Есть убо тамо вторый по первому знаменитый храм Богородичен, совокупно при вратех монастырских создан первее еще от царей, кои от христиан грузинских, последи же оновился и от инных многих зело лепо сложенным и крепким каменным зданием, последи же весь иконописася изрядно, коштом и иждивением довольным Светлейшаго Государя, великаго господина, Иоана Сербина, воеводы Кантакузина; есть же сверьху весь покровен оловом, имать же с верьху и главу с окнами, яже аще и меньша от самой начальной главы великой церкви, но от всех инных большая и красивейшая есть, елики обретаются в монастыре, яже внутрь возлегает на четырех столпах мраморных белых, искуснаго сечения, иже высотою же яко объяти мощно человеку; с иконостасом изрядным, с удобреним кандил и свещников; есть же мерен в высоту, долготу же и широту, и помощен изрядными мраморами, пред ними же преддверие лепотное и умаленное обретается, и тут два столпа мраморныые, иже поддержать своды, яже вся иконописана чрез помянутаго господаря Волоскаго, в котором предверии многажды иноцы, наипаче же во время летнее, собираются в собор и разсуждают о потребах монастырских» 17 . II. Описание Иверского Святоозерского монастыря Живописные виды окрестностей озера и лежащих на нем островов весьма понравились Никону, когда он, бывши ещё митрополитом Новгородским, проезжал в 1651 году в Москву. Немедленно по вступлении своем на Патриаршеский престол, он вознамерился устроить на одном из островов этого озера обитель, отличную от обыкновенных – по образцу Иверского Афонского монастыря. Испросив соизволения царя Алексея Михайловича, он отправил на Афонскую гору несколько живописцев, предписав им снять новую копию с чудотворной иконы Божией Матери, а равно доставить самовернейший план монастыря. Когда сии посланные возвратились, Патриарх отправил на остров Валдайского озера искусных зодчих, которые, избрав место для монастыря, построили на этом месте сперва рыбачьи хижины, а потом и деревянную церковь во имя Божией Матери. В 1654 году Никон отправил двух архимандритов и игумена, а потом еще митрополита Новгородского Макария в Боровицкий Духов монастырь, для перенесения мощей преподобного Иакова Боровицкого в новосозидаемую обитель, что они и исполнили.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Праздник Иверской иконы Божией Матери, который Церковь совершает в октябре, связан с принесением списка этой чудотворной иконы из афонского Иверского монастыря в Москву. Это совершилось 13/26 октября 1648 года по просьбе патриарха Никона, тогда еще Новоспасского архимандрита. С великим благоговением приняли русские православные люди этот дар, и скоро Иверская икона стала одной из самых почитаемых в нашей Церкви. Как от свечи возжигается свеча, так умножились списки с этой чудотворной иконы, и нет, наверное, у нас ни одного храма, где не было бы Иверского образа Божией Матери. Среди наиболее известных — Иверская часовня на Красной площади, Иверский храм на Большой Ордынке в Москве, Иверский храм в Санкт-Петербурге, Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Нельзя не упомянуть и образ, написанный еще во времена патриарха Никона, в Новом Иерусалиме, или старинный образ в храме Воскресения в Сокольниках. Кто был в паломнической поездке по Абхазии, тот знает Иверскую гору в Новом Афоне, получившей свое название в честь Иверской иконы, хранящейся на ее вершине. Страшные бури богоборчества с разрушением и осквернением святынь прошли по нашей стране. Но вот, ради верности новых мучеников и исповедников восстанавливается разрушенное. Потому самое существенное, что мы должны усвоить в этот праздник: где благодарная любовь к Божией Матери, там распространяется Ее благодать, и умножаются чудеса. Господь испытывает нас не обязательно исключительными потрясениями, Он посещает нас и как будто в самых обыденных обстоятельствах. Пресвятая Богородица избрана из всех творений, чтобы Христос мог войти в человеческую историю, в человеческий род — спасти его. Она становится Матерью Бога, ставшего человеком, и Ей дано исключительное участие в тайне спасения всех людей. Церковь возлюбила молитвенно созерцать жизнь Приснодевы до Благовещения. Ее рождество — первое видимое явление Той, через Которую придет Спаситель. Введение во Храм, Сретение — первое видимое выражение Ее устремленности к Богу.

http://moral.ru/iverskaya/

Валдайскому монастырю возвращена похищенная более месяца назад древняя Иверская икона Богородицы 21 октября 2020 г. 16:10 19 октября 2020 года митрополит Новгородский и Старорусский Лев возглавил праздничные богослужения в Валдайском Иверском Богородицком Святоозерском мужском монастыре . В этот день в обитель была возвращена похищенная более месяца назад старинная Иверская икона Богородицы, подаренная монастырю Президентом РФ В.В. Путиным. Его Высокопреосвященству сослужили наместник Иверской обители иеромонах Антоний (Битьмаев), насельник монастыря иеромонах Пантелеимон (Шахтахтинский) и клирик Софийского собора иерей Николай Полозов. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова. За богослужением молились сотрудники областного УМВД. По окончании Литургии начальник УМВД России по Новгородской области генерал-майор полиции Андрей Коновалов передал митрополиту Льву Иверскую икону Богородицы и другие ценности. Владыка Лев обратился к собравшимся с приветственным словом. Он напомнил, что Иверская обитель на Валдае была возвращена Церкви в 1991 году, а в 2007 году по распоряжению В.В. Путина монастырь был восстановлен. Одним из пожеланий президента было объединение молодежи вокруг монастыря с помощью устройства рядом с обителью различных молодежных лагерей — интеллектуальных, спортивных и т.д. Таким образом появился православный лагерь «Иверский городок», который уже много лет объединяет молодежь со всей Новгородской области. Владыка Лев также отметил, что В.В. Путин всегда уделял внимание Иверскому монастырю и не раз посещал его. Во время своего первого визита в обитель он подарил Иверскую икону Божией Матери, которая была возвращена. Эта икона изначально находилась в храме Богоявления, после реконструкции Успенского собора образ перенесли туда. «Господь вернул эту икону благодаря совместным трудам правоохранительных служб. Я хочу вам выразить слова благодарности и заверения, что в Валдайской обители вас всегда будут молитвенно вспоминать за этот труд. Желаю вам всяческих благ и помощи Божией в дальнейших трудах на благо государства Российского», — подчеркнул архипастырь.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Лев, митрополит Новгородский и Старорусский (Церпицкий Николай Львович) Дата рождения: 13 апреля 1946 г. Дата хиротонии: 1 ноября 1987 г. Дата пострига: 28 марта 1971 г. День ангела: 3 марта Страна: Россия Биография: Родился в с. Залужье Столбцовского р-на Минской обл. Белоруссии в семье священника. По окончании средней школы, в 1966-1969 гг., служил в рядах Советской армии. В 1969 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в Ленинградскую духовную академию. 28 марта 1971 г. пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, 20 апреля — во иеромонаха. С 1972 г. исполнял послушание личного секретаря митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . В 1975 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. В 1975-1978 гг. проходил стажировку в Григорианском университете в Риме. 8 августа 1978 г. возведен в сан архимандрита, 14 октября назначен настоятелем Крестовоздвиженского собора в Петрозаводске и благочинным храмов Олонецкой епархии, одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в ЛДС. В октябре 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). С 1982 г. исполнял послушание в Москве в ОВЦС . С 13 октября 1983 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Выборге. 1 ноября 1987 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. 20 июля 1990 г. назначен епископом Новгородским и Старорусским. 25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. назначен ( журнал 173 ) главой Новгородской митрополии и утвержден (журнал 169) в должности настоятеля (священноархимандрита) Юрьева мужского монастыря г. Великого Новгорода и Иверского Валдайского мужского монастыря г. Валдай Новгородской обл. 8 января 2012 г. возведен в сан митрополита. 29 декабря 2021 г. присвоено звание почетного члена Санкт-Петербургской духовной академии . Образование: Ленинградская духовная семинария. 1975 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия). Место работы: Новгородская митрополия (Глава митрополии) Место работы: Иверский Святоозерский Валдайский монастырь (Священноархимандрит) Епархия: Новгородская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: Светские: E-mail: novgorod@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.vn-eparhia.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245064...

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли. В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской». К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении. Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

Особенно много гостей посещало монастырь в день празднования Иверской иконы Божией Матери, отмечающийся во вторник Светлой седмицы. В настоятельство архимандрита Лаврентия были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. Внутренняя монастырская жизнь отличалась строгим уставом. В обители шел строгий отбор желающих посвятить свою жизнь Богу, но не все выдерживали монашеские послушания. В начале XX века святую обитель часто посещал церковный писатель С.А. Нилус, вместе со своей семьей он прожил на Валдае около 5 лет. Монастырь в годы советской власти После событий 1917 года монастырь ожидала печальная судьба. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, овощи и фрукты. Осенью 1918 года советской властью у монастыря были отобраны: золотая риза с чудотворной Иверской иконы, все старинные и драгоценные вещи богослужебного использования. Впрочем, вскоре по приказу комиссара Наркомпроса все вещи были возвращены. Новая кампания по изъятию церковных ценностей началась через несколько лет и в тот период Иверский монастырь был разграблен полностью. Тогда же у монахов были отобраны ключи от монастырских кладовых и амбаров, в монастыре образован Рабочий комитет, который потребовал от настоятеля полного его подчинения в монастырских делах. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров — занятых садами, огородами, пахотой, пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для снятия ее с регистрации и намерением «очистить территорию монастыря от нетрудового элемента». Монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

http://patriarchia.ru/db/text/349319.htm...

15 . Звенигород. Саввино Сторожевский монастырь. а) Смирнов С. Описание монастыря, М. 1860 г. б) Строев П. М. Описание рукописей монастырей Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. Сообщил Арх. Леонид СПБ. 1891 г. —10— 16 . Золотоша. Златоношский красногорский Богословский ж. монастырь. Прот. Н. Думитрашко. Историко-статистический очерк, Полтава, 1850 г., с. 42–53. 17 . Иверский святоезерский богородицкий, на острове Валдайского озера, монастырь. а) Силин П. М. Историческое описание Иверского монастыря. СПБ. 1885 г., с. 55–59. б) Арх. Леонид. Акты Иверского Святоозерск. Монастыря V. т. «Русской исторической библиотеки», с. 50–62. 18 . Казань. Духовная Академия. (Порфирьев И. Я.) Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии, Казань, 1881–98 гг., Вып. I, II и часть III. Университет. а) Артемьев А. Исторические рукописи Библиотеки Импер. Казанского Университета. ЖМНПр. 1852 г. 9, 1854 г., 7–8. 1856 г. 5–6; по смерти вновь изданы Е.Е. Замысловским, СПБ. 1882 г. при VII вып. Летописей Занят. Археогр. Ком. (Опис. 70 рукп.). б) Артемьев А. Исторические рукописи Импер. Казанского Университета. СПБ. 1857, отт. Из ЖМНПр. 1857, в) Артемьев А. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Императорского Казанского Университета. СПБ. 1882 г. Летописи Занятий Археографич. Комиссии, вып. VII, с. 1–366, опис. 190 ркп. г) Майков Л. Н. Алфавитный перечень рукописей, хранящихся в б-ке Имп. Казанского Универс. Летописи Занятий Арх. Ком., VII, с. 367–72. д) «Отчет Казанского Университета и учебного округа за 17 лет». Казань. 1844 (Часть собрания ркп. Универс., опис. Артемьевым). е) Список рукописей и редких книг, хранящихся при библиотеке Имп. Казанского Унив., в особом помещении. Казань, 1904 г. Учет. Зап. Казан. Унив. 1904, сент. Зилантов Успенский монастырь. Строев П. Библиологический словарь. —11— 19 . Калуга. Арх. Леонид. Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии. Чтения ОИДР. 1865, кн. IV, 1–115.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В душе Никона возгорелся огонь любви к жизни пустынной, всегда составлявшей предмет его сердечных желаний и стремлений. Он тогда же положил намерение построить здесь на одном из островов св. обитель. С этой мыслью прибыл он в Москву и открылся царю. Благочестивый государь похвалил святое намерение своего друга. Но Никон вскоре отозван был к другому делу, не менее важному и святому. Он отправился в Соловецкий монастырь для перенесения оттуда в Москву св. мощей митрополита Филиппа. На этом пути, занятый мыслью о предполагаемой им обители и размышляя о подвигах страдальцев за веру Христову и Церковь , Никон имел видение, в котором предстал ему святитель Филипп и одобрил его намерение касательно новой обители. При виде Соловецких островов, Никон оживил в себе воспоминания о своей пустынной жизни и еще более утвердился в мысли воздвигнут монастырь на острове Валдайского озера. С этой решимостью возвратился он в Москву из своего святого путешествия и вступил на патриарший престол. Между тем, еще в бытность свою митрополитом новгородским, он много слышал о чудесах Иверской иконы Божией Матери на Афоне. Нередко доходила до слуха его и слава афонских подвижников. Никон хотел теперь соединить воспоминания о ските Анзерском с благоговейными представлениями о св. Афоне и стал «благоумильно» просить царя о позволении построить желаемый монастырь. Царь изъявил согласие на прошение патриарха. Обрадованный исполнением своего желания, Никон немедленно отправил на место, избранное им для Иверской обители, надежнейших из близких к себе иноков, дал им в распоряжение множество людей и поручил вести работы сколько возможно поспешнее. Соответственно местоположению Анзерского скита и посвящению новой обители имени Богоматери, грамотой царя от 6 мая 1654 года озеро Валдайское было переименовано Святым озером, село Валдай – Богородицким и самый монастырьСвятоозерским. Но в расположении зданий монастыря Никон подражал расположению Иверского монастыря Афонской горы. Деятельность в производстве работ была самая быстрая.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Желающим приехать посетить монастырь и потрудиться необходимо предварительно позвонить по телефону и взять благословение на приезд у настоятельницы монастыря. Адрес: Россия, Нижегородская область, Спасский район, пос. Красные Мары, д. 1 Телефоны: +7 (960) 190-10-48 (настоятельница монастыря мон. Елизавета) Электронная почта: krestomar@mail.ru Сайт: Крестовоздвиженском Красномаровском монастыре Гостиница для паломников при Выксунском Иверском женском монастыре, г. Выкса По всем вопросам проживания, трапезы для паломников можно обратиться по телефону: +7 (929) 042-35-09 . Питание и проживание в монастыре бесплатно. Убедительная просьба звонить заранее, количество мест для паломников в монастыре ограниченно. Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Выкса, ул. Краснофлотская, д. 58 Телефоны: +7 (929) 042-35-09 Электронная почта: vyksa.monastyr@yandex.ru Сайт: Выксунский Иверский женский монастырь Паломническая гостиница при Дальне-Давыдовском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», с. Давыдово Монастырь принимает на проживание трудников. Информацию можно уточнить по телефонам. Адрес: Россия, Нижегородская область, Вачский р-н, с. Давыдово, ул. Монастырская, д. 1 Телефоны: +7 (904) 064-03-40 , +7 (902) 307-94-36 Электронная почта: davidovo-200@yandex.ru Сайт: Дальне-Давыдовском женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» Новгородская область [ править править код ] Гостиница Свято-Юрьевского мужского монастыря В гостиницу принимаются семьи или небольшие группы от 10 до 15 человек. В паломническую гостиницу можно заселиться только с благословения наместника монастыря. Благословение на приезд в монастырь следует получить заранее, по электронной почте. По остальным вопросам заселения и пожертвований за проживание обращайтесь по телефону. Паломнический Центр Валдайского Иверского Святоозерского мужского монастыря Поселение в монастырскую гостиницу производится только по предварительной договоренности и заполненной АНКЕТЕ на сайте, т. е. при наличии заранее заказанного паломником или группой паломников номера или места. Полностью правила приема паломников в монастыре смотрите на сайте монастыря .

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010