Соборному храму Валдайского Иверского монастыря возвращено историческое название Москва, 12 января 2008 г. 11 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с официальным визитом в Новгородскую епархию. В поездке Предстоятеля Русской Церкви сопровождают управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий. В г. Валдай Его Святейшество встречали архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.З. Дреницын, наместник Валдайского Иверского мужского монастыря архимандрит Ефрем (Барбинягра), представители местного духовенства и светских властей. Основным событием визита Предстоятеля в Новгородскую епархию станет освящение Успенского собора Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Успенский собор, сооруженный в 1656 году, стал первой постройкой Иверского монастыря. В том же 1656 году на освящение Успенского собора была доставлена главная святыня монастыря — Иверская икона Божией Матери, которая была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и архиереями при огромном стечении народа. Этот храм — одна из самых больших построек XVII века в России, которая до сих пор не утратила своего величия и остается главным храмом Иверского монастыря. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. После долгих лет запустения монастырь был возвращен Церкви в начале 1990 годов. Вскоре после этого началось восстановление собора. 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Малого освящения соборного Иверского, бывшего Успенского, храма Валдайского Иверского Богородицкого мужского монастыря. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и и Боровский Климент, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев и епископ Бронницкий Амвросий. Затем Святейший Патриарх Алексий возглавил в новоосвященном храме служение Божественной литургии. По словам архиепископа Льва, изначально первый деревянный соборный храм обители был освящен в честь Иверской иконы Божией Матери. Однако после случившегося пожара и постройки на его месте каменного здания (1656 г.), храм был назван в честь Успения Божией Матери. Теперь главному храму монастыря возвращено историческое название. 12 января 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25474.html

На место почившей о Господе первой Короцкой игуменьи Веры в 1892 г. 1-го августа Промыслу Божию и епархиальному начальству благоугодно было призвать к управлению Короцкой женской обителью рясофорную послушницу Наталью Павловну Тихонову (в монашестве Домника), до этого находившуюся в должности начальницы Успенской общины. Успенская женская община, устроенная в 60-х годах помещицею Валдайского уезда Александрой Ивановной Кемецкой в селе Полнове того же уезда, в 1884 г. потеряла свое самостоятельное управление, быв приписана, по распоряжению епархиальной власти, к Валдайскому Короцкому, во имя Святителя Тихона, женскому монастырю, и находилась приписанною к нему до 9 сентября 1892 г., когда, по ходатайству покойного митрополита Исидора, св. Синод определил восстановить самостоятельное управление в общине и назначил начальницей рясофорную послушницу Н.П. Тихонову. Означенная Тихонова (ныне игуменья Домника и настоятельница Валдайского Короцкого, во имя Святителя Тихона, женск. монаст.), находясь, по распоряжению настоятельницы Короцкого монаст., игумении Веры, на послушание в Успенской общине, много потрудилась по устроению этой общины; при ней число сестер возросло до 40. По получении снова самостоятельности и отделения Успенской общины от Короцкого монастыря, Н.П. Тихонова была переведена оттуда в Короцкую обитель и 2-го августа 1892 г. назначена была временной управительницей Короцким женским монастырем; 13-го августа того же года настоятелем Валдайского Иверского монастыря, архимандритом Леонидом, пострижена в монахини с именем Домники. В 1893 г. указом св. Синода от 10-го февр. за 648 утверждена в должности настоятельницы сего монастыря. В 1894 г. 22-го мая Арсением, епископом Кирилловским и Белозерским, возведена в сан игумении согласно указа св. Синода от 27 апреля 1894 г. за 1023. Вступив начальницею в управление Короцким женск. монаст., честная мать Домника прежде всего обратила все свое внимание на возобновление полинявшей и облупившейся от времени главной Владимирской церкви, колокольни и в связи с ними находящегося каменного корпуса, как и на все прочие обветшавшие здания в монастыре, требовавшие неотложного ремонта. При этом ей представилась возможность достроить начатый в 1890-м году предместницею ее игуменией Верой второй холодный храм 27 , которого выведены были только стены; но ни полов, ни оконных рам, ни дверей, ни накатника, ничего не было подготовлено. И вот, с разрешения епархиального начальства, с надеждою на Бога, приступила она к окончанию недоконченного и к исправлению обветшавшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации В.В. Путину за выстраивание добрых взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государственной властью в период двух сроков его президентского правления. 3. Возблагодарить Господа за продолжающееся развитие конструктивного взаимодействия Русской Православной Церкви с государственными институтами Российской Федерации. ЖУРНАЛ 2 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о визите в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Новгородской епархии. Справка: 11-12 января 2008 г. состоялся архипастырский визит Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Новгородской епархии. В поездке Его Святейшество сопровождали Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий. В г. Валдай Предстоятеля Церкви встречали губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.3. Дреницын, наместник Валдайского Иверского мужского монастыря архимандрит Ефрем (Барбинягра), представители местного духовенства и администрации города. В субботу 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме Валдайского Иверского Богородицкого монастыря. Перед Литургией Святейший Патриарх Алексий совершил чин Малого освящения собора. Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий. За Литургией молились архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.З. Дреницын, представители светских властей. По окончании Литургии архиепископ Лев обратился к Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Алексию со словами благодарности за посещение Новгородской земли.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Архитектурные вкусы Никона как " монументальные " , выражали идею " Церкви торжествующей " . Однако это далеко не исчерпывающее объяснение. Созидая свои монастыри, Патриарх очень остро видел ланшафтный потенциал избранного места (в случае с Валдайским монастырём - озеро " зело красно " ) и - преображал его, как бы творя икону обещанной нам " новой земли " . И это Никоново иконотворчество в гораздо меньшей степени относится к идее могущества Церкви " здесь и сейчас " , в веке сем, чем представляется на первый взгляд. Замечательно, что в качестве закладки своих будущих монастырей Никон избирал острова. А вот Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, по ненахождению в ближайших окрестностях Москвы " большой воды " с подходящим лоскутом суши, он повелел окопать рвом. Да и последней постройкой Никона стал рукотворный остров на Бородаевском озере близ Ферапонтова монастыря. Остров, осенённый крестом, был чрезвычайно дорог, важен для Патриарха. Не стал исключением и Валдайский Иверский монастырь на Валдайском (Святом) озере. " Нигде такова красна видех " , - говорил Патриарх Никон о созданном им на Валдайском озере монастыре. И прибавлял: " Не аз бо един тако о святем месте том творю похвалы, но и вси обретшиися со мною смиренным, в пути преставше о всех глаголати, но аки от единых уст о красоте места того койждо к себе беседоваху, похваляюще святое то место " . 14 мая 1655 году в Валдайском монастыре был заложен каменный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. В декабре 1656 года этот красавец-храм был уже освящён. Здание поражало воображение современников своей изысканной и неповторимой архитектурой. Собор Иверской иконы Божией Матери имеет в плане вид прямоугольника; восточная сторона выдаётся тремя полукружиями. Храм со всех сторон окружён галереей с входным крыльцом (западный фасад) и двумя палатками в виде часовен (северный и южный фасады), как бы " распространяющей " его вширь, придающей ему ещё более монументальности. Гладкие фасады, декорированные лишь лопатками и карнизами в основании закомар, могли иметь прежде ещё и изразцовые украшения. А могли и не иметь. Собственно, предположение об изразцах напрашивается лишь потому, что при Валдайском монастыре существовала во время строительства монастыря прекрасная изразцовая мастерская. Золотыми купола Иверского собора стали уже в новейшее время. В описи 1730 года главы соборного храма показаны " обитыми чешуею " , а кровля - " тесовой " .

http://sobory.ru/article/?object=05291

Патриарший визит в Новгородскую епархию. День первый. Посещение Валдайского Иверского монастыря. 19 сентября 2009 года 19 сентября, в ходе Первосвятительского визита в Новгородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь . Предстоятель прибыл в монастырь из аэропорта Великого Новгорода в сопровождении архиепископа Новгородского и Старорусского Льва , архиепископа Тверского и Кашинского Виктора , епископа Гатчинского Амвросия , епископа Петергофского Маркелла , руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия , епископа Выборгского Назария , председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойды . У святых врат Валдайского Иверского монастыря Его Святейшество встречали наместник обители архимандрит Ефрем (Барбинягра) с братией, духовенство Новгородской епархии, глава администрации Валдайского муниципального района А.З. Дряницын. Святейший Патриарх Кирилл направился в соборный Иверский храм, где приложился к чтимой Иверской иконе Божией Матери — главной святыне обители. На солее Иверского собора Предстоятеля приветствовал наместник монастыря, который рассказал о ходе восстановительных работ в обители и пожелал Святейшему Патриарху крепости сил и помощи Божией в несении Первосвятительского служения. На память о посещении монастыря архимандрит Ефрем преподнес в дар Его Святейшеству список Иверской иконы. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил отца наместника и обратился с Первосвятительским словом ко всем присутствующим. Предстоятель отметил, что с особым чувством пересек порог Иверского собора, который «запечатлел и славу нашего Отечества, и его трагические годы». Святейший Патриарх рассказал, что прежде, в годы своего служения в Ленинграде, он часто посещал оскверненный и заброшенный тогда Валдайский монастырь. «Но сегодня я увидел здесь неземную красоту, которую удалось восстановить, — продолжил Святейший Владыка. — Наверное, сейчас монастырь даже более благоустроен, чем до революции».

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви, сообщают « РИА Новости » в Новгородской епархии. – Комиссия, в состав которой вошли архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, представители министерства культуры и новгородские ученые, приняла работы реставраторов монументальной живописи, выполненной в XIX веке, – пояснили в агентстве. Восстановленные фрески занимают около половины площади стен собора. Пространство, на которых монументальной живописи не было никогда, в первом квартале 2011 года распишут современные мастера в едином стиле с возрожденными росписями. Иверский монастырь основал на Валдайском озере в 1653 году патриарх Московский и Всея Руси Никон, которому царь Алексей Михайлович пожаловал обитель в личное владение. Это был первый монастырь, построенный на Руси после Смутного времени. Летом 1653 года уже появились две первые деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа митрополита Московского. К началу 1654 года, по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор, освящённый в этом же году. Именно сюда из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, находящаяся на Афоне и успевшая прославиться многими чудесами. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

http://pravmir.ru/vosstanovleny-freski-s...

Историческое описание Короцкого женского общежительного монастыря Валдайского уезда, Новгородской епархии Источник Предисловие Представляя благочестивым читателям историко-экономическое описание Короцкого женского общежительного монастыря, посвященного имени Святителя Христова Тихона Задопского и всея России Чудотворца, считаю долгом заявить с своей стороны, что описание этой св. обители, основанной усердием Действ. ст. сов. Николая Васильевича господина Елагина с помощью христианской благотворительности, обязано появлением в светт просвещенному содействию теперешней игумении обители всечестнейшей матушки Домники. Потребность в такой книжке очевидна не только для местного населения или заходящего сюда скромного путника, но и для других вообще истинных любителей достопамятностей отечественных и Новгородских святынь. Труд свой начал я, с помощью Божиею и с благословения глубокочтимого архипастыря Анастасия Воронежского и Задонского, уволившего меня в Новгородскую епархию по уважительной просьбе достопочтенейшей игумении Короцкого женского монастыря Домники. Пособием при составлении описания Короцкой обители служили главным образом следующие книги, принадлежащие перу П. М. Силина: 1) Краткий отчет строительного Комитета по устройству Короцкой женской обители во имя Святит. Тихона. Спб. 1872 года. 2) Родина Святителя Тихона. Псков. 1883 года. 3) Историческое описание Валдайск. во имя Свят. Тихона женск. общежительного мон. Новгородской епархии. Новгород. 1895 г. 4) Летопись села Короцка, составленная свящ. Короц. Никольской церкви о. Иоанном Зимневым (Новгород епарх. Ведом. за 1894 г.) 5) Биография в Бозе почившего архим. Лаврентия, настоятеля первоклассного Иверского Богородицкого Валдайского монаст. Новгородс. губ. Москва. 1887 г. Кроме указанных печатных трудов, я не упускал при этом из виду некоторых, заслуживающих внимания, местных предашй и устных разсказов инокинь Короцкой женской обители. За молитвами Святит. Христова Тихона окончив свой труд к славе Божией, я посвящаю это историческое описание Короцк. обители на доброе молитвенное воспоминание о себе и в назидание живущим здесь в обители сестрам-ипокиням, которых усердно умоляю не лишить меня своих святых молитв и братского о Христе расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

26 По открытии Короцкого монастыря, Н.В. Елагин , с честью потрудившись десять лет для блага этой обители, сдал того же года всю отчетность строительному комитету, и комитет, по внимательном обозрении всех зданий Короцкой общины и по проверке всего прихода и расхода сумм, был закрыт, по предложению Его Высокопреосв. митрополита Исидора в 1871 году. См. краткий отчет строительного комитета по устройству Короц. женск. общины во имя Свят. Тихона, Спб. 1872 г. 29 Ваше Высокопренодобие, Многоуважаемая Матушка Игумения, Ваше письмо от 5-го декабря 1894 г. я получил в свое время. С трудом мог исполнить Ваше благое желание. Несколько иконописцев приносили мне икону Св. Саввы Сербского , но не в духе Православия, и не мог их принять. Наконец, в Москве Сербское подворье сделало мне услугу, и Вы получите икону Святителя Саввы. Радуюсь, что усердные молитвенницы будут молиться и о сестре Русской Сербии в обители Святителя Тихона. Призываю Божие благословение на Вас, сестер, и всю обитель вашу, и с уважением остаюсь Вашего Высокопреподобия усердный Богомолец Митрополит Сербии Михаил. 30 Такая же часовня устроена от монастыря Короцкого в г. Валдае и освящена 14-го мая настоятелем Валдайского Иверского мон. архим. Георгием. В этой часовне еженедельно по четвергам совершается молебное пение с акафистом пред иконою Свят. Тихона Задонского . 35 В препровожденном при этом свидетельстве сказано: «По указу Его Импер. Величества дано сие из Новгородской духов. консистории настоятельнице Валдайского Короцкого женского монастыря игуменье Домнике в том, что она за усердную службу, при одобрительном поведении, но определению св. Синода от 14–27 марта 1896 года за 917 награждена наперсным крестом, от св. Синода выдаваемым. Июня 4 дня 1896 года». 37 Преосвящ. Анастасий поступил в управление Новгород, епар. в 1882 г. 28 сент., а в 1888 г. 21 мая переведен из Новгор. в Калужскую епарх.; в 1889 г. перемещен из Калужской в Воронежскую епарх. 38 Игумения Вера вместе с двумя рясофорными послушницами (одна из них ныне Игуменья Домника) в 1883 году 23 ноября после Священного Коронования имела счастье представляться Их Императорским Величествам и преподнести Им два ковра собственноручной работы сестер Короцкой обители. Представлялись они Ее Императорскому Величеству в Ее покоях и были удостоены Всемилостивейшего разговора; а потом отведены на половину Государя Императора, и Он так же изволил милостиво разговаривать с ними, после чего они были приглашены к завтраку.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Барбинягра Ефрем Александрович; род. 1 мая 1941 г., с. Гандрабури Ананьевского р-на Одесской обл) , еп. Боровичский и Пестовский. В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабури. В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской ДС. 1 янв. 1972 г. Никодимом (Ротовым) , митр. Ленинградским и Новгородским рукоположен в сан диакона (целебатом) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда. 27 фев. 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иерея. 14 апр. 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 авг. 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 16 фев. 1976 г., согласно личному прошению, почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии. 23 марта 1976 г. митр. Херсонским и Одесским Сергием (Петровым) назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 авг. 1976 г. переведен в с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. на должность настоятеля Архангело-Михайловской церкви. 21 дек. 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл. 1 фев. 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл. 14 марта 1977 г. согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию. 30 мая митр. Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 12 фев. 1980 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. 25 июня 1981 г. назначен настоятелем церкви св. вмц. Параскевы г. Боровичи Новгородской обл. 21 июля 1981 г. митр. Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита. 5 мая 1997 г. указом архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля церкви вмц. Параскевы г. Боровичи. 26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря и определением Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

http://pravenc.ru/text/1966786.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Впервые за 300 лет купола главного собора Валдайского монастыря засияли золотом 22.08.2008 21 августа впервые за 300 лет засияли золотом купола Успенского собора Иверского Святоозерского Валдайского монастыря . До этого они были покрыты медью. Реставраторам для покрытия куполов потребовалась более 3 тысяч " книжечек " из тончайшего сусального золота. Вершина собора еще оставлена в лесах, но уже даже в облачную погоду сияние золота заметно за несколько километров от собора. Как сообщили в комитете культуры и туризма области, реставрация действующего мужского монастыря началась четыре года назад. Обитель приобрела за это время великолепный вид. Построены подъездные дороги и мосты, отремонтированы корпуса и стены, приобретены и установлены новые колокола, благоустроена территория. В 1651 году митрополит новгородский Никон, ставший потом Патриархом, облюбовал остров на Валдайском озере, на котором летом 1653 года появились деревянные постройки мужского монастыря. Это была первая обитель после полувекового перерыва, вызванного борьбой с польскими и шведскими захватчиками. А первой каменной постройкой здесь стал Успенский собор - высокий, пятиглавый, с круговой галереей, сохранившийся до наших дней. Он был возведен за 10 месяцев и освящен в 1656 году. Годом раньше Никон поселил на острове братство Кутенинского монастыря из белорусского города Орши. Приезжие монахи организовали здесь первую русскую провинциальную типографию, в которой печатали сочинения Никона, часословы, лексиконы, " азбуки " . Реставрационные работы продолжаются. В Успенском соборе предстоит восстановить уникальный иконостас. Возрождение росписи, по мнению специалистов, займет несколько лет. Одновременно ведутся работы по восстановлению иконостасов в других церквях монастыря - соборе Архангела Михаила, церкви святителя Филиппа и церкви Богоявления. Уникальная красота Успенского собора и всего монастыря на Валдайском озере привлекает все больше туристов и паломников из многих городов России. Каждые выходные сюда приезжают гости из Москвы и Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Старой Руссы и других городов, чтобы полюбоваться великими творениями наших предков. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 22.08.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5415.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010