13 Из литературных трудов Св. Тихона статьи о должности христианина и «духовное сокровище, от мира собираемое» считаются самыми лучшими. 14 См. Жизнь Св. Тихона соч. Лебедева С.-Петерб. 1890 г. Живя па покое в Задонском монастыре, Св. Христов Тихон всю свою пенсию раздавал, убогим... Не забывал Святитель и своей родины – близ г. Валдая села Короцкого. Так, в 1770, 1772 годах он посылал деньги для раздачи милостыни бедным в Новгород, Валдай и село Короцкое с другом своим схимонахом Митрофаном. «В деяниях апостольских написано», говорил Святитель, «что в Антиохии первенствующие христиане собрали милостыню и отправили ее в Иерусалим к бедным христианам; и я хочу послать тебя пешком в село Короцк к брату Евфиму с деньгами, ибо там, в нашей стороне, очень бедные люди живут. Обще с братом вы там раздайте, а тебе за послушание будет мзда от Господа.» Братьям своим, не смотря на то, что они были бедные причетники, он приказал дать: Евфиму в Короцк – пять рублей, а Петру в Новгород – десять рублей. – В 1773 году он послал в село Едрово Валдайского уезда, лежащее в в 27 верстах от его родины, села Короцка, священнику 150 рублей для раздачи бедным, вдовицам и сирым с тем, чтобы его брату Евфиму в Короцке и его родным он ничего не давал, «понеже деньги сии не мои,» писал он в письме своем к священнику. 15 Над могилою их в 1892 г. устроена деревянная, крытая железом, часовня иждивением и усердием настоятельницы Короцкого монастыря Домники. 17 В церкви деревянной святого Николая Чудотворца к древностям можно отнести хранящиеся до сего времени там оловянную дарохранительницу, оловянные сосуды: потир, дискос, звездицу, ныне неупотребляемые, – три деревянных крашенных в зеленоватую краску подсвечника: два для возжения свечей пред местными иконами и третий выносный. Обе церкви содержатся здешним причтом в должной чистоте и аккуратности. Существует с 1892 г. братство во имя Св. Тихона Задонского , которое выстроило двухэтажный каменный дом в с. Короцке на этом самом месте, где некогда существовала хижина чтеца Савелья Кириллова. Ныне в 1896 г. открыта здесь церковно-приходская двухклассная школа в честь Святит. Тихона, где должны будут обучаться дети местных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

И Никон не спешит. Поэтому, став патриархом Московским и Всея Руси в 1652 году, он прежде всего приступает к постройке Иверского Валдайского монастыря во образ 625 Иверской обители на Афоне и даже шире – во образ всей святой горы. Святой полуостров Афон у Никона становится «Святым островом», озеро Валдай получает название «Святого озера». Главной святыней монастыря должна стать копия с чудотворной Иверской Афонской иконы Божией Матери «Портатиссы» (Вратарницы) 626 . Братия в монастырь набирается нарочито разноплеменная (подобно разноплеменным монастырям святой горы). Здесь и русские, и белорусы (их больше всего), и принявшие православие немцы, литовцы, поляки, евреи и даже один калмык... Это первый опыт создания на Русской земле достаточно отвлеченного, условного (лишь в каких-то самых общих чертах) подобия святому месту православного Востока. Опыт прошел успешно в том отношении, что в русском обществе он не вызвал принципиального протеста и разногласий. Но не успев закончить постройку Иверского монастыря, в 1656 году святейший Никон приступил к строительству сразу двух монастырей – Крестного Кийского (на острове Онежской губы, по обету) и Воскресенского на реке Истра под Москвой. На Кийский остров отправляется главная святыня для монастыря – большой, в натуральную величину, крест кипарисового дерева, привезенного из Палестины, с вложенным в него множеством частиц мощей святых. Почему такое вещественное знамение Святой земли направляется на далекий русский Север? Образносимволической связи с историческим Иерусалимом в архитектурном отношении Кийский островной монастырь не имел никакой, зато у него была связь с указанными образами «Иерусалима Нового» из Откровения Иоанна Богослова – «престолом» у «моря» и поющими Богу праведниками, «стоящими на море»... Но значит ли это, что святейший Никон нашел нужное звено, что теперь в его сознании возникла связь между исторической Святой землей Палестины и обетованной землей Царства Небесного? Да, произошло то, что невозможно назвать иначе чем великое озарение, дарованное Богом ищущему уму великого святителя! Как это случилось? В 1653 году, в начале строительства Иверского Валдайского монастыря, патриарх Никон получил от иерусалимского патриарха второй подарок, как бы разрешавший проблемы, возникавшие в связи с подарком первым (кипарисовой моделью храма Гроба Господня) – книгу «Скрижаль».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М., 1885; Франц Д. Д. Каталог Никоновского музея в Иверском монастыре близ г. Валдая. Новгород, 1920; Кондратьева Е. В. Новые данные о деятельности керамической мастерской Валдайского Иверского монастыря//Памятники культуры: Новые открытия. 1980. Л., 1981. С. 465–477; Сивак С. И. Изразцовая мастерская Иверского Валдайского монастыря (1655–1690 гг.)//Новгородский край. Л., 1984. С. 239–244; Черторицкая Т. В. Рай мысленный//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 286; Белоненко В. С. Из истории книжности Иверского Успенского монастыря на Валдайском озере в XVII в.//Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197–206; Буланин Д. М. Филофей//ТОДРЛ. 1992. Т. 45. С. 156–159; он же. Никифор Евдокимов//Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 2. С. 383–384; Тимошенкова З. А. Государственные повинности крестьян Иверской вотчины во второй половине XVII в.//Северо-Запад в истории России. Калининград, 1991. С. 64–71; Кузьмина Н. Н., Сивак С. И. Исследование наружной росписи XVII века церкви Михаила Архангела в Валдайском Иверском монастыре//Архитектурное наследие и реставрация. М., 1992. С. 147–158. О Крестном монастыре см.: Ильин М. А. Крестный монастырь на Кий-острове//Архитектурное наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 89–104; Алферова Г. В. Ансамбль Крестного монастыря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83–93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского монастыря патриарху Никону//Культурное наследие Древней Руси. М., 1976. С. 400–405. Сомнения высокопреосвященного историка в достоверности сведений о том, что именно Арсений Суханов привез из Иерусалима модель Воскресенского храма (см. прим. 169 митр. Макария), разделяет С. А. Белокуров. Известие об этом имеется только у И. Шушерина. Оно не подкрепляется другими источниками и даже противоречит им. Вероятно, модель доставлена в Москву кем-то другим, затем находилась в Ново-Иерусалимском монастыре, ныне — в Московском областном краеведческом музее (Белокуров С. А. Арсений Суханов. 2-е изд. М., 1891. Т. 1. С. 427–430). О Воскресенском монастыре см.: Навроцкий А.

http://sedmitza.ru/lib/text/436203/

Когда Святейшим Патриархом Никоном основан был на Валдайском озере Иверский монастырь по плану Иверской Лавры на св. горе, то в новую обитель перенесена была из Москвы и св. икона. Она торжественно поставлена в Соборном храме обители в день освящения его 15-го августа 1656 года 15 . В 1651 году Архимандритом Пахомием привезен из Иверского монастыря другой список чудотворной Иверской иконы Божьей Матери. Этот список также поставлен был сначала в Никольском Греческом монастыре, после того как первый список перенесен был в Иверскую обитель на Валдайском озере. Потом, в 19-й день Мая 1669 года, другой список был перенесен в особую часовню, устроенную для новой иконы у Воскресенских ворот 16 .Вероятно Благочестивый Государь, вспоминая, что в Афонской обители св. икона избрала себе место на вратах монастырских, хотел иметь сию небесную Вратарницу ограждением главных врат первопрестольного града, которые, кроме названия Воскресенских, назывались еще, по важности своей, Триумфальными 17 , по местности – Неглинными, по сравнению с главными воротами Царьграда – Львиными (Portae Leonumcsev Leonicae 18 ). Св. Икона Божьей Матери Иверская прославлена в Москве многими благодатными знамениями. Хрисовуллы Иверского монастыря. В ризнице Иверского монастыря довольно царских грамот и хрисовулл. Путешест-венник наш Барский видел следующие хрисовуллы: хрисовулл, писанный на пергаменте по гречески с златой печатью, данный Михаилом Палеологом (1310 г.); таковые же хрисовуллы Императоров Греческих: Иоанна Кантакузина (1311 г.), Андроника (1200 г. ), Иоанна Палеолога (1357 г.), Сербского Царя Стефана; грамоту Русских Царей с заглавными золотыми буквами и с восковой печатью: этой грамотой дарован Иверскому монастырю и утвержден за ним монастырь Святителя Христова Николая в Москве, на Никольской улице. Замечательные места монастыря. Вне монастыря по лесистому ущелью земли, принадлежащей ему, разсеяно множество пустыннических келлий, с малыми церквами при них, и калив. К северу и западу от него находятся общая погребальница для братии с церковью во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Расстреливать вызвали отряд карателей из сорока человек. И вот, вывели Серафиму Семеновну. Младенца у нее отобрали. Коля – сын тут же был. Она потянулась к младенцу своему, к Леночке, попрощаться с нею, а немец, который командовал расстрелом, размахнулся и младенчика выкинул в сугроб, и Леночка так и плакала оттуда. Тогда расстреляли Серафиму Семеновну… Все наше горе – это не море. Это лишь капля соленой воды В море общей нашей беды. Июль 2003 года. Наш палаточный лагерь раскинут на поляне под стеной Валдайского Иверского Богородицкого мужского монастыря. В берег плещется волна Валдайского озера. Мы разворачиваем здесь детский православный лагерь уже четвертый июль. Если наблюдать с воды, то нас очень хорошо видно: две огромные ярко-желтого шелка палатки светят из сумрака темной хвои. Восемь часов утра. «Подъем!» — раздается юный тенорок, и тут же клич истошно подхватывает еще пара мальчишеских голосов. Но еще за час до подъема я начинаю просыпаться от скрипа и хлопанья печной дверки, стука топора и покашливания того самого тенорка. «Вовка», вспыхивает в моей душе теплая искорка. Следующая радостно-спокойная волна вплескивает в сердце молитву: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе! Слава Тебе, Боже Наш, что мы здесь, у этих древних стен, в то время, как кругом идет необъявленная война». Какое это чудо, что у нас все еще есть эта возможность приезжать сюда. Каждый раз удивляюсь я, мама троих детей, приезжающих в лагерь от московского храма Трех Святителей на Кулишках. Наша жизнь в лагере такова: мы здесь, чтобы побыть в святом месте, посещать службы, помогать монастырю посильным трудом и отдыхать. Ребята наши делятся на так называемые «семейки», во главе каждой – старший из ребят же. Одна из «семеек» обслуживает лагерь (готовит еду, носит воду, колет дрова), а другие уходят на послушание в монастырь. Когда работа оканчивается, весь лагерь заныривает в озеро и плещется до обеда. Вечером – свободное время, игры, прогулки, костер. Я в этом году хожу чаще всего с ребятами на послушание. Их довольно трудно бывает раскочегарить на работу – дань нашему компьютерно-телевизионному времени. Но сама я работаю здесь с удовольствием, и им это иногда передается. Очень интересно с ребятами общаться. Все ребятки славные, каждый по-своему раскрывается.

http://pravmir.ru/vse-nashe-gore/

Р Рабангский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, упразднённый. До Штатов 1764 года находился в Вологодской Епархии, Вологодском уезде при реке Сухоне и Рабанге, от Губернского города Вологды к северо-востоку в 32 вёрстах, а от Лопотова монастыря к югу в 10 вёрстах. Он основан в 6955/1447 году Преподобным Филиппом, первым Игуменом этого же монастыря. Но откуда он сюда пришёл, кто был родом, и в котором году скончался, неизвестно. В церковном Синодике записан только вышеупомянутый год начала монастыря и кончина сего первого Игумена Ноября 15 (но о годе не сказано) и погребения его в этой же обители, и места также не означено. По крепостям церковных земель видно, что этот монастырь снабжён был вотчинами и грамотами на оные в 7072 году от Царя Ивана Васильевича, и всё то подтверждено грамотами Царя Михаила Феодоровича в 7121 и 7126 годах. Строения монастырские все были деревянные, а Настоятельство до самого упразднения – Игуменское. Крестьян за монастырём имелось 192 души. По упразднению же церковь оного обращена в приходскую села Рабангского, и определён Священник с причтом. В этой церкви имеются два придела: 1) во имя Св. Апостола Филиппа; 2) во имя Св. Николая. Рабежская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Новгородской Епархии в Валдайском уезде на левом берегу реки Рабежи, расстоянием от Новгорода в 205, от Валдая к югу в 40, от Осташкова к западу в 41 версте. Пустынь сия основана по благословению Преосвященного Митрополита Новгородского Иова в 1697 году Иеромонахом Иоилем. Иоиль родился в городе Вязьме от родителей духовного звания. Отец его был Антоний, а мать Елисавета. В совершеннолетнем возрасте сочетался браком, но по склонности своей к уединению, оставив супругу, отошёл в пустыню Препод. Нила Столбенского, где Игуменом Пахомием пострижен в монашество, а потом произведён и в Иеромонаха. Вскоре после того потребован в духовники Преосвященного Иова, Митрополита Новгородского, который и дозволил ему по желанию его искать место, способное для построения пустыни на Белом море или в других странах. Иоиль по многим странствованиям быв в Анзерском ските, в Кожеозерском монастыре и в Унженских пределах, возвратился в Нилову пустынь, пребывая в которой узнал через звероловов о месте, в Валдайском уезде близ сёл Полновского и Вельевского, на берегу реки Рабежи, весьма красивом и к уединению способном, и в 7205/1697 году поставил тут кельи, а в них поселил четырёх монахов. Преосвященный Митрополит Иов, услышав о возвращении его из путешествия, паки взял к себе духовником и произвёл в Архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря и вскоре перевёл в Новгородский Антония Римлянина. В 1700 году соорудил он на реке Рабеже церковь во имя Св. Троицы деревянную по следующей благословенной грамоте:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Валдайском Иверском монастыре 12 января 2008 г. 13:35 В субботу 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме Валдайского Иверского Богородицкого монастыря . Перед Литургией Святейший Патриарх Алексий совершил чин Малого освящения собора . Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент и епископ Бронницкий Амвросий . За Литургией молился архиепископ Новгородский и Старорусский Лев . На Литургии присутствовали губернатор Новгородской области С.Г. Митин, глава Валдайского муниципального района А.З. Дреницын, представители светских властей. По окончании Литургии архиепископ Лев обратился к Святейшему Патриарху Алексию со словами благодарности за посещение Новгородской земли. «Первый Ваш визит в Новгородскую епархию состоялся в 1991 году, тогда Вы, Ваше Святейшество, посетили Валдайскую обитель и благословили возрождение монашеской жизни в ней, — сказал владыка. — Сегодня Ваши Первосвятительские молитвы укрепляют нас в надежде на то, что работы по восстановлению монастыря будут успешны завершены». Архиепископ Лев также отметил, что в настоящее время завершен только первый этап реставрационных работ и предстоит еще восстановить росписи и внутреннее убранство Иверского собора. Владыка Лев преподнес Святейшему Патриарху Иверскую икону Божией Матери. В ответном слове Святейший Патриарх Алексий сказал, что нынешнее, второе, посещение Иверского монастыря является для него большим духовным утешением, т.к. когда в 1991 году он посетил Новгородскую землю, то увидел полуразрушенную обитель. По словам Его Святейшества, возрождение монастыря, свидетелями которого мы являемся, — результат совместных трудов настоятеля обители архиепископа Льва, наместника и братии, всех жертвователей и благотворителей. Святейший Патриарх особо подчеркнул роль президента Российской Федерации Владимира Путина в возрождении Иверской обители и отметил, что его попечением совершается большая работа.

http://patriarchia.ru/db/text/349393.htm...

Иеромонах Задонского Богородицкого монастыря Геронтий I. Местоположение Короцкого женского общежительного монастыря «Приветствую тебя пустынный уголок «Приют святых трудов и размышлений». А. Пушкин. Короцкий общежительный женский монастырь Валдайского уезда Новгородской епархии, посвященный имени святителя Христова Тихона, занимает чудное, уединенное, возвышенное местоположение. Кругом его богатая, разнородная лесная растительность, в чаще коей, с восточной стороны монастыря, раскинулось чуть не на версту в широкой котловине Короцкое озеро 1 , и в зеркальной глубине его вод, при восходе солнца, и в ночи – при луне эффектно отражаются обращенные вниз величественные соборы и прочие здания св. обители. Этот женский монастырь отстоит в версте от села Короцка, – места родины Угодника Божия Святителя Тихона Задонского , и от города Валдая в 4-х верстах 2 ; от Николаевской жел. дор., пролегающей с северо-восточной стороны, находится в 38 верстах. Чтобы попасть в Короцкий монастырь, нужно остановиться на станции Валдайка или Березайка и оттуда уже приходится ехать до обители 38 верст на лошадях. Вся дорога эта от станции Валдайки пролегает по каменистой неровной почве и тянется чрез просеки лесом, который обрамляет и отеняет с обеих сторон путь, ведущий прямо к мирной женской обители, находящейся вдали от большого света. Между прочим, с 1896 г. здесь проведена жел. дорога со станции Бологое до г. Пскова; Валдайский вокзал будет в 3-х верстах от Короцкой женской обители. Благодаря отдаленности обители от города, св. тишина её, не нарушается уже ни шумом городской суетливой жизни, ни другими соблазнами лукавого Мира. Здесь в невозмутимо-спокойном состоянии духа, ежедневно возносятся горячие молитвы к Всевышнему от призванного промыслом Божлим ко спасению сонма подвижниц, усиленно и благоговейно, со страхом и трепетом работающих Господеви. – Все здесь способствует к созерцанию дел Божиих, к возношению духа горе. Посреди широкого двора монастырского, симметрично обрамленного со всех сторон каменными и деревянными корпусами келлий, величественно красуются храмы Божии, коих вызолоченные кресты на главах далеко видятся из-за леса, и привлекают к себе внимание благочестивого путника, стремящегося от бурь житейских отдохнуть душой под благодатною сению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

За погребальные места получено 550 рублей. Всего было на приходе в 1719-м году 13.247,69¾ рублей. В 1720-м году пожертвовал на монастырское строение 50 золотых червонных митрополит Тверской Силвестр (Холмский); по царскому указу переданы оставшиеся по смерти Астраханского митрополита Сампсона 215 золотых червонных, – по 1,90 рублю, – и 150 рублей; прислано из села Нестеровского по умершем стряпчем Матвее Якимове 20 рублей; за погребальные места получено 400 рублей; переданы оставшиеся по смерти Белоградского митрополита Иллариона (Властелинского) келейные деньги 2.007,55 рублей; всего 2.986,05 рублей и 50 червонцев. В 1721-м году поступило 5.145,13½ рублей: 100 рублей за погребальные места; 542,93 рубля наддачи с крестьян Карпова и Шилы с Валдайского таможенного и кабацкого сборов за 1719-й и 1720-й годы, сверх прежнего оклада Губернской Канцелярии; пожитков «от бывшего Ростовского епископа Диомида ростриги» по оценке па 1 . 497,2½ рублей 752 . Расстрига Демид – это бывший епископ Ростовский Досифей (Глебов), родствепник духовника царевича Алексея Петровича Иакова Игнатьева, хиротонисанный в Ростов в 1711-м году из архимандритов Суздальского Спасского Евфимиева Монастыря и изверженный из священного сана по делу царевича в 1718-м году 753 . Оставшихся после архиепископа Вятского Дионисия было 1.457,67 рублей 754 ; оставшихся после казначея Троицкого-Сергиева Монастыря Феоктиста (Второва) вещей на 126,15 рублей; по завещанию стольника Феодора Мартемьянова поступило разного имущества и денег на сумму 1421,36 рублей 755 . Мартемьянов, усердный вкладчик Монастыря, будучи бездетен, собирался завещать Монастырю все свои поместья, но умер, не успев оформить своего намерения, тем не менее архимандрит Феодосий горячо взялся за дело о наследстве после Мартемьянова и ему удалось добиться получения указанной суммы 756 . В 1722-м году по 1-е июля с Валдайского кабака наддачи 671,55 1 / 4 , рубль 757 . Протоинквизитор, иеродиакон Пафнутий оставил по смерти в Москве в 1723-м году на строение Монастыря 100 рублей 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Что убо будет нам?» 1892 г. мая 8-го посетил обитель священно-архимандрит Прокопий, настоятель Задонского Богородицкого монастыря и с ним был иеремонах Илиодор. 1892 г. 27 авг. прибыл в обитель преосвященный Антоний (ныне епископ Черниговский), викарий Новгородский. При нем состоялось тогда окрытие Братства во имя Святителя Христова Тихона Задонского . В 1893 г. 16 июня, при обозрении Новгород. епархии, изволил посетить Короцкий жен. монастырь Высокопреосвященнейший Феогност и был встречен с подобающею честью местным духовенством и всеми сестрами обители во главе с почтенною своею игуменьей Домникой. Владыка изволил обозреть главный Владимирский собор, ризницу монастырскую и также новостроющую тогда церковь , а затем посетил келлии более почтенных инокинь обители. Глубокочтимый архипастырь со всеми милостиво разговаривал, и речь его была полна духовно-нравственной услады. Прощаясь, он преподал всем святительское благословение, отправился в путь при колокольном звоне. В 1894 г. 21-го мая преосвященный Арсений, епископ Новгородский, приглашен был на служение в Валдайский Иверский монастырь, оттуда на следующий день 22-го мая изволил прибыть в Короцкую обитель, и совершил божественную литургию в сослужении настоятеля Валдайск. Иверского монастыря архимандрита Георгия и местного духовенства. Тогда же, к радости сестер, Владыка посвятил в игуменский сан настоятельницу Короцкой обители всечестную монахиню Домнику. В 1895 году 24 июня Высокопреосвященнейший Феогност, Архиепископ Новгородский и Старорусский, снова изволил пожаловать в Короцкую обитель, встречен был с колокольным звоном местным духовенством и сестрами обители, во главе с своей игуменьей Домникой, в соборе. На следующий день, 25-го июня, Владыка изволил совершать освящение и божественную литургию в новоотстроенном летнем храме во имя всех святых в сослужении архимандрита Валдайского Иверского монастыря Георгия и со многим местпым духовенством. При богослужении присутствовал Новгородский губернатор Борис Владимирович Штюрмер и много почетных лиц из г.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010