3 . Хотелось бы мне, чтобы вы знали, что упомянутое выше письмо к пресвитеру Римской Церкви Сиксту написано было против новых еретиков – пелагиан, которые говорят, что благодать Божия дается по нашим заслугам, чтобы хвалящийся хвалился не Господом, но самим собой, то есть человеком, а не Господом. Это запрещает апостол, говоря: Никто не хвались человеком 8 . А в другом месте он же говорит: Хвалящийся хвались Господом 9 . Но эти еретики, полагая, что они сами по себе и от себя самих становятся праведными, хвалятся вовсе не Богом, но самими собою, как будто бы не Бог даровал им [эту праведность], но они сами [приобрели ее] себе. Подобным людям апостол говорит так: Ибо кто отличает тебя? 10 Он говорит это, поскольку из смеси той погибели, которая произошла от Адама 11 , только лишь Бог выделяет человека, делая его сосудом для почести, а не для поругания 12 . Но поскольку плотский и тщетно превозносящийся человек, услышав: Кто выделяет тебя? – может вслух или мысленно сказать в ответ: «Меня выделяет моя вера, меня выделяет моя молитва , меня выделяет моя праведность», – апостол тут же предупреждает такие его мысли и говорит Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? 13 А те, кто полагают, что они оправдываются самими собой, как раз и хвалятся так, как будто они не получили; и потому хвалятся самими собой, а не Господом. Благодать Божий подается без всяких заслуг 4 . Потому я в том письме, которое оказалось у вас, доказал при помощи свидетельств Священного Писания , которые вы можете обнаружить там, что и добрые дела наши, и благочестивые молитвы, и правая вера, всего этого никоим образом не было бы у нас, если бы не получили мы это от Того, о Ком апостол Иаков говорил так: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов 14 . Итак, пусть никто не говорит, что Божия благодать преподана ему по заслугам его дел или по заслугам его веры; пусть никто не считает истинным утверждение упомянутых еретиков, будто благодать Божия дастся по нашим заслугам. Это совершенно ложное мнение, не потому, что нет никакой доброй заслуги у благочестивых и злой заслуги нечестивых (ведь иначе как Богу судить мир?), но [поскольку] милосердие и благодать Божия обращают человека (то милосердие, о котором псалом говорит: Бог мой, милосердие Его предварит меня 15 ), так что оправдывается нечестивый, то есть из нечестивого становится праведным и начинает иметь добрую заслугу, которую увенчает Бог , когда будет Он судить, мир. Причина, по которой Августин не вдается в подробное изложение полемики с пелагианами

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

5 . Многое хотелось бы мне послать вам, чтобы, прочитав все это, вы могли тщательнее и полнее узнать все происходившее на епископских соборах против этих еретиков-пелагиан; но торопятся братия из вашего числа, пришедшие к нам. Через них мы и пишем это нам, однако не как ответ пишем. Ибо не принесли они нам никакого письма Вашей Любви; но мы приняли их, поскольку простота их достаточно показала, что они не собираются ни в чем нас обманывать. И потому поспешили они, что хотят провести Пасху вместе с вами, дабы возможно было, при помощи Господней, в столь святой день увидеть мир между вами, а не раздор. Пусть будет прислан тот, от кого возникло смущение 6 . Лучше всего вы поступите (очень вас об этом прошу), если не затруднитесь послать ко мне самого того, откого, как они говорят, произошло все смущение. Ведь или он не понимает моей книги, или же его самого не понимают, когда пытается он разрешить и разъяснить сложнейший и немногими уразумеваемый вопрос. Ведь что тот самый вопрос о благодати, который привел к тому, что некоторые неразумные люди сочли, будто апостол Павел говорит: Станем делать зло, чтобы вышло добро 16 . Из-за этого апостол Петр в своем втором Послании говорит так: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной своей гибели 17 . Уразумение того, во что мы веруем, зависит как от Бога, так и от нас 7 . Итак, остерегайтесь того, о чем столь великий апостол говорит столь устрашающе; и если чувствуете, что вы не понимаете чего-то, хотя бы веруйте Божественным речениям [в отношении Того], что существуют и свободное решение человека, и Божия благодать, без помощи которой свободное решение не может ни обратиться к Богу, ни совершенствоваться в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

4. Но поскольку иногда, о господин и отец, радость происходит из скорби, мы не удручены из-за того, что по вине неразумных и любопытных удостоились быть просвещены сладчайшими увещаниями Твоего Святейшества. Ибо и сомнение блаженного апостола Фомы, ищущего язв от гвоздей 9 , было утверждением вселенской Церкви. Итак, мы благочестиво и с благодарностью приняли, о господин и отец, лекарство твоих исцеляющих писаний, и ударяем себя в грудь, чтобы таким образом исцелилась совесть наша, которую посредством свободного решения нашего, даруемого милосердием [Божиим], исцеляет и оживотворяет благодать. Поступаем мы так лишь в то время, пока воспеваем милосердие с промедлением 10 . Ибо когда начнем мы воспевать Господу правосудие, тогда предстоит нам воспринять награду за наше дело, поскольку «милостив и справедлив Господь, милосерд и правосуден 11 . Ведь как учит нас Твое Святейшество, нам надлежит предстать перед судилищем Христовым, «чтобы каждый из нас получил соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое 12 . Ибо придет Господь, и «награда Его с Ним 13 ; ибо восстанет человек, и дело его перед ним; ибо придет Господь как печь пылающая, чтобы сжечь нечестивых как солому 14 , и для боящихся имени Господня взойдет солнце правды, тогда как нечестивые наказаны будут судом правды 15 . Тот праведник, которому ты, о господин и отец, являешься другом, восклицает, содрогается и смиренно говорит: «Господи, не входи в суд с рабом Твоим 16 . Если будет благодать Воздающего, не убоится праведный тайного приговора величия [Божия]. Это вера слуги твоего Флора, а не то, что говорили эти братия. Они лично слышали, как он говорил, что не по нашим заслугам дается дар благочестия, но по благодати Искупителя, ведь кто усомнится, что в тот день, когда начнется вершиться правосудие, далеко будет благодать? Вот как взываем мы, отче, вот как поем, по твоему учению, не уверенные в себе, но трепещущие: «Господи! Не обличай меня в ярости Твоей и не наказывай меня в гневе Твоем» 17 . Вот что говорим мы: «Наставь нас, Господи, и от закона Твоего научи нас, дабы избавил Ты нас от дней злых 18 . Верим мы, по твоему учению, досточтимый отец, в то, что Господь испытает праведного и нечестивого, и когда будут поставлены справа и слева добрые и злые, Он зачтет заслуживающим награды дела благочестия и исчислит подлежащее наказанию стяжание нечестия. Где будет благодать, когда станут проверяться по своему качеству дела, добрые либо злые 19 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кто из вас не жалуется на разруху и экономическую, и финансовую, и в путях сообщения. Всё минуется. Дружными усилиями народа – всё можно поправить. Но кто исправит нравственную разруху человеческих душ и, главное, кто даст силы исцелить её, кроме Христа? Ведь недостаточно только обличать. Нельзя же всё бить, и бить, и бить. Надо протянуть руку и поднять утопающего. Это сделать может один Христос. К Иоанну Крестителю в пустыню стекалось множество народа со всей Иудеи. Он учил их и готовил путь ко Христу. И ныне невидимой рукой своею собирает он нас в храм. Наши лица обращены к Христу: «паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца»... Но как некогда, так и ныне, чтобы достойно встретить Христа, надо исполнить слова пророка: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк.3:11 ). «Не клевещите... Никого не обижайте...»( Лк.3:14 ) «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное...»( Мф.3:1 ) «Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " ( Лк.3:7,8 ). Аминь. 21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) Всенощная была совершена по чину Успенского собора Святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Крутицким Евсевием. Сослужили: протопресвитер Н. А. Любимов, протоиереи Пшеничников, Вишняков, Пятикрестовский, Заозерский, Благовещенский, Орлов, Ермонский, игумен Иоанникий, священники Берёзкин, Покровский, Свенцицкий, Мерцалов, Ярошевский, Светинский, великий архидиакон Розов, протодиаконы: Ризоположенский, Тулузаков, Солнцев, Румянцев. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Более трёхсот лет тому назад царский опричник Малюта Скуратов задушил святого митрополита Филиппа, заключённого в монастырской тюрьме. Ныне, совершая молитвенную память мученической его кончины, мы будем вспоминать великое дерзновение его архипастырского служения. Но, вспоминая подвиги его, можем ли мы не вспомнить и о той непроглядной тьме царствования Иоанна, среди которой Господь судил возжечься на Руси этому великому светочу Православной Церкви! «Никтоже может двема господинома работати» ( Мф.6:24 ) – никто не может служить двум господам – вот евангельские слова, решившие судьбу молодого царедворца, перед которым открывалась широкая дорога людской славы и земных почестей. Долгие годы колебалась его душа и в шумной придворной жизни тосковала о молитвенном уединении – служила «двум господам». Здесь, в храме, благодатная сила Божественных слов осияла его разум, укрепила его волю – и он избрал себе Господина навсегда. Он вышел из храма и тайно, ни с кем не прощаясь, оставил Москву. Его влекло туда, на дальний Север, в Соловецкий монастырь, где и суждено было начать подвижническую жизнь смиренному иноку Филиппу...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные (οεου) к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки бога и Господа нашего Иисуса Христа. Увещевает тех, которые однажды признали Господа нашего Иисуса Христа Спасителем и уверовали в Него, чтобы подвизались за веру. Ибо, если мы приняли вочеловечившееся Слово и однако говорим, что Иной Тот, Который прежде веков от Отца, и Иной Тот, Который от Матери, и что Сей - особое лице, то как не отвергаемся единого Господа и Владыки? Ибо Господь Иисус един по единению домостроительства; потому что предвечное Слово Божие и Бог, имея насажденную в славу Божества плоть, воспринятую Им от Святой Девы, с самого зачатия, есть Один и Тот же Владыка всех. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, набавив народ на земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дна. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример. Сказав о разврате нечестивых николаитов, валентиниан и маркионитов, присовокупляет и то, что Господь - избавил народ из земли египетской, и так далее. Этим показывает, что Основатель Ветхого и Нового Завета есть один и тот же Бог, а не как эти гнусные говорят, будто один Бог, гневный и жестокий, дал Ветхий Завет, а другой Бог, негневный и человеколюбивый, дал Новый Завет. Тем же показывает и то, что ныне нечествующие не останутся ненаказанными, как не остались вышедшие из Египта. Ибо хотя Бог превосходной Своею силой и по клятве отцам их освободил их от египетского рабства, однако, когда они преступили закон, не оставил их без наказания, но воздал им должное возмездие: им нисколько не помогли ни благоволение Божие к предкам их, ни сверхъестественная сила чудес; и те, кои тогда перешли Чермное море посуху, впоследствии за отступления от веры погибли. Тех же, которые, получив честь ангельского достоинства, по нерадению не пребыли в первоначальном своем состоянии, но отринули данный им благостью небесный образ жизни, Бог сокрыл в наказание на суд, то есть на осуждение, великого дня; ибо это значит слово соблюдает. Почему и Господь говорит: идите в огонь, уготованный диаволу и ангелам его (Матф. 25, 41). В пример того, что их обнимет неугасающий Огонь, приводятся и жители Содома.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1057...

В следующий раз, если благоугодно Господу, продолжим нашу беседу о милосердии. Теперь же я приглашаю вас с умилением воздать хвалу Богу, с полным сознанием того, что, слава Богу, много добра и счастья в Божием мире. Грех нам, христианам, роптать на свою участь. Благ Господь, приемлющий наши скудные молитвы и приношения, и «милость Его, нашего Господа, возвеличилась до небес!» ( Пс. 35:6 ). Аминь. II Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие. ( Кол. 3:12 ) Какое значение имеет милостыня и какие ее плоды? Подаяние милостыни, прежде всего, приобретает нам любовь и благословение Божие. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу», – учил премудрый Соломон ( Притч. 19:17 ). Милостыня очищает наши грехи и снискивает нам помилование. Св. Златоуст в проповеди своим слушателям говорил: «Узнай, грешник, что милостыня – твоя защитница; милостыня может загладить грехи и избавит от Суда». Милостыня, совершаемая по чувству и долгу христианского милосердия, не есть, как некоторым кажется, растрата нашего имущества, но служит доказательством его приумножения. Всякому известно: чем больше рассеивается семян, тем обильнее получается жатва, так же точно: чем щедрее раздается милостыня, тем более подающий ее пожнет и соберет плодов своего благотворения. Это сравнение мною не придумано, а взято из Слова Божия, из книги Притчей, где в XXII главе говорится: «[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.] Милосердый будет благословляем» ( Притч. 22:8, 9 ), и из Евангелия от Луки, где в VI главе читаем такие слова Господа: «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» ( Лк. 6:38 ). Будем же сеять доброе, полезное, благотворное. Если сами на земле не дождемся, когда посеянное нами вырастет и расцветет, то увидим ниву своего милосердия там, на небесах, где нет ни нужды, ни вздохов, ни бедных, ни должников, ни заимодавцев, где люди живут вечно, как Ангелы Божии на небесах (см. Мф. 22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Наконец требуют они: свободы совести; это значит, чтобы всякий безнаказанно мог молиться своему Богу, по своей вере 220 . Все эти свободы необходимы, чтобы можно было жить по-Божески, не нужны они только тем, кто живёт для самого себя. Значит, освободительное движение, добивающееся этих свобод, свято и угодно Богу. Христиане часто со злорадством говорят на это: «Какая уж святость, когда все там одни безбожники!» Действительно, так называемые «крайние партии», социалисты-революционеры и социал-демократы, открыто признают, что они не верят ни в Бога, ни в Христа, ни в загробную жизнь, ни во всеобщее воскресенье. Но нельзя же дело называть дурным только за то, что его делают неверующие люди. Кто же, в самом деле, кроме самих христиан виноват, что святое дело взяли на себя «безбожники», а на словах признающие Бога ничего святого не делают? Надо всегда помнить евангельскую притчу. «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моём. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошёл. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошёл» 221 . Так же вот и эти неверующие люди. Они говорят, что не хотят служить Господу, потому что не верят в Него, но сами всё-таки, всей своей жизнью, служат Ему 222 . А верующие твердят: «Господи, согрешили», а сами живут хуже язычников. Пора, наконец, перестать с враждой относиться к освободительному движению только за то, что руководители его другой с нами веры. Лучше внимательно вдуматься в своё христианское учение: не окажется ли тогда, что пора начать христианам такую же пламенную борьбу за ту же святую свободу, за ту же правду, за которую борются те, кого злобно зовут «крамольниками» и безбожниками. Среди христиан глубоко укоренилось убеждение, что вся эта борьба не только не святая, но прямо суетная, что христиане ничем подобным заниматься не должны. На самом же деле так думать могут лишь те, кто не разумеет Писания и всей силы его. Вот с этого мы и начнём рассказывать истинную, христианскую «правду о земле». II. Должен ли христианин принимать участие в политической и экономической борьбе?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Горе нам, если мы малодушно уклонимся от призывающего гласа Божия: «покайтесь, приблизилось Царствие Божие!» Тогда мы услышим над собой приговор Вечной Правды: «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли... когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу» ( Притч. 1:24, 25, 27, 28 ). От такого приговора да спасет нас Господь, долготерпеливый и милосердый. Теперь Церковь в течение всех недель, до самой св. Четыредесятницы постоянно будет раскрывать нам в своих песнопениях и молитвах, в чтении апостольском и в Евангелии убедительные доказательства необходимости неотложного покаяния. В заключение скромного моего слова, обновлю в вашей памяти слова пророка, призывающие к покаянию: «Душа согрешающая, она умрет... беззаконник же, если обращается от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою» ( Иез. 18:20, 27 ). Покайтесь, братья и сестры, старцы и юноши, жены и мужи, и Христос с нами. Аминь! II Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал. 3:27 ) Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Св. Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безотложную необходимость. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). Истину этих слов Иисус Христос доказал собственным примером, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана. Мы все, здесь присутствующие, носим имя христиан, потому что все, по примеру и заповеди Спасителя нашего, приняли св. Крещение, «родились водою и Духом». Но все ли мы – наследники небесного царствия? По учению св. Павла, для достижения вечного спасения не достаточно принять Крещение, но для этого нужно еще облечься во Христа, жить Христовою жизнью, иметь дух Христов. Все вы, «во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», – учит Он. Что же значит облечься во Христа, иметь Христову жизнь? Вот вопрос настоящей Недели, именуемой в церковном уставе Неделей Просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Еще пример. Современнику св. Павла, апостолу Петру, ученики жаловались на людскую неправду. Они говорили, что ведут себя достойно, а о них распространяется дурная молва; трудятся, а их называют тунеядцами; молятся, а их приравнивают к неверующим; любят, а их ненавидят; помогают нуждающимся, а их помощь считают как бы подкупом. На все эти сетования св. апостол Петр в своем первом послании дал такой ответ: «то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:19–21 ). Вслушайтесь в эти слова первоверховного пастыря Церкви. Советы благовестников не устарели, как не стареет и не умирает Истина. Возьмем их и сложим бережно в своем сердце как молитву, как завещание любимых родителей, и последуем им. В наше время скорби угнетают многих. От них нигде не спасешься, не убережешься. Они проникают и в бедную хижину, врываются и в чертоги, созидаемые роскошью. Льются невольные слезы, со всех сторон слышатся сердечные вопли. Ho не будем ни роптать, ни злиться, ни впадать в пороки; не уступим ни одной пяди своих христианских убеждений, не падем при искушениях, но скажем, подражая словам апостола: «Мы, ученики и последователи Христа, «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение " " . II Итак, не должно малодушествовать, испытывая скорби и бедствия, потому что от скорбей, как говорит ап. Павел, «происходит терпение, а от терпения – опытность» ( Рим. 5:3–5 ). Поистине опытность можно назвать дочерью терпения. Человек, имеющий достаток материальных благ и телесное здоровье, обычно не вникает глубоко в себя. И сегодня, и завтра, как всегда, перед ним есть все, в чем чувственная его природа имеет потребность. Он идет, куда хочет, у него свой дом, на улице – почет, в теле – крепость здоровья, в расположении людей, в развлечениях – нет отказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Схиархимандрит Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко». Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые со­общества развращают добрые нравы» (1 Кор 15, 33). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор 6, 14,16). Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор 6,17). Апостол Павел: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фес 3, 6); и далее: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фес 3,14). Апостол Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем... или злоречивым... с такими даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор 5,11,13). Симеон Новый Богослов: «Мертв для святых мир и люди мира». Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело их общение». Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)» , выпущенной Сретенским монастырем. Книгу можно приобрести в магазине московского Сретенского монастыря . скрыть способы оплаты Комментарии Александр 3 февраля 2011, 02:33 Спасибо огромное! Благодоря Вашим статьям я многое понял! Низкий вам всем поклон! Валентина 2 февраля 2011, 15:10 Ларисе: думаю, что Христос ел с " мытарями и грешниками " , потому что мог позволить это себе и своей душе, т.к. соприкосновение с чужим грехом не заражало грехом Его душу. А мы немощны, и вопрос не в том, кто " чист " , а кто " нечист " , а в том, каков для нас тот порог греховности, соприкосновение с которой не повредит нашей душе. Уверена, что если подходить к вопросу с такой позиции, то ни о какой гордости тут и речи не может возникнуть.

http://pravoslavie.ru/36085.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010