Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Россия, Новгородская обл., г. Валдай. В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, во сне, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Вступив на первосвятительский престол в 1652 году, Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое и нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В феврале 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Николаевский-Невский Иван Васильевич; ок. 1865, Новгородская губ.- 14.12.1930, г. Валдай, ныне Новгородской обл.), еп. Валдайский. Из семьи священника. Семейная фамилия Николаевский установлена из архивных материалов. В научной лит-ре (в т. ч. в статьях «Валдайский монастырь» и «Валдайское викариатство» в ПЭ (Т. 6. С. 519-520)) упоминается с фамилией Невский. 30 июня 1886 г., по окончании Новгородской ДС, поступил на испытание в Юрьев новгородский мужской монастырь . 1 мая 1887 г. принял там монашеский постриг с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. С 31 авг. 1887 по 27 июля 1891 г. являлся членом правления новгородского свечного завода, действовавшего при монастыре. 20 сент. 1887 г. рукоположен во диакона. С 18 апр. 1889 г. ризничий монастыря. 23 апр. 1889 г. рукоположен во иерея. 29 апр. 1892 г. назначен казначеем обители, с 17 нояб. того же года вместе с настоятелем заведовал монастырским хозяйством. 15 февр. 1894 г. Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) определил И. исполняющим должность эконома архиерейского дома (назначение утверждено Синодом 5 февр. 1895). В обязанности И. входили выделение денежных средств и наблюдение за ходом реставрации древнего Софийского собора Новгорода, финансируемой Новгородским архиерейским домом. 21 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. В сент. того же года участвовал в торжествах по случаю освящения отреставрированного Софийского собора. 2 нояб. 1902 г. Новгородский архиеп. Гурий (Охотин) назначил И. председателем строительной комиссии по капитальному ремонту исторического храма в честь Преображения Господня (ц. Спаса на Нередице) близ Новгорода. В 1903-1904 гг. контролировал ремонтные работы в Спасо-Нередицком храме, осуществлявшиеся на средства архиерейского дома. Определением Синода от 12-26 апр. 1906 г. назначен по представлению архиеп. Гурия настоятелем Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . Отбыл к новому месту служения 8 июня того же года. Восстановил в обители надлежащий порядок. В 1908 г. вместе с Тихвинским еп. сщмч. Андроником (Никольским) ревизовал Старорусское ДУ. Содействовал проведению в февр. 1912 г. в Валдайском мон-ре миссионерских курсов для окрестного духовенства. В 1913 г. избран действительным пожизненным членом Новгородского церковно-археологического об-ва. Состоял членом местных отд-ний Палестинского и Миссионерского об-в. Был товарищем председателя братства свт. Тихона Задонского в с. Короцке близ Валдая. При школе братства мон-рь содержал приют.

http://pravenc.ru/text/578529.html

Закрыть itemscope itemtype="" > На родине святителя Тихона Память 13/26 августа Марина Михайлова   15:02 26.08.2023 5066 Время на чтение 19 минут Фото: М.В.Михайловой, РНЛ Памяти раб Божиих Устинии, Татианы, Надежды Несколько лет назад петербургским иконописцем Ростиславом Гирвелем был создан новый образ святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Примечательно, что изограф не был знаком с прижизненными портретами святого ( Владимир Невярович. История одного портрета. К иконографии святителя Тихона Задонского : см. портреты 2, 3, 4), но созданный им лик оказался удивительно близок к ним. И главное, как свидетельствует один из монахов, насельников Задонского монастыря, созданная икона очевидно является духоносным ликом. Ко дню памяти святителя копии иконы были переданы в часовню свт.Тихона Задонского на его малой родине - в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии и в ближайшую обитель - Святоозерский Богородицкий Иверский мужской монастырь. Републикацию своего очерка «На родине святителя Тихона», написанного к 150-летию прославления святого, хотелось бы посвятить светлой памяти Татьяны Игнатьевны Григорьевой († 18 июня 2012 года), чьи детские воспоминания о насельницах Тихоновского Короцкого монастыря были использованы в материале. ...Многим я обязана этому доброму, мудрому человеку. Не имея в своей семье примера верующих родных, я обрела его в лице Татьяны Игнатьевны. Надо сказать, что люди, воспитанные в вере с рождения, заметно отличаются от нас, неофитов. Добродетели терпения, смирения, мирного духа, - то, о чем мы лишь рассуждаем, они являют воочию. Рассказы Татьяны Игнатьевны о сохранении веры в безбожные годы, ее молитвы и наставления, ее помощь всегда со мной. И сейчас звучит в душе ее ласковый, певучий голос... Татьяна Игнатьевна, ее мама Устинья Григорьевна Донкина, о набожности и благочестии которой даже неверующие отзывались с уважением, и многие-многие другие русские женщины - незаметные труженицы из сонма «белых платочков», чьими молитвами, трудами и заботами по сей день живет Россия. Вечная им память! М.Михайлова, РНЛ

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/24/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (В схиме Левкий; † 11.11.1672, Казань), архиеп. Тверской и Кашинский (1654-1657), митр. Казанский и Свияжский (1657-1672). Согласно распространенному в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. мнению, Л. был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Вел. Новгородом, куда впосл. сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митр. Никоном (впосл. патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Л. был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Сев. Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский мон-рь. В начале 50-х гг. XVII в. Л. упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. прав. Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . После оставления Тверской кафедры архиеп. Ионой «за старость» (Дело. 1897. 43. С. 242) 16 апр. 1654 г. Л. был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сент. 1654 г. Тверской у. достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Л. учредил крестный ход с мощами св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впосл. крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Л. пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе рус. армии. Первое упоминание Л. в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апр. 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Л. взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии. В дек. 1656 г. Л. вместе с патриархом Никоном, Новгородским митр. Макарием III и Крутицким митр. Питиримом вновь посетил Иверский мон-рь. 16 дек. 1656 г. Л. участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским мон-рем, заботился о расширении его братии (напр., 26 февр. 1667 обратился к архим. Иверского мон-ря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архим. Афиногена).

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви Московские реставраторы восстановили фрески Иверского собора – главного храма Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря, считающегося одной из святынь Церкви, сообщают « РИА Новости » в Новгородской епархии. – Комиссия, в состав которой вошли архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, представители министерства культуры и новгородские ученые, приняла работы реставраторов монументальной живописи, выполненной в XIX веке, – пояснили в агентстве. Восстановленные фрески занимают около половины площади стен собора. Пространство, на которых монументальной живописи не было никогда, в первом квартале 2011 года распишут современные мастера в едином стиле с возрожденными росписями. Иверский монастырь основал на Валдайском озере в 1653 году патриарх Московский и Всея Руси Никон, которому царь Алексей Михайлович пожаловал обитель в личное владение. Это был первый монастырь, построенный на Руси после Смутного времени. Летом 1653 года уже появились две первые деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа митрополита Московского. К началу 1654 года, по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря – Успенский собор, освящённый в этом же году. Именно сюда из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери, находящаяся на Афоне и успевшая прославиться многими чудесами. По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

http://pravmir.ru/vosstanovleny-freski-s...

Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Валдайский Иверский монастырь 19 сентября 2009 г. 17:33 19 сентября, в ходе Первосвятительского визита в Новгородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь . Предстоятель прибыл в монастырь из аэропорта Великого Новгорода в сопровождении архиепископа Новгородского и Старорусского Льва , архиепископа Тверского и Кашинского Виктора , епископа Гатчинского Амвросия , епископа Петергофского Маркелла , руководителя Административного секретариата Московской Патриархии епископа Солнечногорского Сергия , епископа Выборгского Назария , председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В.Р. Легойды . У святых врат Валдайского Иверского монастыря Его Святейшество встречали наместник обители архимандрит Ефрем (Барбинягра) с братией, духовенство Новгородской епархии, глава администрации Валдайского муниципального района А.З. Дряницын. Святейший Патриарх Кирилл направился в соборный Иверский храм, где приложился к чтимой Иверской иконе Божией Матери — главной святыне обители. На солее Иверского собора Предстоятеля приветствовал наместник монастыря, который рассказал о ходе восстановительных работ в обители и пожелал Святейшему Патриарху крепости сил и помощи Божией в несении Первосвятительского служения. На память о посещении монастыря архимандрит Ефрем преподнес в дар Его Святейшеству список Иверской иконы. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил отца наместника и обратился с Первосвятительским словом ко всем присутствующим. Предстоятель отметил, что с особым чувством пересек порог Иверского собора, который «запечатлел и славу нашего Отечества, и его трагические годы». Святейший Патриарх рассказал, что прежде, в годы своего служения в Ленинграде, он часто посещал оскверненный и заброшенный тогда Валдайский монастырь. «Но сегодня я увидел здесь неземную красоту, которую удалось восстановить, — продолжил Святейший Владыка. — Наверное, сейчас монастырь даже более благоустроен, чем до революции».

http://patriarchia.ru/db/text/745463.htm...

Обращение Святейшего Патриарха Алексия к президенту России Владимиру Путину после молебна в Иверском соборе Валдайского монастыря 12 января 2008 г. 17:28 12 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил молебен в Иверском соборе Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря (утром того же дня Святейший Патриарх совершил Малое освящение этого собора и Литургию в новоосвященном храме ). На молебне присутствовал президент России В.В. Путин , к которому после богослужения обратился с приветственным словом Предстоятель Русской Православной Церкви. Ваше превосходительство, глубокоуважаемый Владимир Владимирович! В эти рождественские дни, когда Церковь празднует Рождество Христово, мы имеем радость приветствовать вас в этом древнем намоленном соборном храме. Мы благодарим Вас за то, что Вы воззрели на порушенную святыню. Благодаря Вашему вниманию многие откликнулись на призыв возродить прославленную обитель, чтобы Иверский монастырь с его святыней — Иверской иконой Божией Матери стал вновь тем местом, куда приходили бы люди для духовного утешения, для того чтобы почерпнуть силы на своем жизненном пути. Мы знаем, как вы любите Россию, как любите Вы ее историю, как цените Вы ее святыни, которые подверглись разорению и опустошению в тяжелые годы богоборчества. Я думаю, что в какой-то степени повторяется история. В 1653 году основана эта обитель. Святейший Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович немало сделали для ее становления. Прошли годы упадка этого монастыря, и вновь заботами и попечением главы нашего государства возрождается эта святыня. Я думаю, в веках будут помнить Ваш подвиг возрождения этой святой обители. В первый раз, в 1991 году, когда я посетил передаваемый Русской Православной Церкви Иверский монастырь, он был в таком состоянии, что трудно было представить его возрождение. И вот сейчас, через 16 лет, мы видим возрождение обители, видим новый иконостас, который украшает Иверский собор. Но в то же самое время мы осознаем, что многое еще нужно сделать для того, чтобы вернуть обители ее благолепие и красоту.

http://patriarchia.ru/db/text/349745.htm...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из афонского Иверского монастыря в Москву. Это совершилось 13/26 октября 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви. Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, или старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине. Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать, и умножаются чудеса. Господь испытывает нас не обязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах. Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

http://moral.ru/iverskaya/

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Валдайский Иверский монастырь Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь   — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным. Содержание История [ править править код ] Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам. Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Архив Пн Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь 11 января 2008 г. 19:30 12 января 2008 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит освящение Успенского собора — главного храма Валдайского монастыря. Эта обитель была первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Портал Патриархия.ru публикует рассказ о богатой истории монастыря, который был создан в середине XVII веке Патриархом Никоном по образу Иверского монастыря на Афоне.  История создания обители Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время — в 1654 г. — в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых. В мае 1654 была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины. В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а так же Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место все свое имущество и типографию. С приходом кутеинских монахов, начинает развиваться книгопечатание и переплетное мастерство. До этого на Руси существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010