерием, чувствования – притворством, уважение – низкопоклонством, не верят даже их слезам и плачу, вызываемых, быть может, истинным горем. Ныне, поучая нас многим добродетелям, св. апостол Павел не упускает из перечисления пороков и лжи. Он требует от последователей Спасителя праведности (см. Рим. 14:17 ). Чтобы она отражалась на нас, нам нужно быть во Христе. Иисус Христос и Себя называет Истиной, и Бога Отца – Истиной, и Духа Святаго – Истиной: " Аз есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ). «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять» ( Ин. 14:16, 17 ). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога... Отче Святый!.. Освяти их (которых Ты дал Мне от мира) истиною Твоею; слово Твое есть истина» ( Ин. 17:3, 6, 11, 17 ). Тот же апостол указал доступное каждому из нас средство приобрести истину, уклониться от лжи, соединиться во Христе. Это молитва . Итак, сегодня, к общему назиданию, мы, здесь во святом храме присутствующие богомольцы, посвятим свое внимание размышлению о молитве вообще и о том, каким должно быть содержание наших молитв. Добрые христианские родители с первой минуты явления младенца на свет осеняют его существо молитвой. Христианское дитя, при честной матери-христианке растет с молитвой и в молитве, подобно тому, как растение получает свое строение, свою природу и свою жизнь из того воздуха, который на него влияет. Однако, несмотря на то, что молитва есть неотъемлемое наше наследство и она составляет основу нашего духовного бытия, не все мы, надо признаться, умеем дать себе отчет, что такое молитва , каково должно быть содержание наших молитв. 1 . Святые Отцы и учители Церкви, основываясь на учении Иисуса Христа и Его апостолов, христианскую молитву называют «возношением души», т. е. обращением души к Богу. Человек, сам озабоченный житейскими делами и находясь среди таких же людей, обремененных суетой, доходящей часто до пошлости, не может удовлетвориться такой жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ I Церковь , святая мать наша, указывает нам средства достигнуть истинного христианского совершенства исполнением боговдохновенных наставлений св. апостола Павла. «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно» ( Кол. 3:12, 13 ). Итак, первое украшение в духовной одежде христианина – милостыня. Необходима ли она? Безусловная необходимость подавать милостыню основывается на внушениях и побуждениях Слова Божия и на самой человеческой природе. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» ( Мф. 5:48 ). Но ничто, по словам Григория Богослова , столько не уподобляет человека Богу, как благотворительность. Вот почему у св. Луки заповедь о благотворительности приводится в такой форме: «будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд " ( Лк. 6:36 ). «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ); «благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» ( Лк. 6:35 ). Раскроем Псалтирь, любимую всеми нами книгу, и там услышим Господа, говорящего устами пророка: «Блажен, кто помышляет о бедном [и нищем]! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс. 40:2 ). «В вечной памяти будет праведник... Он расточил, раздал нищим; правда его пребывает во веки» ( Пс. 111:6, 9 ). Что же касается человеческой природы, то известно, что один вид убожества, нищеты и вообще всякого рода несчастий ближних наших поражает нашу душу, тяжелым камнем ложится на сердце, рождает невольное сочувствие, сожаление и неудержимо влечет чувство наше к состраданию. Только грубое, черствое сердце может оставаться равнодушным в подобных случаях. В первые века христианства учили такой истине: «Отсутствие милосердия в христианине как бы вовсе исключает его из круга людей». Приглядитесь: и бессмысленные, неразумные животные иногда принимают участие одно в другом. Какова должна быть ваша милостыня? Прежде всего, пусть она будет тайною, т. е. мы должны помогать другим не из тщеславия и самолюбия, не для прославления себя среди людей, ни по другим каким-либо побуждениям, но пособие нуждающимся и просящим надо давать бескорыстно и тайно, чтобы таким образом люди не только не знали о нем, но чтобы и сами мы не считали его за особенно значительную добродетель с нашей стороны, а почитали бы себя только верными рабами, приставниками, раздающими дары Божии (см. Мф. 26:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Закрыть «За Знаменем русским и русское Слово…» В хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки 23.03.2023 395 Время на чтение 10 минут Фото: http://www.rsl.ru/ 7 марта в Доме Пашкова состоялась экскурсия в хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Небольшая группа творческих работников – писателей, литературоведов, художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Архангельска была удостоена общения с уникальными книгами. Этой высокой награды приглашенные были одарены за плодотворное многолетнее сотрудничество с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Подробнее о событии в статье Валентины Валентиновны Ефимовской. За Знаменем русским и русское Слово К тебе, как родное к родному, пришло… Ф.И. Тютчев Удостоиться такого высочайшего литературного приема, который состоялся в Российской государственной библиотеке 7 марта 2023 года, – это чудо! Не каждому русскому человеку выпадет счастье увидеть и прикоснуться к национальным книжным святыням. Убедиться, что созданные в давно минувшие века они поныне современны, востребованы, живы. С ними возможно не только духовное, тактильное общение, но и диалогичное. Тяжелые тома Евангелий XI и XII веков, Псалтирь, святое Житие, содержащие « Слово жизни» (Ин. 1: 1), предстали теми камнями, на которых в веках созидалась и стоит поныне Русь-Россия, тем непобедимым оружием, которое боеспособно и сейчас устрашает и побеждает наших извечных врагов. Это тот бастион, о котором сказано в Евангелии: « Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7: 24). Т.е. на Христовых заповедях. И сам Дом Пашкова, построенный в конце XVIII века по проекту знаменитого русского архитектора Василия Баженова, ныне принадлежащий Российской государственной библиотеке, похож на дом на камне. Находящийся на возвышении, пронизываемый ветрами истории, переживший пожары, разграбления, в прямом смысле гонения в богоборческие времена, перестройку, он возродился и сейчас возвышается устойчивой доминантой в сакральном центре русской столицы.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/23/...

ПОУЧЕНИЕ об истинном покаянии (произнесено в Неделю по Просвещении) I Господь наш Иисус Христос Свою проповедь, Свои поучения человеческому роду начал словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» ( Мф. 4:17 ). Итак, чтобы быть истинным христианином, чтобы понимать учение и проповедь Иисуса Христа, чтобы испытать на себе благодать Божию, человеку необходимо покаяние. Без этого средства можно быть христианином по имени, но это будет самозванством и предвосхищением прав, каких мы не имеем на самом деле. В чем же главным образом состоит истинное покаяние? 1 . Истинное покаяние состоит в сознании своей греховности. Осознать свою греховность – это значит увидеть своим духовным взором грех, коренящийся в душе, во всей его омерзительной сущности. Достаточно раз увидеть эту гнусность, чтобы навсегда она опротивела. Сердце человеческое любит святое, прекрасное, истинное. Все же греховное – фальшиво, уродливо и нечисто. Если сердце раз увидит грех во всей его наготе, то оно способно не только устыдиться его, но от ужаса греховности болезненно сжаться. Нашему сознанию представляется во всей ясности, что Бог далек от грешника, что сердце грешника безутешно, что скорбь и теснота создают преграду спокойному росту и развитию всех духовных способностей грешника. В этом состоянии искушения и соблазны уподобляются ядовитым змеям, которых человек бежит как величайшего бедствия. Такое душевное настроение и есть именно то, что называется христианским покаянием. Сознательное отвращение от всего законопреступного и законом Божием не одобряемого, постоянное желание обновить сердце, воспитать душу способной к восприятию вечной истины и правды, – это составляет то покаяние, к которому Иисус Христос призывает словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» От имени правосудного и святейшего Бога пророк Иезекииль взывал к народу: «покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» ( Иез. 18:30–32 ). «Вспомните... о путях ваших и обо всех делах ваших, какими вы оскверняли себя, и возгнушайтесь самими собою за все злодеяния ваши, какие вы делали» ( Иез. 20:43 ). «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив» ( Иоил. 2:12, 13 ). В сознании греховности является желание поститься; сердце готово плакать и рыдать: это и есть состояние покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Что можно и что нельзя 432 Евангелие – книга ещё покудова правительством не запрещённая. Её продают в книжных магазинах, по железным дорогам, по деревням и сёлам. Евангелие читается во всех церквях, по несколько раз в день, тысячами священнослужителей. Таким образом, каждый может взять эту книгу, раскрыть её и прочесть в Евангелии от Матфея следующее место: «А Я говорю вам: не клянись вовсе... Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ( Мф. 5:34, 37 ). Это прочесть можно. Но если вы скажете христианам, которых в суде, в войсках, при поступлении на государственную службу заставляют принимать присягу и верность Царю подтверждать клятвой и крестным целованием, если вы скажете им: не клянитесь, клясться грех , клясться Христос не велел, – вас схватят как государственного преступника и бросят в тюрьму. Этого говорить нельзя. Можно взять, раскрыть Евангелие от Марка и прочесть там подтверждение древней заповеди «не убий» ( Мк. 10:19 ). Но если, видя, как солдаты стреляют в безоружную толпу рабочих, вы броситесь к ним с криком: опомнитесь, убивать нельзя, Господь не велит! – вас приколют штыком как государственного изменника. Правительство разрешает всякому читать в Евангелии от Матфея: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5:43–44 ). Это прочесть можно. Но если христианское правительство будет призывать вас на Дальний Восток убивать там из пушек и пулемётов врагов ваших, а вы на это ответите, что у вас нет врагов, потому что вы христианин, что Христос велел любить врагов и молиться за них, а не убивать их, – вас расстреляют или сошлют в Закавказье, где вы умрёте от нищеты и ядовитого климата. Говорить о любви к врагам, когда призывают к воинской повинности, нельзя. Вы вполне можете раскрыть книгу Деяний апостольских и прочесть: «...никто ничего из имения не называл своим, но всё у них [верующих] было общее» ( Деян. 4:32 ), но если вы обратитесь к богобоязненному фабриканту или не менее богомольному домовладельцу и скажете им: не называйте вашу фабрику и ваш каменный дом своими, пусть они будут общими, – за это вас сейчас же потащат в участок, где христиане-полицейские изобьют до смерти как «социалиста», «анархиста» и «безбожника».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Рубрики Коллекции «Если я не имею любви, — то я ничто» — цитаты святых о настоящей любви 2 мин., 13.02.2021 Поделиться 14 февраля. Пока многие отмечают так называемый «День влюбленных», мы подготовили цитаты святых о том, что же такое настоящая любовь (спойлер — она совсем не такая, как на валентинках).  Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Апостол Павел Не столько мы ищем , сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли ее. Игнатий Брянчанинов ...Любовь спасла вселенную, она прекратила застарелую на земле вражду, она соединила землю с Небом, она сделала людей ангелами. Святитель Иоанн Златоуст Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего. Федор Студит Кто любит Бога, тот не будет презирать брата своего, не будет предпочитать богатства своему ближнему, но будет делать ему всякое добро, вспоминая о Том, Кто сказал: « так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне » (Мф 25, 40). Святитель Иоанн Златоуст Человек христолюбивый — это неодолимая башня, а совершенный в любви — несокрушимая стена. Ефрем Сирин Любовь к Богу приобретается любовью к образу Божию — человеку. Игнатий Брянчанинов Если одних ненавидишь, а других — не любишь, не ненавидишь; иных любишь, но посредственно, а иных любишь очень сильно, то из сего неравенства познай, что ты далек еще от совершенной любви, которая внушает любить равно всякого человека. Максим Исповедник  Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за нее презирается любовь к Богу. Нил Синайский ...У любящих друг друга, когда любовь поет песнь свою, все страсти усмиряются и успокаиваются… Святитель Иоанн Златоуст О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви — ни на Небе, ни на земле.

http://foma.ru/esli-ja-ne-imeju-ljubvi-t...

ПОУЧЕНИЕ СЕМНАДЦАТОЕ Вы храм Бога Живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них. И вы будете Моими сынами и дщерями,– говорит Господь Вседержитель ( 2Кор. 6:16–18 ) Эти слова произнес Боговидец Моисей ( Лев. 26:12 ). Пророки Божии Иеремия и Осия повторили их ( Иер. 3:19 ; Ос. 1:10 ). Апостол Павел благовествовал их перед начинающим собираться в Единую Святую Апостольскую Церковь обществом христиан. А св. Церковь ныне возвестила эти Божии слова в назидание всех и каждого. Быть храмом Божиим, жилищем Пресвятаго Духа Божия – величайшая честь для каждого из нас. Кто мы? Бренные, из персти земной сложенные существа. И такой херувимской чести, такого ангельского блаженства удостоены мы все, без различия, но по благодати, туне, как уверяет св. апостол. Когда удостоены? В Таинстве св. Крещения, когда приняли печать Духа Святаго, в Таинстве св. Миропомазания. Верный в своих Божественных обетованиях, Господь обещал нас возродить от воды и Духа – и возродил; обещал ниспослать Духа Святаго – и ниспослал. Итак, вы все – «храм Бога живаго». Что же доставляет нам обитание в нас Духа Божия? Все, что нужно для снискания святости и любви Божией. Дух Святый приносит и дарует нам прощение грехов. Если бы не имели этого блага, то мы были бы не сынами и дщерями Божиими, но чадами гнева и погибели. Дух Святый оживотворяет все наше существо, а в Таинстве Св. Причащения дарует залог Воскресения самого тела нашего, так что придет день, когда это " тленное тело облечется в нетление и мертвенное сие облечется в бессмертное» ( 1Кор. 15:54 ). Разумные нерукотворные храмы Божии несокрушимы, бессмертны. Да и кто из нас, верующих, не ощущал действия и плодов пребывающего в нас Духа Святаго? Откуда происходит свет истинной веры, озаряющей наш ум, восторгающей мысленный наш взор? Это действие Святаго Духа. Когда в душе нашей являются святые мысли и намерения, возникают желания к доброму, когда во время молитвы ощущаем неизреченную сладость, когда дух восхищается, трепещет, полный благоговения и надежды, – что изображаем мы из себя? – храмы Божии, – отвечает св. апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОЕ Итак, я узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова ( Еф. 4:1–7 ) Православная Церковь в утешение и назидание своих членов установила сегодня читать одну часть послания св. апостола Павла к христианам. Святой апостол, когда писал прочитанные ныне слова, находился в заключении за исповедание веры Христовой. Безвинный узник каждый день ожидал смерти, но дух его витал в области истины. Приготовляясь к отшествию в мир беспечального и бесконечного бытия, он своей рукой писал такое завещание: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Или, другими словами, «ведите образ жизни, соответственный званию христианина, и не опозорьте Божественного благодеяния порочной жизнью». Чего же требует и к чему обязывает нас звание христианина? Как нам жить достойно того, к чему мы призваны? Святой апостол Павел сам отвечает на этот вопрос: «Живите со всяким смиренномудрием и кротостью, с долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единение духа в союзе мира». Вот отличия истинного христианина! Жить «в смиренномудрии» – это значит не только не быть гордым, кичливым и заносчивым, но вполне сознавать свою малость пред Богом и даже в сравнении с другими, себе подобными людьми. Человек смиренномудрый высоко ценит достоинства и преимущества своей души, и потому он стремится сделать ее светлым вместилищем дарований Божественных. Чем больше он ощущает в себе эти дары, тем глубже в нем сознание своих немощей. Как бы он ни был добродетелен и чист, но не перестает смирять себя более и более. Вот христианское отличие, заповеданное ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010