ПОУЧЕНИЕ ВОСЬМОЕ Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению ( Рим. 10:9, 10 ) Таково наставление в настоящий день, благочестивые слушатели, нашей матери св. Церкви каждому из нас. Все мы, здесь присутствующие, носим имя христиан. Имя это величественно. Более возвышенного, почетного, славного, дорогого имени не было, нет и не будет никогда на земле. Чтобы это имя не было лишь условным звуковым прозвищем, не было в действительности похожим на номер, которым исчисляют и отмечают бездушные предметы, апостол научает охранять наше звание как сокровище, как святыню. Итак, верующие во Христа должны жить по-христиански. 1 . На свете чрезвычайное множество мирских званий. Многие из них вызывают гордость, а другие – некоторое смущение, смирение; некоторых званий люди домогаются, ищут. В мире мы видим, что один – вельможа именитого рода, другой – простой гражданин, третий – судья, четвертый – правитель. Ho надолго ли все эти звания земные? Умрем, и гробовая доска всех сравняет. Под ней не отличите господина от раба, богатого от бедного, ученого от невежды. Да и на самой земле титулы и звания вовсе не увеличивают нашего человеческого достоинства. Лучшая же похвала и высокая почесть на земле для человека, когда говорят: этот судья, этот господин, этот человек – добрый христианин. Таким образом, на самой земле нет звания выше, нет чести выше, как носить звание христианина. 2 . Наше существование на земле справедливо уподобляют путешествию. Оно очень непродолжительно. He успеем оглянуться, как уже прожита жизнь, и по воле Вечного Бога вступим на новую землю и под новое небо (см. 2Петр. 3:13 ). Там нас не будут принимать и размещать по званиям. He те, которые здесь по мирскому званию имеют преимущество, будут более почтены в царствии Иисуса Христа. Там и раб и свободный, богатый и убогий предстанут в равном достоинстве. Только отличенные званием христианина, только подвизавшиеся в мире добрым подвигом, свято соблюдшие веру Христову будут введены в жизнь вечную и удостоены почестей высшего звания (см. Флп. 3:14 ). Итак, звание христианина мы должны ценить выше всех мирских званий. Мы должны жить так, как требует христианство , как заповедовал в Евангелии Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Беседа 78 Ин.16:4–6 . Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. 1. Печаль имеет свою пользу. – Против духоборцев. – 2. Что значит: обличить «о грехе, о правде, о суде». – 3. Различие ипостасей или лиц, равенство лиц. – Валентиниане, маркиониты, аномеи. – 4. Сила единения и согласия. – Превосходство человеколюбия. – Человеколюбие укрепляется молитвой, совершением св. таин, назиданиями церковными. 1. Велика сила печали, и много нам нужно мужества, чтобы с твердостью противостоять этой душевной болезни и, извлекая из ней пользу, – так как и в ней есть нечто полезное, – избегать всего излишнего. Именно, только тогда хорошо печалиться, когда мы, или другие, грешим; а когда мы впадаем в обыкновенные человеческие несчастья, тогда печаль бесполезна. Потому-то, когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: «куда... идешь?» ( Ин.13:36 ). И Фома: не знаем, куда идешь, «и как можем знать путь»? И Филипп: «покажи нам Отца Твоего» ( Ин.14:5, 8 ). А теперь, услышав, что «изгонят вас из синагог», что «возненавидят» ( Лк.6:22 ) вас и что «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ), так пали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: «не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: «дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор.2:7 ). «Не говорил же сего вам сначала», говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ПОУЧЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. ( Еф. 2:8–10 ) Если вы вслушались внимательно в содержание прочитанного ныне апостольского чтения, то должны понять, что апостол Павел предостерегает нас более всего от самомнения и самовосхваления. Все, что мы производим хорошего и доброго – это дар Божий. Своими собственными делами никто не может похвалиться. В них всегда основа – или самолюбие, или же слепое подражание другим, или же тупое подчинение так называемым случайным обстоятельствам жизни. Там, где нет благодати Божией, там область тьмы; где не опочил дар небесной помощи, там действия человеческие принимают совсем иной вид, получают и иной исход. Благодать Божия в своих действиях может быть сравнима с солнцем, на всех и все льющим свой благотворный теплый свет. Но если солнечный луч, когда он падает на воск, убеляет и мягчит его, то тот же луч, когда падает на глину, делает ее еще тверже, так что она совершенно засыхает. Так и душа человеческая, под влиянием Божией благодати, или усовершенствуется более и более, делается благостной, чистой, любвеобильной, нежной, или же, прилепляясь к земному, противится небесному, становится грубой, ожесточается и каменеет. Над всеми нами простерта Божия благодать, т.е. над всеми без исключения людьми. Каждая человеческая душа есть зарница, занимающая свое сияние от Духа Божия. Но в ее воле, гореть ли блеском Небесной Славы или же тлеть в дымном чаду мира, который удушлив не только для других душ, но и для нее самой. Возьмите для примера чувство веры. В одном человеке это чувство является просвещенным. Душа хочет веры, ищет, просит веры и находит ее. Под влиянием Церкви и ее спасительных Таинств, под влиянием Слова Божия, богослужений, чистого наставления, родительских молитв укрепляется эта вера. Душа любит Христа высшей любовью. Он ей Друг, Отец, Жених и ее Радость. Здесь, таким образом явилась спасительная благодать Божия. От яркого солнышка растопился воск, и горит он ярким пламенем.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ Мы во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем ( 2Кор. 6:4–10 ) Ныне читаемый на Литургии Апостол увещевает и вразумляет христианина идти путем заповедей Божиих. Апостол Павел, как истинный учитель, утешает своих учеников будущими успехами в трудной работе, которой полна вся наша жизнь. Велик и долог труд христианина, но он обилен великими и драгоценными последствиями. Правда, жизнь с своими условиями труда одинакова как для верующих, так и для неверующих. Но различие сказывается в целях труда. Там, где падает религия, люди работают для золота, потому что золото доставляет способы наслаждения, а наслаждения составляют жизнь людей неверующих. Общество или государство, где падает вера, всегда походит на обширный рынок, где все можно купить, потому что все на этом рынке продается. Здесь золотым ключом можно многое отомкнуть: золотой монетой, банковым билетом можно купить и честь, и совесть, и достоинство, и долг, и власть, и даже жизнь. К стыду человечества, в обществе неверующих есть продавцы всего этого, есть и покупщики. Потому в обществе, где падает религия, история записывает и утомляется записывать вопиющие неправды и беспрестанные возмущения, насилия, убийства, самоубийства, отравления и другие гнусности, от одного известия о которых кровь приливает к сердцу; хочется спрятаться куда-либо, чтобы не слышать, не знать и не видеть деяний и «подвигов» растленного общества. Совсем иная жизнь светит в истинно христианском и истинно верующем обществе. Здесь общество, семья, члены семьи, частный человек помнят, что основателем веры был Иисус Христос, родившийся в вертепе, редко имевший, где преклонить Свою святейшую главу, и пострадавший на Кресте. Не забывая ни днем, ни ночью об Иисусе Христе, верующие помнят и Его заповеди о нестяжательности. Они ограничиваются удовлетворением своих насущных потребностей: одеты, обуты, сыты – и слава Богу! Первых времен христиане, «имея пропитание и одежду, тем и были довольны " , по учению апостолов ( 1Тим. 6:8 ). Они не чуждались никакого честного дохода. Честный доход христианству не противоположен – он есть плод благородного труда и уменья; но такие ужаснейшие источники прибыли и сбережений, как ростовщичество, скаредность, безжалостность, равнодушие к сиротам, вдовам, многосемейным людям никогда не были терпимы истинным христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:23 ) Эти заключительные слова сегодняшнего апостольского чтения вмещают страх для одних и радость для других. Одним – смерть за грехи, а другим – радость радостей, безграничный восторг и неизъяснимое высшее блаженство – за добродетель. Перенесем свой умственный и сердечный взор на получивших дар, на благоугодивших Богу. Они – в горних селениях. Много ли их? Послушаем рассказ евангелиста Иоанна в его Откровении. «Взглянул я, – говорит он, – и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и народов... стояло пред престолом и пред Агнцем (т.е. Иисусом Христом) в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках... И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему... и Агнцу (т.е. Иисусу Христу)! И все Ангелы стояли вокруг престола... говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь... И сказал мне старец: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне пред Престолом Бога и служат Ему день и ночь во храме Его... Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (ни внутренний, ни внешний). Сам Бог отрет всякую слезу c очей их» ( Апок. 7:9–17 ). Все эти радостные люди, не имеющие печали, так же, как и все остальные, рождались матерями, были вспоены и вскормлены попечительной любовью Провидения. Какими делами они благоугодили Всевышнему? Их дела не тайна пред Господом. Их подвиги и достоинства, в которых болезненно, терпеливо и безвестно для ослепленного суетой мира росло их совершенство, открыты в книгах священных. Если спросим светоносных обладателей дара Божественного, за что они получили столь великую честь, то получим внятный для нашей души ответ, который, однако, может быть тревожным для нашей совести. Все они скажут нам: «Потому мы вечно счастливы, что вечно любили добро, истину и красоту, служили им, учились и учили им, в каждом нашем слове была истина, наша любовь была проникнута красотой истины, наша жизнь была соткана из дней и часов добра».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

СЛОВО в день новолетия Кто во Христе, тот новая тварь. ( 2Кор. 5:17 ) При вступлении, по благодати Божией, в новое лето Господне вполне естественны и законны ожидания чего-либо нового. Отсюда, по обычаю, освященному добрыми преданиями, в первые часы и дни гражданского новолетия между людьми происходит живой и разнообразный обмен лучшими благожеланиями и приветствиями. Но есть ли что-либо новое в видимом мире? Вся видимая природа не отступает от предписанных ей всемогущим Творцом неба и земли законов. От начала мира и до сего дня «восходит и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит» ( Еккл. 1:5 ). Сменяются одно за другим поколения, «род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки» ( Еккл. 1:4 ). «Что было, то и будет... что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» ( Еккл. 1:9 ). Православный христианин ожидает и желает нового не в царстве природы, но в царстве благодати. Оно представляет собой нравственный, духовный мир, где заключен неисчерпаемый источник нового в лице человека – разумного создания Божия, обновленного Иисусом Христом. В разумной душе человека может и должно совершаться беспрерывное обновление. «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое», – восклицает св. апостол ( 2Кор. 5:17 ). В царстве благодати Божественная Творческая Сила никогда не прекращает способности создания. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ), – учил Сам Господь наш Спаситель. Благостный Обновитель человеческого рода, «Посредник между Богом и человеками» ( 1Тим. 2:5 ), уверовавших в Него иудеев, похвалявшихся мнимой правдой своей, и язычников-эллинов, тщеславившихся земной мудростью, примирил между собою, " спас их по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит. 3:5 ). «Древнее прошло, теперь все новое». Мы принадлежим к обществу обновленных Иисусом Христом. Следовательно первым и общим нашим желанием должно стать деятельное стремление являть себя новой тварью во Христе – быть истинным последователем Христовым, а не держаться ни внешности иудейской, ни обычаев языческих. Для нас прошло древнее. Ум истинного христианина озарен светом боговедения, сердце-любовью к небесной жизни, потому что «кто во Христе, тот новая тварь».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

1. Господь наш Иисус Христос , побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: " Так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:12 ); и опять: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Иоан. 15:20 ); и еще: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток» ( Мф. 11:29 ); и еще: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» ( 2Кор. 8:9 ). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: «Вы стоите в одном духе» ( Флп.1:27 ), сказал также: «это для них есть предзнаменование погибели, а для вас – спасения»( Флп.1:28 ), наконец присовокупил: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, – точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, – многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, – то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божьей, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

ПОУЧЕНИЕ о нищете духовной Однажды взошел Господь на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть царствие Божие ( Лк. 6:12–20 ). Кто были нищие духом? Это были люди малоизвестные по своему роду; это были рыбари, простого ума люди, однако люди, способные к принятию Божественного Евангельского света. Но не потому Иисус Христос назвал их нищими духом, что они были неучеными, что их чувствования были непросвещенными. Он их назвал нищими духом потому, что в их уме и сердце не было трех самых страшных качеств, которыми кичится человек, живя на земле. Эти ужасающие и отталкивающие качества – высокомерие, самонадеянность и непокорность. Когда вдумаетесь в жизнь учеников Христовых, то невольно подметите во всей их деятельности отличительные черты характера: смирение и покорность души, чистоту и добрую готовность сердца. Когда Иисус Христос сказал им: «идите за Мною» ( Мф. 4:19 ), то они пошли за Ним так скоро и доверчиво, как бедные нищие быстро спешат за щедрым раздавателем милостыни. Они все оставили: свои сети и ладью, свои дома и родных. Едва ли мы поступили бы также. Самомнительные люди лишены доверия к другим. Первый у них вопрос: «Верить ли словам Наставника, Который не прославлен, безвестен?» Своекорыстные люди, конечно, отступились бы от Наставника, Который учит милости и щедрости, но Который Сам ничего не имеет. Всякий из них, прежде чем решиться ответить на сердечный призыв, много раз переспросил бы, зачем призывается, какие от этого ему выгоды, легка ли и приятна станет от этого жизнь. Словом, у своекорыстных людей является тысяча вопросов, и важных и мелких, когда дело идет о благородной решимости принять какой-либо подвиг, исполнить какое-либо высокое и чистое дело. Из этого уже ясно, что нищими духом можно и должно назвать только людей простодушных, бескорыстных, преданных добру без тяжкой мнительности, которая все рассчитывает и во всем подозревает задние, скрытные мысли и недостойные чувствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ на первое Послание к Тимофею (4 гл) Святая мать наша Церковь в настоящий день в апостольском чтении в назидание и утешение влагает в душу каждого из нас мысли, чувствования и благопожелания, которыми наставлял св. ап. Павел своего любимого друга, сына и ученика. Представим себя в положении людей, ожидающих изменения к лучшему в своей судьбе посредством участия уважаемого и любимого человека. Слова этого человека для нас дороже золота и почестей; они ценны как праздник, освящающий рабочие будни, как свет, прогоняющий тьму, как указание пути заблудившемуся среди густого леса и топких болот. От этого человека, проводника и руководителя, мы получили письмо. В нем – ответ на самые задушевные, волнующие вопросы. И святая мать наша Церковь каждому из нас ныне вручает такие драгоценные строки. Каждый из нас получил письмо. Каждый из нас будет очень рад и успокоен, если вникнет в содержание написанного. С этого св. места, согласно толкованию Св. Отцов, я прочту несколько таких писем, заключающих ответы на наши недоумения. 1 . Многие жалуются на то, что они не могут совместить дух благочестия с условиями настоящей жизни. Будто бы благочестие – одна сторона, а текущие годы жизни – другая. Будто бы, стремясь за приобретением благочестия, нужно отказаться от счастья настоящей жизни. Но вот наш отец и наставник, брат и друг разрешает наше недоумение. Он – величайший из святых христиан – пишет в своем послании: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо... благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим. 4:7, 8 ). Отвращайся тех, кто думает, что благочестие лишает своих последователей счастья настоящей земной жизни, ибо они превратно понимают счастье и в то же время не понимают своих истинных потребностей и своего назначения на земле. Благочестие и счастье идут рука в руку, они дружны и одно другому приятны. Благочестивые люди, со дня на день возрастая в духовной жизни, наслаждаются истинным миром своей совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

ПОУЧЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ( Еф. 6:11 ) Все апостольское чтение сегодня состоит из советов, указывающих, каким должно быть всеоружие, столь необходимое для христианской добродетельной жизни. Первый совет апостол обращает к людям, сильным душевными способностями, способным носить «меч духовный» ( Еф. 6:17 ). Он налагает на сильных обязанность «сносить немощи бессильных» ( Рим. 15:1 ). Этой обязанностью выражается значение дарованных от Бога человеку свойств. Люди должны делиться с другими всем, что у них есть. Желательно, чтобы все живущие в мире имели твердую волю, крепкий здоровый ум и ясное сердце. Но это желание только тогда может осуществиться, когда люди станут ближе один к другому. В каждом человеке есть своего рода сила и своего рода слабость. Если бы все люди делились друг с другом силою, то, очевидно, не было бы среди нас и слабых. К сожалению, мир идет иными путями, живет не так, как требует христианская совесть, и не так, как советует апостол. С грустью смотрим мы на то, как по большей части люди заботятся только о себе, о своей пользе и забывают про другого. Все способности и дары, полученные нами от Бога, употребляем мы лишь для себя и другим уступаем лишь нечто и за дорогую цену. Оттого мы замечаем повсеместную нужду и везде беспорядки и неустройства. Количество бедствующих растет без счета, число добрых и благодушных сокращается. Усиливается ропот, слышатся болезненные вздохи, прорывается по временам голос отчаяния. Как назвать то положение, когда человек, имеющий силы и способности, готовый трудиться и работать, не находит вовсе или находит с трудом возможность пристроить себя к какому-либо месту? Как назвать положение, когда в обществе перестают радоваться увеличению семейств, а отцы и матери со страхом встречают рождающихся у них детей? Это и есть болезненные вздохи немощного и страх отчаяния. В Евангелии говорится, что мать, рождая дитя, не «помнит скорби от радости, потому что человек родился в мир» ( Ин. 16:21 ). В лучшие времена, по-христиански, так и должно быть, потому что нет выше на свете дара, как явление человека в мир; потому что каждая человеческая душа дороже всего мира. В тяжелые времена ни матери, ни отцы не радуются, а с некоторым недоумением глядят на нового пришельца, потому что видят, что в обществе сильные притесняют слабых, и даже самые добрые не протягивают руку помощи слабым и немощным.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010