На сей раз выразителем такого стремления становится Патриарх Никон . Трудно сказать, когда началось увлечение Никона строительством и архитектурой. Возможно, еще в бытность его послушником Макарьева Желтоводского монастыря. Очень сильное впечатление должен был произвести на него затем облик Соловецкого монастыря. Мы знаем, что Никон принял деятельное участие в подготовке строительства каменной церкви в Анзерском скиту, что и стало основой его конфликта с преподобным Елеазаром. Руководство строительством Новоспасского монастыря в Москве уже обнаруживает в Никоне незаурядное дарование. Затем, будучи на Новгородской кафедре, Никон строит там митрополичьи палаты и богадельни. Сделавшись Патриархом, он строит патриаршие палаты в Кремле, в частности знаменитую приемную палату с огромным потолком без опор, ставшую потом «мироваренной». Подлинного совершенства архитектурное творчество Никона достигает в создании Иверского Валдайского, Крестного Хийского и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастырей. По отношению к этим трем монастырям можно с большой уверенностью говорить о том, что Никон был не только их заказчиком, но и зодчим. К такому выводу приходит, например, современный исследователь архитектуры Г. В. Алферова 151 . Зная, как Никон руководил стройкой Нового Иерусалима, зная вообще его склонность к необычайной основательности в делах, следует согласиться с этим мнением. Для нашей темы, впрочем, важно другое: строительство последних трех монастырей обусловливается у Никона грандиозными экклезиологическими замыслами. Создание Иверского монастыря (1653–1656 гг.) связывается с «перенесением» в Россию благодати Святой Горы Афонской посредством Иверской иконы Богоматери Портаитиссы («Вратарницы»), замечательную копию которой делают по заказу Никона на Афоне и привозят в Россию в 1655 г. Кийский Крестный монастырь (1656–1657 и 1660 гг.), созидаемый по обету, данному Никоном, как мы помним, за чудесное избавление от гибели на море, связывается с «перенесением» благодати Святой Земли через посредство большого кипарисного креста (в полную меру Креста Господня), привезенного из Палестины по просьбе Патриарха. Наконец, Новый Иерусалим – это не только «перенесение» всего храма Гроба Господня и даже всей Святой Земли на русскую землю, но и еще нечто гораздо более значительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Наталья 12 декабря 2020, 15:49 11 декабря в Санкт-Петербурге на 60-м году жизни скоропостижно скончался старший советник директора Центра этнорелигиозных исследований, секретарь Совета православных общественных объединений Санкт-Петербургской епархии Михаил Арсеньевич Кустов. Наталья 11 декабря 2020, 23:41 9 декабря на 93-м году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Касимовской епархии протоиерей Николай Григорьевич Соколов. Наталия 11 декабря 2020, 22:04 После тяжёлой болезни на 74-м году жизни отошёл ко Господу благочинный Конаковского округа Тверской епархии, настоятель Завидовского храмового комплекса митрофорный протоиерей Валерий Ильин. Об этом сообщил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий 11 декабря 2020 года. Наталья 11 декабря 2020, 18:25 23 октября 2020 года в Городской клинической больнице скончался насельник Валдайского Иверского монастыря иеродиакон Владимир (Простов).Сайт Новгородской епархии. Наталия 10 декабря 2020, 17:00 9 декабря 2020 года, на 46-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался наместник Свенского Успенского мужского монастыря Брянской епархии игумен Алексий (Тюрин). Наталья 10 декабря 2020, 15:03 9 декабря 2020 года, на 46-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался наместник Свенского Успенского мужского монастыря Брянской епархии игумен Алексий (Тюрин), сообщает Рабочая группа по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции со ссылкой на епархиальный сайт. Наталья 9 декабря 2020, 18:14 Отошёл ко Господу клирик Горловской епархии протоиерей Михаил Жуков 8 декабря на 34 году жизни после продолжительной болезни почил клирик храма святого праведного Иоанна Кронштадтского города Константиновки. Наталья 8 декабря 2020, 22:59 3 декабря 2020 года на 81-м году жизни после продолжительной болезни отошла ко Господу настоятельница Свято-Никольского женского монастыря схиигумения Севастиана (Власова). 7 декабря Скончался бывший митрополит Трикийский и Стаги Алексиос,в больнице города Трикала с диагнозом коронавирус в возрасте 88 лет

http://pravoslavie.ru/133481.html

горе Афон. На Афон отсылаются лучппе иконописцы, чтобы списать образ Пресвятой Богородицы с Чудотворной иконы «Портаитиссы» Иверской и доставить в Москву точные планы самого Иверского монастыря. Существуют и другие сведения о началах этого события: в 1647 году прибыл для сборов в пользу Афонских обителей, архимандрит Иверского Афонского монастыря Пахомий. Игумен Новоспасского монастыря Никон, с дозволения царского, просил Пахомия снять и доставить в Москву самый верный список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери. Возвратясь на Афон, Пахомий поспешил исполнить его желание и в следующем 1648 г. прислал в Москву новописанную икону при письме своем от 15-го июня к Царю Алексею Михайловичу. Начертание этой иконы благочестивые старцы св. горы сопровождали молитвословием, всенощными бдениями и разными богослужебными обрядами. (Описание Афонских монастырей, стр. 48). Новый список образа Пресвятой Владычицы Иверской был исполнен по древним традициям иконописания. «Всяко тщание имущи о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы сонм постников Иверских, молебныя пения совершает, водою от чудныя иконы омывает доску, на ней же имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы святою водою и мощами, освященными честное изображение Богоматере...» (Акафист, кондак 9). И вот наступил 1648 год. Первый список с иконы был привезен в град Москву. 13-го Октября 1648 г., у Воскресенских ворот Китай- города, Царь со всем своим семейством, Патриарх Иосиф, Духовенство, Бояре и несчетное множество народа всякого звания и возраста с особенным благоговением встретили священное изображение Богоматери, принесенное из столь отдаленной страны. Святая икона была поставлена в монастыре, называвшемся тогда Никола Большая глава и отданном Царем Алексеем Михайловичем Афонским инокам Иверского монастыря: монастырь с тех пор стал называться Никольским-Греческим. (Описание Афонских монастырей, стр. 49). В 1656 году был окончательно устроен новый Иверский монастырь на Валдайском озере.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

И с того времени Никон яко от огня с кручины разгорелся и видеться со мною и христосоваться не похотел. И я с Мардарием к монаху Никону приказал, что о выходе его к обедне я не ведал, и вести мне от него против прежняго о том не бывало, а был я тогда в церкви благовещения у обедни, приобщался; и Никон, осердясь на меня, в келью к себе меня не пускал 2 недели. Да ныне же мая 8 дня Никон присылал ко мне монастырского служку Ганку Никифорова, едет де он, Никон, в Ферапонтово село на Бородаву от монастыря в 25 верстах на Шексну реку для досмотра монастырских рыбных ловель, где ты велел им ловить рыбу, и чтоб мне и сотнику стрелецкому и 10 стрельцам с ним туда ехать; а прежде сего Никон ездил из Ферапонтова монастыря в Нилов скит молиться и Степан Наумов, сотник и стрельцы с ним ездили же; и чтоб из Кириллова монастыря прислать для той его поездки лошадей и крытыя телеги. И мая 10 по моей отписке из Кириллова лошади и подводы были присланы, но Никон ехать не захотел и подводы велел отпустить назад“. Шайсупов просил государева указа, как ему поступать в таких случаях на будущее время 89 . После того, доносил опять Шайсупов, «целый год он не видался с монахом Никоном за его напрасным гневом и за ссорами; а о всяких делах и о своих потребах Никон пересылается с ним чрез келейных своих людей и монастырских служек»; из-за этих неприятностей Шайсупов просит государя об увольнении его от службы в Ферапонтовом, потому что здесь ему «для береженья Никона быть не мочно» 90 . Другое обстоятельство, которое возбуждало и надолго поддерживало в Никоне тревожное чувство, заключалось в возведении на патриарший московский престол Иоакима Савелова. Иоаким в первые годы своего монашества лично обязан патриарху Никону ; благодаря покровительству последнего выходцам из Киева, он был принят им в число братии Иверского валдайского монастыря и исполнял здесь до 1668 года важную в то время должность строителя монастыря. Когда дело патриарха Никона , по удалении его с престола, явно клонилось не в его пользу, Иоаким оставил своего благодетеля, ушел в Москву и благодаря личному знакомству с царским окольничим Михаилом Ртищевым в августе 1664 года возведен в сан чудовского архимандрита, и с этих пор открыто перешел на сторону врагов патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Таким образом, преосвященный хотя отчасти добился наконец некоторого освобождения от житейских забот. Скоро он получил и вечный покой. В ночь на 24 марта 1724 года, в первой четверти четвертого часа, преосвященный Тихон скончался. Погребен в соборной церкви на левой стороне в углу. Незадолго до смерти синод возложил на преосвященного распоряжение о назначении священников и постройке церквей для калмыков, вышедших из ханских улусов и изъявивших желание креститься 111 . Погребение почившего митрополита совершено было Астраханским епископом Лаврентием (Горкою) 5 августа. 112 По завещанию, составленному в декабре 1722 года, преосвященный Тихон распределил очень точно все свое имущество: иконы, книги, рясы и разные мелочи домашнего обихода. Иконы он назначил по одной на память всем. Близким ему лицам: своему преемнику, настоятелям монастырей, священникам, светским властям, в том числе и губернатору Салтыкову и вице-губернатору Кудрявцеву. Свои панагии, кресты преосвященный завещал частью своему преемнику, часть в ризницу. Все остатки завещаны церквам и нищим. 113 По исполнении завещания„ остатков собралось на 300 рублей. 114 Эти остатки были опечатаны и сложены в архиерейском доме; хранились там. И в 1732 году. 115 Приемник преосвященному Тихону был назначен только 25июня 1725 года, – епископ Рязанский Сельвестр, ранее бывший митрополитом Нижегородским. 7. Аарон (Еропкин), епископ Карельский и Ладожский Преосвященный Аарон, в мире Афанасий Владимирович Еропкин , был сын московского стольника. Родственные связи соединяли его с фамилиями Головиных, князей Хованских, Мусиных-Пушкиных. Сначала он служил стряпчим, и, как дворянин, принимал участие в военных походах. После крымского похода 1687 года его жалованье определено было в 70 рублей денег и 1.000 четвертей хлеба. В 1688 году он поступил в Нилову-столобенскую пустынь, и через три года, 6 августа 1691 года был пострижен в монашество. Менее чем через год он вступил в отправление обязанностей казначея, а в 1699 году из казначеев назначен был строителем. В мае 1700 года новгородский митрополит Иов назначил его наместником крестного на острове Кие монастыря, в начале 1704 года Аарон был посвящен митрополитом Иовом, “по братскому челобитью“, во архимандрита Валдайского Иверского монастыря, и через четыре года перемещен в Новгородский Юрьев монастырь. В начале 1710 года Меньшиков рекомендовал митрополиту Иову назначить в Юрьев монастырь только что делавшегося тогда известным в Киеве Феофана Прокоповича , но Иов удержал Аарона на месте. Из настоятелей Юрьева монастыря он 24 января 1714 года, „ставленников ради“, в помощь Новгородскому митрополиту Иову, и хиротонисан был во епископа Карельского, с оставлением в его управлении Юрьева монастыря. Заботою об этом монастыре и вызвано было первое письмо преосвященного Аарона к Петру Великому, написанное в последние дни жизни митрополита Иова. Юрьев монастырь с трех сторон окружен водою, а с четвертой ему преграждали свободный выход земли чужих деревень.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С. 1360-1367), о св. блгв. кн. Александре Невском (1897. 11. С. 657-660). Множество статей посвящены святыням Новгородской епархии, прежде всего древним монастырям: «Исторические сведения о бывших и существующих монастырях, их строителях и основателях в Череповецком у. Новгородской епархии» Н. Поройкова (1895. 3. С. 164-172; 6. С. 345-352; 7. С. 425-433); «Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь, упраздненный по штатам 1764 г.» (1894. 15, 20; 1895. 23; 1896. 3, 4, 6); «Древности Кирилло-Белозерского монастыря» (1898. 4. С. 234-246; 1899. 9. С. 630-639; 12/13. С. 841-849; 18. С. 1154-1163) и «Ферапонтов Белозерский Рождества Пречистыя Богородицы монастырь» (1898. 11. С. 656-674) Н. П. Успенского; «Краткие сведения о Синеезерской пуст. Устюжского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском» свящ. Г. Яковцевского (1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-940); «Тихвинский Богородицкий Большой монастырь и строящееся при нем ДУ» прот. А. Вихрова (1898. 16. С. 1039-1047); «Успенский женский монастырь Валдайского уезда» (1899. 21. С. 1371-1375) и «Успенский Волотовский упраздненный мужской монастырь Новгородского уезда» (1903. 6. С. 373-379; 7. С. 415-426) П. М. Силина; «Несколько страниц из истории Тихвинского Введенского девичьего монастыря» (1904. 3. С. 159-168) и «Несколько страниц из истории Тихвинского Богородицкого мужского монастыря» (1904. 16. С. 1070-1077) свящ. Михаила Смелкова; «Краткая записка о времени основания новгородского 2-кл. Антония Римлянина монастыря» архим. Сергия (Титова) (1906. 27/28. С. 805-816); «О новгородском кафедральном Софийском соборе» архим. Димитрия (Сперовского; впосл. епископ Рязанский) (1898. 8/9. С. 501-519). Ряд публикаций посвящен церковным деятелям Новгородского края, в т. ч. архим. Фотию (Спасскому): «Автобиография Юрьевского архим. Фотия» (1894. 10. С. 415-428; 12. С. 521-532; 16. С. 761-775; 1895. 13. С. 755-772), «Юрьевский архим. Фотий» Е. Шиянова (1898. 16. С. 1051-1062; 17. С. 1142-1152; 19. С. 1257-1267; 20. С. 1344-1352; 21. С. 1428-1440). В нек-рых статьях сообщались сведения о жизни в Новгородской епархии лиц, широко известных за ее пределами. Напр., в статье П. К. Т. «Памяти свт. Феофана [Говорова]» (1894. 3. С. 106-111; 4. С. 152-162), составленной по документам семинарского архива, описывается «направление и характер деятельности о. Феофана как инспектора и учителя в Новгородской семинарии». Кроме того, история др. областей России часто связывалась с новгородским краеведением, напр. в ст. «Галицкая Русь в ее прошлом вообще и в отношениях к Вел. Новгороду» Е. Е. Лебедева (1915. 4. С. 134-143).

http://pravenc.ru/text/2577777.html

Слово в день Иверской иконы Божией Матери Празднуем мы, братие и сестры, в честь святой иконы Божией Матери Иверской, которая сначала была в доме одной благочестивой вдовы в Никее в IX веке, в годы гонения на святые иконы при императоре Феофиле. Не будучи в состоянии спасти святую икону от поругания, вдова пустила ее в море, икона же чудесно направилась к святой горе Афонской, которую уже ранее Божия Матерь избрала земным уделом Своим вместе с Иверией, послав в последнюю страну святую равноапостольную деву Нину, просветительницу Иверии. Афонские иноки видели огненный столп, возвышавшийся над святою иконою, но не могли достигнуть ее. Тогда по особому откровению один инок Иверского монастыря – Гавриил пошел по водам моря и взял на руки святую икону, внес ее в храм Иверского монастыря, но на другой день она была найдена над вратами монастыря, где избрала Божия Матерь место пребывания Своего. В нескольких списках распространилась святая икона по земле Русской, прославившихся чудесными знамениями, из каковых списков особенно замечателен список в Иверском Валдайском монастыре сделанный при устроителе монастыря патриархе Никоне, затем Новодевичьем Московском монастыре и в часовне при Воскресенских воротах в Москве. Как чтут святую икону Иверскую жители Москвы и все благочестивые сыны России, как тысячи богомольцев, начиная с царей и цариц, ежедневно стекаются в часовню приложится к святой иконе, как ее берут в дома на молебны и т. д. – это всем известно. Одним из списков святой иконы Иверской, подобием ее, является и чтимая здесь Моздокская икона Божией Матери. Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении Ею рода человеческого! Как на­поминает шествие ее по морю в столпе огненном путешествие Изра­иля, без потопления прошедшего Чермное море, по пустыне, пред­водимого столпом облачным и огненным, а еще ранее – явление Бо­га Моисею в купине неопалимой, указывавшей прежде всего на бед­ствия народа Израильского в Египте, на эту пещь бедствий, в кото­рой народ избранный Божий как бы горел и не сгорал, хранимый си­лою Божиею! Это сохранение народа Божия и водительство его по пустыне есть не кратковременная лишь помощь и охранение, а це­лое воспитание народа жестоковыйного, дело гораздо более трудное и многозаботливое, требовавшее большего и более постоянного вни­мания, чем, например, требуется от матери для того, чтобы поднять дитя и возрастить его от пелен до тех пор, пока оно станет само на ноги и придет к желанной цели своей жизни.

http://pravoslavie.ru/1516.html

Есть убо тамо вторый по первому знаменитый храм Богородичен, совокупно при вратех монастырских создан первее еще от царей, кои от христиан грузинских, последи же оновился и от инных многих зело лепо сложенным и крепким каменным зданием, последи же весь иконописася изрядно, коштом и иждивением довольным Светлейшаго Государя, великаго господина, Иоана Сербина, воеводы Кантакузина; есть же сверьху весь покровен оловом, имать же с верьху и главу с окнами, яже аще и меньша от самой начальной главы великой церкви, но от всех инных большая и красивейшая есть, елики обретаются в монастыре, яже внутрь возлегает на четырех столпах мраморных белых, искуснаго сечения, иже высотою же яко объяти мощно человеку; с иконостасом изрядным, с удобреним кандил и свещников; есть же мерен в высоту, долготу же и широту, и помощен изрядными мраморами, пред ними же преддверие лепотное и умаленное обретается, и тут два столпа мраморныые, иже поддержать своды, яже вся иконописана чрез помянутаго господаря Волоскаго, в котором предверии многажды иноцы, наипаче же во время летнее, собираются в собор и разсуждают о потребах монастырских» 17 . II. Описание Иверского Святоозерского монастыря Живописные виды окрестностей озера и лежащих на нем островов весьма понравились Никону, когда он, бывши ещё митрополитом Новгородским, проезжал в 1651 году в Москву. Немедленно по вступлении своем на Патриаршеский престол, он вознамерился устроить на одном из островов этого озера обитель, отличную от обыкновенных – по образцу Иверского Афонского монастыря. Испросив соизволения царя Алексея Михайловича, он отправил на Афонскую гору несколько живописцев, предписав им снять новую копию с чудотворной иконы Божией Матери, а равно доставить самовернейший план монастыря. Когда сии посланные возвратились, Патриарх отправил на остров Валдайского озера искусных зодчих, которые, избрав место для монастыря, построили на этом месте сперва рыбачьи хижины, а потом и деревянную церковь во имя Божией Матери. В 1654 году Никон отправил двух архимандритов и игумена, а потом еще митрополита Новгородского Макария в Боровицкий Духов монастырь, для перенесения мощей преподобного Иакова Боровицкого в новосозидаемую обитель, что они и исполнили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В этом же году окончил Никон строение в Москве каменного Патриаршего дома 23 начатого им же, и введен был с церемонией в Крестовую Палату, где бывали соборы и куда в день Ангела своего Государь прихаживал к Патриарху с имянинным пирогом. Там 1656 года он торжественно встречал Царя, возвратившегося победоносцем над Поляками. И там ныне помещается Синодальная Контора с ризницей и библиотекой Патриаршею, которые обогатил Никон драгоценными облачениями, митрами, панагиями и рукописями Греческими, Латинскими и Славянскими. В следующем года начал он строить близь Москвы в 47 верстах, с Царского дозволения, Воскресенский монастырь. Поводом к сооружению его были частый чрез сие место проезд Патриарха в Иверскую обитель, его же попечением устроенную, и отдохновение в нем от пути. Не безъизвестно, что Никон, исполненный воспоминаниями о пустыне, где он провел лучшие свои годы, в созидании монастыря Иверского подражал расположению Лавры Афонской горы, и особенно тамошнему Иверскому монастырю. Из оного, по просьбе Никона, бывшего тогда еще Архимандритом Новоспасским, чрез Архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия, находившегося в Москве, с дозволения Государя, прислал в новостроющуюся сию обитель снимок с чудотворные иконы Иверские Божия Матери. Этот монастырь тогда ж назван Святоезерским; Валдайское озеро –Святым озером, а село Валдай переименовано Богородицким. В рассуждении нового монастыря принял Никон подобное намерение: при Истре реке представить верное подобие Иерусалимского храма, и в нем гроба Господня. Купив землю и село Воскресенское (ныне обращенное в посад), все окружаемое рекой гористое место выровнял насыпью, с трех сторон выкопал рвы, поверхность оного обнес деревянной оградой с восьмью башнями, и внутри на первый случай соорудил во имя Воскресения Господня теплую деревянную церковь с трапезой и прочими службами. Сия церковь, 1657 года, освящена была им же в присутствии Государя, который, рассматривая избранное для устроения сего монастыря местоположение, сам столько пленился оным, что сказал Патриарху; „Сам Бог изначала определил место сие для обители; оно прекрасно, как Иерусалим.“

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/na...

На место почившей схимонахини Анатолии назначена начальницей в Короцкую общину рясофорная послушница Варвара Макарова из Зверинского женского монастыря, во святом пострижении монахиня Вера. V. Торжество открытия Короцкого женского монастыря В 1881 году июня 23-го дня совершалось, с Высочайшего соизволения 25 , торжество открытия к славе Божией и переименование Короцкой общины в общежительный Короцкий-Тихоновскш женский монастырь в присутствии Новгородского губернатора Лерхе, действит. стат. совет. Н.В. Елагина 26 и почетных граждан г. Валдая. Для этого прибыл сюда епископ, викарий Новгородский, Варсонофий, который совершал при многочисленном стечении богомольцев божественную литургию в сослужеши архимандрита Леонида и тогда же посвятил в сан игумении монахиню Веру. – Погода стояла очень хорошая: было тихо, ясно, тепло. Духовно радовались своему празднику и постоянные обитательницы этой обители инокини, которыми преосвященный Варсонофий красноречиво объяснил цель монашества и значение новосозданной обители в честь Пресвятыя Богородицы и Святителя Тихона Задонского и всея России чудотворца. При игуменье Вере устроены с западной стороны, въездные каменные, увенчанные главой и крестом, св. ворота, и с трех сторон монастырь обнесен каменною оградой в 5 арш. вышины, а по углам красуются зубчатые готической архитектуры каменные башни; шпицы их крыты железом. Она исходатайствовала владенные крепостные акты на земельные участки, пожертвованные монастырю благотворителями, устроила малое помещение под больницу; открыла приют на 12-ть малолетних девочек сирот, которые обучаются грамоте; и получают от монастыря все необходимое. Ею был заложен каменный, однопрестольный холодный храм во имя св. великомученицы Варвары и всех святых. Но не судил ей Господь окончить, освятить и порадоваться новосозданным храмом Божиим; постоянно сопровождавшая ее болезнь вконец надломила ее здоровье. За месяц до своей смерти игумения Вера видела во сне Святителя Тихона, который предрек ей скорую кончину, и потому она по христианскому долгу сознательно готовилась к исходу в вечность. Скончалась она 6-го февраля 1892 года и погребена против малого алтаря Святителя Тихона на южной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010