Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начавшееся с кремлевских палат почитание Иверской иконы, быстро распространилось по всей Земле Русской. В 1656 году стараниями Патриарха Никона с Афона был доставлен второй список Вратарницы, предназначавшийся для Валдайского Иверского монастыря. В 1669 году в Москве у Воскресенских ворот Китай-города появилась знаменитая Иверская часовня, куда по царскому повелению был помещен третий список Вратарницы, сделанный уже в Москве с афонского образа из Новодевичьего монастыря, но большего размера. Ныне он находится в Воскресенской церкви в Сокольниках. Как же сложилась судьба первого афонского списка Иверской иконы Божией Матери, принесенного в Россию в 1648 году? Вот уже более трех с половиной столетий он находится в стенах Московского Новодевичьего монастыря. Ещё в начале XX века известный духовный писатель Е.Поселянин заметил, что афонская Иверская икона стоит там «забытой у южной стены монастырского собора». Лишь однажды, в 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых, образ выносили для всеобщего поклонения, поставив его в Митрополичьих палатах Чудова монастыря. После закрытия обители Вратарница вместе с другими ценностями монастырской ризницы хранилась в фондах Государственного исторического музея. Ныне же согласно договору, заключенному между Новодевичьим монастырем и музеем, афонская Иверская икона вновь станет доступной для поклонения православных. Нельзя не сказать о том таинственном, необычном даже для середины XVII века, способе создания этого образа, о котором поведал в собственноручном письме царю Алексею Михайловичу иверский архимандрит Пахомий. «Когда мы вернулись в свой монастырь, — писал афонский игумен, то собравшись со всею братиею (365 человек), совершили всенощное бдение с молебном и на рассвете освятили воду, погрузив в нее святые мощи. Этой водой стали обливать чудотворную икону Пресвятой Богородицы, старую Портаитскую (Иверскую). Собрав ту воду в великую чашу, омыли ею кипарисную доску для новой иконы и вновь собрали воду. Затем с великим дерзновением совершили мы Божественную и Святую Литургию, после чего святую воду с мощами отдали иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову дабы, смешав её с красками, написал он икону. Во все время работы иконописец строго постился, вкушая пищу по субботним и воскресным дням, а вся братия дважды в неделю совершали всенощные бдения и литургии. И новая та икона не разнится ни чем от первой иконы, ни длинной, ни шириной, ни ликом — одним словом, новая аки старая».

http://drevo-info.ru/news/6091.html

В монастырском храме Всех Святых находится дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 года по 1764 год. В Валдайском уезде, на реке Черемхе, принадлежащей пустыни, находится часовня и келья преподобного Нила, окруженная группою вековых деревьев, и служат памятником первоначальных подвигов там преподобного Нила. Ежегодно 27 мая в монастырь бывает крестный ход из города Осташкова; мощи преподобного Нила обносятся в этот день вокруг монастыря с крестным ходом. К пустыни приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пустынь, в 30 верстах от города Осташкова, в 35 верстах от Ниловой пустыни, на острове озера Вселуцкого. Основана в 1701 году. Здесь находится весьма чтимая Тихвинская икона Божией Матери. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Мы живем в такое время, когда, несмотря на экономические трудности всюду – от края и до края Русской земли возрождаются монастыри и храмы. Одним из них является Нилова пустынь на озере Селигер. Нилова пустынь украшала не только Селигер и его окрестности – это святыня всей русской земли. На острове Столобный подвизался и прожил 27 лет в уединении преподобный Нил Столобенский. В 2004 году исполнилось 410 лет со дня основания на месте подвигов преподобного монастыря Нило-Столобенская пустынь. 20 век стал временем, когда богатейшее духовное и культурное наследие прошлого, собранное многими поколениями, оказалось ненужными. В 1928 году монастырь был закрыт, мощи преподобного Нила Столобенского перевезены в Воскресенскую церковь Знаменского монастыря города Осташков, все ценности изъяты. В 1935 г. на территории монастыря находилась колония для малолетних преступников, в 1939-1940 гг. – концлагерь для польских военнопленных, во время Великой Отечественной войны – госпиталь, после войны до начала 1960-х годов – колония несовершеннолетних преступников, позднее – дом престарелых. В 1970 г. обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь была открыта турбаза «Рассвет». К концу 1980-х годов монастырь был заброшен, так как без восстановительных работ, требующих вложения больших средств, здания монастыря использовать было уже невозможно. В 1990г. Монастырь был возвращен Православной церкви, вновь открыт и освящен 9 июня 1991 г.

http://sobory.ru/article/?object=00012

А потому и вы, сестры, по заповеди апостольской, старайтесь делать друг друга честию выше ( Рим.12:10 ), соревновать в смирении, и во взаимных отношениях руководитесь искреннею любовию о Христе, так чтобы и имени какого-либо недоброго чувства между вами не было. Молитва Иисусова да водворится в сердце и царит на устах ваших вместе с призыванием имени Царицы Небесной, Ангелов Божиих и святых. Но все сие делайте со смирением, ибо «смирение», по слову Аввы Варсонофия, «соделывает человека селением Бога» (см. ответ на вопрос 210). Если скорбь какая-либо или гонение встретятся с вами на пути жизни, то помните, что сказал великий подвижник и общий покровитель наш Угодник Божий Святитель Тихон Задонский : «Победа без подвига», говорить Он, «подвиг без брани, брань без врагов не бывает!» 39 . Господь да спасет и да помилует вас ныне и во веки. Аминь. 1 Короцкое озеро, простирающееся в длину около версты, а в ширину несколько десятков сажен, считается рыбным озером. В нем водятся разные породы рыб, как то: окуни, лини, ерши и пр.; поэтому оно доставляет монастырю возможность иметь свежую рыбу для трапезы. В последнее время это озеро, к сожалению, заметно, начинает время от времени мелеть и затягиваться водорослями. 5 Почти при самых стенах Короцкой женской обители на южной ее стороне находится место древнего кладбища бывшего Короцкого Покровского мужского монастыря, ныне заботливо охраняемое почтенной игуменией Доминикой, устроившею малую деревянную часовню. 6 См. о сем историческое описание Короцкого общежительного женского Тихоновского монастыря, составленное П. М. Силиным. Новгород 1895 года. 7 См См. Акты Иверского Святоезерского монастыря (1582–1706 г. 11:44), приведенные в историческом описании Короцкого женского монастыря г. Силиным. 8 См. списки иерархов и настоятелей монастырей российской Церкви Строева, издание археологической Комиссии. Спб. 1877 г. 11 Добрый крестьянин этот жил в селе Зимогорье, отстоящем от Короцка в 5-ти верстах, но жаль, что пре-дание ие сохранило его имени, отчества и фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

С 1895 года при монастыре Короцком положено и в настоящее время состоят на службе два священника: а) от. Стефан Никольский и б) от. Измаил Рождественский, в) заштатный диакон Петр Марченко. XV. Способы содержания Короцкого монастыря В настоящее время средства Короцкого монастыря, коими он располагает, помимо христианской благотворительности, следующие: 1) С Высочайшего соизволения утвержденная за монастырем в Валдайск. уезде земля, принадлежавшая Майору Дмитриеву в количестве 742 ½ десят. 2) Пожертвовано жителями г. Валдая 15 ½ десят. 3) Пожертвовано А. К. Федоровой, урожд. Рюминой 58 десят. 4) Куплено строительным комитетом при устройстве Короцкой общины 193 десят. 5) Пожертвовано Николаем Васильевичем г. Елагиным 79 ½ десят. 6) От Короцкого причта поступило 10 ¼ десят. Всего 1098 ½ десят. В этом количестве находится по участкам пахотная, луговая и лесная земля; а также два больших озера, принадлежащая по праву законной собственности Короцкому женскому монастырю. 7) И кроме того, в С-Петербурге монастырь имеет в непосредственном владении деревянный дом, состоящий в Выборгской части Охтенского квартала по Малой Охте под 590, с землею 217 квадрат. саж., причем по берегу реки Невы 6-ть саж. Домашнее способы содержания таковы: а) две скотных фермы, б) огородничество, в) церковный кошельковый сбор, г) продажа просфор. XVI. Монастырское кладбище Здесь в недрах земли освященной молитвами и благочестивыми подвигами, почиют о Господе рабы Божии: 1) на южной стороне, против алтаря Святителя Тихона, под крестом из серого мрамора тело первой игуменьи сего монастыря монахини Веры, скончавшейся 1892 г. 6 февраля, на 65-м году от рождения; 2) несколько ниже могила под чугунной плитой ея двоюроднаго брата генерала Ивана Михайловича Макарова; 3) на северной стороне против алтаря Владимирского собора под плитой из белого мрамора прах благотворительницы обители сея, рабы Божией Серафимы Петровны Отриганьевой; 4) тут же, против алтаря главной церкви, покоятся сном праведным первые благочестивые труженицы этой обители, оставившие по себе высокие примеры иноческих подвигов истинного смирения, нестяжательности и безропотного послушания: а) в могиле, осеняемой деревянным крестом, раба Божия, смиреномудрая Ирина, сконч. 1875 г. 13 Сент, на 57 г. от рождения; девизом ее было: «помни последняя твоя: смерть, суд, ад и царство небесное и во век не согрешити»; б) монахиня Домника; жизнь вела весьма строгую, постническую; послушанием ее было постоянное стояние у раки Святителя Христова Тихона; сконч. 1883 г. 12 август, на 80-м году от рождения; в) у северной стены алтаря главного собора под мраморным памятником послушница казначеи монастыря Мария Гавриловна Григорьева, скончавшаяся в 1886 г. 11-го августа;

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Валдайского ведомства в незаписанных в вытном тягле – в селе Рахине, в сельце Чавницах, в Локоцком погосте с деревнями, по переписным книгам 186-го года 50 дворов, налицо пашни 1.203 и сенных покосов 236 десятин, лесных угодий 9 поверстного, по генеральной переписи 704 души мужеского пола, подушный с них оклад 495,26 рублей, в пользу Иверского Монастыря 49 , 15 рублей и хлеба 460 четвертей, масла коровьего 2 пуда 10 фунтов, яиц 1.100; в селах Воровичах, Низине, Великом Пороге и Березовских Рядках с деревнями 131 двор, пашни 1.047 и сенных покосов 239 десятин, душ 1.324, оклад 931,43 рубль, в пользу Александре-Невского Монастыря 47 рублей, в пользу Иверского 102 рубля и хлеба 373 четверти, масла коровьего 3 пуда 30 фунтов, яиц 2.750 штук; Старорусского уезда в Петровском и в прочих погостах с деревнями 1.569 дворов, пашни 20.429 и сенных покосов 5.135 десятин, лесных угодий 505 поверстного, душ 7.511, оклад 5.283,98 рубля, в пользу Александро-Невского Монастыря 7.200 рублей и хлеба 400 четвертей; Ржевского уезда в селе Щучье с деревнями 97 дворов, пашни 2.523 и сенных покосов 27 десятин, лесных угодий 133 десятины, душ 484, оклад 340,49 рублей, в пользу Иверского Монастыря 38,60 рублей и хлеба 94 четверти, масла коровьего IV пуда, яиц 1.000 штук; Новоторжского уезда в деревне Шумкове с деревнями 13 дворов, пашни 5.158 и сенных покосов 92 десятин, лесных угодий 316 десятин, душ 148, оклад 104,11 рубля, в пользу Иверского Монастыря 51,63 рубль и хлеба 62 четверти; Московского уезда и селе Богородицком (Богородском) 10 дворов, пашни 19 и сенных покосов 3 десятины, лесных угодий 5 десятин, душ 60, оклад 42 , 21 рубля, в пользу Иверского Монастыря хлеба 16 четвертой, масла коровьего 20 фунтов; Клинского уезда в селе Щапове с деревнями 27 дворов, пашни 55 и сенных покосов 7 десятин, лесных угодий 12 десятин, душ 282, оклад 198,38 рублей, в пользу Александро-Невского Монастыря 123 , 88 рубля и в пользу Иверского Монастыря хлеба 8 четвертей 425 . Вместе с Иверским отходили к Александро-Невскому Монастырю приписные к Иверскому Боровический Духов Монастырь и Мшенская или Омшенская Пустынь 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Энергетики намерены вложить 15 млн. рублей в программу освещения знаменитого Иверского монастыря 8 сентября 2005 г. 11:51 Великий Новгород. 8 сентября. ОАО «Новгородэнерго» приступил к реализации проекта электроснабжения Иверского Богородицкого Свято-Озерского монастыря, расположенного в Новгородской области. Стоимость работ под ключ оценивается в 15 млн. рублей. Уже в октябре планируется закончить монтаж и подключение двух трансформаторов мощностью по 1 тыс. кВт, проложить 5 км силового кабеля и смонтировать 6 км воздушных электролиний. В пресс-службе напомнили, что еще в 2003 году был разработан и реализован проект по временному электроснабжению Иверского монастыря. Однако в связи с коренной реставрацией ансамбля Иверского монастыря и появлением потребителей I категории по надежности электроснабжения возникла необходимость повышения надежности и качества его электроснабжения. Иверский монастырь был основан в 1653 году Патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича. В 1655 году сюда в связи с притеснениями православных верующих со стороны униатов переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря. Ими была создана первая провинциальная типография в Российской империи. С 1665 года по повелению Никона она была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. После революции обитель, расположенную на берегу Валдайского озера, дважды пытались взять штурмом красноармейцы. В 1919 году она была разорена. Знаменитая икона Иверской Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении. За время советской власти на территории монастыря были историко-архивный музей, музей краеведения. В 1930-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские, а в военное время находился госпиталь, затем — дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1959 году в монастыре начались реставрационные работы. В 1991 году обитель была возвращена во владение Новгородской епархии, и монастырь обрел свое первоначальное предназначение. «Интерфакс-религия» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/39098.html

Возвратившись в Москву с мощами святителя и затем сделавшись патриархом, Никон открыл свое желание и свой обет царю Алексею Михайловичу и просил пожаловать место для построения монастыря. И государь пожаловал из своих дворцовых сел как на устроение монастыря, так и на пропитание будущей в нем братии село Валдай с озером Валдаем, а также окрестные села и деревни с пустошами, озерами и всякими угодиями. Никон отправил надежных людей и во главе их архимандрита новгородского Свято-Духова монастыря Иакова избрать один из Валдайских островов, наиболее пригодный для построения на нем монастыря . Когда остров был избран, Никон, одобрив избрание, прислал в сентябре 1653 г. архимандриту Иакову благословение приступить к постройке монастыря и вместе образ Пречистой Богородицы Иверской пядницу, обложенный чеканным серебром, позолоченный и украшенный драгоценными камнями. А Новгородский митрополит Макарий, в епархии которого находился Валдай, прислал тому же архимандриту по приказанию Никона благословенную грамоту на сооружение как монастыря, так и двух деревянных церквей, соборной во имя Иверской иконы Богоматери и трапезной во имя святителя Филиппа, и два антиминса, с тем чтобы сам архимандрит и освятил обе церкви по окончании их. Валдайское озеро Никон велел в октябре с соизволения государя называть «святым озером», самый монастырь Иверским, и вскоре за тем и село Валдай переименовано в Богородицкое. Наделив новостроящийся монастырь несколькими из своих дворцовых сел, царь дозволил еще Никону вопреки своему Уложению приобретать для того же монастыря вотчины покупкою. И Никон в ноябре купил в Клинском уезде село Щапово с деревнями да 60 пустошей. А царь в следующем месяце пожаловал на Иверский монастырь несколько новых рядков в Новгородском уезде с их угодиями и целый боровицкий Яковлевский монастырь с его вотчинами — и все это пожаловал Никону, как сказано в царской грамоте, «к новому его монастырю в монастырские земли, а не в домовые патриарши вотчины» . В начале 1654 г., когда Иверский монастырь был уже окончен строением и обеспечен средствами, Никон позаботился о его церковном возвышении и внутреннем устройстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436176/

При благоверном царе Феодоре Иоанновиче жалованная грамота на владение обителью была подтверждена и монастырь окончательно переместился к Никольскому храму, тогда как старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью . В 1603 году царь Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. На территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к присяге - целованию креста) - один из трёх в Москве. В этой связи обитель иногда называли Никола Старый у Большого Крестца и Никола Большая Глава, что у крестного целования . По воцарении Михаила Феодоровича , новый царь подтвердил жалованную грамоту на владение обителью. В 1644 году при братских келиях была воздвигнута вторая монастырская церковь во имя святых царей Константина и Елены , выходившая на улицу. Под ней в 1646 году расположили часовню во имя святителя Николая Чудотворца , выступавшую за линию фасадов боковых зданий. В этой часовне, очень почитаемой в народе, была помещена святыня - икона святителя Николая, привезенная с Афона архимандритом Пахомием. Перед святым образом горела неугасимая лампада. До начала XVIII века между местными жителями существовал обычай ежедневно в сумерки брать огонь из часовни и зажигать им свечи в своих домах. В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню - список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери , которую поместили в Никольский монастырь. В благодарность за это в 1653 году царь Алексей Михайлович разрешил грекам Никольского монастыря совершать службы на родном языке. Насельниками обители впредь должны были быть лишь греческие монахи. В то время особую благосклонность монастырю выказывал патриарх Никон . Монастырь был закреплён как подворье Афонского Иверского монастыря . Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю , а в Никольском был оставлен новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. Тогда же, 19 мая того года, царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Также по приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Ансамбль монастыря к концу XVII века был столь обширен, что видевший его путешественник Я. Рейтенфельс писал, что обитель " малым, чем уступала греческому кварталу в Риме " . Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись. Монастырь служил духовным центром для православных иностранцев, живших в Москве - не только греков , но и сербов , грузин и армян .

http://drevo-info.ru/articles/13675485.h...

485 . Геронтий, иеромонах. Историко-статистическое описание Елецкого Свято-Троицкого мужского третьеклассного монастыря. СПб., 1894. 486 . Геронтий, иеромонах. Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе, Елец, 1895. 487 . Геронтий, иеромонах. Историческое описание Короцкого женского общежительного монастыря Валдайского уезда Новгородской епархии. СПб., 1897. 488 . Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. 489 . Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, в 2-х томах. СПб., 1890, 1892. 490 . Корольков А. В обителях св. Тихона Задонского . Задонский Богородицкий мужской монастырь//“Русский Паломник”, 33, 1907. 491 . Краткий отчет строительного Комитета по устройству Короцкой женской обители во имя св. Тихона. СПб., 1872. 492 . Несколько слов о Тихоновской общине сестер милосердия, находящейся в г. Задонске//“Воронежские епархиальные ведомости”, 19, 1872. 493 . Никольский П. Материалы для истории Толшевского монастыря//“Воронежская старина”, вып. 1. 494 . Никольский П. Спасо-Преображенский Толшевский монастырь (очерк из истории монашества на Дону)//“Воронежские епархиальные ведомости”, 21, 24, 1901; 2, 3, 5, 7, 8, 11, 1902. 495 . Никольский П. Монашество на Дону//“Воронежская старина”, вып. VIII, 1909; отдельное издание. Воронеж, 1909. 496 . Никольский П. Монашество на Дону в XIX веке. Очерк П. Задонские старцы XIX века//“Воронежская старина”, вып. IX, 1910. 497 . Никольский П. Толшевский монастырь и память в нем о святителе Тихоне. “Воронежская старина”, 10, 1911. 498 . Никольский П. Задонские монастыри как памятники святителю Тихону//“Воронежская старина”, 10, 1911. 499 . Новгородский сборник, вып. II. изд. Новгородского статистического Комитета. Новгород, 1865. 500 . Нольде Н. Несколько слов о Тюнинской Тихоновской Богородицкой общине. Тула, 1865; “Воронежские епархиальные ведомости”, 11, 1868. 501 . Нольде Н. Заметки светского человека о Задонском монастыре//“Воронежские губернские ведомости”, 19, 1865.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010