ПОУЧЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. ( Рим. 15:2 ) Таково правило величайшего из наставников. Он о себе, пред концом дней своих, писал: «будучи свободен от всех, я всем поработил себя» ( 1Кор. 9:19 ). «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Это труднейшее в исполнении правило апостол возлагал на своих учеников, а св. Церковь сообщает его нам в назидание, к укреплению нашей веры. По этому правилу каждый из нас должен менее всего угождать себе, но служить всегда другим – и словом, и примером, и делом. Каждый из нас обязуется перед Господом простирать обе руки и свое любящее сердце к слабым, заботиться о пользе ближнего, содействовать его довольству, вносить в его душу свет и жизнерадостность. Чтобы ученики апостола не приняли этих слов за внушение человекоугодия, он положительно его запретил, сославшись на собственное, личное отношение к людям: «испытайте, людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Итак, по словам апостола, человекоугодие пагубно, а благоугождение спасительно. Первое преступно, а второе законно. Человекоугодник – лживый и вредный член общества, а служащий человечеству и готовый служить ему – украшение, сила общества. Человекоугодие растлевает, а благоугождение спасает. Итак, угождать ближним велит апостол не с унижением собственного человеческого достоинства, но с разумением и предусмотрительностью: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию». Что же называется человекоугодием? Это есть угождение страстям людей, во вред делу Божию, или угождение людям без внимания к воле Господней и к душевному их спасению. He случалось ли нам видеть и даже знать людей, потворствующих честолюбию некоторых, превозносящих их в глаза, бесстыдно преклоняющихся перед ними? Этого ап. Павел никогда не делал. Не делал до сего дня и ни один из угодников Божиих, начиная с пророка Божия Илии, обличавшего Ахава и распутницу Иезавель, и Иоанна Крестителя, обличавшего Ирода с Соломией и Иродиадой. Ни один христианин не должен быть человекоугодником.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Хотя писать о том, о чем сожалеем, есть только усиление страдания, но так как в воспоминании об утраченной вещи дух чаще всего находит себе успокоение (ибо, когда мы пишем, мы устремляем к ней мысль и внимание, и тогда она в словах наших как бы оживает), то рассудили мы написать о кончине младшего Валентиниана, чтобы из-за молчания нашего не оказалось, будто мы предали забвению этот благодетельствовавший нам залог, и память о нем непочтительно оставили, избегая случая к соболезнованию, а тем более, что соболезнующий утешается самим своим сожалением, и когда я о нем или к нему говорю, тогда как бы о предстоящем или к предстоящему речь обращаю. Итак, что прежде всего оплакивать я буду? О чем прежде горько сожалеть? Дни желаний наших обратились в плач: Валентиниан возвратился к нам не таков, какого ожидали, исполнил он обещание свое самою смертью, но желанное присутствие его стадо нам весьма горестно. О, если бы он еще отсутствовал и был жив! Но, услышав, что Альпийские горы Италии осаждены неприятелем, пожелал лучше сам бедствовать, оставя Галлию, нежели не быть с нами, когда мы в опасности. Погрешил император, что хотел Римской империи помочь! Эта вина в смерти достойна хвалы. В воздаяние доброму Государю прольем слезы, ибо он заплатил нам смертью своей. Но не нужно здесь призывать к плачу. Оплакивают Валентиниана все, плачут неизвестные и боящиеся, плачут принужденные и варвары, плачут и те, которые казались неприятелями. К скольким стонам побудил он народы от Галлии и до наших мест? Ибо все оплакивают его не как императора, но как общего отца, сожалея о смерти его, как о своей собственной. Лишились мы императора, о котором соболезнование наше умножается тем более, что он был не зрел летами, но мудр советами. Потому, как говорит пророк: око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель,который оживил бы душу мою (Плач. 1,16); не только телесные, но и мысленные очи мои притупились, и все чувства некоей слепотой покрылись, так как лишился я того, кто обратил душу мою и в великом отчаянии сущую ободрил, и исполнил надежды.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

Душу свою надо просто очистить, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится ко Господу, Бог Сам всяку розгу, творящую о Нем плод, очищает, чтобы более принесла плода (см.: Ин. 15: 2). Нужно молиться, пост проводить по-христиански, жить Евангелием, быть церковным человеком. Вот и Пасху по-настоящему переживем. Тогда все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь! Он всегда близок к нам. Се, стою у двери и стучу , – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Если мы только захотим услышать голос Его, Он всегда поможет и всему научит нас. Он – Учитель. Был мертв, и се, жив во веки веков (Откр. 1: 18). Господь победил диавола. И если мы с Господом, вместе с Ним побеждаем Господь победил диавола. И если мы с Господом, вместе с Ним побеждаем. Праведный верою жив будет (Рим. 1: 17). А неверующий уже осужден (Ин. 3: 18). Правда Божия сбывается в вечности и раскрывается уже в нынешней жизни. Христос воскресе! Пасха для разбойников Иеросхимонах Валентин (Гуревич) , духовник московского Донского монастыря: – Господь сказал: Кто Меня любит, тот Мне последует – и: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12: 26);. Поэтому отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8: 34). Вот, собственно, путь к воскресению и Пасхе каждой души, в этом, в частности, ее богоподобие. При этом надо помнить, что встать на этот крестный жизненный путь означает вести себя в жизни так, как Господь Иисус вел Себя на Кресте. Он не рассердился, не обиделся, не имел злобы и враждебности к тем, кто Его унижал, оплевывал, наносил Ему смертельные раны; не вызвал 12 легионов Ангелов для отмщения. Он сохранял и по отношению к ним любовь Спасителя, ибо и за них распинался. Заботился не о том, чтобы Ему было не так больно, а о том, чтобы эти люди, превратившие свою «первозданную доброту», свое первоначальное богоподобие в звероподобие, бесоподобие, вновь смогли покаянием возвратить в себе это богоподобие. Своей молитвой к Отцу: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят (Лк. 23: 34) – Он стремился, предотвратив их немедленное уничтожение, дать им время для такого покаяния.

http://pravoslavie.ru/120862.html

О, люди! Вам дан разум, чтобы уразуметь Божию силу! О, христиане! Мы имеем Евангелие, чтобы понять, что многопопечительность о мирских вещах, скопидомство находятся в противоречии с учением евангельским (см. Мф. 6:24 и далее). Что же выходит? У одного миллион, у другого нет ни копейки, у одного дом падает от старания сделать из него подобие царского дворца, а у другого нет места для койки, для одра, чтобы приклонить печальную, утружденную, бедную голову. Отнимают у других то, что Сам Бог дает всем. А Бог дает так много, так много! Вот Он дает нам Единородного Сына Своего Иисуса. Разве Он может отказать нам в вещах маловажных, потребных для временной жизни? Воспряньте, души христианские! Будем думать о приближающемся празднике пришествия в мир Спасителя. Не будем ограничивать свою деятельность перед праздником покупкой роскошных снедей, приготовлением новых одежд и украшений, изобретением опьяняющих увеселений и опасных для души забав. Многопопечительность о делах мирских есть пагубное самообольщение. Слово Божие ходит за нами всюду и внушает одно: знай, что «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» ( 1Цар. 2:7 ). Боговдохновенный псалмопевец с печалью говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» ( Пс. 126:1 ). Куда ни посмотрите, человек при всех заботах ничего не может прибавить к своему счастью, ни одного часа к своему благоденствию вопреки судьбе, т. е. Божией воле (см. Мф. 6:27 ). Божественный Учитель указывает на то, чего мы должны искать постоянно и усердно. " Ищите, – говорит Он, – прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33 ). Он хочет, чтобы мы искали и просили Его благ, хочет, чтобы мы стучались в двери Его милосердия и царствия. Если мы будем поступать так, Он нас напитает не только хлебом земным, но и небесным, напоит водой живой, облечет нас сокровищами Своей святости, Своей праведности, Своей славы. Где и как надобно искать царствия Божия? «Царствие Божие внутри вас», – говорит Спаситель ( Лк. 17:21 ). Здесь, внутри, в собственном сердце оно. Здесь, в сердце и совести сокрыто «сокровище, которое найдя, человек» больше ничего не желает, кроме Христа (см. Мф. 13:44 ). «Царство Божие, – учит св. Павел, – не пища, не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Вторая добродетель, возвышающая святого евангелиста Иоанна, – целомудрие. Любящая мысль его никогда не омрачалась нечистой похотью. До конца своей долгой жизни он был безукоризненно непорочен, как невинное дитя. Ангельское благодушие было отличительной особенностью его жизни. От избытка девственного сердца глаголали его уста. Они говорили: «Не любите мира, ни того, что в мире» ( 1Ин. 2:15 ). Он дружелюбно и человеколюбиво относился к людям обоего пола, потому что его девственная душа в любви к людям искала и нашла своего Бога. «Бога никто никогда не видел. Если же мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» ( 1Ин. 4:12 ). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Так Бога, непостижимого в существе, св. Иоанн Богослов постиг в любви. Один мудрец, когда спрашивали его, что есть Бог, попросил дать ему один день на размышление. По прошествии дня просил другого дня; по истечении вторых суток просил недели. Протекла неделя. Что же, наконец, мудрец отвечал? Что чем более он думает о Боге, тем непостижимее становится для него существо Божие. А целомудренный ум Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса Христа, скоро обрел самый простой путь к познанию Божия существа. Он говорил: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). В Апокалипсисе св. Иоанн Богослов пишет о том, что он видел 144 тысячи девственников, поющих новую песнь Богу. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр. 14:1–4 ). Их простому сердцу и жизнерадостному взгляду на жизненный подвиг открываются тайны, сокрытые от признаваемых миром премудрыми и разумными. Люди целомудренных убеждений ни о чем другом не помышляют, как о предметах, возвышающих чувства и все силы души. Хорошая книга, душевный разговор, чистое, бескорыстное дружество, молитва – вот их препровождение времени. Девственная душа умеет сделать на земле для себя очищенное пространство. Само небо спускается к ним. Как солнечный свет блестяще отражается в чистом кристалле, так и свет Присносущного Божества отражается в душах и самой внешности людей чистой нравственности. Они долго-долго не старятся и умирают духовно юными. За добродетель девственности св. Иоанн был усыновлен Пресвятой и Пренепорочной Приснодеве. О, какое утешение, пример и назидание всем целомудренно живущим мужчинам и девицам, вдовым и вдовицам. Сам Христос с ними!

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Ho, при глубокой вере, христианская надежда должна выражаться молитвенным прошением к Господу. Желания сердца должны быть похожими на просьбу. Он Сам сказал: «Просите, и дано будет вам» ( Мф. 7:7 ), «просите, и получите» ( Ин. 16:24 ). Молитвенное прошение предполагает обдуманность желаний; им очищаются желания, противные видам христианской надежды, самодовольство, самохвальство, самопоклонение и другие свойства, не соответствующие нравственному чувству истинно верующих. С другой стороны, с истинной молитвой несовместимы безвременность и беспредельность прошений. Скромность и умеренность желаний, ограничиваемых смиренным сознанием своего духовного несовершенства, придают осмысленность и разумность прошению христианина. Такое прошение не может остаться без исполнения, ибо сказано: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ), и не навлечет упрека, какой произнесен устами апостола людям, требующим у Господа успеха злым надеждам: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак. 4:3 ). Христианская надежда как важнейшего условия успеха ее исполнения требует преданности Христу. «Полюбить Его всем сердцем, и всею душою, и всеми силами» ( Втор. 6:5 ), «всем разумением, и всею крепостью, всем умом и всем помышлением» ( Мф. 22:37 ; Мк. 12:33 ; Лк. 10:27 ), – вот степень преданности, за которой открывается уверенность в том, что все, чего ни попросим мы от Отца во имя Его, Он сотворит, «да прославится Отец в Сыне» ( Ин. 14:13 ). Такая безусловная, искренняя преданность Господу завершает полноту человеческого возрождения и человеческую надежду обогащает радованием непременного исполнения. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). К сожалению, примеры такой преданности в мире редки, но они возможны и действительны. Чаще же встречается преданность воле Божией неполная, неустойчивая, при которой человек попеременно способен предаваться то Богу, то маммоне (см. Мф. 6:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

При благополучном течении дел личная страсть заменяет высшее проявление религиозного чувства, при беде и неприятностях та же личная страсть, оставаясь неудовлетворенной, вынуждает человека к молитве, к прошению у Бога. Ho такая молитва не есть ни порыв чистосердечия, ни доказательство преданности воле Божией. Такая молитва безуспешна, и прошения ее безнадежны. «Если Господь есть Бог , то последуйте Ему; а если Ваал, то идите за ним» ( 3Цар. 18:21 ), «ибо какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор. 6:15 ), «Иисус Христос... оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Итак, кто действительно предан Христу, пусть покажет, что Он приобщается Христовым страданиям (см. 1Пет. 4:1 ). Пусть будет вся жизнь наша единой жертвой Христу в Божию славу, тогда в нас не явится ни ложная надежда, ни осуждение свыше, как плод ее (см. Гал. 6:7 ). «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» ( Иак. 4:8 ). Христианская надежда имеет еще одно достоинство, достижение которого обусловливает успех деятельности и всех земных чаяний человека, – терпение. Умение выносить мужественно ниспосылаемые испытания, умение силой духа, крепкой волей, равнодушием к изменяющемуся порядку жизни, высотой мысли и невозмутимым спокойствием встретить препятствие к нашему счастью, – вот средство и способ найти осуществление своих надежд даже на земле. He малодушной слезливостью, не уничиженными жалобами, не грубым ропотом преклоняется долготерпеливый Человеколюбец, но мужественным терпением. «Итак, братия, будьте долготерпеливы, – говорит апостол Иаков, – укрепите сердца ваши... В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец его от Господа» ( Иак. 5:7, 8, 10, 11 ). «Ибо мы живые, – благовествует апостол Павел, – непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( 2Кор. 4:11 ). «Радуюсь в страданиях моих», – говорит он ( Кол. 1:24 ). Отчего радуется? Оттого, что носит в сердце своем Господа: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Есть такое народное наблюдение, как назовешь корабль, так он и поплывет. Дорогие братья и сестры, давайте попробуем ещё подумать, прочувствовать девиз для нашей родной страны! Позвольте и мне поучаствовать в этом благородном деле. Предлагаю свой вариант в виде краткого стиха: «С верой, в правде и силе Подымайся, Россия!» Валентин Евгеньевич Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 35. Ответ на 32., Алёша: Еврейских молодых людей привести не могу. Они в Америке. Но Маркса любят. Правда, не в ленинском ключе.Троцкисты? Впрочем, Америка меня не интересует от слова вообще. А троцкисты при чем? Ладно, давайте забудем. А то очень вязко получается. 34. Поддержать инициативу! Архангел Михаил положил начало своей победе мыслью, в некотором роде девизом: «Никто какъ Богъ». Мысль абсолютно истинная, принятая от Святого Духа. И Ангелы силой Божией победили тьмы демонов, потому что слова Михаила содержали в себе истинную, Божественную энергию. Мне кажется, можно попробовать всем православно потрудиться и обрести мысль-девиз в Евангелии. Мне, например, сразу же открылись: «К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ!» (Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную). «БУДЕМ ЕДИНЫ!» ( ...чтобы они были едино, как и Мы. ... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.  ... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.  ... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. Ин 17 ).  Лично мне ещё нравится девиз «К Свету!». Не знаю, откуда первоначально взялись эти слова. Такие, как «Православие, Самодержавие и Народность», при всём их соответствии, мне кажется, свидетельствовали об обмирщении жизни. Мне кажется, должна стоять максимальная, чисто-религиозная задача, духовный идеал. В напряжении духовной работы и получится нечто и с человеком и со страной. Так создалась Сятая Русь из Евангелия. Кто из нас, христиан, не проходил через мучительное чисто-духовное перерождение? После него начиналось всё... Тем более, что только чисто-религиозная мысль начнёт работать по примирению всех разделений от рассудка. Что стоят идеологический разделения христиан, если все умрём? Самое главное – Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божия» (это как-бы «девиз») и добавил: «И всё остальное приложится вам» -- и государственность, и справедливость, и победы...

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/24/s_...

Возлюбленные, будем любить друг друга ( 1Ин. 4:7 ) Любовь к Богу и ближнему одна от другой не отделимы. Разлучить их нельзя: кто любит Бога, тот любит и ближнего; кто не любит ближнего, тот не любит и Бога. К сожалению, многие в своей жизни поступают не согласно этой заповеди. Многие, если всмотрятся в свою жизнь внимательнее и глубже, то увидят, что они исполнены уважения и преданности только к себе самим. Себя самих они готовы вести к земному счастью, ограничивая понятие о счастье мыслью евангельского сластолюбца, говорившего: «ешь, пей, веселись... душа моя» ( Лк. 12:19 ). Другие же, сухие, как железо, сердцем и чувствами, даже небесного рая ищут только для себя. Их чувства так черствы, их жизнь проходит бесплодно в пустосвятстве, ханжестве, озлобленной подозрительности, – они воображают, что двери рая отверзнутся лишь для них и для тех, кто им подобен, а все прочие пусть останутся в его преддверии или же в пропасти и адской бездне, в вечном отчаянии и слезах. Такое себялюбие они дерзают называть христианским, а в действительности оно антихристианское, противочеловеческое, диавольское. Св. евангелист Иоанн Богослов подтверждает эту мысль боговдохновенно и назидательно: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» ( 1Ин. 4:20 ). Поэтому Спаситель и не требует от нас ничего более, кроме любви чистой, бескорыстной, сердечной. В ней заключаются все добродетели. Святой апостол Павел изъясняет высокие свойства любви: Любовь долготерпелива, любовь милосерда, любовь независтлива, любовь чужда чванности, надменности, высокомерия, гордости, любовь чужда бесчинства, любовь бескорыстна, любовь нераздражительна, любовь постоянна, любовь не мыслит зла, любовь ненасмешлива, любовь восторженна к истине, любовь не смущается, любовь все покрывает, любовь всему верит, любовь всего надеется, любовь все переносит, любовь все терпит, любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13:4–8 ). Возьмите какую угодно добродетель. Если она не проникнута любовью, то перестает быть добродетелью. Что могущественнее веры? На вере основано все наше спасение. Но отнимите от нее любовь, – и она уподобится мертвому трупу. Св. апостол Иаков изъясняет эту истину словами: «Вера без дел мертва» ( Иак. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Остановите же свое внимание, мои снисходительные слушатели, на поучении истин св. Иоанна Богослова о любви. Он не от себя учил этой великой основе христианства, но принял эту заповедь от Божественного Своего Учителя, Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего людей и доказавшего Свою любовь к ним Своими величайшими страданиями и крестной смертью. Возлюбленные мои слушатели! Будет благовременно нам вспомнить в этой беседе о том, что когда Иисусу Христу предложили вопрос, какие заповеди главные в законе Божием, то Он изрек: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь». Предупреждая вытекающие из этого вопросы: «Как исполнить эту заповедь? Чем доказать свою искреннюю любовь к Богу? Чем воздать Господу, не имеющему нужды ни в каких благах, тогда как все приятности жизни получаются от Господа?» – Иисус Христос ответил, что любовь к Господу Богу можно выразить только любовью к ближним: «вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». И Иисус Христос присоединил к этому изречению следующие слова: " на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ). Итак, любовь к Богу и любовь к людям так плотно, крепко и согласно соединены между собою, что отделить одну от другой никак нельзя. Кто любит Бога, тот любит и ближнего; кто не любит людей, тот и Бога не любит: это истина неопровержимая. Кто не любит Бога, Всеблагого и Истинного, тот не поймет ни сладости дружбы, ни утешений от привязанности брата, дочери, сестры... Чтобы заповедь о любви к ближним глубже вошла в наши убеждения, если Господу угодно, продолжим свое скромное рассуждение в следующий воскресный день. А в настоящий момент я только повторю вам снова жизнерадостные слова св. евангелиста: «Возлюбленные! будем любить друг друга». Эти чудные, добрые слова будут для нас ключом, с помощью которого Ангелы Божии отверзут вам двери Божественного милосердия, любви, все покрывающей, дружбы, все согревающей, всепрощающей. Аминь. II

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010