Fr. II. 20; PL 10. Col. 647–648). Греческий текст писем Урсакия и Валента к Юлию и Афанасию см. в «Защитительном слове против ариан» свят. Афанасия и в «Церковной истории» Созомена: Ath. Apol. contr. ar. 58; Sozom. Hist. eccl. III. 23–24. 633 Socrat. Hist. eccl. II. 24: «...предоставив епископу Юлию покаянную грамоту, они признали единосущие...». Следует отметить, что для Сократа свойственно неверно и в утрированном виде пересказывать те или иные тексты догматического содержания. Так, церковный историк приписывает отцам «Филиппопольского» (восточного Сердикского) собора исповедание учения о неподобии Бога Сына Богу Отцу, хотя в самой соборной догматической формуле нельзя обнаружить и намека на подобные идеи (см. Socrat. Hist. eccl. II. 20). 635 Так, В. Келлинг утверждает, что Урсакий и Валент вообще не имели интереса к теологическим проблемам и что они во всем следовали за императором Констанцием (см. Kölling W. Op. cit. S. 262). 636 Hilar. Fr. III. 3: «Ведь существует же книга постановлений, написанная епископами против него (Маркелла Анкирского), в этой же книге те, кто ныне пребывают с самим Маркеллом и ему благоволят, то есть Протоген, епископ города Сердики, и Кириак из Наисса, подписали это осуждение собственноручно» (namque liber sententiarum extat in ipsum ab episcopis conscriptus, in quo libro etiam isti, qui nunc ipso sunt Marcello atque illi favent, id est Protogenes Sardicae civitatis episcopus et Cyriacus a Naiso, in ipsum sententiam manu propria conscripserunt). Hilar. Fr. III. 14: «Не смутился Протоген, епископ Сердики, вступить в общение с Маркеллом еретиком, чью и секту и дурное учение на соборе, подписав четыре постановления епископов, собственными устами сам осудил» (Nec confundebatur Pritogenes Serdicae episcopus communicare Marcello haeretico, cujus et sectam et reprobum sensum, in concilio quater sententiis episcoporum subscribens, propria voce ipse damnaverat). Кроме того, имя Протогена присутствует в списке епископов, осудивших Павла Константинопольского, но затем вступивших с ним в общение (in Paulum Constantinopolitanum sententiam dederunt et illi postea communicaverunm.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

LXXXVII. АФАНАСИЙ, епископ Александрии 303 , поскольку терпел многочисленные козни со стороны ариан, бежал к Константу, принципсу Галлии, откуда возвратился с его письмами. После смерти Константа Афанасий был снова изгнан и скрывался вплоть до правления Иовиана 304 , от которого снова принял в управление церковь , и скончался уже при Валенте 305 . Известны его две книги «Против язычников», одна книга «Против Валента и Урсакия» 306 , книги «О девстве», очень много книг о преследованиях от ариан, книга «О заголовках Псалмов», «История», заключающая в себе житие Антония отшельника, пасхальные послания и многие другие сочинения, которые долго перечислять. LXXXVIII. АНТОНИЙ, монах 307 , жизнь которого описал в замечательной книге Афанасий, Александрийский епископ, послал разным монастырям семь написанных на египетском языке посланий апостольского духа и слова, которые переведены на греческий язык и между которыми особенно замечательно послание «К арсиноитам» 308 . Антоний был известен в период правления Константина и его сыновей. LXXXIX. ВАСИЛИЙ, епископ Анкиры 309 , врач по профессии, написал одну книгу «Против Маркелла», другую «О девстве» и некоторые другие сочинения. При императоре Констанции он вместе с Евстафием Севастийским 310 был главой македонианской партии 311 . ХС. ФЕОДОР 312 , епископ фракийского города Гераклеи, выделяющийся изящным и ясным изложением своих мыслей, а также значительными познаниями в истории, написал при принципсе Констанции толкования на Евангелие Матфея и Иоанна, на апостольские послания и на Псалтырь. XCI. ЕВСЕВИЙ, епископ Эмесы 313 , человек высокого ума и большого красноречия, написал бесчисленное множество книг, способных возбуждать народные аплодисменты, но при этом он строже других придерживался исторических фактов. Его сочинения весьма усердно читаются теми, которые желают научиться декламаторскому искусству. Из его сочинений особенно хороши книги против иудеев, язычников и новациан, десять книг «На послание к галатам» и очень много, хотя и кратких, бесед на Евангелия. Он жил во времена императора Констанция, при котором и скончался, и погребен в Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Услыхав об этом, царь распаляется гневом: ибо сей блаженный имел божественную ревность, но не знал, что они были клеветники вследствие ненависти ариан к ортодоксии, о которой я выше сказал. Он приказывает собрать собор в Финикии, в городе Тире. Произвести суд он приказал Евсевию кесарийскому и некоторым другим. Они гораздо более были расположены к злоучению арианскому. Были приглашены и некоторые египетские ортодоксальные епископы, подвластные Афанасию, — мужи знаменитые и великие, ведшие отличное житие в Боге. В числе сих был блаженный Потамон великий, епископ гераклийский и исповедник. Были тут и мелитиане, в особенности обвинители Афанасия. Ревнитель же по истине и православию вышесказанный блаженный Потамон, который говорил свободно и никогда не лицемерил (во время гонения за истину он лишен одного глаза), увидев, что Евсевий сидит и производит суд, а Афанасий стоит, сильно восскорбев и заплакав о том, что случается с друзьями истины, обратился к Евсевию, громогласно говоря: ты, Евсевий, судишь, а Афанасий, будучи невинным, судится тобою. Кто может снести это? Скажи ты мне: не со мною ли ты был в темнице во время гонения? И вот я за истину лишен глаза, а ты не оказываешься потерпевшим какое–либо повреждение на теле и не подвергался мучению, но остался цел и невредим: каким образом ты освободился из темницы, как не тем, что обещал наведшим на нас тягость гонения совершить беззаконное дело или даже совершил? Услышав это, Евсевий приходит в негодование и, вставши, распустил судилище, говоря: если вы, пришедши сюда, на нас говорите это, то обвинители ваши истину говорят о вас: если вы здесь самовластвуете, то тем более в своем отечестве. 9. После сего Евсевий с приверженцами своими предпринял следующее: они посылают двоих паннонских епископов — единомышленников Ариевых, Урсакия и Валента (Ορσκιν τε κα Ολεντα), в Александрию и Мареоту, где, говорили, произошли вышеупомянутые события, именно относительно сосуда, и ссора по другим делам. Возвратившись, они донесли не так, как было на самом деле, но поставив одно вместо другого, налгали и наклеветали на блаженного папу Афанасия, и, вымыслив, представили это письменно, будто истину, на собор Евсевию и другим, как в последствии показали раскаявшиеся Урсакий и Валент, которые с записями пришли к блаженному Юлию, епископу римскому, и умоляли его о прощении своей вины: мы, говорили они, оклеветали папу Афанасия; но ты допусти нас до общения и покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Православный умело сводит к абсурду тезисы своего противника и вынуждает его признать свое частичное поражение. Во второй, догматической части (doctrina, гл. 14–27) краткие вопросы луциферианина являются всего лишь предлогом для длинного историко-догматического дискурса, в котором православный подробно останавливается сначала на исторических обстоятельствах Ариминского собора 359 г., где многие православные епископы, поддавшиеся давлению со стороны властей и введенные в заблуждение происками арианствующих епископов Валента и Урсакия, подписали арианское вероисповедание (так называемую «датированную веру», или «никскую формулу»), в чем они впоследствии раскаялись (гл. 17–19). Автор также описывает последовавшие вслед за этим события, в частности, примирительный Александрийский собор 362 г. под председательством свт. Афанасия Великого и неприятие его решений Луцифером, что, в конце концов, и привело к луциферианскому расколу (гл. 20). В гл. 21 рассматривается позиция крайней партии луцифериан, во главе которых стоял римский диакон Иларий, не признававший арианского крещения и, как следствие, настаивавший на перекрещивании всех возвращающихся от арианства – как мирян, так и епископов. Для опровержения этой позиции блаж. Иероним ссылается на церковное Предание и апеллирует к аналогичному спору о перекрещивании еретиков, происшедшему между свт. Киприаном Карфагенским и св. папой Стефаном 1 в 255–257 гг., в результате которого Церковь не приняла точку зрения свт. Киприана, выступив против перекрещивания еретиков (гл. 23–26). По мнению автора, эта практика основывается на библейском представлении о Церкви как смешанном сообществе, содержащем, подобно Ноеву ковчегу, добрых и злых людей, прерогатива разделения которых на Страшном Суде принадлежит только Самому Главе Церкви – Христу (гл. 22). В конце концов луциферианин признает правоту православного и отказывается от своего заблуждения (гл. 28). Несмотря на критику в адрес луцифериан, в трактате блаж. Иероним демонстрирует свое уважение к ним и их главе – Луциферу, которого он именует «блаженным» (beatus Luciferus, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Думал я, что всякое суесловие еретиков, сколько бы ни было их когда-либо, прекратилось в следствие бывшего собора в Никеи; потому что вера, согласно с бож. Писаниями, исповеданная на нем отцами, достаточна к низложению всякого нечестия и к утверждению благочестивой во Христа веры. Потому и на бывших ныне разных соборах в Галлии, в Испании и в великом Риме, все присутствовавшие с общего согласия, как бы движимые единым Духом предали анафеме мудрствующих еще по-ариански, разумею Авксентия медиоланского, Урсакия, Валента и Гаия из Папионии. А поскольку подобные сим люди сами у себя выдумывали имена соборов; то и отцы писали всюду, во вселенской Церкви не выставлять на вид никакого собора, кроме бывшего в Никеи, сего победного знамения над всякою ересию, преимущественно же над арианскою, по причине которой и был тогда наипаче созван собор сей... Отцы, сошедшиеся в Никеи, не тело, но самого Сына наименовали единосущным Отцу, и исповедали о Сыне, что Он от Отчей сущности, а о теле, согласно также с Писаниями, что оно от Марии. Поэтому или отвергните собор никейский, и, как еретики, вносите сие учение, или, если хотите быть чадами отцев, не мудрствуйте паче того, что они написали... Да будет во всей силе исповеданное отцами в Никеи. Ибо сие правомысленно, и сего достаточно к низложению всякой нечестивой ереси, особливо же арианской, которая хулит Слово Божие, а вследствие сего по необходимости нечествует и против Духа Его Святого... Благодарение Господу, исполнившему тебя всяким словом и всяким ведением! Кающиеся же пусть явно и поименно предадут анафеме зловерие Евдоксия и Евзоия (ибо сии защитники арианской ереси, хуля Господа, включили уже Его в число тварей), да исповедуют же веру, исповеданную отцами в Никеи, и никакого другого собора не предпочитают сему собору». Св. Афан. в. Посл. к еписк. африканским, к Епиктету, к Максиму, к Руфиниану: тв. ч. 3 с. 315. 326. 328. 329–330. 333. 357. 426. М. 1853. 260 Бл. Авг. Прот. Юлиан. пелаг. кн. 1 гл. 3. 4: тв. т. 10 с. 330. Антв.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Евстафия. Под предлогом того, что дела паствы требуют его присутствия, Е. покинул Сирмий, однако направился не в Германикию, а в Антиохию, где был избран епископом. Имп. Констанций утвердил переход Е. с Германикийской на Антиохийскую кафедру. В Антиохии Е. открыто поддерживал крайних ариан - аномеев во главе с Аэтием ( Socr. Schol. Hist. eccl. II 37; Sozom. Hist. eccl. IV 12; Theodoret. Hist. eccl. II 20, 27); в 358 г. созвал Собор, утвердивший учение крайних ариан. 2-я сирмийская формула и усиление крайнего арианства вызвали беспокойство на Востоке со стороны умеренных противников Никейского Символа веры , из к-рых вскоре образовалась партия омиусиан. Первым выступил против аномеев Георгий , еп. Лаодикии Сирийской ( Sozom. Hist. eccl. IV 13), вскоре на его призыв откликнулся Василий , еп. Анкирский ( Philost. Hist. eccl. IV 8). В кон. 358 г. в Сирмий к имп. Констанцию прибыла делегация омиусиан во главе с еп. Василием Анкирским, к-рый подал императору жалобу на Е. и предложил исповедание, выработанное на Анкирском Соборе (Пасха 358; см. ст. Анкирские Соборы ). Ему удалось привлечь императора на свою сторону. На III Сирмийском Соборе (лето 358) было выработано новое исповедание, по сути повторявшее 2-ю формулу Антиохийского Собора 341 г. с добавлением учения о том, что Сын подобен Отцу по сущности ( Sozom. Hist. eccl. IV 15). Е. вместе с др. аномеями попал в опалу (Ibid. IV 13) и был отправлен в изгнание в М. Армению ( Philost. Hist. eccl. IV 8). Однако успех партии еп. Василия Анкирского был недолгим. Имп. Констанций вскоре понял, что василиане составляют хотя и большую, но далеко не единственную богословскую партию на Востоке, к нему стали поступать жалобы от вост. епископов на тиранию василиан. Констанций решил созвать новый Вселенский Собор, к-рый прекратил бы богословские споры в Церкви. Однако впосл. под влиянием придворных церковных деятелей, в первую очередь арианских епископов Валента и Урсакия, планы императора изменились. Было решено созвать 2 Собора: зап.

http://pravenc.ru/text/187104.html

В апокрифической биографии Л., включенной в Liber Pontificalis, папа представлен как еретик и гонитель православных. Отправляясь в ссылку, он назначил вместо себя пресв. Феликса, к-рый обнаружил среди рим. клириков пресвитеров-ариан Валента и Урсакия и осудил их в присутствии 48 епископов. Валент и Урсакий отправились к имп. Констанцию и попросили его вернуть Л. в Рим при условии, что тот вступит в общение с арианами, но не будет перекрещен, что и было исполнено. Сначала Л. жил у сестры императора, Константины (см. Констанция ), на пригородном кладбище св. Агнесы (in cymiterio sanctae Agnae), надеясь, что благодаря ее заступничеству император позволит ему вернуться в Рим. Однако Константина, осознав, что Л. был еретиком, отказалась помогать ему. Вскоре имп. Констанций вместе с Валентом и Урсакием созвал в Риме ариан, которые низложили Феликса и провозгласили Л. законным папой. Феликс удалился в свое пригородное имение и скончался там 29 июля (в жизнеописании Феликса утверждается, что он был казнен). Вступив в Рим 2 авг., Л. стал преследовать православное духовенство; многие клирики погибли, оставшимся было запрещено входить в церкви и термы (LP. T. 1. P. 207-208). В «Деяниях папы Либерия» (CPL, N 1681), составленных в нач. VI в. в Риме и относящихся к т. н. Симмаховым фальшивкам, представлена другая версия легенды о Л.: о его ссылке не упоминается, но говорится, что он был изгнан Констанцием в предместье Рима, на кладбище Новеллы на Соляной дороге, за то, что обличал еретиков. Накануне Пасхи Л. призвал к себе римских пресвитеров и диаконов и назначил наместником пресв. Дамаса. Не имея возможности вернуться в город, в день Пасхи Л. крестил 4012 чел. на Острианском кладбище (cymiterio Ostriano), где некогда совершал крещения ап. Петр. Между тем имп. Констанций, отправляясь в военный поход за р. Дунай, публично заявил, что после победы убьет Л., а его тело отдаст на съедение птицам и диким зверям. Накануне дня Пятидесятницы и в сам праздник Л. крестил в базилике св. Петра 7810 чел., к-рые опасались гонений после возвращения императора. После победы над врагами Констанций отправился в Никомидию, где, приняв крещение от епископа-арианина Евсевия, вскоре скончался (PL. 8. Col. 1387-1410).

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Либерий, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1600. P. 49 (РГБ) Понтификат Л. совпал с правлением имп. Констанция II (337-361), проводившего проарианскую политику. Став в 353 г. единоличным правителем Римской империи, Констанций II стремился отменить Никейский Символ веры и окончательно осудить свт. Афанасия I Великого , еп. Александрийского. В ответ на письмо вост. епископов его предшественнику Юлию I (337-352) Л. созвал Собор в Риме (весна 353). На Соборе были зачитаны обвинительное послание против Афанасия, составленное вост. епископами, и соборное послание 24 епископов Египта, к-рые выступили в защиту Александрийского епископа. Осенью 353 г. по инициативе Л. состоялся Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), на к-ром под давлением епископов-ариан Валента и Урсакия папские легаты Винцентий Капуанский и Марцелл, а также большинство присутствовавших епископов подписали осуждение свт. Афанасия. Св. Павлин , еп. Треверский (Трирский), отказавшийся последовать примеру остальных, был немедленно сослан во Фригию ( Sulp. Sev. Chron. II 39. 1-2; Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6). Согласно Аммиану Марцеллину , «несмотря на приказ императора и вопреки уговорам, [Либерий] упорно отказывался [осудить Афанасия] и не раз громко заявлял, что считает величайшей несправедливостью осудить человека, не увидев и не выслушав его. Таким образом, он открыто сопротивлялся императорской воле» ( Amm. Marc. Res gest. XV 7. 9). В поисках поддержки Л. обратился к епископам Осию Кордубскому (Кордовскому) и Цецилиану Сполетийскому (Сполетскому), призвав их не следовать примеру Винцентия Капуанского (PL. 8. Col. 1349). В 354 г. понтифик направил к императору св. Луцифера , еп. Каралиса (ныне Кальяри), пресв. Панкратия и диак. Илария с просьбой созвать новый Собор, чтобы решить вопрос об исповедании веры ( Liberius. 1916. P. 89-93). Тогда же Л. обратился к св. Евсевию , еп. Верцелльскому, с просьбой поддержать Луцифера (PL. 8. Col. 1349-1351). Из других писем Л., адресованных Евсевию, следует, что епископ исполнил поручение папы, хотя и выразил сомнение в успехе ходатайства перед императором (Ibid. Col. 1355-1356). С просьбой оказать влияние на императора папа обратился также к Фортунату, еп. Аквилейскому.

http://pravenc.ru/text/2463649.html

Следует также подчеркнуть, что в источниках (причем у тех же авторов) присутствует и другой образ Констанция – образ тирана, пытающегося подчинить Церковь своей воле. Так, в своем сочинении «История ариан к монахам» свт. Афанасий Великий приводит следующие слова Осия Кордубского, обращенные к Констанцию: «Так бойся и ты, чтобы захватывать в свои руки церковные дела»). Свой протест против вмешательства императора в дела Церкви Осий мотивирует принципиальным различением сфер деятельности церковной и гражданской власти: «Посему как нам не позволено властвовать на земле, так и ты, василевс, не имеешь права воскурять фимиам» (Ath. Hist. arian. 44). См. также свидетельство свт. Илария в трактате «Против Констанция»: «Священников отдаешь под стражу, войска свои направляешь на устрашение Церкви, собираешь соборы и веру западных приводишь к нечестию... восточные же раздоры, как их создатель, питаешь» (Sacerdotes custodiae mandas, exercitus tuos ad terrorem Ecclesiae disponis, synodos contrahis, et Occidentalium fi dem ad impietatem compellis... orientales autem dissensiones artifex nutris) (Hilar. Contra Const. 7). Что же касается Урсакия и Валента, то следует скорее согласиться с мнением Р. П. К. Хэнсона, который полагал, что эти епископы более явно, чем другие, корректировали свои взгляды в соответствии с благорасположением императора в конкретный исторический момент (см. Hanson R. P. C. Op. cit. P. 591). 807 Как верно, на наш взгляд, отмечает Р. Кляйн, Констанций согласился на это решение, поскольку полагал, что таким образом будет легче достичь конечной цели императорской политики – установления церковного мира. Кроме того, Р. Кляйн справедливо указывает на то, что все колебания церковной политики императора и его лавирование между различными церковными партиями также определялись его последовательным стремлением к примирению противоборствующих сторон (см. Klein R. Op. cit. S. 93). 809 Sulp. Sev. Chron. II. XLIV. 8: Ita neutra pars vicisse se penitus, aut victim putare poterat: quia fides ipsa pro Arianis, professiones vero postea abjectae pro nostris errant, praeter illam quam Valens subjunxerat, quae tum non intellecta, sero demum animadversa est.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Об этом посещении он сохранил самые лучшие воспоминания, и когда авва Феодор, встретивший его, умер в 368 г., он послал авве Орсисию и монахам письмо с утешением и одобрением. Юлиан умер 26 июня 363 г. и унес с собой в могилу все, что предпринимал и замышлял. Со вступлением на престол Иовиана окончилось изгнание св. Афанасия. Он был официально восстановлен в своих правах на александрийскую кафедру. В Антиохии он виделся с новым императором и, по просьбе его, написал изложение веры («Послание к императору Иовиану»). Жалобы против него, обращенные к императору александрийскими арианами и их главой Лукием, оставлены были без внимания. Но Иовиан неожиданно умер в ночь с 16 на 17 февраля 364 г. Император Валент, усвоивший арианскую политику, издал эдикт 5 мая 365 г. об изгнании всех епископов, низложенных Константием и возвращенных Юлианом. При этом известии народ александрийский заволновался и требовал у начальника провинции оставить епископа. Тот обещал написать Валенту, и движение успокоилось. Но Афанасий, вероятно, предупрежденный о том, что тайно затевалось, 5 октября незаметно оставил город, а в следующую ночь префект с военным начальником ворвался в церковь св. Дионисия, где епископ обыкновенно совершал богослужения, и тщательно обыскал ее. Св. Афанасий скрылся в деревне «у новой реки», в гробнице своего отца. Но сожаления и вопли народа угрожали возмущением, почему Валент уступил александрийцам и дал распоряжение больше не беспокоить Афанасия. Он возвратился в Александрию 1 февраля 366 г. Теперь начался последний краткий период сравнительного покоя, которым закончилась его жизнь, исполненная неустанной борьбы, тревог и страданий. Великий александрийский учитель оставался до конца жизни защитником Никейского исповедания и почитаемым вождем православных Востока. Он восстал против стремления заменить Никейский символ исповеданием, составленным в Римини [(Аримине)], созвал собор в 368 или 369 г. и написал «Послание к африканским епископам». По его настоянию римский епископ Дамас, после изложения Валента и Урсакия, выступил против медиоланского епископа Авксентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010