И ся выпись Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Великие, и Малые и Белые России, на крестьян его на Алешку Филипова с товарищи (всего 22 семьи) дана. И на подлинной выписи по склейкам припись Дьяка Семена Чашникова. Справа Подьячего Богдана Никитина. V. Список Государевы грамоты, коею велено Афонские Горы Хилендаря монастыря подворье, что в Китае городе, дать к Иверскому монастырю в приезд Божиею Милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пожаловал есмя отца Нашего и богомольца, Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, что бил челом он, отец наш и богомолец, по Нашему, де, Государскому Указу, велено ему, отцу Нашему и богомольцу, строить на Валдайском озере Иверской монастырь Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси, а властем того монастыря на приезд Московского двора нет; а на Москве в Китае, за ветошным рядом, возле Богоявленского монастыря, Греческое подворье, дано прежних Государей и Отца Нашего, Государева, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и по Нашей, Государской, жалованным грамотам Афонские Горы Хилендарева монастыря старцем, и Хилендарова монастыря старцы на то подворье приезжают в седьмой год, а того подворья не строят, а ныне по Нашему, Государскому, Указу, отведен Греком монастырь Николы Чудотворца Старого, и тот, де, Никольской монастырь пространен и порозжева места на нем много, и чтоб Нам, Великому Государю, пожаловати отца Нашего и богомольца, велети то Греческое Хилендарева монастыря подворье дать на приезд властем Иверского монастыря Пречистые Богородицы и Чудотворца Филиппа Митрополита, а вместо того подворья на приезд Афонские Горы Хилендарова монастыря старцем, велети б вымерить земли в Никольском монастыре, что в Китае у Печатного Двора. А в жалованных грамотах прадеда Нашего, блаженные памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, всея Руси, и деда Нашего, Великого Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича, всея Руси, и отца Нашего Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси, и отца его, Государева, а Нашего деда, блаженные памяти Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, написано: «Пожаловали они, Великие Государи, Святые Горы Афонские Введения Пречистые Богородицы Хилендара монастыря Святого Саввы и Симеона Архимандритов с братиею в вечной поминок на Москве на приезд двор со всеми хоромами в Китае городе у Богоявленского монастыря, а в прошлом во 161 году, Сентября в 20 день (1653), по Нашему, Государскому, Указу, а по челобитью того ж Хилендара монастыря Архимандрита Виктора с братьею, на те прежние, Государские, жалованные грамоты дана им Наша, Государская, новая жалованная грамота.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Священний Синод затвердив ряд правлячих на особливо значущих 29 грудня 2011 р. 10:56 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 27-28 декабря 2011 года , были заслушаны прошения митрополита Пермского и Соликамского Мефодия , митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина , архиепископа Новгородского и Старорусского Льва , епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа , епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина , епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия , епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия об утверждении их в должности настоятелей особо значимых обителей. Члены Синода постановили утвердить ( журнал 169 ): 1) митрополита Пермского и Соликамского Мефодия в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троице-Стефанова мужского монастыря города Перми и Белогорского Николаевского мужского монастыря деревни Белая Гора Пермского края; 2) митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря поселка Горные Ключи Приморского края; 3) архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева мужского монастыря города Великого Новгорода и Иверского Валдайского мужского монастыря города Валдай Новгородской области; 4) епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа в должности настоятеля (священноархимандрита) Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Ивановской области; 5) епископа Пензенского и Кузнецкого Вениамина в должности настоятеля (священноархимандрита) Нижнеломовского Казанского Богородицкого мужского монастыря села Норовка Пензенской области; 6) епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в должности настоятеля (священноархимандрита) Казанского мужского монастыря города Тамбова; 7) епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря села Посольское Кабанского района Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря села Троицкое, Прибайкальского района Республики Бурятия. Наместники прочих мужских монастырей Пермской, Владивостокской, Новгородской, Иваново-Вознесенской, Пензенской, Тамбовской, Улан-Удэнской епархий решением Синода утверждены в должности настоятелей (игуменов) этих монастырей. Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1910782...

Почитание Иверской иконы быстро распространилось по всей Руси. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы — для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. В Третьяковской галерее хранится еще один список Иверской иконы — она находилась в Иверской часовне и предназначалась для совершения молебнов на дому у тяжкоболящих; в нижней части этой иконы имеются специальные петли для удобства транспортировки. Первый список Иверской иконы, принесенный в Россию в 1648 году, пребывал в стенах Московского Новодевичьего монастыря на протяжении трех с половиной столетий. Лишь однажды, в 1913 году, по случаю празднования 300-летия Дома Романовых образ выносили для всеобщего поклонения в Митрополичьи палаты Чудова монастыря в Московском Кремле. После закрытия Новодевичьей обители Вратарница вместе с другими реликвиями и ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах организованного в стенах монастыря филиала Государственного Исторического музея. В 1994 году в Новодевичьем монастыре возродилась монашеская жизнь; в 2010 году архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии. В 2008-2010 годах икона несколько раз передавалась в храм для поклонения, но затем покинула обитель в связи с выводом филиала Исторического музея из монастыря. 25 апреля 2012 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий направил министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву письмо с просьбой о передаче в бессрочное и безвозмездное пользование Новодевичьему монастырю находящейся в Государственном историческом музее и входящей в федеральный музейный фонд исторической святыни Русской Православной Церкви — Иверской иконы Божией Матери, вывезенной в 2010 года из Смоленского собора, а также комплекта евхаристических сосудов, принадлежавших обители.

http://patriarchia.ru/db/text/2241507.ht...

С 1886 г. здесь устроена была в небольшом деревянном помещении больница на 12-ть кроватей для заболевающих инокинь. В виду малоудобности и увеличения вновь поступающих в обитель сестер предусмотрительная матушка игумения Домника, с разрешения епархиального начальства, в 1895 г. выстроила новый двухэтажный деревянный корпус на 15 кроватей с домовою при нем церковию во имя Святителя Саввы Сербского и преподобной Домники. Здание это находится на северной стороне монастыря и имеет все гигиенические приспособления и медицинские удобства. За больными усердно ухаживают более способные из сердобольных сестер, вполне понимающие важность своего дела. С 1881 г. при монастыре существует приют на 18 юных девочек-сирот. Все они получают от монастыря обувь, одежду и стол; обучаясь грамоте и рукодельям под руководством сердолюбивой и опытной монахини, они остаются в обители до более зрелого возраста. Особое внимание обращено на обучение девочек церковному чтению и пению, и успех в этом отношении настолько велик, что детский хорь нередко поет в будние дни целую литургию и молебен. В рукодельной монастырской также преподаются всякого рода женские работы: шитье белья, вязанье крючком, вышиванье шерстью, шелками и золотом, а также тканье ковров и пр. И все это совершается под наблюдением рясофорной послушницы (Анны Ладожской) и достигает высокого искусства. При монастыре находится и школа иконописания и вообще живописи. Преподавательница уроков рисования Монахиня Улиания обучалась в С.-Петербурге в художественных классах академии. Есть здесь и переплетная мастерская, где девушки переплетают церковные и религиозно-нравственного содержания книги. В 1893 г. выстроен вне монастыря на южной стороне большой странноприимный дом, разделенный на две половины: в одной помещаются мужчины, а в другой женщины из простолюдинов. Странники получают из монастыря хлеб, квас и кипяток для чая безвозмездно. XIII. О посещении монастыря Короцкого епархиальными преосвященными и другими знатными лицами В 1871 г. накануне 1-го октября прибыл в Короцкую обитель Высокопреосв. митроп. Исидор. На утро как освящение, так и божественную литургию Его Высокопреосв. совершала в сослужении преосвящ. Феоктиста, викария Новгородского, архим. Лаврентия, настоятеля Валдайск. Иверского мужского монастыря и местного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

98 . Хронограф. Состоит из одного хронографа разных редакций, в ¼ листа, писан полу-уставом XVI века, на 283 листах. В средине есть надпись: «191 (1683) года дал сию книгу Варзунской Волости Патриарший крестьянин Павел Титов сын Щурка, а подписал Паноец Ивашко Гурьев». Доведена Русская летопись до 7142 (1654) года. В конце приплетен «Летописец Казанского Царства (без конца), писанный скорописью века. Переплетен в коже. 99 . Родословная Великокняжеских и Боярских родов, в ¼ листа, писана полу-уставом XVII столетия, на 155 листах. В двух частях с предыдущей. По надписи – келейная Казначея Воскресенского монастыря стара Марка Щербакова. Переплетена в коже. 100 . Родословная Великокняжеских, Княжеских и Боярских родов, в ¼ долю листа, писана скорописью конца столетия, на 123 листах; список с родословия Литовских Князей, взятый из летописца Казанского Митрополита Гермогена, в последствии Всероссийского Патриарха. Переплетена в коже. 101 . Вкладная книга Воскресенского монастыря XVII столетия, в коей записаны Царские пришествия в сей монастырь, вклады в оный, бывшие по сему случаю. Писана в лист, скорописью на 44 листах; в коже. 102 . Опись Валдайского Иверского монастыря 1657 года, писана скорописью в пол-листа, на 27 листах; скреплена по листам Архимандритом Филофеем. В тетрадь. 103 . Космография, сиречь всего света описание Герольдуса Меркатора, в лист, скорописью XVII века, на 752 листах. Переплетена в коже. 104 . Космографии сокращенный список с предыдущей писанный скорописью в 1690 году, келейная Воскресенского монастыря старца Иоанна Щербакова, в ¼ д. листа, на 75 листах. Переплетена в корешке. Рукописи на иностранных языках: 105 . Домашняя аптека на Польском языке, в ¼ листа, конца XVII стол. С печатного Краковского издания 1670 годов, скорописью, на 362 листах. Переплетена в коже. Принадлежала монаху сего монастыря Рафаилу Померанскому (бывшему лекарю). 106 . Vocabula В 1/8 листа. Писана скорописью на 32 листах. В корешке. По надписи принадлежала Иеромонаху Рафаилу Померанскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Скот «рогатый» и «мелкий» переводился из Боровичского Монастыря 1173 . Лошади – из Иверского и Боровического Монастырей, из Михайловского погоста, из Присек 1174 . Из продуктов доставлялось с вотчин, по-видимому, решительно все. Хлеб всевозможного рода и вида шел главным образом со Старорусского вкладного двора. Мука ржаная, пшеничная, овсяная и гречневая, овес, крупа овсяная, ячная, гречневая, ржаной и ячный солод, толокно, горох, коноплянное семя, сухари 1175 . Особенным разнообразием и богатством выделялись рыбные продукты: рыбу свежеподледную, свежепросольную и подпарную, сиги и икру поставляли Ладожский Монастырь, село Низино. Из Низина преимущественно шла рыба лодога. Лососи свежие, провальные, свежесольные и бочечная рыба, то есть те же лососи и сиги в бочках, шли из села Ояцкого. Сигов на год полагалось с села до 3.000 штук. Отсюда же поставляли и икру. Волховские сиги шли из Ладожского Николаевского Монастыря, село Коприно на Волге поставляло стерлядей, сельди свежие получались из Иверского Монастыря, и имевшего ловли на Валдайском озере, сухие снеты из Иверского Монастыря и со Старорусского вкладного двора, из села Низина; свежая рыба-щуки, судаки, окуни, лещи, подлещики, лодоги, харюзы, шересперы, язи, палимы, головли, осетры, плотвицы и разная «дробная рыба», икра сиговая и «паисная» – с Валдайского озера, с Ильменя, с Волхова 1176 . Мед и постное масло конопляное шли со Старорусского вкладного двора; соль – сухая, белая – из Толвуйского погоста; шла также соль Пермская, соль Русская, соль Английская, уксус 1177 . Молочные продукты, молоко, кислое молоко – «летнего сбору Петровского посту», масло коровье – Петровское топленое из села Ояцкого, сметана, сыр, творог, яйца – также из села Ояцкого и Михайловского погоста. Поставщиками являлись Тверские вотчины, Старая Русса 1178 . Огородные продукты – со Старорусского вкладного двора и из Ладожского Николаевского Монастыря: огурцы, капуста белая, соленая, кочанная, капуста сырая, белое крошево, бураки свекольные, свекольное стебелье, хрен, мята, лук, чеснок, хмель. Грибы разных сортов и заготовлений: сухие, соленые – волнухи, рыжики, грузди – шли из разных мест 1179 . Ягоды-журавины – из Ладожского Монастыря 1180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Спустя 52 года после расстрела игуменьи (монашеское имя её неизвестно) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 года невинно пострадавшая от богоборческих властей бывшая игуменья Усманского Софийского монастыря была посмертно реабилитирована. Вечная ей память. Интересна и показательна судьба самих строений монастыря. В средине 30-х годов здесь открыли колонию для несовершеннолетних. В годы войны (с 28 апреля 1942 г) на территории бывшего монастыря был организован спецлагерь для побывавших в плену у немцев советских солдат и офицеров. В 1943 году этот один из многих подобного вида спецлагерей содержал до 4000 человек. С 1944 года лагерь стал прибежищем военнопленных. А с 1946 года в бывший монастырь вновь была возвращена колония, существующая там до сего времени. Лет 10 назад мне приходилось выступать с беседой перед воспитанниками этой колонии, в которой тогда содержались и несовершеннолетние убийцы. Ничего не ведал я тогда об истории монастыря, но запомнил часть сохранившейся церковной постройки. От великолепной монастырской композиции, правда, мало что уцелело, но и то, что уцелело, поразило необыкновенно своей красотой и величием. На фото: остатки бывшего Усманского Софийского женского монастыря (ныне детская колония для несовершеннолетних). На фото из семейного архива Крицких. ВАЛДАЙСКИЕ ПОТОМКИ СВТ. ТИХОНА Интересные сведения о потомках свт. Тихона, проживавших в своих родных местах, были опубликованы в газете «ПВ», вып.18, за август 2004 года. В свою очередь, в публикации использовались некоторые данные, почерпнутые из брошюры Ю.Н. Поведского (врача-психиатра по основной профессии) «Валдайское приселье», изданной в 1997 г. в Твери. На месте некогда замечательного женского монастыря во имя свт. Тихона, существовавшего с 1881 г и обустроенного во многом благодаря усердию Николая Васильевича Елагина, составителя вышеупомянутого Жития свт. Тихона, в советское время была образована психоневрологическая больница. Юрий Николаевич Поведовский, в период своей работы в той больнице, увлекся историей п.Короцко и собрал важный историко-краеведческий материал.

http://ruskline.ru/analitika/2010/09/25/...

В этом году осенний праздник святого благоверного великого князя Александра Невского празднуется особенно торжественно, поскольку Санкт-Петербург отмечает 300-летие со дня основания Александро-Невской лавры. Собственно, указ о ее основании вышел в июле 1710 года, когда царь Петр Ι, осмотрев место близ Черной речки, повелел основать здесь монастырь в память о победе в 1240 году войска святого князя Александра Невского над шведами. Первым архимандритом монастыря стал 20 февраля 1712 года администратор духовных дел столицы Феодосий (Яновский). Царь повелел ему, «дабы начинал на осмотренном месте строить монастырь». Строилась обитель на средства тогда весьма состоятельного Валдайского Иверского Святоезерского монастыря, а также весьма значительных имений Александро-Невской обители. Уже в 1712 году появилась братия монастыря. Почему же мы празднуем 300-летие лавры в 2013 году? Официальная дата основания обители – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (разобрана в августе 1787 г.). Очень скоро, однако, по проекту Доменико Трезини была выстроена каменная Благовещенская церковь (1717–1721). В ее нижнем этаже обустроили церковь благоверного великого князя Александра Невского, куда и были перенесены святые мощи. По «Генеральному плану строения» архитектора Трезини в 1717 году началось строительство из кирпича всего комплекса монастыря. И к 1727 году обитель имела четыре храма, колокольню с пятью колоколами, пять каменных корпусов, деревянные кельи, сад. Одной из основных целей создания Александро-Невского монастыря, по замыслу Петра I, была подготовка кандидатов в архиереи, поэтому штат обители формировался из наиболее образованных пострижеников других обителей, вызывавшихся в Петербург по царским указам. В 1713 году архимандрит Феодосий испрашивал у Петра «благоволение, дабы, кроме здешнего монастыря, монахов в архиереи и в знатные архимандриты не производить», на которое царь ответил указом, утвердившим это положение. В дальнейшем большинство архиереев дореволюционного периода вышли из Александро-Невской лавры, которая стала одним из крупнейших центров духовного просвещения.

http://pravoslavie.ru/64036.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010